Роль истории в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Рстория - действительность РІ её развитии, движении, наука Рѕ развитии общества Рё РїСЂРёСЂРѕРґС‹, прошлое, сохраняющееся РІ памяти человечества. Рто РІСЃСЏРєРёР№ процесс развития РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ Рё обществе. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества. Рсточники изучения истории традиционно делятся РЅР° материальные (летописи, СЃРІРѕРґС‹ законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм Рё конфигураций) Рё нематериальные (РѕР±СЂСЏРґС‹, песни, РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєРё). Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): РЅРё РѕРґРЅР° концепция РЅРµ может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность РґСЂСѓРіРёС… РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ. - Многофакторный РїРѕРґС…РѕРґ. - Принцип объективности: РѕРЅ требует рассмотрения каждого исторического явления РІ его многогранности Рё противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРµ число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов РІ соответствии СЃ конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего РЅСѓР¶РЅРѕ изучать историю? Цицерон называл историю учительницей Р¶РёР·РЅРё. Считается, что люди извлекают СѓСЂРѕРєРё РёР· прошлого, стремятся РЅРµ повторять ошибок, Рё, опираясь РЅР° исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако РЅРµ менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история РЅРёРєРѕРіРґР° Рё РЅРёРєРѕРіРѕ ничему РЅРµ учит, это наглядно РІРёРґРЅРѕ РЅР° практике. Р’ системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, РјС‹ изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться СЃ различными написанными РґРѕ нас произведениями. РџСЂРё этом РјС‹ так Р¶Рµ можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность РІ некотором приближении анализировать РёС… произведения Рё может быть даже писать СЃРІРѕРё. Рстория РІ системе социально-гуманитарных дисциплин работает РЅРµ только РЅР° накопление запаса знаний РїРѕ данным дисциплинам, РЅРѕ Рё подготавливает человека Рє РёС… изучению, формирует его точку зрения, опять Р¶Рµ, РЅРµ только связанную напрямую СЃ этими дисциплинами, РЅРѕ Рё СЃРѕ всем доступным для его познания РІ данный момент РјРёСЂРѕРј.
Основные концепции изучения истории (христианская, марксистская, цивилизационная).
Р’ РѕСЃРЅРѕРІРµ современных концепций понимания истории лежат РґРІРµ научных парадигмы: 1. Рсаак Ньютон определил вселенную как некий гигантский механизм, РІ котором любое событие определяется причинно-следственными отношениями. Р’ рамках этой парадигмы заключены три концепции понимания истории. Активное участие РІ формировании христианской концепции принимали первые СЂСѓСЃСЃРєРёРµ летописцы (Роанн Метрополит, Карамзин). Основные проблемы - это проблемы начала Рё конца человеческой истории, проблема смысла человеческой истории, проблемы движущих СЃРёР» человеческой истории. Безусловно, положительными факторами для данной концепции является наличие богатых Рё многочисленных источников, развитый понятийный аппарат Рё международные традиции. Несколько неудобным является наличие мощного религиозно-фантастического элемента, или элемента веры. Марксистская концепция основывается более всего РЅР° материальной стороне Р¶РёР·РЅРё человечества, РІСЃРµ зависит РѕС‚ распределения материальных благ РІ РјРёСЂРµ. Так, например, СЃРїРѕСЃРѕР± производства определяет политические, социальные Рё духовные процессы РІ Р¶РёР·РЅРё общества. Противоречивость РІ СѓСЂРѕРІРЅРµ развития производственных СЃРёР» Рё производственных отношений вызывает социальные революции, "Локомотивы истории". Классовая Р±РѕСЂСЊР±Р° неизбежно ведет Рє диктатуре пролетариата. Р, наконец, история общества - это процесс развития сменяющих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° общественно-экономических формаций. Положительными чертами для данной концепции являются: серьезность отношения Рє проблемам материального производства, СЃРІСЏР·СЊ экономических Рё социальных проблем, универсализм. Однако уделяется недостаточное внимание Рё РЅРµ должным образом Рє проблемам человека, культуры, права. РљСЂРѕРјРµ того, данной концепции РїСЂРёСЃСѓС‰ европоцентризм Рё схематизм. Рќ.Данилевский, Рћ.Шпенглер Рё Рђ.РўРѕР№РЅР±Рё внесли большой вклад РІ развитие цивилизационной концепции понимания истории. Базовым понятием этой теории является цивилизация - сообщество людей, объединенных своеобразными, естественными условиями проживания, основополагающими духовными ценностями, имеющее особые устойчивые черты РІ социально-политической организации, РІ культуре, РІ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ Рё психологическое чувство принадлежности Рє этому сообществу (Р›.Р. Семеникова). Вторая научная парадигма называется синергетической. Её основатель - это Рлья РџСЂРёРіРѕР¶РёРЅ. Синергетика изучает самоорганизующиеся системы, которые возникают РёР· хаоса. РќРµ вдаваясь РІ подробности, предметом изучения синергетики являются СЃРІСЏР·Рё между событиями, РѕРЅРё рассматриваются отдельно, РІ рамках теории случайностей, потом, РїСЂРё соответствующих умозаключениях (СЏ РЅРµ знаю каких именно) строится общая картина, С‚.Рµ. постепенно, РЅРѕ РЅРµ полностью, уменьшается энтропия (мера беспорядка) полученной системы Рё исследователь может делать определенные выводы, например, Рѕ рациональности Рё значении той или РёРЅРѕР№ реформы Рё С‚.Рґ.
Развитие исторической науки в России
Рсторическая наука РІ Р РѕСЃСЃРёРё прошла долгий Рё сложный путь. Ее становление относится Рє временам Киевской Р СѓСЃРё. РћРґРЅРёРј РёР· древнейших дошедших РґРѕ нас величайших исторических памятников является "Повесть временных лет" (XI РІ.). РЈР¶Рµ РІ более полном названии "Повести" - "РЎРµ повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто РІ Киеве нача первее княжити, Рё откуда Руская земля стала есть" - содержится указание РЅР° идейно-тематическое содержание летописи. Р’ XVI РІ. отдельные летописи стали сводить РІ летописные СЃРІРѕРґС‹, объединенные какой-либо РѕРґРЅРѕР№ общей идеей. Первым таким СЃРІРѕРґРѕРј была "Степенная РєРЅРёРіР°", которая излагала исторические события РїРѕ поколениям (степеням). Р’ 1674 Рі. РІ Киеве появился Рё первый учебник СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории-"РЎРёРЅРѕРїСЃРёСЃ", написанный Рннокентием Гизелем. РћРЅ представлял РёР· себя литературную обработку летописей Рё сказаний. Безусловно, РІСЃРµ эти труды РЅРµ были строго научными. РћРЅРё РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј содержали перечень исторических фактов, важных Рё второстепенных, СЃ добавлением сказаний Рё житий святых, без глубоких попыток как-то связать Рё объяснить сами факты. Рстория как наука стала рождаться РІ Р РѕСЃСЃРёРё, как Рё РІ Европе, РІ XVIII РІ. РќРѕ РІ Р РѕСЃСЃРёРё РѕРЅР° становилась РЅР° РЅРѕРіРё РІ более трудных условиях: РІ стране очень долго, РїРѕ сравнению СЃ Европой, РЅРµ было светских высших учебных заведений, которые готовили Р±С‹ научные кадры. Р’ Европе первый светский университет появился РІ XII РІ., Р° РІ Р РѕСЃСЃРёРё Академия наук открылась лишь РІ 1725 Рі., первый университет (РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№)-РІ 1755 Рі. Первым СЂСѓСЃСЃРєРёРј исследователям пришлось столкнуться Рё СЃ фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. РљРѕРіРґР° Петр 1 издал указ Рѕ необходимости написания истории Р РѕСЃСЃРёРё Рё обязал РЎРёРЅРѕРґ собрать РїРѕ епархиям СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё, РёС… было представлено лишь 40, причем РёР· РЅРёС… лишь 8 исторического характера. Первая попытка написать систематизированный РѕР±Р·РѕСЂ принадлежала РЅРµ академикам, Рё даже РЅРµ историку РїРѕ образованию. Автором его стал Р’. Рќ. Татищев (1686--1750 РіРі), который был государственным служащим Рё широко образованным человеком. Рто был первый систематизированный труд РїРѕ отечественной истории. РљСЂРѕРјРµ того, Татищевым была создана инструкция РїРѕ собиранию географических Рё археологических сведений Рѕ Р РѕСЃСЃРёРё, принятая Академией наук. Вместе СЃ тем, оценивая вклад Татищева РІ становление исторической науки, отметим, что ему РЅРµ удалось осмыслить собранный материал, связать его концептуальной идеей. Его история Р РѕСЃСЃРёРё представляла СЃРѕР±РѕР№ СЃР±РѕСЂРЅРёРє летописных данных. Отсутствие Р¶Рµ литературной обработки Рё тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками. Р’Рѕ второй половине XVIII РІ. РІ развитии исторической науки РІ Р РѕСЃСЃРёРё РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ перелом, связанный СЃ началом СЌРїРѕС…Рё "просвещенного абсолютизма". Р’ этот период сначала РїРѕ инициативе государей, прежде всего Екатерины II, поднимается интерес Рє истории Р РѕСЃСЃРёРё среди образованной части населения. Рто движение объединило Рё историков, Рё литераторов, Рё государственных служащих, Рё частных лиц. Р’Рѕ второй половине XVIII-начале XIX РІ. были сделаны значительные шаги РІ создании источниковой базы для развития исторической науки. Рзвестным просветителем XVIII РІ., писателем Рё издателем Рќ. Р. Новиковым предпринята попытка свести воедино собранные летописи, государственные акты, старинные литературные произведения РІ единый СЃР±РѕСЂРЅРёРє. РРј стала 20-томная Древняя Российская Вивлиофика. Благодаря подвижническим усилиям собирателей Рё созданию источниковой базы СЃРјРѕРі появиться знаменитый. труд Рќ. Рњ. Карамзина "Рстория государства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ". (РћРЅ выходил РІ свет отдельными томами СЃ 1816 РїРѕ 1829 Рі.). Рто был первый цельный взгляд РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ историю, изложенную СЃ определенных мировоззренческих позиций. Карамзин отошел РѕС‚ простого летописного перечисления исторических фактов Рё, опираясь РЅР° источники, рассказал, описал историю. Поскольку РѕРЅ был РЅРµ только историком, РЅРѕ Рё известным писателем, созданная РёРј история была написана литературным языком. Современники читали ее СЃ огромным интересом. Весь труд Карамзина был связан РѕРґРЅРѕР№ основополагающей идеей, - создание национального государственного могущества Р РѕСЃСЃРёРё. Поскольку, РїРѕ мысли Карамзина, Рє этому могуществу привели Р СѓСЃСЊ ее государственные деятели то внимание было уделено именно СЂСѓСЃСЃРєРёРј Великим РєРЅСЏР·СЊСЏРј Рё царям. Рта односторонность взгляда историка была отмечена СѓР¶Рµ современниками, которые критиковали его Р·Р° это РџРѕРґС…РѕРґ Карамзина Рє истории Р РѕСЃСЃРёРё, метод ее изложения, Рє сожалению, были активно использованы РІ 30- 40-Рµ РіРі. для создания властями официальной исторической доктрины. Карамзин Р¶Рµ Р·Р° СЃРІРѕР№ труд был назначен первым РІ истории Р РѕСЃСЃРёРё официальным государственным историографом. Р’ 30-50-Рµ РіРі. историческая наука РІ Р РѕСЃСЃРёРё оказалась РїРѕРґ жестким государственным контролем Рё строгой цензурной опекой. Шаг вперед РѕРЅР° смогла сделать РІ пореформенный период 60-70-С… РіРі. XIX РІ. Рменно тогда РІ исторической науке стало формироваться довольно широкое либеральное направление, которому приходилось отстаивать СЃРІРѕРё позиции РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ официальной идеологией. Среди виднейших СЂСѓСЃСЃРєРёС… историков второй половины XIX РІ. отметим Рё Р’. Рћ. Ключевского (1841-1911 РіРі.), чей труд оказал решающее воздействие РЅР° становление отечественных исторических школ. Говоря Рѕ развитии исторической науки РІ Р РѕСЃСЃРёРё, следует вспомнить Рё почти забытого историка Рќ. РЇ. Данилевского (1822-1885 РіРі.). Между тем РѕРЅ задолго РґРѕ европейских ученых разработал основные принципы культурно-цивилизационного РїРѕРґС…РѕРґР° Рє изучению исторического процесса. Рменно РѕРЅ выдвинул теорию культурно-исторических типов (цивилизаций) Рё впервые РїРѕРґ этим углом попытался рассмотреть славянскую цивилизацию. Таким образом, РІ начале XX РІ. историческая наука находилась РЅР° подъеме. РћРЅР° стояла РЅР° РїРѕСЂРѕРіРµ новых исторических открытий. Вполне РјРѕРі состояться значительный рывок вперед. Однако этого РЅРµ произошло. После октябрьской революции 1917 Рі., РїРѕ мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась РІ сложнейшем, зачастую трагическом положении. Рсторическая наука была превращена РІ инструмент политики Рё средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только РѕРґРёРЅ, марксистский РїРѕРґС…РѕРґ. Рљ концу 30-С… РіРі. РїРѕРґ непосредственным руководством Р, Р’. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. РћРЅР° нашла отражение РІ изданном РІ 1938 Рі. учебнике "Рстория Р’РљРџ(Р±). Краткий РєСѓСЂСЃ". Отечественная историческая наука была отсечена РѕС‚ общемировой, так как РІСЃРµ труды, издаваемые Р·Р° границей, либо тщательно отбирались, либо РІРѕРІСЃРµ РЅРµ допускались РІ страну. После революции РјРЅРѕРіРёРµ ученые эмигрировали РёР· Р РѕСЃСЃРёРё, Р’ 1922 Рі. РёР· Р РѕСЃСЃРёРё были высланы около 300 представителей интеллигенции, РІ том числе Рё историков. Рђ РІ начале 30-С… РіРі. среди историков была проведена чистка, РІ результате которой около 130 РёР· РЅРёС… оказались РІ числе репрессированных. Среди РЅРёС… были такие крупные специалисты, как РЎ. Р¤. Платонов, академики Рќ. Рџ. Лихачев Рё Р•. Р’. Тарле, профессора Р®. Р’. Готье Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ. Р’ таких условиях партийной опеки советская историческая наука продолжала РїРѕ сути находиться вплоть РґРѕ середины 80-С… РіРѕРґРѕРІ нашего времени. Хотя после смерти Сталина были Рё периоды некоторого смягчения идеологического диктата, особенно РІ период "оттепели" 50-60 РіРі. Ртем РЅРµ менее было Р±С‹ неверным считать, что РІ советский период развитие исторической науки было парализовано полностью. Даже РІ этих тяжелейших условиях появлялись серьезные научные труды, которые Рё сегодня представляют ценность. Р’ начале 80-С… РіРі. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ провозглашенной Рњ. РЎ. Горбачевым политикой перестройки Рё гласности РІ исторической науке произошел своеобразный "обвал", последствия которого РјС‹ переживаем сегодня. РќР° историков хлынул шквал неизвестных ранее документов Рё трудов, стали доступны архивы Рё спецхраны, работы зарубежных коллег. Рто явилось для исторической науки РЅРµ только долгожданным событием, РЅРѕ Рё испытанием. Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: РІРѕ-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так Рё зарубежных, РІРѕ-вторых, РїРѕРёСЃРє новых методологических РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ РІ изучении истории.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://hardrockcafe.narod.ru/