Ни в одной стране Западной Европы мы не встречаемся с явлением, которое до последнего времени можно было наблюдать в России: именно, с резким разрывом между духовной жизнью высших классов и духовной жизнью широких народных масс. Со времени Петра Великого высшие классы жили духовными интересами западноевропейского культурного мира, не только слепо подражая Западу, но и своеобразно претворяя западные начала в русской стихии, свидетельством чему является русская литература, музыка, живопись, театр и т.д. Русские же народные массы в это время жили своей собственной, во многих отношениях еще и теперь не опознанной жизнью, чуждой западным влияниям и питающейся единственно силами русской национальной души. Глубоко неверно думать, что русский народ просто жил в сплошном духовном мраке или в погруженности в чисто материальные интересы, Нет, русский народ во многих отношениях жил собственной духовной жизнью, по-своему верил в Бога, имел собственную устную поэзию, даже свою собственную писанную литературу, свои собственные нравственные представления, даже свое обычное право. Мы имеем в виду характеристику одной из самых малоизученных сторон русской народной жизни - именно, воззрений русского народа на государство, его политические идеалы.
Если взять Россию высших классов, то она имеет свою философию государства и права. Нельзя сказать, что философия эта отличается слишком большой оригинальностью. Во многих отношениях она представляет собою отражение западно-европейских течений, также в некотором своеобразном преломлении, пожалуй, только менее оригинальном, чем, например, русское искусство.
Однако, эта философия права совершенно неизвестна русским народным массам и не оказала на их представления ровно никакого влияния. Русский народ имеет какую-то свою собственную интуицию политического мира, отличную от воззрений западных народов и в то же время не вполне сходную с воззрениями народов чисто восточных.
Политические идеи, особенно народные, нельзя изучать РІРЅРµ СЃРІСЏР·Рё СЃ той исторической обстановкой, РІ которой РѕРЅРё родились Рё выросли, Рё, чтобы понять эту РѕСЃРѕР±СѓСЋ интуицию СЂСѓСЃСЃРєРёРј народом политического РјРёСЂР°, следует начать СЃ характеристики особенностей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории. Тема эта, как известно, старая, РЅРѕ доселе РЅРµ утратившая своей остроты. Р’РѕРєСЂСѓРі нее витает множество мифов, навеянных стремлением представить исторические СЃСѓРґСЊР±С‹ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа РІ РѕСЃРѕР±РѕРј, РЅРёРіРґРµ РЅРµ повторяющемся свете, изобразить СЂСѓСЃСЃРєРёРµ исторические пути, как вполне самобытные Рё оригинальные. РњРЅРѕРіРѕ РІ этих мифах было подмечено истинного, РёР±Рѕ едва ли РјРѕР¶РЅРѕ отрицать, что СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ шел действительно СЃРІРѕРёРјРё путями, РЅРѕ РјРЅРѕРіРѕ РІ то Р¶Рµ время РІ РЅРёС… Рё надуманных теорий Рё романтических вымыслов. Рстина Рё сказка переплелись здесь РІ РѕРґРЅРѕ целое, Рё РѕРЅРё РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ еще РЅРµ отделены РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°, хотя отделения РёС… как будто требует величайшая Рё истинно трагическая серьезность настоящего исторического момента.
Начало этим мифам об особенностях русской истории было положено славянофилами, воззрения которых оказали громадное, еще до сих пор не вполне оцененное влияние как на общее понимание русской истории, так и на практические выводы, вытекающие из исторических концепций и ими обусловленные. По учению славянофилов, едва ли не самым характерным свойством русской истории является совсем особое положение в ней государства. На Западе человеческие общества основаны были завоеванием, возникали насильственно, "из борьбы насмерть двух враждебных племен" 1. Поэтому западные общества изначала представлялись как некоторые насильственные союзы, как огосударственные общественные единства. Напротив, славяне "не образуют из себя государство", государство не их исконное существование, государство призывается ими только впоследствии как средство необходимого сохранения жизни". Государство, политическое устройство не сделалось целью их стремлений, ибо они отделяли себя или земскую жизнь от государства и для охранения первой призвали последнее 2. Вот это особое происхождение государства не могло не оставить неизгладимого следа и в его строении и во всей его последующей истории. Российское государство было искони государством добровольным, основанным на "взаимной доверенности" народа и власти. "Не брань, не вражда, - как говорит К. Аксаков, характеризуя русское государство, - как это было у других народов, вследствие завоевания, а мир вследствие добровольного призванья" 3. Мир и нравственное единство - таковы были самобытные начала русского государства. Свободное согласие пронизало отношения между властвующими и подвластными, которые соединялись единым нравственным убеждением, а не формальной юридической нормой, не правовыми гарантиями. "Гарантия не нужна! - восклицали славянофилы. - Гарантия есть зло. Где нужна она, там нет добра; пусть лучше разрушится жизнь, в которой нет доброго, чем стоять с помощью зла. Вся сила в идеале. Да и что значат условия и договоры, как скоро нет силы внутренней!" 4. Основой государства была не "внешняя правда", а "правда внутренняя", то есть внутреннее убеждение и связанное с ним "бытовое предание". На твердости быта, проникнутого началами православной религии, а не на нормах римского права, как это было на Западе, покоилось все русское государство. Цельность бытового бытия - вот что составляло фундамент России, и она представляла собою истинно нравственное целое, приближающееся к идеалу "Нам скажут, - говорил К. Аксаков, - но уж то же было полное блаженство! Конечно, нет. На земле нельзя найти совершенного положения, но можно найти совершенные начала... Россия нашла истинные начала, никогда не изменяла им, и святая взаимная доверенность власти и народа, легшая в основу ее, долго неизменно в ней сохранилась" 5.
Таким понятием Рѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј государстве определяется Рё славянофильская концепция СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ исторического процесса. Рто был, РІ противоположность западному, путь согласия Рё РјРёСЂР°. Западные государства, начавшись насилием, должны были развиваться переворотами. РќРµ "СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРµ произрастание", Р° постоянная революция была условием РёС… прогресса. Р’ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ Р¶Рµ истории РјС‹ почти РЅРµ наблюдаем "следов разномыслия" 6. Р’Рѕ время СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории народ СЂСѓСЃСЃРєРёР№ РЅРµ изменял правительству, РЅРµ изменял монархии" 7, "Р СѓСЃСЃРєРѕРµ общество выросло самобытно Рё естественно, РїРѕРґ влиянием РѕРґРЅРѕРіРѕ внутреннего убеждения. Церковью Рё бытовым преданием воспитанного" 8.
Рђ как Р¶Рµ, РјРѕР¶РЅРѕ спросить, те многочисленные внутренние потрясения, которыми была полна русская история Рё которые каким-то чудом ускользают РѕС‚ РІР·РѕСЂР° РјРЅРѕРіРёС… ее повествователей? Р РѕСЃСЃРёСЏ, как национальное государство, сложилась РїСЂРё царях Рване III Рё Василии III, то есть приблизительно Рє началу XVI столетия. Однако РІ тот момент, РєРѕРіРґР° РѕРЅР° сложилась, РЅР° горизонте ее СѓР¶Рµ начали появляться грозные тучи. Царствование Рвана IV, официально изменившего титул великого РєРЅСЏР·СЏ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РЅР° царя всей Р РѕСЃСЃРёРё, ознаменовалось РіСЂРѕР·РЅРѕР№ "революцией сверху", РЅРµ уступающей РїРѕ СЃРІРѕРёРј ужасам революциям, произведенным "СЃРЅРёР·Сѓ". Р’ конце этого продолжительного царствования СЏРІРЅРѕ началась завязка тех событий, которые иностранцы называют "tragedia moskovita". События эти принято объяснять кончиной династии Рё РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј Рѕ престолонаследии, между тем РєРѕСЂРЅРё РёС… конечно заложены гораздо глубже. РЎРѕ смертью Грозного началось смятение СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ земли, которое продолжалось четырнадцать лет, РґРѕ избрания первого Романова (1598-1613 РіРі.). Первые РіРѕРґС‹ царствования Михаила ознаменовались казацкими восстаниями РЅР° СЋРіРµ, проникновением казаков СЃ атаманом Баловнем вплоть РґРѕ РњРѕСЃРєРІС‹, господством разбойничьих шаек РІРѕ всей Р РѕСЃСЃРёРё. Конец царствования как будто прошел спокойнее, РЅРѕ РІ начале воцарения Алексея Михайловича, следовательно, через тридцать лет РїРѕ окончании великой смуты, поднялся РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ Р±СѓРЅС‚ 1648 РіРѕРґР°. РќРµ прошло Рё десяти лет, как РІ РњРѕСЃРєРІРµ началась церковная смута, кончившаяся расколом, поддержанным довольно широкими массами РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ населения. Прошло десять лет после осуждения РќРёРєРѕРЅР° (1658 Рі.) - началось казацкое движение РЅР° СЋРіРѕ-востоке, завершившееся огромным мятежом Стеньки Разина, этого любимейшего народного героя СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории (1670-1671 РіРі.). Р’ 1675 РіРѕРґСѓ умер царь Алексей, Рё опять над РњРѕСЃРєРІРѕР№ повисли тучи. Кратковременное царствование царя Федора Алексеевича завершилось РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ смутой 1682 РіРѕРґР°. Смутой ознаменовалось вступление РЅР° престол Петра. Р’ 1698 РіРѕРґСѓ, после отъезда СЋРЅРѕРіРѕ Петра Р·Р° границу, вспыхнул стрелецкий Р±СѓРЅС‚, потом Р±СѓРЅС‚ астраханских казаков, потом Булавинский Р±СѓРЅС‚ (1707 Рі.). Р’Рѕ время всего царствования Петра росла Рё углублялась церковная смута. После смерти императора Петра I РІ Петербурге происходила перманентная революция, которая, однако, ограничивалась дворцовыми сферами Рё РЅРµ затрагивала широкие народные массы. Однако РІ 1773 РіРѕРґСѓ поднялся Р±СѓРЅС‚ яицких казаков, началась пугачевщина, потрясшая здание империи РґРѕ основания Рё едва его РЅРµ разрушившая. Ртак, Р·Р° 300 лет какое количество потрясений! Рбольшинство РёР· РЅРёС… двигалось огромными народными массами, которые волновались, приходили РІ движение Рё колебали государство. Стало быть, русская история потрясениями СЃРІРѕРёРјРё РЅРµ беднее европейской, так как Р¶Рµ РјРѕР¶РЅРѕ РЅРµ видеть РІ ней "разномыслия" Рё считать, что РѕРЅР° создана была силою РјРёСЂРЅРѕРіРѕ внутреннего убеждения? РќРѕ славянофилов РЅРµ смущают эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Волнения были, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ РѕРЅРё. однако происходили РѕРЅРё РїРѕ пустякам. РњС‹ РЅРµ даем себе достаточного отчета РІ том, сколь широко влияние этой исторической концепции - Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ исторической науке Рё РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ политике, даже современной. Рзображать "СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ смуту" как РІРѕРїСЂРѕСЃ династический Рё как результат Р±РѕСЏСЂСЃРєРёС… интриг склонны РІСЃРµ наши большие историки - Рё Соловьев, Рё Ключевский, Рё даже Платонов. РњС‹ СѓР¶Рµ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂРёРј РѕР± историках, РїСЂСЏРјРѕ испытавших влияние славянофильских теорий. для которых смута "РЅРµ революция", Р° только "шатание", РІРёРЅРѕР№ которому было правительство Рё правящие классы; смута началась "РІРѕ дворце", Рё РєРѕСЂРЅРё ее РІ дворцовой Р±РѕСЏСЂСЃРєРѕР№ крамоле. Характерно, что даже Ключевский склонен была отрицать серьезный социальный характер Р·Р° казацкими движениями РґРѕ пугачевского бунта Рё только РІ этом последнем РѕРЅ усматривает известную социальную РѕСЃРЅРѕРІСѓ. Только историки, испытавшие влияние марксистских идей, решительно порвали СЃ этой старой, навеянной славянофилами традицией Рё пытались объяснить "СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ смуту", как РїСЂРѕРґСѓРєС‚ социально-экономических условий, как выражение классовой Р±РѕСЂСЊР±С‹. Нельзя РЅРµ видеть громадного научного превосходства этих последних воззрений, благодаря которым впервые становится понятным, почему сравнительно незначительные династические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РІРґСЂСѓРі, как кажется, РЅРё СЃ того РЅРё СЃ сего, начинают поднимать тысячи людей, вести РёС… РЅР° смерть, сталкивать СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё тысячами Рё приводить общественную Р¶РёР·РЅСЊ РІ состояние небывалого РєСЂРёР·РёСЃР°. Таких движений РЅРµ объяснишь, если РЅРµ понять социального быта народных масс Рё соответствующей РёРј народной психологии. "Русская смута" проявляла себя РІ течение описанных трех столетий РЅРµ потому, что мутили крамольники, РЅРѕ вследствие глубоких трещин, обнаружившихся РІ теле СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ государства. РќРµ РјРёСЂРЅРѕРµ согласие, Р° глухая, подземная СЂРѕР·РЅСЊ, глубокие вулканические течения, клокотавшие внутри СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества, - РІРѕС‚ что порождало СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ смуту. РџРѕСЂР° скинуть СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории эти романтические прикрасы, которыми наделили ее славянофилы. Рскинуть РёС… РЅСѓР¶РЅРѕ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ РІРѕ РёРјСЏ утверждения тождества путей СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё путей западных, РЅРѕ РІ полном сознании всех отличий, СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ истории свойственных. Р РѕСЃСЃРёСЏ РЅРµ теряет своего РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ лица РѕС‚ того, что история ее полна СЃРјСѓС‚.
Характерность русской истории, как это впрочем установлено нашими большими историками, определяется причинами чисто естественными, географическими. Главное явление нашей истории, как справедливо указал С. М. Соловьев, есть колонизация. Но в процессе колонизации восточной Европы из всех европейских народов славяне были крайними, пограничными с безмерными пространствами кочевой Азии. Отсюда вся наша история и есть прежде всего борьба с Азией, приспособление к Азии и ассимиляция Азии. Государство наше родилось в процессе суровой долголетней борьбы с азиатскими кочевниками, которые были сначала победителями, а потом постепенно стали побежденными. Государство наше, выросшее в этой борьбе, типично имело характер военного общества, построенного как большая армия, по принципу суровой тягловой службы. Свободные формы промышленных обществ были ему совершенно чужды. Оттого жизнь в государстве нашем была не из легких - "постылое тягло", как говорил наш народ, - "всю землю облегло". Рпонятно, что суровое московское тягло не всем было по душе, подвижные элементы населения всячески старались от него укрыться. А вольных элементов этих было много, кочевая вольница была даже нашей своеобразной стихией, проявлявшейся и в новгородских "ушкуйниках" и в славных низовых "товариществах" южного казачества. Особенностью нашего государства было то, что вокруг него на юге и востоке простирались бесконечные земли, где укрыться было действительно легко и удобно. В этом наше отличие от Запада, где мир был узок и укрыться было некуда, разве только в бесконечных морских пространствах. Потому проблема Запада была проблемой, решаемой на конечной территории, а наша проблема разрешалась на территории неопределенной. Потому на Западе стремились к усовершенствованию внутренней стороны общественной жизни, а у нас стремились к внешнему расширению в пространстве. Потому западная история следовала принципу социальной интенсификации, мы же шли путем экстенсивным. На Западе, если государство давило, можно было придумать только один исход: усовершенствовать государство и ослабить давление. У нас государство давило по необходимости, но мы не стремились усовершенствовать государства, а уходили от него в степь и в леса. Государство настигало ушедших - они опять уходили дальше. Так и протекал процесс колонизации.
Первостепенную роль играла РІ нашей истории русская вольница, которой СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ РїСЂРёСЃРІРѕРёР» РёРјСЏ "казачества", - явление РЅРµ знакомое Западу, РЅРѕ составляющее типичную особенность РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ Рё Литовской Р СѓСЃРё. Если посмотреть РЅР° РІСЃРµ вышеперечисленные потрясения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ Государства, то оказывается, что большинство РёС… питалось силами вольницы или поддерживалось РёРјРё. РўР° "революция сверху", которую РІ конце XVI века произвел Грозный, уничтожив "княжат" Рё заведя опричнину, удалась только потому, что, как указывают ныне историки, тягловое население Р±РѕСЏСЂСЃРєРёС… земельных владений "заказаковало", вырвалось РёР· тягла Рё ушло РІ РґРёРєРѕРµ поле. Боярское РєСЂСѓРїРЅРѕРµ землевладение пало, родовая аристократия обеднела Рё РЅРµ могла противостоять монархической власти, как противостояла феодальная аристократия Запада. Отсюда Рё укрепление РІ Р РѕСЃСЃРёРё самодержавия РІ формах, РЅРµ знакомых Западной Европе 9. РќРѕ РїРѕРґ влиянием бегства населения постепенно подготовился жестокий экономический РєСЂРёР·РёСЃ начала XVII века. Путешественники, описывающие Р РѕСЃСЃРёСЋ конца XVI века, СЂРёСЃСѓСЋС‚ страшные картины ее запустения. Флетчер между Вологдой Рё Ярославлем РЅР° протяжении 180 верст насчитал РґРѕ 50 деревень, РІ которых РЅРµ было РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ жителя. Бегство населения снизило развитие сельскохозяйственной техники, способствовало распространению переложной системы, РїСЂРё которой земледелец сожжет лес. попашет, выпашет РІСЃРµ РёР· земли Рё побежит дальше. РџСЂРё такой системе населению РіСЂРѕР·РёР» голод, который Рё проявился СЃРѕ страшной силой тогда, РєРѕРіРґР° наступили неблагоприятные РІ климатическом отношении РіРѕРґС‹ (начиная СЃ 1601 Рі.). Картины этого голода, доведшего СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ РґРѕ людоедства, Р¶РёРІРѕ напоминают голодовку 1921-1922 РіРѕРґРѕРІ. РўРѕРіРґР°-то Рё зашевелилась РЅР° окраинах вольница. Предприятие первого самозванца РЅРµ кончилось Р±С‹ таким успехом, если Р±С‹ его РЅРµ поддержала бродячая вольница Рё разный беглый РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ люд. Справедливо указывают, что самая идея самозванца родилась Сѓ приволжских казаков, которые, еще РґРѕ появления Лжедмитрия, велели сказать царю Борису: "Р’РѕС‚ РјС‹, казаки, СЃРєРѕСЂРѕ прийдем РІ РњРѕСЃРєРІСѓ СЃ царем Дмитрием Рвановичем". Лжедмитрия I поддержало западное казачество СЃ его первых шагов. Царь Борис был извещен СЃРІРѕРёРј агентом Гаврилом Круповичем, что "казаки СЃ Запорожья послали РґРѕ того господарчика, чтобы РёРј награду дал, Р° РѕРЅРё его РІ РњРѕСЃРєРІСѓ нести поднималися". Посольство, присланное СЃ Дона, било челом Лжедмитрию, "чтобы РѕРЅ РЅРµ замешкал, шел РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ государство, Р° РѕРЅРё (казаки) ему РІСЃРµ рады 10. Правительство второго самозванца было правительством просто казацким. Казаки СЃ присоединившимися, освободившимися РѕС‚ тягла элементами осуществляли РїРѕ всей Р РѕСЃСЃРёРё программу "экспроприации", именуемую РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРјРё людьми "воровством". Р’ 1612 РіРѕРґСѓ казаки РІРѕРІСЃРµ РЅРµ смирились, Р° ушли СЃ Заруцким, оставив РІ РњРѕСЃРєРІРµ только наиболее склонную Рє государственному РїРѕСЂСЏРґРєСѓ часть (казаков домовитых), которая Рё принимала столь существенное участие РІ выборах Михаила Романова. Казаки беспокоили РњРѕСЃРєРІСѓ РІ царствование Михаила, РјРЅРѕРіРёРµ раскольники ушли РІ казаки после церковной смуты, казацким было восстание Разина, казаки бунтовали РїСЂРё Петре Рё РёР· яицкого казачества вышел пугачевский Р±СѓРЅС‚. Народ наш Рё связал РІ своей памяти смуту СЃ казачеством. РќРµ даром, как указал Рќ. Рќ. Фирсов, народная песня, вспоминая смутное время, припевает: "РћР№ СЃ Дону, РѕР№ СЃ Дону!"..
Снимая таким образом с русской истории романтический флер, мы должны сказать, что определяющими силами ее были, с одной стороны, силы, организующие государство, силы порядка, с другой, - силы дезорганизующие, анархические, внешне выражающиеся в различных проявлениях русской смуты. Особенностью русской истории является то, что смута эта не была попыткой организации вольницы в пределах государственного порядка, но представляла собою вечный выход ее из государства в дикое поле и в темные леса. Уход от государства есть первостепенный факт русской истории, который физическое свое воплощение нашел в казачестве и свое нравственное оправдание - в различных политических воззрениях, оправдывающих бегство от организованных политических форм общественной жизни.
2
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ организующей идеей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории была идея РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ самодержавной монархии, которая СЃ воцарением Петра истолкована была РІ смысле западного абсолютизма Рё превратилась РІ идею Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Рмперии петербургского стиля. Р’ РґСЂСѓРіРѕРј месте РјС‹ пытались показать, что идея РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ неограниченной монархии была идеей языческой, d точности воспроизводящей РІСЃРµ основные моменты древневосточного абсолютизма 11. Теория Р¶Рµ восточного абсолютизма утверждала, что государственный РїРѕСЂСЏРґРѕРє является отражением РїРѕСЂСЏРґРєР° небесного, что земной владыка является носителем божественных функций, что РѕРЅ есть существо страшное, карающее Рё милующее, что Р¶РёР·РЅСЊ Рё смерть людей - РІ его руках, что РѕРЅ, как Р±РѕРі, несет спасение подданным, СЃ которыми РѕРЅ связан РЅРµ правовой, Р° чисто нравственной СЃРІСЏР·СЊСЋ. Публицисты РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ монархии, Рё главным образом РРѕСЃРёС„ Санин Рё его школа, РІ точности воспроизвели РІ СЃРІРѕРёС… воззрениях РІСЃРµ эти основные пункты, изложенные впоследствии РІ политической теории Рвана Грозного. Таким образом, иосифлянство стало официальной теорией РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ самодержавия. Авторы этой теории принадлежали Рє образованным классам РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государства, были частью старой РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ интеллигенции, преимущественно состоящей РёР· духовенства. Р’РѕС‚ эту иосифлянскую теорию, официально признанную РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј правительством, обычно считают теорией общенародной, национальной. Полагают, что, как думали иосифляне, так смотрел РЅР° государство весь СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ. Никаких РґСЂСѓРіРёС… воззрений Сѓ него РЅРµ существовало, Р° если РѕРЅРё Рё были, то это была крамола, шатание, выдумка некоторых злоумышленников Рё бунтарей. Такому взгляду способствует изложенная нами выше концепция СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории как процесса, РІ котором РЅРµ было разномыслия, РЅРѕ РІСЃРµ вытекало РёР· РјРёСЂРЅРѕРіРѕ убеждения Рё религиозно-обоснованного бытового уклада. РџСЂРё отвержении этой наивной концепции само СЃРѕР±РѕР№ ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ: Р° что Р¶Рµ волнующиеся, вулканические народные течения, РѕРЅРё-то, РєРѕРіРґР° выступали против государства, исповедовали те Р¶Рµ идеи, что Рё иосифляне? Рли Р¶Рµ Сѓ РЅРёС… было какое-то РёРЅРѕРµ воззрение РЅР° государство, РЅРµ СЃС…РѕРґРЅРѕРµ СЃ официальной теорией РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ самодержавия? РњРѕР¶РЅРѕ прежде всего сказать, как это обычно Рё делают, что, если Р±С‹ иосифлянская теория была простой интеллигентской выдумкой, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ построилась Р±С‹ мощное здание РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ абсолютизма. Для построения государственного РїРѕСЂСЏРґРєР° недостаточно, чтобы ему сочувствовала кучка образованных людей; необходимо, чтобы РІ построении его участвовали широкие народные массы, которые уверовали РІ правду данного государственного строя Рё почувствовали себя его искренними сторонниками Рё защитниками. Р СѓСЃСЃРєРёР№ народ должен был почувствовать себя конгениальным замыслу иосифлян - иначе РЅРµ было Р±С‹ Рё РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государства. Наиболее СЏСЂРєРёРј показателем того, что идеал неограниченной монархии РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ стиля РЅРµ был простой теорией, являются события Смутного времени, РЅР° которые Рё указывают, как РјС‹ видели, писатели славянофильского толка. Народ сначала СЃРјРёСЂРЅРѕ созерцал смуту, "РЅРµ знал, как помочь беде", "как взяться Р·Р° дело". РџРѕ наивности РѕРЅ дал себя вовлечь РІ крамолу, РЅРѕ СЃРєРѕСЂРѕ РѕРЅ РїРѕРЅСЏР», "что здесь ему, РєСЂРѕРјРµ СЃРІРѕРёС… Р±РѕРєРѕРІ, отстаивать Рё защищать нечего". РўРѕРіРґР° РѕРЅ Рё пошел РІ ополчение РњРёРЅРёРЅР° Рё Пожарского, обнаружив непомерное "богатство нравственных СЃРёР»" Рё "прочность СЃРІРѕРёС… исторических Рё гражданских устоев" 12. Так РёРј Рё была провозглашена монархия РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ стиля - этот исконный общенародный СЂСѓСЃСЃРєРёР№ идеал. Хотя приведенные рассуждения Рё грешат несомненной исторической наивностью, однако Р¶Рµ нельзя отрицать, что скверные посадские люди Рё скверные РјСѓР¶РёРєРё, шедшие РЅР° освобождение РњРѕСЃРєРІС‹, - эта московская "общественная середина", - РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, действительно поддерживали программу РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ монархии. РќРµ увлекаясь "РЅРё реакционными планами княжеского боярства", РЅРё "исканием общественного переворота", РѕРЅРё олицетворяли СЃРѕР±РѕСЋ ту консервативную силу, для которой монархической идеал РЅРµ был простым словом, РЅРѕ более или менее глубоким убеждением 13.
Что московская монархия РЅРµ лишена была популярности РІ широких народных массах, свидетельствует также Рё отношение народа Рє царствованию Рвана Грозного. Рскоренение Р±РѕСЏСЂ, Р±РѕСЂСЊР±Р° СЃ СЂРѕРґРѕРІРѕР№ аристократией были поняты широкими народными массами как истинно народное дело. "Лучше грозный царь, чем семибоярщина" - гласит народная пословица. "Грозное царствие лучше междуцарствия". Как РЅРµ раз СѓР¶Рµ это отмечалось РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе, народ наш РІ СЃРІРѕРёС… песнях Рё РІ былинном СЌРїРѕСЃРµ предал забвению большинство наших царей, РЅРѕ сохранил память РѕР± Рване Васильевиче Грозном, причем главным образом Рѕ светлых сторонах его характера. Р’СЃРµ это показывает, что народу нашему РїРѕ душе был тот крайний тип монархической идеологии, который олицетворен был Рё РІ личности, Рё РІ воззрениях Грозного царя. РќРѕ что самое главное: народ наш РІ пословицах СЃРІРѕРёС… буквально воспроизвел теорию самодержавной монархии, как РѕРЅР° РІ точном соответствии СЃ языческими образцами, воспроизведена была иосифлянами Рё РёС… державным учеником.
Народные пословицы наши утверждают прежде всего ту истину, которая лежала в основе восточно-языческого монархизма, - истину о подобии порядка небесного и порядка земного. "Бог на небе, царь на земле", - говорит его мудрость. "Что Бог на небе, то на земле царь". Поэтому "без Бога свет не стоит, без царя земля не строится". Как и древние народы, русский народ любит уподоблять царя солнцу: "Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле". Оттого царь и является носителем божественной воли:
"Чего Бог не изволит, того и царь не изволит". "Царь повелевает, а Бог на истинный путь наставляет". "Сердце царево - в руках Божиих". "Одному Богу Государь ответ держит". Здесь мы понимаем, на чем покоится неограниченность истинного монарха: он неограничен по близости своей к Богу, как носитель божеских предначертаний и божественной правды. "Где царь, тут и правда". "Царское осуждение бессудно, не судима воля царская". "Царь судит, как Бог на сердце ему положит". "Правда Божия, а суд царев". "Суд царев - суд Божий". Рпонятно, что носитель божественных предначертаний, существо особо близкое к небу, не может не быть страшным и грозным. "Царь - не огонь, а ходя близ него, опалишься". "Близ царя - близ смерти". Такой царь есть носитель божественного гнева и божественной милости. "Карать да миловать - Богу и царю". "Царев гнев - посол смерти". "Нет больше милосердия, как в сердце царевом". Поэтому царь есть "батюшка", спаситель и хранитель. "Царь щедр - отец есть всем". "Без царя - народ сирота". "Без царя земля вдова" (или Русь вдова). "Богом да царем Русь крепка".
Пословица есть "готовая формула нравственного поведения" первобытных народов, мысль которых усматривает критерий истины не в согласии с разумом, а в исконности, в ореоле нерушимого предания, завещанного от предков. "Пословица не даром молвится" - и не даром русский народ в пословицах своих обоготворил монархию.
Монархия иосифлянского стиля стала его подлинным, "народным" делом - Рё последним, может быть, самым убедительным доказательством этого являются знаменательные события СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, носящие РёРјСЏ раскола. РЎ точки зрения истории политических идей раскол представляется явлением, совершенно исключительным РїРѕ самобытности тех процессов, которые обнаружились вместе СЃ его постепенным развитием. Раскол РЅРµ был "протестантским", "реформаторским" движением - напротив, РѕРЅ истекал РёР· глубин РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ бытового консерватизма. Раскол РјРѕРі родиться только РІ атмосфере иосифлянского государства, поставившего своей главной целью защиту правоверия. Проблема раскола, РІ сущности РіРѕРІРѕСЂСЏ, задана была самим Росифом Волоколамским, Рё то, что совершилось, было позднейшим историческим выполнением этого задания. РќРµ без основания раскольники считали Росифа "СЃРІРѕРёРј" Рё высоко чтили 14. Р’ сочинениях Росифа был СЏСЃРЅРѕ поставлен РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, как должно относиться Рє правительству, если РѕРЅРѕ перестало стоять РЅР° страже истинной веры. Без колебаний РРѕСЃРёС„ утверждал, что истинный православный РЅРµ обязан признавать такое правительство Рё ему повиноваться 15. Так Рё стали поступать раскольники РІ тот момент, РєРѕРіРґР°, РїРѕ РёС… мнению, государство перестало быть хранителем правоверия. Впрочем, РїРѕРєР° отступничество государства РѕС‚ правоверия было еще РЅРµ вполне решительным, РјРѕР¶РЅРѕ было РЅРµ предавать его безусловному осуждению. РњРѕР¶РЅРѕ было считать, что государство действует "РїРѕ простоте", РїРѕ недомыслию, Рё РЅРµ впадает РІ неисправимый грех. Оттого предметом отрицания раскольников было сначала РЅРµ государство, Р° только представители официальной церкви. Первые РІРѕР¶РґРё раскола старались выгородить Рё обелить государство, переложить РІСЃСЋ долю ответственности РЅР° представителей официальной церкви. "Церковь православна, - говорили РѕРЅРё, - Р° догматы церковные РѕС‚ РќРёРєРѕРЅР° еретика"... "Рђ государь наш, царь Рё великий РєРЅСЏР·СЊ Алексей Михайлович, православен, РЅРѕ токмо простою своею душою РїСЂРёРЅСЏР» РѕС‚ РќРёРєРѕРЅР°, РјРЅРёРјРѕРіРѕ пастыря, внутреннего волка, РєРЅРёРіРё, чая РёС… православны, РЅРµ рассмотря плевел еретических РІ книгах" 16. Наиболее горячий сторонник раскола, протопоп Аввакум, еще полон веры РІ силу царской власти 17.
Русский народ, расходясь в расколе с официальной церковью, старается еще держаться за государство и за царскую власть. Рон держался так вплоть до царствования Петра I, вплоть до учреждения империи, когда, по мнению довольно широких народных кругов, государство бесповоротно впало в грех. Учреждение империи резко обозначает тот водораздел, перейдя который известные части русского народа уже прямо начинают отвращаться от государства, переставшего хранить заветы старины и правой веры. Рпрежде всего раскольники отходят от теории божественного происхождения власти, от постулатов христианской лояльности по отношению к государству, впадая в настроения ветхозаветные и апокалипсические 18. Раскольничьи писатели с подробностью останавливаются на критике того взгляда на государство, согласно которому всякая власть происходит от Бога и всякая душа должна повиноваться властям предержащим. Раскольники считают, что теорию эту создали "лже-праведники" и что она совершенно не подходит к современным условиям жизни. "В начале бо евангельской проповеди, - говорят они. - всюду бе власти языческие, а зде еретицы богохульные обладаша, и они тогда, языческие властители, слуги токмо дьявола нерекошася, зде же о самом сатане по числу его (666) состоит слово" 19. Поэтому следует говорить не о "покорении" этим властям, но о брани с ними, не о почитании их, но о ненависти. "Сатанинские власти Бог, словами пророка, яко врагов истине повелевает ненавидити. глаголя, ненавидящие тя. Господи, возненавидех, совершенною ненавистью возненавидех их, бо враги быше мои" 20.
Такою ненавистью Рё возненавидели раскольники империю, учреждение которой истолковано РёРјРё было как РЅРѕРІРѕРµ своеобразное язычество, как служение новым Ваалам Рё Астартам. Рмператор стал для РЅРёС… "лжехристом", который "нача превозношатися паче всех глаголемых Богов". "Рбысть самовластен, РЅРµ имея РЅРёРєРѕРіРѕ РІ равенстве себе, восхитив РЅР° себя РЅРµ токмо точию царскую власть, РЅРѕ Рё святительскую, Р±РѕР¶РёСЋ, бысть самовластный пастырь, едина безглавая глава над всеми" 21. РћРЅ как Р±С‹ приписал себе славу сына Божия. РўРµ поэтические славословия, СЃ которыми наше образованное общество обращалось Рє Петру, истолковывались просто как кощунство.
Он бог твой, бог твой, о Россия!
Он члены взял в тебе плотские
Сошед к тебе от горних мест...
Ссылаясь РЅР° эти слова, народные противники императорской власти РїСЂСЏРјРѕ говорили: "Рпаки именовался божеством Р РѕСЃСЃРёРё"... "РР±Рѕ РѕРЅ древний Р·РјРёР№, сатан, прелестник, свержен бысть Р·Р° СЃРІРѕСЋ гордыню РѕС‚ РіРѕСЂРЅРёС… ангельских чинов, сошел РїРѕ числу своему 1666 (РіРѕРґ рождения Петра), РІР·СЏРІ члены себе плотские, СЏРєРѕР¶Рµ святии пишут Ефрем Рё Рпполит: родится СЃРѕСЃСѓРґ скверный РѕС‚ жены, Рё сатана РІ него вселится Рё начнет творити волею своею". Невыносимы были для народной фантазии сами светские изображения Петра. Взирая РЅР° гравюру, резанную РІ 1764 РіРѕРґСѓ, изображающую императора вместе СЃ Минервою, раскольники говорили, что РІСЃРµ это "РёРєРѕРЅС‹ Антихристовы", "образы звериные". "Ртрон РёС… общий, Рё РєРЅРёРіРё законные РїРѕРґ ногами РёС…, Рё СЏРєРѕР¶Рµ Меркурий, Р±РѕРі эллинский, Р±РѕРі купечества Рё красноречия, Рё ворам помогатель, СЃРѕ РѕРЅРѕСЋ Р¶Рµ Минервою СЃРёРј Р¶Рµ РІРёРґРѕРј РѕРїРёСЃСѓСЏ изобразуют". Образ этот "подоболепне существа идола, Даниилом виденного".
Раскол наш справедливо получил название старообрядчества, так как РѕРЅ представлял СЃРѕР±РѕСЋ острую реакцию, проявленную старым РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј бытом РЅР° новые петербургские РїРѕСЂСЏРґРєРё. Р СЃ поразительной простотой Рё ясностью формулировалась политическая программа старообрядчества. "Рмператором Александра Николаевича РЅРµ признаю, Р° признаю его царем, " показывал РІ 1855 РіРѕРґСѓ арестованный раскольник (федосеевец). - Титул император значит Перун, Титан или Дьявол; герб двуглавого орла есть также дьявольский, РёР±Рѕ человек, зверь Рё птица имеют РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ голове, Р° РґРІРµ головы - Сѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ дьявола. Благочестивейшими Рё благоверными царя Рё РІСЃСЋ царскую фамилию признаю тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё станут веровать РІ истинного РРёСЃСѓСЃР°, Р° РЅРµ РРёСЃСѓСЃР°-антихриста, Рё РєРѕРіРґР° РѕСЃРІРѕР±РѕРґСЏС‚ нас. верующих РІ древнюю церковь Рё страждущих РІ заточении, РѕС‚ вашего ложного трехперстного духовенства, которое состоит РёР· щепотников, осквернивших церковь Рё веру... Законы гражданские созданы РЅРµ царем, Р° начальством;
царем Р¶Рµ подписаны только РёР· РѕРґРЅРѕР№ Р±РѕСЏР·РЅРё Рё опасения Р·Р° СЃРІРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ; Р° потому СЏ эти законы считаю ложными Рё беззаконными, Р° признаю Стоглавый закон Роанна Грозного. Властей РјРёСЂСЃРєРёС… СЏ признаю только тех, РєРѕРё поставлены были царем, Р° РЅРµ императором. Начальников над нами, правоверными, ныне РІРѕРІСЃРµ нет никаких, Р° прежде были Р±РѕСЏСЂРµ Рё воеводы. Сенат Р¶Рµ ваш - есть дьявольский комитет" 22.
Едва ли РјРѕР¶РЅРѕ СЃ большей четкостью выразить силу впечатления, произведенного идеей иосифлянского государства РЅР° душу подлинного СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ человека. Еще РІ половине прошлого столетия СЂСѓСЃСЃРєРёР№ политический РІРѕРїСЂРѕСЃ сводился Сѓ него Рє простой формуле "сияющий православием" РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ царь РґР° воссядет РЅР° престол петербургского императора Рё РґР° станет РѕРЅ хранителем правоверия, соответствующего дониконианской СЌРїРѕС…Рµ. РР±Рѕ "Церковь ваша православною Рё святою была РґРѕ патриарха РќРёРєРѕРЅР°, - говорили старообрядцы. - РЎРѕ времен Р¶Рµ РќРёРєРѕРЅР° духовенство нарушило веру христианскую Рё церковь ваша, которую РІС‹ называете православною, осквернена... РЇ Р¶Рµ чту древнюю церковь, бывшую РґРѕ РќРёРєРѕРЅР°, Р° нынешнюю вашу проклинаю Рё РЅРёРєРѕРіРґР° РІ нее РЅРµ С…РѕР¶Сѓ"... 23. Дониконианская церковь вместо РЅРёРєРѕРЅРѕРІСЃРєРѕР№, царь вместо императора. Стоглав вместо СЃРІРѕРґР° законов, Р±РѕСЏСЂРµ Рё воеводы вместо чиновников, приказы вместо "дьявольского комитета, олицетворяемого сенатом, - это ли РЅРµ обнаружение действенной силы РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ миросозерцания, дожившего РґРѕ конца XIX века Рё, неоспоримо, пошедшего РЅР° убыль СѓР¶Рµ РЅР° нашей памяти?
Ртем РЅРµ менее РЅРµ РІСЃРµ благополучно было РІ этом РёСЃРєРѕРЅРЅРѕРј, национальном СЂСѓСЃСЃРєРѕРј политическом идеале. Р’ действительности Р·Р° старое РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ государство РјРЅРѕРіРёРµ РёР· его современников держались, РЅРѕ держались СЃ большими оговорками. РћР± этом СѓР¶Рµ свидетельствует сама, выраженная РІ пословицах народная мудрость. Р’ пословицах Рё поговорках СЂСѓСЃСЃРєРёР№ народ, как РјС‹ видели, обоготворил монархию, однако нельзя РІ РЅРёС… РЅРµ открыть РІ то Р¶Рµ время резкого политического протеста, глубокой социальной критики. "До Бога высоко, - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ народная мудрость, - РґРѕ Царя далеко". "РќРµ ведает царь, что делает псарь". "Царь жалует, псарь разжалует". Р’ этих изречениях порицается РЅРµ сама монархия как институт, РЅРѕ ее реальные воплощения. Монарх РїРѕРєРёРЅСѓР» народ, как Бог РїРѕРєРёРЅСѓР» РјРёСЂ, - таковы настроения способствующие РІ религиозном сознании проповеди манихейства, РІ политическом - развенчиванию религиозно обоснованного государства. РРЅРѕРіРґР°, впрочем, русская пословица идет Рё еще дальше: народу РЅРµ РїРѕ душе, что РѕРЅ РІРѕ всем зависит РѕС‚ посторонних, высших СЃРёР». "Душа - Божья, голова - царская, СЃРїРёРЅР° - боярская". "Осудари наши, воля ваша, хоть РґСЂРѕРІР° РЅР° нас РІРѕР·Рё, лишь понемногу клади". Особенно протест этот резок тогда, РєРѕРіРґР° дело идет Рѕ зависимости РЅРµ РѕС‚ Бога Рё царя, Р° РѕС‚ высших классов. "РњС‹ Рё РІ аду служить будем РЅР° бар: РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ РІ котле кипеть, Р° РјС‹ РґСЂРѕРІР° подкладывать". Баре Рё Р±РѕСЏСЂРµ - РІРѕС‚ корень социального зла, искажающего Рё РїСЂРёСЂРѕРґСѓ царской власти. "Царские милости СЃРєРІРѕР·СЊ Р±РѕСЏСЂСЃРєРѕРµ сито сеются". Особенно Р¶Рµ вредными считаются государевы слуги, служилое сословие, бюрократия. "Воевода хоть РЅРµ стоит лыка, Р° ставь его Р·Р° велика". "Помути, Господи, народ, РґР° РїРѕРєРѕСЂРјРё воевод". "Бог сотворил РґРІР° зла: приказного РґР° козла". "Дерет РєРѕР·Р° лозу, Р° волк - РєРѕР·Сѓ, Р° РјСѓР¶РёРє - волка, Р° РїРѕРї - РјСѓР¶РёРєР°, Р° РїРѕРїР° - приказный, Р° приказного - черт". "Приказный Р·Р° перо возьмется, Сѓ РјСѓР¶РёРєР° мошна Рё Р±РѕСЂРѕРґР° трясется". Бичеванию подвергается продажность Рё своеволие царских слуг. "Р’РѕСЂ виноват, Р° подьячий мошне его рад". "РћС‚ черта отобьешься РґСѓР±РёРЅРѕР№, Р° РѕС‚ подьячего полтиной". "РЎ подьячим возиться - камень Р·Р° пазухой держать". "Дьяк Сѓ места, что РєРѕС‚ Сѓ теста: Р° РґСЊСЏРє РЅР° площади, то Боже пощади". Особенно Р¶Рµ народное сознание возмущает неправедность государева СЃСѓРґР°. "РР· людей РЅРµ СЃРєРѕСЂРѕ праведных найдешь судей". "РЎСѓРґ РїСЂСЏРјРѕР№, РґР° СЃСѓРґСЊСЏ РєСЂРёРІРѕР№". "РќРµ Р±РѕР№СЃСЏ закона, Р±РѕР№СЃСЏ СЃСѓРґСЊРё". "РўРѕС‚ Рё закон, как СЃСѓРґСЊСЏ знаком". "РљРѕРіРґР° рак свистнет, тогда СЃСѓРґСЊСЏ решит право". "РџРѕРґРїРёСЃСЊ судейская, Р° совесть лакейская". "Бог любит праведника, Р° СЃСѓРґСЊСЏ - ябедника". "РЎСѓРґСЊСЏРј полезно, что РёРј РІ карман полезло". "Судейский карман, что РїРѕРїРѕРІСЃРєРѕРµ Р±СЂСЋС…Рѕ, что утиный Р·РѕР±". "РЎСѓРґСЊСЋ подаришь, РІСЃРµ победишь".
Так искажаются в народном сознании божественные установления монархии. Монархия-то Божье дело, да порядки в ней, скорее, дело нечистого". Рвот возникает у русского человека глубочайшее стремление - исправить эти порядки. Пожалуй, силой такого стремления, искренностью его, самоотверженностью с которою оно реализовалось, русский человек отличается от многих других народов. С величайшим подъемом ищет он "правды" и хочет государство свое построить как "государство правды". Сторонники того воззрения, которое считает иосифлянскую монархию единственным национальным идеалом нашим, совершенно упускают из вида эти исконные стремления русской души, свойственные вовсе не одной интеллигенции петербургского периода, но столь же дорогие старому московскому и просвещенному, и непросвещенному человеку.
Список литературы
Н.Алексеев. Русский народ и государство