Слава Русской земле
Древнерусское государство, начало которого датировали обычно 862 г., на самом деле возникло значительно раньше, но систематические сведения летописей начинаются с призвания князя Рюрика, которое отнесено к этому году составителями летописных сводов, вошедших в «Повесть временных лет». Отдельные предания о более ранних временах попали в летописи и другие рукописные средневековые сочинения по русской истории.
Название «Древняя Русь» используют иногда расширительно – в применении к нескольким периодам нашей истории до XVIII века. В этом разделе сайта помещены фольклорные отображения блестящей эпохи – Руси Киевской и Новгородской, когда наше государство было одним из сильнейших и культурнейших в Европе, а единый русский народ не подразделялся еще на великороссов, малороссиян и белорусов. За четыре столетия древнерусская народность, постоянно отбивая натиск степных кочевников, приняв христианство, став средоточием самобытной культуры, наследие которой восхищает до сих пор, было оплотом цивилизации, пока не оказалось затоплено мутной волной монголо-татарского нашествия.
РќРёР¶Рµ приведена песнь-слава Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земле. Восприятие СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё людьми Р РѕРґРёРЅС‹, отображенное этим текстом, РЅРµ может быть ограничено хронологически. Перед нами песнь, являющаяся своего СЂРѕРґР° эпиграфом РєРѕ всей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории РІ ее народной интерпретации. Рсторическая самооценка, отображенная преданиями РѕР± СЌРїРѕС…Рµ, предшествовавшей правлению Рюриковичей, отчасти созвучная этой песне, дополняет РІ существенных чертах картину общего восприятия народом начала своей истории.
Рсточниками для летописцев были устные предания. Некоторые РёР· таких преданий сохранились РІ изустной передаче РґРѕ того времени, РєРѕРіРґР° РёС… стали записывать собиратели фольклора. Предания, использованные летописцами, РІ большинстве своем были переработаны РїСЂРё составлении Рё дальнейших переделках летописей. РќРѕ некоторые сохранились РІ форме, близкой, очевидно, Рє тому, что слышали РѕС‚ СЃРІРѕРёС… современников составители летописей. Часть дошла только РІ тексте «Повести временных лет» начала XII РІ., РЅРѕ некоторые – РїРѕ использованному РІ ней летописному СЃРІРѕРґСѓ конца XI РІ.
Текст песни "Слава Р СѓСЃСЃРєРѕР№ земле" приведен РїРѕ изданию Никифоров Рђ.РФольклор Рё "Слово Рѕ погибели Рускыя земли//РР· истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ фольклористики. Р›., 1978, СЃ. 197. Письменный текст, созданный РІ XIII РІ., РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ песню-славу, существовавшую, очевидно, ранее. РЈР¶Рµ первооткрыватель памятника X. Рњ. Лопарев полагал, что РІ древности ее исполняли народные певцы (Лопарев X. «Слово Рѕ погибели Рускыя земли», РІРЅРѕРІСЊ найденный памятник литературы XIII века. РЎРїР±., 1892. РЎ. 11). Рђ. Р’. Соловьев пришел Рє выводу, что это образец творчества дружинных певцов (РўСЂСѓРґС‹ Отдела древнерусской литературы/ Отв. ред. Р”. РЎ. Лихачев. Рњ.; Р›., 1958. Рў. 15. РЎ. 78-115; Рњ.; Р›., 1960. Рў. 16. РЎ. 143-146). Рђ. Р. Никифоров, еще РґРѕ Рђ. Р’. Соловьева отметивший здесь песенный размер, обнаружил РІ записях СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ Рё украинского фольклора XIX РІ. семь параллельных примеров, часть которых исследователь определил как позднейшие сокращенные варианты той самой песни, которая сохранилась РІ письменном памятнике XIII РІ. РћРЅ заключал: «Не только РІСЃСЏ структура песни, РЅРѕ Рё СЂСЏРґ буквальных совпадений РІ тексте РїСЂСЏРјРѕ доказывают это» (Никифоров Рђ.РФольклор Рё "Слово Рѕ погибели Рускыя земли//РР· истории СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ фольклористики. Р›., 1978, СЃ. 194.). Р’РѕС‚ фрагменты РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· приведенных РёРј примеров:
Сторона ли наша сторонка...
Она всем-то изукрашена:
Рцерковью божественной...
Розерами широкими,
Рречкой-то быстрою...
Как обнаружил Рђ. Р. Никифоров, РЅР° Украине древнерусские песенные формулы этой славы оказались использованы РІ народных думах, например:
Ей ти, земле турецька,
Ти, вiро бусурменьска!
Ти есть усим наповнена...
Добавим, что восклицание «О!» употреблялось в начале исторических песен вплоть до XVIII-XIX вв. Следует, впрочем, отметить, что комментируемый текст не все исследователи воспринимали как песенный. На сайте опубликована первая его часть, на наш взгляд, не имеющая признаков литературной обработки писцом и самостоятельная по содержанию.
О древнейших князьях.
Предание находится РІ составе Роакимовской летописи. Ее РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ процитировал РІ своем труде Р’. Рќ. Татищев, РЅРѕ сама СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊ РЅРµ сохранилась. РњРѕР¶РЅРѕ полагать, что составитель летописи, РїРѕРјРёРјРѕ народных преданий, использовал РІ этой части своего труда современные ему исторические сочинения, отзвуки которых слышатся РІ интерпретации устных источников СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЊСЋ, бывшей РІ руках Сѓ Татищева. РќРѕ фольклорная РѕСЃРЅРѕРІР° этого текста достаточно очевидна: РѕРЅР° имеет соответствия как РІ более коротких преданиях, записанных Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРёС… РІ РЅРѕРІРѕРµ время, так Рё РІ обстоятельной саге, запись которой произведена была РІ Западной Европе еще РІ XIII столетии. Рћ местоположении Биармии РІ науке существует СЃРїРѕСЂ, РЅРѕ, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РѕРЅР° находилась РІ Прибалтике. Великим Словенском РІ предании назван РіРѕСЂРѕРґ, ныне неизвестный, РЅРѕ упоминаемый Рё РІ дошедших РґРѕ нас средневековых СЂСѓСЃСЃРєРёС… СЂСѓРєРѕРїРёСЃСЏС….
РљРЅСЏР·СЊ Словен, оставив сына своего Бастарна РІРѕ Фракии Рё РІ Рллирии около РјРѕСЂСЏ Рё РїРѕ Дунаю, отправился РЅР° север, РІРѕР·РґРІРёРі РіРѕСЂРѕРґ Великий Рё нарек его РІРѕ СЃРІРѕРµ РёРјСЏ Словенск [...]
По устроении Великого города князь Словен умер, а по нем владели сыновья его и внуки много сотен лет. Рбыл князь Вандал; владея славянами, ходя повсюду на север, восток и запад морем и землею, многие земли у моря завоевав и народы их покорив, возвратился в город Великий [...]
РћРЅ имел трех сыновей: РР·Р±РѕСЂР°, Владимира Рё Столпосвята. Каждому РёР· РЅРёС… построил РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Рё назвал РёС… именами, Рё разделил РёРј РІСЃСЋ землю; сам пребывал РІ Великом РіРѕСЂРѕРґРµ РјРЅРѕРіРѕ лет Рё умер РІ глубокой старости; после себя РР·Р±РѕСЂСѓ передал РІРѕ власть Великий РіРѕСЂРѕРґ Рё братьев его; потом умерли РР·Р±РѕСЂ Рё Столпосвят, Р° Владимир РїСЂРёРЅСЏР» власть РЅР° всей земле. РћРЅ имел жену РёР· варягов РђРґРІРёРЅРґСѓ, весьма красивую Рё РјСѓРґСЂСѓСЋ; Рѕ ней РјРЅРѕРіРѕРµ старики рассказывают Рё восклицают РІ песнях.
По смерти Владимира и матери его Адвинды княжили сыновья его и внуки до Буривоя, который был девятым после Владимира; имена же тех восьми, как и деяния их, неизвестны, вспоминаются только в древних песнях.
Буривой имел трудную войну с варягами, много их побеждал и обладал всей Биармией до Кумени. Потом был у этой реки побежден, потерял всех своих воинов и едва сам спасся в городе Биармы - на острове, хорошо укрепленном, где пребывали подвластные князья; там он и умер. Варяги же, придя внезапно, подчинили Великий город и прочие города, возложили тяжкую дань на славян, русь и чудь.
Люди, терпевшие великое угнетение от варягов, послали к Буривою, прося у него сына Гостомысла княжить в Великом городе. Ркогда Гостомысл принял власть, тотчас бывших там варягов одних погубил, других изгнал и отменил дань варягам; отправившись на них, победил и построил у моря город во имя своего старшего сына Выбора; и сотворил мир с варягами, и настала тишина на всей земле.
Основание Киева
Предание, включенное РІ Начальный СЃРІРѕРґ 1093 Рі. (Шахматов Рђ.Рђ., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. РЎРїР±., 1916, Рў.1. СЃ. 8-9). Боричев подъем («увоз» – ныне Андреевский СЃРїСѓСЃРє) соединял центральную часть Киева, расположенную РЅР° Старокиевской РіРѕСЂРµ, СЃ Подолом – прибрежной частью (СЃРј.: Рыбаков Р‘. Рђ. «Боричев СѓРІРѕР·В» РІ «Слове Рѕ полку Ргореве»// Русская речь. 1987. в„– 2. РЎ. 98-104).
Были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. Рпостроили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. Рбыли те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Дань мечами
Предание, включенное в Начальный свод 1093 г. (Шахматов А.А., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Спб., 1916, Т.1. с. 16-17). Хозары обитали в степях между Волгой и Доном. Они исповедовали иудейскую религию и одно время подчиняли себе обширную территорию. Хозарский каганат был разгромлен князем Святославом в X веке.
Рнашли их хозары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. Ротнесли их хозары к своему князю и к своим старейшинам и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. Рсказали старцы хозарские: «Не добрая дань эта, княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны,- саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас и с иных земель». Рсбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению.
Про Святогора
Уже первые исследователи русского эпоса обратили внимание на то, что былинные герои делятся на два типа. Тогда же было введено разделение на старших и младших богатырей.
«Образ этого РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ богатыря,– писал Рљ. РЎ. Аксаков Рѕ Святогоре РІ заметках Рє первому выпуску "Собрания народных песен Рџ.Р’. Киреевского" (1860), – которого обременила, одолела собственная сила, так что РѕРЅ стал неподвижен, – весьма значителен. Очевидно, что РѕРЅ выходит РІРЅРµ разряда богатырей, Рє которому принадлежит Рлья Муромец. Рто богатырь-стихия. Нельзя РЅРµ заметить РІ наших песнях следов предшествующей СЌРїРѕС…Рё, СЌРїРѕС…Рё титанической или космогонической, РіРґРµ сила, получая очертания человеческого образа, еще остается – силою РјРёСЂРѕРІРѕСЋ. Вочеловечение этих СЃРёР» имеет СЃРІРѕРё ступени; РЅРµ РІСЃРµ богатыри этой первозданной СЌРїРѕС…Рё одинаково РЅРѕСЃСЏС‚ РІ себе стихийный характер; РЅРѕ РѕРґРёРЅ более, РґСЂСѓРіРѕР№ менее, РѕРґРёРЅ дальше, РґСЂСѓРіРѕР№ ближе Рє людям... РќРµ РёС… ли должно разуметь РїРѕРґ "старшими богатырями"В».
Старшие – это Святогор, Волх Всеславьевич Рё Михайло Потык (древнейшая былинная "троица", предшествовавшая Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу Рё Рлье Муромцу). Образы титанические, сохранившие прямые отголоски языческих представлений, мифов, легенд. РџРѕ сравнению СЃ РЅРёРјРё РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ богатыри действительно выглядят младшими. РЎ младших богатырей начинается новая страница РІ истории СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ СЌРїРѕСЃР° – его героический период, РєРѕРіРґР° РЅР° первый план выдвигается глубоко народная идея защиты СЂРѕРґРЅРѕР№ земли.
Несколько иная, мифологическая трактовка образа Святогора принадлежит Рђ.Рќ. Афанасьеву. «Если Р±С‹ даже РјС‹, – пишет РѕРЅ, – РЅРµ имели никаких иных данных, РєСЂРѕРјРµ поэтического сказания Рѕ Святогоре, то РѕРґРЅРѕ это сказание служило Р±С‹ неопровержимым доказательством, что Рё славяне, наравне СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё родственными народами, знали горных великанов. Р’ колоссальном, типическом образе Святогора СЏСЃРЅС‹ черты глубочайшей древности. РРјСЏ его указывает РЅРµ только РЅР° СЃРІСЏР·СЊ СЃ горами, РЅРѕ Рё РЅР° священный характер этих последних...В» Современные исследователи придерживаются аналогичной точки зрения (СЃРј.: Мифы народов РјРёСЂР°. Рњ., 1982, С‚. 2, СЃ. 421).
Р’ знаменитом "РЎР±РѕСЂРЅРёРєРµ Кирши Данилова", бывшем РґРѕ середины XIX столетия единственным источником сведений Рѕ былинах Рё былинных героях, РёРјСЏ Святогора упоминается лишь однажды РІ общем перечислении богатырей РІ былине РѕР± Рлье Муромце. Впервые четыре прозаические побывальщины Рѕ Святогоре записал Рџ.Рќ. Рыбников, Р° через десятилетие еще шесть - Рђ.Р¤. Гильфердинг (РїСЂРё этом СѓР¶Рµ РЅРµ прозаические, Р° стихотворные). РЎСѓРґСЏ РїРѕ этим записям, былина Рѕ встрече Рльи Муромца СЃРѕ Святогором РєРѕРіРґР°-то состояла РёР· целого СЂСЏРґР° СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ. "РљРѕРіРґР° СЏ рассказал Р СЏР±РёРЅРёРЅСѓ побывальщину РѕР± Рлье Рё Святогоре, - свидетельствует Рџ.Рќ. Рыбников, - то РѕРЅ передал РјРЅРµ, что еще учитель его, Рлья Елустафьев, пел былиною РїСЂРѕ РІСЃРµ знакомство Рльи Рё Святогора".
РќРѕ такой былины РїСЂРѕ РІСЃРµ знакомство этих РґРІСѓС… центральных героев РЅРё Рџ.Рќ. Рыбникову, РЅРё РґСЂСѓРіРёРј собирателям так Рё РЅРµ удалось записать. Тем РЅРµ менее РјС‹ можем получить представление РѕР± этой несохранившейся народной РїРѕСЌРјРµ: имеющиеся фрагменты сами СЃРѕР±РѕР№ складываются РІ такую многосюжетную композицию. Рђ некоторые СЌРїРёР·РѕРґС‹ сохранились РІ пересказах. Так, например, тот Р¶Рµ Р СЏР±РёРЅРёРЅ РІСЃРїРѕРјРЅРёР» СЌРїРёР·РѕРґ РёР· РїРѕСЌРјС‹, рассказываемой Рльей Елустафьевым, РЅРёРіРґРµ более РЅРµ встречающийся.
Святогор-богатырь позвал Рлью Муромца Рє себе РІ гости РЅР° Святые РіРѕСЂС‹ Рё РЅР° поездке Рлье наказывал: "РљРѕРіРґР° приедем РІ РјРѕРµ поселеньице Рё приведу тебя Рє батюшке, ты РјРѕРіРё нагреть РєСѓСЃРѕРє железа, Р° СЂСѓРєРё РЅРµ подавай". Как приехали РЅР° Святые РіРѕСЂС‹ Рє Святогорову поселеньицу Рё зашли РІ палаты белокаменные, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ старик, отец Святогоров: "РђР№ Р¶Рµ ты, РјРѕРµ чадо милое! Далече ль был?" - "Рђ был СЏ, батюшка, РЅР° Святой Р СѓСЃРё!" - "Что Р¶Рµ видел Рё что слышал, сын РјРѕР№ возлюбленный, РЅР° Святой Р СѓСЃРё?" - "РЇ что РЅРµ видел, что РЅРµ слышал, Р° только привез богатыря СЃРѕ Святой Р СѓСЃРё". Отец-то Святогоров был темный (слепой), то РіРѕРІРѕСЂРёС‚ сыну: "Рђ приведи-РєРѕ РєРѕ РјРЅРµ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ богатыря поздоровкаться". Рлья тым временем нагрел железо, пошел РїРѕ рукам ударить Рё давает старику РІ СЂСѓРєРё РєСѓСЃРѕРє железа. РљРѕРіРґР° захватил старик железо, сдавил его Рё РіРѕРІРѕСЂРёС‚: "Крепкая твоя СЂСѓРєР°, Рлья! Хороший ты богатырек!"
Подобных прозаических фрагментов сохранилось немало. Почти РІСЃРµ РѕРЅРё посвящены передаче силы, смерти Рё погребению Святогора. Начиная СЃ первых публикаций, исследователи пытаются "расшифровать" эти сюжеты. РћРґРЅР° РёР· таких "расшифровок" принадлежит Р’.РЇ. РџСЂРѕРїРїСѓ, обратившему внимание, что РёР· ста СЃ лишним былинных сюжетов гибели героев посвящены лишь несколько. "Так, Дунай Рё Сухман, - замечает РѕРЅ, - кончают Р¶РёР·РЅСЊ самоубийством. РћР±Рµ эти былины РїРѕ своему содержанию глубоко трагичны. Трагически погибает Василий Буслаев. Остальные герои, РІ песнях Рѕ РЅРёС…, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ умирают Рё РЅРµ погибают. Наоборот: получая силу, Рлья, например, одновременно получает пророчество, что смерть ему РІ Р±РѕСЋ РЅРµ писана."
Список литературы
Р’.Р. Калугин. Р СѓСЃСЊ изначальная.