Открытие аккумулирующего эффекта относится к числу важнейших и значительнейших изобретений в области электротехники.
Еще РІ 1802 РіРѕРґСѓ Р“. Риттер открыл, что РґРІРµ медные пластины, опущенные РІ кислоту Рё соединенные СЃ гальванической батареей, заряжаются Рё РёС… потом РјРѕР¶РЅРѕ РІ течение короткого времени использовать как постоянный источник тока. Рто явление РїРѕР·Р¶Рµ изучалось РјРЅРѕРіРёРјРё РґСЂСѓРіРёРјРё учеными.
В 1854 году немецкий военный врач Вильгельм Зинстеден наблюдал следующий эффект: при пропускании тока через свинцовые электроды, погруженные в разведенную серную кислоту, положительный электрод покрывался двуокисью свинца PbO2, в то время как отрицательный электрод не подвергался никаким изменениям. Если такой элемент замыкали потом накоротко, прекратив пропускание через него тока от постоянного источника, то в нем появлялся постоянный ток, который обнаруживался до тех пор, пока вся двуокись свинца не растворялась в кислоте. Таким образом, Зинстеден вплотную приблизился к созданию аккумулятора, однако он не сделал никаких практических выводов из своего наблюдения.
Только пять лет спустя, РІ 1859 РіРѕРґСѓ, французский инженер Гастон Планте случайно сделал то Р¶Рµ самое открытие Рё построил первый РІ истории свинцовый аккумулятор. Ртим было положено начало аккумуляторной техники.
Аккумулятор Планте состоял из двух одинаковых свинцовых пластин, навитых на деревянный цилиндр. Друг от друга они отделялись тканевой прокладкой. Устроенный таким образом прибор помещали в сосуд с подкисленной водой и соединяли с электрической батареей. Спустя несколько часов, отключив батарею, можно было снимать с аккумулятора достаточно сильный ток, который сохранял в течение некоторого времени свое постоянное значение.
Существенным недостатком аккумулятора Планте была его небольшая емкость - РѕРЅ слишком быстро разряжался. Р’СЃРєРѕСЂРµ Планте заметил, что емкость РјРѕР¶РЅРѕ увеличить специальной подготовкой поверхности свинцовых пластин, которые должны быть РїРѕ возможности более пористыми. Чтобы добиться этого, Планте разряжал заряженный аккумулятор, Р° затем опять пропускал через него ток, РЅРѕ РІ противоположном направлении. Ртот процесс формовки пластин повторялся многократно РІ течение приблизительно 500 часов Рё имел целью увеличить РЅР° обеих пластинах слой РѕРєРёСЃРё свинца.
До тех пор, пока не была изобретена динамо-машина, аккумуляторы представляли для электротехников мало интереса, но когда появилась возможность легко и быстро заряжать их с помощью генератора, аккумуляторы получили широчайшее распространение.
В 1882 году Камилл Фор значительно усовершенствовал технику изготовления аккумуляторных пластин. В аккумуляторе Фора формирование пластин происходило гораздо быстрее. Суть усовершенствования Фора заключалась в том, что он придумал покрывать каждую пластину суриком или другим окислом свинца. При заряжении слой этого вещества на одной из пластин превращался в перекись, тогда как на другой пластине вследствие реакции получалась низкая степень окисла. Во время этих процессов на обеих пластинах образовывался слой окислов с пористым строением, что способствовало скоплению выделяющихся газов на электродах.
Р’ начале XX века усовершенствованием аккумулятора занялся Томас РРґРёСЃРѕРЅ, который хотел сделать его более приспособленным для РЅСѓР¶Рґ транспорта. Р’ результате были созданы железно-никелевые аккумуляторы СЃ электролитом РІ РІРёРґРµ едкого калия, С‚.РЅ. щелочные аккумуляторы. Р’ 1903 РіРѕРґСѓ начинается производство новых портативных аккумуляторов, которые получили широкое распространение РІ транспорте, РЅР° электростанциях Рё РІ небольших судах.
Сначала корпуса аккумуляторов были деревянными, потом эбонитовыми. Аккумуляторные батареи формировались из нескольких элементов, каждый из которых имел рабочее напряжение около 2,2 вольт. Для шестивольтовых аккумуляторов в одном корпусе последовательно соединялись три элемента, для 12-вольтовых - шесть, для 24-вольтовых - двенадцать.
Для легковых автомобилей 6-вольтовая электросистема была общепринятой почти полвека, Рё только РІ 50-С… годах произошел массовый переход РЅР° 12 вольт. Рбонитовые РєРѕСЂРїСѓСЃР° батарей СЃ торчащими наружу или залитыми мастикой перемычками между элементами постепенно уступили место более легким Рё прочным полипропиленовым. Пионером РІ применении синтетических материалов для РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ аккумуляторов выступила РІ 1941 РіРѕРґСѓ австрийская фирма Baren, Р° полипропилен начала использовать американская фирма Johnson Controls РІ середине 60-С…. Р’ конструкции свинцово-кислотных аккумуляторов произошли Рё РґСЂСѓРіРёРµ изменения, повлиявшие РЅР° РёС… параметры Рё СЃСЂРѕРє службы.
Проблемы хранения свинцово-кислотных аккумуляторов
Степень активности газовыделения при сохранении аккумуляторов зависит от выбранных способов их сохранения или консервации, которые влияют, в свою очередь, на работоспособность аккумуляторов при их дальнейшей эксплуатации.
Установлено [1], что РІ процессе сохранения, особенно РїСЂРё положительных температурах, залитых свинцово-кислотных аккумуляторов наблюдается саморазряд аккумуляторов Рё РєРѕСЂСЂРѕР·РёСЏ токоотводов, РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј, положительного электрода Рё интенсивное выделение РІ атмосферу Рћ2 Рё Рќ2. Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє утрате емкости аккумулятора, Р° следовательно, Рё Рє сокращению СЃСЂРѕРєР° его службы.
Установлено также, что интенсивность газовыделения в некоторой степени зависит от конструктивных особенностей токоотводов, частично от сплава, из которого они изготовлены. Так, из аккумуляторов с токоотводами из сплава Pb + 3,8%Sb выделяется газа в 1,5-2 раза меньше, а с токоотводами из сплава Pb + 0,085%Ca - в 8-11 раз меньше по сравнению с серийными аккумуляторами (Pb + 6,3%Sb +0,17%As).
Автором на основе наблюдений за долгосрочным сохранением свинцовых кислотных аккумуляторов систематизированы практические рекомендации, которые содействуют как снижению уровня газовыделения, так и обеспечению последующей работоспособности. [2].
Новые аккумуляторы бывают: незаряженные, с электролитом, сухозаряженные.
Незаряженные аккумуляторы - большая редкость. При маркировке незаряженные аккумуляторы имеют букву "Н". Такие батареи собирают в блок, не подвергая пластины формовке, т.е. заряду в специализированных ваннах. Сохраняться они могут без особого вреда для себя пять-шесть и более лет. Обязательным в таких случаях является плотное завинчивание пробок, должна быть обеспечена герметичность внутреннего объема аккумулятора.
Аккумуляторы новые с залитым электролитом можно ставить на автомобиль и сразу ехать, но для продолжения работоспособности аккумулятора рекомендуется провести для него контрольно-тренировочный цикл: сначала разрядить током, равным 0,1 емкости, до напряжения 10,4 В при плотности электролита 1,24 г/см3, а потом зарядить обычным способом.
Самое полезное - приобрести залитый аккумулятор. Как правило, РѕРЅ заряжается РїРѕ всем правилам РІ заводских условиях. Рлектролит РІ нем чистый, проверенный. Перед отправкой СЃ завода солидный производитель еще РІ заводских условиях каждую батарею пропускает через так называемую камеру "РџРРўРћРљ". Для этой цели РїСЂРёРіРѕРґРЅСѓСЋ для эксплуатации батарею замыкают накоротко РЅР° 200 РјСЃ. РўРѕРє РїСЂРё этом достигает большой величины - РґРѕ 800 Рђ. РќРѕ РЅСѓР¶РЅРѕ отметить, что ГОСТ 959-91 такой проверки РЅРµ предусматривает. Однако собранный СЃ недоработками аккумулятор (например, СЃ плохо пропаянными контактами перемычек) РёР· заводского цеха после таких испытаний РЅРµ выйдет. Понятно, что аккумуляторы РјРЅРѕРіРёС… зарубежных фирм РЅРµ выдержат таких испытаний, так как эти аккумуляторы, как правило, имеют тонкие пластины (тоньше 1 РјРј). Толстые пластины (сечением 1,4 РјРј Рё более) СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ выдерживать существенные перегрузки: РїСѓСЃРє двигателя Р·РёРјРѕР№ или выезд РЅР° стартере РёР· болота или лужи РЅРµ нанесет РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ вреда такому аккумулятору.
Следует помнить, что хранение залитого электролитом, РЅРµ заряженного аккумулятора более 1 РіРѕРґР° без работы является "глубокой старостью", Р° РґРІР° РіРѕРґР° хранения без работы - "верная смерть". Рто означает, что СЃ электролитом, доведенным РґРѕ РЅРѕСЂРјС‹, сохранять аккумулятор РјРѕР¶РЅРѕ только РІ заряженном состоянии для устранения пагубного влияния сульфатации. Сульфатация электродов ускоряется РїСЂРё долгосрочном сохранении без подзарядки.
Для предотвращения этого обязательным условием нормального хранения кислотных аккумуляторов СЃ электролитом является РёС… систематическая подзарядка. Рта подзарядка производится РѕРґРёРЅ раз РІ месяц: для небольших аккумуляторов током 10-часового режима, для больших аккумуляторов (Q>30 РђС‡) током, соответствующим второй ступени зарядной РєСЂРёРІРѕР№, РґРѕ появления  признаков окончания заряда РЅР° протяжении 2 часов. РќР° долгосрочное хранение СЃ электролитом РјРѕР¶РЅРѕ ставить аккумуляторы, которые дают РЅРµ менее 90% номинальной емкости.
Заряженные батареи СЃ электролитом РЅСѓР¶РЅРѕ сохранять РІ прохладном помещении РїСЂРё температуре РЅРµ более 0°С. Рто замедляет саморазряд, газовыделение Рё РєРѕСЂСЂРѕР·РёСЋ пластин Р·Р° время РёС… бездействия.
Максимальный срок сохранения батарей с электролитом, которые не дают отрицательного влияния на емкость и срок службы аккумуляторов с электролитом, составляет: при температуре не выше 0°С - до 1,5 лет, при температуре не менее 20°С - до 9 месяцев.
Минимальная температура должна быть не более 30°С. Батареи, поставленные на сохранение при температуре, которая составляет 0°С и ниже, можно проверять не чаще 1 раза в месяц, при этом необходимо контролировать плотность электролита и его температуру.
Сухозаряженные аккумуляторы отличаются от остальных тем, что их пластины перед сборкой заряжают (формируют), потом промывают и сушат горячим воздухом с температурой от 60 до 180°С при скорости потока воздуха от 2 до 6 м/с.
Сухозаряженные аккумуляторы можно хранить в сухом закрытом помещении при t=5…30°С с плотно завинченными глухими пробками на протяжении 1 года без вреда, 2 года - терпимо, а больше - не рекомендуется. Следует обратить внимание на особенности подготовки сухозаряженных аккумуляторов к заряду после длительного хранения. Для этого аккумуляторы заливают электролитом, плотность которого на 0,02 г/см3 меньше эксплуатационной. Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита нужно провести контроль его плотности. Если плотность электролита уменьшится не более чем на 0,03 г/см3 от плотности заливаемого электролита, то батарею можно сдавать в эксплуатацию без заряда, если плотность электролита уменьшится более чем на 0,03 г/см3, то для батареи нужно провести первичный заряд.
Список литературы
1. Барковский Р’.Р. Рё РґСЂ. Влияние годичного хранения РЅР° параметры необслуживаемых свинцово-кислотных акумуляторов//Рлектротехника. - 1988. - в„–8. - РЎ.6-9.
2. Марфін М.І., Железняк І.Б., Іноземцев А.В. Зниження рівня газовиділення хімічних джерел струму. Міжнародна науково-практична конференція "Екологічні проблеми довкілля та шляхи їх вирішення". ПДПУ ім. В.Г. Короленка. - Полтава, 2002. - С.36-37.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newtehno.by.ru/