ВВЕДЕНРР•
РћРґРЅРѕР№ отличительной, вполне очевидной особенностью американской правовой системы является тот факт, что РѕРЅР° организована РЅР° федеральной РѕСЃРЅРѕРІРµ. Федеральная система — это такая форма организации правительственной Рё правовой систем, РїСЂРё которой центральное общенациональное правительство распределяет власть между штатами, областями или отдельными землями, каждая РёР· которых РІ определенной степени является суверенной РІ СЃРІРѕРёС… правах. Р’ РјРёСЂРµ существует некоторое количество стран, организованных РЅР° федеральной РѕСЃРЅРѕРІРµ. Р’ качестве наиболее типичного примера РјРѕР¶РЅРѕ привести северного соседа РЎРЁРђ — Канаду. Австралию также РјРѕР¶РЅРѕ отнести Рє федеральной республике. РўРѕ Р¶Рµ будет верно Рё для Швейцарии. РњРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ страны являются федеративными только РЅР° бумаге, формально: Советский РЎРѕСЋР· тоже являлся федерацией, состоящей РёР· отдельных республик. Теоретически каждая советская республика даже имела право РЅР° отделение. Р’ действительности Р¶Рµ заказывала музыку РњРѕСЃРєРІР°, Рё республики практически ничего РЅРµ решали РІ своей СЃСѓРґСЊР±Рµ, РІ политике Рё даже РІ организации СЃРІРѕРёС… СЃСѓРґРѕРІ. РќР° РґСЂСѓРіРѕРј полюсе находятся такие свободные содружества, как Европейское экономическое сообщество (Р•РРЎ). Р’ этом случае права центрального правительства весьма ограничены, Р° отдельные страны (Франция, Рталия. Германия Рё РІСЃРµ остальные) имеют практически РЅРµ ограниченный контроль над СЃРІРѕРёРј законодательством Рё политикой. РќРѕ СЃ течением времени ситуация может измениться; Рё действительно, центральное правительство Р•РРЎ СѓР¶Рµ стало обладать гораздо большими полномочиями, чем РјРЅРѕРіРёРµ люди РєРѕРіРґР°-либо могли предположить.
Соединенные Штаты являются одним из наиболее ярких примеров стран с реальной федеративной структурой. Общенациональное правительство заседает в Вашингтоне, но правительства пятидесяти штатов, составляющих федерацию, отнюдь не являются его тенью. Каждый штат имеет свое правительство, ответственное за свое население и территорию. Внутри своих сфер они являются вполне суверенными — то есть имеют возможность осуществлять полный контроль.
Во многом штаты повторяют структуру федерального управления. Все они имеют свои собственные конституции. Они имеют и законодательные собрания (хотя их и не называют Конгрессом), и главу исполнительной власти (хотя он и именуется губернатором, а не президентом). Каждый штат имеет также и свою собственную судебную систему. Каждый имеет кабинет министров, персонал чиновников и массу административных учреждений. Конечно, суверенитет штатов имеет и свои, четко очерченные границы. Общенациональное (федеральное) правительство более могущественно, на него работает гораздо большее количество людей, оно получает в свой бюджет большие суммы в виде налогов и большее количество этих денег тратит. Только Вашингтон обладает правом посылать и принимать послов, чеканить деньги, только ему принадлежат ракеты и авианосцы, только он может заставить экономику «звучать нефальшиво». С другой стороны, федеральное правительство не имеет права на арест за превышение скорости движения, не дает разводов, не заверяет завещаний; оно не принимает местные законы; оно не может лишить права выкупа закладных и не привлекает к судебной ответственности за ограбление бензоколонки. Оно не выполняет большую часть обычной, повседневной работы права.
Федерализм в США на нынешней ступени своей эволюции является достаточно сложной и интересной системой. Он представляет собой хороший пример взаимодействия между структурой и нашей правовой культурой.
2. ФЕДЕРАЛРР—Рњ: РРЎРўРћР РРЇ РКУЛЬТУРА
Основные моменты истории американской Конституции хорошо известны. После Гражданской РІРѕР№РЅС‹ бывшие колонии стали независимыми государствами. Согласно статьям Конфедерации, РѕРЅРё учредили центральное правительство. Рто правительство было весьма слабым, ведь реальная власть оставалась РІ штатах. РЈ большинства людей возникло ощущение, что эксперимент РЅРµ удался; появилась Р±РѕСЏР·РЅСЊ анархии, то есть того, что РїРѕ любым пустякам между отдельными, никем РЅРµ управляемыми штатами РјРѕРіСѓС‚ возникнуть весьма серьезные конфликты, РЅРµ сдерживаемые сильной СЂСѓРєРѕР№ центра.
Американский народ решил попробовать еще раз. Был созван Конвент и разработан новый план — Конституция 1787 года. Она передавала уже гораздо больше власти в руки центрального правительства. Очевидно, что разработчики имели в виду передать реальную власть центру, не умаляя властного суверенитета штатов. Они предлагали четко разграничить властные полномочия обоих уровней управления путем однозначного определения того, что могло делать общенациональное правительство, а что оставалось на долю штатов. Некоторые властные полномочия, конечно, должны были быть поделены. Но, несмотря на все приложенные усилия, часть демаркационных линий так и осталась весьма неопределенной.
Центр обладал властью решать вопросы о войне и мире, о внешней политике: имел возможность собирать налоги, управлять почтовой службой и чеканить деньги. Он также обладал и некоторой законодательной властью — правом выпускать «единообразные» законы по натурализации и «единообразные» законы по поводу банкротства, а также властью выдавать патенты и подтверждать авторские права.
Конституция также создавала Рё отдельную судебную систему для центрального правительства. Р’Рѕ главе ее стоял (федеральный) Верховный СЃСѓРґ, затем низшие СЃСѓРґС‹, которые Конгресс РјРѕРі время РѕС‚ времени удостоверять Рё учреждать. РџРѕРґ юрисдикцию этих СЃСѓРґРѕРІ подпадали РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ федерального права Рё дела адмиралтейства. Дела адмиралтейства были связаны СЃ РјРѕСЂСЃРєРёРјРё вопросами — Рѕ происшествиях РЅР° РјРѕСЂСЃРєРёС… просторах или Рѕ РјРѕСЂСЃРєРѕР№ торговле. Р’ Англии эти дела рассматривались специальным СЃСѓРґРѕРј — СЃСѓРґРѕРј Адмиралтейства, РЅРѕ РІ Америке были переданы федеральным судам. Общенациональные СЃСѓРґС‹ были обязаны разбираться РІ делах, возникших между гражданами различных штатов. Рто была так называемая разнородная юрисдикция. Основная идея такого распределения обязанностей заключалась РІ том, что федеральные СЃСѓРґС‹ представляли СЃРѕР±РѕР№ независимое, непредвзятое собрание, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ РѕС‚ пристрастий, соперничества Рё местничества. Р’ отличие РѕС‚ СЃСѓРґРѕРІ штатов федеральные СЃСѓРґС‹ РЅРµ проявляли Р±С‹ предубеждения против «чужаков» — людей РёР· РґСЂСѓРіРёС… штатов.
Конституция также содержала перечень некоторых бренных аспектов деятельности, запрещенных для штатов. РћРЅРё РЅРµ могли печатать СЃРІРѕРё деньги или устанавливать какие-либо пошлины РЅР° РёРјРїРѕСЂС‚ или СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ (Р·Р° исключением налогов, которые могли Р±С‹ быть абсолютно необходимы для выполнения лицензионных законов). Торговля между штатами должна была осуществляться СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ, без каких-либо барьеров Рё пошлин. Штаты также РЅРµ допускались Рє решению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ внешней политики: РѕРЅРё РЅРµ могли В«...вступать РІ Договор, РЎРѕСЋР· или Конфедерацию...В» или любое В«...Соглашение... СЃ иностранными властями». РћРЅРё РЅРµ могли вести РІРѕР№РЅСѓ, РєСЂРѕРјРµ как РїРѕ решению Конгресса. Рностранные дела полностью находились РІ ведении центрального правительства.
РЈ Конституции РІ то время было РјРЅРѕРіРѕ противников, РЅРѕ тем РЅРµ менее РѕРЅР° была ратифицирована. Существовало мнение, что центральное правительство должно быть достаточно сильным, чтобы удержать страну РѕС‚ распада РЅР° мелкие противоборствующие княжества, РЅРѕ достаточно сильным только для этого, Рё РЅРµ более. РќР° долю штатов оставался контроль над СЃРІРѕРёРјРё внутренними делами Рё всем тем, что РЅРµ было отдано РІ распоряжение центрального правительства. Рта доля, как думали РјРЅРѕРіРёРµ, составляла весьма обширную Рё важную область.
Конечно, в большей степени федерализм является достаточно условной схемой. Но он также является и традицией и важной чертой американской правовой культуры. В действительности федерализм как структура был бы пуст и бессмыслен, если его рассматривать без федерализма как части культуры. Для того чтобы понять, что же такое федерализм в этой стране, как он рос и изменялся, недостаточно изучить историю создания и перемен конституционного плана. Практически все внесенные (на бумаге) изменения весьма невелики. Американцы все еще (в основном) продолжают жить по Конституции 1787 года. За 200 лет в нее было внесено 14 поправок. На сегодняшний день это, несомненно, самая древняя из всех действующих конституций. Конечно, существуют и более старые страны, но большинство из них (как, например, Франция) время от времени подвержены конституционным переворотам. В истории же Америки не было ничего подобного Третьему рейху или Пятой республике. Существует только первая и она же единственная, американская республика. Даже в годы Гражданской войны Конституция стояла, как скала.
Но стоит ли? Может ли схема, разработанная в незапамятные времена, когда люди носили напудренные парики, задолго до начала Промышленной революции, реально соответствовать требованиям сегодняшнего Дня? За это время драматически изменилась реальность федерализма, а вместе с ней и культура.
Ртого следовало ожидать. Р—Р° последние РґРІР° века произошли огромные социальные Рё экономические изменения. РћРґРЅР° лишь технология потребовала Р±С‹ изменения сути федерализма. Телефон, телеграф, радио Рё телевидение, самолеты, компьютеры — РІСЃРµ это впервые сделало возможным управление целым континентом РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ "РјРѕР·РіРѕРІРѕРіРѕ центра. Власть Вашингтона РІ 20 веке была Р±С‹ просто немыслима без этих нововведений. Скоростные средства перемещения Рё СЃРІСЏР·Рё способствовали созданию РїРѕ всей стране огромных рынков Рё стимулировали развитие потребительной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё. Американец 20 века стал весьма беспокойным Рё мобильным существом. Люди безостановочно пересекают границы штатов РЅР° поездах, самолетах автомобилях РІ поисках работы, посещая родственников Рё так далее. Если Рё должен существовать контроль Р·Р° средствами передвижения Рё национальной СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРѕР№, то РѕРЅ должен исходить единого центра.
Рзменения РІ обществе, культуре Рё РІ правовой структуре настолько взаимосвязаны, что РІСЂСЏРґ ли люди РєРѕРіРґР°-РЅРёР±СѓРґСЊ Р±СѓРґСѓС‚ РІ состоянии реально распутать этот клубок. РќРё РѕРґРёРЅ РёР· трех ocновных элементов, составляющих право - структура, сущность Рё культура — РЅРµ может иметь значения РІ отрыве РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС…. Федерализм — это реально существующий структурный факт. РћРЅ также порождает Рё сущность — правила Рѕ властных полномочиях штатов Рё государства РІ целом. РћРЅРё РІ СЃРІРѕСЋ очередь влияют РЅР° правовую культуру. Р’ то Р¶Рµ самое время именно правовая культура (то, Рѕ чем люди думают Рё РІРѕ что верят) наполняет федерализм Р¶РёРІРѕР№ частью права, структуру — смыслом. РќРѕ Рё сама правовая культура РЅРµ статична. РћРЅР° изменяется вместе СЃ обществом.
Федерализм первой половины 19 века был весьма далек от сегодняшнего. Общенациональное правительство было лишь крошечным пятнышком на правовой карте. Вашингтон представлял собой крошечное селение с грязными улицами, пугающей летней жарой и. малым количеством постоянных жителей. Федеральное правительство по нынешним меркам было весьма немногочисленным. В 1801 году в министерстве финансов, возвышавшемся над всеми остальными учреждениями, работало более половины служащих, составлявших штат федерального правительства. В центральном учреждении насчитывалось 78 человек и 1615 на местах. В 1829 году общее число федеральных служащих в Вашингтоне, от низшего клерка, посыльного и мальчика на побегушках до президента, включая конгрессменов и сенаторов, составляло 625 человек.
Короче РіРѕРІРѕСЂСЏ, центральное правительство играло вторую СЃРєСЂРёРїРєСѓ, тогда как правительство штатов - первую. Р’ Р¶РёР·РЅРё людей штаты играли гораздо более важную роль, нежели федеральное правительство. Р’ первую очередь люди ощущали себя гражданами Р’РёСЂРґР¶РёРЅРёРё или Пенсильвании, Р° отнюдь РЅРµ Америки. Общенациональная правовая система напоминала маленький РјРѕР·Рі гигантского динозавра. РћРЅР° РЅРµ могла играть роль центральной нервной системы. Рчем дальше РЅР° Запад, тем более явным становился этот недостаток. Р’ начале 19 века жители штатов типа Кентукки, отделенные горами РѕС‚ Восточного побережья, видели мало пользы РІ существовании центрального правительства Рё даже проявляли негодование РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ его налоговых законов (которые, кстати, РѕРЅРё РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј игнорировали). РќРѕ РЅРµ стоит утрировать картину. Рсследователь американского права РњСЌСЂРё Тэчо занималась изучением деятельности федеральных СЃСѓРґРѕРІ Кетукки того периода; ею был обнаружен удивительный уровень активности Рё авторитетности этих СЃСѓРґРѕРІ. Однако РІ большинстве отношений сердцем общественной Р¶РёР·РЅРё являлось правительство штата, тогда как общенациональное правительство находилось довольно далеко Рё было весьма слабым.
Но в одном отношении в конце 19 века Запад был настроен по разным причинам более центристски. Прослойка местной культуры и местных традиций была значительно тоньше на Западе, чем на Востоке и на Юге. Население Запада в большинстве своем состояло из мигрантов. Они здесь не имели исторических корней; не было здесь и патриотизма по отношению к своему штату по типу патриотизма Вирджинии. Американцы исторически всегда были склонны к перемену места жительства. Что могла бы значить преданность Монтане или любовь к культуре Монтаны и ее традициям в 1890 году, когда большинстве людей, населявших этот штат, буквально только что сюда прибыло? Даже сегодня местный патриотизм весьма сильно меняется от штата к штату, завися от культурной традиции. В некоторых районах Новой Англии и Юга существует огромная местная гордость, почти национализм. В Калифорнии же или Аризоне большинство населения составляют переселенцы, прибывшие сюда в поисках солнечного климата или работы, или в лучшем случае дети переселенцев. Понятие калифорнийского «патриотизма» абсурдно, в то время как существование фанатичного техасского не вызывает и тени сомнения.
Американская правовая культура является «местной» в другом смысле этого слова. Судьи и адвокаты являются местными жителями. Не существует общенационального пути для судейской карьеры. Судьи штата не могут пересечь границу этого штага: однажды ставший судьей Делавэра всегда будет судьей только Делавэра. У него нет никаких возможностей для того, чтобы перевестись на такую же должность в Пенсильванию. Даже федеральные судьи, как правило, являются местными жителями: районный судья в Северной Дакоте является жителем Северной Дакоты. Нижний иерархический уровень в еще большей степени привержен местному выбору. Адвокатов постигла та же участь. Адвокат, практикующий в Мемфисе (штат Теннесси), не возьмется вести дело в Луисвилле (штат Кентукки). Некоторые юридические конторы больших городов на сегодняшний день имеют свои филиалы — чаше всего в городе Вашингтоне, — но пока это все-таки скорее исключение, чем правило.
Практически все крупные правовые учебные заведения являются «общенациональными»: в них обучаются студенты со всей страны и учебная программа игнорирует особенности законодательства штатов, в которых они расположены. Только горстка йельских студентов, проходивших обучение в Нью-Хэвене (штат Коннектикут), будет практиковать в самом Коннектикуте. Йельские студенты не слишком много времени тратят на изучение в учебных классах права Коннектикута.
Молодые адвокаты, как правило, великие путешественники. Раньше они тянулись к новым поселениям Запада. Сегодня многие покидают свой дом ради Нью-Йорка, или Вашингтона, или других центров адвокатской практики. Но времени на долгие путешествия у молодых адвокатов не слишком-то много. В один прекрасный день они пустят корни в каком-нибудь месте и останутся здесь. Каждый штат допускает к участию в делах только адвокатов, принадлежащих к адвокатуре штата; некоторые штаты прибегали даже к ограничениям по округам. Адвокат штата Джорджия не является юристом в делах, касающихся Орегона. Адвокат вправе менять место жительства как ему заблагорассудится, но это не значит, что на новом месте жительства он автоматически получит разрешение на практику. Ему, возможно, вновь придется сдавать квалификационный экзамен, как неопытному новобранцу. Вообще же адвокаты довольно сильно привязаны к своему «приходу», точно так же, как и судьи.
Такое положение дел РїСЂРёРІРЅРѕСЃРёС‚ РІ американскую правовую культуру элемент местничества: РѕРЅР° стремится сохранить РІ первозданном РІРёРґРµ аспекты местной правовой культуры. Ртот момент красочно проиллюстрирован недавним исследованием отсрочек Рё задержек РІ процессуальных судах. Рсследователи попытались выяснить, почему зарегистрированные дела РІ некоторых городах так долго ожидают судебного слушания, тогда как РІ РґСЂСѓРіРёС… эти задержки были минимальными или РёС… РЅРµ было РІРѕРІСЃРµ. Другими словами, почему РѕРґРЅРё СЃСѓРґС‹ действовали медленнее, Р° РґСЂСѓРіРёРµ быстрее? Еще РґРѕ начала исследований Сѓ ученых были некоторые догадки РїРѕ этому РїРѕРІРѕРґСѓ. РќРѕ, Рє величайшему РёС… удивлению, РЅРё РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… РЅРµ соответствовала истине как РІ случае СЃ гражданскими, так Рё РІ случае СЃ уголовными делами: РЅРё иерархическая ступень СЃСѓРґР°, РЅРё скорость слушания, РЅРё загрузка СЃСѓРґР°, РЅРё использование дополнительных совещаний для решения спорных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РЅРµ приводили Рє различиям скорости работы СЃСѓРґРѕРІ. Рђ что Р¶Рµ приводило? Ученые обратили внимание РЅР° то, что РѕРЅРё именуют местной правовой культурой, — РЅР° неформальную судебную систему взглядов, интересов, практики. РЎСѓРґСЊРё Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники СЃСѓРґРѕРІ имели старые, глубоко укоренившиеся привычки Рё понятия. Методика рассмотрения дел РІ разных судах была разной, СЃСѓРґСЊРё, как Рё адвокаты, были осведомлены только РѕР± РёС… собственной. Р’СЃРµ то, что происходило Р·Р° стенами РёС… СЃСѓРґР°, всегда проходило РјРёРјРѕ РёС… внимания. Таким образом, РІ местной правовой культуре, РІ большинстве СЃРІРѕРёС… аспектов изолированной РѕС‚ внешних воздействий, введение каких-либо новшеств происходило СЃРѕ скоростью улитки.
Следовательно, СЃСѓРґС‹ Рё адвокаты, принадлежащие разным сообществам, практически полностью отделены РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР°. РќРѕ РЅРµ следует понимать это слишком широко. Федеральная судебная система весьма склонна Рє единообразию Рё РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ общенациональную политику. Р’ спорных случаях федеральные СЃСѓРґС‹, как правило, следуют традициям местного права; РЅРѕ федеральные РЅРѕСЂРјС‹ гражданских процедур (Рё уголовных процедур) определяют РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения судебных заседаний, РІ то время как местные РЅРѕСЂРјС‹ процедур — нет. Р’ спорных вопросах, РїРѕ которым имеются вполне определенные высказывания Вашингтона (или общенациональной Конституции), федеральные СЃСѓРґС‹ РЅРµ склоняют голову перед местными мнениями Рё местными предрассудками. Рта тенденция наиболее СЏСЂРєРѕ проявилась РІ решении РїРѕ делу Брауна РІ 1954 РіРѕРґСѓ. Часть федеральных судей являлась сегрегационистами Рё, как могла, сопротивлялась решениям Верховного СЃСѓРґР°. Другая часть, однако, действуя СЃ громадным мужеством Рё отвагой, отказывалась подчиняться местным нормам. Если рассматривать РЅРёР¶РЅРёРµ федеральные СЃСѓРґС‹ РІ целом, то РјС‹ придем Рє выводу, что РІСЃРµ-таки РёС… основным желанием было, чтобы РІ вопросах соблюдения гражданских прав местные СЃСѓРґС‹ штатов проводили Р±С‹ общую честную политику.
Р—Р° исключением федерального СѓСЂРѕРІРЅСЏ, страна (РїРѕ крайней мере теоретически или технически) РЅРµ объединена РЅР° общей правовой РѕСЃРЅРѕРІРµ. РќРѕ эта Р¶Рµ страна объединена экономически. РћС‚ побережья РґРѕ побережья господствуют общий язык Рё РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј РѕРґРЅР° Рё та Р¶Рµ культура. Рмеются, конечно, Рё СЏСЂРєРѕ выраженные региональные различия, РЅРѕ средства массовой информации Рё внутренняя миграция населения постепенно нивелируют Рё РёС….
Ркономическое единство страны представляет СЃРѕР±РѕР№ РѕРґРЅСѓ РёР· важнейших составляющих ее РѕСЃРЅРѕРІС‹. Люди Рё товары СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ пересекают границы штатов. РќРё РѕРґРёРЅ штат РЅРµ обладает какими-либо законами, которые препятствовали Р±С‹ попаданию РЅР° территорию этого штата товаров РёР· РґСЂСѓРіРёС… штатов. Конституция специально подчеркивает запрет РЅР° подобные ограничения. Вермонт РЅРµ может обложить налогом товары, ввозимые РёР· РќСЊСЋ-Гемпшира. Колорадо РЅРµ может исключить РёР· обращения продукцию Юты. Максимум, что может сделать штат, — это остановить РЅР° границе гнилые фрукты или больных РєРѕСЂРѕРІ. Дальше этого РѕРЅ РЅРµ может пойти.
Штат также не обладает правом не допускать на свою территорию «нежелательных» людей, причем тут ограничение прав штата даже более жесткое, чем по отношению к товарам. Орегон не имеет права «выставить за дверь» прибывших в Орегон мигрантов. Было время, когда штаты могли не допускать на свою территорию пауперов (или по крайней мере пытаться сделать это), но уже много лет назад Верховный суд положил конец этой практике. Ни один штат, определил Верховный суд, не может «...изолироваться от общих трудностей... путем ограничения передвижения лиц и собственности через свои границы». Согласно Конституции, если преступник бежит из одного штата в другой, он должен быть выдан назад — то есть доставлен обратно — по требованию губернатора в штат, обладающий юрисдикцией над преступлением.
В свое время Конституция также обеспечивала и возвращение беглых рабов, хотя и формулировала это положение довольно деликатно в более общей фразе: лиц, «обязанных к службе или работе». Они должны были быть доставлены по требованию стороны, которая имеет право на такую «службу или работу». Конгресс, соответственно, провел массу законов о беглых рабах, для того чтобы это положение Конституции ожило. Принятие этих законов вызвало горячие споры. Во многих районах Севера эти законы отличались крайней непопулярностью. Попытки «отлова» рабов, сбежавших на Север, нередко приводили к открытому неповиновению и подчас даже к кровопролитию. Ни один вопрос в такой степени не подрывал основы федерализма, как этот. Вопросы отношения к рабству и расовой дискриминации восстанавливали штат против штата, регион против региона. Конец этому противостоянию положила лишь Гражданская война.
Штаты не всегда были свободны от протекционистских тенденций. То есть порой они предпринимали попытки отойти от общей конституционной схемы, проводя законы к выгоде своих собственных жителей и убыткам для соседних штатов. Еще в 19 веке некоторые города и штаты пытались при помощи жестких налогов задушить мелких торговцев, прибывших из других городов или штатов, или установит специальный грабительский тариф для «иностранных» корпораций (то есть корпораций других штатов). Закон Вирджинии от 1866 года, например, требовал, чтобы агенты «иностранных» страховых компаний получали лицензии; компании были обязаны размещать обязательства только с помощью казначея штата. Верховный суд поддержал последний закон главным образом на том основании, что «определение политики страхования не относится к области регулирования торговли», а значит, и «междуштатной торговли», которую штатам запрещено регулировать. В более позднее время протекционистские меры находили все меньшую поддержку в судах. Они потерпели и экономический провал. Границы между американскими штатами столь же слабы, как и кусочек бечевки.
Рти границы РЅРµ имеют РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ значения Рё СЃ РґСЂСѓРіРёС… точек зрения. Р’ отличие РѕС‚ Европы РѕРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ являлись серьезными культурными барьерами. Границы отдельного штата (Р·Р° исключением Гавайев — кучки островов) проведены РїРѕ линейке Восточные штаты РЅР° карте РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј очерчены прямыми линиями: Вайоминг Рё Колорадо вообще являются прямоугольниками, четкими Рё правильными. Р’РёСЃРєРѕРЅСЃРёРЅ Рё Миннесоту, Кентукки Рё Огайо, РњРёСЃСЃСѓСЂРё Рё Рллинойс разделяют поля, РЅРѕ даже эти природные просторы РЅРµ отделяют РѕРґРЅСѓ цивилизацию или РѕРґРёРЅ язык РѕС‚ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ. Северная Дакота Рё Южная Дакота являются самостоятельными штатами, РЅРѕ РЅРµ разными культурами. РћРЅРё действительно имеют различия РІ уголовных кодексах, законах Рѕ разводах, Рѕ деликтах, различные судебные системы Рё процедуры, различия РІ правовой культуре, РїРѕ крайней мере РІ деталях, сохраняются РІРѕ времени. РќРѕ вообще-то эти различия РЅРµ слишком принципиальны Рё РІСЂСЏРґ ли затрагивают чьи-РЅРёР±СѓРґСЊ интересы, РєСЂРѕРјРµ адвокатов. Р’ любом случае эти различия РЅРµ сопровождаются различиями РІ экономической Рё социальной структурах РґРІСѓС… Дакот.
Если рассматривать картину в целом, то правовые различия между штатами становятся довольно незначительными. Прежде всего все они одна страна. Законы штатов, если можно так выразиться, являются местными диалектами одного общего языка (в некоторых аспектах лишь Луизиана является исключением). Речь человека с сильным бостонским акцентом довольно непохожа на речь южанина, но тем не менее они могут без особых проблем понять друг друга. В юридическом плане граница с Канадой гораздо более четкая, чем прямая линия между Северной и Южной Дакотой; а юридическая граница с Мексикой и вовсе более широкая и глубокая, чем река Рио-Гранде, и ее гораздо труднее пересечь.
ФЕДЕРАЛРР—Рњ Р«РЫНОК» Р—РђРљРћРќРћР’.
Главная особенность американского федерализма стоит того, чтобы о ней упомянуть еще раз: в общем и целом Соединенные Штаты являются экономическим и социальным союзом, но — по крайней мере не в полном объеме — правовым союзом. Законы всех штатов являются, или могут быть, довольно похожими; но такая ситуация складывается, во-первых, благодаря свободному выбору и, во-вторых, потому что условия существования штатов весьма схожи. Штат волен отличаться (если желает) от других штатов в пределах своей компетенции. Такое положение особенно ярко проявлялось в начале 19 века; с 1860-х годов в связи с тем, что происходило усиление центральной власти, начали происходить постоянные заметные изменения в отношениях между штатами и федеральным Правительством. Причины такого явления вполне очевидны - изменения в технологиях и в социально-экономической структуре.
Хотя РІСЃРµ было сказано Рё сделано, штаты РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ имеют запас власти. Ртот факт определяет возможность существования того, что РјС‹ могли Р±С‹ назвать «рынком законов». Штаты сражаются между СЃРѕР±РѕР№ Р·Р° «потребителя», РїСЂРѕРІРѕРґСЏ конкурирующие законы. Р РѕРґРёРЅ штат может «разорить» политику РґСЂСѓРіРѕРіРѕ, предлагая, так сказать, РЅР° продажу более дешевый, лучший или просто совсем РґСЂСѓРіРѕР№ закон.
Р’ этом смысле Невада является весьма показательным примером. Невада - большой, РЅРѕ бесплодный штат, гористый Рё пустынный. Р’ СЃРѕСЋР· РѕРЅ был РїСЂРёРЅСЏС‚ РІ 1864 РіРѕРґСѓ. Р’ Неваде существует несколько шахт Рё малочисленное поголовье скота, пасущегося то здесь, то там РІ поисках редких Рё скудных пастбищ; РґСЂСѓРіРёС… занятий для населения штата практически РЅРµ существовало. Р’ 1900 РіРѕРґСѓ численность населения штата упала РґРѕ 42000 человек. Однако Сѓ полей полыни Рё РіРѕСЂРѕРґРѕРІ-призраков остался хотя Рё единственный, РЅРѕ крупный козырь: Невада была суверенным штатом, так Р¶Рµ как Рё РІСЃРµ остальные. РћРЅР° имела СЃРІРѕРёС… губернатора Рё законодательное собрание. РћРЅР° обладала правом проводить любые законы, какие только пожелает. Рто-то, Рё были, образно РіРѕРІРѕСЂСЏ, ее природные ресурсы, ценимые, как серебро или золото.
Что касается Невады, то РѕРЅР° могла конкурировать СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё соседями — особенно Калифорнией, — РїСЂРѕРІРѕРґСЏ законы, которые Калифорния РЅРµ имела или РЅРµ хотела иметь. РћРЅР° могла легализовать те РІРёРґС‹ деятельности, которые были незаконными РІ Калифорнии. Рменно такую роль, намеренно или РїРѕ счастливой случайности, Рё стала ныне играть Невада. РћРЅР° стала своеобразным конвейером разводов РІ начале 1920-С… РіРѕРґРѕРІ. Правда, эта идея была отнюдь РЅРµ РЅРѕРІР°. Р РІ РґСЂСѓРіРёС… штатах РІ 19 веке существовали подобные фабрики разводов — места, РіРґРµ РјРѕР¶РЅРѕ было легко Рё быстро получить развод, например Рндиана, Дакота. Р’ конце концов эти фабрики рухнули РїРѕРґ гнетом общественного негодования. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ морализаторство РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ было РІ Неваде РІ чести.
Для Америки Невада явилась также родиной азартных игр. На сегодняшний день индустрия азартных игр и всего того, что с ней связано, несомненно, является самой крупной отраслью штата. Тысячи и тысячи искателей удовольствий пересекают на самолете или в автомобиле пустыню, чтобы попасть сюда. Реактивные лайнеры приносят на своих крыльях сотни тысяч туристов в Рино и Лас-Вегас со всей страны. Невада дает разрешение всем своим округам (за исключением Клэрка, где расположен Лас-Вегас) содержать легальные публичные дома. Ни один другой штат в этой области официально не зашел столь далеко. Невада также лидирует и в брачном бизнесе. Оформление брака требует здесь меньше времени и формальностей, чем в соседней Калифорнии, и здесь он разрешен любому лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста, без согласия родителей. В Калифорнии же брачный возраст равен восемнадцати годам; пары из Калифорнии, желающие вступить в брак, направляют свои стопы прямо к границе Невады. Они не забывают прихватить с собой и свой бумажник, таким образом, молодожены вкладывают еще больше денег в экономику Невады.
Невада является отнюдь РЅРµ единственным примером того, как смело действует «рынок». Делавэр представляет СЃРѕР±РѕР№ еще РѕРґРёРЅ образчик. Ртот крохотный штат, прицепившийся Рє основанию Пенсильвании, является родным РґРѕРјРѕРј для тысяч гигантских корпораций. Какие только компании РЅРµ обосновались РІ Делавэре без РІСЃСЏРєРѕР№ реальной СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ штатом — даже компания РїРѕ производству автобусов РІ Денвере Рё РјРЅРѕРіРёРµ ей подобные. Почему Р¶Рµ штат столь популярен Сѓ компаний? РќРµ секрет, что РІ середине нынешнего века Делавэр постепенно ввел Сѓ себя крайне РјСЏРіРєРёРµ законы Рѕ корпорациях. РћРЅРё притягивают компании, как запах меда пчел. Компании размещали «головные конторы» РІ деловом центре Вилминг (РІ Делавэре), как правило, РІ крохотных помещениях СЃ большой вывеской (реальные Р¶Рµ штаб-квартиры располагаются РІ РґСЂСѓРіРёС… местах). Р РѕРЅРё находятся там РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ. РС… налоги, весьма РЅРёР·РєРёРµ, являются благом для СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Делавэра.
Можно отметить еще одно следствие существования в стране «рынка» законов. До недавнего времени Нью-Йорк имел весьма строгие законы о разводе. Как правило, лишь супружеская неверность могла стать возможным поводом для расторжения брака. Год за годом возрастало общественное давление, направленное на смягчение этих драконовских законов. Существовало также не менее сильное давление и со стороны, например, католической церкви. Одной из причин, по которой Нью-Йорк сопротивлялся столь долго, была возможность побега в Неваду, по крайней мере для тех, кто имел достаточно средств на дорогу туда. Другими словами, Нью-Йорк находился в условиях некоторого довольно грубого компромисса. Строгие законы о разводе остались в книгах, утверждавших свои моральные нормы; но это требование было легко обходимым: обеспеченные ньюйоркцы приезжали в Рино и благополучно получали развод. Нет необходимости говорить о том, что такое положение дел не могло считаться удовлетворительным, особенно для людей, имевших скромные доходы. Тем не менее такая ситуация сохранялась на памяти нескольких поколений.
Другими словами, правовой рынок имеет как достоинства, так и недостатки. С другой стороны, штат имеет возможность обставить своих соседей; он может, как однажды сказал судья Луи Брандейз, действовать в качестве «лаборатории» социальных реформ, пока консервативные штаты задерживаются с реформами.
Р’РѕС‚ что, например, случилось СЃ трудовым правом РІ период РґРѕ РќРѕРІРѕРіРѕ РєСѓСЂСЃР°. Организованный труд приобрел политическую власть РІ северных индустриальных штатах; Рё эти штаты первыми выпустили строгие законы, регламентирующие применение детского труда. Южные штаты вообще РЅРµ имели РІ СЃРІРѕРёС… законодательных книгах никаких законов Рѕ труде, Р° если Рё имели, то редко РІ РЅРёС… заглядывали. Северные штаты опасались оттока корпораций. РС… волновало то, что текстильные Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ предприятия РјРѕРіСѓС‚ упаковать чемоданы Рё податься РЅР° Юг, РіРґРµ зарплата рабочих была РЅРёР¶Рµ Рё закон РЅРµ запрещал использование детского труда. Южные Р¶Рµ штаты вообще крайне отрицательно относились Рє наличию законов Рѕ труде Рё социальном обеспечении, которые СѓР¶Рµ стали привычными РЅР° Севере Рё Западе. Поскольку капитал Рё труд могли СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ перетекать СЃ Севера РЅР° Юг Рё РІ обратном направлении, федеральная система являлась тормозом для реформ. Рли это только так представлялось северным либералам. Ситуация граничила СЃ катастрофой. Южные штаты являлись убежищем для предпринимателей: РѕРЅРё уничтожали эффективность северных законов Рѕ труде точно так Р¶Рµ, как Невада сводила РЅР° нет эффективность законов Рѕ разводе РќСЊСЋ-Йорка. Лекарства РѕС‚ катастрофы РЅСѓР¶РЅРѕ было искать РЅР° общенациональном СѓСЂРѕРІРЅРµ — необходимы были федеральные законы. Конгресс был вынужден подчиниться. Р’ 1916 РіРѕРґСѓ РѕРЅ провел закон, который запрещал товарообмен между штатами продуктами, которые были произведены РїСЂРё помощи детского труда. РќРѕ РІ деле Хэммера против Дагенхарта консервативный Верховный СЃСѓРґ отбросил этот закон. Конгресс, сказал РЎСѓРґ, РЅРµ обладает властью проводить такие законы. Дело вызвало Р±СѓСЂСЋ протеста. Были предприняты попытки обойти решение РїРѕ делу Рммера против Дагенхарта СЃ помощью налоговых инструментов или через введение конституционной поправки. РќРѕ РїРѕ разным причинам эти попытки РЅРµ увенчались успехом. Рффективный контроль над использованием детского труда РІ общенациональном масштабе был достигнут лишь РІРѕ времена РќРѕРІРѕРіРѕ РєСѓСЂСЃР°, РІ 1930-Рµ РіРѕРґС‹.
Вопрос об использовании детского труда является достаточно спорным; но в остальных частях закона, которые не наделали столько политического шума, но внесли немалый правовой вклад, был достигнут немалый успех в вопросах борьбы с отсутствием правового единства. Наилучшие результаты были достигнуты в области торгового права в результате деятельности движения за единообразные законы, описанной в пятой главе. Успех, достигнутый принятием этих законов, в частности Единообразного торгового кодекса, заключается в том, что, например, торговое право по крайней мере стало общенациональным.
ФЕДЕРАЛРР—Рњ РСОВРЕМЕННОСТЬ
«Рыночные» эффекты, о которых говорилось выше, действуют, как показывает пример с Невадой, и по сей день. Но в связи с возрастанием роли Центрального правительства их влияние значительно уменьшилось. Федеральный контроль над экономикой и общественной жизнью становится всеобъемлющим, традиционный мотив доминанты прав штатов все меньше и меньше мешает Вашингтону проводить свою политику. Конституция не позволяла федеральному правительству сосредоточить все рычаги власти в единых руках. Она раздавала власть по чайной ложке. Федеральное правительство могло регулировать торговлю «с иностранными государствами, между отдельными штатами и индейскими племенами». Слова статьи «между отдельными штатами» означали ведение пограничной торговли между штатами. Но в начале 19 века подобный вид торговли был скорее исключением, чем правилом. В основном коммерция была местным занятием.
РљСЂРѕРјРµ того. Конгресс предпринимал попытки прибрать Рє СЃРІРѕРёРј рукам даже управление торговлей внутри штатов, Рё Верховный СЃСѓРґ вплоть РґРѕ РќРѕРІРѕРіРѕ РєСѓСЂСЃР° рассматривал власть Конгресса весьма СѓР·РєРѕ, чтобы позволить проявить штатам РёС… «экстремизм», РЅРѕ достаточно СѓР·РєРѕ РїРѕ нынешним стандартам. Например, правительство предприняло попытку разрушить монополию так называемого Сахарного треста. Рта компания СѓР¶Рµ поглотила практически большинство более мелких компаний РїРѕ производству сахара Рё наметила еще четыре, приобретение которых сосредоточило Р±С‹ РІ ее руках 98% мощностей РїРѕ производству сахара РІ стране.
Согласно положениям акта Шермана, подобную ситуацию можно было квалифицировать как монопольную, однако Верховный суд занял иную позицию: Конгресс имеет власть над «торговлей», а Сахарный трест занимался лишь производством продукта, а отнюдь не торговлей. Естественно, что монополия производства неминуемо перерастает в монополию торговли, однако Суд и этот факт принял к сведению.
В настоящее время такой буквальный подход к прочтению Конституции полностью отвергнут. Федеральное правительство осуществляет практически полный контроль над экономикой страны, и наличие правовых ограничений почти не влияет на его деятельность. В настоящее время торговля между штатами стала преобладающей; и как Конгресс, так и Суд свели к минимуму роль статьи о торговле между штатами в вопросе ограничения власти федерального правительства. Начало этому процессу было положено в 1930-х годах, и к сегодняшнему дню он продвинулся весьма далеко.
Рљ примеру. РђРєС‚ Рѕ гражданских правах 1964 РіРѕРґР° РѕР±СЉСЏРІРёР» РІРЅРµ закона расовую дискриминацию РІ магазинах, ресторанах, отелях Рё РґСЂСѓРіРёС… общественных заведениях. Где Р¶Рµ Конгрессу взять силы для того, чтобы заставить какую-РЅРёР±СѓРґСЊ крошечную закусочную или какую-РЅРёР±СѓРґСЊ СЋР¶РЅСѓСЋ забегаловку понять, что РѕРЅРё РЅРµ имеют права РЅРµ обслуживать черных посетителей? Рто действительно стало проблемой для американской федеральной системы. Конгресс РїСЂРёРЅСЏР» решение, основывающееся РЅР° статье Рѕ торговле. Любой ресторан, обслуживающий путешественников, прибывших РёР· РґСЂСѓРіРѕРіРѕ штата, попадал РїРѕРґ действие акта, если «подаваемые РІ нем блюда были изготовлены РёР· продуктов, полученных РІ результате торговли». Рто означает, что если упаковка СЃСѓРїР°, или РјСЏСЃРѕ РІ сандвиче СЃ ростбифом, или ящик лимонада РєРѕРіРґР°-либо пересекал границу штата, то ресторан подпадал РїРѕРґ действие статей Акта Рѕ гражданских правах.
Такая аргументация СЃ точки зрения права была весьма непрочна, РЅРѕ СЃ точки зрения этики — непоколебима; РІ 19 веке Рё даже РІ начале 20 века РѕРЅР° считалась Р±С‹ просто абсурдной. РЈ современного РЎСѓРґР° подобная аргументация РЅРµ вызвала Рё тени сомнения Рё была РёРј целиком проглочена. Рто произошло РїСЂРё рассмотрении дела Каценбак против Мак-Кланга. Р’ этом деле местечко, именуемое Олиз-Барбикью. находящееся РІ Бирмингеме (штат Алабама), явилось местом создания юридического прецедента; РѕРЅ стал объектом своего СЂРѕРґР° эксперимента, РІ С…РѕРґРµ которого Верховный СЃСѓРґ оказал поддержку вышеобозначенного аспекта Акта Рѕ гражданских правах 1964 РіРѕРґР°. После окончания этого дела стало СЏСЃРЅРѕ, что торговая статья больше РЅРµ будет являться сколько-РЅРёР±СѓРґСЊ серьезной помехой для деятельности Конгресса. РљРѕРіРґР° Конгресс занимается проведением общенациональной политики РІ таких весьма щепетильных вопросах, как гражданские права, СЃСѓРґС‹, как правило, РЅРµ оказывают никакого сопротивления этому. РќРѕ еще РЅРµ РІСЃРµ отрицательные аспекты действия торговой статьи Конституции прекратили СЃРІРѕРµ существование. РћРЅРё РІСЃРµ еще действуют как ограничители некоторых направлений деятельности штатов. Штаты РЅРµ имеют права РЅР° дискриминацию товаров РґСЂСѓРіРёС… штатов. Калифорния РІСЃРµ еще РЅРµ может ограничить РІРІРѕР· апельсинов РёР· Флориды. Рдействия штатов, которые противоречили закону Рё препятствовали торговле между штатами (например, правила РѕР± упаковке брызговиков РЅР° грузовых автомобилях или ограничения РЅР° длину составов, следующих РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ штата РІ РґСЂСѓРіРѕР№), были аннулированы судами. Р’ РѕРґРЅРѕРј таком деле, являющемся определенной вехой, РІ 1951 РіРѕРґСѓ Верховный СЃСѓРґ отменил ордонанс РњСЌРґРёСЃРѕРЅР° (штат Р’РёСЃРєРѕРЅСЃРёРЅ). Городской указ запретил торговлю пастеризованным молоком, Р·Р° исключением того молока, которое перерабатывалось Рё разливалось РЅР° «соответствующих предприятиях РїРѕ переработке, находящихся РІ радиусе пяти миль РѕС‚ центральной площади Мэдисона». РњРЅРѕРіРёРµ компании восстали против этого закона. РВерховный СЃСѓРґ отменил его. Концепция предпочтительных мест для определенных занятий противоречила самой цели торговой статьи. Указ налагал дискриминирующие ограничения РЅР° торговлю между штатами, следовательно, РѕРЅ должен был быть аннулирован.
Рто технически сложная область права. РЎСѓРґС‹ стремились найти некое среднее решение. Штаты должны иметь РІ своем распоряжении права, позволяющие РёРј решать СЃРІРѕРё собственные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, проводить собственную политику. РќРѕ общенациональное регулирование СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё РїСЂРё этом должно оставаться РЅР° первом месте. Где Р¶Рµ РЅСѓР¶РЅРѕ провести грань? Может ли РќСЊСЋ-Джерси запретить компаниям утилизировать РЅР° территории штата твердые Рё Р¶РёРґРєРёРµ отходы, произведенные или собранные РІРЅРµ РќСЊСЋ-Джерси? Верховный СЃСѓРґ сказал: «Нет». Может ли штат оказывать предпочтение СЃРІРѕРёРј собственным жителям РїСЂРё распределении скудных природных ресурсов? Монтана определила стоимость лицензии РЅР° отстрел лосей для СЃРІРѕРёС… жителей РІ размере 30 долларов, для чужаков Р¶Рµ — РІ размере 225 долларов. Р’ этом случае Верховный СЃСѓРґ сказал: «Да». Процесс разграничения власти продолжается.
С момента провозглашения Нового курса 1930-х годов многие области американского права, деятельности управленческого аппарата и жизни пересекали невидимую границу, разделяющую области ответственности штатов и федерального домена. До Нового курса законы, касающиеся социального обеспечения, принадлежали местной юрисдикции. Вряд ли они были централизованы даже на уровне штатов; города, районы и округа правили бал. В результате Великой депрессии местные финансы были расстроены. Было положено начало созданию системы социальных гарантий. В настоящее время федеральное правительство стало основным действующим лицом в обеспечении пенсий, пособий по безработице и в осуществлении большинства других социальных программ.
Образование также находилось исключительно РІ ведении местных советов Рё только РІ некоторой степени было подконтрольно инспекции штатов. Р’ любом случае федеральное правительство РЅРµ имело голоса РІ решении этого РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Р’ 1950 РіРѕРґСѓ Конгрессом был РїСЂРёРЅСЏС‚ закон, выделяющий средства РЅР° «контролируемые» школьные районы. Рто были районы СЃРѕ специальными «финансовыми обязанностями», возникающими вследствие определенной федеральной активности (например, военные базы, РЅР° которых находилось множество детей военнослужащих). 1965 РіРѕРґ стал РіРѕРґРѕРј драматических перемен — РІ этом РіРѕРґСѓ был РїСЂРёРЅСЏС‚ РђРєС‚ Рѕ среднем образовании. РћРЅ выделял средства РЅР° содержание всех школьных районов РІРЅРµ зависимости РѕС‚ того, контролировались РѕРЅРё или нет. РЎ этого момента федеральные деньги Рё федеральные РЅРѕСЂРјС‹ начали СЃРІРѕРµ вторжение РІ законы Рё практику управления образованием. Министерство образования ныне РІС…РѕРґРёС‚ РІ состав федеральных министерств, расходуя миллиарды долларов Рё осуществляя десятки программ.
Было время, РєРѕРіРґР° ничто РЅРµ носило столь строго местного характера, РЅРµ находилось исключительно РІ ведении штатов Рё РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, как уголовная юстиция. Местная полиция занималась делами, связанными СЃ убийствами, ограблениями Рё изнасилованиями, Р° также азартными играми Рё пьянством. Р’ 19 веке лишь несколько РІРёРґРѕРІ преступлений относилось Рє ведению федеральных властей (контрабанда, нелегальная иммиграция); РґРѕ 1891 РіРѕРґР° федеральное правительство РЅРµ имело даже собственных тюрем. РћРЅРѕ вынуждено было помещать СЃРІРѕРёС… немногочисленных СѓР·РЅРёРєРѕРІ РІ тюрьмы штатов. Сегодня РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… отношениях сама преступность стала межрегиональной. Р’ конце 20 века федеральные преступления стали более многочисленными вследствие введения законов РѕР± СѓРіРѕРЅРµ автомобилей РІ соседние штаты Рё законов Рѕ наркотиках, РѕР± уклонении РѕС‚ призыва РЅР° РІРѕРёРЅСЃРєСѓСЋ службу Рё Рѕ налоговых преступлениях. Возникло могущественное Федеральное Р±СЋСЂРѕ расследований; федеральное правительство также играет некоторую роль РІ финансировании местных органов РїРѕ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ преступностью. Законы 1968 РіРѕРґР° выделяли средства штатам Рё местным властям. РћРЅРё гласят, что преступность является, «в сущности, местной проблемой», РЅРѕ ее высокий уровень становится СѓРіСЂРѕР·РѕР№ «спокойствию, безопасности Рё общему благосостоянию нации». Рто послужило оправданием принятия программы федеральной поддержки, направленной РЅР° усиление местной Р±РѕСЂСЊР±С‹ Р·Р° соблюдение законности Рё правопорядка. Рљ 1980-Рј годам стало вполне очевидным, что РЅРё РѕРґРЅР° крупная правительственная программа больше РЅРµ может являться полностью «местной».
Однако прежнее распределение ролей еще окончательно не умерло. Федерализм все еще оказывает свое влияние на правовую культуру. Существует глубокая традиция, определяющая нахождение власти ближе к дому. Конституция попыталась создать систему «сдержек и противовесов», когда исполнительная, законодательная и судебная власти уравновешивали, контролировали бы друг друга и следили бы друг за другом. Правительства штатов уравновешивали бы федеральное правительство; федеральное правительство контролировало бы деятельность правительства штатов.
Все это являлось частями исходного плана. Его создатели не верили в дееспособность слабой центральной власти. Они отвергли божественные права королей и королевские правила. Они предпочли систему удельных княжеств, то есть правительства крохотных феодальных поместий, существующих вне общего плана и направления. Даже в ядерный век кое-кто высказывается в поддержку этого плана. Многократно опровергнутый историей, он все еще не потерял своего духа. Сегодня можно отметить появление определенной тенденции к замене этого направления на противоположное. Существует и некоторая ностальгия по старому федерализму, благосклонному к концентрации властных функций в руках штатов. Он получил ироническое название «нового федерализма». Пока в этом направлении сделаны только первые робкие шаги. Окажется ли «новый федерализм» всесокрушающей бурей или только дуновением легкого ветерка — покажет время.
ЗАКЛЮЧЕНРР•
Федеративная система современных Соединенных Штатов Америки чрезвычайно сложна, многообразна, запутана и противоречива. Она состоит из огромного числа органов, политических и правовых учреждении и институтов, которые создавались как в рамках официального конституционализма, так и помимо него и вопреки ему. Структурно она подразделяется на три звена— федеральный, штатный н муниципальный, которые связаны динамическими, сбалансированными вертикальными отношениями взаимозависимости. Кроме того, в границах каждого из звеньев существуют более или менее определенные разграничения функциональной и предметной компетенции составляющих его подразделений, придающие известную устойчивость их горизонтальным отношениям. В совокупности своей все структурные подразделения политической системы—от президента и Конгресса до совета школьного округа и шерифа — должны выражать волю народа и служить его интересам. Официальная наука и пропаганда неустанно повторяют формулу Авраама Линкольна, согласно которой в США существует «народное правление, осуществляемое народом и в интересах народа». Таким образом, американский народ и народы других стран пытаются убедить в том, что в США на практике реализованы идеалы народного суверенитета. Федерализм США пытаются выдать за идеальную модель демократии, пригодную для всех стран мира. Так ли это на самом деле? Попытка ответа но этот вопрос представлена, в частности, в данной работе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ovsem.com/