Р’ 1996 Рі. исполнилось 23 РіРѕРґР° СЃРѕ времени присоединения Великобритании Рє Европейскому Сообществу. Ртот шаг Лондона следует считать поворотным моментом РІ отнюдь РЅРµ прямолинейном процессе перемещения РІ Западную Европу центра тяжести всего комплекса позиций Рё интересов Великобритании; усиление западноевропейского компонента оказало Рё продолжает оказывать РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ влияние РЅР° хозяйство Рё внутриполитическую Р¶РёР·РЅСЊ страны, РЅР° эволюцию места Рё роли Великобритании РІ основных сферах РјРёСЂРѕРІРѕР№ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё политики.
Как оценивать это воздействие 23 года спустя? Что получила Великобритания, став активным участником европейского строительства, и что потеряла? Насколько оправданными оказались опасения, связанные с последствиями переориентации Лондона на Западную Европу?
Вступление Великобритании в ЕС произошло через 16 лет после подписания шестью западноевропейскими странами Римского договора о создании Общего рынка. "Опоздав" с подключением к западноевропейскому: интеграционному процессу, Лондон пренебрег возможностью внести в структуру ЕС на первом этапе его развития элементы, в наибольшей мере соответствовавшие исторически сложившейся структуре британского хозяйства. Задержка "поворота к Европе" обернулась для Великобритании в последующие годы довольно существенными осложнениями отношений с партнерами по Сообществу. Еще в течение длительного времени во франко-германо-британском "триумвирате", направлявшем развитие Сообщества, роль Великобритании была меньше, чем ФРГ или Франции. По мере продвижения по пути углубления интеграции разрыв уменьшался, сглаживались противоречия Великобритании с другими участниками в области аграрной, региональной, энергетической политики, хотя по многим позициям процесса создания "единой Европы" разногласия сохраняются и поныне.
Р’ 70-Рµ РіРі. трудности адаптации Рє новым условиям конкуренции РІ Общем рынке стали дополнительной причиной экономического отставания Великобритании. Р’ 1974-1984 РіРі. средний темп роста Р’Р’Рџ РІ странах-членах Сообщества составлял 1,9%, Р° РІ Великобритании - всего 1,2%. Однако РІ последующее десятилетие ситуация существенно изменилась. Р’ 1985-1996 РіРі. Великобритания РїРѕ этому показателю почти сравнялась СЃ партнерами РїРѕ ЕС - соответственно 2,1 Рё 2,3%. Рти успехи связаны, конечно, РЅРµ только СЃ воздействием интеграционных факторов, стимулировавших научно-технический прогресс Рё структурные СЃРґРІРёРіРё РІ промышленности, РЅРѕ Рё СЃРѕ всем С…РѕРґРѕРј циклического развития британского хозяйства, Рё СЃ результатами политики тэтчеризма Рё Мейджора, которая существенно преобразила экономический Рё политический облик страны.
Рными словами, Р·Р° время пребывания РІ ЕС британской внешней политике удалось если РЅРµ укрепить, то РїРѕ крайней мере стабилизировать СЃРІРѕРё позиции РІ Европе. Рљ тому Р¶Рµ через ЕС СЃ его сложной системой взаимозависимости Великобритания получила возможность оказывать гораздо большее воздействие РЅР° решение глобальных политических проблем, чем действуя РІ одиночку. Выступая составной частью формирующегося РІ Западной Европе общего хозяйственного комплекса, РѕРЅР° РІС…РѕРґРёС‚ РІ Единый внутренний рынок, охватывающий 12 государств СЃ населением РІ 340 млн. "Европеизация" хозяйства Рё внешнеэкономических связей Великобритании - РЅР° Западную Европу приходится 13 ее внешнеторгового оборота - содействовала укреплению мощи британских фирм Рё финансовых компаний лондонского Сити РІ Европейском регионе; благодаря дополнительному импульсу, полученному РѕС‚ участия РІ ЕС, Лондону удалось сохранить самую обширную после РЎРЁРђ "хозяйственную империю" Р·Р° рубежом.
РќРµ оправдались Рё РїСЂРѕРіРЅРѕР·С‹ тех, кто полагал, что членство РІ ЕС РЅРµ позволит Лондону осуществлять самостоятельную внешнеэкономическую политику. РћРЅРё исходили РёР· того, что сращивание европейских хозяйств Рё рынков приведет Рє синхронизации экономических циклов Рё РєСЂРёР·РёСЃРѕРІ Рё жестко привяжет экономическую политику стран ЕС РґСЂСѓРі Рє РґСЂСѓРіСѓ. Действительно, Р·Р° 20 лет экономическая взаимозависимость этих стран существенно возросла. РС… руководство должно РІРѕ РІСЃРµ большей мере учитывать экономический РєСѓСЂСЃ партнеров, прежде всего Германии, РІ особенности РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ той ролью, которую играет марка РІ рамках Европейской валютной системы. Ртем РЅРµ менее Рє началу 90-С… РіРі. Западная Европа РЅРµ стала единым хозяйственным образованием; правительства стран ЕС РїРѕ-прежнему осуществляют экономическую политику, руководствуясь РІ первую очередь национальными интересами.
Вступление Великобритании в ЕС означало своего рода "наложение" на британскую национальную систему хозяйственно-политического механизма Сообщества. Однако членство в ЕС не отменило ни специфику воспроизводства в стране, ни своеобразия ее внешнеэкономической политики. Так, в 1985-1988 гг. интенсивность экономического подъема в Великобритании была значительно выше, чем в других странах ЕС. В 1993 г. в ней наблюдался выход из кризиса, в то время как в странах-партнерах по Сообществу спад продолжался. "Самобытными" оставались внешнеэкономическая философия и политика Лондона, например жесткий монетаристский курс во время правления кабинета М. Тэтчер.
Хотя британское правительство Рё Банк Англии согласовывали СЃРІРѕРё действия СЃ партнерами Рё наднациональными органами Сообщества, РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях РѕРЅРё принимали решения, расходившиеся СЃ общими целями Рё задачами евростроительства. Лондон, РІ частности, РЅРµ подписал Социальную хартию ЕС, одобренную РЅР° встрече глав государств Рё правительств стран ЕС РІ Страсбурге РІ декабре 1989 Рі. Р’ этой СЃРІСЏР·Рё Рњ. Тэтчер заявила, что Великобритания РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ примет подобный документ, навязывающий марксистский РґСѓС… классовой Р±РѕСЂСЊР±С‹ стабильной системе капиталистического предпринимательства. Рту позицию поддержал Рё Дж. Мейджор: приведение трудового законодательства РІ Великобритании Рє общему СЃ партнерами РїРѕ ЕС знаменателю, РїРѕ его мнению, нанесет серьезный ущерб интересам страны. Р’ С…РѕРґРµ подписания Маастрихтского РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Великобритании удалось добиться РѕС‚ Сообщества значительной уступки - РЅР° нее РЅРµ распространяется действие обязательной для РґСЂСѓРіРёС… стран Социальной хартии. Р’ сентябре 1992 Рі., РєРѕРіРґР° валютные ограничения стали угрожать конкурентоспособности ее товаров РЅР° европейском рынке, Великобритания РЅРµ колеблясь вышла РёР· механизма обменных РєСѓСЂСЃРѕРІ ЕВС.
В минувшие два десятилетия шел и процесс европеизации внутриполитической жизни. Баланс общественных сил постепенно складывался в пользу более активного включения страны в процесс консолидации Сообщества, хотя значительная часть британцев до сих пор высказывается против "растворения" в европейском гражданстве. Отношение двух основных политических партий Великобритании к западноевропейской интеграции в течение этого периода эволюционировало в сторону все более позитивной ее оценки. Лейбористская партия, выступавшая после перехода в 1979 г. в оппозицию за выход из ЕС, к концу 80-х гг. стала его сторонницей, хотя в части партии антиевропейские настроения сохраняются. Основной фронт разногласий по вопросам дальнейшего развития Европейского союза переместился в консервативную, правящую уже 14 лет, партию. Кстати, среди факторов, способствовавших в декабре 1990 г. смене М. Тэтчер на посту премьер-министра Дж. Мейджором, большое значение имело недовольство влиятельной части руководства партии негативной позицией, занятой М. Тэтчер по отношению к ряду аспектов углубления интеграции.
После подписания в феврале 1992 г. Маастрихтского договора о создании экономического, валютного и политического союза ЕС вокруг его ратификации в Палате общин развернулись многомесячные дебаты. В мае 1993 г. они завершились победой сторонников Маастрихта. Дж. Мейджору удалось одержать верх благодаря угрозе распустить парламент и объявить досрочные выборы, исход которых мог вывести в лидеры оппозицию.
За два десятилетия существенно изменилось положение Великобритании на международной арене. Перемещение "зоны сосредоточения интересов" в Западную Европу поставило перед Лондоном вопрос о судьбе его "особых отношений" с США. Конечно же европейская ориентация политики Лондона уменьшила значение "атлантизма", особенно в экономической сфере. Двусторонние отношения стали еще более асимметричными - в гораздо большей мере "специальными" для Великобритании, чем для США, которые на международной арене все активнее взаимодействуют с Сообществом в целом. В самом этом объединении на роль привилегированного партнера США претендует наиболее мощный его участник - ФРГ. Примечательно, что в окружении Б. Клинтона появились люди, которые рассматривают Великобританию исключительно как среднего размера государство Европы, которое не заслуживает специального к себе отношения. В этих условиях Лондону, естественно, не удалось реализовать идею стать основным связующим звеном между западноевропейским центром и североамериканским.
Рвсе же несмотря на возрастание роли западноевропейского компонента в системе внешних связей Лондона модифицированный вариант англо-американских "особых отношений", хотя и во все более сокращенном объеме, продолжает действовать. Две англосаксонские страны по-прежнему связывает общность истории, культуры, языка, традиций. В ряде сфер связи Великобритании с США остаются более тесными, чем с континентальными соседями. Даже в экономической области, где отношения подорваны в наибольшей мере, между ними сохраняются прочные связи. Так, в Соединенных Штатах сосредоточены свыше 1/5 прямых зарубежных инвестиций
Великобритании, в то время как в ЕС - всего 1/4. Американские капиталовложения в этой стране также существенно превышают западноевропейские. Привилегированными по-прежнему являются англо-американские отношения в области ядерного оружия. Примечательно, что в отдельные периоды "атлантизм" в британской политике даже усиливается. Так было, например, во время правления М. Тэтчер: с одной стороны, она весьма прохладно относилась к планам дальнейшего развития интеграции, которые, по ее мнению, ущемляли национальный суверенитет Великобритании; с другой - в периоды пребывания у власти в США Р. Рейгана и Дж. Буша она пользовалась большим влиянием в Белом доме, что, естественно, отразилось на характере отношений между Великобританией, Европой и США.
Участие в ЕС создало новую ситуацию в отношениях между Великобританией и освободившимися странами. Лондон стремился там, где это возможно, сохранить в них собственные рычаги и сферы влияния. С этой целью он предпринял активные усилия для того, чтобы смягчить для стран Содружества негативные последствия ликвидации системы имперских преференций и фактического развала стерлинговой зоны. Не в последнюю очередь благодаря деятельности государства удалось обеспечить "выживаемость" Содружества, число участников которого достигает 50. В новых условиях у Великобритании появилась возможность строить свои отношения с развивающимися странами на "коллективной" основе, в частности на базе Ломейской конвенции, действие которой распространяется на 69 государств Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.
Спустя два десятилетия после вступления Великобритании в ЕС складывается новая модель ее участия в системе международных отношений, которую - чем дальше, тем больше - будет определять содержание Единого европейского акта, предусматривающего повышение роли наднациональных органов ЕС, а также Маастрихтского договора о Европейском союзе, важнейшими целями которого являются создание экономического и валютного союза и проведение странами ЕС, в том числе и Великобританией, общей внешней политики и политики безопасности.
Список литературы
1. Ушаков Р›.Р”. Ркономический подьем Великобритании 90-С… РіРі.РњРѕСЃРєРІР°. 1995Рі.
2. Князев В. Г., Попов Б. В. Налоги в Англии // Финансы. 1994.
3. Родионова В. М. Стратегия ТНК. М.: Наука. 1993. Гл. 3.
4. Великобритания (РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё политика стран современного капитализма). Рњ., 1972. Ответственные редакторы РџСЂРѕРЅРёРЅ РЎ. Р’., РҐСЃСЃРёРЅ Р•. РЎ.
5. Виноградов Г. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975.
6. Волков Ф. Д. Великобритания: трудные времена. М„ 1977.
7. Глушков В. П. Корпорации, государство, экономика. Английский государственно-монополистический капитализм на пороге 70-х годов. М., 1972.
8. Дробозина Л. А., Можайское О. В. Финансовая и денежно-кредитная система Англии. М„ 1976.
9. Р–СѓСЂРєРѕРІ Рђ. Рђ., Фаминский Р. Рџ. Великобритания Рё проблемы западноевропейской интеграции. Рњ.. 1970.
10. Западная Европа в современном мире. В 2-х томах. Редакционная коллегия: Шенаев В. Н„ Мельников Д. Е„ Майер Л. (ГДР). М., 1979.
11. Рыжиков В. А. СССР-Великобритания: развитие отношений (60-70-е годы). М„ 1977.
12. Солодкин Р. Г. Англия па мировых рынках. М., 1969.
13. Трухиповспий В. Г. Унистон Черчилль. Политическая биография. М., 1977.
14. Трухановский В. Г., Капитонова II. К. Советско-аиглийскио отношения, 1945-1978. М„ 1979.
15. Чеклин В. П. СССР- Великобритания: развитие деловых связей. Под ред. Манжуло А. Н. М„ 1979.
16. Tlio Military Balance 1979-1990. London 1990 p 94-95 - New Society, October 4, 1990, p. 8-9.
17. Annual Abstract of Statistics .Tom' Britisb Business, January 25, 1996, p. 54, 58.
18. Trade and Industry, June 25 1996 p 800- 802;
19. Lees F. International Banking and Finance. London, 1994.
20. The Banker, February 1995, p. 110-123.
21. The World Today, May 1995, p. 200-209.
22. Annual Abstract of StatisLics, I994, p. 113-135.
23. British Journal of Industrial Relations, November 1992 p. 371.
24. The Ecouormst, January 2, 1996.
25. Britain's Economic Prospects. Washington-London, 1995.
26. Fortune, May 1994, p. 298.