Н. С. Панарский
Совсем недавно российская военная школа отметила свое трехсотлетие. Не все было гладко в процессе становления и развития системы подготовки командных кадров для вооруженных сил России. За прошедшие годы военное образование знало и значительные взлеты, и периоды упадка. Тем не менее, главным итогом проделанной за три столетия работы стал накопленный богатейший опыт, который можно с успехом использовать и в современных условиях.
В настоящее время военная школа переживает не лучшие времена. Наряду с финансовыми и хозяйственными, встают проблемы чисто педагогического характера. Среди них наиболее остро -задача повышения качества знаний и умений будущих офицеров. Отзывы о молодых офицерах, получаемые из частей, свидетельствуют, что выпускники вузов зачастую имеют весьма посредственную подготовку и не справляются с возложенными на них обязанностями.
Причин создавшегося положения предостаточно. Не секрет, что в результате произошедших в обществе перемен резко снизился уровень подготовки учащихся средней общеобразовательной школы. Во многих школах отсутствует мотивация учеников на хорошую учебу, поэтому значительная часть курсантов, вчерашних школьников, не выработала целевой установки на получение прочных знаний. В лучшем случае их интересует отметка, которая пойдет в диплом, но никак не конкретные знания или умения. Они учатся по инерции, с трудом переходя с курса на курс.
Положение осложняется еще и тем, что, как показывают исследования, проведенные в одном из ярославских военных учебных заведений, свыше одной трети курсантов не находят прямой связи между качеством своей учебы и успешностью будущей службы. Более того, значительная часть обучаемых считает, что карьерный рост зависит в основном от влиятельности родственников или личных связей с «нужными людьми». Много претензий в этой связи предъявляется к педагогам военно-учебных заведений. Уровень их квалификации в современных условиях не может не вызывать тревоги. Об этом говорят и социологические исследования. Так, если в условиях академического образования, по самым скромным подсчетам, до 30% преподавателей не имеют специального педагогического образования, то в отдельных военных институтах и филиалах университетов эта цифра достигает 80%, а более половины кафедр возглавляют офицеры, не имеющие научно-педагогической квалификации [1].
Все вышесказанное, наряду с длинным перечнем других причин, в конечном итоге снижает уровень профессиональной подготовленности офицерских кадров, а, следовательно, и боевую готовность армии и флота. Рэто при том, что современным Вооруженным Силам необходимы выпускники вузов, адаптированные к изменившимся условиям жизнедеятельности войск, способные творчески решать новый тип практических и познавательных задач, осознавать и усваивать культурные ценности, выработанные обществом. Проблема повышения качества получаемого образования не нова, она стояла и перед нашими предшественниками. В разные годы она решалась по-разному и с различной степенью успеха. Видимо, будет небезынтересно рассмотреть некоторые из путей решения этой проблемы, приводившие к положительным результатам.
По свидетельству специалистов, своего качественного пика военное образование России достигло во второй половине XIX века, когда в результате проведенных реформ значительно улучшилось качество подготовки специалистов для армии и флота. Учитывая, что современные Вооруженные Силы России находятся в состоянии реформирования, этот период вызывает наибольший интерес исследователей. Обратимся к нему и мы.
Стало СѓР¶Рµ азбучной истиной положение Рѕ том, что качество подготовки специалистов зависит, прежде всего, РѕС‚ качественного состава преподавателей. Рменно РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ обеспечения военной школы высококвалифицированным преподавательским составом РІРѕ второй половине XIX века был сделан качественный скачок. Как известно, университетский устав 1863 РіРѕРґР° предоставил высшей школе значительную автономию, РІ том числе право выбора ученым советом университета ректора Рё проректора, избрание РїРѕ РєРѕРЅРєСѓСЂСЃСѓ профессоров, избрание РЅР° советах факультетов деканов Рё РґСЂ. Р’СЃРµ эти нововведения СЃ учетом военной специфики внедрялись Рё РІ военной школе. Анализ системы подготовки профессорско-преподавательского состава РІ дореволюционной Р РѕСЃСЃРёРё наглядно показывает, что ее создатели пытались целенаправленно противодействовать попыткам занять должность преподавателя некомпетентными специалистами. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, также целенаправленно велась политика повышения социального статуса военного педагога. РќР° обеспечение этих главных задач была направлена РІСЃСЏ совокупность мероприятий, проводившихся РїРѕ отбору, подготовке, повышению квалификации Рё стимулированию преподавателей для военно-учебных заведений. Р’Рѕ второй половине XIX века подготовка военно-педагогических кадров осуществлялась РїРѕ следующим направлениям:
- в военно-педагогических заведениях России. В указанный период таковыми являлись Учительская семинария и Педагогические курсы, образованные при Московском училище военного ведомства в 1864 году;
- через систему отбора профессорско-преподавательского состава для средних и высших военно-учебных заведений.
В семинарию и на курсы принимались в первую очередь лица, имеющие высшее образование. На оставшиеся вакансии могли претендовать офицеры, прослужившие в частях армии не менее 2-х лет.
Объем знаний, навыков и умений, полученных семинаристами и слушателями педагогических курсов, давал им возможность успешно решать учебно-воспитательные задачи в средних общеобразовательных военно-учебных заведениях.
РџСЂРё нехватке педагогических кадров РЅР° должности преподавателей производился отбор РёР· числа наиболее способных Рё талантливых офицеров Рё гражданских преподавателей. Основная масса кандидатов допускалась Рє преподаванию РІ военных Рё юнкерских училищах только после успешной сдачи экзамена Рё проведения пробных лекций. Рсключение составляли лишь профессора, адъюнкты Рё преподаватели военных академий. Для высших военно-учебных заведений (академий) отбор профессорско-преподава-тельского состава был еще более жестким [2]. Военные педагоги имели СЂСЏРґ льгот РїРѕ сравнению СЃ войсковыми офицерами, что способствовало престижности РёС… службы, повышало ответственность Р·Р° качество Рё результаты своего труда Рё одновременно являлось мощным стимулом Рє развитию профессиональных качеств. Р’ частности, офицер-педагог получал жалование РЅР° ступень выше РїСЂРё исчислении СЃСЂРѕРєР° службы (каждые 5 лет службы РІ училище засчитывались Р·Р° 7 лет), ему предоставлялось право обучать СЃРІРѕРёС… детей Р·Р° казенный счет Рё СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС… льгот. Выше было Рё жалование. Р’ результате такой целенаправленной работы даже РІ средних военно-учебных заведениях сосредотачивались лучшие педагогические Рё научные кадры страны [3].
Рљ сожалению, РІ начале царствования Александра III Педагогические РєСѓСЂСЃС‹ (1883 Рі.) Рё семинария Военного ведомства (1885 Рі.) были закрыты. Гражданские воспитатели были заменены офицерами, РІ большинстве своем РЅРµ имевшими педагогических навыков, хорошего строевика предпочитали педагогу. Рта тенденция стала доминирующей РІ вузах Р СѓСЃСЃРєРѕР№ РђСЂРјРёРё, поэтому очень СЃРєРѕСЂРѕ качественный состав преподавателей претерпел изменения далеко РЅРµ РІ лучшую сторону, особенно РІ провинциальных учебных заведениях. РџРѕ воспоминаниям Рђ. Рђ. Ргнатьева [4], Р·Р° исключением 4-5 преподавателей Киевского кадетского РєРѕСЂРїСѓСЃР°, «все остальные педагоги были ничтожества Рё смешные карикатуры» [5]. Тенденция замещения преподавательских должностей офицерами-практиками, РЅРµ имеющими педагогического образования, была характерна также Рё для РІСѓР·РѕРІ Советской РђСЂРјРёРё [6]. Р’ настоящее время РѕРЅР° продолжает оставаться доминирующей РІ военно-учебных заведениях Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ РђСЂРјРёРё. Более того, РїРѕ сравнению СЃ недавним прошлым положение ухудшилось.
Конечно, перестройка системы подготовки педагогических кадров потребует значительных материальных затрат и времени, но если мы не хотим лишить свою армию и флот всесторонне образованных и высокопрофессионально подготовленных офицеров, начинать ее необходимо уже сейчас. В то же время в опыте наших предшественников есть и находки, претворение которых в жизнь не потребует значительных издержек, но может принести при правильном использовании значительный эффект. Каждое военно-учебное заведение в выборе форм и методов учебно-воспитательного процесса обладало некоторой степенью самостоятельности, но при этом все они руководствовались правилом, что «общая цель воспитания состоит в том, чтобы развить в душе питомца нравственную норму во всей ее чистоте и привести в строгое согласие с этой нормой все его действия, затем развить духовные способности воспитанника и преподать ему требуемые знания и умения…» [7]. Одним из лучших учебных заведений России середины XIX века заслуженно считался Морской корпус [8]. Он являлся основным учебным заведением, готовящим кадры флотских офицеров. Учебно-воспитательная работа в корпусе всегда была на высоте. Курс обучения, по отношению к армейским учебным заведениям, был значительно сложнее, особенно в отношении математики, иностранных языков и морского дела. Благодаря этому из стен Морского корпуса вышли знаменитые флотоводцы, великие путешественники, а также немало и тех, кто составил славу русской науке и искусству.
Успехам питомцев корпуса в немалой степени способствовал умело поставленный воспитательный процесс. Конечно, некоторые методы воспитания в современных условиях воспринимаются не более как занимательный курьез, большинство же других способов улучшения учебно-воспитательного процесса заслуживают самого пристального внимания. Так, во времена обучения в корпусе великого русского композитора Н. А. Римского-Корсакова [9] за прилежание кадеты в качестве премии получали яблоки и груши, имена отличившихся заносились на «красную доску», провинившихся же ставили «под лампу», то есть под люстру в огромном зале, и давали в обед лишь хлеб и щи. Воспитанников младших классов, получавших по двенадцатибалльной системе по наукам «0» либо «1», наказывали розгами каждую субботу [10].
Наибольший Р¶Рµ интерес вызывает следующее: подавляющее большинство офицеров − выпускников РњРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° обладали умением быстро ориентироваться РІ сложной обстановке, самостоятельно принимать правильное решение, проявлять инициативу. Р’ немалой степени этому способствовал такой (незначительный РЅР° первый взгляд) элемент Р¶РёР·РЅРё учебного заведения, как распорядок РґРЅСЏ.
По свидетельству академика А. Н. Крылова [11], в описываемый период он представлял собой следующее:
Побудка | 6 ч. 30 м. утра |
Утренняя гимнастика | 7 ч. 15 м.-7 ч. 30 м. |
Утренний чай | 7 ч. 30 м. - 7 ч. 45 м. |
Первый урок | 8 ч. 00 м. - 9 ч. 25 м. |
Второй урок | 9 ч. 30 м.-11ч. 00 м. |
Завтрак и свободное время | 11ч. 00 м.-11ч. 30 м. |
Строевые учения | 11ч. 30 м.-1ч. 00 м. |
Третий урок | 1ч. 00 м.-2 ч. 30 м. |
Свободное время | 2 ч. 30 м. - 3 ч. 30 м. |
Обед | 3ч. 30 м.-4 ч. 00 м. |
Свободное время | 4 ч. 00 м. - 7 ч. 00 м. |
Приготовление уроков | 7 ч. 00 м. - 9 ч. 00 м. |
Вечерний чай | 9 ч. 00 м.-9 ч. 15 м. |
Желающие ложиться спать | 9 ч. 15 м. |
Всем ложиться спать | 11ч. 00 м. |
Крылов поясняет: «Время с 7 до 9 ч. практически было также свободное, номинально оно предназначалось для «приготовления уроков», т. е. надо было сидеть у своей конторки и не разговаривать, а заниматься чем угодно, не мешая другим, хотя бы решением шахматной задачи, чтением любой книги или журнала, но не развернутых во весь лист газет.
Рто обилие СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени [12], РЅРµ раздробленного РЅР° малые промежутки Рё РЅРµ занятого чем-РЅРёР±СѓРґСЊ обязательным, способствовало развитию самостоятельности Рё самообразования, поэтому громадное большинство занималось РїРѕ своему желанию тем, что каждого РІ отдельности интересовало: РјРЅРѕРіРёРµ изучали историю, особенно военно-РјРѕСЂСЃРєСѓСЋ, читали описания плаваний Рё путешествий, литературные произведения, занимались модельным делом или постройкой шлюпок Рё С‚. Рї.В» [13]
Рдалее «…общее направление преподавания было… «какможно меньшему учить, как РјРѕР¶РЅРѕ большему учиться самим»[14]. Другими словами, СѓР¶Рµ РІ то время руководители РњРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° хорошо понимали педагогическую истину: «ничему нельзя научить, РјРѕР¶РЅРѕ только научиться» Рё умело выполняли главную задачу учебного заведения - создать условия, способствующие этому. Такая установка РїСЂРё отличном РїРѕРґР±РѕСЂРµ преподавателей давала СЃСѓРіСѓР±Рѕ положительный эффект. РР· стен РєРѕСЂРїСѓСЃР° выходили отличные РјРѕСЂСЏРєРё, РІ которых РЅРµ был угашен РґСѓС… независимости, способные РЅР° принятие самостоятельных решений РІ обстановке различного СѓСЂРѕРІРЅСЏ сложности.
Рљ сожалению, СЃ ужесточением общего РєСѓСЂСЃР° РІ системе образования претерпел изменение Рё жизненный уклад воспитанников училищ. Стараясь избежать вольнодумства среди будущих офицеров, командование РІСѓР·РѕРІ стремилось различными мерами сократить СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ время юнкеров. Наиболее СЏСЂРєРѕ эта тенденция проявилась РІ военных училищах, готовивших офицеров для сухопутных РІРѕР№СЃРє. Распорядком РґРЅСЏ Р¶РёР·РЅСЊ юнкера РІ училище была строго регламентирована, РїСЂРё этом РЅР° личные РЅСѓР¶РґС‹ ему отводилось очень мало времени [15]. Такая заведомо порочная практика сохраняется Рё ныне. Современные распорядки РґРЅСЏ военно-учебных заведений предусматривают всего около полутора часов СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ времени для курсанта, тем самым значительно урезая его возможности получать знания самостоятельно Рё повышать СЃРІРѕР№ культурный Рё общеобразовательный уровень. РџСЂРё этом чтение художественной литературы РІ часы самостоятельной подготовки Рє занятиям также, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, РЅРµ приветствуется. Важным стимулом Рє учебе РІ военных учебных заведениях дореволюционной Р РѕСЃСЃРёРё служил также ведущийся СЃ начала обучения СЃРїРёСЃРѕРє учащихся. Рто был своеобразный рейтинговый лист, РІ котором учитывались оценки каждого кадета (юнкера) Рё выставлялся средний балл. РЎРїРёСЃРѕРє размещал всех выпускников РІ зависимости РѕС‚ РёС… успеваемости Рё дисциплинированности СЃ первого РґРѕ последнего, Р° РІ целом делил всех РЅР° три разряда. Окончившие училища РїРѕ 1-РјСѓ разряду (РЅРµ менее 8 баллов [16] РІ среднем РїРѕ военным предметам, РЅРµ менее 6 РїРѕ остальным Рё РЅРµ менее 9 РїРѕ поведению Рё знанию строевой службы) выпускались подпоручиками [17], Р° лучших могли прикомандировывать Рє гвардейским частям для перевода РІ РЅРёС… после годичного испытания Рё РїРѕ представлению гвардейского начальства. Окончившие РєСѓСЂСЃ РїРѕ 2-РјСѓ разряду (РЅРµ менее 7, 5 Рё 8 баллов соответственно) выпускались прапорщиками [18], Р° РїРѕ 3-РјСѓ разряду (РІСЃРµ прочие) - направлялись РІ полки юнкерами РЅР° 6 месяцев, после чего производились РІ офицеры без дополнительного экзамена Рё сверх вакансий [19].
Другими словами, РѕС‚ успехов РІ учебе Рё дисциплине напрямую зависел дальнейший служебный, Р° чаще всего Рё жизненный путь молодого офицера. Более того, подобная система выпуска предполагала определенную справедливость РІ выборе места службы, РІРЅРµ зависимости РѕС‚ происхождения, поэтому Рё отношение Рє учебе было несколько иным, чем сейчас. Р’РѕС‚ как описывал процесс разбора вакансий Рђ. Р. Деникин [20]: «Перед выходом РІ последний лагерь РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёР» важный РІ юнкерской Р¶РёР·РЅРё акт —разбор вакансий. Р’ СЃРїРёСЃРєРµ РїРѕ старшинству РІ голове помещались фельдфебеля, потом училищные унтер-офицеры, наконец, юнкера РїРѕ старшинству баллов. РќР° юнкерской Р±РёСЂР¶Рµ вакансии котировались РІ такой последовательности: гвардия (1 вакансия), полевая артиллерия (5-6 вакансий), остальные пехотные. РџРѕРјРЅСЋ, какое волнение Рё некоторую растерянность вызывал РІ нас акт разбора вакансий. Ведь, РїРѕРјРёРјРѕ объективных условий Рё личных РІРєСѓСЃРѕРІ, было нечто провиденциональное РІ этом выборе тропинки РЅР° нашем жизненном пути, РЅР° переломе СЃСѓРґСЊР±С‹. Ртот выбор РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј предопределял уклад личной Р¶РёР·РЅРё, служебные успехи Рё неудачи - Рё Р¶РёР·РЅСЊ, Рё смерть. Для помещенных РІ конце СЃРїРёСЃРєР° остаются лишь «штабы» СЃ РіСЂРѕРјРєРёРјРё историческими наименованиями — так назывались казармы РІ открытом поле, вдали РѕС‚ РіРѕСЂРѕРґР°, «кавказские урочища» или стоянки РІ отчаянной СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ глуши» [21].
Особую важность выбору части придавало сложившееся в русской армии положение, при котором офицеры, поступая в тот или иной полк, за редким исключением, служили в нем до отставки. Переводы из части в часть практиковались крайне редко, и поэтому выбор вакансии значил для любого молодого офицера очень много.
Конечно, современная офицерская жизнь не так драматична. Начало службы в отдаленном гарнизоне не означает, что офицер проведет всю свою жизнь именно в этой части. Но возможность определять свою судьбу своими же успехами в учебе и службе была бы не лишней и сейчас. Более того, зависимость стартовых возможностей не от прихоти начальника или от занимаемого положения ближайших родственников значительно повысила бы интерес всех категорий курсантов к учебе и дисциплинированному поведению. В то же время необходимо заметить, что существующая ныне четырехбалльная система оценки знаний («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно») недостаточно точно отражает уровень успеваемости обучаемых относительно друг друга, и часто одинаковые отметки ставятся за очень разные по силе ответы курсантов. Преподавателям для дифференцирования оценки приходится прибегать к своеобразным уловкам и определять уровень знаний обучаемых как на «четыре с минусом», «пять с плюсом» и т. п.
Поэтому РїСЂРё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРј введении рейтинговой градации курсантов необходимо будет изменить Рё систему оценки РёС… знаний РІ сторону увеличения количества получаемых баллов. РџСЂРё этом для обязательных предметов понятие «зачет» теряет СЃРІРѕР№ смысл Рё РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь для факультативных дисциплин. Оптимальным РјРЅРµ представляется вариант, РєРѕРіРґР° каждая РёР· существующих отметок разбивается РЅР° три части. Таким образом, РјС‹ получаем РІСЃРµ ту Р¶Рµ двенадцатибалльную систему, которая существовала РІ высших Рё средних учебных заведениях Р РѕСЃСЃРёРё РґРѕ 1917 РіРѕРґР°. Рто позволит более РіРёР±РєРѕ Рё точно оценивать уровень знаний Рё умений курсантов, Р° РІ целом способствовать повышению заинтересованности РёС… РІ успешной учебе.
Сейчас РЅРё Сѓ РєРѕРіРѕ РЅРµ вызывает возражения тезис Рѕ том, что офицерский РєРѕСЂРїСѓСЃ является становым хребтом вооруженных СЃРёР» любой страны. Рсторическим опытом неоднократно была доказана истина: «каковы офицеры - такова Рё армия». Рпоэтому успех РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕР№ РІ Р РѕСЃСЃРёРё военной реформы РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј зависит РѕС‚ того, какими Р±СѓРґСѓС‚ офицеры обновленной армии Рё СЃРјРѕРіСѓС‚ ли РѕРЅРё достойно ответить РЅР° вызов времени. Для этого необходимо значительное улучшение качества РёС… обучения Рё воспитания, серьезные изменения РІ системе военного образования, так как, РіРѕРІРѕСЂСЏ словами СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ военного писателя Рќ. РњРѕСЂРѕР·РѕРІР°, «… победа или поражение армии РЅР° полях сражений РІРѕРІСЃРµ РЅРµ является делом случая, РЅРµ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РёР·РІРЅРµ, Р° лежит РІ самой армии, подготовляется всей ее Р¶РёР·РЅСЊСЋ РІ период РјРёСЂР°. Р РІ зависимости РѕС‚ того пути, РїРѕ которому идет воспитание армии РІ РјРёСЂРЅРѕРµ время, Р¶РґСѓС‚ ее РЅР° РІРѕР№РЅРµ или блестящие победы, или позорные неудачи» [22].
Список литературы
1. Желтобрюх РЎ. Рџ. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей военно-учебного заведения: Монография. Ярославль: РР·Рґ-РІРѕ ЯФВФРРЈ, 2001. РЎ.6.
2. Подробнее об этом см. Желтобрюх С. П. Указ. соч. С. 10—30.
3. Р’ разное время РІ военно-учебных заведениях преподавали известные ученые: Р”. Р. Менделеев, Рђ. Рќ. Крылов, Рњ. Р’. Остроградский, Р’. Р¤. Буняковский Рё РґСЂ.
4. Ргнатьев Алексей Алексеевич (1877—1954) — СЂСѓСЃСЃРєРёР№ военный дипломат Рё писатель. Р’ 1891—1894 РіРі. обучался РІ Киевском кадетском РєРѕСЂРїСѓСЃРµ.
5. Ргнатьев Рђ. Рђ. Пятьдесят лет РІ строю. Рњ.: Воениздат, 1988. РЎ. 37.
6. Рсключение составляли преподаватели социально-гуманитарных дисциплин. РС… подготовкой занимался педагогический факультет Военно-политической академии РёРј. Р’. Р. Ленина.
7. Рнструкция РїРѕ воспитательной части для военных гимназий Рё прогимназий. РЎРџР±., 1881. РЎ.3.
8. Одно из старейших военно-учебных заведений России. Морской корпус ведет свое происхождение от учрежденной в 1701 г. в Москве Школы математических и навигацких наук и основанной в 1715 г. в Санкт-Петербурге Академии морской гвардии. Сам корпус образован в 1752 г. под названием Морского шляхетского корпуса. С 1867 по 1891 гг. назывался Морским училищем.
9. Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844—1908) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. В 1856-1862 гг. обучался в Морском корпусе.
10. См. Е. Абрамов, В. Солодахин, М. Краснов. Моряк, композитор, дирижер // Морской сборник. 1994. №
1 Р› РћРЎ J. 1_*. РћРћ.
11. Крылов Алексей Николаевич (1863—1945) — выдающийся кораблестроитель, математик, механик, академик Российской академии наук с 1916 г. (академик АН СССР). В 1878—1884 обучался в Морском училище (Морском корпусе)
12. В общей сложности 6—8 часов свободного времени.
13. Крылов А. Н. Мои воспоминания. Л.: Судостроение, 1984. С.64.
14. Там же.
15. См. Коровин В. М., Свиридов В. А. "Настоящая честь военного человека состоит в благородном поведении" / Военно-исторический журнал. 2002. № 9. С.37.
16. По 12-балльной системе.
17. Звание «подпоручик» соответствует современному воинскому званию «лейтенант».
18. Звание «прапорщик» соответствует современному воинскому званию «младший лейтенант».
19. См. Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. С.112.
20. Деникин Антон Рванович (1872—1947) — военачальник, военный писатель, генерал-лейтенант (1916). Р’ 1890—1892 РіРі. обучался РІ Киевском юнкерском училище.
21. Деникин Рђ. Р. Путь СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ офицера. Рњ.: Современник, 1991. РЎ.51, 52—53.
22. РњРѕСЂРѕР·РѕРІ Рќ. Воспитание генерала Рё офицера как РѕСЃРЅРѕРІР° побед Рё поражений. Рсторический очерк РёР· Р¶РёР·РЅРё СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ армии СЌРїРѕС…Рё наполеоновских РІРѕР№РЅ Рё времен плац-парада. РЎРџР±., 1910. РЎ. 11.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru