Становление самурайства
Возникновение самурайства не представляет собой исключительного явления в социальной истории народов мира. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во многих государствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма.
В Японии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма, который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальный строй Западной Европы.
Постоянные РІРѕР№РЅС‹ СЃ аборигенами РЇРїРѕРЅСЃРєРёС… островов - айнами - вели Рє проникновению японцев РёР· южных Рё центральных областей РҐРѕРЅСЃСЋ РЅР° северо-восток страны, сопровождавшемуся захватом айнских земель. Рта экспансия делала возможными распределение территории айнов между СЏРїРѕРЅСЃРєРёРјРё даймё, которые становились хозяевами айнской земли. Взникали сильные Рё постоянные РґСЂСѓР¶РёРЅС‹ для защиты владений РѕС‚ вторжения РІ РЅРёС… айнов Рё РІРѕР№СЃРє РґСЂСѓРіРёС… княжеств, Р° также для подавления крестьянских восстаний.
В XII в. после победы коалиции под предводительством феодалов из рода Минамото над другой мощной группировкой во главе с родом Тайра в Японии установился режим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в руках верховного военачальника - сёгуна. Подобная форма правления отодвигала императора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьям более эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения, удерживая их в подчинении силой оружия. С этого времени самурайство, под которым в широком смысле слова стали впоследствии подразумеваться светские феодалы, начиная от крупных влиятельных князей (даймё), включая и самого сёгуна, и кончая мелкими дворянами окончательно завоевало политическую власть, став господствующей силой страны. Феодальное рыцарство складывалось и юридически оформлялось как наследственное и привилегированное сословие внутри господствующего класса, являясь его составной частью.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ различием социальных функций Рё материального положения разных слоёв самурайства РѕРЅРѕ имело сложную иерархическую структуру, связанную отношениями личного служения вассала сюзерену Рё покровительством РєРЅСЏР·СЏ СЃРІРѕРёРј слугам. Наиболее характерной чертой, присущей РЇРїРѕРЅРёРё, являлась многочисленность военно-служилого дворянства. Рто было обусловлено стремлением отдельных даймё Рє могуществу Рё превосходству над противостоящими РёРј феодальными РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё Рё необходимостью бороться РІ междоусобицах Рё РїСЂРё крестьянских восстаниях собственными силами, без поддержки РёР·РІРЅРµ. Р’ определённые временные отрезки истории РЇРїРѕРЅРёРё (XVI - XVII РІРІ.) сословие РІРѕРёРЅРѕРІ насчитывало вместе СЃ семьями около 2 млн. человек (СЃ прислугой - около 3 млн.), что составляло приблизительно 10 % всего населения страны. Р’ сравнении СЃ этим средневековые рыцари РІ странах Западной Европы, например Англии Рё Франции, едва ли составляли 1 - 2 % населения. Здесь Р¶Рµ стоит отметить, что отношение европейских рыцарей Рё СЏРїРѕРЅСЃРєРёС… самураев Рє крестьянам было различным. Если РІ Европе РІ СЌРїРѕС…Сѓ средневековья крестьянин рассматривался как презренное Рё РіСЂСѓР±РѕРµ существо, то РІ РЇРїРѕРЅРёРё, несмотря РЅР° антагонизм между сословием РІРѕРёРЅРѕРІ Рё крестьянскими массами, угнетение Рё эксплуатацию крестьянства, земледелец приближался РїРѕ своему социальному положению Рє самураю, Р° его труд РІ соответствии СЃ конфуцианским учением считался уважаемым. Р’ идеологическом плане между самурайством Рё крестьянством также РЅРµ было резкого противопоставления, которое наблюдалось РїРѕ отношению Рє ремесленникам, купцам, актёрам Рё РґСЂСѓРіРёРј низшим слоям общества. РќРµ случайным поэтому было то, что РјРЅРѕРіРёРµ крестьяне удостаивались Рє старости права ношения малого самурайского меча. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, крестьянство часто ориентировалось РЅР° самурайство, стремясь подражать сословию РІРѕРёРЅРѕРІ.
Кроме того, самураи существенно отличались от рыцарства европейских стран времён средневековья экономическими позициями, своим специфическим этическим учением бусидо, религиозными воззрениями. В остальном самураи в общих чертах были схожи с западноевропейскими воинами. Самурайство так же, как и рыцари Европы, занимали особое место в социальной структуре общества, считая верность сюзерену главной добродетелью воина, а военное дело - основным и единственным занятием любого благородного человека, с пренебрежением относились к трудовой деятельности. Самурайство, как сословие, просуществовало свыше семи веков, и было формально отменено после 1868 г. ( вернее, было изменено его качественное состояние в соответствии с духом времени и буржуазными преобразованиями). Тем не менее традиции самураев, выработанные в течении длительного времени, не исчезли. Традиционные черты, присущие самурайству средневековой Японии, были обновлены и трансформированы, став основой японской идеологии.
Слово "самурай" (сабурай), образованное от глагола старо японского языка "сабурахи", имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: "служить великому человеку, человеку высшего сословия"; "служить хозяину, защищать хозяина". Для графического обозначения этого слова японцы воспользовались китайским иероглифом, который читается как "дзи". Разложение этого иероглифа на составные (рэн - человек и си - буддийский храм) говорит о вероятном применении этого знака для обозначения людей, охранявших буддийские храмы и служащих при них.
Самураем называли в Японии слугу знатного лица, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого. Самураев можно в качестве примера сравнить со скандинавскими хускарлами XI в., которые рассматривались в социальной организации как слуги или дружинники, служащие только при дворе феодала.
Кроме указанного обозначения, понятие воин, боец, дружинник показывалось в японском языке ещё иероглифами, читавшимися как "буси" (или просто "си"), которые были также взяты из китайской письменности (ву и ши).
Начало становления сословия самураев можно отнести к относительно позднему времени - VI - VII вв.
Р’ 645 Рі. после победы РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ Р·Р° власть РґРІСѓС… РґРѕРјРѕРІ родоплеменной знати Сумэраги Рё Накатоми, возглавляемых принцем Накано РћСЌ Рё Накатоми Каматари, над СЂРѕРґРѕРј Согана, РЅР° престол был возведён представитель победившей коалиции - 36-Р№ император РЇРїРѕРЅРёРё Котоку (645 - 650), который РїСЂРёРЅСЏР» титул тэнно - сын Неба. РџСЂРёС…РѕРґ Рє власти Котоку получил РІ СЏРїРѕРЅСЃРєРѕР№ истории название "переворот Тайка" ("Тайка" - девиз правления императора Котоку, буквально - "Великая перемена"). РџРѕ существу целью Р±РѕСЂСЊР±С‹ между родами Рё последовавшего Р·Р° тем переворота были реорганизация племенного управления древней РЇРїРѕРЅРёРё, стремление Рє созданию сильного централизованного государства Рё крепкой государственной власти. Рталоном такой власти, Рє которой стремился РїСЂРёРЅС† Сётоку-Тайси (593 - 622) РІ начале VII РІ., было китайское государство династии Тан.
Переворот Тайка способствовал развитию японского монархического государства со всеми присущими ему атрибутами, а также установлению производства, предпосылки которого уже сложились к тому времени в Японии. В 645 - 646 гг. власти провели ряд реформ, важнейшей из которых была ликвидация званий родоплеменной знати и её права владения землёй, что являлось препятствием на пути к оформлению нового государства. Страна была поделена на уезды и округа; такая система получила название "гункэн". Переворот и реформы Тайка оформили возникновение централизованного государства, обеспеченного регулярной армией, во главе с наследственным императором. В областях, имевших стратегическое значение (пограничные районы), появились гарнизоны, в которых служили люди, достигшие совершеннолетия (20 лет). Для несения гарнизонной службы на окраинах в мирное время призывалась 1/3 мужского населения страны в возрасте от 20 до 60 лет. Призываемые сводились в отряды, называвшиеся "гундан", т.е. "местные дружины". Охранники назывались "сакимори ("охранители передовых пунктов"). Некоторых из них командировали в Киото для охраны императорских дворцов; их называли "эдзи" ("охранные мужи").
Р’ военное время несколько РґСЂСѓР¶РёРЅ соединялись РІ армию - итигун РїРѕРґ командованием воеводы - сёгуна, три армии РІ СЃРІРѕСЋ очередь сводились РІ РѕРґРЅСѓ большую, управляемую тайсёгуном ("больший", "великий" сёгун), которому император жаловал меч - знак воеводских полномочий. После военных РїРѕС…РѕРґРѕРІ РІРѕР№СЃРєР° распускались, РёС… РѕСЂСѓР¶РёРµ складывалось РІ амбары. Ртим оружием ведало РѕРґРЅРѕ РёР· шести учреждённых министерств (военное министерство). Дружинников-самураев, оформившихся затем РІ сословие РІРѕРёРЅРѕРІ, РІ то время ещё РЅРµ было. Реформы Тайка установили также поземельные феодальные отношения, носившие форму надельной системы. Основные принципы этой системы были оформлены Рё зафиксированы РІ 701 Рі. Р’ гражданском уложении - кодексе "Тайхо рицурё", или "Тайхорё" (РѕС‚ "Тайхо", буквально "Великое сокровище" - название периода правления императора РњРѕРјРјСѓ (701 - 704) Рё "СЂС‘" - кодекс), созданном также РїРѕ аналогии СЃ законодательством империи Тан. "Тайхорё" ознаменовал начало закрепощения свободных общинников Рё складывания феодальных аграрных отношений. Р’СЃСЏ земля переставала быть собственностью сельской земледельческой общины, РѕРЅР° объявлялась государственной (императорской) собственностью Рё отдавалась крестьянам РІРѕ временное пользование.
Таким образом, вместо общинной собственности на землю утверждалась феодальная; земле юридически была дана экономическая основа уже в феодальном смысле. Каждый крестьянский двор получал пахотную землю соответственно числу членов семьи, считая с шестилетнего возраста. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть "рёмин". Крестьяне, получившие наделы во временное пользование, не имели права покидать их, так как это могло принести убыток государству. Они должны были платить государству налог зерном и продукцией домашнего производства, выплачиваемый пеньковой одеждой и шёлковой материей, а также отрабатывать в пользу государства и местного управления около 100 дней в году. Кроме того, с введением обязательной воинской повинности каждые 50 дворов (сельский округ) должны были выставлять по одному человеку в регулярную армию, принимая на себя полное его содержание.
Наряду СЃ наделами крестьян существовали Рё наделы господствующего класса. Однако РѕРЅРё существенно отличались РѕС‚ крестьянских земель размерами, зависевшими РѕС‚ титула или должности владельца. Рти привилегированные наделы делились РЅР° ранговые, должностные Рё жалованные, причём последние отдавались РІ пожизненное пользование, РёРЅРѕРіРґР°, РІ зависимости РѕС‚ заслуг, - навечно, иными словами, являлись фактически частными владениями.
К привилегированным наделам приписывались государственные крестьяне, которые передавали владельцам земель значительную часть своих доходов.
По сути дела многие земельные наделы только формально можно было назвать государственными. Большей частью они продолжали оставаться землями аристократии, которая представляла собой не что иное, как потомков родоплеменной знати дореформенной (до 645 г.) Японии.
Постепенное развитие крупного частного хозяйства в последующие века создавало предпосылки для крушения принципа государственной собственности на землю и для распада надельной системы, т.е. вело к распаду реформ Тайка. Представители аристократии, средние даймё и разбогатевшие крестьяне стремились к полному переходу земель в частное владение. Со временем наделы превращались в частные поместья - сёэн. Владельцы поместий (рёсю) становились независимыми и бесконтрольными хозяевами своих владений. Крестьяне, приписанные к землям даймё, также становились собственностью последних, т.е. крепостными.
Жестокая эксплуатация, тяжёлое налоговое обложение, многочисленные повинности в пользу даймё и государства и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, переходившее часто в открытое сопротивление. Феодалы прекратили выдавать оружие даже призванным на военную службу крестьянам. В связи с этим уже в 792 г. был издан указ об отмене воинской повинности.
Одной из форм протеста крестьян против угнетения были побеги со своих земель. Беглых крестьян, покинувших свои деревни и уходивших бродяжничать, стали называть "ронин", "фуронин" и "футо" (букв.: "бродяга", или "человек-волна"). Позднее термин "ронин" стали применять к самураям, утратившим вассалитет и место в своей организации в силу добровольного ухода из неё, изгнания воина из самурайского клана или роспуска вассалов умершего (убитого) князя. В противоположность им жители, постоянно жившие на одном месте, назывались "донин", или "домин". Все попытки правительства, старавшегося предотвратить бегство крестьян с земли даже силой оружия и содействовать их возвращению, не имели существенных результатов.
Многие из беглых крестьян группировались в разбойничьи шайки, которые занимались грабежами на больших дорогах, нападали на поместья даймё или же шли на службу в частные владения - сёэн, становились служилыми людьми (сохэй) при крупных буддийских храмах.
Тяга ронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними даймё стремившихся урвать для себя лучшие земли, - с другой, привели к созданию нового сословия общества, оторванного от экономики,- сословия самураев, или воинов (буси или букэ).
РЎ X РІ. РІ РЇРїРѕРЅРёРё РІСЃС‘ сильнее происходило обособление отдельных провинций, политическая раздробленность, порождённые усилением князей РЅР° периферии. Ркономической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№ таких явлений были господство обособленного хозяйства поместий, сосредоточивших 90 % всего земельного фонда страны, слабость хозяйственных связей между РЅРёРјРё, неразвитость общественного разделения труда. РџРѕ мере роста Рё усиления крупных поместий мелкие землевладельцы, РЅРµ сумевшие увеличить СЃРІРѕРё поместья, РЅРµ могли противодействовать произволу местной администрации, РёС… земли оказывались перед СѓРіСЂРѕР·РѕР№ поглощения крупными земельными магнатами. РљСЂРѕРјРµ того, РёРј РІ большей степени угрожала опасность СЃРѕ стороны крестьянских отрядов. Вследствие этого мелкие собственники вынуждены были отдавать себя РїРѕРґ защиту крупных даймё.
Подобные явления имели также важное значение для развития Рё укрепления самурайских РґСЂСѓР¶РёРЅ, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, был обязан ему РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ службой. Рти РґСЂСѓР¶РёРЅРЅРёРєРё превращались постепенно РёР· "дворовых самураев" РІ самураев РЅРѕРІРѕРіРѕ типа - вооружённых слуг, получавших РѕС‚ своего С…РѕР·СЏРёРЅР° Р·Р° верную службу содержание - жилище Рё пищу, Р° РёРЅРѕРіРґР° Рё участки земли СЃ приписанными Рє ней крестьянскими дворами.
Другой РЅРµ менее важной причиной образования сословия РІРѕРёРЅРѕРІ была РЅРµ прекращавшаяся СЃ давних времён Р±РѕСЂСЊР±Р° РЅР° северо-востоке страны СЃ айнами (или СЌРґР·Рѕ) - потомками древнейшего населения РЇРїРѕРЅСЃРєРёС… островов. Ещё РІ период правления императоров РљРѕРЅРёРЅ (770 - 781) Рё Камму (782 - 805) РІРІРёРґСѓ частых военных действий РЅР° границах РїСЂРё РґРІРѕСЂРµ было принято решение Рѕ создании специальных отрядов, которые должны были набираться РёР· зажиточных крестьян, "ловких РІ стрельбе РёР· лука Рё верховой езде", для противодействия айнам. (Надо отметить, что становлению самурайства РІ немалой степени способствовало наряду СЃ развитием вооружения именно широкое употребление верхового РєРѕРЅСЏ. Ранее РєРѕРЅСЊ зачастую был собственностью лишь аристократии Рё являлся символом знатности Рё богатства Рё редко употреблялся РЅР° территории РЇРїРѕРЅСЃРєРёС… островов РІ военных целях). Р’ 802 Рі. РІ области Муцу был сооружён замок Рдзава СЃ помещавшимся РІ нём управлением РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ (тиндзюфу), учреждённым РІ 725 Рі. Управление (ставка гарнизона) предназначалось для руководства силами японцев РІ целях поддержания спокойствия Рё усмирения аборигенного населения. Р’ замке Тага-Тага-РЅРѕ РґР·С‘, построенном немного позднее, помещались "охранные РІРѕРёРЅС‹", или "РІРѕРёРЅС‹ усмирения Рё РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹" (тиндзю-РЅРѕ С…СЌР№). Другим опорным пунктом против айнов был замок Акита РІ области Дэва. РЎ 802 Рі. Стали сооружать укрепления РІ РґСЂСѓРіРёС… местах, составляя гарнизоны РёР· "разного неудобного внутри империи люда".
Граница притягивала Рє себе также беглых крестьян, спасавшихся РѕС‚ гнёта Рё стремившихся овладеть землями айнов. Рто были воинственно настроенные люди, которые организовывали отряды Рё находились РІ постоянной боевой готовности; РёС… называли "адзумабито" (люди востока).
Со временем правительство стало поощрять переселение безземельных крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу, нежели военные экспедиции, предпринимаемые японцами во время крупных выступлений айнского населения.
Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки в северных районах о-ва Хонсю. Причём особенно большую роль в формировании самураев в этих областях страны играли айнские элементы. Одним из объяснений может служить то, что японские поселенцы долгое время жили в непосредственной близости от айнов, имея с ними двусторонние контакты. В этом плане показателен обряд харакири, характерный только для сословия воинов, воспринятый от айнов.
В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные князья создавали собственные самурайские дружины. Наиболее значительными вооружёнными силами обладали в то время роды Минамото и Тайра, которым не раз приходилось прибегать к помощи своих самураев при усмирении айнов. Впоследствии именно эти вооружённые силы были использованы крупными даймё в борьбе за власть при установлении новой системы правления страной - сёгуната.
Таким образом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как специфическая группа общества, на которую оказывали определённое влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.aikido.km.ru/