Перевезенцев С. В.
XV–XVI вв. — это время национально-государственного подъема Русского государства, центром которого, после почти двухвековой борьбы, окончательно стала Москва. В этом смысле, в XV столетии в течение относительно короткого отрезка времени произошло несколько важнейших для истории России событий, значительно повлиявших на ход развития древнерусской религиозно-философской мысли:
- РІ 1439 Рі. РІРѕ Флоренции между Византией Рё Р РёРјРѕРј было подписано соглашение РѕР± объединение Церквей, получившее название Флорентийской СѓРЅРёРё. РџРѕ условиям соглашения Православная Церковь принимала католические РґРѕРіРјС‹, РїСЂРё сохранении РѕР±СЂСЏРґРѕРІ Рё греческого языка. Фактического объединения так Рё РЅРµ состоялось — РІ 1443 РіРѕРґСѓ Рерусалимский СЃРѕР±РѕСЂ Православной Церкви предал ее проклятию. Особенно негативно Флорентийская СѓРЅРёСЏ была воспринята РЅР° Р СѓСЃРё, РіРґРµ ее посчитали “предательством” Византийской Церковью правой веры;
- РІ 1448 РіРѕРґСѓ РІ ответ РЅР° Флорентийскую СѓРЅРёСЋ СЃРѕР±РѕСЂ епископов РІ РњРѕСЃРєРІРµ провозгласил Р СѓСЃСЃРєСѓСЋ Церковь автокефальной, С‚.Рµ. независимой РѕС‚ константинопольского патриарха;В
- в 1453 году Византийская империя была завоевана турками и прекратила свое существование;
- РІ 1480 РіРѕРґСѓ Р СѓСЃСЃРєРѕРµ государство усилиями великого РєРЅСЏР·СЏ Рвана III Васильевича окончательно избавилось РѕС‚ татаро-монгольского РёРіР° Рё, следовательно, Р СѓСЃСЊ была спасена РѕС‚ гибели.
На эти исторические события в XV веке наложилось явление религиозно-мистического характера — всеобщее ожидание “конца миру” (эсхатологические ожидания). Дело в том, что, по некоторым христианским летоисчислениям, в 1492 г. заканчивалось седьмое тысячелетие от сотворения мира. В соответствии со многими пророчествами, начало восьмого тысячелетия должно было ознаменоваться Вторым пришествием Христа и концом света. Поэтому даже пасхальные службы в Русской Церкви были расписаны только до 1492 г. Но пророчествам не суждено было сбыться и конца света не состоялось. Следовательно, перед свободной Русью открывались пути к необычайному взлету.
Все эти события оказали огромное влияние на развитие отечественной религиозно-философской мысли. Ведь для религиозно-мифологического сознания той поры совпадение исторических и мистических событий не могло казаться случайным. Рсмысл виделся совершенно определенный — Сам Господь, покаравший за грехи Византийскую империю, но освободивший Русь и не допустивший погибели мира, избрал Московское государство для осуществления на земле неких Высших, Божественных предначертаний.
Рменно поэтому, СЃ конца XV столетия, РІ Р РѕСЃСЃРёРё начинается напряженнейшая духовная работа РїРѕ осмыслению РЅРѕРІРѕРіРѕ всемирно-исторического значения Р РѕСЃСЃРёРё. Рнедаром, XV–XVI века считаются временем расцвета древнерусского религиозно-философского Рё публицистического творчества.
РџРѕРёСЃРє РЅРѕРІРѕРіРѕ места Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ государства Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории выразился, прежде всего, РІ многочисленных спорах Рѕ вере, Рѕ путях постижения православных истин, Рѕ возможности спасения. Как писал РІ начале XVI столетия РРѕСЃРёС„ Волоцкий: “Ныне Рё РІ домех, Рё РЅР° путех, Рё РЅР° торжищех... РІСЃРё сомнятся, РІСЃРё Рѕ вере пытают”.
РћРґРЅР° РёР· важных религиозно-философских проблем этого периода — Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ ересями. Ожидаемый, РЅРѕ несостоявшийся конец света поставил РїРѕРґ сомнение РјРЅРѕРіРёРµ вековечные христианские истины Рё стал РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин появления РІ XV РІ. еретического учения “жидовствующих”. “Жидовствующие” — это антиправославное умонастроение, распространившееся РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ Рё РњРѕСЃРєРІРµ РІ конце XV — начале XVI РІРІ. Центром распространения ереси был РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ Великий, РЅРѕ немало ее сторонников оказалось Рё РІ РњРѕСЃРєРІРµ, причем, РІ самых высших кругах. Среди РЅРёС… — митрополит Р—РѕСЃРёРјР° (1490–1494 РіРі.) Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРµ Рё РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРµ священники. РР· светских лиц — Рван Волк Курицын (СѓРј. РІ 1504) Рё его брат Федор Курицын, РґСЊСЏРє Посольского приказа Рё фактический руководитель внешнеполитической деятельности Р СѓСЃРё РїСЂРё государе Рване III. Р’ 1485 Рі. РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёР№ архиепископ Геннадий именовал Курицына “начальником” всех еретиков. РћРґРЅРѕ время благоволил Рє еретикам Рё сам великий РєРЅСЏР·СЊ Рван III.В
Само именование — “жидовствующие” — еретики получили по двум причинам. Во-первых, у истоков ереси стояли иудеи, приехавшие на Русь из Западной Европы. Во-вторых, еретики отрицали значение Нового Завета, отдавая предпочтение ветхозаветным и, видимо, каким-то иудейским книгам. Кроме того, у последователей ереси прослеживаются параллели с иудейской догматикой и обрядностью — почитание субботы, обрезание, пользование еврейским календарем.
Сведения Рѕ ереси сохранились РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІ противоеретических сочинениях — посланиях архиепископа РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Геннадия Рё РІ “Просветителе” Росифа Волоцкого. Произведения самих еретиков или РЅРµ сохранились, или дошли РґРѕ нас РІ зашифрованном РІРёРґРµ. Поэтому существо ереси жидовствующих сегодня восстановить трудно. РџРѕРјРёРјРѕ склонности Рє иудаизму, известно, что еретики отрицали важнейшие догматы православного вероучения — Святую Троицу, богочеловеческую РїСЂРёСЂРѕРґСѓ РРёСЃСѓСЃР° Христа Рё Его роль Спасителя, идею посмертного воскрешения Рё С‚.Рґ. РћРЅРё подвергли критике Рё осмеянию тексты Библии Рё святоотеческую литературу. РљСЂРѕРјРµ того, еретики отказывались признавать РјРЅРѕРіРёРµ традиционные принципы Православной Церкви, РІ том числе институт монашества Рё иконопочитание.В
Еретики подверглись преследованию СЃРѕ стороны официальной Церкви. РќР° церковном СЃРѕР±РѕСЂРµ 1490 Рі. были осуждены РїРѕРї Денис, РґСЊСЏРє Гридя, чернец Захар Рё РґСЂ. Решением церковного РЎРѕР±РѕСЂР° 1504 Рі. Рє смертной казни были приговорены Рё затем сожжены РІ СЃСЂСѓР±Рµ Рван Волк Курицын, Митя Коноплев, Рван Максимов, Некрас Рукавов. Рћ СЃСѓРґСЊР±Рµ РґСЂСѓРіРёС… лидеров жидовствующих ничего неизвестно. Например, РёРјСЏ Федора Курицына РІ документах РІ последний раз упоминается РІ 1500 Рі.
Решающую роль РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ ересью “жидовствующих” сыграли РРѕСЃРёС„ Волоцкий Рё архиепископ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёР№ Геннадий. Святитель Геннадий (СѓРј. 1505) РЅР° РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ кафедру был РІ 1484 Рі. поставлен как представитель РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ правительства Рё великого РєРЅСЏР·СЏ Рвана III Васильевича. Р’ 1487 Рі. РѕРЅ провел розыск еретиков, требовал для РЅРёС… смертной казни сожжением, добился проведения РІ 1490 Рі. церковного РЎРѕР±РѕСЂР° РїРѕ этому РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ. РќРѕ обвиненный РІ том, что поставляет РЅР° церковные посты Р·Р° деньги, Геннадий был РІ 1504 Рі. сведен СЃ поста РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ архиепископа Рё заточен РІ келье Р§СѓРґРѕРІР° монастыря РІ РњРѕСЃРєРІРµ.
Вообще, святитель Геннадий сыграл выдающуюся роль РІ истории отечественной религиозно-философской мысли. Собрав РјРЅРѕРіРёС… СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё иностранных переводчиков, РѕРЅ стал инициатором создания немалого числа различного СЂРѕРґР° религиозно-философских сочинений. Геннадий является РѕРґРЅРёРј РёР· авторов новых пасхалий, расписанных после 1492 Рі. — ежегодных православных празднований Пасхи. Автор нескольких посланий против еретиков. РџРѕРґ его руководством РІ 1499 Рі. была создана так называемая Геннадиевская Библия (“Библия рекше обеих заветов Ветхаго Рё Новаго…”) — первый РЅР° Р СѓСЃРё полный СЃРІРѕРґ библейских РєРЅРёРі. Геннадиевская Библия — является образцом совершенной СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ СЂСѓРєРѕРїРёСЃРЅРѕР№ РєРЅРёРіРё своего времени. РћРЅР° написана полууставом РЅР° 1002 листах высококачественной бумаги форматом 33С…23,5 СЃРј Рё украшена искусным мастером-орнаменталистом. Писцами РєРЅРёРіРё были собранные РїСЂРё архиепископском РґРІРѕСЂРµ служители РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… церквей, РґСЊСЏРєРё Василий Рерусалимский, Гридя Рсповедницкий Рё Климент Архангельский (Рѕ чем свидетельствуют писцовые записи РІ конце РєРЅРёРіРё). Для составления СЃРІРѕРґР° библейских РєРЅРёРі использовались имеющиеся тексты кирилло-мефодиевской Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ библейских традиций, Р° также латинские, еврейские тексты, Вульгата Рё немецкое издание Библии. Переводчиком Рё редактором был архидьякон Герасим РџРѕРїРѕРІ, РїСЃРєРѕРІРёС‡ РїРѕ происхождению.В
Значение Геннадиевской Библии состоит в том, что до той поры на Руси никогда не осуществляли полного перевода книг Ветхого Завета, считая увлечение ветхозаветными текстами уклонением в “жидовство” (иудаизм). Рвот впервые, трудами архиепископа Геннадия русские православные люди получили возможность читать полный текст Библии.
Вообще, теоретическая полемика СЃ еретиками дала Рё положительные результаты, РёР±Рѕ понуждала защитников православия уточнять РјРЅРѕРіРёРµ вероучительные положения Рё, тем самым, православное богословие получило дополнительный импульс Рє развитию. Ведь Рё внутри самой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ православной мысли существовало разное понимание христианства.В
Различные трактовки христианского вероучения были выражены РІ трудах Рё иноческих подвигах преподобных Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ Рё Росифа Волоцкого. Немного позднее, СѓР¶Рµ РІРѕ второй четверти XVI веке, последователи этих выдающихся православных РїРѕРґРІРёР¶РЅРёРєРѕРІ стали именоваться “нестяжателями” Рё “иосифлянами”. Сами термины — “нестяжательство” Рё “иосифлянство”, — РІ принципе, РЅРµ очень удачные. РћРЅРё РЅРµ отражают главного — сути религиозных расхождений представителей этих РґРІСѓС… крупнейших направлений РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ религиозно-философской мысли XV–XVI РІРІ. РќРѕ, хотя Рё СЃ некоторой долей условности, приходится пользоваться этими терминами, РёР±Рѕ РѕРЅРё устоялись. РџСЂРё этом следует помнить, что Рё “нестяжательство”, Рё “иосифлянство” — это РґРІРµ стороны единого процесса развития отечественной религиозно-философской мысли РІ XV–XVI столетиях. Рђ разногласия между РЅРёРјРё РјРѕР¶РЅРѕ свести Рє такому противопоставлению: преображение РјРёСЂР° через внутренне воспитание человека или завоевание РјРёСЂР° РЅР° путях внешней работы РІ нем.
Выдающийся отечественный религиозно-политический деятель преподобный РРѕСЃРёС„ Волоцкий (1439–1515) РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» РёР· РґРІРѕСЂСЏРЅ Волоколамского уезда Рё РІ РјРёСЂСѓ РЅРѕСЃРёР» РёРјСЏ Рвана Санина. Рнтересно, что три его родных брата Рё РґРІР° племянника также избрали иноческий образ Р¶РёР·РЅРё, Р° РґРІРѕРµ РёР· РЅРёС… стали епископами.В В
Р’ двадцать лет РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР» монашеский постриг РІ Пафнутьевом Боровском монастыре Рё, после смерти основателя этой обители Пафнутия, РІ течение РґРІСѓС… лет был игуменом. Р’ 1479 Рі. РРѕСЃРёС„ вместе СЃ несколькими иноками РїРѕРєРёРЅСѓР» Боровскую обитель Рё основал общежительский монастырь Успения Богородицы РЅР° Волоке Ламском, РІ 113 верстах РѕС‚ РњРѕСЃРєРІС‹, игуменом которого оставался почти РґРѕ самой смерти. Позднее эта обитель стала широко известна РїРѕ имени своего основателя, как Росифо-Волоколамский монастырь.
РќР° рубеже XV–XVI РІРІ. РРѕСЃРёС„ Волоцкий возглавил теоретическую Рё практическую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ ересью “жидовствующих”. Основные принципы Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ еретичеством РѕРЅ изложил РІ главном сочинении своей Р¶РёР·РЅРё, известном РїРѕРґ названием “Просветитель”. Первые главы “Просветителя” были написаны еще РІ 90-Рµ РіРі. XV РІ., Р° последние — незадолго РґРѕ смерти. Впрочем, некоторые современные исследователи считают Росифа Волоцкого автором лишь 12-ти глав “Просветителя”, Р° 13–16-Рµ главы приписывают его ученикам Рё последователям.
Р’ 1504 Рі. РїРѕ его инициативе состоялся церковный СЃРѕР±РѕСЂ, который РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРёР» Рє сожжению РІ СЃСЂСѓР±Рµ четырех еретиков, РІ том числе Рвана Волка Курицына, брата Федора Курицына.
Р’ 1507 Рі. РРѕСЃРёС„ Волоцкий вступил РІ конфликт СЃ князем Федором Борисовичем Волоцким, РЅР° землях которого располагался монастырь. РљРЅСЏР·СЊ РїРѕСЃСЏРіРЅСѓР» РЅР° монастырское имущество, после чего РРѕСЃРёС„ заявил Рѕ переходе монастыря РїРѕРґ власть великого РєРЅСЏР·СЏ Василия III Рвановича. РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРёР№ архиепископ Серапион, которому монастырь подчинялся РІ церковном отношении, поддержал волоцкого РєРЅСЏР·СЏ Рё отлучил Росифа РѕС‚ Церкви. РќРѕ Р·Р° него вступился митрополит РЎРёРјРѕРЅ, лишивший сана РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ владыку.
Р’ начале 10-С… РіРі. XV РІ. разгорелась полемика между Росифом Волоцким Рё “нестяжателем” Вассианом Патрикеевым. Причиной полемики стали многообразные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ церковной Р¶РёР·РЅРё: отношение Рє еретикам, отношение Рє Ветхому завету, РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ церковного землевладения Рё РґСЂ. Приверженец строгого личного аскетизма, РРѕСЃРёС„ решительно выступал Р·Р° право владения монастырями земельной собственностью. Обладая собственностью Рё РЅРµ заботясь Рѕ хлебе насущном, монашество будет увеличиваться Рё заниматься СЃРІРѕРёРј главным делом — нести РІ народ Слово Божие. Р’ то Р¶Рµ время, РІСЃРµ монастырские богатства должны направляться РЅР° благотворительность Рё исполнение иных социальных целей. РЎРїРѕСЂ был решен государем, — Василий III занял сторону Вассиана Рё запретил Росифу письменную полемику СЃ РЅРёРј.В
РРѕСЃРёС„ Волоцкий считал, что Церковь обязана выполнять роль организующего начала РІ человеческом обществе СЃ целью утверждения церковно-православных идеалов. Главное РѕСЂСѓРґРёРµ изменения человеческой РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё общества — страх Божий: “Да будет ключом твоим страх Божий: пусть РѕРЅ отворяет уста твои, РѕРЅ Р¶Рµ Рё затворяет”. Рти РґРІР° принципа стали основанием учения, созданного Росифом Волоцким, позднее прозванного “иосифлянством”.В
В своем монастыре он установил самый строгий общежительский устав, какого не было ни в одной другой русской обители. Устав включал в себя принцип “соборного спасения”, требовал аскетической строгости в монашеской жизни, послушания без рассуждения, беспрекословного соблюдения церковной обрядности. Согласно уставу, жизнь иноков была регламентирована до мельчайших подробностей. Все они были обязаны каждодневно трудиться, ибо праздность почиталась грехом.
РћРґРёРЅ РёР· принципов устава — “личное нестяжание”: РёРЅРѕРєРё монастыря РЅРµ имели никакой личной собственности, даже РёРєРѕРЅ, Р° средства Рє существованию получали РёР· общей казны. Правда, позднее, СЃ появлением РІ монастыре богатых Рё знатных пострижеников, РРѕСЃРёС„ Волоцкий был вынужден поделить монастырскую братию РЅР° три разряда. Причем РѕС‚ РѕРґРЅРёС… РѕРЅ требовал ограничиться единственной сменой РѕР±СѓРІРё Рё одежды, Р° РґСЂСѓРіРёРј позволял иметь РґРІРµ смены, шубейку Рё даже РѕСЃРѕР±РЅРѕРµ питание.
Стремящийся Рє очищению общества РѕС‚ скверны, РРѕСЃРёС„ Волоцкий выступал Р·Р° самое жестокое обращение СЃ еретиками. Опасность еретичества РѕРЅ видел РІ том, что еретики могли погубить СѓР¶Рµ сложившееся РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ единство Р СѓСЃРё, которая постепенно становится избранным Господом государством. Покаявшихся еретиков РѕРЅ подозревал РІ обмане Рё считал, что РёС… РЅСѓР¶РЅРѕ держать РІ темнице. Для упорствующих еретиков РѕРЅ требовал смертной казни. Лютой казни заслуживают даже те православные, которые РЅРµ сообщили Рѕ еретиках властям.В
Р’ спорах СЃ еретиками сформировалось еще РѕРґРЅРѕ направление деятельности преподобного Росифа — развитие православного богословия. “Просветитель” — это глубокий Рё основательный богословский трактат, РІ котором объяснены Рё заново аргументированы РІСЃРµ важнейшие догматические Рё богослужебные традиции Православной Церкви. “Просветитель” был РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых популярных РєРЅРёРі РІ XV–XVII РІРІ. (известно более 100 СЃРїРёСЃРєРѕРІ).В
РРѕСЃРёС„ Волоцкий сыграл самую значительную роль РІ усилении роли Церкви РІ Р¶РёР·РЅРё СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества РІ XV–XVI РІРІ. Поначалу РѕРЅ вообще утверждал принцип превосходства Церкви над светской властью. Позднее РѕРЅ признал приоритет власти государя. РћРґРЅРёРј РёР· первых РРѕСЃРёС„ Волоцкий стал говорить Рѕ божественном происхождении власти СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ государя, уподобляя его земную РјРёСЃСЃРёСЋ Божиему Промыслу: “Царь ведь естеством подобен вышнему Богу”.
РРѕСЃРёС„ Волоцкий скончался 9 сентября 1515 Рі. Рё похоронен РІ Росифо-Волоколамском монастыре. Канонизирован РІ 1591 Рі. Дни памяти — 9 (22) сентября, 18 (31) октября.В
Жизнь и учение преподобного Нила Сорского (ок.1433–1508) связаны между собой неразрывно, и в своем единстве они являют один из выдающихся примеров православного подвижничества.
РћРЅ родился РІ крестьянской семье Рё РІ РјРёСЂСѓ РЅРѕСЃРёР» РёРјСЏ Николая Майкова. Впрочем, РїРѕ некоторым РґСЂСѓРіРёРј данным, РѕРЅ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» РёР· РґРІРѕСЂСЏРЅ. Рноческий постриг РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР» РІ Кирилло-Белозерском монастыре. Позднее, РІ поисках “душевной пользы” РќРёР» совершил паломничество РїРѕ святым местам, — побывал РІ Палестине, Константинополе. РњРЅРѕРіРѕ времени РѕРЅ провел РІ центре восточно-православного монашества — РЅР° Афоне, РіРґРµ глубоко изучил мистико-аскетическую практику тамошних РёРЅРѕРєРѕРІ, уделяя РѕСЃРѕР±РѕРµ внимание учениям, акцентирующим внимание РЅР° идее внутреннего самосовершенствования. Вернувшись РЅР° Р РѕРґРёРЅСѓ, РќРёР» основал СЃРєРёС‚ РІ 15 верстах РѕС‚ Кирилло-Белозерского монастыря, РЅР° берегу реки РЎРѕСЂРё. РџРѕ имени этой реки РѕРЅ Рё получил СЃРІРѕРµ прозвание — РЎРѕСЂСЃРєРёР№. Р’СЃРєРѕСЂРµ СЂСЏРґРѕРј СЃРѕ скитом Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ поселились Рё РґСЂСѓРіРёРµ монахи, ставшие его последователями Рё прозванные “заволжскими старцами”.
Важное отличие монашеского жития “заволжских старцев” от других русских монастырей того периода состояло в том, что они не жили ни по особножительскому, ни по общежительскому уставу. Стремящийся к максимальному уединению, Нил Сорский проповедовал именно скитский вид монастырского жития. Скитники не имели никакого общего имущества, не вели общей хозяйственной деятельности. Но каждый из проживающих в ските, по мере сил, обеспечивал свое существование собственным трудом, основное же время посвящал исключительно молитвенной практике.
Перу преподобного Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ принадлежит несколько произведений — послания, “Предание”, “Завещание”. Отдельно необходимо сказать Рѕ “Скитском уставе” — настоящем религиозно-философском трактате, посвященном православной мистико-аскетической практике.В
Р’СЃРµ эти произведения показывают Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ как глубокого знатока Евангелия, святоотеческой Рё РґСЂСѓРіРѕР№ христианской литературы. РћСЃРѕР±РѕРµ влияние РЅР° его миросозерцание оказали труды синайских Рё египетских РёРЅРѕРєРѕРІ III–VII РІРІ., Р° также сочинения Рсаака РЎРёСЂРёРЅР° (VII РІ.), Симеона РќРѕРІРѕРіРѕ Богослова (949–1022) Рё Григория Синаита (СѓРј. 1346).
Основу мировоззрения Нила Сорского составляет стремление к возрождению евангельских заветов и сам преподобный постоянно напоминает об этом. Относясь же с глубоким уважением к афонскому подвижничеству, взяв его за идеал, Нил Сорский проявил, как отмечают исследователи, значительную самостоятельность и далеко не во всех представителях афонской исихии он видел своих руководителей. Ресли необходимо признать влияние на Нила представителей византийского аскетизма, то также необходимо признать за ним и значительную самостоятельность, проявлявшуюся по преимуществу в выборе, в оценке авторитетов и их писаний.
Если говорить об отечественных мыслителях, то наибольшее влияние на Нила Сорского оказали идеи, выраженные преподобным Сергием Радонежским. Особенно это заметно в проповеди Нилом Сорским задач внутреннего самосовершенствования. Однако, в отличие от великого троицкого игумена, идее и практике “общего жития” Нил Сорский предпочел “скитничество”.
Р РІСЃРµ Р¶Рµ РќРёР» РЎРѕСЂСЃРєРёР№ РјРЅРѕРіРѕРµ почерпнул РЅР° Востоке. Р’ СЃРІРѕРёС… произведениях РѕРЅ выступает как последовательный проповедник идей Рё практики индивидуального мистико-аскетического иноческого РїРѕРґРІРёРіР°. Полное отречение РѕС‚ всего РјРёСЂСЃРєРѕРіРѕ, СѓС…РѕРґ РёР· РјРёСЂР°, отказ даже РѕС‚ того, что может дать РјРёСЂ РёРЅРѕРєСѓ, — эти принципы лежали РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ скитского бытия “заволжских старцев”. Количество совместно проживавших скитников тоже ограничивалось, Р° идеальным случаем РќРёР» РЎРѕСЂСЃРєРёР№ считал “или уединенное отшельничество, или СЃ РѕРґРЅРёРј или РјРѕР¶РЅРѕ СЃ РґРІСѓРјСЏ братьями безмолвное житие”.В
Важнейшим условием исполнения аскетических принципов было “нестяжательство” — С‚.Рµ. нищелюбие, принципиальный отказ РѕС‚ владения имуществом. “Нестяжание — высшее есть…”, — повторяет РѕРЅ слова Рсаака РЎРёСЂРёРЅР°. Даже храмы, РїРѕ мнению преподобного, РЅРµ должны быть богатыми, РёР±Рѕ так завещали святые отцы Рё знаменитые РёРЅРѕРєРё прошлого.В В
“Сребролюбие” же преподобный Нил называл одним из главных “душевных недугов”, которое, когда оно “укрепляется” в человеке, “становится злее всех недугов”. “Ресли только ему покоришься, вводит нас в такую пагубу, — пишет Нил Сорский, — что и Апостол называет его не только корнем всякому злу, гневу, скорби и прочим, но даже идолослужением”. При этом “нестяжание”, бедность, по убеждению преподобного Нила, это не только идеал личной жизни инока, но и жизненный идеал всей обители. Ведь, по его мнению, владение любым имуществом становится причиной нравственной деградации монашества. В то же время Нил Сорский считал, что монастыри должны содержаться за счет государственной и, в частности, великокняжеской казны. Кстати, именно за великокняжеский счет содержались и “заволжские” скиты.
Следуя отечественной традиции, идущей от Сергия Радонежского, Нил Сорский не концентрирует свое внимание на идее “истязания плоти”. По его мнению, физическое истязание вторично по сравнению со стремлением к внутреннему духовному совершенству — к “осветлению души” и к “чистоте сердца”. Поэтому примером для него служили святые отцы, которые, “подвизаясь телесно, в то же время и духовно возделывали виноград своего сердца и, таким образом очистив ум от страстей, обретали Господа и снискивали разум духовный”. Более того, по убеждению “заволжского” подвижника, излишнее истощение тела может воспрепятствовать совершенствованию души, ведь слабое тело может не выдержать испытаний. Не в том цель, чтобы уморить себя голодом или иными истязаниями, главное — соблюдать разумную меру. Даже пост, учил Нил Сорский, должен быть умеренным.
Почва для иноческого РїРѕРґРІРёРіР° РІРѕ славу Господа — мысль Рё сердце. Рменно мысль Рё сердце, согласно Нилу РЎРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ, являются ареной “мысленной брани” — Р±РѕСЂСЊР±С‹ человека СЃ “помыслами”. Р’ “Скитском Уставе” РќРёР» РЎРѕСЂСЃРєРёР№ выстраивает целую иерархию “помыслов”, СЃ которыми обязан бороться РЅРµ только РёРЅРѕРє, РЅРѕ Рё РІСЃСЏРєРёР№ человек вообще. РћС‚ “прилогов” (простых “помыслов”), последовательно возрастая, “помыслы”, через “сочетание”, “сложение” Рё “пленение”, РјРѕРіСѓС‚ превратиться РІ “страсти”. Ртогда “страсти” СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ СѓР¶Рµ полностью пленить человеческую душу Рё покорить ее дьявольскими искушениями.
Чтобы не поддаться искушениям инок должен следовать учению об “умном делании”. “Умное делание” — это внутренний духовный процесс, совершающийся в глубоких тайниках человеческого духа и распадающийся на три отдельные акта: безмолвие, умную молитву и созерцание (или видение).
Безмолвие — одно из первых условий достижения полной отрешенности ума и сердца от всякого рода “помыслов”, даже и благих. Освобождение же от страстей приготовляет душу к умной молитве.
Умная молитва — отрешённое РѕС‚ всех помыслов самоуглубление, соединенное СЃ постоянным повторением молитвенных слов: “Господи РРёСЃСѓСЃРµ Христе, Сыне Божий, помилуй РјСЏ, грешного!”. Умная молитва безразлична Рє внешнему положению молящегося — находится ли РѕРЅ РІ храме или РІ келье, лежит ли, стоит или СЃРёРґРёС‚. Единственное требование — удержание, РїРѕ возможности, дыхания. Причем, РЅР° определенной стадии молитва произносится РЅРµ словами, РЅРѕ неким внутренним голосом. Таким образом, сосредоточив РІСЃРµ усилия души РЅР° мысли Рѕ Боге, умная молитва заставляет “искать РІ сердце Бога”. Поэтому РІ сердце вселяется радость Рё молящийся принимает Бога как Р±С‹ внутрь себя. Следовательно, умная молитва является “источником РєРѕ РІСЃСЏРєРѕРјСѓ благу”. Впрочем, молящийся должен избегать РёСЃРєСѓСЃР° “мысленных парений”, РёР±Рѕ “мысленные парения” доступны далеко РЅРµ каждому, Р° только после трудного, изнуряющего молитвенного труда.
Однако в определенный момент наступает состояние “видения молитвы”. Видение — предельная, высшая ступень умной молитвы, на которой молящийся удостаивается созерцания Господа, таинственного соединения с Ним: “Рне молитвою молится ум, но превыше молитвы бывает”. Душа, находящаяся в этом состоянии, отрешается от всего земного, сознание умолкает, забывая и себя, и всех сущих здесь, и даже о том, что живет на земле.
Главной целью всего “умного делания” является познание Божественной любви, ведь “любовь Божия — сладчайше жизни…”. Нил Сорский с восторгом пересказывает слова Симеона Нового Богослова, рассказавшего об этом чудесно-восторженном состоянии — познании Божией любви: “Любит же меня и Он, и в Себе Самом приемлет меня, и в объятиях меня сокрывает; на небесах Живой, и в сердце моем есть, здесь и там видится”.
Рменно РІ учении Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ идея евангельской, Христовой любви достигает своего глубочайшего толкования РІ древнерусской религиозно-философской мысли. Высшая задача — познание любви Рє Богу. Ведь именно ради любви Рє Богу, преподобный РќРёР» Рё РїРѕРєРёРЅСѓР» РјРёСЂ, полностью сосредоточился РЅР° постижение Божественных тайн, достигая таинственных глубин религиозно-мистических учений. Вторая задача — “иметь любовь Рє ближним нашим Рё доказывать ее словами Рё делами”. РљСЂРѕРјРµ того, “любовь Рє ближнему” есть условие объединения людей Рё избавления РёС… сердец РѕС‚ РјРЅРѕРіРёС… грехов. Таким образом, РІ толковании Нила РЎРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ, евангельская любовь приобретает характер универсальной РјРёСЂРѕРІРѕР№ силы Рё главного средства преображения человека.
Ведь РќРёР» РЎРѕСЂСЃРєРёР№ был глубоко уверен, что человек обязан сам себя держать РІ руках Рё исправлять СЃРІРѕСЋ РїСЂРёСЂРѕРґСѓ исключительно нравственными средствами, самовоспитанием, полным проникновением РІ заповеди Христовой любви. РР±Рѕ никакой силой, никакими принуждениями невозможно заставить человека верить истинно, если сердце его РЅРµ озарено любовью. Рдаже страх Божий, Рѕ котором тоже пишет РќРёР» РЎРѕСЂСЃРєРёР№, служит лишь импульсом Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ очищению, Рє тому, чтобы человека всем сердцем возжелал познания великих евангельских истин Христовой любви.В
“Умное делание” и евангельская любовь позволяют человеку, их постигшему, достигнуть состояния истинной, полной, “внутренней свободы”, когда человек зависит лишь от Бога и более ни от кого.
Учение и практика преподобного Нила Сорского оказали огромное влияние на духовное развитие XVI века. Его духовные последователи, прозванные “нестяжателями”, позднее попытались внести идеи преподобного Нила в практику реальной общественно-политической жизни. Однако их усилия закончилось неудачей. Рне только потому, что “нестяжатели” встретили сопротивление “иосифлян”, которые в то время возглавляли Русскую Церковь. Скорее дело в том, что по самой своей сути, учение Нила Сорского — это путь, изначально открытый для немногих, для тех, кто решил полностью отречься от мира и сосредоточиться на практике “умного делания”. Следовательно, путь “умного делания” было невозможно применить в государственной практике, и уж тем более не мог он стать основой государственной идеологии.
Косвенным образом это подтвердил и сам преподобный Нил Сорский, не признававший никакой мирской славы и жаждущий лишь успокоения. В своем завещании он “молил”, чтобы его тело бросили в глуши, “чтобы съели его звери и птицы”. А, объясняя свою мольбу, он писал: “Я стараюсь, насколько в моих силах, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой — как в жизни этой, так и по смерти моей”. Русская Православная Церковь причислила преподобного Нила Сорского к лику святых. День памяти 7 (20) мая.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/