РЎ историей рабовладельческого общества Двуречья тесно связана история Рлама. Рта страна (шумеры называли — её “Ним”, аккадцы — “Рпамту”) находилась Рє востоку РѕС‚ Шумера. Рлам был расположен РІ гористой местности, РЅРѕ наряду СЃ горами, РіРґРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ было лишь разведение скота, имелись Рё плодородные долины РїРѕ течению РґРІСѓС… больших рек Рлама — РЅР° западе Хоаспа (современная Керхе) Рё РЅР° востоке Рвлея (современный Карун). РќР° восточном берегу Хоаспы, течение которой здесь сближается СЃ течением Рвлеи, находилось большое поселение РЎСѓР·С‹, главный Р±РѕРі которого Рншушинак почитался Рё РІ Шумере. РЎСѓР·С‹, расположенные РЅР° скрещении важнейших путей, проходивших через Рлам, сыграли РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ истории страны. Р’ СЋРіРѕ-восточной части Рлама жили, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, темнокожие племена. Высказывалось предположение, что это были племена, родственные дравидским племенам РРЅРґРёРё.
Хозяйственная жизнь и общественные отношения
До СЃРёС… РїРѕСЂ нельзя считать установленным, Рє какой РіСЂСѓРїРїРµ языков РјРѕР¶РЅРѕ отнести язык Рлама. Долголетние раскопки городища РЎСѓР· установили здесь СЂСЏРґ культурных слоев. Наиболее значительным является слой, получивший название РЎСѓР·С‹ I. РќРёР¶РЅРёР№ предел этого слоя ещё РЅРµ может быть определён РІРѕ времени СЃ точностью. Верхний Р¶Рµ его предел, С‚. Рµ. начало следующего слоя, так называемого РЎСѓР·С‹ II, относится Рє концу III тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ. Р’ слое РЎСѓР·С‹ I сохранилось наряду СЃРѕ следами поселения Рё кладбище, свидетельствующее Рѕ заупокойном культе Сѓ древних обитателей городища.
Предметы, найденные в слое Сузы I, должны быть отнесены к энеолиту. Наряду с каменными орудиями, тщательно изготовленными и отшлифованными, здесь встречаются лишь изредка предметы из меди. Орудия труда свидетельствуют о том, что люди, создавшие их, были оседлыми и занимались наряду с охотой также и земледелием. Наряду с ячменём и эммером они выращивали и лён. В числе статуэток, вылепленных из глины, встречаются изображения богини плодородия. Сосуды, предназначавшиеся специально для погребений, делались из хорошо отмученной глины, были изготовлены вручную, без гончарного круга. Они украшены геометрическими узорами и условными, геометризованными изображениями людей, птиц, домашних и диких животных, а также орудий труда. Все эти изображения выполнены чёрной краской. Поселение Сузы I погибло, судя по некоторым признакам, от пожара; можно предположить, что оно стало жертвой нападения соседних племен воинственных горцев.
Р’ противоположность культуре слоя РЎСѓР·С‹ I следующая Р·Р° ней культура слоя РЎСѓР·С‹ II, распространённая РЅРµ только РІ Сузах, РЅРѕ Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… пунктах Юго-Западного Ррана, имела соприкосновение СЃ культурами стран, находившихся Рє западу РѕС‚ Рлама Рё, РІ первую очередь, СЃ культурой Шумера, как РѕР± этом свидетельствуют результаты раскопок РІ шумерских городах — РСЂРёРґСѓ, РЈСЂРµ, Кише Рё РґСЂ. Р’ период культуры РЎСѓР·С‹ II СѓР¶Рµ имелись медные РѕСЂСѓРґРёСЏ труда Рё РѕСЂСѓР¶РёРµ. Надо полагать, что медь добывалась РІ самом Рламе, РїРѕ крайней мере, Гудеа сообщал РІ РѕРґРЅРѕР№ РЅР° СЃРІРѕРёС… надписей, что РѕРЅ добывал медь РІ горах Кимаша, пограничной области Рлама. Р’ слое РЎСѓР·С‹ II было найдено Рё золото. Рљ тому Р¶Рµ времени относится появление РІ Рламе Р±СЂРѕРЅР·С‹. Наряду СЃ металлургией большое значение имело Рё керамическое производство. Правда, СЃРѕСЃСѓРґС‹, найденные РІ слое РЎСѓР·С‹ II, изготовлены РЅРµ столь тщательно, как СЃРѕСЃСѓРґС‹ РёР· слоя РЎСѓР·С‹ I, РЅРѕ зато РѕРЅРё многокрасочны Рё изображения РЅР° РЅРёС… более многообразны: С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє намечает пейзаж, изображает животных Рё людей. Если судить РїРѕ встречающимся изображениям РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ рогатого скота, скотоводство РІ хозяйстве того времени получило дальнейшее развитие. Р’ это время появляется Рё своеобразная эламская иероглифическая письменность.
Уровень развития производительных СЃРёР» культуры РЎСѓР·С‹ I, известной нам РїРѕ данным слоя, РІ котором предметы РёР· меди была ещё редким явлением, соответствовал производственным отношениям первобытно-общинного строя. Р’ дальнейшем, РїРѕ мере роста производительных СЃРёР», РІ особенности Р¶Рµ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ переходом РѕС‚ каменных Рє металлическим РѕСЂСѓРґРёСЏРј, РІ Рламе РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ переворот РІ производстве, конечным результатом которого было установление рабовладельческого строя.
Рабовладельческое общество РІ Рламе первоначально возникает лишь РІ долинах рек, РіРґРµ имел место более быстрый СЂРѕСЃС‚ производительных СЃРёР» Рё обмена, население этих районов раньше горных областей вступило РІ тесные взаимоотношения СЃ соседними городами-государствами Шумера, например, СЃ Лагашем. Население горных областей продолжало жить РІРѕ второй половине III тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ. Рё РїРѕР·Р¶Рµ РІ условиях первобытно-общинного строя. РЎ целью грабежа РѕРЅРѕ тревожило постоянными набегами богатые рабовладельческие общества, сложившиеся РІ долинах.
Внешняя политика
Столкновения Шумера СЃ воинственными племенами происходили, несомненно, СѓР¶Рµ РІ глубокой древности. РЎ момента появления надписей правителей Лагаша РІ XXV РІ. РјС‹ знаем РѕР± этих воинах. Рлам был тесно связан СЃРѕ СЃРІРѕРёРј западным соседом Двуречьем. Р’ XXIV—XXIII РІРІ. РЎСѓР·С‹ были включены РІ состав Аккадского государства, следствием чего явилось значительное усиление воздействия культуры Двуречья РЅР° Рлам.
РћР± этом свидетельствуют памятники патэси РЎСѓР· Рё наместника Рлама Пузуриншушинака. Дошедшие РѕС‚ него статуи были изваяны согласно традициям круглой скульптуры Двуречья. Лишь часть надписей Пузуриншушинака была написана РЅР° эламском языке Рё эламскими иероглифами. Другая Р¶Рµ часть была написана клинописью РЅР° семитическом языке Аккада. Последующие правители Рлама доставляли СЃРІРѕРё надписи только РЅР° семитическом языке.
Р’ РґРІСѓС… СЃРІРѕРёС… надписях Пузуриншушинак называл себя могучим царём Авана, РѕРґРЅРѕР№ РёР· областей Рлама, Рё заявлял, что Р±РѕРі Рншушинак даровал ему “четыре страны света”, С‚. Рµ. всемирное господство. Очевидно, Пузуриншушинак решил воспользоваться ослаблением державы Аккада Рё претендовал РЅР° господство РІ Двуречье. РЈР¶Рµ преемнику Нарамсина приходилось отражать РєСЂСѓРїРЅРѕРµ вторжение эламитов РІ Двуречье. Р’ дальнейшем, РїРѕ мере ослаблении мощи Аккада, РїРѕС…РѕРґС‹ эламитов становились более удачными. Р’Рѕ время господства гутеев РІ Двуречье правитель Лагаша Гудеа сообщал РІ СЃРІРѕРёС… надписях Рѕ мирных сношениях СЃ Рламом, РЅРѕ вместе СЃ тем РѕРЅ СЃ гордостью отмечал, что “разбил РіРѕСЂРѕРґ Аншан страны Рлама”.
РџСЂРё царях III династииУра Рлам должен был СЃРЅРѕРІР° признать господство Двуречья, Рё самый крупный представитель названной династии, Шульги, построил “богу властелину Суз”, С‚. Рµ. Рншушинаку, храм РІ Сузах. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ государство РЈСЂР° стало клониться Рє упадку, правители Рлама смогли СЃРЅРѕРІР° стать самостоятельными Рё, РІ конце концов, нанесли сокрушительное поражение СЃРІРѕРёРј угнетателям. Рто произошло РїСЂРё царе Кутернаххунте, Установлено, что Кутернаххунте разрушил РЈСЂСѓРє РІ 2024 Рі. РґРѕ РЅ. СЌ. РўРѕРіРґР° Р¶Рµ государство III династии РЈСЂР° пало РїРѕРґ ударами СЃРѕ стороны Рлама Рё СЃРѕ стороны амореев, осевших веред этим РІ Мари РЅР° среднем течении Евфрата.
Возвышение и упадок
Р’ этот период (II тысячелетие РґРѕ РЅ.СЌ.) РІРЅРѕРІСЊ начинает играть РєСЂСѓРїРЅСѓСЋ роль Рлам. Даже РїСЂРё III династии РЈСЂР° Рлам РЅРµ был РІ такой степени включён РІ состав шумеро-аккадского государства, как РґСЂСѓРіРёРµ завоёванные РЈСЂРѕРј области; РІ различных городах Рё областях Рлама продолжали царствовать местные правители. После разрушения государства III династии РЈСЂР°, РІ чём приняли участие Рё эламиты, Рлам РІРЅРѕРІСЊ приобретает независимость.
Как Рё РІ Вавилонии, РІ Рламе этого времени усиливается СЂРѕСЃС‚ частных хозяйств частного рабовладения, Рѕ чём свидетельствуют правовые документы, РІ довольно значительном количестве дошедшие РґРѕ нас.
Для эламского права является характерной жестокость наказаний, РЅРµ свойственная вавилонскому праву, которое РІ РґСЂСѓРіРёС… отношениях оказало сильное воздействие РЅР° право Рлама. Процессы развития рабовладельческого общества Рё разорения беднейших свободных масс шли Рё Рламе аналогично тому, как это происходило РІ Двуречье, Рѕ чём свидетельствует тот факт, что СѓР¶Рµ РІ первой половине II тысячелетия РґРѕ РЅ.СЌ. РІ Южном Двуречье имелись сельскохозяйственные наёмные работники — эламиты. Несмотря РЅР° значительное расслоение РІ сельских общинах, РІ Рламе Рё РІ позднее время — вплоть РґРѕ I тысячелетия РґРѕ РЅ.СЌ.— имелось сильное РІРѕР№СЃРєРѕ, состоявшее, вероятно, РёР· ополченцев. Рто, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, объясняется том, что РІ горных областях Рлама дольше сохранялись РїРѕСЂСЏРґРєРё военной демократии Рё процесс классового расслоения РІ меньшей мере коснулся местного СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ населения.
Отдельными областями правили цари, или “отцы” (адда), причём власть, хотя наследовалась РІ пределах СЂРѕРґР°, РЅРѕ передавалась РЅРµ РѕС‚ отца Рє сыну, Р° РѕС‚ РґСЏРґРё Рє племяннику (сыну сестры), С‚.Рѕ. РїРѕ материнской линии; выражение “сын сестры” вообще означало “потомок”, “член данного рода”. Области Рлама (РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, соответствовавшие территориям первоначальных племен) находились РїРѕРґ общей гегемонией верховного РІРѕР¶РґСЏ, носившего титул “великого посланца” (РїРѕ шумерски — суккаль-мах). Правители областей находились, РїРѕ большей части, РІ ближайшем родстве СЃ “великим посланцем”, Рё РїРѕ смерти его РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… (быть может, РїРѕ выбору) занимал его место, РґСЂСѓРіРёРµ Р¶Рµ, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, менялись РїСЂРё этом СЃРІРѕРёРјРё местами РІ определенном иерархическом РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
РР· факта существования РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ государственного устройства РјРѕР¶РЅРѕ заключить, что РІ Рламе РІ условиях несомненного господства РїРѕСЂСЏРґРєРѕРІ классового общества, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РІСЃРµ еще существовали значительные пережитки родоплеменных отношений Рё даже материнского СЂРѕРґР° (вероятно, главным образом РІ горных областях)
Высказывается мнение, что правившая Рё это время РІ Рламе династия происходила именно оттуда. Господство РІ стране РІ целом принадлежало крупнейшей родоплеменной РїРѕ своему происхождению знати, представителями которой были правители отдельных областей.
Рти правители областей были достаточно самостоятельными; РѕРЅРё могли, например, вести РІРѕР№РЅС‹ РЅР° СЃРІРѕР№ страх Рё СЂРёСЃРє. Таким правителем области был, РІ частности, Кутурмапук, адда полуаморейской пограничной СЃ Вавилонией области Рмутбал (Ямутнала), которому удалось посадить РЅР° престол Ларсы РІ XIX РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. СЃРІРѕРёС… сыновей (РѕРґРЅРёРј РёР· РЅРёС… был упоминавшийся выше Р РёРјСЃРёРї). Рлам оказывал временами сильное влияние также РЅР° государство Ршпупну; РЅРµ раз эламские отряды вторгались РІ Вавилонию.
Возвышение Хаммурапи, которому удалось оттеснить эламитов РёР· Рмутбала, значительно ослабило Рлам Рё, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, поставило его РІ зависимость РѕС‚ вавилонского царя. Позднее династия, восстановившая самостоятельность Рлама (как полагают, касситского происхождения), Рё следующие Р·Р° ней цари возродили силу Рламского государства, охватывавшего РІ то время, как нередко Рё раньше, Рё часть будущей Нереиды (современного Фарса РЅР° СЋРіРµ Ррана). РЎРЅРѕРІР° предпринимаются РїРѕС…РѕРґС‹ эламитов РЅР° Вавилонию. Рти РїРѕС…РѕРґС‹ затем продолжаются Рё РїРѕ второй половине XIII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ.
РќРѕРІРѕР№ эламской династии, РІРёРґРёРјРѕ, удалось РІ это время сломить сепаратизм местной знати Рё укрепить центральную власть. РЎ начала XII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. начинается новая серия эламских завоеваний. Рламитам удалось захватить обширную область РЅР° реке Дияло, РІ том число Рё РіРѕСЂРѕРґ Ршнунну. Через эту область проходили караванные пути РёР· Двуречья РЅР° нагорья Ррана. Рламитам удалось временно захватить даже северную часть Вавилонии СЃ городами Синнаром, Вавилоном Рё Рчипуром. Рти победы эламитов содействовали падению касситской власти РІ Вавилонии.
Наивысшего развития Рламская держава достигла РїСЂРё царе Шильхакиншушинаке, который значительно расширил эламские владения, особенно РІ горах Загра Рё восточнее РёС…. Ему удалось вторгнуться Рё РІ РђСЃСЃРёСЂРёСЋ, РіРґРµ РѕРЅ занял южноассирийский РіРѕСЂРѕРґ Ркаллате.
После поражения Рлама, нанесенного ему Навуходоносором I, Р° затем после поражения Вавилонии, нанесенного ей ассирийским царем Тиглатпаласаром I РІ конце XII века РґРѕ РЅ.СЌ., РѕР±Рµ страны, Рлам Рё Вавилония, испытывают период упадка. Р’ Рламе восстанавливается или сохраняется господство местной знати; отсутствие крепкого централизованного государства Рё крайнюю непрочность царской власти, превратившуюся РІ игрушку борющихся клик знати, РјС‹ встречаем Рё РІ I тысячелетии РґРѕ РЅ.СЌ. как характерные черты истории Рлама.
Столкновения Шумера СЃ воинственными племенами происходили, несомненно, СѓР¶Рµ РІ глубокой древности. РЎ момента появления надписей правителей Лагаша РІ XXV РІ. РјС‹ знаем РѕР± этих воинах. Рлам был тесно связан СЃРѕ СЃРІРѕРёРј западным соседом Двуречьем. Р’ XXIV—XXIII РІРІ. РЎСѓР·С‹ были включены РІ состав Аккадского государства, следствием чего явилось значительное усиление воздействия культуры Двуречья РЅР° Рлам.
РћР± этом свидетельствуют памятники патэси РЎСѓР· Рё наместника Рлама Пузуриншушинака. Дошедшие РѕС‚ него статуи были изваяны согласно традициям круглой скульптуры Двуречья. Лишь часть надписей Пузуриншушинака была написана РЅР° эламском языке Рё эламскими иероглифами. Другая Р¶Рµ часть была написана клинописью РЅР° семитическом языке Аккада. Последующие правители Рлама доставляли СЃРІРѕРё надписи только РЅР° семитическом языке.
Р’ РґРІСѓС… СЃРІРѕРёС… надписях Пузуриншушинак называл себя могучим царём Авана, РѕРґРЅРѕР№ РёР· областей Рлама, Рё заявлял, что Р±РѕРі Рншушинак даровал ему “четыре страны света”, С‚. Рµ. всемирное господство. Очевидно, Пузуриншушинак решил воспользоваться ослаблением державы Аккада Рё претендовал РЅР° господство РІ Двуречье. РЈР¶Рµ преемнику Нарамсина приходилось отражать РєСЂСѓРїРЅРѕРµ вторжение эламитов РІ Двуречье. Р’ дальнейшем, РїРѕ мере ослаблении мощи Аккада, РїРѕС…РѕРґС‹ эламитов становились более удачными. Р’Рѕ время господства гутеев РІ Двуречье правитель Лагаша Гудеа сообщал РІ СЃРІРѕРёС… надписях Рѕ мирных сношениях СЃ Рламом, РЅРѕ вместе СЃ тем РѕРЅ СЃ гордостью отмечал, что “разбил РіРѕСЂРѕРґ Аншан страны Рлама”.
РџСЂРё царях III династии РЈСЂР° Рлам должен был СЃРЅРѕРІР° признать господство Двуречья, Рё самый крупный представитель названной династии, Шульги, построил “богу властелину Суз”, С‚. Рµ. Рншушинаку, храм РІ Сузах. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ государство РЈСЂР° стало клониться Рє упадку, правители Рлама смогли СЃРЅРѕРІР° стать самостоятельными Рё, РІ конце концов, нанесли сокрушительное поражение СЃРІРѕРёРј угнетателям. Рто произошло РїСЂРё царе Кутернаххунте, Установлено, что Кутернаххунте разрушил РЈСЂСѓРє РІ 2024 Рі. РґРѕ РЅ. СЌ. РўРѕРіРґР° Р¶Рµ государство III династии РЈСЂР° пало РїРѕРґ ударами СЃРѕ стороны Рлама Рё СЃРѕ стороны амореев, осевших веред этим РІ Мари РЅР° среднем течении Евфрата.
Культура и религия
Наиболее крупным достижением культуры Рлама явилось создание своего РїРёСЃСЊРјР°, которого восходили Рє пиктографическим образам. Р’ дальнейшем своём развитии эти знаки превратились РІ комбинации линий, Рё РїРёСЃСЊРјРѕ, тем самым, приняло своеобразный линейный характер. РџСЂРё Пузуриншушинаке РѕРЅРѕ начало заменяться клинописью, Р° эламский язык — семитическим языком Аккада, который Рё вытеснил РІ письменных памятниках местный язык Рлама. Лишь СЃРѕ второй половины II тысячелетия РґРѕ РЅ. СЌ. стали писать клинописью обычно РЅР° эламском языке.
Р’ изобразительном искусстве Рлама, как СѓР¶Рµ упоминалось, чувствуется влияние Двуречья. Сильное влияние Двуречья РЅР° Рлам проявилось Рё РІ религии. Р’ эламских семитических надписях Р±РѕРіРё Рлама, РєСЂРѕРјРµ главы пантеона Рншушинака, назывались именами РёС… шумеро-семитических соответствий — Бела, Шамаша, РЎРёРЅР°, Рнанны, Рштар Рё С‚. Рґ. Правда, Рё РІ Двуречье жречество включало РІ СЃРІРѕР№ пантеон некоторых эламских Р±РѕРіРѕРІ.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fundarabist.ru/