Древнекиевский период, период нашей «собственной античности», характеризуется, прежде всего, переходом восточных славян РѕС‚ племенной размытости Рє государственной системе, приобщением РёС… Рє общехристианской цивилизации. РР· темных веков безвестности Рё безвременья РЅР° арену истории выходит народ, сплоченный крепкой централизованной властью Рё единством религиозного сознания. Впереди его Р¶РґСѓС‚ еще трагедии Рё разочарования, разброд князей Рё тягчайшее монголо-татарское РёРіРѕ. РќРѕ память его всегда будет верна идеалам СЌРїРѕС…Рё величия Рё славы, СЌРїРѕС…Рё древнекиевской государственности. РЎ ней РѕРЅ будет соразмерять СЃРІРѕРµ настоящее Рё будущее, СЃРІРѕРµ место Рё предназначение РІ РјРёСЂРѕРІРѕР№ истории. Киевская Р СѓСЃСЊ стала общей колыбелью трех братских народов - СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ, украинского Рё белорусского.
1. Социальные реалии восточнославянского общества. Суть политических процессов, совершавшихся в древнекиевский период, вполне укладывается в формулу гегелевской триады: племенная демократия - великокняжеское самовластие - удельная система.
В самом деле, восточные славяне, или анты, жили разрозненными племенами, имея «обычаи свои, и закон отец своих и преданья, кождо свой нрав». Свои названия они получали большей частью по местам расселений: поляне, северяне, родимичи, вятичи и т.д. Летопись особенно выделяет полян, обитавших южнее Киева, по берегам рек Роси и Тясмина. Предположительно именно они сдержали натиск авар, положив тем самым начало межплеменной консолидации. Позднее эту инициативу перехватывают у них варяго-русы, пришедшие на Русь «по призванию» новгородских славян и создавшие мощную «империю Рюриковичей».
Общественная Р¶РёР·РЅСЊ славян отличалась патриархальностью Рё простотой. Р’ центре всего находилась родовая семья. Члены ее проживали РІ РѕРґРЅРѕРј общем РґРѕРјРµ, РїРѕРґ строгой родительской опекой. Между семьями существовало определенное разделение труда (кузнечное дело, выделка РєРѕР¶Рё, ткачество Рё С‚.Рґ.). Однако главное занятие СЂРѕРґРѕРІРѕР№ семьи составляло сельское хозяйство. РќР° базе соседских связей формировалась община, которая РІ СЃРІРѕСЋ очередь входила РІ межобщинное объединение - племя. Р’Рѕ главе каждого племени стоял РєРЅСЏР·СЊ СЃРѕ своей РґСЂСѓР¶РёРЅРѕР№. Его деятельность ограничивалась исключительно военными функциями; РІРѕ всем остальном РѕРЅ подчинялся племенной «демократии». РћР± этом свидетельствует сообщение византийского историка РџСЂРѕРєРѕРїРёСЏ Кесарийского (VI РІ.): «Ведь племена эти, склавины Рё анты, РЅРµ управляются РѕРґРЅРёРј человеком, РЅРѕ издревле Р¶РёРІСѓС‚ РІ народовластии, Рё оттого Сѓ РЅРёС… выгодные Рё невыгодные дела всегда ведутся сообща». РџРѕРґ народовластием здесь, очевидно, подразумеваются вечевые традиции, которые известны нам РёР· истории РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° Рё РџСЃРєРѕРІР° РґРѕ РёС… присоединения Рє РњРѕСЃРєРІРµ РїСЂРё Рване III. Византийцы сознательно использовали данную ситуацию РІ СЃРІРѕРёС… целях, РІРёРґСЏ РІ ней источник «анархии Рё взаимной вражды» между славянскими племенами. Страшась появления Сѓ РЅРёС… «монархии», РѕРЅРё всячески стремились разобщать РёС… князей, РѕРґРЅРёС… «прибирая Рє рукам СЃ помощью речей Рё даров», РґСЂСѓРіРёС… ослабляя постоянными вторжениями Рё стычками.
Так продолжалось РґРѕ «варяжского призвания». Рюриковичи изменили С…РѕРґ восточнославянской истории. Утвердившись РІ Киеве, РѕРЅРё постепенно объединяют РІСЃРµ земли антских племен, создавая единое централизованное государство. Его престиж особенно возрастает РїСЂРё Святославе Ргоревиче, сокрушившем опасного соперника - Хазарский каганат. РЎ Киевской Р СѓСЃСЊСЋ вынуждены считаться Арабский халифат Рё Византия. РЎ ней ищет СЃРѕСЋР·Р° СЂРёРјСЃРєРёР№ папа.
После гибели Святослава Ргоревича (972) между его сыновьями разгорается кровавая Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° киевский престол. Победителем выходит Владимир, сын Малуши, ключницы РєРЅСЏРіРёРЅРё Ольги, - «робичич», как сказано Рѕ нем РІ «Повести временных лет». Р’ 980 Рі. РѕРЅ становится великим князем, «самовластьцем земли СЂСѓСЃСЊРєРѕР№В». Окончательно сломив сопротивление родоплеменной оппозиции («овы РјРёСЂРѕРј, Р° непокоривыя мечем»), РѕРЅ приступает Рє осуществлению религиозно-идеологической реформы.
Первоначально Владимир Святославич хотел ограничиться созданием единого языческого пантеона, поставив РІРѕ главе местных Р±РѕРіРѕРІ варяжского Р±РѕРіР° РІРѕР№РЅС‹ Перуна. РР· числа первых были выбраны РҐРѕСЂРµ, Дажьбог, Стрибог, Симаргл Рё РњРѕРєРѕС€. РЎСѓРґСЏ РїРѕ всему, это были главные «кумиры» покоренных славянских племен, Рё возвышение над РЅРёРјРё Перуна символизировало превосходство великокняжеской власти.
Однако эта реформа не принесла желаемых результатов. Во-первых, она не смогла погасить центробежных тенденций, раздиравших политический организм молодого древнерусского государства. Славянские племена не желали оставаться под ярмом варяжского данничества, и их приходилось всякий раз покорять заново. Во-вторых, благодаря ей Русь обособлялась не только от таких великих держав средневекового мира, как Византия и Рим, но и от других стран, ставших к тому времени христианскими. Все это в конечном счете убедило князя Владимира в необходимости разрыва с традиционным язычеством и проведении христианской идеологической реформы.
2. Рдеология византинизма Рё ее трансформация РЅР° древнерусской почве. РќРµ менее решительно РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ Владимир Святославич Рё крещение Р СѓСЃРё, РёР±Рѕ, РїРѕ словам митрополита Рлариона, «бе благоверие его СЃ властию съпряжено». Перед этим РѕРЅ, однако, совершает своеобразное «испытание вер», выслушав «речи» миссионеров Рё РѕС‚ ислама, Рё РѕС‚ иудаизма, Рё РѕС‚ христианства. РљРѕРіРґР° Р¶Рµ дело было решено РІ пользу христианства, РѕРЅ предпочел принять крещение РёР· Константинополя, Р° РЅРµ Р РёРјР°, несмотря РЅР° настойчивые СѓРіРѕРІРѕСЂС‹ Рё РїСЂРѕСЃСЊР±С‹ папской РєСѓСЂРёРё.
Рто объяснялось главным образом спецификой взаимоотношений светской Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ власти РЅР° Западе Рё Византии. РЎ момента распада империи Карла Великого (середина IX РІ.) западная церковь СѓРїРѕСЂРЅРѕ добивалась господства над светской властью. Р РёРјСЃРєРёРµ иерархи открыто стали РЅР° путь папоцезаризма Рё теократии. Р’ соответствии СЃ учением Рѕ «двух мечах», сформулированным еще папой Геласием I (V РІ.), РѕРЅРё проповедовали, что РѕР±Р° меча, духовный Рё светский, вручены Богом церкви Рё находятся РІ ее распоряжении; РѕРґРёРЅ употребляется для церкви, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ - самой церковью; РѕРґРёРЅ - священством, РґСЂСѓРіРѕР№ - королями Рё воинами, РЅРѕ РїРѕ воле Рё усмотрению священства.
Возвышению папства немало способствовали «Лжеисидоровы декреталии» - искусно сфальсифицированные тексты посланий и канонов, якобы принадлежавших римским иерархам первых веков христианства и подтверждавших верховенство папы в делах как церкви, так и светского, мирского правления. Декреталии обострили и без того сложные отношения между церковью и государством на Западе, стали источником бесконечных смут и раздоров в католическом мире.
Теократические претензии римских пап получили соответствующее идеологическое обоснование в церковном учении о государстве. Согласно этому учению, первоначально никакого государства не было, и люди находились под непосредственным попечением самого Бога. Но из-за бесчисленных грехов, совершенных ими, Бог отменил свое попечение, и люди вынуждены были организоваться в государства. Стало быть, государство есть не что иное, как плод греха, творение безбожного язычества, а светская власть в свою очередь - это порождение «князя мира сего» - дьявола. «Кто не знает, - писал один из самых ярых сторонников этого воззрения папа Григорий VII, - что власть королей и князей ведет свое начало от незнающих Бога, гордостью, хищничеством, коварством, убийствами, короче преступлениями всякого рода, приобретших ее от дьявола, чтоб со слепою страстью и невыносимой гордостью и неправдой господствовать над себе подобными». Рдалее он заключал: «Папа так превышает императора, как солнце превосходит луну, а потому власть апостольского трона стоит далеко выше могущества королевского престола».
Понятно, что Владимир Святославич, мечтавший об усилении великокняжеской централизации, не мог испытывать влечения к западному христианству, в корне подрывавшему святость мирской власти. Поэтому он должен был предпочесть идеологию византинизма, которая всецело основывалась на культе императора (василевса).
В русской политической философии издавна утвердилось два взгляда на сущность византинизма.
Согласно РѕРґРЅРѕРјСѓ РёР· РЅРёС…, наиболее последовательно отразившемуся РІ «Философических письмах» Рџ.РЇ. Чаадаева, византинизм - это СЃРёРЅРѕРЅРёРј застоя Рё косности, полного безразличия Рє идеалам образованности Рё просвещения. «По СЂРѕРєРѕРІРѕР№ воле СЃСѓРґСЊР±С‹, -писал РѕРЅ, - РјС‹ обратились Р·Р° нравственным учением, которое должно было нас воспитать, Рє растленной Византии...В». Рто стало причиной нашей СЃС…РёР·РјС‹, обособления РѕС‚ Запада. Оттого «до нас... ничего РёР· происходившего РІ Европе РЅРµ доходило. Нам РЅРµ было дела РґРѕ великой всемирной работы». Р РІСЃРµ, РЅР° что РјС‹ можем претендовать - это «преподать великий СѓСЂРѕРє РјРёСЂСѓВ», СѓСЂРѕРє трагедии неисторического народа.
Другое понимание византинизма (или, по его терминологии, византизма) выразил К.Н.Леонтьев, виднейший представитель русского консерватизма. На его взгляд, византинизм включает три исходных момента - религиозный, государственный и нравственный. «...Византизм в государстве значит - самодержавие, - поясняет он. - В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов. В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом. ..». Все беды современной России Леонтьев связывает исключительно с тем, что «со времен Петра» она «утрачивает византийский свой облик».
Что же представляет собой византинизм, упрочивший твердыню российской монархической государственности?
Как было сказано, стержень идеологии византинизма составляет культ императора. Власть его признавалась божественной, богоустановленной. Рто был «кормчий, направляющий всех РІ заводь Господа». Рменно церковная задача обусловливала смысл всех его деяний. Согласно Роанну Дамаскину (VIII РІ.), «дело императора прежде всего» - учить людей бояться Бога Рё хранить праведность, обращая подданных РІ христианство. «Вторым делом» императора признавалась «добродетель благодеяния»: РѕРЅ крепко держит РІ руках «кормило справедливого правления», защищает «всех РІРґРѕРІ Рё сирот». Выше всего ставилось постоянство его РІ «благочестивых помыслах» - Рѕ вере, милосердии Рё С‚.Рґ. РР±Рѕ каким РѕРЅ является для СЃРІРѕРёС… подданных, таким РѕРЅ Рё сам обретается РІ отношении Господа. Если император уклоняется РѕС‚ исполнения божественных законов, делая законом «собственный нрав», или характер, то РѕРЅ СѓР¶Рµ РЅРµ царь, РЅРѕ тиран, предтеча Антихриста. Таким образом, император занимал высшее место РІ политической иерархии византийского общества, РЅРѕ РЅРµ как лицо, РЅРµ как человек, Р° как «одушевленный закон», воплощенная воля Бога.
Ртим определялось его отношение Рє церкви Рё патриарху. Хотя среди духовенства РІ С…РѕРґСѓ была теория симфонии властей, С‚.Рµ. автономизации полномочий церкви Рё государства («одной РёР· РЅРёС… создатель Бог поручил заботиться Рѕ душах, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ - управлять телами людей»), тем РЅРµ менее РІ реальной практике церковная иерархия целиком зависела РѕС‚ воли императора. Рто хорошо РІРёРґРЅРѕ РёР· чина поставления патриарха. РџРѕ кончине первосвященника император издавал повеление митрополитам РѕР± избрании ему преемника. Митрополиты собирались РЅР° катикуменах (соборах) РІ храме РЎРІ.Софии Рё намечали трех кандидатов РЅР° патриаршую кафедру, имена которых сообщались императору. РўРѕС‚ делал СЃРІРѕР№ выбор Рё объявлял РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· РЅРёС… нареченным патриархом. Если Р¶Рµ его РЅРµ устраивал РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· представленных кандидатов, РѕРЅ отвергал РёС… Рё назначал РЅР° высшую церковную должность собственного претендента, причем митрополиты безоговорочно принимали его решение. Такая практика позволяла строго держать РІ СѓР·РґРµ РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ власть, РЅРµ давая ей возможности вступать РІ конфронтацию СЃ РјРёСЂСЃРєРёРјРё властелинами. «Ничто РЅРµ должно совершаться РІ святейшей церкви против воли Рё приказаний императора», - РіРѕРІРѕСЂРёР» РІ VI РІ. патриарх РњРёРЅР°. Рто убеждение неизменно сохранялось Рё РІ позднейшие времена. В«Рмператор, - сказано РІ РѕРґРЅРѕР№ византийской С…СЂРѕРЅРёРєРµ XII РІ., - является для церкви высшим РіРѕСЃРїРѕРґРёРЅРѕРј Рё хранителем веры».
Такая структура власти полностью отвечала политическим стремлениям Владимира Святославича, и он, решившись на новую идеологическую реформу, естественно, избрал для себя византийский идеал царствующего дома. Крещение Руси, начатое в 988 г., совершалось в обстановке жесткой борьбы пришлого вероучения христиан с автохтонным язычеством. Как сообщается в летописи, по возвращении из Корсуни, где состоялось «обращение» киевского князя, Владимир Святославич «повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другия огневи предати». Особой расправе подвергся Перун: его было приказано привязать к конскому хвосту и сбросить с холма в реку. Подобным же образом поступили с Перуном и в Новгороде: там также его столкнули кольями в Волхов. Затем всем киевлянам было объявлено: если кто не примет крещения, «богат ли, ли убог, или нищь, ли работник, противен мне да будет». Сопротивляться было бессмысленно, и «людье с радостью идяху» исполнять повеление князя. Чтобы упрочить позиции формирующейся церкви, он наделяет ее правом десятины, т.е. получения десятой доли от всех княжеских доходов. Тем самым духовенство оказывается в полной экономической зависимости от светской власти.
Неудивительно, что СѓР¶Рµ его сын Ярослав Мудрый решается РЅР° открытый конфликт СЃ константинопольским патриархом, назначая без обязательного согласования СЃ РЅРёРј собственного кандидата РЅР° киевскую митрополию. Фактически это означало присвоение прав византийского императора. Митрополитом становится священник его РґРѕРјРѕРІРѕР№ церкви Рларион (РєРѕРЅ. РҐ - сер. XI РІ.), автор первого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ политического трактата «Слово Рѕ Законе Рё Благодати». Р’ нем развивается идея РѕР± универсальности христианской религии, исключающей РІСЃСЏРєРѕРµ узконациональное стремление. Противопоставляя ее иудаизму, РѕРЅ пишет, что евангельская «благодать», упраздняя ветхозаветный «закон», РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє уничтожению рабства. Закон сменяется благодатью, рабство - СЃРІРѕР±РѕРґРѕР№. Р’ этом суть развития человеческой истории.
Одновременно СЃ этим Рларион РѕРїРѕСЂРѕР№ христианства признает единодержавие; ведь без крепкой власти невозможно отвратить всех РѕС‚ «заблуждениа идольская лети», С‚.Рµ. РѕС‚ язычества, наставить РЅР° путь истины. РћРЅ сравнивает Владимира Святославича СЃ императором Константином I, провозгласившим христианство государственной религией Византии. Похвального слова заслуживают Сѓ него Рё предшественники великого РєРЅСЏР·СЏ - «старый РРіРѕСЂСЊВ» Рё «славный Святослав», «иже РІ СЃРІРѕСЏ лета владычествующе... Рё победами Рё крепостию поминаются ныне Рё словуть». Его РЅРµ смущает, что РѕРЅРё были язычники; главное для него - величие Р СѓСЃРё, «благоумием» правителей пришедшая Рє «благодатной вере». «Не РІ С…СѓРґРµ Р±Рѕ неведомь земли владычьство-ваша, - замечает Рларион, - РЅСЉ РІ Р СѓСЃСЊРєРµ, еже ведома Рё слышима есть всеми четырьми конци земли».
Таким образом, вместе с христианством на Русь переносится идеология византинизма, которая позволяет обосновать божественное происхождение великокняжеской власти, наделить ее царскими прерогативами.
3. Удельное раздробление Р СѓСЃРё Рё теория отчины. Однако между политическими замыслами великокняжеской власти Рё РёС… практической реализацией СЃ самого начала обозначается глубокий разрыв: вместо централизации РЅР° поверхность всплывает удельное раздробление Р СѓСЃРё, развитие династической системы. Р’РёРЅРѕСЋ всему послужили действия самого Владимира Святославича, который РЅР° склоне лет поделил Киевскую державу между СЃРІРѕРёРјРё многочисленными сыновьями. Р’ результате СЃ РЅРѕРІРѕР№ силой вспыхивает Р±РѕСЂСЊР±Р° Р·Р° первенство. Победителем выходит Ярослав Мудрый. РћРЅ заново восстанавливает политическое единство страны, заботится Рѕ расширении ее пределов. РќРѕ СЃ наступлением старости опять РїРѕ примеру своего отца учреждает династическое княжение. РЎРІРѕРёРј сыновьям, получившим РїРѕ его завещанию самостоятельные «грады», С‚.Рµ. княжества, РѕРЅ заповедал «не преступать предела братня, РЅРё сгонити», ограничив роль киевского РєРЅСЏР·СЏ простым «смотрением» Р·Р° РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј. «Ртако СѓСЂСЏРґРё сыны СЃРІРѕСЏ пребывати РІ любви». Никакой любви, разумеется, РёР· этого РЅРµ вышло Рё Р СѓСЃСЊ неуклонно раздроблялась РЅР° РІСЃРµ более Рё более мелкие уделы. Рсправить положение пытался Владимир Мономах. РќР° Любечском съезде (1097), ссылаясь РЅР° половецкую опасность, РѕРЅ призывал князей действовать «в едино сердце», РЅРѕ затея эта РЅРµ удалась, Рё каждый остался РїСЂРё своей «отчинной» идеологии («кождо РґР° держить отчину СЃРІРѕСЋВ»).
Рту идеологию Рё берет РЅР° вооружение церковь, пытавшаяся РЅР° волне общего упадка светской власти утвердить «превосходство» РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ иерархии. Р’ политике киевских митрополитов отчетливо намечаются «католические» тенденции: СЃРѕ второй половины XII РІ. РѕРЅРё РІРЅРѕСЃСЏС‚ РІ СЃРІРѕРё печати Рё титулатуру понятие «всея Р СѓСЃРёВ», обозначавшее границы святительской власти. Рэто притом, что печати киевских князей никак РЅРµ фиксировали иерархические различия РёС… владельцев, Рё эпитет «великий» равно усваивался РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё разных территорий, «если эти РєРЅСЏР·СЊСЏ были склонны Рє пышному самотитулованию».
Религиозное обоснование теории отчины принадлежит Нестору Летописцу (сер. XI - нач. XII РІ.), составителю Рё редактору «Повести временных лет». Согласно его концепции, РјРѕР¶РЅРѕ говорить РЅРµ Рѕ богоустановленности РјРёСЂСЃРєРѕР№ власти, Р° Рѕ богоугодности РјРёСЂСЃРєРёС… властелинов. Рстинная вера - православие, Рё оплотом его является «ангельский чин», монашество. РћРЅРѕ-то Рё должно направлять деяния князей, связывая РёС… «целованьем креста». Если РѕРЅРё преступают заповеди Божьи, тогда земли РёС… подвергаются «казням» Рё бедам, РєРѕРё суть «батог Бога», кара Р·Р° «зловерье» правителей. «Аще Р±Рѕ РєРЅСЏР·Рё правьдиви бывають РІ земли, - констатирует Нестор, - то РјРЅРѕРіР° отдаются согрешенья земли; аще ли зли Рё лукави бывають, то больше зло наводит Бог РЅР° землю, понеже то глава есть земли».
Рдеал летописца - «отчинное», династическое княжение. Ратуя Р·Р° сохранение удельной системы, РѕРЅ прибегает Рє библейской аргументации. РџРѕ потопе, рассуждает Нестор, трое сыновей РќРѕСЏ разделили землю. Восток достался РЎРёРјСѓ. РћРЅ стал владеть Персией, Бактрией, Мидией, Сирией, Вавилоном, Рндией, Финикией Рё РґСЂСѓРіРёРјРё странами той части земли. Хаму достался СЋРі: Египет, Рфиопия, Фиванда, Ливия, Ликаония, Фригия, Вифиния, острова РљСЂРёС‚, Сардиния, РљРёРїСЂ, река РќРёР». Рафету Р¶Рµ выпали северные страны Рё западные, РІ том числе Рё славянские. «Сим Р¶Рµ Рё Хам Рё Афет, - сказано РІ летописи, - разделившие землю, жребьи метавшие, РЅРµ преступати РЅРёРєРѕРјСѓ Р¶Рµ РІ жребий братень, Рё Р¶РёРІСЏС…Рѕ РєРѕР¶РґРѕ РІ своей части».
Таким образом, «Повесть временных лет» не только санкционировала удельно-династическое княжение, но и объявляла его единственно богоустановленной формой правления. Русь ввергалась в пучину политического раздробления, стоившего ей монголо-татарского завоевания.
Рдеи Нестора Летописца составили важный источник Р±РѕСЏСЂСЃРєРѕ-церковной оппозиции СЌРїРѕС…Рё РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ централизации. РРјРё вдохновлялись Рё строптивые монахи-нестяжатели, мечтавшие Рѕ «небесном гражданстве» (Вассиан Патрикеев, Артемий Троицкий), Рё «сильные РІРѕ Рзраиле» - члены Рзбранной рады времени малолетства Рвана Грозного (протопоп Сильвестр, Алексей Адашев), Рё далее позднейшие старообрядцы, спасавшиеся РІ лесах РѕС‚ «венценосного тиранства» царя Алексея Михайловича Рё Петра I.
Список литературы
Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. СПб. 2002.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://nicbar.narod.ru/