Проблема происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из самых сложных проблем современного славяноведения. На ее решение направлены усилия археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, историков. Только их совместные изыскания могут привести к решению этой проблемы.
Рсточники сведений Рѕ славянской прародине. Говоря РѕР± этногенезе славян, РјС‹ должны опираться РЅР° несколько источников. Рљ РЅРёРј следует отнести
1) Легенды и предания самого народа, раннесредневековые летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.).
Славянские писатели средних веков в своих взглядах на происхождение славян исходили из библейской легенды о вавилонской башне и расселении народов по разным частям мира. Наиболее древнее и обстоятельное изложение средневековых представлений о происхождении славян находится в русской летописи «Повесть временных лет».
Летописец знал РёР· дошедших РґРѕ него преданий, что само РёРјСЏ Р СѓСЃСЊ имеет варяжское (скандинавское) происхождение, Рё «изначальная» СЂСѓСЃСЊ была призвана вместе СЃ варяжскими РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё (Р СЋСЂРёРє, Синеус, РўСЂСѓРІРѕСЂ) РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ. РќРѕ язык, РЅР° котором говорили современные летописцу СЂСѓСЃСЃРєРёРµ люди, был славянским: «а словеньскыи языкъ Рё руськыи РѕРґСЊРЅРѕ есть, отъ варягъ Р±Рѕ прозъвашА СЃРђ СЂСѓСЃСЊСЋ, Р° РїСЊСЂРІРѕРµ Р±ѣшА словене» (РџР’Р›). Р’ древнейшие времена, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ летописец, «сѣли СЃѫть словене РїРѕ Дунаеви, РіРґѣ есть нынѣ СѓРіРѕСЂСЊСЃРєР° земля Рё прозывашА имена СЃРІРѕРёРјРё, РіРґѣ СЃѣдъше РЅР° которомъ РјѣСЃС‚ѣВ». Летописец знает Рё причину переселения славян РёР· РёС… дунайской прародины: давление римлян (волохов): «СѣРґРђС…ѫ Р±Рѕ ту (РЅР° Дунае, РІ современной летописцу Венгрии Рё Болгарии) СЂѣР¶Рµ словени, Рё волохове приАшА землю словеньску»[1].
РњРЅРѕРіРёРµ племена подунайских славян двинулись РЅР° запад Рё северо-восток. Часть поселилась РїРѕ Днепру Рё Двине Рё еще севернее, Сѓ озера Рльмень, Рё составила РѕСЃРѕР±СѓСЋ восточную ветвь славянства.
Рќ.Рњ. Карамзин, ссылаясь РЅР° «Повесть временных лет», РІ В«Рстории государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕВ» пишет:
«Многие славяне, единоплеменные СЃ ляхами, обитавшими РЅР° берегах Вислы, поселились РЅР° Днепре РІ Киевской губернии Рё назывались полянами РѕС‚ чистых полей СЃРІРѕРёС…. РРјСЏ СЃРёРµ исчезло РІ древней Р РѕСЃСЃРёРё, РЅРѕ сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского. РћС‚ сего Р¶Рµ племени славян были РґРІР° брата, Радим (1) Рё Вятко, главами радимичей Рё вятичей: первый избрал себе жилище РЅР° берегах РЎРѕР¶Р°, РІ Могилевской губернии, Р° второй РЅР° РћРєРµ, РІ Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так РѕС‚ лесной земли своей, обитали РІ Волынской губернии; дулебы Рё бужане РїРѕ реке Бугу, впадающему РІ Вислу; лутичи Рё тиверцы РїРѕ Днестру РґРѕ самого РјРѕСЂСЏ Рё Дуная, СѓР¶Рµ имея РіРѕСЂРѕРґР° РІ земле своей; белые хорваты РІ окрестностях РіРѕСЂ Карпатских северяне, соседы полян, РЅР° берегах Десны, Семи Рё Сулы, РІ Черниговской Рё Полтавской губернии; РІ РњРёРЅСЃРєРѕР№ Рё Витебской, между Припятью Рё Двиною Западною, дреговичи; РІ Витебской, РџСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№, Тверской Рё Смоленской, РІ верховьях Двины, Днепра Рё Волги, кривичи; Р° РЅР° Двине, РіРґРµ впадает РІ нее река Полота, единоплеменные СЃ РЅРёРјРё полочане; РЅР° берегах Р¶Рµ озера Рльменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґВ» (2).
Кроме перечисленных Нестором, а вслед за ним и Карамзиным племен, на Балканском полуострове обитали славянские племена драгувитов, сагудатов, верзитов, северов и др.
РљСЂРѕРјРµ славянских народов, РїРѕ сказанию Нестора, РІ Р РѕСЃСЃРёРё РІ то время жили Рё РјРЅРѕРіРёРµ неславянские племена: меря - РІРѕРєСЂСѓРі Ростова Рё РЅР° озере Клещине или Переяславском; РјСѓСЂРѕРјР° – РЅР° РћРєРµ (РІ месте впадения ее РІ Волгу); черемиса, мещера, РјРѕСЂРґРІР° – РЅР° СЋРіРѕ-восток РѕС‚ мери; ливь – РІ Ливонии, чудь – РІ Рстонии Рё РЅР° восток Рє Ладожскому озеру (СЃСЂ. «чужой»); нарова – там, РіРґРµ Нарва; СЏРјСЊ или емь – РІ Финляндии, весь – РЅР° Белоозере; пермь – РІ губернии Пермской; СЋРіСЂР°, или нынешние березовские остяки, - РЅР° РћР±Рё Рё РЎРѕСЃСЊРІРµ; печора – РЅР° реке Печора.
Примерно так же рисовалось происхождение западных славян чешским и польским летописцам.
2) Свидетельства соседних народов, имевших письменность.
Р’ IV РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. Геродот РІ РєРЅРёРіРµ В«Рстория греко-персидских РІРѕР№РЅВ» описал Скифию. РћРЅ размещает ее РЅР° Крымском полуострове Рё РІ РЅРёР·РѕРІСЊСЏС… Днепра. Скифов РѕРЅ делит РЅР° несколько СЂРѕРґРѕРІ: царских скифов Рё скифов – пахарей, живших РІ северном причерноморье. Последнее упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, Р° РЅРµ земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, - славяне. РљСЂРѕРјРµ того, РІ своей РєРЅРёРіРµ РѕРЅ упоминает РѕР± энетах Рё пишет, что энеты Р¶РёРІСѓС‚ РЅР° Адриатическом побережье Рё что это племена иллирийские. Р’ позднейших источниках венеды постоянно отличаются РѕС‚ иллирийцев.
Древнейшие исторические сведения Рѕ славянах, или венедах, относятся Рє I-II векам РЅ. СЌ. РЎ середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается РІ текстах РџСЂРѕРєРѕРїРёСЏ, Рордана Рё РґСЂ. РљРѕ второй половине VII века относится первое упоминание Рѕ славянах (сакалиба) Сѓ арабских авторов (РђР±Сѓ Малик, аль-Ахталь).
Р РёРјСЃРєРёРµ Рё александрийские писатели (Плиний «Естественная история», Тацит «Германия», Птолемей «Руководство РїРѕ географии») называют самым значительным Рё многочисленным народом между южным берегом Балтийского РјРѕСЂСЏ Рё Карпатами венедов (3). Около 150 Рі. РґРѕ РЅ.СЌ. РЅР° эту территорию пришли кельты, РЅРѕ венеды сохранили особенности своего народа. Полибий пишет: «Нравами Рё украшениями РѕРЅРё мало чем отличаются РѕС‚ кельтов, РЅРѕ языком пользуются иным». Плиний (около 77 РіРѕРґР° РЅ.СЌ.) упоминает, что сарматы Рё венеды Р¶РёРІСѓС‚ «вплоть РґРѕ Вислы», Р° Птолемей (умер около 178 РіРѕРґР° РЅ.СЌ.) уверено РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «Сарматию населяют величайшие народы», РІ том числе «венеды РїРѕ всему Венедскому заливу» (берег Балтийского РјРѕСЂСЏ) – «место жительства полабских Рё РїРѕРјРѕСЂСЃРєРёС… славянских племен, кото-рые могли прийти СЃСЋРґР° РёР· венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути». Тацит РІ самом конце I века заметил, что между сарматами Рё германцами есть полоса особых народностей, РЅРµ легко поддающихся классификации. РћРЅ пишет, что РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ эти народы РЅР° «паннонском» языке, что РЅР° РЅРёС…, как РЅР° людей «чуждого происхождения», сарматы наложили подати, РёС… социальный строй соединяет противоположные черты. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РѕРЅРё «бродят, как разбойники, РЅР° всем пространстве РіРѕСЂРЅРѕР№ Рё лесистой страны, отделяющей певинов РѕС‚ финнов». РЎ РґСЂСѓРіРѕР№, - РѕРЅРё РІСЃРµ-таки В«Рмеют постоянные жилища, РЅРѕСЃСЏС‚ щиты, быстро С…РѕРґСЏС‚ пешком; РІСЃРµ это противоположно сарматам, которые Р¶РёРІСѓС‚ РІ повозках Рё ездят верхом РЅР° лошадях». Таким образом, строки Тацита бросают СЏСЂРєРёР№ свет РЅР° встречу РІ верховьях Одера Рё Вислы трех народностей: германцев, венедов Рё сарматов. До СЃРёС… РїРѕСЂ РЅР° территории современной Германии, между Дрезденом Рё Берлином, Р¶РёРІСѓС‚ славянские народы, говорящие РЅР° нижнелужицком Рё верхнелужицком языках. Немцы называют РёС… вендами, Р° сами себя РѕРЅРё именуют сербами. Рћ тождестве венедов СЃРѕ славянами РІ этих местах около 600 РіРѕРґР° РЅ.СЌ. РіРѕРІРѕСЂРёС‚ С…СЂРѕРЅРёСЃС‚ Фредегар, соединяя РІ РѕРґРЅРѕ РІСЃРµ три названия: «сурбы, племя РёР· славян; славяне РїРѕ прозванию винады». Готский историк Рордан РІ VI веке РІРѕР·РІРѕРґРёС‚ современных ему славян, склавинов Рё антов, Р° также венетов Рє РѕРґРЅРѕРјСѓ РєРѕСЂРЅСЋ Рё дает, таким образом, «готовую» теорию славянского этногенеза.
РџРѕРґ именем склавинов РІ греческих источниках славяне стали известны РІ VI веке РЅ.СЌ. РІ Подунавье, РЅР° границе Византийской империи. Самонаименование склавин – славянин – словак является вариантом слова «человек». РЈ византийских авторов это наименование прилагалось Рє южным славянам. Самоназвание РЅРµ только выделяет народ, РЅРѕ Рё противопоставляет его РґСЂСѓРіРёРј народам. Традиционно филологи (Р’.Р’.Рванов, Р’.Рќ.РўРѕРїРѕСЂРѕРІ) выделяют противопоставление: «словене – немцы», С‚.Рµ. «владеющие членораздельной речью, языком, словом – немые».
3) Данные археологии, археологические культуры.
4) Археологические данные подтверждаются данными языка.
Особое место здесь имеет топонимика, и прежде всего это ойконимы (названия населенных пунктов) и гидронимы (названия водоемов). Еще в первых веках нашей эры становятся известными географические названия славянского характера: озеро Пельсо (слав. *pleso, плескать) ныне озеро Балатон в современной Венгрии, Берзовия – римское поселение на реке Брзва в Банате, местность Черна на реке Черне – северном Притоке Дуная и другие. Однако в разные эпохи на одной территории население не было постоянным: одни народы сменяли другие, а вместе с ними могли измениться и названия.
РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° взаимодействие славянских Рё неславянских племен указывают различного СЂРѕРґР° заимствования. Так, исследования показывают, что РґРѕ III века РґРѕ РЅ.СЌ. прагерманские племена жили между реками Одером Рё Вислой Рё соседствовали СЃ племенами славянскими. РћС‚ этой СЌРїРѕС…Рё РІ славянских языках сохранились такие германизмы, как лесть, кусити (попробовать, искусить), С…СѓРґРѕРі (С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє), чужой (teuty – тевтоны; самоназвание германских племен), купить, хлеб (кислый хлеб). Р’ VII – III веках РґРѕ РЅ.СЌ. РЅР° СЋРіРµ славяне соседствовали СЃ кельтами (территория современной Чехии). Рзначально предполагалось, что кельтизмами являлись такие слова, как черен (название части печи), лютый, брага, слуга. Более РїРѕР·РґРЅРёРµ исследования показали, что РёР· всех этих слов кельтизмом является только лексема слуга, остальные являются общеславянскими (черен, лютый) или тюркскими (брага) наименованиями.
Рћ территории, которую заселяли славяне РІ древности, РјРЅРѕРіРѕРµ может сказать Рё этимологическое исследование названий ландшафта, растений, РґРёРєРёС… Рё домашних животных, птиц, рыб. Рсследования показывают, что РІРѕ всех славянских языках преобладают Рё являются общеславянскими лексемы, связанные СЃ лесной Рё лесо-степной зонами: озеро, болото, РїСЂСѓРґ, Р±РѕСЂ, лес, дубрава… береза, РѕСЃРёРЅР°, РґСѓР±, ясень, орех… медведь, лиса, волк, рысь, олень… РіСѓСЃСЊ, лебедь, утка, РІРѕСЂРѕРЅ, СЃРѕРј, РѕРєСѓРЅСЊ, линь, СЏР·СЊ, щука Рё РґСЂ. Лексемы, связанные СЃ обозначением РјРѕСЂСЏ, РіРѕСЂ, степи, употребляющиеся РІ современных славянских языках, являются РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј заимствованиями.
Так, например, лексема Р±СѓРє – заимствование III века РґРѕ РЅ.СЌ. РёР· германского языка. Территория распространения этого растения РІ наши РґРЅРё весьма обширна – РѕС‚ реки Немана РґРѕ РіРѕСЂРѕРґР° Одессы. Однако, как показывают исследования ботаников, РґРІРµ тысячи лет назад восточная граница распространения этого растения была РґСЂСѓРіРѕР№: РѕРЅР° проходила РїРѕ реке Рльбе. РР· этого следует, что славянские племена РІСЂСЏРґ ли пересекали эту реку.
Во всех славянских языках есть слово липа, которое обозначает одно и то же растение. Вероятнее всего, это слово существовало уже в праславянском языке, а праславяне жили там, где растет липа.
Ртак, данные языкознания связывают территорию расселения древних славян СЃ областью Центральной Рё Восточной Европы, простиравшейся РѕС‚ СЂ. Рльбы Рё СЂ. Одер РЅР° запад, РІ бассейн СЂ. Вислы, РІ Верхнее Поднестровье Рё РґРѕ Среднего Поднепровья РЅР° восток. РќР° севере соседями славян были германцы Рё балты, которые составляли вместе СЃ РЅРёРјРё северную РіСЂСѓРїРїСѓ индоевропейских племён. РќР° востоке соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), РЅР° СЋРіРµ - фракийцы Рё иллирийцы, РЅР° западе – кельты. Однако РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ древнейшей «родине» славян остаётся дискуссионным.
На основе этих данных в разные времена учёные строили гипотезы, согласно которым в ранний период существования славяне занимали те или иные территории.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slawianie.narod.ru