В (Рран, Афганистан, Турция)
Р’ наши РґРЅРё СѓР¶Рµ мало кто сомневается, что исламский ренессанс это состоявшееся явление, которое будет РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определять СЃСѓРґСЊР±С‹ РјРёСЂРѕРІРѕР№ политики РІ наступающем столетии. Однако всего каких-РЅРёР±СѓРґСЊ 20 лет назад никто РЅРµ осмелился Р±С‹ прогнозировать РїСЂРёС…РѕРґ Рє власти РІ таких странах как Рран, Афганистан или Турция происламских правительств Рё тем более, что ислам заменит СЃРѕР±РѕР№ РєРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј РІ противостоянии СЃ Западом. Сегодня - это свершившиеся факты Рё ничто РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что сложившаяся ситуация будет быстро меняться.
За последние годы вышло немало работ, посвященных исследованию роли ислама в современной мировой политике. Однако какого-либо единодушия у исследователей разных стран и различных "школ" по этому вопросу нет. Преобладает западное видение политизированного ислама как консервативного, фанатичного, экстремистского течения в общественно-политической жизни мусульманских государств. Вместе с тем конкретные успехи и достижения исламских правительств в этих странах относятся на счет конъюнктуры и насильственных методов при приведений политики социально-экономических преобразований. это, в свою очередь, связывают с нарушением прав человека и принципов цивилизованного государственного развития.
Время РѕС‚ времени РЅР° Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности СЂСЏРґР° исламских государств. Прежде всего это касается ближневосточных монархий, что РјРѕР¶РЅРѕ рассматривать как РїРѕРёСЃРє альтернативы иракскому, ливийскому или суданскому вариантам развития. Однако РїРѕ-прежнему резко негативное отношение проявляется Рє политическому исламу РІ таких странах как Рран, Афганистан Рё Турция. Рђ между тем, исламский режим РІ Рране отпраздновал СЃРІРѕРµ 21-летие. Талибы РІ Афганистане сегодня реально контролируют 90% территории этой страны, Р° турецкие исламисты превратились РІРѕ влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парламентскую Р±РѕСЂСЊР±Сѓ Р·Р° власть. Поэтому, несмотря РЅР° устойчивые западные "клише", обвиняющие исламистов этих стран РІ экстремизме, терроризме Рё фундаментализме, Р° также РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… грехах, необходимо сегодня разобраться, РІ чем сила исламистов Рпривлекательность РёС… - идей для многомиллионных масс РІ этих странах. Откуда Сѓ Запада стойкое неприятие Рє исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа РЅР° эти Рё некоторые другеє РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ необходимо обратиться Рє теории Рё практико-политического ислама РІ этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Рсламская Республика Рран (РР Р), РіРґРµ СѓР¶Рµ РІ течение более двадцати лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономического Робщественного развития этой страны РјРѕР¶РЅРѕ проследить РїРѕ официальным документам РР Р, Р° также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского РјРёСЂР°, как имам Р .,Хомейни. Рзвестно, что Р .Хомейни предпринял попытку реализации РІ своей стране разработанной РёРј концепции исламского правления, которая РІС…РѕРґРёС‚ РІ противоречие СЃ шиитским догматом Рѕ невозможности справедливого правления РІ исламском государстве РґРѕ РїСЂРёС…РѕРґР° сокрытого двенадцатого имама Махди. Р .Хомейни порвал СЃ этим схоластическим РїРѕРґС…РѕРґРѕРј, заявив Рѕ возможности осуществления третьего, исламского, пути развития РЅР° принципах справедливости Рулучшения благосостояния всего населения РІ результате правильного управления страной СЃРѕ стороны РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ лидера -факиха. Зтим РѕРЅ вызвал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов РІ 'иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства РІ непосредственное управление государственными делами. Примиренья РЅРµ состоялось РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ, Р РІСЃРµ великие аятоллы проживают вдали РѕС‚ столичного Тегерана - РІ РљСѓРјРµ, Мешхеде Рдаже Р·Р° пределами Ррана РІ Кербелле РНеджефе;. Поэтому сказать, что исламское правление РІ Рране осуществляется РѕС‚ имени всего духовенства, РјРѕР¶РЅРѕ лишь СЃ большой РѕРіРѕРІРѕСЂРєРѕР№. Р’ целом, суть последовавших Р·Р° революцией реформ Р .Хомейни сводилась РЅРµ столько Рє возврату Рє традиционным духовным Рё культурным ценностям шиизма, сколько Рє выходу ислама Р·Р° рамки средневековых догматов, которые долгие РіРѕРґС‹ РЅРµ позволяли духовенству приспособиться Рє происходившим РІ стране Р РІ РјРёСЂРµ РІ целом общественно-экономическим переменам. РЈР¶Рµ поэтому обвинения РІ адрес Р .Хомейни РІ ретроградстве Рпокушении РЅР° РѕСЃРЅРѕРІС‹ современной цивилизации выглядят безосновательными. Р .Хомейни еще задолго РґРѕ революции неоднократно подчеркивал, что его теория РЅРµ бросает вызова современному научно-техническому прогрессу Ртем более частной собственности, РЅР° которой базируется рыночная СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєР°. РћРЅР° лишь призывает положить конец западному засилью РІ политической Рэкономической Р¶РёР·РЅРё иранского государства, покончить СЃ коррупцией Рнесправедливым распределение национального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственностью.
Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления РЅРµ были голословными. Так РІ СЃС‚. 46 Р 47 Конституции РРРчетко зафиксировано право каждого РЅР° личную Рчастную собственность, что, как известно, лежит РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ капиталистического СЃРїРѕСЃРѕР±Р° производства Рё отношений РІ целом. Р’ то Р¶Рµ время имам Р .Хомейни РІ своем завещании написал, что ислам РЅРµ приемлет РєРѕРјРјСѓРЅРёР·Рј Рё марксизм-ленинизм РёР·-Р·Р° того, что РѕРЅРё выступают против частной собственности Рё Р·Р° обобществление, РЅРѕ одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий социальной справедливости [Р†]. Рсламская конституция запрещает такое развитие СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё, которое могло Р±С‹ привести Рє сосредоточению богатств РІ руках отдельных лиц или РіСЂСѓРїРї, либо Рє превращению государства РІ РєСЂСѓРїРЅРѕРіРѕ Рё единственного предпринимателя" (СЃС‚. 43, Рї. 2). Конституция запрещает какие-либо проявления "иностранного экономического господства над СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№ страны" (СЃ. 43, Рї. 8). Р’ дальнейшем иранское правительство сделало РјРЅРѕРіРѕРµ для того, чтобы уберечь страну РѕС‚ иностранного вмешательства, одновременно успешно решая задачу самообеспечения страны отечественными сельскохозяйственными Рё промышленными товарами. Год РѕС‚ РіРѕРґР° иранское руководство становится РІСЃРµ более компетентным Рсведущим РІ проведении внутренней Рвнешней политики. Ртому, безусловно, способствует та программа подготовки кадров, которая обеспечивает страну специалистами самых разных квалификаций. Естественно, что РІ первую очередь правящее духовенство заботится Рѕ подготовке кадров РІ религиозных центрах страны РІ Тегеране, РљСѓРјРµ, Мешхеде Р РґСЂСѓРіРёС… городах, РіРґРµ талибы - слушатели религиозных училищ занимаются РІ классах, оснащенных компьютерами Р РґСЂСѓРіРёРјРё видами оргтехники, имеют великолепные библиотеки, содержащие далеко РЅРµ только религиозную литературу, РЅРѕ также РєРЅРёРіРё Рдокументы РїРѕ всем областям знаний. Таким образом, несмотря РЅР° известные трудности, исламский режим РІ Рране сумел Р·Р° прошедшие РіРѕРґС‹ подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
Переходя к анализу теории Рполитической практики исламистов в Турции, следует прежде всего обратиться к деятельности Партии благоденствия, которая до недавнего времени олицетворяла собой политический ислам в турецком государстве. Ее концепция преобразований в турецком обществе строилась на том, что последние сто лет развития Турции, в течение которых она следует в фарватеры западной политики, были трагической ошибкой. За это время она не стала передовой державой, но приобрела такие пороки, как проституцию, наркоманию, алкоголизм, неизвестные ранее болезни, одновременно утратив любовь, доброту, правдивость, альтруизм, поэзию. При этом Партия благоденствия выступала за дальнейшую индустриализацию страны, но считала, что развитие экономики должно осуществляться с учетом интересов всего турецкого населения, справедливо распределяясь по всем регионам страны. Свою цель партия формулировала как построение индустриального общества, где будут доминировать чувства товарищества Рвзаимопомощи [2].
Таким образом, из выше сказанного можно выделить два основных момента. Во-первых, турецкие исламисты, также как и их иранские собратья, не выступают против экономической модернизации, в чем их часто обвиняют турецкие и западные средства массовой информации. Во-вторых, они считают, что такая модернизация может быть успешной только при учете интересов всего турецкого населения и его поддержке, которая в свою очередь возможна при возвращении к традиционным взаимоотношениям в турецком обществе…
Список литературы
РЎ. Р‘. Дружиловский. Рћ ТЕОРРР Р РџР РђРљРўРРљР• РСЛАМСКОГО ПРАВЛЕННЯ Р’ РЎРўР РђРќРђРҐ СРЕДНЕГО Р’РћРЎРўРћРљРђ
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.middleeast.narod.ru/