ЛЖЕДМРРўР РР™ (?-1606), СЂСѓСЃСЃРєРёР№ царь СЃ 1605. Самозванец (предположительно — Р“. Р‘. Отрепьев). Р’ 1601 объявился РІ Польше РїРѕРґ именем сына Рвана IV Грозного — Дмитрия. Р’ 1604 СЃ польско-литовскими отрядами перешел СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ границу, был поддержан частью горожан, казаков Рё крестьян. РЈР±РёС‚ боярами-заговорщиками.
* * *
Первый Самозванец. Первые два года своего царствования Борис, по общему отзыву, был образцовым правителем, и страна продолжала оправляться от своего упадка. Но далее пошло иначе: поднялись на Русь и на царя Бориса тяжелые беды. В 1601 г. начался баснословный голод вследствие большого неурожая, так как от постоянных дождей хлеб пророс, а потом сильными морозами его погубило на корню. Первый год неурожая еще кое-как жили впроголодь, старым хлебом, но когда в следующем году посевы погибли в земле, тогда уже настал настоящий голод со всеми его ужасами. Народ питался Бог знает чем: травой, сеном и даже трупами животных и людей; для этого даже нарочно убивали людей. Чтобы облегчить положение голодавших, Борис объявил даровую раздачу в Москве денег и хлеба, но эта благая по цели мера принесла вред: надеясь на даровое пропитание, в Москву шли толпы народа, даже и такого, который мог бы с грехом пополам прокормиться дома; в Москве царской милостыни не хватало и много народа умерло. К тому же и милостыню давали недобросовестно: те, кто раздавал деньги и хлеб, ухитрялись раздавать своим друзьям и родственникам, а народу приходилось оставаться голодным. Открылись эпидемии, и водной Москве, говорят, погибло народа более 127 тыс. Царь стал употреблять более действительные меры: он велел скупать хлеб в местах, где его было больше, и развозить в особенно нуждавшиеся местности, в Москве стал давать голодным работу.
Урожай 1604 г. прекратил голод, но продолжалось другое зло. В голодные годы толпы народа для спасения себя от смерти составляли шайки и добывали себе пропитание разбоем. Главную роль в этих шайках играли прогнанные своими господами во время голода холопы. Богатые люди этим путем избавлялись от лишних нахлебников, но не давали им отпускных грамот, чтобы при удобном случае иметь право вернуть их обратно на законном основании как своих холопов. Борис приказывал таким холопам выдавать из Холопьего Приказа отпускные, освобождавшие их от холопства, но и это немного помогало, потому что и в свободном состоянии они не могли нигде пристроиться. Число этих голодных и беглых холопов пополнялось свободными голодавшими людьми, которых бескормица заставляла примыкать к холопьим шайкам и разбойничать. Ни одна область Руси не были свободна от разбойников. Они бродили даже около Москвы, и против одной такой шайки Хлопка Борису пришлось выставить крупную военную силу, и то с трудом удалось одолеть эту толпу разбойников.
РЎ 1601 Рі. замутился Рё политический РіРѕСЂРёР·РѕРЅС‚. Еще РІ 1600 или 1601 Рі., как сообщает Маржерет, явился слух, что царевич Дмитрий Р¶РёРІ. Р’СЃРµ историки более или менее согласились РІ том, что РІ деле появления самозванца активную роль сыграло РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ боярство, враждебное Борису. РќР° это есть намеки Рё РІ наших сказаниях: РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· РЅРёС… РїСЂСЏРјРѕ говорится, что Борис "навел РЅР° себя негодование чиноначальников", что Рё "погубило доброцветущую царства его красоту". Буссов несколько раз повторяет, что Лжедмитрий был поставлен боярами, что РѕР± этом знал сам Годунов Рё РїСЂСЏРјРѕ РІ лицо РіРѕРІРѕСЂРёР» это боярам. Р’ соединении СЃ этими известиями получает цену Рё указание летописцев РЅР° то, что Григорий Отрепьев бывал Рё Р¶РёР» РІРѕ дворце Сѓ Романовых Рё Черкасских, Р° также рассказ Рѕ том, что Василий Рванович РЁСѓР№СЃРєРёР№ впоследствии РЅРµ РѕР±РёРЅСѓСЏСЃСЊ РіРѕРІРѕСЂРёР», что признали самозванца только для того, чтобы избавиться РѕС‚ Бориса. Р’ том, что самозванец был плодом СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ интриги, убеждают нас Рё следующие обстоятельства: РІРѕ-первых, РїРѕ сказаниям очевидцев, названный Дмитрий был великороссиянин Рё грамотей, Р±РѕР№РєРѕ объяснявшийся РїРѕ-СЂСѓСЃСЃРєРё, тогда как польская цивилизация ему давалась плохо; РІРѕ-вторых, иезуиты, которые должны были стоять РІ центре интриги, если Р±С‹ РѕРЅР° была польской, Р·Р° Лжедмитрия ухватились только тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅ СѓР¶Рµ был готов, Рё, как РІРёРґРЅРѕ РёР· послания папы Павла V Рє сандомирскому воеводе, даже РІ католичество обратили его РЅРµ иезуиты, Р° францисканцы, Рё, РІ-третьих, наконец, польское общество относилось СЃ недоверием Рє царскому происхождению самозванца, презрительно Рѕ нем отзывалось, Р° Рє делу его относилось СЃ сомнением.
РќР° основании этих данных РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ понимать дело так, что РІ лице самозванца РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ боярство еще раз попробовало напасть РЅР° Бориса. РџСЂРё Федоре Рвановиче, нападая открыто, РѕРЅРѕ постоянно терпело поражения, Рё Борис РІСЃРµ усиливался Рё возвышался. Боярство РЅРµ могло помешать ему занять престол, потому что, РїРѕРјРёРјРѕ популярности Бориса, права его РЅР° царство были РІ глазах народа серьезнее прав РІСЃСЏРєРѕРіРѕ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица благодаря родству Бориса СЃ угасшей династией. РЎ Борисом-царем нельзя было открыто бороться боярству потому, что РѕРЅ был сильнее боярства; сильнее Р¶Рµ Рё выше Бориса для народа была лишь династия Калиты. Свергнуть Бориса РјРѕР¶РЅРѕ было только РІРѕ РёРјСЏ ее. РЎ этой точки зрения вполне целесообразно было популяризировать слух РѕР± убийстве Дмитрия, совершенном Борисом, Рё воскресить этого Дмитрия. Перед этим боярство Рё РЅРµ остановилось.
Рћ замысле Р±РѕСЏСЂ, должно быть, Борис узнал еще РІ 1600 Рі., Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, вероятно, стоят опалы Бориса. Первая опала постигла Богдана Бельского. РћРЅ был сослан РїСЂРё Федоре, РЅРѕ потом прощен, так что ему позволили было вернуться РІ РњРѕСЃРєРІСѓ. Около 1600 Рі. Борис отправил его РІ степь строить РЅР° реке Сев. Донце РіРѕСЂРѕРґРѕРє Царев-Борисов. Бельский очень ласкал там рабочих людей, РєРѕСЂРјРёР» РёС…, искал РёС… расположения Рё показался опасным Борису. Рћ том, Р·Р° что РѕРЅ именно пострадал, передают различно, РЅРѕ его внезапно постигла опала, мучения Рё ссылка. Вообще это дело Бельского очень темно. Несколько больше РјС‹ знаем Рѕ деле Романовых. После Бельского пришел РёС… черед. Романовых было пять братьев Никитичей: Федор, Александр, Михаил, Рван Рё Василий. РР· РЅРёС… особенной любовью Рё популярностью РІ РњРѕСЃРєРІРµ пользовался красивый Рё приветливый Федор Никитич. РћРЅ был первым РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј щеголем Рё удальцом. (Примеряя РєРѕРјСѓ-либо платье, если хотели сказать комплимент платью Рё С…РѕР·СЏРёРЅСѓ его, выражались, что РѕРЅРѕ СЃРёРґРёС‚, "как РЅР° Федоре Никитиче".) Р’ 1601 Рі. РІСЃРµ Романовы были сосланы СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё семьями РІ разные места Рё только РґРІРѕРµ РёР· РЅРёС… (Федор Рё Рван) пережили СЃРІРѕСЋ ссылку, остальные Р¶Рµ РІ ней умерли, хотя Рё РЅРµ РїРѕ РІРёРЅРµ Бориса. Вместе СЃ Романовыми были сосланы Рё РёС… родственники: РєРЅСЏР·СЊСЏ Черкасские, Сицкие, Шестуновы, Репнины, Карповы. Летописец повествует, что Романовы пострадали РёР·-Р·Р° ложного РґРѕРЅРѕСЃР° РёС… человека Второго Бартенева, который РїРѕ СѓРіРѕРІРѕСЂСѓ СЃ Семеном Годуновым РѕР±РІРёРЅРёР» РёС… РІ том, что Сѓ РЅРёС… было РЅР° Бориса "коренье". До нас дошло любопытное дело Рѕ ссылке Романовых; РІ нем имеются инструкции царя, чтобы СЃРѕ ссыльными боярами обращались РјСЏРіРєРѕ Рё РЅРµ притесняли РёС…. Ртот документ отлично оправдывает Бориса РѕС‚ излишних обвинений РІ жестокости РІРѕ время его царствования, хотя необходимо сознаться, что РїСЂРё его опалах было РјРЅРѕРіРѕ пыток, пострадало РјРЅРѕРіРѕ людей Рё развелись РґРѕРЅРѕСЃС‹, многочисленные даже РІ сравнении СЃ СЌРїРѕС…РѕР№ Грозного. Р’ опалах, следовавших Р·Р° ссылкой Романовых, Борис почти РЅРµ прибегал Рє казни, хотя для него дело стояло Рё очень серьезно: преследуя Р±РѕСЏСЂ, РЅРµ пропуская РЅРёРєРѕРіРѕ Р·Р° польскую границу, РѕРЅ, очевидно, СЃ тревогой искал нитей того заговора, который РјРѕРі его погубить призраком Дмитрия, Рё РЅРµ находил этих нитей. РћРЅРё РѕС‚ него ускользают, Р° через несколько времени РІ Польше является человек, который выдает себя Р·Р° спасенного царевича Дмитрия.
Неизвестно, кто РѕРЅ был РЅР° самом деле, хотя Рѕ его личности делалось РјРЅРѕРіРѕ разысканий Рё высказано РјРЅРѕРіРѕ догадок. РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ правительство объявило его галицким Р±РѕСЏСЂСЃРєРёРј сыном Гришкой Отрепьевым только РІ январе 1605 Рі. Раньше РІ РњРѕСЃРєРІРµ, вероятно, РЅРµ знали, кем счесть Рё как назвать самозванца. Достоверность этого официального показания принимали РЅР° веру РІСЃРµ старые наши историки, принимал Рё РЎ. Рњ. Соловьев, который держался, однако, того убеждения, что обман самозванца СЃ его стороны был неумышленный Рё что Отрепьев сам верил РІ СЃРІРѕРµ царственное происхождение. Р’ 1864 Рі. явилось прекрасное исследование Костомарова относительно личности первого самозванца. Р’ этом труде РѕРЅ доказывает, РІРѕ-первых, что Лжедмитрий Рё Отрепьев РґРІР° разных лица, РІРѕ-вторых, что названный Дмитрий РЅРµ был царевичем, РЅРѕ верил РІ СЃРІРѕРµ царское происхождение, Рё, РІ-третьих, что самозванец был делом Р±РѕСЏСЂСЃРєРёС… СЂСѓРє. Виднейшим деятелем этой интриги РѕРЅ считает Богдана Бельского. Р’ том Р¶Рµ 1864 РіРѕРґСѓ появилась статья Бицына ("День", 1864, в„– 51 Рё 52, Рё "Р СѓСЃСЃРєРёР№ РђСЂС…РёРІ" 1886 Рі.: "Правда Рѕ Лжедмитрии"). Бицын (псевдоним Павлова) старается доказать, что РІ РњРѕСЃРєРІРµ Рє самозванству готовили именно Григория Отрепьева, РЅРѕ что царствовал будто Р±С‹ РЅРµ РѕРЅ: РІ Польше Отрепьева заменили каким-то РґСЂСѓРіРёРј неизвестным лицом, подставленным иезуитами. РќРѕ РІ статье Бицына есть РѕРґРёРЅ недостаток: РІ ней нет второй половины биографии Отрепьева (после его бегства РІ Литву) Рё первой половины биографии неизвестного самозванца (РґРѕ его вступления РІ роль царевича). Р’ 1865 Рі. появился еще труд Рѕ Лжедмитрии Р’. РЎ. РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІР°. Р’ своей статье "Кто был первый Лжедмитрий" ("Киевские Университетские Рзвестия", февр. 1864 Рі.) РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІ берет РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ своего исследования точку зрения Маржерета Рё некоторых РґСЂСѓРіРёС… современников, что Лжедмитрий есть истинный царевич, спасенный вовремя РѕС‚ СѓР±РёР№С†. Затем является РІ 1866 Рі. статья Добротворского ("Вестник Западной Р РѕСЃСЃРёРё" 1865—1866, РєРЅ. 6 Рё 7), которому удалось найти документ, гласящий, РїРѕ его мнению, что Лжедмитрий был РЅРµ кто РёРЅРѕР№, как Отрепьев. Документ этот — надпись РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· РєРЅРёРі библиотеки Загоровского монастыря (Волынской губернии). Р’ РєРЅРёРіРµ "Василия Великого Рѕ постничестве" РІРЅРёР·Сѓ РїРѕ листам отмечено: "Лета РѕС‚ сотворения РјРёСЂР° 7110 (1602), месяца августа РІ четырнадцатый день, СЃРёСЋ РєРЅРёРіСѓ... дал нам, РёРЅРѕРєСѓ Григорию, царевичу РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ СЃ братией, СЃ Варлаамом РґР° Мисаилом, Константин Константинович... РєРЅСЏР¶Рµ Острожское, воевода Киевский". РР· этой надписи РІРёРґРЅРѕ, что Отрепьев СЃ Варлаамом Рё Мисаилом был РІ Киеве Рё получил эту РєРЅРёРіСѓ РѕС‚ РєРЅСЏР·СЏ Острожского. Часть надписи, однако, СЃРѕ словами "РёРЅРѕРєСѓ Григорию", сделана РёРЅРѕР№ СЂСѓРєРѕР№, чем остальная надпись. Добротворский сличал этот почерк СЃ документом, РЅР° котором была РїРѕРґРїРёСЃСЊ Лжедмитрия, Рё почерки ему показались тождественными. РР· позднейшей литературы Рѕ самозванце упомянем: "Рсследование Рѕ личности первого Лжедмитрия", принадлежащее Рі. Казанскому Рё помещенное РІ "Р СѓСЃСЃРєРѕРј Вестнике" Р·Р° 1877 Рі. (Казанский РІРёРґРёС‚ РІ самозванце Отрепьева); затем СЂСЏРґ изысканий отца Павла Пирлинга ("Rome et Demetrius" Рё РґСЂ.), который воздерживается РѕС‚ категорических заключений Рѕ происхождении самозванца, РЅРѕ всего скорее думает РѕР± Отрепьеве; далее "Смутное время РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ государства" Рі. Рловайского, суждения которого, напротив, более категоричны, чем вероятны; затем труд Александра Гиршберга РІРѕ Львове "Dymitr Sazwaniec" Рё Р•. Рќ. Щепкина "Wer war Pseudo-Demetrius I?" (РІ Archiv'Рµ Ягича). Особенно ценно изданное Рѕ. Пирлингом facsimile РїРёСЃСЊРјР° самозванца Рє папе. Знатоки польских рукописей XVI—XVII РІРІ., РіРі. Р. Рђ. Бодуэн РґРµ Куртенэ Рё РЎ. Р›. Пташицкий, склонны думать, что манускрипт писан РїРѕ-польски СЂСѓСЃСЃРєРёРј (Рё даже РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј) человеком.
РџСЂРё разногласии исследователей Рё неполноте исторических данных составить себе определенное мнение Рѕ личности названного Дмитрия трудно. Большинство историков признает РІ нем Григория Отрепьева; Костомаров РїСЂСЏРјРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что ничего РЅРµ знает Рѕ его личности, Р° Р’. РЎ. РРєРѕРЅРЅРёРєРѕРІ Рё граф РЎ. Р”. Шереметев признают РІ нем настоящего царевича. Бесспорно, однако, то, что Отрепьев участвовал РІ этом замысле: легко может быть, что роль его ограничивалась пропагандой РІ пользу самозванца. (Есть известия, что Отрепьев приехал РІ РњРѕСЃРєРІСѓ вместе СЃ Лжедмитрием, Р° потом был сослан РёРј Р·Р° пьянство.) Р—Р° наиболее верное РјРѕР¶РЅРѕ также принять Рё то, что Лжедмитрий — затея московская, что это подставное лицо верило РІ СЃРІРѕРµ царственное происхождение Рё СЃРІРѕРµ восшествие РЅР° престол считало делом вполне справедливым Рё честным.
РќРѕ остановимся РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ РЅР° обычных рассказах Рѕ странствованиях самозванца РЅР° Р СѓСЃРё Рё Польше; РІ РЅРёС… трудно отличить быль РѕС‚ сказки. Обыкновенно РѕР± Отрепьеве повествуют так: РІ молодости РѕРЅ живал РІРѕ РґРІРѕСЂРµ Сѓ Романовых Рё Сѓ князей Черкасских, странствовал РїРѕ разным монастырям, приютился РІ Р§СѓРґРѕРІРµ монастыре Рё был РІР·СЏС‚ Рє патриарху РРѕРІСѓ для РєРЅРёР¶РЅРѕРіРѕ РїРёСЃСЊРјР°. Потом РѕРЅ бежал РІ Литву, пропадал несколько времени безвестно Рё РІРЅРѕРІСЊ выплыл, явившись слугой Сѓ РєРЅ. Вишневецкого; там, РІРѕ время болезни, открыл СЃРІРѕРµ царское происхождение. Вишневецкие Рё Мнишек первые пустили РІ С…РѕРґ самозванца РІ польском обществе. Как только самозванец стал известен Рё основался Сѓ Мнишков РІ РёС… замке Самборе, около него явились францисканцы Рё овладели его СѓРјРѕРј, склонив его РІ латинство; иезуиты продолжали РёС… дело, Р° ловкая панна Марина Мнишек завладела сердцем молодого цесаревича.
Будучи представлен Рє польскому РґРІРѕСЂСѓ Рё признан РёРј РІ качестве царевича, самозванец получает поддержку, РІРѕ-первых, РІ Р РёРјСЃРєРѕР№ РєСѓСЂРёРё, РІ глазах которой РѕРЅ служил прекрасным предлогом Рє открытию латинской пропаганды РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ Р СѓСЃРё, РІРѕ-вторых, РІ польском правительстве, для которого самозванец казался очень удобным средством или приобрести влияние РІ РњРѕСЃРєРІРµ (РІ случае удачи самозванца), или произвести смуту Рё этим ослабить сильную соседку; РІ-третьих, РІ бродячем населении южных степей Рё РІ известной части польского общества, деморализованной Рё склонной Рє авантюризму. РџСЂРё этом РЅСѓР¶РЅРѕ, однако, заметить, что взятое РІ целом польское общество сдержанно относилось Рє делу самозванца Рё РЅРµ увлекалось его личностью Рё рассказами. Рћ приключениях РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ царевича канцлер Рё гетман РЇРЅ Замойский выражался СЃ полным недоверием: "Рто комедия Плавта или Теренция, что ли" (Czy to Plavti, czy Terentiuszova comaedia). РќРµ верили самозванцу лучшие части польского общества, РЅРµ верил ему Рё польский сейм 1605 Рі., который запретил полякам поддерживать самозванца Рё решил РёС… Р·Р° это наказывать. Хотя король РЎРёРіРёР·РјСѓРЅРґ III Рё РЅРµ держался этих постановлений сейма, однако РѕРЅ Рё сам РЅРµ решался открыто Рё официально поддерживать самозванца Рё ограничился тем, что давал ему денежную СЃСѓР±СЃРёРґРёСЋ Рё позволял вербовать РІ СЃРІРѕСЋ РґСЂСѓР¶РёРЅСѓ охочих людей. Яснее выражала СЃРІРѕРё симпатии Рє "несчастному царевичу" Римская РєСѓСЂРёСЏ. РЎ такой поддержкой, СЃ РІРѕР№СЃРєРѕРј РёР· поляков, Р° главным образом казаков, Дмитрий выступил РЅР° Р СѓСЃСЊ Рё имел успех РІ южных областях ее: там его охотно признавали. Некоторые отдельные стычки самозванца СЃ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРјРё войсками СЏСЃРЅРѕ показали, что СЃ его жалкими отрядами РѕРЅ РЅРёРєРѕРіРґР° Р±С‹ РЅРµ достиг РњРѕСЃРєРІС‹, если Р±С‹ Борисово РІРѕР№СЃРєРѕ РЅРµ было РІ каком-то странном состоянии моральной растерянности. РРјСЏ царевича Дмитрия, последней ветви великого царского СЂРѕРґР°, лишало РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРµ РІРѕР№СЃРєР° РІСЃСЏРєРѕР№ нравственной РѕРїРѕСЂС‹: РЅРµ будучи РІ состоянии проверить слухи Рѕ подлинности этого воскресшего царевича, РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРµ люди готовы были верить РІ него Рё РїРѕ СЃРІРѕРёРј религиозным Рё политическим взглядам РЅРµ могли драться против законного царя. Рђ боярство, РІ известной своей части, было просто радо успехам самозванца Рё давало ему возможность торжествовать над царскими войсками, РІ успехе Лжедмитрия предвидя гибель ненавистных Годуновых.
А гибель Годуновых была близка. В то время, когда положение дел в Северском крае был очень неопределенно, когда слабый Лжедмитрий, усиливаясь час от часу от бездействия царских воевод, становился все опаснее и опаснее, умирает царь Борис с горьким сознанием, что он и его семья лишены всякой почвы под ногами и побеждены призраком законного царя. При сыне Бориса, когда не стало обаяния сильной личности Бориса, дела самозванца пошли и скорее, и лучше. Боярство начало себя держать более определенно: новый воевода Басманов со всем войском прямо передался на сторону Дмитрия. Самозванца признали настоящим царем все высшие боярские роды, и он триумфальным шествием двинулся к Москве.
Настроение СѓРјРѕРІ РІ самой РњРѕСЃРєРІРµ было очень шатко. 1 РёСЋРЅСЏ 1605 Рі. РІ РњРѕСЃРєРІСѓ явились РѕС‚ самозванца Плещеев Рё Пушкин, остановились РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… слобод Рё читали там грамоту самозванца, адресованную москвичам. Р’ грамоте описывалась РІСЃСЏ история царевича, его спасение, военные успехи; грамота кончалась обещанием всевозможных льгот народу. Плещеева Рё Пушкина народ повлек РІ Китай-РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ СЃРЅРѕРІР° читали грамоту РЅР° Красной площади. Толпа РЅРµ знала, чему верить РІ этом деле, Рё решила спросить Василия РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ, который вел следственное дело РѕР± убийстве царевича Дмитрия Рё лучше РґСЂСѓРіРёС… знал РІСЃРµ обстоятельства смерти этого последнего. РЁСѓР№СЃРєРёР№ вышел, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, Рє народу, совершенно отрекся РѕС‚ СЃРІРѕРёС… прежних показаний Рё уверил, что Борис послал убить царевича, РЅРѕ царевича спасли, Р° был СѓР±РёС‚ РїРѕРїРѕРІСЃРєРёР№ сын. РўРѕРіРґР° народ бросился РІ Кремль, схватил царя Федора СЃ матерью Рё сестрой Рё перевел РёС… РІ прежний Борисов Р±РѕСЏСЂСЃРєРёР№ РґРѕРј, Р° затем начал грабить иноземцев, "Борисовых приятелей". Р’СЃРєРѕСЂРµ затем приехали РѕС‚ самозванца РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РєРЅСЏР·СЊ Голицын Рё Масальский, чтобы "покончить" СЃ Годуновыми. РћРЅРё сослали патриарха РРѕРІР° РІ Старицу, убили царя Федора Рё его мать, Р° его СЂРѕРґРЅСЋ подвергли ссылке Рё заточению. Так кончилось время Годуновых.
20 РёСЋРЅСЏ 1605 Рі. Дмитрий СЃ торжеством въехал РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РїСЂРё общем восторге уверовавших РІ него москвичей. Через четыре РґРЅСЏ (24 РёСЋРЅСЏ) был поставлен новый патриарх, грек Ргнатий, РѕРґРЅРёРј РёР· первых признавший самозванца. РЎРєРѕСЂРѕ были возвращены РёР· ссылки Нагие Рё Романовы. Старший РёР· Романовых, монах Филарет, был поставлен митрополитом Ростовским. Р—Р° инокиней Марфой Нагой, матерью Дмитрия, ездил знаменитый впоследствии РєРЅСЏР·СЊ Рњ. Р’. РЎРєРѕРїРёРЅ-РЁСѓР№СЃРєРёР№. Признание самозванца СЃРѕ стороны Марфы сыном Рё царевичем должно было окончательно утвердить его РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј престоле, Рё РѕРЅР° признала его. Р’ июле ее привезли РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Рё произошло первое трогательное свидание СЃ ней Лжедмитрия. РРЅРѕРєРёРЅСЏ Марфа прекрасно представилась нежной матерью; Дмитрий обращался СЃ ней, как любящий сын. РџСЂРё Дмитрии РјС‹ имеем РјРЅРѕРіРѕ свидетельств, доказывающих, что РѕРЅ верил РІ СЃРІРѕРµ царское происхождение Рё должен был считать Марфу действительно своей матерью, так что его нежность РїСЂРё встрече СЃ ней могла быть вполне искренна. РќРѕ совершенно иначе представляется поведение Марфы. Внешность самозванца была так исключительна, что, кажется, Рё самая слабая память РЅРµ могла Р±С‹ смешать его СЃ покойным Дмитрием. Для Марфы это тем более немыслимо, что РѕРЅР° РЅРµ разлучалась СЃРѕ СЃРІРѕРёРј сыном, присутствовала РїСЂРё его смерти, РіРѕСЂСЊРєРѕ его оплакивала. Р’ нем были надежды всей ее Р¶РёР·РЅРё, РѕРЅР° его берегла, как зеницу РѕРєР°, Рё ей ли было его РЅРµ знать? РЇСЃРЅРѕ, что нежность ее Рє самозванцу проистекала РёР· того, что этот человек, воскрешая РІ себе ее сына, воскрешал для нее то положение царской матери, Рѕ котором РѕРЅР° мечтала РІ угличском заточении. Для этого положения РѕРЅР° решилась РЅР° всенародное притворство, малодушно опасаясь возможности РЅРѕРЅРѕР№ опалы РІ том случае, если Р±С‹ оттолкнула РѕС‚ себя самозванного сына.
Р’ то самое время, как РёРЅРѕРєРёРЅСЏ Марфа, признавая подлинность самозванца, способствовала его окончательному торжеству Рё утверждала его РЅР° престоле, Василий РЁСѓР№СЃРєРёР№ ему СѓР¶Рµ изменил. Ртот человек РЅРµ стеснялся менять СЃРІРѕРё показания РІ деле Дмитрия: РІ 1591 Рі. РѕРЅ установил факт самоубийства Дмитрия Рё невиновность Бориса; после смерти Годунова перед народом РѕР±РІРёРЅСЏР» его РІ убийстве, признал самозванца подлинным Дмитрием Рё этим вызвал свержение Годуновых. РќРѕ едва Лжедмитрий был признан РњРѕСЃРєРІРѕР№, как РЁСѓР№СЃРєРёР№ начал против него интригу, объявляя его самозванцем. Рнтрига была вовремя открыта новым царем, Рё РѕРЅ отдал РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ СЃ братьями РЅР° СЃСѓРґ выборным людям, земскому СЃРѕР±РѕСЂСѓ. РќР° СЃРѕР±РѕСЂРµ, вероятно, составленном РёР· РѕРґРЅРёС… москвичей, никто "РЅРµ пособствовал" РЁСѓР№СЃРєРёРј, как выражается летопись, РЅРѕ "РІСЃРµ РЅР° РЅРёС… кричали" — Рё духовенство, Рё "Р±РѕСЏСЂРµ, Рё простые люди". РЁСѓР№СЃРєРёРµ были осуждены Рё отправлены РІ ссылку, РЅРѕ очень СЃРєРѕСЂРѕ прощены Лжедмитрием. Рто прощение РІ таком щекотливом для самозванца деле, как РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± его подлинности, равно Рё то обстоятельство, что такое дело было отдано РЅР° СЃСѓРґ народу, СЏСЃРЅРѕ показывает, что самозванец верил, что РѕРЅ "прирожденный", истинный царевич; иначе РѕРЅ РЅРµ СЂРёСЃРєРЅСѓР» Р±С‹ поставить такой РІРѕРїСЂРѕСЃ РЅР° рассмотрение народа, знавшего Рё уважавшего РЁСѓР№СЃРєРёС… Р·Р° РёС… постоянную близость Рє РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј царям.
Москвичи мало-помалу знакомились с личностью нового царя. Характер и поведение царя Дмитрия производили различное впечатление — перед москвичами, по воззрениям того времени, был человек образованный, но невоспитанный, или воспитанный, да не по московскому складу. Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимости того этикета, "чина", какой окружал московских царей; любил молодечествовать, не спал после обеда, а вместо этого запросто бродил по Москве. Не умел он держать себя и по православному обычаю, не посещал храмов, любил одеваться по-польски, по-польски же одевал свою стражу, водился с поляками и очень их жаловал; от него пахло ненавистным Москве латинством и Польшей.
РќРѕ Рё СЃ польской точки зрения это был невоспитанный человек. РћРЅ был необразован, плохо владел польским языком, еще плоше — латинским, писал "in perator" вместо "imperator". Такую РѕСЃРѕР±Сѓ, какой была Марина Мнишек, личными достоинствами РѕРЅ, конечно, прельстить РЅРµ РјРѕРі. РћРЅ был очень некрасив: разной длины СЂСѓРєРё, большая бородавка РЅР° лице, некрасивый большой РЅРѕСЃ, волосы торчком, несимпатичное выражение лица, лишенная талии неизящная фигура — РІРѕС‚ какова была его внешность. Брошенный СЃСѓРґСЊР±РѕР№ РІ Польшу, умный Рё переимчивый, без тени расчета РІ СЃРІРѕРёС… поступках, РѕРЅ понахватался РІ Польше внешней "цивилизации", РєРѕРµ-чему научился Рё, попав РЅР° престол, РїСЂРѕСЏРІРёР» РЅР° нем любовь Рё Рє Польше, Рё Рє науке, Рё Рє широким политическим замыслам вместе СЃРѕ вкусами степного гуляки. Р’ своей сумасбродной, лишенной всяческих традиций голове РѕРЅ питал утопические планы завоевания Турции, готовился Рє этому завоеванию Рё искал СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ РІ Европе. РќРѕ РІ этой странной натуре заметен был некоторый СѓРј. Ртот СѓРј проявлялся Рё РІРѕ внутренних делах, Рё РІРѕ внешней политике. Следя Р·Р° С…РѕРґРѕРј дел РІ Боярской РґСѓРјРµ, самозванец, РїРѕ преданию, удивлял Р±РѕСЏСЂ замечательной остротой смысла Рё соображения. РћРЅ легко решал те дела, Рѕ которых долго думали Рё долго спорили Р±РѕСЏСЂРµ. Р’ дипломатических сношениях РѕРЅ проявлял РјРЅРѕРіРѕ политического такта. Чрезвычайно РјРЅРѕРіРёРј обязанный СЂРёРјСЃРєРѕРјСѓ папе Рё королю РЎРёРіРёР·РјСѓРЅРґСѓ, РѕРЅ был СЃ РЅРёРјРё, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, РІ очень хороших отношениях, уверял РёС… РІ неизменных чувствах преданности, РЅРѕ РІРѕРІСЃРµ РЅРµ спешил подчинить СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ церковь папству, Р° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ политику — влиянию польской дипломатии. Будучи РІ Польше, РѕРЅ РїСЂРёРЅСЏР» католичество Рё надавал РјРЅРѕРіРѕ самых широких обещаний королю Рё папе, РЅРѕ РІ РњРѕСЃРєРІРµ забыл Рё католичество, Рё СЃРІРѕРё обязательства, Р° РєРѕРіРґР° ему Рѕ РЅРёС… напоминали, отвечал РЅР° это предложением СЃРѕСЋР·Р° против турок: РѕРЅ мечтал РѕР± изгнании РёС… РёР· Европы.
РќРѕ для его увлекающейся натуры гораздо важнее всех политических дел было его влечение Рє Марине; РѕРЅРѕ отражалось даже РЅР° его дипломатических делах. Марину РѕРЅ ждал РІ РњРѕСЃРєРІСѓ СЃ полным нетерпением. Р’ РЅРѕСЏР±СЂРµ 1605 Рі. был совершен РІ Кракове РѕР±СЂСЏРґ РёС… обручения, причем место жениха занимал царский РїРѕСЃРѕР» Власьев. (Ртот Власьев РІРѕ время обручения поразил Рё насмешил поляков своеобразием манер. Так, РІРѕ время обручения, РєРѕРіРґР° РїРѕ РѕР±СЂСЏРґСѓ спросили, РЅРµ давал ли Дмитрий РєРѕРјСѓ-РЅРёР±СѓРґСЊ обещания, РєСЂРѕРјРµ Марины, РѕРЅ отвечал: "Рђ РјРЅРµ как знать? Рћ том РјРЅРµ ничего РЅРµ наказано!") Р’ РњРѕСЃРєРІСѓ, однако, Марина приехала только 2 мая 1606 Рі., Р° 8-РіРѕ происходила свадьба. РћР±СЂСЏРґ был совершен РїРѕ старому СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ обычаю, РЅРѕ СЂСѓСЃСЃРєРёС… неприятно поразило здесь присутствие РЅР° свадьбе поляков Рё несоблюдение некоторых, хотя Рё мелких, обрядностей. РќРµ нравилось народу Рё поведение польской свиты Мнишков, наглое Рё высокомерное. Царь Дмитрий СЃ его польскими симпатиями РЅРµ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёР» СѓР¶Рµ прежнего обаяния РЅР° народ; хотя против него Рё РЅРµ было общего определенного возбуждения, РЅРѕ народ был недоволен Рё РёРј, Рё его приятелями-поляками; однако это неудовольствие РїРѕРєР° РЅРµ высказывалось открыто.
Лжедмитрий сослужил СЃРІРѕСЋ службу, Рє которой предназначался СЃРІРѕРёРјРё творцами, СѓР¶Рµ РІ момент своего воцарения, РєРѕРіРґР° умер последний Годунов — Федор Борисович. РЎ минуты его торжества РІ нем боярство СѓР¶Рµ РЅРµ нуждалось. РћРЅ стал как Р±С‹ орудием, отслужившим СЃРІРѕСЋ службу Рё РЅРёРєРѕРјСѓ более РЅРµ нужным, даже лишней РѕР±СѓР·РѕР№, устранить которую было Р±С‹ желательно, РёР±Рѕ, если ее устранить, путь Рє престолу будет свободен достойнейшим РІ царстве. Рустранить это препятствие Р±РѕСЏСЂРµ стараются, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, СЃ первых Р¶Рµ дней царствования самозванца. Как интриговали РѕРЅРё против Бориса, так теперь открывают РїРѕС…РѕРґ РЅР° Лжедмитрия. Р’Рѕ главе РёС… стал РЁСѓР№СЃРєРёР№, как прежде, РїРѕ мнению некоторых, стоял Богдан Бельский. РќРѕ РЅР° первый раз РЁСѓР№СЃРєРёРµ слишком поторопились, чуть было РЅРµ погибли Рё, как РјС‹ видели, были сосланы. РЈСЂРѕРє этот РЅРµ пропал РёРј даром; весной 1606 Рі. Р’. Р. РЁСѓР№СЃРєРёР№ вместе СЃ Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; РѕРЅРё успели привлечь РЅР° СЃРІРѕСЋ сторону РІРѕР№СЃРєР°, стоящие около РњРѕСЃРєРІС‹; РІ ночь СЃ 16 РЅР° 17 мая отряд РёС… был введен РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, Р° там Сѓ РЁСѓР№СЃРєРѕРіРѕ было СѓР¶Рµ достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко РЅРµ РІСЃРµ РІ РњРѕСЃРєРІРµ непримиримо настроены против самозванца, сочли нужным обмануть народ Рё Р±СѓРЅС‚ подняли СЏРєРѕР±С‹ Р·Р° царя, против поляков, его обижавших. РќРѕ дело СЃРєРѕСЂРѕ объяснилось. Царь был объявлен самозванцем Рё СѓР±РёС‚ 17 мая утром. "Рстинный царевич", которого еще так недавно трогательно встречали Рё спасению которого так радовались, сделался "расстригой", "еретиком" Рё "польским свистуном". Р’Рѕ время этого переворота был свергнут патриарх Ргнатий Рё убито РѕС‚ 2000 РґРѕ 3000 СЂСѓСЃСЃРєРёС… Рё поляков. Московская чернь начинала СѓР¶Рµ приобретать РІРєСѓСЃ Рє подобным СЂРѕРґР° делам.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/