Начало жизнеописания Ханса Кристиана Ррстеда РЅРµ предвещает ничего неординарного. Родился РѕРЅ РЅР° РѕРґРЅРѕРј РёР· многочисленных островов Дании РІ семье аптекаря. Его первоначальное образование даже нельзя назвать домашним. Немец-парикмахер обучает его немецкому языку Рё первым действиям арифметики – сложению Рё вычитанию (РґСЂСѓРіРёС… парикмахер РЅРµ знал). Чтение Рё РїРёСЃСЊРјРѕ мальчик осваивает СЃ помощью жены парикмахера. Делению научил его местный пастор, Р° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґСЊСЏ давал СѓСЂРѕРєРё французского языка. Среди РґСЂСѓРіРёС… его учителей РјРѕР¶РЅРѕ найти недоучку-студента Рё просто старших товарищей РїРѕ играм.
С одиннадцати лет Ханс Кристиан уже помогает отцу в аптеке, где у него пробуждается интерес к естественным наукам и возникает желание поступить в университет.
Университет в столице Дании Копенгагене основан еще в 1478 г., но общеобразовательная культура его весьма низка. Достаточно сказать, что с начала ХVIII века кафедра физики в нем была ликвидирована с той целью, чтобы усилить курс богословия [6].
Тем РЅРµ менее РІ 1794 Рі. Ррстед РІ качестве абитуриента выезжает РІ Копенгаген Рё целый РіРѕРґ готовится Рє экзаменам, которые затем успешно выдерживает. РџРѕ окончании трехлетнего обучения РІ университете Ррстед получает звание фармацевта высшей ступени. Впрочем, слово «высший» РЅРё Рѕ чем РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚. Физику Рё С…РёРјРёСЋ, эти фундаментальные для естествоиспытателя науки, преподавал РІ университете РїРѕ совместительству профессор медицины. Вполне понятно, каким был уровень знаний выпускника. Кстати, Р·Р° время обучения Ррстед получает Р·Р° СЃРІРѕРё учебные сочинения – работы РїРѕ эстетике Рё медицине – РґРІРµ золотые медали.
Еще РІ студенческие РіРѕРґС‹ Ханса Кристиана заинтересовали РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ философии, результатом чего стало появление первой печатной работы «Метафизические РѕСЃРЅРѕРІС‹ естествознания Канта» РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· столичных журналов РІ 1798 Рі. Рта работа РІ расширенном варианте принесла автору (без защиты) степень доктора философии. Отметим данный факт как весьма значимый для истории ... электричества.
Выпускник-фармацевт устраивается временным управляющим РѕРґРЅРѕР№ РёР· модных столичных аптек, РЅРѕ сильное желание преподавательской деятельности РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ его Рє должности адъюнкта РїСЂРё университете. Ему поручается чтение РґРІСѓС… лекций РІ неделю без оплаты труда. Следовательно, РѕРЅ должен был продолжать работать РІ аптеке. Рта работа хоть Рё отвлекала РѕС‚ науки, РЅРѕ позволяла использовать оборудование аптеки РІ качестве исследовательской лаборатории. Здесь Р¶Рµ молодой ученый устраивает себе портативный вольтов столб, чтобы демонстрировать студентам гальванические опыты.

РўСЂРё РіРѕРґР° преподавания РІ университете РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚ даром. Старательный адъюнкт был замечен начальством Рё отправлен РІ заграничную командировку для повышения научной квалификации. Сначала Германия, РіРґРµ Ррстед близко знакомится СЃ некоторыми философами Рё основательно изучает философию РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Шиллинга. Затем Париж,РёРєР° Шарля, С…РёРјРёРєР° Бертолле, естествоиспытателя РљСЋРІСЊРµ. Большое впечатление РЅР° молодого ученого РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ студенческие лаборатории Парижской политехнической школы. Ведь РІ СЂРѕРґРЅРѕР№ Дании таких нет. Р РІРѕС‚ его вывод: «Сухие лекции без опытов, какие читают РІ Берлине, РЅРµ нравятся РјРЅРµ. Р’СЃРµ успехи науки должны начинаться СЃ экспериментов». Напомним, что это пишет доктор философии, науки, логические построения которой РїРѕ традиции стоят РЅР° первом месте.
Р РІСЃРµ-таки именно РІ Германии произошла встреча командированного ученого СЃ человеком, талант Рё СѓРј которого оказал глубокое влияние РЅР° его научные интересы. Речь идет Рѕ «гениальном фантазере» Рё сумасброде, неординарном физике Рё С…РёРјРёРєРµ Роганне Вильгельме Риттере, принципиальном стороннике натурфилософии Шеллинга, идеи которой заключались РІ том, что будто Р±С‹ РІСЃРµ силы РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ возникают РёР· РѕРґРЅРёС… Рё тех Р¶Рµ источников. Рти положения Рё заинтересовали Ррстеда.
Молодые ученые, взгляды которых полностью совпадали, проводили РЅРµ только совместные опыты, РЅРѕ Рё стали близкими РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё. Рксперименты проводились РїРѕ теме СЃРІСЏР·Рё электричества СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё физическими явлениями. Что было известно РѕР± этом науке того времени?
1. Рлектричество могло производить механическую работу. (Натертый янтарь притягивает легкие тела. Явление известно сотни лет.)
2. Рлектричество давало свет Рё Р·РІСѓРє. (Рлектрическая РёСЃРєСЂР°.)
3. Рлектричество давало тепло. (Гальваническое раскаливание проволоки.)
4. Рлектричество РјРѕР¶РЅРѕ пробовать РЅР° РІРєСѓСЃ, РѕРЅРѕ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ РґСЂСѓРіРёРµ физиологические действия.
5. Рлектричество обладает химическим действием. (Здесь РїРѕРјРёРјРѕ опытов РїРѕ разложению РІРѕРґС‹ Риттер как первооткрыватель прекрасно знает Рѕ химическом происхождении гальванизма.)
Все подходило под построение положений философии Шеллинга. Только магнетизм в эти рамки не вписывался. Конечно, железные проводники намагничивались иногда электричеством, но это происходило по понятиям науки ХVIII века от механических проявлений электричества (встряска частиц железа).

РќРѕ согласно философским построениям Шеллинга СЃРІСЏР·СЊ между электричеством Рё магнетизмом должна была существовать, Рё это требовалось доказать. Р’РѕС‚ что записал тогда Ррстед: «Мое твердое убеждение, что великое фундаментальное единство пронизывает РїСЂРёСЂРѕРґСѓ. После того как РјС‹ убедились РІ этом, РІРґРІРѕР№РЅРµ необходимо обратить наше внимание РЅР° РјРёСЂ разнообразия, РіРґРµ эта истина найдет СЃРІРѕРµ единственное подтверждение. Если РјС‹ РЅРµ сделаем этого, единство само РїРѕ себе становится бесплодным Рё пустым рассуждением, ведущим Рє неправильным взглядам».
Р’ 1804 Рі. Ррстед возвращается РІ Данию. РќРѕ СЃ работой РІ университете Сѓ него РЅРµ РІСЃРµ было ладно. РћРЅ РЅРµ РјРѕРі рассчитывать РЅР° государственную оплачиваемую должность. Однако, после того как Ррстеду было поручено ведать коллекцией физических Рё химических РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, принадлежащих королю (понятно, что Р·Р° деньги), РѕРЅ решается читать частные лекции РїРѕ физике Рё С…РёРјРёРё.
Если учесть, что в Париже он, по его словам, «ежедневно изучавыступлений был понятен. «Мои лекции по химии, – писал начинающий лектор, – привлекают столько слушателей, что не все могут поместиться в аудитории».
Рменно этими лекциями Ррстед доказал администрации университета СЃРІРѕРµ право РЅР° оплачиваемую штатную должность. Р’ 1806 Рі. РѕРЅ становится экстраординарным профессором физики, РІ функции которого входила обязанность экзаменовать кандидатов РїРѕ философии, Р° также преподавать физику Рё С…РёРјРёСЋ студентам-медикам Рё фармацевтам. «Отныне, – писал СѓР¶Рµ штатный профессор, – СЏ получил привилегию основать физическую школу РІ Дании, для которой СЏ надеюсь найти среди молодых студентов РјРЅРѕРіРѕ талантливых людей».
После этого назначения физика была признана полноправной дисциплиной РІ Копенгагенском университете. Рчерез сто лет РѕРґРёРЅ РёР· его воспитанников Нильс Бор (1855 – 1962) станет РѕРґРЅРёРј РёР· создателей современной квантовой физики. Рђ СЃ 1936 Рі. Американская ассоциация преподавателей, учитывая лекторские таланты Ррстеда, присуждает медаль Ррстеда «За выдающиеся заслуги РІ преподавании физики» наиболее выдающимся профессорам всех стран РјРёСЂР° [7].
Р’ 1812 Рі. Ррстед СЃРЅРѕРІР° выезжает Р·Р° границу – РІ Берлин Рё Париж. Ртам РѕРЅ пишет работу В«Рсследование идентичности электрических Рё химических сил», РіРґРµ пытается показать, что магнитный эффект производится электричеством. Рта работа свидетельствует Рѕ том, что автор продолжает руководствоваться своей философской концепцией, хотя, РїРѕ словам историков физики, «эта философия скорее тормозила, чем двигала вперед его научное развитие».
Р’ 1815 Рі. король Дании предоставил СЃРІРѕСЋ коллекцию физических РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ РІ распоряжение университета. Нетрудно представить себе радость Ррстеда: «Я обладаю теперь прекрасными приборами Рё РјРѕРіСѓ удачно производить любые эксперименты». Наконец-таки СЃ 1817 Рі. теперь СѓР¶Рµ ординарный профессор начинает заведовать кафедрой физики Рё становится членом правления университета.
Педагогическая нагрузка Сѓ Ррстеда была чрезмерно большой. Материальные затруднения вынуждали его брать дополнительную преподавательскую работу сверх РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№. Ртот факт сыграет СЃРІРѕСЋ роль РІ великом открытии, однако Рё РЅРµ мешает экспериментальной работе: «Мои физические исследования РёРґСѓС‚ параллельно РјРѕРёРј лекциям».
Ничто РЅРµ предвещает открытия. Р’ 1818 – 1819 годах Ррстед исследует минералы острова Борнгольм, одновременно читая лекции РІ университете Рё подрабатывая вечерами РЅР° занятиях СЃ аспирантами. РќР° РѕРґРЅРѕРј РёР· таких занятий 15 февраля 1820 Рі. Ррстед демонстрирует слушателям опыт, РіРґРµ магнитная стрелка, подносимая Рє выводам вольтова столба, РЅРµ реагирует РЅР° электрический заряд полюсов. Ртут Сѓ него возникает мысль «попытаться установить влияние РїСЂРѕРІРѕРґР°, НАГРЕТОГО электрическим током», РЅР° магнит [8]. Ррстед замыкает РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРѕРј полюсы вольтова столба Рё ... РўСѓС‚ свидетельства очевидцев расходятся. РћРґРЅРё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что швейцар института, РґСЂСѓРіРёРµ – что РѕРґРёРЅ РёР· аспирантов заметил, что РІ момент замыкания РїСЂРѕРІРѕРґРѕРј полюсов стрелка находившегося СЂСЏРґРѕРј компаса отклонилась (СЂРёСЃ.1). РћРЅ был занят манипуляциями скручивания РїСЂРѕРІРѕРґРѕРІ. Рђ РІРѕС‚ наблюдательный очевидец немедленно доложил РѕР± этом лектору. Теперь Рё сам преподаватель РјРѕРі убедиться РІ обнаружившемся феномене.
Так состоялось открытие, к которому уже солидный ученый шел долгие годы.
Рффект легко воспроизводился. Р Ррстед решает продолжить исследования РІ СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕР№ обстановке – РІ лаборатории.
Момент истины
Еще СЃ 1817 Рі. РІ распоряжении Ррстеда была большая гальваническая батарея, сделанная РёРј совместно СЃРѕ СЃРІРѕРёРј РґСЂСѓРіРѕРј, советником королевского СЃСѓРґР°, Рсмархом. Батарея состояла РёР· 20 медно-цинковых пластин, каждая площадью 10 РЅР° 10 РґСЋР№РјРѕРІ, С‚. Рµ. 650 СЃРј2. Рта батарея быстро раскаляла замыкающие ее проволочки. Р’СЃРєРѕСЂРµ экспериментатор заметит, что источник тока может быть Рё менее мощный, Р° температура нагретой проволоки РЅРµ сказывается РЅР° результатах опыта.
Р’ опытных изысканиях Ррстеда РїРѕРјРёРјРѕ Рсмарха принимают участие президент Датского королевского общества Влейгель, профессор эстетики Гаух, профессор естественной истории Рейнгардт, С…РёРјРёРє-органик Цейзе. Впрочем, опыты РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј
Ррстед, Р° последним демонстрировал только те, РІ которых ему «удавалось наблюдать какое-РЅРёР±СѓРґСЊ замечательное явление» [9].
Для начала Ррстед повторил условия своего лекционного опыта, Р° затем стал РёС… менять. Р РІРѕС‚ что обнаружилось. «Если расстояние РѕС‚ проволоки РґРѕ стрелки РЅРµ превосходит 3/4 РґСЋР№РјР°, отклонение составляет 450. Если расстояние увеличивать, то СѓРіРѕР» пропорционально уменьшается. Абсолютная величина отклонения изменяется РІ зависимости РѕС‚ мощности аппарата». (Рспользуя данное сообщение,В Рђ.Рњ. Ампер РІСЃРєРѕСЂРµ предложит РЅР° его принципе магнитоэлектрический гальванометр, роль которого РІ развитии электрической науки трудно преувеличить.)
Дальше начались вообще чудеса. Ркспериментатор решает проверить действие РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРѕРІ РёР· различных металлов РЅР° стрелку. Для этого берутся проволоки РёР· платины, золота, серебра, латуни, свинца, железа. Р Рѕ чудо! Металлы, которые РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ обнаруживали магнитных свойств, становились как Р±С‹ магнитными, РєРѕРіРґР° через РЅРёС… протекал электрический ток.
Ррстед стал экранировать стрелку РѕС‚ РїСЂРѕРІРѕРґР° стеклом, деревом, смолой, гончарной глиной, камнями, РґРёСЃРєРѕРј электрофора. Ркранирование РЅРµ состоялось. Стрелка СѓРїРѕСЂРЅРѕ отклонялась. Отклонялась даже тогда, РєРѕРіРґР° ее поместили РІ СЃРѕСЃСѓРґ СЃ РІРѕРґРѕР№. Последовал вывод: «Такая передача действия СЃРєРІРѕР·СЊ различные вещества РЅРµ наблюдалась Сѓ обычного электричества Рё электричества вольтаического». Значит, это было РЅРµ электрическое, Р° чисто магнитное действие!
РљРѕРіРґР° соединительную проволоку Ррстед ставил вертикально, то магнитная стрелка совсем РЅРµ указывала РЅР° нее, Р° располагалась как Р±С‹ РїРѕ диаметру окружности СЃ центром РїРѕ РѕСЃРё проволоки (СЂРёСЃ. 2). Рсследователь предложил считать действие проволоки СЃ током Р’РХРЕВЫМ, так как именно РІРёС…СЂСЏРј свойственно действовать РІ противоположных направлениях РЅР° РґРІСѓС… концах РѕРґРЅРѕРіРѕ диаметра.
РЈР¶Рµ РІ РёСЋРЅРµ 1820 Рі. РҐ.Рљ. Ррстед печатает работу РїРѕРґ заголовком: «Опыты, относящиеся Рє действию электрического конфликта РЅР° магнитную стрелку». Р’ ней ученый пишет резюме: «Основной вывод РёР· этих опытов состоит РІ том, что магнитная стрелка отклоняется РѕС‚ своего положения равновесия РїРѕРґ действием вольтаического аппарата Рё что этот эффект проявляется, РєРѕРіРґР° контур замкнут, Рё РѕРЅ РЅРµ проявляется, РєРѕРіРґР° контур разомкнут. Рменно потому, что контур оставался разомкнутым, РЅРµ увенчались успехом попытки такого Р¶Рµ СЂРѕРґР°, сделанные несколько лет тому назад известными физиками».
Так РІРѕС‚ РіРґРµ, оказывается, была собака зарыта! Р РіСЂРѕР·РѕРІРѕР№ разряд, замыкая цепь между заряженным облаком Рё «землей», образовывал РІРѕРєСЂСѓРі себя магнитное поле Рё намагничивал предметы. РўРѕ Р¶Рµ делал разряд лейденской банки, заставляя течь электрические заряды через стальную иголку. Впрочем, РІ последнем случае РЅРµ РІСЃРµ было так просто. РџРѕР·Р¶Рµ окажется, что разряд лейденской банки имеет колебательный характер Рё это вызывало затруднения. Рђ СЃ гальваническими элементами РІСЃРµ было очень просто. Никаких сложностей. Рмей источник тока, обрывок проволоки, компас Рё ... убеждайся РІ выводах Ррстеда.
Знаменательными РІ работе данного ученого являются признания, свидетельствующие Рѕ том, что его натурфилософские идеи были совсем РЅРё РїСЂРё чем, РєРѕРіРґР° РѕРЅ сделал открытие. «Я совершенно РЅРµ Р±СѓРґСѓ входить РІ подробности тех идей, – пишет Ррстед, – которые руководили РјРЅРѕСЋ РїСЂРё РјРѕРёС… исследованиях, так как это РЅРµ может содействовать уяснению полученного результата. РЇ ограничусь только фактами, которые делают этот результат очевидным».
Действительно, факты – упрямая вещь, Рё после опытов Ррстеда РѕРЅРё ставили науку РІ затруднительное положение. Казалось, РІСЃРµ просто, РЅРѕ РёР· экспериментов следовало, что сила, действующая между магнитным полюсом Рё током РІ РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєРµ, направлена РЅРµ РїРѕ соединяющей РёС… РїСЂСЏРјРѕР№, Р° РїРѕ нормали Рє этой РїСЂСЏРјРѕР№, С‚. Рµ. перпендикулярно. Ртот факт подвергал сомнению РІСЃСЋ ньютонианскую систему построения РјРёСЂР°. Рто почувствовали сразу переводчики, переводившие РЅР° французский, итальянский, немецкий Рё английский языки латинский текст датского ученого. Зачастую, сделав буквальный перевод, представлявшийся РёРј неясным, РѕРЅРё приводили РІ примечаниях латинский оригинал [10].
В своей знаменитой работе автор пытается выработать правило, с помощью которого можно было бы заранее определить направление магнитного действия сил, возникающих в проводнике при прохождении по нему электрического тока. Предсказать событие, которое должно произойти при определенных условиях, – это и есть задача фундаментальной науки.
Вот это правило: «Полюс, который видит отрицательное электричество входящим над собой, отклоняется к западу, а полюс, который видит его входящим под собой, отклоняется к востоку».

Прочитав такое правило, современный человек будет испытывать легкое замешательство. Мало того, что Сѓ магнитов РґРІР° полюса – северный Рё южный, Р° здесь РЅРµ написано – какой, так еще выходит, что эти полюса РјРѕРіСѓС‚ видеть. Ррстед Рё сам понимает несовершенство формулировки Рё пишет далее: «Чтобы СЏСЃРЅРѕ представить себе этот закон Рё видеть, как РѕРЅ согласуется СЃ фактами, повторение опытов лучше РІСЃСЏРєРёС… объяснений».
РќСѓ Р° как Р¶Рµ быть СЃРѕ зрением Сѓ магнитных полюсов? РўРѕР¶Рµ ничего мистического. Просто Ррстед пытается дать мнемоническое правило для лучшего запоминания процесса. РћРЅРѕ РЅРµ получилось Сѓ него четким, зато совершенствовалось следующими поколениями.
Послесловие
Плохое знание предыстории открытия Ррстеда послужило РїРѕРІРѕРґРѕРј Рє неприятному инциденту, произошедшему РІ академическом журнале «Успехи физических наук».
Р’ декабрьском номере журнала (1950, том 42, вып. 4) была напечатана статья «Открытие СЃРІСЏР·Рё электрических Рё магнитных явлений Р.Рђ. Двигубским». Автор статьи Р’.Р. Лебедев, ссылаясь РЅР° учебник РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ профессора Р.Рђ. Двигубского 1808 Рі. издания, РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ описание опыта намагничивания железной стрелки РїСЂРё разряде лейденской банки Рё делает заключение: «Таким образом, РјРѕР¶РЅРѕ утверждать, что первые эксперименты, лежащие РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ учения РѕР± электромагнетизме, были осуществлены РІ Р РѕСЃСЃРёРёВ».
Опровержения РЅРµ заставили себя ждать. Автору Рё редакции журнала было указано читателями, что «опыты РїРѕ намагничиванию стальных РёРіР» разрядом лейденской банки производились многократно РЅР° протяжении всей второй половины РҐVIII века. РќРµ подлежит никакому сомнению, что Р.Рђ. Двигубский был знаком СЃ этими работами Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ позволил Р±С‹ себе претендовать РЅР° столь устаревшее открытие, РґР° Рё РЅРµ претендовал РЅР° него вовсе». Р’СЃРµ дело РІ том, что исследователи того времени, «хотя Рё наблюдали действие разряда РЅР° магнитное состояние стрелки, РЅРµ выводили РёР· этого никакой зависимости».
Приведенные строки принадлежат советскому профессору Я.Г. Дорфману, впоследствии автору двухтомной «Всемирной истории физики». Приведем также заключительный абзац письма в редакцию историка физики.
«Статья Р’.Р. Лебедева может быть использована исключительно РІРѕ вред РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ приоритете СЂСѓСЃСЃРєРёС… ученых; это надо сказать СЃРѕ всей ясностью. Рстория науки есть тоже наука, которая требует кропотливой Рё тщательной работы над первоисточниками. РџРѕРіРѕРЅРµ Р·Р° легкой сенсацией РЅРµ место РІ советской исторической науке». Для 50-С… РіРѕРґРѕРІ это были очень смелые слова. Еще были Р¶РёРІС‹ Сталин Рё Берия, Р° РІ те времена статья СЃ такими «приоритетами» РЅРµ была единственной.
Редакция журнала посчитала «своим долгом принести извинения читателям за помещение непроверенных материалов».
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.connect.ru/