Вопрос о происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого многомиллионного наро да," расселявшегося на огромных пространствах Европы и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана", не могут определить место откуда он вышел. Одна из причин этого, по словам В.П.Кобычева,от сутствие сколько-нибудь полноценных письменных источни ков о славянах до середины 6 века н.э. В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белоруссы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы.
РќРѕ РЅР° пер воначальном этапе существовала еще масса РіСЂСѓРїРї Рё племен славян, которые были известны РІ Греции, Малой РђР·РёРё, РЎРµ верной Африке, некоторые селились даже РІ Рспании. РќРѕ РІ последствии РѕРЅРё были уничтожены, либо ассимилировали , например, как РїРѕРјРѕСЂСЃРєРёРµ славяне, подпавшие РїРѕРґ власть Тевтонского ордена РІ 12-14 веках. Несмотря РЅР° РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ разрозненность Рё разбросанность славянских племен, РІСЃРµ-таки славянские племена предс тавляли РёР· себя единое целое. Летописец " Повести РІСЂРµ менных лет" РІ начале своего труда писал:"... Был РѕРґРёРЅ народ славянский" ( "Бе един язык словенск" ). Проблему составляет РЅРµ только определить прародину славян, РЅРѕ даже Рё ответить РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± РёС… РїСЂРѕРёСЃС…РѕР¶РґРµ РЅРёРё. РџРѕ этой проблеме существует множество версий, РѕРґ нако, РЅРё РѕРґРЅСѓ РёР· РЅРёС… нельзя признать полностью досто верной.
РќР° рубеже 19-20 веков языковед Р.Рђ. Бодуэн РґРµ Куртенэ выдвинул предположение Рѕ происхождении этнонима славя РЅРµ. РџРѕ мнению этого исследователя, наэвание славяне возникло вначале РІ среде римлян, захвативших РЅР° восточ ных границах славянского государства множество рабов, вторая половина имени которых оканчивалась РЅР° слав Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав Рё С‚.Рґ. Рто РѕРєРѕРЅ чание римляне превратили РІ нарицательное название РІСЃСЏ РєРѕРіРѕ раба вообще ( РІ поздней латыни раб sclavas), Р° РІ дальнейшем Рё народа, поставлявшего большинство этих СЂР° Р±РѕРІ. РћС‚ римлян это было затем усвоено Рё самими славяна РјРё. Рту теорию впоследствии сильно развили немецкие уче ные-националисты, использовавшие ее для принижения роли культуры Рё значения славянских народов РІ истории ран несредневековой Европы. Однако Сѓ этой теории есть РјРЅРѕ жество слабых сторон. Например, такой факт, что Римская Рмперия, существующая СѓР¶Рµ множество веков, ведущая РїРѕСЃ тоянные РІРѕР№РЅС‹, РІ С…РѕРґРµ которых РѕРЅР° брала РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ коли чество пленных рабов, РІРґСЂСѓРі обратила внимание РЅР° пленных славян, Рё РїРѕ РёС… имени стали называться РІСЃРµ СЂР° Р±С‹.
Далее, невозможно, по словам В.П.Кобычева, объяс нить, каким образом оскорбительный для себя термин восприняли все славянские народы, в частности восточ ные, которые ни под прямым, ни под косвенным владычест вом римлян никогда не находились. Плюс, сам автор гипо тезы исходит из того, что корень слав является исконно славянским, следовательно, славянам не было никакой нужды заимствовать это слово у кого бы то ни было оно и без того у них имело самое широкое хождение. В своей книге " Мир истории " Б.А.Рыбаков рассматри вает вопрос о происхождении государства Киевская Русь. При этом он говорит, что " первым вопросом, без решения которого мы не можем приступить к анализу процесса превращения первобытного общества в классовое, является вопрос о происхождении славян в его географическом, территориальном аспекте: где жили " первославяне, какие города были их соседями, ..., каким путем шло дальней шее расселение славянских племен..."
Рменно СЃ точки зрения ответа РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ СЏ Р±СѓРґСѓ рассматривать РєРЅРёРіСѓ Р‘.Рђ. Рыбакова РІ своей работе. Рыбаков РІ своей РєРЅРёРіРµ " РњРёСЂ истории" пишет, что сла ыянские народы принадлежат Рє древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, германские, бал тийские ( " литовско-латышские" ), романские, гречес РєРёРµ, РёРЅРґРёР№СЃРєРёРµ ( "арийские" ) Рё РґСЂ., раскинувшиеся еще РІ древности РЅР° РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРј пространстве РѕС‚ Атлантического океана РґРѕ РРЅРґРёР№СЃРєРѕРіРѕ Рё РѕС‚ Ледовитого океана РґРѕ Среди земного РјРѕСЂСЏ. Четыре-пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали еще РЅРµ РІСЃСЋ Европу Рё РЅРµ заселили еще Рндостан.
Рыбаков считает, что приблизительным геометрическим центром первоначального "индоевропейского массива" была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. Те племена, из которых путем постепенной консоли дации образовались праславяне, обитали почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами. Славянский народ считается в истории сравнительно мо лодым. Под собственным именем они впервые упомянаются в письменных источниках лишь с 6 века. Впервые имя славян в форме oxhabnvos мы встречаем у Псевдо-Цезариуса около 525 г. Главной образующей силой праславянского народа следу ет считать стихийную интеграцию более или менее родс твенных племен. Хотя, несомненно, имело место и естесс твенное размножение и колонизация новых пространств. То есть, по словам Рыбакова, создало славянский народ не размножение одного единственного племени. Говоря о при чинах обособления славянского народа от индоевропейской группы, Б.А. Рыбаков называет, например, такое общеев ропейское событие: На рубеже 3-4 тысячалетий до н.э. в северной половине Европы ( от Рейна до Днепра ) усиливалось скотоводчес кое пастушеское хозяйство, быстро возникает имуществен ное и социальное неравенство.Крупный рогатый скот ста новится символом богатства (в старом русском языке " скотница"казна ), а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и вождей, тем самым наруша ется первобытное равенство.
Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему рассе лению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племена ми. Важно отметить, что в момент расселения ( первая по ловина 2 тысячелетия ) еще не было ни славянской, ни германской, ни балтийской общности; все племена переме шивались и меняли соседей по мере постепеннго движения. " Примерно к 15 веку до н.э. расселение прекратилось ,"-утверждает Рыбаков.Вся зона европейских лиственных лесов и лесостепей была занята индоевропейскими племе нами. Началась новая, оседлая жизнь, в ходе которой складывались различного рода связи между соседствующими племенами, а также особенности развития отдельных пле мен. Впервые на таком большом пространстве начали скла дываться новые родственные друг другу языки. В научном поиске древнейших судеб славянства новое место принадлежит лингвистике. Лингвисты определили: 1. что отделение праславянских племен от родственных или соседних индоевропейский племен произошло около 4000-3500 лет назад; 2. по данным языка лингвисты установили, что соседями славян из индоевропейских народов были германцы, бал тийцы, иранцы, дако-фракийцы, кельты и т.д. 3. судя по общим всем славянским народам обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лист венных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, боло та, но не было моря; где были холмы, овраги, водоразде лы, но не было высоких гор. Однако тут следует обратить внимание на то, что при родные зоны, отвечающие этим лингвистическим определе ниям, размещены в Европе шире, чем можно предполагать славянскую прародину.
Праславяне занимали лишь часть того пространства, которое отразилось в их древних на речиях. В настоящее время родиной славян признается область, простирающаяся к северу от Карпат. Но при ближайшем оп ределении ее границ ученые весьма существенно расходят ся между собой. Например, один из основоположников сла вяноведения, чешский ученый Шофарик проводил границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на севере от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водо разделу Одера и Вислы к Балтийскому морю. Один из представителей русского языковедения академик А.А. Шахматов искал прародину славян в бассейне запад ной Двины и нижнего Немана, откуда, по его мнению, сла вяне позже передвинулись на Вислу, а затем уже рассели лись по разным направлениям и затем области, в которых сформировались современные славянские народы. Первая версия получила название висло-одерского вари анта. Польский археолог Стефан Носек, сторонник этого варианта, предложил обратиться к археологическим мате риалам того времени, когда славянский народ отсоединил ся от основной группы индоевропейских племен. Внимание археологов привлекла тишнецкая культура 15-12 веков до н.э., которая быля хорошо известна на территории Польши между Виспой и Одером. Однако другой польский археолог Александр Гардавний, а также ряд украинских археологов установили, что тиш нецкая культура распространяется и на пространство вос точнее Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично и на левый его берег. Таким образом, на основе объективных археологических материалов спор был решен в пользу объединения обоих вариантов. Хотя окончательно вопрос о точных границах прародины праславян по-прежнему не решен.
Р’ СЃРІРѕРёС… лекциях " Происхождение славян " Рњ.Р. Артамо РЅРѕРІ РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ том, что наиболее разработанным является РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ западной границе праславянской территории, РєРѕ торую РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ РѕС‚ РјРѕСЂСЏ РїРѕ Одеру РґРѕ реки Варты Рё далее РїРѕ этой реке Рё Висле Рё РїРѕ ней РґРѕ реки Сала. РќР° севере праславяне соседствовали СЃ предками литовцев " СѓРі СЂРѕ-финнов ". Границей СЃ первыми служила река Припять. РќР° востоке славяне достигали Днепра Рё даже, как полага СЋС‚ некоторые исследователи, простирались Р·Р° него, зах ватывая, РїРѕ крайней мере, часть бассейна реки Десны. Рзложенные представления основываются РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РЅР° лингвистических данных. Однако невозможно переоценить Рё возможность такой РЅР° СѓРєРё, как археология, хотя виднейший археолог Р›.Нидерле Рё РЅРµ верил РІ самостоятельное значение своей науки. Го РІРѕСЂСЏ РѕР± общности народов ( РІ нашем случае славянских народов ), нельзя основываться только РЅР° языковой РѕР±С‰ ности, важно, чтобы народы РЅРµ были различны Рё РїРѕ куль туре. РџРѕРґ " культурой " археологи понимают устойчивую совокупность признаков, свойственных остаткам прошлого определеного периода развития общества: РѕР±СЂСЏРґ погребе РЅРёСЏ, формы украшений, одежда, типы РѕСЂСѓРґРёР№, РѕСЂСѓР¶РёРµ Рё С‚.Рґ. Рё С‚.Рї. Р’ своей лекции Рњ.Р.Артамонов РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что, РІ частности, характерная керамика СЃ волнисто-линейным РѕСЂ наментом 9-10 веков совпадает РІ своем распространении СЃ территорией восточных Рё западных, Р° частично Рё южных славян, что РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РЅРµ только Рѕ языковой, РЅРѕ Рё Рѕ культурной общности.
Однако РІ первом тысячалетии РґРѕ РЅ.СЌ. западные Рё РІРѕСЃ точные части славянской прародины оказываются разно культурными,иначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, этнически неоднородными. РР· этого РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что РЅРµ РІСЃСЏ область так назы ваемой прародины была РёСЃРєРѕРЅРЅРѕ славянской. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим польские Рё чешские археологи выдвигают РІ качестве праславянской археологической культуры лужицкую культу СЂСѓ, просуществовавшую СЃ 1300 РґРѕ 300 РіРѕРґР° РґРѕ РЅ.СЌ. РЎ признанием славянской принадлежностик лужицкой культуре связывается РЅРµ только весьма существенное для славянс РєРёС… народов продление славянской истории РІ глубочайшую древность Европы, РЅРѕ, что весьма важно, Рё РІ политичес РєРѕРј отношении, этим обосновываются права западных сла РІСЏРЅ РЅР° занимаемые РёРјРё области как РёСЃРєРѕРЅРЅРѕ славянские. Классическими областями лужицкой культуры являются РґРІРµ старые славянские области, расположенные Рє северу РѕС‚ Судет между Рльбой РЅР° западе, верхним Одером РЅР° РІРѕСЃ токе Рё Вартой РЅР° севере; это Лужицкая область Рё Силе Р·РёСЏ. Лужицкая культура представлена могильниками Рё поселе РЅРёСЏРјРё. Типичными являются большие могильники СЃ сотнями погребений, чаще всего РІ РІРёРґРµ плоских, С‚.Рµ. РЅРµ отмечен ных сверху курганною насыпью, неглубоких РјРѕРіРёР» СЃ СѓСЂРЅРѕСЋ, содержащей пепел сожженного РїРѕРєРѕР№РЅРёРєР°.
Древняя ступень лужицкой культуры относится Рє треть ему периоду Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕРіРѕ века ( 1300-1100 РіРѕРґС‹ РґРѕ РЅ.СЌ. ) Рё, РїРѕ заключению большинства специалистов, ограничива ются РІ своем распространении Лужицей, Силезией, Велико польшей. Лужицкая культура СѓР¶Рµ РІ третьем периоде Р±СЂРѕРЅ Р·РѕРІРѕРіРѕ века распространилась РЅР° СЋРіРѕ-восточную часть Мекленбурга, почти весь Брандербург, восточную часть Саксонии, северо-восточную Чехию, северо-восточную Моравию, северо-западную Словакию Рё большую часть Польши. Р’ четвертом периоде Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕРіРѕ века ( 1100 900 РіРѕРґС‹ РґРѕ РЅ.СЌ. ) территория лужицкой культуры продолжала рас ширяться РІРѕ всех направлениях. Особенно значительным было ее продвижение РЅР° северо-восток Рё восток, РіРґРµ РѕРЅР° заходит Р·Р° Буг Рё занимает СѓРіРѕР» Р·Р° Вислой Рё Саном. Р’ последнем периоде Р±СЂРѕРЅР·РѕРІРѕРіРѕ века границы лужицкой культуры РЅР° северо-западе Рё западе, РІ северном Бранден Р±СѓСЂРіРµ, восточном Мекленбурге Рё РЅР° верхней Рльбе РІ Чехии несколько отступают РїРѕРґ натиском предков германских племен. Зато РЅР° востоке РІ это время лужицкая культура РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ западной Волочии. Основными областями лужицкой культуры являлись: севе СЂРѕ-восточная Чехия, Моравия, Силезия Рё соседнии земли Великопольши. Р’Рѕ второй половине раннего железного века часть насе ления РїРѕРјРѕСЂСЃРєРѕР№ культуры пересекла РІРѕРґРЅСѓСЋ преграду РќРѕ тецы Рё клином врезалась РІ области РґСЂСѓРіРёС… РіСЂСѓРїРї лужицкой культуры.
По мнению польского археолога Костшевского, местное население оказывало упорное сопротивление се верным завоевателям ( об этом свидетельствует густая сеть городищ как в Куявии и Мазовии, так и в южной час ти Великопольши и Силезии ). В 400-150 годы до н.э. северные пришельцы достигают наибольшего распространения, проникая к югу на Одер, на юго-восток вверх по Висле, доходя до Збруча на терри тории западной Украины. В период поздней бронзы и раннего железа на севе ро-западе и западе на лужицкую культуру наслаиваются и частично вытесняют ее культуры соседних этническитх групп ( германцев ). Особенно значитеьным было движение кельтов, начавшееся в 400 году до н.э., в результате которого происходит слияние лужицкой и кельтской куль туры в районе Польши и возникает новая так называемая культура ямных погребений. Немецкие археологи долгое время утверждали, что эта культура принадлежит германцам, и ее появление связано с вторжением вандалов во второй половине 2 века до н.э. Польские же археологи связывают ее с венедами, древней шим из известных истории славянских образований.
В до казательство они приводили не только нахождение ее на территории, на которой, согласно данным письменных со общений, жили венеды, но и ее тесные генетические свя зи, с одной стороны с исторической славянской культурой и, с другой стороны, с более древней лужицкой культу рой, негерманскя принадлежность которой ясна и самим немецким археологам. Несмотря на то, что на основной части восточной поло вины Центральной Европы сохранились многочисленные и отчетливые следы пребывания здесь балтийского субстра та, подавляющее большинство исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, продолжают искать древнейшую прародину славян к северу от Карпатских гор, где-то на пространстве между реками Одером, Вислой и Днепром, ес ли брать наиболее крайние мнения. Разница во взглядах состоит лишь в том, что одни сдвигают эту территорию более к западу ( Яжджевский ), другие более к востоку ( Бернштейн ).
РћРґРЅРёРј РёР· важных РґРѕРІРѕРґРѕРІ сторонников восточной ориентации является так называемая зооботаническая теория, которая основывает СЃРІРѕРё РґРѕРІРѕРґС‹ РЅР° анализе содержащихся РІ славянских языках назваий растений Рё представителей животного РјРёСЂР°. Р’ соответствии СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё лингвистичес РєРёРјРё заключениями сторонники этой версии ищут прародину славян РІРЅРµ пределов распространения таких деревьев, как Р±СѓРє, черешня, белый клен, лиственница, Р° именно между Вислой, Западным Бугом, Припятью, Карпатами Рё средним течением Днепра. Однако РјРЅРѕРіРёРµ считают этот метод недостоверным. Нап ример, языковед Фасмер, касаясь лингвистичеких заключе РЅРёР№, основанных РЅР° анализе зооботанической терминоло РіРёРё, скептически заметил, что так РЅРµ будет доставлять большого труда доказать, будто РЅР° территории древней прародины славян " водились слоны Рё верблюды ". Ртот скептицизм связан, РІРѕ-первых, СЃ возможностью заимство вания того или РёРЅРѕРіРѕ зооботанического термина, РІРѕ-вто рых, СЃ изменчивостью Рё подвижностью границ флоры Рё фау РЅС‹ ( например, РІ результате изменения климата РІ Европе, границы произрастания Р±СѓРєР° Р·Р° последние 2-3 тысячи лет продвинулись РЅР° сотни РєРј СЃ запада РЅР° восток ). Сторонники более западного местонахождения славянской прародины ( Костшевский, Козловский, Чекановский, Лер-Сплавинский Рё РґСЂ. ) ищут ее РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РІ междуречье Вислы Рё Одера. Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ РёС… взглядов лежит предполагае мая принадлежность лужицкой культуры целиком или час тично славянам.
Обосновывается это тем, что у славян и носителей лужицкой культуры совпадают места поселений, форма и приемы строительства жилищ, погребальные обряды ( трупосожжение ), а главное ( по " методу исключения " Бронштейна ) тем, что в противном случае для славян в Европе I тысячалетия до н.э. вообще не найти места для поселения, имея ввиду, что они являются одним из значи тельнейших и многочисленнейших народов этого континен та. Однако и у этой теории есть свои слабые места. Напри мер, отсутствие славяно-германских языковых связей. Лер-Сплавинский на основании формального статистическо го учета установил, что у славян больше языковых связей с германским языком, чем у балтийцев. Отсюда можно сде лать вывод, что славяне жили западнее балтийских племен в непосредственной близости от германцев. Но эти факты были собраны из разных хронологичеких пластов и ярусов языковой системы, поэтому, по-мнению В.В. Мартынова ( тоже сторонника этой гипотезы ), их нельзя сопоставить и подвергать статистическому учету.
Таким образом, мож но сказать, что висло-одерская локализация древнейшей прародины славян на сегодня еще очень далека от того, чтобы считаться окончательно доказанной. Рвсе же в пользу гипотезы о западной, а вернее, юго-западной, т.е. карпато-дунайской, прародины славян можно привести больше аргументов, чем в пользу восточ ной днепровско-припятской их прародины. Аргументированное доказательство, приведенное ниже, представлено в книге В.П. Кобычева " В поисках прароди ны славян ". Первый аргумент совпадение племенных названий по лабских, поморских и других западных славян с древней шими,известными на данной территории этническими наиме нованиями рубежа первых веков нашей эры, которых отно сят к восточногерманским народам. Правда, известно, что отдельные племена получали наи менования в зависимости от природных особенностей края, в силу этого они могли совпадать у народов различных языковых систем, но в рассматриваемом случае перед нами почти полное совпадение этнической карты двух различных эпох, отделенных одна от другой промежутком времени бо лее, чем в 500 лет.
Другой аргумент основывается на данных тононимии, на уки о географических названиях. Пребывая на той или иной территории, народы дают наз вания различным географическим объектам, которые потом передаются из поколения в поколение. Характерно, что однажды данные географические названия не изменяются, как правило, впоследствии, даже если народ, давший их, ушел в другое место или вообще исчез. Однако тононими ческие исследования связаны со многими трудностями. В частности, не заменяя старое название новым, новопри шедший народ изменяет его в соответствии с правилами своего языка.Тем не менее, представляется возможным ут верждать, что древняя прародина славян, находится ско рее на западе, чем на востоке междуречья Вислы и Днеп ра.
Доказательством этого служит следующее. Р’Рѕ-первых, территория верхней части бассейнов Вислы, Одера Рё отчасти Рльбы Рё Днепра, как это было установле РЅРѕ РІ конце прошлого века СЂСѓСЃСЃРєРёРј исследователем Р.Рџ. Филевским, полна гидронимических повторов, что СЃ несом ненностью свидетельствует Рѕ языковой однородности СЃРѕР· давшего ее населения. Р’Рѕ-вторых. Р’ пределах отмеченного ареала отчетливо прослеживается " движение " РіРёРґСЂРѕРЅРёРјРѕРІ РІ направлении СЃ запада РЅР° восток Рё СЃ СЋРіР° РЅР° север, определяемому РїРѕ уменьшительному характеру названий ( СЂ. Ломна бассейна Одера Рё СЂ. Ломница притоки Днепра, Попрада Рё Топли ). Р’-третьих. РўРѕРЅРѕРЅРёРјРёСЏ западной части славянских Р·Рµ мель, включая Рё район Карпатских РіРѕСЂ РІ пределах Р СѓРјС‹ РЅРёРё, поражает архаичностью, РЅР° что указывают такие древние ее формы, как Брда, Р’РґР°, Гвда, Р’РєСЂР°, СЃРѕ СЃРІРѕР№СЃ твенным Рё специфичным для славянских языков сочетанием нескольких согласных. Северную Рё северо-восточную границы славянской праро РґРёРЅС‹ установить несколько труднее. Рто связано, РїРѕ-РјРЅРµ РЅРёСЋ Кобычева, СЃ теснейшим соседством славян СЃ летто-ли товскими племенами, значительная часть которых РІРїРѕСЃ ледствии органически слилась СЃ РЅРёРјРё.
Однако РїРѕ некото рым характерным гидронимам РјРѕР¶РЅРѕ утверждать, что линия раздела между славянами Рё летто-литовскими племенами проходила РіРґРµ-то РІ районе северных отрогов Карпатских РіРѕСЂ, отклоняясь Рє СЋРіСѓ РЅР° востоке, Рё СѓС…РѕРґСЏ РЅР° север РІ сторону Балтийского РјРѕСЂСЏ РЅР° западе. Западная Р¶Рµ граница расселения славян РІ древности, вероятно, достигла восточных склонов Альпийский РіРѕСЂ, включая бассейны реки Лех правого притока Дуная. Рто предположение связано СЃ тем фактом, что РІ славянском языке сохранилось несколько слов, свидетельствующих Рѕ соседстве славян РІ отдаленном прошлом СЃ народами, РіРѕРІРѕ рившими РЅР° италийских языках. Если РјС‹ обратимся Рє антропологическим исследованиям, то обнаружится четыре основных антропологических типа, проживающих РЅР° несомненно славянских землях район Рє северу РѕС‚ Карпат:
1) умеренно длинноголовый с небольшими размерами че репа и лица, так называемый прибалтийский;
2) длинноголовый, широколиций кроманьонский;
3) длинноголовый узколицый моравский;
4) среднеголовый широконосый, с выступающими вперед челюстями силезский, известный в данных местах уже с эпохи неолита и ранней бронзы.
Первые 2 типа РІ СЌРїРѕС…Сѓ неолита были распространены РіРѕ раздо шире, чем очерченный ареал ( например, прибал тийский тип был известен РЅР° СЋРіРµ Скандинавии...), поэто РјСѓ РѕРЅРё РІСЂСЏРґ ли РјРѕРіСѓС‚ быть признаны РёСЃРєРѕРЅРЅРѕ славянскими. Наиболее интересным является третий, моравский, ант ропологический тип, С‚.Рє. границы его распространения полностью умещаются РІ рамках предполагаемой прародины славян. Ртот тип лица выявлен наиболее СЏСЂРєРѕ Сѓ славян РёР· Моравии Рё Слабошева. Р’ период раннего средневековья СЃ этим типом сближается население, проживавшего РІ районе Познанского воеводства ( Польша ), Рё некоторые РіСЂСѓРїРїС‹ восточнославянского племени северян. Таким образом, Рё РёР· антропологических данных РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ вытекает вывод Рѕ том, что областью первоначального фор мирования славянства является территория, непосредс твенно примыкающая Рє Среднему Рё отчасти верхнему тече РЅРёСЋ Дуная Рё охватывающая верховья рек Рльба, включая Рё ее левые притоки, Одера Рё Вислы. Однако РІ вопросах происхождения Рё древнейшей истории славян еше РјРЅРѕРіРѕ неясного, предположительного, СЃРїРѕСЂРЅРѕ РіРѕ. Р’ этой области необходима еще длительная работа представителей различных областей знания: Рё языковедов, Рё археологов, Рё историков, Рё этнографов, Рё антрополо РіРѕРІ. Только путем исследования всей совокупности имеющихся данных РјРѕР¶РЅРѕ справиться СЃ этой сложной, РЅРѕ РІ то Р¶Рµ РІСЂРµ РјСЏ Рё очень важной проблемой!
Список литературы
1. Артамонов Рњ.Р. " Происхождение славян ", 1950
2. Рыбаков Б.А. " Мир истории "
3. Кобычев В.П. " В поисках прародины славян "
4. Стефан Носек " Триумф автохнотистов "
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://med-lib.ru/