Построение правил (норм) мышления, а также задание основных "кирпичей" ("начал"), из которых можно было строить "здание" подлинного мира создало новую интеллектуальную ситуацию, а именно, привело античных философов к необходимости решать серию не менее сложных задач. Дело в том, что с точки зрения "начал" и правил мышления все ранее полученные знания и представления нуждались в переосмыслении и чтобы соответствовать этим началам и правилам, должны были быть получены заново. Конкретно в переосмыслении нуждались знания, заимствованные греками от египтян и шумер (математические и астрономические), знания, полученные самими греками (софистами и натурфилософами) в ходе рассуждений, наконец, собственные и заимствованные с Востока мифологические и религиозные представления. Все эти знания и представления воспринимались как "темное", "запутанное" познание подлинного мира. Чтобы получить о нем правильное, ясное представление, сначала необходимо было выбрать некоторую область знаний и представлений (область бытия) и критически отнестись к этим полученным ранее знаниям и представлениям, при этом нужно было отбросить ложные и абсурдные знания и представления и оставить правдоподобные. Следующий шаг – нахождение (построение) "начал", соответствующих данной области бытия. По сути, эти "начала" задавали исходные идеальные объекты и операции: область знаний и доказательств, опирающиеся на эти начала, и называли "наукой". Последний шаг – действия с идеальными объектами (по форме это выливалось в доказательства и решения "проблем"): сведение более сложных, еще не описанных в науке идеальных объектов к более простым, уже описанным. Действия с идеальными объектами подчинялись, с одной стороны, правилам мышления (т.е. логике), с другой – отвечали строению "начал" (т.е. онтологии). В ходе разворачивания и построения наук уточнялись уже известные правила мышления и начала и, если это было необходимо, создавались новые.
Параллельно с этим процессом складывается и психологическая сторона научного мышления. Усвоение способов оперирования с выражениями типа "А есть В", следование правилам мышления, обоснование и формулирование начал доказательства и тому подобные моменты способствовали образованию целого ряда новых психологических установок. Прежде всего формируется установка на выявление за видимыми явлениями того, что есть на самом деле. ("Проницательность, – пишет Аристотель, – есть способность быстро найти средний термин. Например, если кто-либо видит, что против солнца луна всегда светится, он сразу же понимает, почему это так, именно вследствие освещения луны солнцем... если опадают листья или наступает затмение, то есть ли причина затмения или опадания листьев. Например, если первый случай имеет место, то причина в том, что дерево имеет широкие листья, а причина затмения – в том, что земля стала между солнцем и луной" [9, c. 248, 281]). Здесь свечение луны или затмение – то, что лежит на поверхности чувств, а освещение луны солнцем и расположение земли между солнцем и луной – то, что есть на самом деле, т. е. научное знание и причина.
Другая установка научного мышления – способность удивляться Рё изумляться полученному знанию или выясненной причине (началу). Рто удивление Рё изумление как момент мудрости носило остаточный сакральный характер. Открытие знания или причины было делом божественного разума Рё поэтому вызывало изумление. РЎ этим же тесно связана Рё способность искать доказательство Рё рассуждение, дающие знание или же позволяющие уяснить причину. Поскольку для построения доказательства или рассуждения, как правило, необходимо построить цепочку связанных между СЃРѕР±РѕР№ выражений типа "Рђ есть Р’", формировалась также способность РїРѕРёСЃРєР° правильного действия РІ сфере идеальных объектов Рё теоретических знаний, без РѕРїРѕСЂС‹ РЅР° эмпирические знания.
Важной способностью и ценностью становится и желание рассуждать правильно, следовать правилам истинного мышления, избегать противоречий, а если они возникали – снять их. На основе перечисленных установок и связанных с ними переживаний, которые рассматривались как наслаждение ("Если поэтому так хорошо, как нам – иногда, богу – всегда, то это – изумительно..."), а также самой деятельности мышления (получение в рассуждении и доказательстве новых знаний, уяснение причин, следование правилам мышления и т.д.), постепенно складывается античная наука. Ее характер определяется также осознанием научного мышления (ума, разума, науки) как особого явления среди других (мышление и чувственное восприятие, наука и искусство ("технэ"), знание и мнение, софизмы и доказательства и т.д.). В целом, как мы уже отмечали, вся работа воспринималась как познание подлинного мира, конечная же цель подобного познания – уподобление Творцу, что вело к бессмертию (по Платону) и высшему наслаждению (по Аристотелю). Однако переоценивать эти обосновывающие и замыкающие теологические моменты было бы неправильным, также как и недооценивать.
Главное было РІ РґСЂСѓРіРѕРј: РЅР° сцену истории вышло рациональное научное мышление. Рменно РѕРЅРѕ стало главной пружиной, обеспечивающей развитие античной культуры. Р’ античности всегда существовали РґРІР° культурных начала – религиозно-мифологические представления, соответствующие культуре древних царств, Рё философско-научные (РІ античном понимании философии Рё науки). РќРѕ роль второго начала была ведущей Рё постоянно возрастала, именно РїРѕРґ влиянием крепнущих Рё усложняющихся философско-научных представлений происходило переосмысление РЅРµ только религиозно-мифологических, РЅРѕ Рё всех прочих представлений РІ сфере античного "производства", искусства, быта. Рнтересно, что РІ отличие РѕС‚ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ культуры РґРІР° начала античной культуры – РѕРґРЅРѕ выражающее традиции Рё старину, Р° РґСЂСѓРіРѕРµ – новации Рё современность, РЅРµ только РЅРµ отрицали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, РЅРѕ скорее наоборот, находились РІ культурном СЃРёРјР±РёРѕР·Рµ, обеспечивающем органическое развитие античной культуры. Греческий гений нашел изумительное решение: представить РЅРѕРІРѕРµ, современное как рожденное РёР· старого, уходящее РІ него РєРѕСЂРЅСЏРјРё. Р’ известном мифе Рѕ рождении Афины Паллады, вышедшей РёР· головы Зевса, роль старой религиозно-мифологической культуры олицетворяет Зевс (РѕРЅ стоит РІРѕ главе пантеона Р±РѕРіРѕРІ, характерных для культуры древних царств), Р° сама Афина – покровительница философов Рё ученых, Р±РѕРіРёРЅСЏ мудрости – символизирует РЅРѕРІСѓСЋ рациональную, философско-научную культуру. РќРѕ важно, что Афина Паллада – это также любимая дочь Зевса, воплощение его мудрости (РѕРЅР° вышла РїСЂСЏРјРѕ РёР· головы Зевса РІ полном облачении Рё доспехах), Рё РІ то же время Афина Паллада РЅРµ менее могущественна, чем сам Зевс.
Понимание техники
Напомним, что античное "технэ" – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками (и военная техника, и игрушки, и модели, и изделия ремесленников и даже произведения художников). В старой религиозно-мифологической традиции изготовление вещей понималось как совместное действие людей и богов, причем именно боги творили вещи, именно от божественных усилий и разума вещи получали свою сущность. В новой, научно-философской, традиции еще нужно было понять, что такое изготовление вещей, ведь боги в этом процессе уже не участвовали. Философы каждый день могли наблюдать как ремесленники и художники создавали свои изделия, однако обычное для простого человека дело в плане философского осмысления было трудной проблемой. Рвот почему. Античная философия сделала предметом своего анализа прежде всего науку (аристотелевское episteme – достоверное знание). Античные "начала" и "причины" – это не столько модели действительности, сколько нормы и способы построения достоверного (научного) знания. Соответственно весь мир (и создание вещей в том числе) требовалось объяснить сквозь призму знания, познания и науки. У Платона есть любопытное рассуждение [56, Х 595D]. Он говорит, что существуют три скамьи: идея ("прообраз") скамьи, созданная самим Богом, копия этой идеи (скамья, созданная ремесленником) и копия копии – скамья, нарисованная живописцем. Если для нашей культуры основная реальность – это скамья, созданная ремесленником, то для Платона – идея скамьи. Рдля остальных античных философов реальные вещи выступали не сами по себе, а в виде воплощений "начал" и "причин". Поэтому ремесленник (художник) не творил вещи (это была прерогатива бога), а лишь выявлял в материале и своем искусстве то, что было заложено в природе. При этом сама природа понималась иначе, чем в Новое время.
"РџСЂРёСЂРѕРґР°, – РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Аристотель, – есть известное начало Рё причина движения Рё РїРѕРєРѕСЏ для того, чему РѕРЅР° присуща первично, РїРѕ себе, Р° РЅРµ РїРѕ совпадению" [6, СЃ. 23]. РџРѕРґ РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ понималась реальность, позволяющая объяснить изменения Рё движения, происходящие сами СЃРѕР±РѕР№ ("естественные" изменения, как стали говорить потом РІ РќРѕРІРѕРµ время), Р° РЅРµ РІ силу воздействия человека. Поскольку источником изменений, происходящих сами СЃРѕР±РѕР№, РІ конечном счете РјРѕРі быть только Р±РѕРі, РїСЂРёСЂРѕРґР° мыслилась одновременно Рё как живое, органическое Рё сакральное целое. Например, Небо Сѓ Аристотеля – это Рё небо, Рё источник всех изменений Рё движений, Рё перводвигатель, как причина этих изменений, Р° также божество, созерцающее (мыслящее) само себя. Следуя выработанному РёРј методу – установления начал рассуждения (СЂРѕРґРѕРІ бытия) Рё определения иерархии этих начал (РѕС‚ первых, самых общих, РєРѕ вторым, менее общим), Аристотель ищет самое первое начало Рё источник всех наблюдаемых человеком движений Рё изменений. Рменно такое начало РѕРЅ Рё называет "РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№". Поскольку самодвижение Аристотель считал РЅРµ существующим, зато всегда различал движущее Рё движимое, РѕРЅ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє идее неподвижного "перводвигателя": "Необходимо должно существовать нечто вечное, что движет как первое... Рё должен существовать первый неподвижный двигатель" [6, СЃ. 153]. Далее Аристотель, апеллируя Рє тому, что РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ движение существовало всегда, доказывает следующее положение: "...первый двигатель движет вечным движением Рё бесконечное время. Очевидно, следовательно, что РѕРЅ неделим, РЅРµ имеет РЅРё частей, РЅРё какой-либо величины" [6, СЃ. 168-171]. Что же может быть источником всех движений Рё изменений, быть неподвижным, РЅРµ иметь РЅРё частей, РЅРё величины, двигать вечным движением Рё бесконечное время? Ответ, как известно, Аристотель дает неожиданный Рё парадоксальный: первый двигатель – это божественный разум (Единое), живое деятельное существо, бытие которого есть "мышление Рѕ мышлении", С‚.Рµ. рефлексия. [РЎРј.: 5, СЃ. 5, 211; 6, СЃ. 153, 171]. Ртак, РїСЂРёСЂРѕРґР° РїРѕ Аристотелю – это первое начало движения Рё божественный разум ("предмет желания Рё предмет мысли, РѕРЅРё движут (сами) РЅРµ находясь РІ движении"). Рменно Р±РѕРі вложил РІ РїСЂРёСЂРѕРґСѓ прообразы (идеи, сущности) всех вещей Рё изделий. Если человек, занимаясь наукой, узнавал "начала" Рё "причины" вещей, С‚.Рµ. прообразы РёС…, РѕРЅ РјРѕРі затем Рё создать (выявить РІ материале) соответствующие вещи. РќРѕ лишь постольку, поскольку РѕРЅРё были сотворены Р±РѕРіРѕРј Рё помещены РІ РїСЂРёСЂРѕРґСѓ РІ РІРёРґРµ "начал" Рё "причин".
Ртак, СЃ точки зрения Платона, человек создает некоторую вещь, подражая ее идее, причем идею создал Творец. РќРѕ что значит подражать идее? Рто было РЅРµ очень понятно. РџРѕ Платону получалось, что относительно философского познания, ведущего РѕС‚ вещей Рє идеям, изготовление вещей, уводящее РѕС‚ идей Рє вещам, является обратной операцией, Р°, следовательно, РїРѕ сравнению СЃ философским занятием делом, нестоящим настоящих усилий. Ценным, ведущим Рє Благу, считал Платон, является только достижение бессмертия, Р° это предполагало жизнь философией Рё наукой. Решение РїСЂСЏРјРѕР№ задачи считалось занятием благородным, поскольку приближало человека Рє подлинному бытию, Р° решение обратной – занятием РЅРёР·РєРёРј, так как удаляло человека РѕС‚ этого бытия. Р’ представлениях античных мыслителей можно отметить известную двойственность, противоречивость. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅРё РЅРµ отрицали значения научных знаний (особенно арифметики Рё геометрии) для практики Рё техники (искусства). "РџСЂРё устройстве лагерей, занятия местностей, – пишет Платон, – стягивания Рё развертывания РІРѕР№СЃРє Рё различных РґСЂСѓРіРёС… военных построениях как РІРѕ время сражения, так Рё РІ походах, конечно, скажется разница между знатоком геометрии Рё тем, кто ее РЅРµ знает". РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ же стороны, это значение несравнимо СЃ тем, которое имеет научное знание как чистое созерцание божественного разума или блага. Продолжая, Платон уточняет: "РќРѕ для этого было Р±С‹ достаточно какой-то незначительной части геометрии Рё счета. Надо, однако, рассмотреть преобладающую ее часть, имеющую более широкое применение: направлена ли РѕРЅР° Рє нашей цели, помогает ли РѕРЅР° нам созерцать идею блага" [56, СЃ. 526d-e].
А вот как рассуждает Аристотель. В "Метафизике", сравнивая людей "опытных", однако не знающих науки, с людьми и опытными, и знакомыми с наукой, он пишет следующее: "В отношении к деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства, напротив, мы видим, что люди, действующие на основе опыта, достигают даже большего успеха, нежели те, которые владеют общим понятием, но не имеют опыта... Если кто поэтому владеет общим понятием, он не имеет опыта... и общее познает, а заключенного в нем индивидуального не ведает, такой человек часто ошибается... Но все же знание и понимание мы приписываем скорее искусству, чем опыту, и ставим людей искусства (дословно "техников" – авт.) выше по мудрости, чем людей опыта, ибо мудрости у каждого имеется больше в зависимости от знания: дело в том, что одни знают причину, а другие нет" [5, с. 20]. Позиция явно двойственная: с одной стороны, вроде бы техники, вооруженные наукой (знанием причин), должны действовать эффективнее людей чистого опыта, с другой – они ошибаются чаще их.
Здесь есть, как РјС‹ уже говорили, СЃРІРѕСЏ логика. Ведь что такое техническое действие Рё технические изделия СЃ точки зрения античных мыслителей? Рто РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРµ явление – изменение, порождающее вещи. РќРѕ Рё то Рё РґСЂСѓРіРѕРµ (Рё изменение Рё вещи) РЅРµ принадлежат идеям или сущностям, которые изучает наука. РџРѕ Платону, изменение (возникновение), происходящее внутри технического действия, – РЅРµ бытие ("есть бытие, есть пространство Рё есть возникновение"), Р° вещи – РЅРµ идеи, Р° всего лишь РєРѕРїРёРё идей. Для Аристотеля бытие Рё вещи также РЅРµ совпадают, Р° изменение есть "переход РёР· возможного бытия РІ действительное". Р’ последнем случае изменение получает осмысленную трактовку Рё, что важно, сближается СЃ представлением Рѕ деятельности.
Аристотель, вообще, как известно, отрицавший платоновскую концепцию идей, тем РЅРµ менее пытался, как РјС‹ отмечали выше, понять, что такое создание вещей, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· предположения Рѕ том, что РІ этом процессе важная роль отводится познанию Рё знаниям. Его рассуждение, как РјС‹ РїРѕРјРЅРёРј, таково: если известно, что болезнь представляет СЃРѕР±РѕР№ то-то (например, неравномерность), Р° равномерность предполагает тепло, то, чтобы устранить болезнь, необходимо нагревание. Познание Рё мышление – это, РїРѕ Аристотелю, движение РІ знаниях, Р° также рассуждение, которое позволяет найти последнее звено (РІ данном случае тепло), Р° практическое дело, наоборот, – движение РѕС‚ последнего звена, опирающееся РЅР° знания Рё отношения, полученные РІ предшествующем рассуждении. Рто Рё будет, РїРѕ Аристотелю, создание вещи. Для современного сознания РІ этом рассуждении нет ничего особенного, РІСЃРµ это достаточно очевидно. РќРµ так обстояло дело РІ античные времена. РЎРІСЏР·СЊ деятельности РїРѕ созданию вещей СЃ мышлением Рё знаниями была РЅРµ только РЅРµ очевидна, РЅРѕ, напротив, противоестественна. Действие – это РѕРґРЅРѕ, Р° знание – РґСЂСѓРіРѕРµ. Потребовался гений Аристотеля, чтобы соединить эти РґРІРµ реальности.
Созданная Аристотелем поистине замечательная конструкция действия, опирающегося РЅР° знание Рё мышление, предполагает, правда, что знания отношений, полученные РІ таком мышлении, снимают РІ себе РІ обратном отношении практические операции. Действительно, если тепло есть равномерность, то предполагается, что неравномерность устраняется действием нагревания. РќРѕ всегда ли это так? Р’ СЂСЏРґРµ случаев РґР°. Например, анализ античной практики, которая стала ориентироваться РЅР° аристотелевское решение Рё конструкцию практического действия, показывает, что были РїРѕ меньшей мере три области, РіРґРµ знания отношений, полученных РІ научном рассуждении, действительно, позволяют найти это последнее звено Рё затем выстроить практическое действие, дающее нужный эффект. Рто были геодезическая практика, изготовление РѕСЂСѓРґРёР№, основанных РЅР° действии рычага, Рё определение устойчивости кораблей РІ кораблестроении. РџСЂРё прокладке РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° Рвпалина, который копался СЃ РґРІСѓС… сторон РіРѕСЂС‹, греческие инженеры, как известно, использовали геометрические соображения (вероятно, РїРѕРґРѕР±РёРµ РґРІСѓС… треугольников, описанных РІРѕРєСЂСѓРі РіРѕСЂС‹ Рё измерили соответствующие углы Рё стороны этих треугольников; РѕРґРЅРё стороны Рё углы РѕРЅРё определяли РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ измерений, Р° РґСЂСѓРіРёРµ определяли РёР· геометрических отношений). Аналогично Архимед, опираясь РЅР° закон рычага (который РѕРЅ сам вывел), определял РїСЂРё заданной длине плеч Рё РѕРґРЅРѕР№ силе РґСЂСѓРіСѓСЋ силу, С‚.Рµ. вес, который рычаг РјРѕРі поднять (или РїСЂРё заданных остальных элементах определял длину плеча). Сходным образом (С‚.Рµ. РєРѕРіРґР° РїСЂРё РѕРґРЅРёС… заданных величинах высчитывались РґСЂСѓРіРёРµ) Архимед определял центр тяжести Рё устойчивость кораблей. Можно заметить, что РІРѕ всех этих трех случаях знания отношений моделировали реальные отношения РІ изготовляемых вещах.
РќРѕ РЅРµ меньше, Р° скорее больше было РґСЂСѓРіРёС… случаев, РєРѕРіРґР° знания отношений РЅРµ могли быть рассмотрены как модель реальных отношений РІ вещах. Например, Аристотель утверждал, что тела падают тем быстрее, чем больше весят, однако сегодня РјС‹ знаем, что это РЅРµ так. Опять же Аристотель РіРѕРІРѕСЂРёР», что нагревание ведет Рє выздоровлению, РЅРѕ РІ каких случаях? Рзвестно, что РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях нагревание усугубляет заболевание. Хотя Аристотель Рё различил естественное изменение Рё создание вещей Рё даже ввел понятие РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РѕРЅ РЅРµ РјРѕРі понять, что моделесообразность знания практическому действию как-то связана СЃ понятием РїСЂРёСЂРѕРґС‹. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, РїСЂРёСЂРѕРґР° Рё естественное понимались РІ античности РЅРµ так, как РІ культуре РќРѕРІРѕРіРѕ времени. Естественное просто противопоставлялось искусственному, С‚.Рµ. сделанному или рождающемуся самостоятельно. РџСЂРёСЂРѕРґР° понималась как РѕРґРёРЅ РёР· РІРёРґРѕРІ бытия наряду СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё, Р° именно как такое "начало, изменения которого лежат РІ нем самом". РџСЂРёСЂРѕРґР° РЅРµ рассматривалась как источник законов РїСЂРёСЂРѕРґС‹, СЃРёР» Рё энергий, как необходимое условие инженерного действия. Р’ иерархии начал бытия РїСЂРёСЂРѕРґРµ отводилась хотя Рё важная роль (источника изменений, движения, самодвижения), РЅРѕ РЅРµ главная. Устанавливая СЃРІСЏР·СЊ действия Рё знания, Аристотель апеллировал РЅРµ Рє устройству РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° Рє сущности деятельности. Р’ результате полученные РІ античности знания Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ РёС… использования РїРѕ Аристотелю только РІ некоторых случаях давали благоприятный, запланированный эффект. Вероятно, поэтому гениальное открытие Аристотеля смогли удачно освоить Рё использовать (РґР° Рё то РІ отдельных областях) только отдельные, исключительно талантливые ученые-инженеры, например РРІРґРѕРєСЃ, РђСЂС…РёС‚, Архимед, Гиппарх. (Рљ тому же РјРЅРѕРіРёРµ РёР· РЅРёС… всегда помнили наставления Платона, утверждавшего, что занятие техникой вообще СѓРІРѕРґРёС‚ РѕС‚ идей Рё неба, затрудняя путь Рє бессмертию). Подавляющая же масса античных техников действовали РїРѕ старинке, С‚.Рµ. рецептурно, большинство РёР· РЅРёС… охотнее обращались РЅРµ Рє философии, Р° Рє магическим трактатам, РІ которых РѕРЅРё находили принципы, вдохновляющие РёС… РІ практической деятельности. Например, такие: "РћРґРЅР° стихия радуется РґСЂСѓРіРѕР№", "РћРґРЅР° стихия правит РґСЂСѓРіРѕР№", "РћРґРЅР° стихия побеждает РґСЂСѓРіСѓСЋ", "Как зерно порождает зерно, Р° человек человека, так Рё золото РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ золото" [35, СЃ. 116, 127].
По происхождению эти принципы имели явно мифологическую природу (пришли из архаической культуры), однако в античной и средневековой культурах им был придан более научный (естественный) или рациональный (рецептурный) характер. Поэтому речь идет уже не о духах или богах и их взаимоотношениях, а о стихиях, их родстве или антипатиях, о якобы естественных превращениях [99, с. 76-77]. Техники, ставшие на подобный путь, отчасти возвращаются и к принципу единства знания и действия (бытия). В их рецептах без противоречий (для их сознания) перемежаются описания реальных технологических действий и магических ритуальных актов. Что для Дильса выглядит "адской кашей", античный или средневековый техник рассматривает как знание-рецепт. Магические формулы дают смысловую основу для практических (технологических) действий, практические действия поддерживают магическую реальность.
Однако помимо техников, не отличавшихся от ремесленников, в античной культуре, как мы уже отмечали, действовали пусть и редкие фигуры ученых-техников (предтечи будущих инженеров и ученых-естественников). Евдокс, Архит, Архимед, Гиппарх, Птолемей, очевидно, не только хорошо понимали философские размышления о науке и опыте, мудрости и искусстве (технике), но и, несомненно, применяли некоторые из философских идей в своем творчестве. Ведь в той или иной мере и Платон, и Аристотель установили связь идей (сущностей) и вещей, а следовательно, науки и опыта. Другое дело, что, как правило, реализация этой связи в технике не фиксировалась.
Рассмотрим этот процесс несколько подробнее. Р“.Дильс РІ ставшей уже классической работе "Античная техника" пишет: "Рсходная величина, которую древние инженеры клали РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ РїСЂРё устройстве метательных машин – это калибр, С‚.Рµ. диаметр канала, РІ котором двигаются СѓРїСЂСѓРіРёРµ натянутые жилы, СЃ помощью которых РѕСЂСѓРґРёРµ заряжается (натяжение) Рё стреляет. ...инженеры признавали, РїРѕ словам Филона, наилучшей найденную РёРјРё формулу для определения величины калибра Рљ=1,13С…100, С‚.Рµ. РІ диаметре канала должно быть столько дактилей, сколько единиц получится, если извлечь кубический корень РёР· веса каменного СЏРґСЂР° (РІ аттических минах), помноженного РЅР° 100, Рё еще СЃ добавкой десятой части всего полученного результата. Рэта исходная мера должна быть пропорционально выдержана РІРѕ всех частях метательной машины" [35, СЃ. 26-27]. Перед нами типичный инженерный расчет, только РѕРЅ опирается РЅРµ РЅР° знания естественных наук, Р° РЅР° знания, полученные РІ опыте, Рё знания математические (теорию пропорций Рё арифметику). Подобный расчет РјРѕРі быть использован также Рё для изготовления метательных машин (РѕРЅ выступал Р±С‹ тогда РІ роли конструктивной схемы, РіРґРµ указаны размеры деталей Рё элементов).
Отличие этого этапа формирования науки РѕС‚ шумеро-вавилонского принципиально: РІ греческой математической науке знание отношений, используемых техниками, заготовлялось, так сказать, РІРїСЂРѕРє (РЅРµ сознательно для целей техники, Р° РІ силу автономного развития математики). Теория пропорций предопределяла мышление техника, знакомясь СЃ математикой, проецируя ее РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґСѓ Рё вещи, РѕРЅ невольно начинал мыслить элементы конструкции машины, как Р±С‹ связанными этими математическими отношениями. Подобные отношения (РЅРµ только РІ теории пропорций, РЅРѕ Рё РІ планиметрии, Р° позднее Рё РІ теории конических сечений) позволяли решать Рё такие задачи, РіРґРµ нужно было вычислять элементы, недоступные для непосредственных измерений (например, уже отмеченный известный случай прокладки РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° Рвпалина).
Одно из необходимых условий решения таких задач – перепредставление в математической онтологии реального объекта. Если в шумеро-вавилонской математике чертежи как планы полей воспринимались писцами в виде уменьшенных реальных объектов, то в античной науке чертеж мыслится как бытие, существенно отличающееся от бытия вещей (реальных объектов). Платон, например, помещает геометрические чертежи между идеями и вещами в область "геометрического пространства". Аристотель тоже не считает геометрические чертежи (и числа) ни сущностями, ни вещами: он рассматривает их как мысленные конструкции, некоторые свойства, абстрагируемые от вещей. С этими свойствами оперируют, как если бы они были самостоятельными сущностями, и затем смотрят, какие следствия проистекают из этого [25, с. 56, 352-358].
Можно догадаться, что подобные философские соображения как раз и обеспечивали возможность перепредставления реальных объектов как объектов математических (т.е. возможность описания реальных объектов в математической онтологии).
"Техническая теория" в рамках античной науки
Переход от использования в технике отдельных научных знаний к построению своеобразной античной "технической науки" мы находим в исследованиях Архимеда. Но отдельные предпосылки этого процесса можно найти и в самой античной математике. Например, в "Началах" Евклида нетрудно заметить группировку теорем (положений), которая вполне схожа с группировкой технических знаний. (В технических теориях, как известно, описываются классы однородных идеальных объектов – колебательные контуры, кинематические цепи, тепловые и электрические машины и т.д.). Евклид объединяет математические знания, описывающие классы однородных объектов, в отдельные книги.
Рменно РІ античной математике (РІ работах РґРѕ Евклида Рё РІ его "Началах") была впервые применена Рё отработана сама процедура сведения Рё преобразования РѕРґРЅРёС… идеальных объектов (фигур, еще РЅРµ описанных РІ теории) Рє РґСЂСѓРіРёРј идеальным объектам (фигурам, описанным РІ теории). Р’ С…РѕРґРµ таких преобразований получались знания отношений ("равно", "больше", "меньше", "РїРѕРґРѕР±РЅРѕ", "параллельно"). Р’ дальнейшем, как известно, эти знания были использованы РІ фундаментальных науках Рё параметризованы, С‚.Рµ. отнесены Рє СЃРІСЏР·СЏРј параметров природных, реальных объектов. Наконец, именно РІ античной геометрии были отработаны РґРІРµ основные процедуры теоретического рассуждения: прямая – доказательство геометрических положений, Рё обратная – решение проблем. Рти РґРІРµ процедуры являются историческим эквивалентом современной теоретической постановки Рё решения РІ технических науках задач "синтеза – анализа".
Более явно отдельные элементы технического мышления могут быть прослежены в античной астрономии. Конечная прагматическая ориентация теоретической астрономии не вызывает сомнений (предсказание лунных и солнечных затмений, восхода и захода планет и луны, определение долготы и широты и т.п.). Но совсем не очевидно, что эта ориентация может быть сближена с технической ориентацией, ведь человек вроде бы непричастен к ходу небесных явлений. Тем не менее такое сближение возможно.
Р’ определенном смысле РІСЃРµ объекты античной астрономии РјРѕРіСѓС‚ быть отнесены Рє однородным объектам. РќР° эту мысль наводит единообразная форма РёС… моделей – геометрических изображений небесных сфер Рё эпициклов. Рдеальные объекты, представленные РІ этих моделях, формируются точно так же, как идеальные объекты технических наук, С‚.Рµ. складываются РІ С…РѕРґРµ схематизации Рё онтологизации процедур сведения РѕРґРЅРёС… теоретически представленных небесных явлений Рє РґСЂСѓРіРёРј. (Первоначально эти явления описывались РІ родственных "фундаментальных теориях" – арифметике, геометрии, теории пропорций). Аналогично этому РІ античной теоретической астрономии, вероятно, впервые была отработана процедура получения отношений между параметрами изучаемого РІ теории реального объекта.
Первоначально исходные параметры геометрических моделей теоретической астрономии заимствовались непосредственно РёР· таблиц, фиксирующих ступенчатые Рё зигзагообразные функции. Рти таблицы греческие астрономы получили РѕС‚ вавилонян [50]. Позднее греческие астрономы стали производить собственные измерения, ориентируясь уже РЅР° новые, "тригонометрические" модели, фиксирующие небесные явления, Р° также РЅР° требования, возникающие РІ процессе преобразования этих моделей (РІ РќРѕРІРѕРµ время эта процедура была перенесена Галилеем РІ механику Рё уже РІ XIX РІ. – РёР· естествознания РІ технические науки).
Если небесные тела и их траектории может создать, сотворить только Бог (главным же образом они мыслятся как природные, космические явления), то строительство кораблей – всецело дело рук человека, искусного техника. С этой точки зрения крайне интересные случаи использования научных знаний в технике демонстрирует работа Архимеда "О плавающих телах". По сути, это – вариант "технической науки до технической техники", однако представленный в форме античной теории, из которой изгнано всякое упоминание об объектах техники (кораблях).
Действительно, работа построена по всем канонам античной науки: формулируется аксиома, на основе которой доказываются теоремы, при доказательстве последующих теорем используется знание предыдущих. В тексте работы не приведены эмпирические знания, описания наблюдений или опытов; идеальные объекты – идеальная жидкость и погружены в нее тела – не противопоставляются реальным жидкостям и телам. Вообще, если термины "жидкость" и "тело" не относить к реальным объектам, а связывать только с идеальными объектами и процедурами развертывания теории, то науку, которую построил Архимед, по способу описания нельзя отличить от математической теории "Начал" Евклида. Тем не менее можно показать, что Архимед при построении своей теории использовал эмпирические знания о реальных жидкостях и телах и сам его метод доказательства существенно отличается от математического. Рассмотрим оба эти момента подробнее.
Анализ формулировок некоторых теорем, содержащихся в этой работе, например: "...тело, более легкое, чем жидкость, будучи опущено в эту жидкость, не погружается целиком, но некоторая часть его остается над поверхностью" [10, с. 330], – позволяет утверждать, что они получены в ходе измерений при сопоставлении реальных объектов с общественно-фиксированными эталонами. Результаты сопоставления фиксировались затем в знаковых моделях (числах) или чертежах. В данном случае можно предположить, что осуществлялись два рода сопоставлений: взвешивание тел и жидкости и определение положения тел относительно поверхности жидкости (тело выступает над поверхностью, полностью погружено в жидкость, опускается "до самого низа" и т.д.).
Отличие доказательства, принятого РІ этой работе, РѕС‚ математического можно проследить РїСЂРё анализе ссылок. Первое положение Архимеда ("если поверхность, рассекаемая любой плоскостью, проходящей через РѕРґРЅСѓ точку, всегда дает РІ сечении окружность РєСЂСѓРіР° СЃ центром РІ той самой точке, через которую проводятся секущие плоскости, то эта поверхность будет шаровой" [10, СЃ. 228]) является чисто математическим Рё опирается РїСЂРё доказательстве РЅР° математическое знание Рѕ равенстве радиусов шара. РџСЂРё доказательстве второго положения ("поверхность РІСЃСЏРєРѕР№ жидкости, установившейся неподвижно, будет иметь форму шара, центр которого совпадает СЃ центром Земли" [10, c. 228]) используются РЅРµ только первое положение, РЅРѕ также аксиома РЅРµ математическая РїРѕ своей РїСЂРёСЂРѕРґРµ ("предположим, что жидкость имеет такую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ, что РёР· ее частиц, расположенных РЅР° одинаковом СѓСЂРѕРІРЅРµ Рё прилегающих РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ, менее сдавленные выталкиваются более сдавленными, Рё что каждая РёР· ее частиц сдавливается жидкостью, находящейся РїРѕРґ ней РїРѕ отвесу, если только жидкость РЅРµ заключена РІ каком-РЅРёР±СѓРґСЊ СЃРѕСЃСѓРґРµ Рё РЅРµ сдавливается еще чем-РЅРёР±СѓРґСЊ" [10, СЃ. 228]). РљСЂРѕРјРµ того, РІ этом доказательстве Архимед, РЅРµ оговаривая, использует положение Рѕ равенстве давления частиц жидкости, расположенных РЅР° одинаковом расстоянии РѕС‚ центра Земли. Рто положение, физическое РїРѕ своей сути, позволяет Архимеду утверждать, что частицы жидкости, расположенные РЅР° одинаковом расстоянии РѕС‚ центра, РЅРµ РїСЂРёРґСѓС‚ РІ движение (отсюда следует, что частицы покоящейся жидкости лежат РЅР° одинаковом расстоянии РѕС‚ центра Земли Рё, следовательно, поверхность такой жидкости имеет форму шара СЃ центром, совпадающим СЃ центром Земли). Таким образом, доказательство второго положения (Рё, как показывает анализ, всех последующих) включает РґРІРµ РіСЂСѓРїРїС‹ ссылок: РЅР° математические Рё физические положения (аксиому, или скрытое, или ранее доказанное положение). РћС‚ физических положений РІ этих доказательствах Архимед переходит Рє определенным математическим положениям Рё наоборот. Р’ результате РІ каждом доказательстве строится РЅРѕРІРѕРµ физическое положение (знание), включающее РІ себя определенные математические соотношения, доказанные РІ математике.
РџСЂРё доказательстве всех СЃРІРѕРёС… положений Архимед использует сложные чертежи, изображающие жидкость Рё погруженные РІ нее тела. Рменно Рє этим чертежам относятся Рё математические, Рё физические положения (знания). РќР° чертежах Архимед демонстрирует различные преобразования идеальных объектов – геометрических фигур Рё тел, Р° также идеальной жидкости, РІ которую погружены правильные тела, Рё переходит РѕС‚ математических идеальных объектов Рє физическим. Рти геометрические тела РІ практике кораблестроения используются как модели разрезов (сечений) кораблей. Собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, РІСЃСЏ теория Архимеда РІ практическом отношении направлена РЅР° выяснение "законов" устойчивости кораблей (переменным параметром РІ данном случае является форма сечения).
Чем же отличается "техническая" наука Архимеда от современных технических наук классического типа? Казалось бы, и там и тут – реальное обращение к объектам техники и теоретическое описание закономерностей их строения и функционирования. Ртам и тут налицо применение для этих целей математического аппарата. Ртам и тут дело не ограничивается лишь реальными объектами техники, изучаются также случаи, мыслимые лишь теоретически, т.е. те, которые конструируются на уровне идеальных объектов, но не воплощены еще в техническом устройстве (опережающая роль науки). Отличие все-таки принципиальное – у Архимеда нет специального языка технической теории, специфических для технической науки онтологических схем и понятий. Сцепление разных языков в его работе достигается за счет онтологической схемы (чертежей), которая еще не превратилась в специфическое, самостоятельное средство научно-технического мышления (как, скажем, позднее, в конце XIX – начале XX веков это произошло со схемой колебательного контура, кинематического звена, четырехполюсника и т.п.).
Завершая анализ техники античной культуры, нужно отметить, что рациональное, философско-научное мышление оказало определенное влияние и на развитие античной технологии. В основе технологического мышления, как правило, лежат рациональные формы и впервые в античной философии и науке для развития технологии формируются адекватные формы осознания. Другой момент – обострившееся под влиянием философии и науки зрение к природным явлениям и эффектам. Развитие наук о равномерном движении, небе, душе, музыке, государстве, плавающих телах и ряд других позволило античным техникам подменить ряд новых природных эффектов и продвинуть вперед технику и технологию в соответствующих областях – строительстве военных машин и кораблей, создании астрономических приборов и музыкальных инструментов, моделировании движений небесных сфер и планет, изобретении механических и водяных игрушек, искусстве управления государством и т.п.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.philosophy.ru/