По материалам лекций по истории западной цивилизации XX века Б. М. Меерсона и Д. В. Прокудина
1. Пусть читателя не пугает то, что введение в историю ХХ века начинается с конца средневековья. Ничего удивительного в этом нет. Удивлять должно обратное: почему не с античной истории, не VII - VI веков до РХ? Ведь именно тогда появляются такие основополагающие понятия западной истории, как демократия, рынок и т.д.
Дело в том, что именно в XV - XVII веках после РХ в Европе происходит рождение общества, коренным образом отличающегося от всех предшествующих и ставшего фундаментом современного.
В связи с этим мы предполагаем заняться несколько необычным для школьного курса истории делом. В школе, да и в науке, происходят закономерные, но неоправданные вещи. Утратив обязательное идеологическое обоснование, история рискует превратиться в некое подобие средневековой хроники, отказываясь от сколько-нибудь вразумительного осмысления излагаемых фактов, или, в худшем случае, перепевая все те же магические формулы о "производительных силах" и "производственных отношениях", разве что не сопровождающихся всесильными и верными цитатами.
Что, однако, плохого в чистой истории событий? Как просто, а главное удобно: обучение истории сводиться к механическому запоминанию дат и имен. При этом исчезает намек на работу мысли, а потому закономерно пропадает всякий интерес к предмету.
Современная историческая наука выделяет наряду с историей событий историю процессов, осмысливающую и объясняющую эти события. Деятельность историка понимается как строительство моделей прошлого, опирающееся на известные факты, но исходным своим пунктом имеющие теоретические понятия и гипотезы, несущие высокую концептуальную нагрузку. Таким образом факты являются строительным материалом гипотез и выводов, но не более того. Дом, хотя и построен из кирпичей, не представляет собой их груду. Так и история строится из фактов, но не ограничивается ими. Необходимы идеи и теоретические понятия, связывающие эти факты-кирпичи и служащие чертежом дома-истории.
А потому и начнем с понятий.
2. Одна из самых больших трудностей в понимании древней, средневековой и даже части новой истории, с большим трудом преодолеваемой учениками, заключается в том, что образ мысли, поведение, чувство и само мироощущение людей того времени совершенно непонятны человеку ХХ века. В лучшем случае описание этого мироощущения выливается в сухие схемы. Так например, современному школьнику довольно сложно понять, как можно устроить войну из-за вопроса о том, на каком языке читать псалмы (гугенотские войны во Франции); как можно организовывать походы большой части европейского рыцарства за тридевять земель воевать за Гроб Господень, повторяя их в течении нескольких столетий (крестовые походы); как можно счесть смертельным оскорблением тот факт, что твой сосед по столу взял кусок мяса до тебя, хотя твой пра-прадедушка поступил на службу к великому государю на полгода раньше, чем его (местничество в России); как можно считать подозрительным и лишать простейших человеческих прав твоего соседа только за то, что его предки несколько веков назад не были внесены в списки гражданской общины (метэки в полисах древней Греции);наконец, как можно в течении нескольких лет всерьез спорить о том, являются ли жители новооткрытых земель людьми или же порождениями злого духа и подлежат ли они в связи с этим крещению или же уничтожению (спору в Католической Церкви об американских индейцах). Обычная реакция школьника на такие дикие с его точки зрения поступки - объяснение их глупостью и "неразвитостью" его предков. Чем ближе к современности, тем понятнее становится школьнику поведение людей, и объясняет он это постоянным победным шествием прогресса.
Дело, однако РІ том, что никакое это РЅРµ объяснение. Понять поступки Рё мироощущение людей недавнего прошлого (XIX - XX века) довольно просто, РёР±Рѕ РјС‹ живем РІ тех Р¶Рµ или очень РїРѕС…РѕР¶РёС… условиях. Рти условия обозначаются понятиями РНДУСТРРАЛЬНОГО Рё РџРћРЎРўРНДУСТРРАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА, анализу сущности которых Рё будет посвящена основная часть этого РєСѓСЂСЃР°.
Любое Р¶Рµ общество РѕС‚ первобытной общины охотников РґРѕ промышленного переворота конца XVIII века РјРѕР¶РЅРѕ назвать РўР РђР”РР¦РОННЫМ АГРАРНЫМ ОБЩЕСТВОМ.
3. Смысл этого понятия гораздо шире, чум обычно представляют, ибо речь идет не только о господстве сельского хозяйства в экономике.
РњРѕР¶РЅРѕ назвать целый СЂСЏРґ особенностей традиционного аграрного общества РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, социальном Рё политическом устройстве, культуре. Рти особенности представляют СЃРѕР±РѕСЋ СЏСЂРєРёР№ пример исторической модели, которая рисует целостную картину прошлого, позволяющую понять логику даже самых странных для нас поступков Рё мыслей людей.
Ртак:
- Р’ РРљРћРќРћРњРЧЕСКОМ отношении аграрное общество, как легко видеть РёР· его названия, основано РЅР° сельском хозяйстве. РџСЂРё этом такое общество может быть РЅРµ только землевладельческим, как общество древнего Египта, Китая или средневековой Р СѓСЃРё (СЂСЏРґ РјРѕР¶РЅРѕ продолжить), РЅРѕ Рё основанном РЅР° скотоводстве, как РІСЃРµ кочевые степные державы Евразии (РўСЋСЂРєСЃРєРёР№ Рё Хазарский каганаты, империя Чингисхана Рё С‚.Рґ.), Рё даже РЅР° рыбной ловле РІ исключительно богатых рыбой прибрежных водах Южного Перу (речь идет, разумеется Рѕ доколумбовой Америке). РџРѕРјРёРјРѕ РґСЂСѓРіРёС… экономических особенностей, вытекающих РёР· такого типа хозяйства, отдельно следует назвать следующее. Вообще РіРѕРІРѕСЂСЏ, распределение произведенного РІ обществе продукта Рё (или) средств его производства (например, земли) может идти РґРІСѓРјСЏ путями: либо весь этот производственный РїСЂРѕРґСѓРєС‚ собирается РІ "общий котел" Рё распределяется РІ соответствии СЃ общественным положением каждого, определяемом РІ каждом случае РїРѕ разным критериям (происхождение, РЅСѓР¶РґР°, особые заслуги или способности, например, магические Рё С‚.Рґ.), Рё такой путь называется РЕДРРЎРўР РБУЦРЕЙ (Р° экономические отношения РЕДРРЎРўР РБУТРВНЫМР, то есть перераспределенными), либо существует система эквивалентного обмена продукта, произведенного РѕРґРЅРёРјРё людьми РЅР° произведенный РґСЂСѓРіРёРјРё, Рё такой СЃРїРѕСЃРѕР± называется РЫНКОМ. Характерным для традиционного аграрного общества является господство редистрибутивных отношений, которые РјРѕРіСѓС‚ выражаться РІ самых разных формах: централизованное государственное хозяйство древнего Египта или Месопотамии, средневекового Китая; русская крестьянская община, РіРґРµ редистрибуция выражается РІ регулярных переделах земли РїРѕ количеству едоков Рё С‚.Рґ. Однако, РЅРµ следует думать, что редистрибуция является единственно возможным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј хозяйственной Р¶РёР·РЅРё аграрного общества. РћРЅР° доминирует, РЅРѕ рынок РІ той или РёРЅРѕР№ форме всегда существует, Р° РІ исключительных случаях может даже приобретать ведущую роль (самым СЏСЂРєРёРј примером является хозяйство античного Средиземноморья). РќРѕ как правило, рыночные отношения ограничивается СѓР·РєРёРј РєСЂСѓРіРѕРј товаров, чаще всего предметов престижа: средневековая европейская аристократия, получая РІСЃРµ необходимое РІ СЃРІРѕРёС… поместьях, покупала РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј украшения, пряности, РґРѕСЂРѕРіРѕРµ РѕСЂСѓР¶РёРµ породистых лошадей Рё С‚.Рї. Кстати, средневековое европейское натуральное хозяйство является именно формой редистрибуции: достаточно вспомнить, что верховным собственником земли считается король, император Рё даже сам Господь Бог, Р° любой феодал, вступая РІРѕ владение СЃРІРѕРёРј (пусть даже реально наследственным) поместьем, символически передавал его сеньору (РІ "общий котел") Рё получал его назад, РїСЂРёРЅРѕСЃСЏ вассальную РїСЂРёСЃСЏРіСѓ. Естественно, что такой хозяйственный строй как правило РЅРµ способствовал развитию РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, Рё подавляющее большинство населения было сельским.
- Р’ РЎРћР¦РАЛЬНОМ отношении аграрное общество РєСѓРґР° более разительно отличается РѕС‚ современного нам. Самой характерной чертой этого общества является жесткая привязанность каждого человека Рє системе редистрибутивных отношений, привязанность СЃСѓРіСѓР±Рѕ личная. Рто проявляется РІРѕ включенности каждого РІ какой-либо коллектив, осуществляющий эту редистрибуцию, Рё РІ зависимости каждого РѕС‚ "старших" (РїРѕ возрасту, происхождению, общественному положению), которые стоят "Сѓ котла". Следовательно, аграрное общество РЅРµ может РЅРµ быть разделено РЅР° такие, РїРѕСЂРѕР№ очень многочисленные, коллективы, причем переход РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ РІ РґСЂСѓРіРѕР№ чрезвычайно затруднен (легко ли средневековый крестьянин, РґР° Рё горожанин, РјРѕРі получить рыцарское достоинство? РјРѕР¶РЅРѕ ли представить себе СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ Р±РѕСЏСЂРёРЅР° РІ роли мелкого торговца?). Человек был ценен постольку, поскольку принадлежал Рє определенному сословию Рё РІРЅРµ его терял РІСЃСЏРєСѓСЋ значимость. РџСЂРё этом следует понять, что ценно РЅРµ только положение сословия РІ общественной иерархии, РЅРѕ Рё сам факт принадлежности Рє нему. Поэтому мысль Рѕ постоянной Р±РѕСЂСЊР±Рµ крестьян или ремесленников против угнетателей представляется РЅРµ совсем верной: крестьянину отнюдь РЅРµ было РѕР±РёРґРЅРѕ Р·Р° СЃРІРѕСЋ крестьянскую долю, РѕРЅ РЅРµ завидовал представителям РґСЂСѓРіРёС… РіСЂСѓРїРї, если РЅРµ нарушались его сословные права. РџРѕ учению великого средневекового философа Фомы РђРєРІРёРЅСЃРєРѕРіРѕ oratores, bellatores Рё laboratores (молящиеся, сражающиеся Рё работающие) одинаково важны Рё ценны для общества. Р’ средневековой РЇРїРѕРЅРёРё сословие, которое нам традиционно представляется стоящим РІ самом РЅРёР·Сѓ социальной лестницы, крестьяне, иерархически находились выше купцов Рё шли сразу Р·Р° самураями. Другим важнейшим критерием социального деления РјРѕР¶РЅРѕ назвать общину РІ самом широком смысле этого слова. Рмеется РІРІРёРґСѓ РЅРµ только крестьянская соседская община, РЅРѕ Рё ремесленный цех, купеческая гильдия РІ Европе или купеческий СЃРѕСЋР· РЅР° Востоке, монашеский или рыцарский орден, СЂСѓСЃСЃРєРёР№ общежительный монастырь, РІРѕСЂРѕРІСЃРєРёРµ или нищенские корпорации. Р’ конце концов эллинский полис РјРѕР¶РЅРѕ рассматривать РЅРµ столько как РіРѕСЂРѕРґ-государство, сколько как гражданскую общину. Человек РІРЅРµ общины РёР·РіРѕР№, отверженный, подозрительный, враг. Поэтому изгнание РёР· общины было РѕРґРЅРёРј РёР· самых страшных наказаний РІ любом РёР· аграрных обществ. Человек рождался, Р¶РёР» Рё умирал привязанным Рє месту жительства, занятиям, окружению, РІ точности повторяя образ Р¶РёР·РЅРё СЃРІРѕРёС… предков Рё будучи абсолютно уверенным, что его дети Рё РІРЅСѓРєРё РїСЂРѕР№РґСѓС‚ тот Р¶Рµ путь.
- РџРћР›РРўРЧЕСКОЕ устройство подавляющего большинства аграрных обществ определяется поэтому РІ большей степени традицией Рё обычаем, нежели писанным законом. Власть могла обосновываться происхождением, масштабом контролируемого распределения (земельного, продуктового, наконец, РІРѕРґРЅРѕРіРѕ РЅР° Востоке) Рё подкрепляться божественной санкцией (РІРѕС‚ почему так высока роль сакрализации, Р° часто - РїСЂСЏРјРѕРіРѕ обожествления фигуры правителя). Чаще всего государственный строй общества был, разумеется, монархическим. Рдаже РІ республиках древности Рё средневековья реальная власть, как правило, принадлежала представителям немногих знатных СЂРѕРґРѕРІ Рё основывалась РЅР° названных принципах. Как правило, для аграрных обществ характерно слияние феноменов власти Рё собственности РїСЂРё определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал Рё реальным контролем над существенной частью находившейся РІ СЃРѕРІРѕРєСѓРїРЅРѕРј распоряжении общества собственностью. Для типично аграрного общества (Р·Р° редким исключением) власть - это собственность.
- РќРђ КУЛЬТУРНУЮ Р¶РёР·РЅСЊ аграрных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией Рё обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными Рё властными структурами. Сам термин "традиционное аграрное общество" закономерен РІ силу определяющей роли РўР РђР”РР¦РР, то есть устной передачи социально Рё культурно значимой информации РёР· поколения РІ поколение. Отсюда следует Рё столь странная для нас ориентация сознания людей РЅР° прошлое, РЅР° бесконечное воспроизведение РѕРґРЅРёС… Рё тех Р¶Рµ образцов, РЅР° повторяемое Рё похожее, Р° РЅРµ РЅР° неповторимое Рё индивидуальное. Привычная для современного человека идея общественного прогресса РІ аграрном обществе непредставима. Поэтому СЃ очевидностью невозможна была Р±РѕСЂСЊР±Р° "Р·Р° светлое будущее" РІ любой форме.
4. В ряду традиционных аграрных обществ совершенно особое место занимала Западная Европа. На протяжении средних веков эти особенности постепенно усиливались, что и привело именно в Европе к появлению общества совершенно нового типа.
О каких именно особенностях идет речь? ВО-ПЕРВЫХ, еще со времен античности здесь, на Западе,
произошло РЅРµ всегда четкое, РЅРµ всегда зафиксированное РІ праве Рё общественном сознании разделение феноменов власти Рё собственности, что РІ принципе, подчеркнем это еще раз, РЅРµ характерно для аграрных обществ. Р’ СЂРёРјСЃРєРѕРј праве это разделение было закреплено понятием res privata - частная собственность: неограниченное право владения, РЅРµ прекращающееся РїСЂРё изменении внешних обстоятельств. Право частной собственности предполагает три права. Право владения, то есть принадлежность какого-либо имущества данному лицу. Право распоряжения, то есть право этого лица поступать СЃРѕ СЃРІРѕРёРј имуществом, как ему будет СѓРіРѕРґРЅРѕ: продать, подарить, сломать, выбросить, обменять Рё, что очень важно - завещать. Право пользования, то есть использовать это имущество РїРѕ назначению, Р° хотя Р±С‹ Рё против РѕРЅРѕРіРѕ. Принудительное отчуждение собственности властью или обществом РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РїСЂРё соблюдении очень сложных тщательно формализованных юридических процедур. Понятие частной собственности сохранилось РЅР° протяжении всей западной истории, РІ том числе Рё средневековой. РџРѕСЂРѕР№ видоизменяясь, СѓС…РѕРґСЏ РЅР° второй план СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё (феод - это условное владение, Р° РЅРµ частная собственность), это понятие сформировало РѕРґРЅСѓ очень важную РЅРѕСЂРјСѓ: власть РЅРµ должна иметь права запускать СЂСѓРєСѓ РІ карман подданных без РёС… согласия. Так налоги должны вотироваться, то есть утверждаться представителями населения (отсюда произошли парламент РІ Англии, генеральные штаты РІРѕ Франции, кортесы РІ Рспании Рё РґСЂСѓРіРёРµ сословно - Рї СЂ Рµ Рґ СЃ С‚ Р° РІ Рё С‚ Рµ Р» СЊ РЅ С‹ Рµ учреждения, породившие саму идею представительного правления, источник современного западного парламентаризма).
Р’Рћ-ВТОРЫХ, центрами этих частнособственнических отношений РІ средневековой Европе были РіРѕСЂРѕРґР°. Конечно, РѕРЅРё еще оставались городами аграрного общества: небольшими РїРѕ населению, СЃ жестким сословным (патрициат, бюргеры Рё плебс) Рё общинно-корпоративным (цехи Рё гильдии) делением. Однако Рё РІ экономических, Рё РІ юридических, Рё социально-политических отношениях здесь РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ существенные перемены. РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° РіРѕСЂРѕРґРѕРІ строится РІСЃРµ больше РЅР° отношениях товарно-денежных, то есть совершается переход РѕС‚ редистрибуции Рє рынку, причем нарождающийся рынок включает РІ сферу своего действия Рё РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ - аграрный - сектор СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё ( замена натурального РѕР±СЂРѕРєР° денежным - несомненное тому свидетельство). Юридически РіРѕСЂРѕРґР° РІСЃРµ больше выходят РёР· системы феодальных (довольно типичных для аграрного общества) отношений ( появление РіРѕСЂРѕРґРѕРІ-РєРѕРјРјСѓРЅ Рё постепенное РёС… освобождение РѕС‚ вассальной зависимости). Рнаконец, РІ политической сфере, возникает СЃРѕСЋР· между городами, заинтересованными РІ развитии рыночных отношений, Рё королевской властью, которая эти отношения может обеспечить, создавая централизованное государство, Р° следовательно Рё единый рынок.
Р’-ТРЕТЬРРҐ, естественное развитие рынка РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє его интернационализации. Рынок становится сначала общеевропейским, Р° затем, перерастая континентальные рамки Рё стимулируя процесс Великих Географических Открытий - мировым. Великие Географические Открытия - событие РІ истории человечества переломное: РЅРµ только СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°, РЅРѕ Рё история вообще становится всемирной, всечеловеческой. Решающим фактом такой интеграции истории является именно западноевропейское влияние Рё экспансия, несмотря РЅР° РІСЃРµ сопутствующие ей негативные моменты. Сила Рё динамизм РЅРѕРІРѕРіРѕ общества, возникающего РІ Европе, Рѕ становлении которого Рё идет речь, предопределили успех этой экспансии Рё европеизированный облик РЅРѕРІРѕРіРѕ РјРёСЂР°.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, складываются не только экономические, но и идеологические предпосылки нового общества. Речь идет прежде всего о возникновении светских форм культурной жизни, идей независимого от религии развития науки и искусства, связанном с кризисом Католической Церкви. Кризис этот, начавшийся уже давно, выражался, прежде всего, в том, что церковь постепенно превращалась из организации преимущественно духовной во властную структуру, и такое перерождение сопровождалось всевозможными нарушениями изначальных форм церковной жизни. Реакцией на этот кризис и был рост светских форм культуры. Светскость, секулярность науки и искусства проявились совершенно явно в феномене Возрождения с его отказом от этических, эстетических и других прежних средневековых - воззрений. Центральным моментом новой системы ценностей стал гуманизм, человек был поставлен в центр мировоззрения, гуманисты оказались таким образом ближе к античности, чем к христианскому средневековью. Естественным образом гуманизм способствовал таким образом индивидуализации, аграрному обществу не свойственной.
Р’-ПЯТЫХ, наконец, РєСЂРёР·РёСЃ Католической Церкви РїРѕСЂРѕРґРёР» явление, сыгравшее, пожалуй, решающую роль РІ становлении РЅРѕРІРѕРіРѕ общества. Рмеется РІ РІРёРґСѓ, разумеется Реформация, Р° точнее РѕРґРЅРѕ РёР· ее направлений - кальвинизм. Рменно учение "женевского папы" Жана Кальвина Рё сформировало, РїРѕ выражению немецкого ученого Макса Вебера, протестантскую этику, породившую РґСѓС… капитализма. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРѕРІРѕР№ трудовой этики ничуть РЅРµ менее важны для процесса, Рѕ котором идет речь, чем РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ экономические Рё социальные, Р° потому имеет смысл РёС… назвать. Согласно учению Кальвина, посмертная СЃСѓРґСЊР±Р° каждого заранее предопределена, Рё изменить ее человек РЅРµ может. РќРѕ человек может узнать Рѕ своей участи, Рё главным показателем здесь является успех или неуспех РІ делах. РР· этого положения рождается целый СЂСЏРґ важнейших Рё новых этических моментов, РёР· которых нас РІ первую очередь интересует этика трудовая. Рђ РѕРЅР° заключается РІ постоянном труде кальвиниста, труде имеющим несколько целей: предопределить факт загробного спасения путем накопления максимально возможных богатств, которые, впрочем, РЅРµ лежат мертвыми сокровищами Рё РЅРµ расходуются РЅР° личное благополучие, Р° пускаются СЃРЅРѕРІР° РІ дело, РёР±Рѕ избранность надо подтверждать постоянно; РЅРµ менее важна забота РѕР± общем благе, достигаемом этим трудом, РёР±Рѕ деньги, получаемые кальвинистом РІ качестве прибыли есть РЅРµ что РёРЅРѕРµ, как достояние Бога, Рё РЅР° Божье дело должны впоследствии использоваться. Неудача кальвиниста РІ делах сама РїРѕ себе РЅРµ является показателем его греховности Рё обреченности РЅР° вечные РјСѓРєРё, РѕРЅ РЅРµ должен опускать СЂСѓРєРё, Р° следует ему сменить неудачно выбранное дело Рё найти СЃРІРѕРµ истинное призвание. Равным образом Рё успех РЅРµ гарантирует спасение, Рё почивать РЅР° лаврах отнюдь РЅРµ следует, успех должен быть постоянным. Понятна естественная разница РІ отношении Рє богатству католика Рё кальвиниста: первый РєРѕРїРёС‚ сокровища, использует РёС… РЅР° личное благосостояние или, РІ лучшем случае, РЅР° благотворительность; богатство Р¶Рµ кальвиниста постоянно РІ деле. РЁРёСЂРѕРєРѕРµ распространение кальвинизма РІ Европе ( гугеноты РІРѕ Франции, пуритане РІ Англии Рё С‚.Рґ.) РЅРµ могло РЅРµ способствовать росту рыночных отношений Рё родило принципиально РЅРѕРІСѓСЋ форму производства.
5. Таковы предпосылки процесса, коренным образом изменившего все общество и создавшее в конце концов современного человека с его совершенно новым менталитетом.
Пришло, наконец, время назвать этот процесс. Речь идет Рѕ МОДЕРНРР—РђР¦РР, РўРћ ЕСТЬ Рћ ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА РћРў АГРАРНОГО ОБЩЕСТВА Рљ ОБЩЕСТВУ РНДУСТРРАЛЬНОМУ Р РџРћРЎРўРНДУСТРРАЛЬНОМУ, ПРОЦЕССЕ, РЗМЕНЯЮЩЕМ Р’РЎР• РЎРўРћР РћРќР« Р–РЗНРЧЕЛОВЕКА: РРљРћРќРћРњРЧЕСКУЮ, РЎРћР¦РАЛЬНУЮ, РџРћР›РРўРЧЕСКУЮ РКУЛЬТУРНУЮ. Модернизация РЅРµ закончена Рё сейчас, РјС‹ продолжаем находиться РІ рамках этого процесса, переживая очередной его этап. Всего Рє настоящему моменту известно четыре фазы модернизации: мануфактурная или раннекапиталистическая (XVI- середина XVIII века); индустриальная, начавшаяся СЃ промышленного переворота конца XVIII века, Рё создавшая самые РѕСЃРЅРѕРІС‹ РЅРѕРІРѕРіРѕ РНДУСТРРАЛЬНОГО - общества, РѕРЅР° закончилась РІ большинстве европейских стран Рё РЎРЁРђ Рє концу XIX века; позднеиндустриальная, занявшая РІСЃСЋ первую половину РҐРҐ века Рё создавшая РЅРѕРІРѕРµ - РњРђРЎРЎРћР’РћР• - общество (именно эта фраза Рё станет основным предметом нашего внимания); наконец, РџРћРЎРўРНДУСТРРАЛЬНАЯ, начавшаяся после Второй РњРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Рё продолжающаяся РґРѕ настоящего времени.
Напомним, что модернизация, как видно из уже названных выше причин, охватывает не только сферу экономического и потому не сводима к экономическим процессам и не всегда ими определяется.
6. Происходившие в конце средних веков в Европе процессы закономерно привели к появлению новой формы производства.
Речь идет Рѕ таком известном явлении, как МАНУФАКТУРА. Как известно, это производство основано РЅР° ручном труде, что РІРёРґРЅРѕ РёР· названия, труде наемном СЃ глубоким этого труда разделением. Ркономический строй, РІ котором могла существовать мануфактура известен РїРѕРґ именем РљРђРџРРўРђР›РР—РњРђ. Что это?
Капитализм подразумевает, во-первых, полное господство рыночных отношений над редистрибутивными, и уже тем самым выводит общество из традиционных аграрных характеристик. Рыночная система капитализма предполагает не только наличие рынка товаров, известного и аграрному обществу (хотя и он гораздо более широк и разветвлен, и охватывает кроме предметов престижа товары первой необходимости, а потому становится жизненно важен), но и рынков труда и капиталов. Рабочая сила неизбежно становится товаром, и заработная плата рабочего есть ничто иное, как цена его квалификации, здоровья, времени, способностей и т.д.), вкладываемые в производство и приносящие прибыль.
Господство рынка подразумевает наличие второго "кита" капитализма - личную свободу работника и работодателя, ибо только в таких условиях и возможен рынок рабочей силы. Тем самым начинает разрушаться жесткая корпоративность аграрного общества.
Но все это было бы невозможно без третьего кита "кита", о котором мы уже говорили - без частной собственности.
Такая смена экономической системы связана с изменениями в социальном плане (постепенное уменьшение социальной роли господствовавших ранее сословий oratores и bellatores, то есть духовенства и дворянства, и выход на авансцену общественной жизни третьего сословия - laboratores - и прежде всего буржуазии), в плане политическом (господство абсолютной монархии, которая обеспечивает существование национального рынка и захват колоний - источников сырья и рынков сбыта) и в культурном (бурное развитие естественнонаучного знания - открытия Галилея, Ньютона, Ливенгука и др. - формирование научной картины мира, которая начала претендовать на место традиционной религии и философии в умах людей).
Абсолютизм при всех его положительных для третьего сословия качествах слишком многими чертами был связан со старым обществом, прежде всего - опорой на традиционную идеологию (и ее носителя - духовенство) и на военную силу, которую все еще олицетворяет дворянство. Третье же сословие, играющее все более заметную роль в экономике и общественной жизни, лишено было, обычно, политических прав. Такое противоречие, основанное на сословном строе аграрного общества не могло не вызвать серьезных политических коллизий, наиболее крайней и широко известной формой которых и стали, например, Английская и Великая Французская революции, в ходе которых начался процесс уравнения сословий, что, естественно, разрушало социальный строй аграрного общества.
7. Капиталистическая СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР° предполагает СѓР¶Рµ РІ силу самого своего характера постоянный СЂРѕСЃС‚ Рё расширение производства. Рто привело Рє событию РЅРµ только самому РїРѕ себе уникальному, РЅРѕ ставшему переломным, вызвавшему кардинальное переустройство всего общества. Рто событие произошло РІ 1769 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° Джон Уатт СЃРѕРѕСЂСѓРґРёР» СЃРІРѕСЋ паровую машину. Такое незаметное, единичное, РІ достаточной мере случайное событие изменило РЅРµ только РІСЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ европейца, Р° РїРѕР·Р¶Рµ - человека вообще, РЅРѕ Рё само мироощущение людей. Рспользование силы пара позволило создать РњРђРЁРРќРЈ, заменяющую мускульную силу человека или домашних животных. Производство, таким образом, механизировалось, началось изготовление товаров РЅР° станках (Р° РїРѕР·Р¶Рµ - производство РЅР° станках тех Р¶Рµ станков), что делало товары дешевле Рё что позволяло производить РёС… РІ РєСѓРґР° больших количествах Рё лучшего качества. Товары эти становились конкурентоспособнее, Рё РЅРѕРІРѕРµ производство, таким образом - гораздо выгоднее. Речь идет Рѕ ПРОМЫШЛЕННОМ ПЕРЕВОРОТЕ, Рѕ второй, Рё ключевой, фазе процесса модернизации, Рѕ ПЕРЕХОДЕ РћРў РУЧНОГО ТРУДА Рљ ТРУДУ РњРђРЁРРќРќРћРњРЈ, РћРў МАНУФАКТУРЫ Рљ ФАБРРРљР•, Рє созданию ПРОМЫШЛЕННОСТРв полном смысле слова. Р’ результате заимствований английского опыта промышленное производство очень быстро распространилось РїРѕ всей Европе, Р° РІСЃРєРѕСЂРµ - Рё Р·Р° ее пределами. Промышленный переворот стал, таким образом, определяющим фактором РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории. Названные события Рё создали общество, коренным образом отличающееся РѕС‚ всех предшествовавших, Р° РїРѕР·Р¶Рµ - человека вообще: СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, социальные отношения, политический строй, культуру. Рменно благодаря промышленному перевороту РјС‹ таковы, каковы РјС‹ есть: РјС‹ дети индустриального общества. Р’РѕС‚ почему понять явления истории XIX Рё XX веков нам гораздо проще, чем РІСЃСЋ историю РґРѕ этого - РјС‹ живем РІ условиях, порожденных этим событием, РІРѕС‚ почему история последствий промышленного переворота так остра, Р¶РёРІР° Рё современна РІРѕ всех ее победах Рё поражениях, блеске Рё нищете, триумфах Рё трагедиях. Р’ известном смысле, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, что РјС‹ заложники эпохального эксперимента начатого протестантами XVI века Рё продолженного английскими предпринимателями XVIII века Рё, РЅРµ имея возможности выйти РёР· него можем только выжить или погибнуть СЃ РЅРёРј вместе.
8. Говоря Рѕ первых Рё очевидных - РРљРћРќРћРњРЧЕСКРРҐ - последствиях промышленного переворота, следует назвать, РІРѕ-первых, становление системы индустрии Рё ее преобладание РІ сфере материального производства. Рто означает, что главным местом производства становится РіРѕСЂРѕРґ, Р° РЅРµ деревня, что РЅРµ может РЅРµ привести Рє процессу урбанизации. Городское население даже начинает преобладать над сельским: так РІ середине XIX века РёР· 21 млн. жителей Великобритании 43 % было занято РІ промышленности, что невозможно себе представить даже РІ самом высокоразвитом аграрном обществе. РўРѕРіРґР° Р¶Рµ РІ Англии впервые стоимость неземельной собственности (фабрики) превысила стоимость земли, РЅР° которой РѕРЅР° стоит. РџСЂРё этом особенность такого СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства, ориентированного РЅР° прибыль Рё, следовательно, эффективность, состоит РІ постоянном росте количества Рё качества производимых товаров Рё РІ техническом совершенствовании. Стимулом Рє этому является присущая СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ рынку конкуренция. Такое положение дел РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рё Рє широко известным кризисам перепроизводства.
Применение пара вызвало и существенную перестройку транспортной системы, а следовательно - и торговли. В 1807 году в США Фултон изобрел пароход, а в 1814 году в Англии появился паровоз Стефенсона, а 1825 году там же была построена первая железная дорога. Торговля поэтому все в большей степени становится всеевропейской, а позже - и мировой. Торговля начинает играть жизненно важную роль в хозяйстве целых регионов в силу усилившейся специализации производителей на мировом рынке.
Огромное значение для экономики приобретает финансовая система, прежде своего - банки, аккумулирующие средства и обеспечивающие посредством кредитных операций промышленные и торговые предприятия. Ключевое значение приобретает для промышленной экономики наличие в государстве твердой валюты, устойчивость которой до середины ХХ века обеспечивалась золотым запасом и возможностью свободного обмена (конвертации) ассигнаций (бумажных денег) на золото. Выпуск необеспеченных денег приводит к их обесцениванию (инфляция), пагубно отражающемуся на экономике.
Промышленный переворот не мог не затронуть и аграрного ранее основного- сектора экономики. Происходит капитализация сельского хозяйства, связанная с переходом его на товарно-денежные отношения.
9. РќРѕ значение промышленного переворота состоит РЅРµ только Рё РЅРµ столько РІ экономических изменениях. РљСѓРґР° важнее изменения РЎРћР¦РАЛЬНЫЕ. Начнем СЃ самого факта колоссального роста населения Европы (именно Европы, переживающей промышленный переворот). Р—Р° 13 веков ( СЃ VI РїРѕ XIX) европейской истории население континента РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ превышало 180 млн. человек. Р—Р° РѕРґРёРЅ только XIX век (СЃ 1801 РїРѕ 1914) число европейцев возросло РґРѕ 460 млн. человек. Стало тесно, плотность населения резко увеличилась. Ртот факт свидетельствует РІ числе прочего Рѕ том, что несмотря РЅР° очевидные недостатки системы промышленного капитализма (нет продуманной социальной политики, нет государственного регулирования трудовых отношений, процветает действительно безудержная эксплуатация некоторых РіСЂСѓРїРї рабочих, РІ том числе женщин Рё детей), РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ несомненный СЂРѕСЃС‚ СѓСЂРѕРІРЅСЏ Р¶РёР·РЅРё значительной части населения. Сам РїРѕ себе факт взрывного роста народонаселения сыграл большую роль РІ создании РЅРѕРІРѕРіРѕ общества.
Развитие транспорта, появление средств массовой информации (газеты), совершенствование связи, новая система образования - все это вело к гораздо большей взаимосвязи между людьми, пусть даже живущими в разных местах.
Р’СЃРµ это рождало главную характеристику индустриального общества - это общество социально РњРћР‘РЛЬНОЕ. Если, как РјС‹ видели ранее, РІ аграрном обществе человек рождался, Р¶РёР» Рё умирал РІ РѕРґРЅРѕРј Рё том Р¶Рµ месте, занимался РѕРґРЅРёРј Рё тем Р¶Рµ трудом (или бездельем), занимал РѕРґРЅСѓ Рё ту Р¶Рµ ступень РЅР° социальной лестнице, то человек индустриального общества, включенный РІ систему рыночных отношений, живущий РІ РіРѕСЂРѕРґРµ, Р° хотя Р±С‹ Рё РІ деревне, готов достаточно легко сменить СЃРІРѕР№ социальный статус, профессию, место жительства, семью Рё С‚.Рґ. Рё РІ своем мышлении Рё поведении воспринимает как РЅРѕСЂРјСѓ изменчивость, Р° РЅРµ неизменность. Едва ли РЅРµ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ темой разговоров даже РЅР° бытовом СѓСЂРѕРІРЅРµ, как может заметить каждый РёР· нас, служат успехи Рё неуспехи, карьера, перемены РІ Р¶РёР·РЅРё людей. Пятнадцати- Рё шестнадцатилетние жители индустриального общества РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РЅР° немыслимую РІ аграрном обществе тему: выбор профессии. Школьный учитель легко может стать сторожем, РґРІРѕСЂРЅРёРєРѕРј, даже квалифицированным рабочим, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, разумеется Рё обратное превращение РїСЂРё повышении или изменении квалификации.
Такое мобильное (подвижное) общество не позволяет связям между людьми принять тот устойчивый характер личной зависимости, какой присущ обществу аграрному. Поэтому отношения становятся безличными, анонимными. Наш визави интересует нас как продавец, врач, учитель, сантехник, ученик, мы интересуем, например, милиционера, как нарушителя общественного порядка. Человек воспринимается как роль, функция, а не как личность. Никто не интересуется нашим здоровьем или успехами в работе при покупке газет, продавщица молока не знает, и не желает и не должна знать ничего о нашем семейном положении. Такое анонимное общение неизбежно должно быть формализовано: нормами морали и правилами этикета, нормами юридическими и нормами формально-языковыми (неожиданный переход той же продавщицы на классическую латынь вызовет справедливое возмущение покупателей).
Совершенно очевидно, что жесткое сословно-общинное деление, с неизбежностью будет разрушено. На смену ему приходят новые, более аморфные и гибкие структуры: классы, политические партии, профессиональные союзы, клубы, молодежные и женские организации, наконец, хотя бы общества охотников и рыболовов. Принадлежность к любой из этих групп может быть сравнительно легко прекращена. Но сами по себе такие группы необходимы для удовлетворения элементарной социальной активности человека. Легко видеть, что в таком обществе, где ликвидированы сословные различия, при сохранении неравенства имущественного (порой весьма значительного), существует равенство юридическое, равноправие, общество уравнено перед законом.
10. Отсюда следуют характерные формы РџРћР›РРўРЧЕСКОЙ организации индустриального общества.
Прежде всего следует отметить присущий исключительно этому обществу феномен представительной либеральной демократии. Такая форма правления соответствует его анонимности, мобильности и эгалитарности (равноправию).
Рмеется РІ РІРёРґСѓ следующее: слово "демократия" СЃ 19 века означает РЅРµ просто народовластие, РЅРѕ систему политического равенства, РїСЂРё котором участие или неучастие человека РІ политической элите (РіСЂСѓРїРїРµ носителей политической власти) Рё РІ процессе ее формирования никак РЅРµ зависит РѕС‚ его происхождения.
Такое широкое понимание демократии означает , что демократическими могут считаться некоторые виды авторитарного (диктаторского) правления, например система бонапартизма во Франции (недаром солдаты Наполеона 1 на Бородинском поле шли в бой с пением "Марсельезы"). Поэтому для того, чтобы определить тот строй, который обычно понимается под демократией, следует добавлять слово "либеральная". Общепонятно происхождение этого термина от слова "свобода". Собственно либерализм и есть система политической свободы, которая предполагает неотъемлемые естественные права человека, присущие ему с рождения, а так же политические права гражданина, получаемые им как членом данного общества. Причем права эти равно для всех защищаются законом от возможных посягательств со стороны других людей (преступления), других государств (война) и самого этого государства (произвол). Только в либеральном государстве суд может принять к рассмотрению дело, описанное в одном из произведений Конан Дойла: "Фрэнклэнд против полиции".
Собственно в защите гражданина от государственного произвола и заключается специфика правового государства, где сама власть существует на основании закона, а не является его источником.
Обычным механизмом либеральной демократии является известное разделение властей на исполнительную (правительства),законодательную (парламенты) и судебную.
11. Появление индустриального общества оказало влияние Рё РЅР° международные отношения. Речь идет Рѕ появление РЅРѕРІРѕРіРѕ субъекта (участника) международного права: нации Рё национального государства. Сразу следует оговорить, что понятие нации есть РїСЂСЏРјРѕР№ результат процесса модернизации, Рё говорить Рѕ нациях РІ аграрном обществе РЅРµ имеет смысла. Р’ определении этого понятия РЅСѓР¶РЅРѕ сослаться РЅР° английского ученого Ррнеста Геллнера Рё его РєРЅРёРіСѓ "Нации Рё национализм".
До СЃРёС… РїРѕСЂ РІРѕ всех известных нам отечественных изданиях Р·Р° редким исключением авторы опираются РЅР° восходящее Рє "наркомнацу" Р. Сталину мнение РѕР± определяющей роли хозяйственной Р¶РёР·РЅРё РІ образование нации. Дело, однако, отнюдь РЅРµ РІ общности хозяйственной Р¶РёР·РЅРё. Рто обстоятельство, конечно, следует учитывать, РЅРѕ, например, РІ Австро-Венгрии столетия общей экономической Р¶РёР·РЅРё Рє формированию австро-венгерской нации РЅРµ привело.
Как мы уже видели, главная социальная характеристика индустриального общества состоит в его анонимности и мобильности. Анонимность общения предполагает его формализованность. Если аграрное общество в силу изолированности и локализованности социальных групп рождало массу диалектов и социолектов (жаргонов),и единая в рамках государства культура и письменный язык были просто не нужны, то общество индустриальное требует для обеспечение формализованного анонимного, а следовательно - единообразного, общение единой высокой нормативной письменной культуры, то есть того, что называется литературным языком.
Такое единство культуры может обеспечить только определенный минимум ВСЕОБЩЕГО образования, в системе которого человек и получает навыки формализованного анонимного общения и другие знания необходимые в индустриальном обществе. Вполне понятно теперь, почему в аграрном обществе не была нужна в массовом масштабе элементарная грамотность, и почему крестьяне вполне удовлетворялись устной речью. В старом обществе каждая социальная группа - община, сословие и т.д. вырабатывала свою собственную культуру (достаточно вспомнить пример русского дворянства XVIII - XIX веков, которое в бытовом общении даже не использовало русского языка; не менее примечателен пример средневекового католического духовенства). При этом этнос как носитель единства, тем более политического, не воспринимался, эта функция выполнялась религиозными или государственными институтами. Единственной силой, способной обеспечить всеобщее формальное образование, является государство. Таким образом создается единая высокая культура под государственной "крышей".
Рђ это порождает феномен РќРђР¦РРћРќРђР›РР—РњРђ, то есть политическое движение Рё идеологию, ориентированную РЅР° РїРѕРёСЃРє такой "крыши" для определенной культурной РіСЂСѓРїРїС‹. РўРѕ есть национализм есть стремление Рє совпадению культурных (этнических) Рё государственных границ. Национализм РјРѕРі быть как объединительным (Германия Рё Рталия РІ середине прошлого века) или разделительным (национальные движения РІ Австро-Венгрии РІ это Р¶Рµ время). Национализм может иметь СЃРІРѕРёРј объектом как границы политические (стремление Рє объединению), так Рё границы культурные (стремление Рє ассимиляции РґСЂСѓРіРёС… культур РІ той Р¶Рµ Австро-Венгрии, например, или Р РѕСЃСЃРёРё).
Таким образом, легко определить сам феномен нации, что обычно вызывает довольно большие трудности в школе. Прежде всего, необходимо учитывать, что, вопреки распространенному мнению, не нации порождают национализм, а в силу перечисленных факторов происходит наоборот: национализм создает нации. Национальное сознание, следовательно не "пробуждается" в XIX веке, а появляется. Понятие "нация" определяется тремя характеристиками. Во-первых, важна сторона объективная: единство культуры. Речь идет о единстве традиций, языка и т.д., причем имеется в виду высокая письменная культура. Таким образом, объективная сторона касается собственно этнической и культурной принадлежности. Во-вторых, нужно учитывать сторону субъективную: сознание единства данной большой группы людей. То есть мы являемся нацией в том числе постольку, поскольку признаем друг за другом такую принадлежность. Но, если учитывать только эти два признака, то можно дойти до абсурда, объявив нацией, например, русское дворянство. Поэтому для определения нации нужно ввести еще один, ключевой, признак. Раз национализм есть стремление получить для этноса государственную "крышу", то третьим признаком нации следует назвать единую государственность или стремление к таковой. Так например, евреи становятся нацией в полном смысле слова (а не религиозно-этнической группой) только тогда, когда возникает движение за создание еврейского государства - сионизм. Поэтому же многие малые народы Российского севера нациями не являются.
12. Процесс модернизации с самого начала связан и с огромными переменами в культурной жизни. Новая культура, о некоторых проявлениях которой мы уже говорили, упоминая, например, Возрождение или Реформацию, носит название культуры "модернити".
"Главным временем" для носителей этой культуры становится не прошлое, как это было в аграрную эпоху, а будущее. Соответственно, эта культура характеризуется динамизмом, установкой на активность личности, то ее способность ставить и достигать свои (а не диктуемые традицией) цели, как правило - рационализмом, а порой даже настоящим культом рационального (логичного, доказательного и фактически подтверждаемого) научного знания, непривязанностью к традиционным авторитетам. Резко возрастает роль личностного авторского начала во всех сферах культуры.
Культура "модернити" является не только детищем модернизации, но и во многом ее двигателем: вне культуры "модернити" нельзя представить себе производство, ориентированное на эффективность и инновации или социально мобильное общество.
13. Модернизация не может не оказать влияния и на взгляды людей на человека и общество. Естественно в XVIII - XIX веках появляются новые идеологии: либерализм и социализм, а в качестве реакции на них - консерватизм.
Р›РБЕРАЛРР—Рњ как идеология основан РЅР° признании священности Рё неприкосновенности частной собственности Рё частной Р¶РёР·РЅРё, уважении СЃРІРѕР±РѕРґС‹ каждого РІ рамках закона. Р’ области политической либералы, как легко видеть РёР· названия, являются сторонниками либеральной демократии Рё считают источником закона общественного естественные права человека, Рѕ которых РјС‹ говорили выше (которые ставятся выше как воли правителей, так Рё воли народа, если РѕРЅР° РёРј противоречит). РЎ точки зрения либерала поскольку личность является носителем естественных прав, личное выше Рё священнее общественного. Крупнейшими представителями этой идеологии были РІ XVII - XVIII веках были: Джон Локк, "отцы основатели" РЎРЁРђ (Томас Джефферсон, Бенджамен Франклин, Александр Гамильтон Рё РґСЂ.), французские просветители (Вольтер, Шарль-Луи Монтескье, энциклопедисты); РІ XIX веке - Бенжамен Констан, Франсуа-Мари Гизо, Адольф Тьер, Бенджамен Дизраэли, Уильям Гладстон, Алексис РґРµ Токвиль Рё С‚.Рґ.
РќРѕ РІСЃСЏРєРѕРµ движение, раз начавшись, рискует потерять тормоза. Так появились люди, которые, РІРёРґСЏ уравнение прав, стали настаивать РЅР° полном уравнении РІ имуществе, Р° РІ идеале Рё РІ способностях; РІРёРґСЏ создание РЅРѕРІРѕРіРѕ общества, настаивали РЅР° дальнейшем изменении его РґРѕ состояния земного рая; критикуя современное РёРј общество Р·Р° действительно присущие ему недостатки, особенно Р·Р° жесткую эксплуатацию Рё нищету некоторых РіСЂСѓРїРї населения, считали, что общественное благо требует скорее равенства РІ бедности, чем повышения общего СѓСЂРѕРІРЅСЏ Р¶РёР·РЅРё всех РїСЂРё сохранении неравенства. Причем РІСЃРµ чаще, СЃ середины XIII века РёРј, хотя Рё РЅРµ всем, начинает казаться, что лучший метод решения общественных проблем - это "повешенье последнего РёР· королей РЅР° кишках последнего РёР· РїРѕРїРѕРІ" (Жан Мелье). Речь идет Рѕ РЎРћР¦РРђР›РР—РњР• Рё Рѕ крайней его форме - социализме революционным. Главная характеристика этой идеологии состоит РІ крайне негативном отношении Рє частой собственности, которая считается источником всех Р·РѕР». Рсточником права Рё нравственности социалистам видится воля Рё благо народа, причем РЅРµ всегда совпадающие, Рё тогда благо - выше воли, то есть народ РјРѕР¶РЅРѕ принудить Рє его Р¶Рµ благу (РІ этом отношении Рє социалистам близок Жан-Жак Р СѓСЃСЃРѕ, хотя РѕРЅ Рё РЅРµ отрицает мелкую частную собственность). Главным поэтому является обобществление собственности, само слово социализм РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ латинского socialis - общественный. РР· этого РІРёРґРЅРѕ, что социалист ставит общественное выше личного, Рё РІ противовес господствующему РІ индустриальном или переходном Рє нему обществе индивидуализму выдвигает коллективизм, что некоторым образом сближает социализм СЃ идеями традиционного аграрного общества. Соответственно, "благо народа" оказывается выше закона, защищающего естественные права человека, Р° естественным состоянием человечества провозглашается абсолютное равенство. РЈ истоков социалистической традиции стоят авторы утопических романов XVI века СЃРІ. Томас РњРѕСЂ Рё Томмазо Кампанелла. Р’ XVIII веке социалистическую идею представляли названный СѓР¶Рµ Жан Мелье, Габриэль Мабли Рё неизвестный, писавший РїРѕРґ псевдонимом Морелли. XIX век обилен социалистами: Гракх Бабеф, Ртьен Кабе, РђРЅСЂРё РґРµ Сен-РЎРёРјРѕРЅ, Шарль Фурье (почему-то РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ вспоминают его гениальное предсказание Рѕ неизбежности совокупления Северного полюса СЃ Южным, отчего произойдет превращение морей РІРѕ вкусный лимонад), Роберт РћСѓСЌРЅ, Вильгельм Вейтлинг, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Михаил Бакунин Рё СЂСѓСЃСЃРєРёРµ народники, целая РіСЂРѕР·РґСЊ немецких социалистов, РёР· РєРѕРёС… самыми знаменитыми - вершиной социалистической мысли - остаются Карл Маркс Рё Фридрих Рнгельс.
Социализм Рё либерализм СЃС…РѕР¶Рё тем, что допускают возможность, Р° РІ некоторых случаях - Рё необходимость изменения общества, почему Рё РјРѕРіСѓС‚ рассматриваться как идеологии культуры "модернити". Как реакция РЅР° это возникает Рё идеология, защищающая ценности аграрного общества, причем РІ отличие РѕС‚ обычной для традиционных идеологий ситуации, выступает как альтернативная, РєРѕРЅРєСѓСЂРёСЂСѓСЏ СЃ новыми. Рменно поэтому КОНСЕРВАТРР—Рњ РјРѕР¶РЅРѕ рассматривать как идеологию РЅРѕРІРѕРіРѕ времени. Основными ценностями для консерваторов являются легитимность (законность), то есть РІ РёС… понимании традиционность власти, идея сословного деления общества, которая часто обосновывается теми Р¶Рµ понятиями естественного права Рё человеческой РїСЂРёСЂРѕРґС‹, религиозность СЃ отстаиванием именно традиционных вероучений. Представителями этого направления РјРѕР¶РЅРѕ назвать: английских тори XIII века (РІ отличие РѕС‚ XIX), епископа Боссюэ, РІ XIX веке - Жозефа РґРµ Местра, Сергея Уварова (создателя теории официальной народности) Рё РґСЂ.
14. Рљ концу XIX века РІ Р¶РёР·РЅРё европейцев РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ новые перемены. Модернизация вступает РІ третью - позднеиндустриальную - фазу. Возникают новые технологии, РІ первую очередь связанные СЃ использованием электричества, С…РёРјРёРё, двигателей внутреннего сгорания Рё С‚.Рґ. Рто РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє серьезным переменам РІРѕ всех сторонах Р¶РёР·РЅРё общества. Начинается РєСЂРёР·РёСЃ индустриального общества РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, политике, социальной сфере, идеологии Рё культуре. Впервые проверке РЅР° выживание подвергаются самые РѕСЃРЅРѕРІС‹ РЅРѕРІРѕРіРѕ общества. Самой трагической стороной этого РєСЂРёР·РёСЃР° Рё его РїРёРєРѕРј стала Первая Мировая РІРѕР№РЅР°, СЃ которой началась история МАССОВОГО ОБЩЕСТВА.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sch57.msk.ru/