Черемисин Роман
Апрель 2005г.
Введение
После покорения РЎРёР±РёСЂРё РІ 1583 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° славный воевода Ермак СЃ РґСЂСѓР¶РёРЅРѕСЋ РёР· 840 человек очистил земли РЎРёР±РёСЂСЃРєРёРµ РѕС‚ салтана Кучума. Р Р±РёР» челом Роанну царством РЎРёР±РёСЂСЃРєРёРј, драгоценными соболями, черными лисицами Рё бобрами. «Слова восхищения СЃ Р¶РёРІРѕР№ радостью повторялись РІРѕ дворце Рё РЅР° Красной площади. «Новое царство послал Бог Р РѕСЃСЃРёРёВ». Звонили РІ колокола, пели молебны благодарственные» - пишет Рќ.Рњ. Карамзин. РќРѕ РІ месте СЃ этим Бог послал СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРјСѓ государству РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ поле СЃ плевелами язычества, которое РЅСѓР¶РЅРѕ было очистить Рё засеять семенами Христовой веры. Для миссионерской деятельности СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ церкви открылись необъятные просторы. Христианская вера проникла РІ РЎРёР±РёСЂРё вместе СЃ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ колонизацией. РЎ конца XVI века сильным стимулом для колонизации послужила политическая Рё военная поддержка, оказывавшаяся государством СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ движению СЂСѓСЃСЃРєРёС… переселенцев РЅР° Восток. Небольшие военные отряды, посылавшиеся правительством, создавали укрепления. Р—Р° РЅРёРјРё часто устремлялся поток крестьян-земледельцев, РґР° Рё авантюристов, искавших РЅР° новых землях СЃРєРѕСЂРѕР№ наживы. Поселенцы РёР· крестьян-земледельцев шли впереди военных отрядов, или следом, осваивая новые земли. Рменно СЂСѓСЃСЃРєРёРµ поселенцы РІ РЎРёР±РёСЂРё стали первыми проповедниками христианства для инородцев. РџРѕ свидетельству СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… историков, общим правилом СЂСѓСЃСЃРєРёС… поселенцев РІ РЎРёР±РёСЂРё было: «где Р·РёРјРѕРІСЊРµ ясашное, там Рё крест или впоследствии часовня; РіРґРµ водворение крепостное, там церковь Рё пушка; РіРґРµ РіРѕСЂРѕРґ, там Рё управление воеводское, огнестрельный снаряд Рё монастырь, РєСЂРѕРјРµ церкви».
Рстория Тобольско-Тюменской епархии 17-18 век.
Правительство разными мерами старалось усилить христианский элемент РІ этой стране: СЃРёР±РёСЂСЃРєРёРµ храмы снабжались РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ книгами, иконами, колоколами, РІРѕСЃРєРѕРј, ладаном Рё РґСЂСѓРіРёРјРё предметами церковной утвари. РќРѕ РЅСѓР¶РґС‹ РІ храмах Рё священнослужителях были ощутительны. Р’ 1611 РіРѕРґСѓ СЃРёР±РёСЂСЃРєРёРµ воеводы писали Рє Сильвестру, архиепископу Вологодскому, что РјРЅРѕРіРёРµ новоустроенные храмы РЅРµ освящены, Р·Р° неимением антиминсов, Р° РґСЂСѓРіРёРµ стоят без пения, потому что нет РїРѕРїРѕРІ. Недостаток пастырей РІ языческой стране был причиной того, что дело христианского просвещения шло медленно между туземцами, Рё христианство РЅРµ могло глубоко проникнуть РІ Р¶РёР·РЅСЊ новопросвещенных. Даже Сѓ СЂСѓСЃСЃРєРёС… людей-казаков, первых поселенцев РЎРёР±РёСЂРё, была дозволяема умычка жен Рё девиц РёР· РіРѕСЂРѕРґРѕРІ. Казаки жили СЃ татарками как СЃ женами, вступали РІ браки РІ непозволительных степенях РєСЂРѕРІРЅРѕРіРѕ родства, отнимали силой чужих жен, бросали РёС… Рё брали РґСЂСѓРіРёС…. Сами священники РЅРµ стояли РЅР° высоте СЃРІРѕРёС… обязанностей: РёРјРё совершались РІСЃСЏРєРёРµ незаконные браки. РЎ конца XVI века РїРѕ желанию монахов создавались монастыри. Так возникли первые опорные пункты будущей РјРёСЃСЃРёРё. Церковная организация РЎРёР±РёСЂРё РЅРµ успевала Р·Р° развитием общественной Р¶РёР·РЅРё. Только РІ 1620 РіРѕРґСѓ РІ Тобольске, основанном еще РІ 1587 РіРѕРґСѓ, патриархом Филаретом была открыта архиепископия. Первым СЃРёР±РёСЂСЃРєРёРј Рё тобольским архиепископом был Киприан Старорусенников. Его епархия простиралась РѕС‚ Урала далеко РЅР° восток без определенной границы Рё расширялась ежегодно РїРѕ мере продвижения военных отрядов Рё колонистов Рё возникновения укреплений. РџРѕ отзывам современников архиепископ Киприан был «муж просвещенный Рё ревностный, собственным примером учащий учитель». Р’ течение трех лет своей пасторской деятельности РѕРЅ успел РјРЅРѕРіРѕ сделать для просвещения своей епархии: РѕРЅ улучшил нравственность между христианами Рё РјРЅРѕРіРёС… магометан Рё язычников обратил РєРѕ Христу; построил РґРѕ 30 храмов, основал несколько новых монастырей РІ РўСѓСЂРёРЅСЃРєРµ, Алапаеве (Невьянске), Таре, РўРѕРјСЃРєРµ Рё РЅР° реке Тагиле, РІ Тобольске, Тураханске Рё РЅР° реке Нейве. Привел РІ должный РІРёРґ возникшие прежде монастыри. РќР° месте старого острога построил архиерейский РґРѕРј, церковные постройки, Р° также деревянную СЃРѕР±РѕСЂРЅСѓСЋ церковь. РћРЅ назвал ее так, как назывался СЃРѕР±РѕСЂ РЅР° его СЂРѕРґРёРЅРµ, - Софийской. Р РІСЃСЏ прилегающая площадь стала называться Софийским РґРІРѕСЂРѕРј. Р’ игумены монастырей РѕРЅ назначал лично ему известных своей строгой Р¶РёР·РЅСЊСЋ монахов, прибывших СЃ РЅРёРј РІ РЎРёР±РёСЂСЊ РёР· волоколамского, соловецкого Рё РґСЂСѓРіРёС… монастырей. После Киприана, переведенного РЅР° Крутицкую кафедру, приемником Рё продолжателем его дела был архиепископ Макарий. Р’ способах распространения христианства РѕРЅ совершенно напоминал своего предшественника. Правительство СЃРѕ своей стороны Рё материальными Рё нравственными средствами старалось обеспечить успех миссионерского дела Тобольских архипастырей. Р’ 1625 РіРѕРґСѓ архиепископу Макарию дан был наказ касательно ведения миссионерского дела. Р’ наказе советовалось располагать инородцев Рє принятию христианства мерами кротости, ласковым обращением, материальными вспомоществованиями, ходатайством Р·Р° провинившихся перед властями. Р’ видах поощрения инородцев Рє принятию христианства, издан был закон (1629), РїРѕ которому холоп, принадлежавший иноземцу Рё некрещеному, получал СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, сделавшись христианином. Православный Р¶Рµ даже РІ качестве СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ прислуги РЅРµ должен оставаться Сѓ инородца Рё некрещеного. Рзвестно Рѕ миссионерской работе между Уралом Рё РћР±СЊСЋ, проводившейся монахами основанного РІ 1644 РіРѕРґСѓ РЅР° Рсете РІ Западной РЎРёР±РёСЂРё Далматского монастыря. Благодаря таким мерам христианство довольно успешно стало распространяться РІ РЎРёР±РёСЂРё. Были случаи обращения целых инородческих селений. В
С 1664 по 1678 год митрополичье правление осуществлял преосвященный Корнилий. Он был уроженец Новгородский. Ни о времени рождения его, ни о звании, из какого он происходил, не имеется сведений, но известно, что образование он получил в училище при Новгородском архиерейском доме. По пострижении в монашестве и по происхождении всех степеней иерархии, возведен в сан архимандрита Новгородского Хутынского монастыря, а в 1664 году, 24 июня в Москве хиротонисан в сан архиепископа Сибирской епархии. В Тобольск прибыл 23 февраля 1665 года и вступил в кафедральный собор с церемониею, по примеру своих предместников.
Р’ первое лето пребывания архиепископа Корнилия РІ Тобольске, как РІ РіРѕСЂРѕРґРµ, так Рё РІРѕ всем его РѕРєСЂСѓРіРµ РІ продолжение нескольких недель шел беспрерывно такой сильный РґРѕР¶РґСЊ, что люди пришли РІ страх. Архиерей послал духовенство РІ Абалацкое село, чтобы принести РѕС‚ туда РІ Тобольск чудотворный образ Божией Матери. РЎ молитвою Рё слезами пал благочестивый архипастырь, Р° СЃ РЅРёРј духовенство Рё весь народ, пред Святой РёРєРѕРЅРѕСЋ, моля Царицу Небесную умилосердиться над градом Рё людьми согрешившими, Рё умолить Сына Рё Бога Своего Рѕ прекращении гнева небесного. После того РёРєРѕРЅР° перенесена была РІ Софийский СЃРѕР±РѕСЂ, Рё лишь только началась литургия, - РґРѕР¶РґСЊ РІРґСЂСѓРі перестал, солнце воссияло, Рё тогда Р¶Рµ настало СЏСЃРЅРѕ. Р’ память этого чудесного события архиепископ Корнилий установил каждогодно приносить РёРєРѕРЅСѓ Абалакской Божией Матери РІ Тобольск 8 июля, что соблюдается Рё РґРѕ нынешних времен. В
Р’ 1668 РіРѕРґСѓ архиепископ Корнилий РїРѕ царскому повелению прибыл РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, РіРґРµ 25 мая РІРѕ дворцовой церкви Патриархами Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским, бывшими РІ Р РѕСЃСЃРёРё для СЃСѓРґР° над Патриархами РќРёРєРѕРЅРѕРј Рё Роасвафом-РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј, СЃ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРјРё Рё греческими архиереями, возведен РЅР° степень митрополита РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ Рё Тобольского. Р’ иерархическом РїРѕСЂСЏРґРєРµ Сибирская епархия поставлена РЅР° четвертую степень митрополии, Р° именно:1)Новгородская, 2)Казанская, 3)Астраханская Рё 4) Сибирская. Далее следовали митрополии: Ростовская, Рязанская, Нижнегородская Рё Крутицкая.
Царь Алексей Михайлович достойно ценил долговременное Рё ревностное служение митрополита Корнилия Рё РІ январе 1675 РіРѕРґР° прислал РІ Тобольск своего стольника Алексея Петровича Салтыкова, который РІ кафедральном СЃРѕР±РѕСЂРµ торжественно РѕР±СЉСЏРІРёР» преосвященному РѕС‚ Государя его милостивое благоволение. Рто было равносильно нынешнему награждению архипастырей орденскими знаками, РїСЂРё Высочайших грамотах Рё рескриптах. Благодарный владыка тогда Р¶Рµ совершил торжественное молебствие Рѕ здравии Рё благоденствии Государя.
Достигши преклонных лет Рё чувствуя приближение смерти, преосвященный митрополит Корнилий, РІ начале 1678 РіРѕРґР° переселился РІ Знаменский монастырь Рё там Р¶Рµ РїСЂРёРЅСЏР» СЃС…РёРјСѓ, Р° 23 декабря того Р¶Рµ РіРѕРґР° скончался Рё погребен, РІ находившейся близ архиерейского РґРѕРјР°, Сергиевской церкви.В
РџСЂРё митрополите Тобольском Симеоне, современнике патриарха РќРёРєРѕРЅР° , 14 волостей РєРѕРґСЃРєРёС… остяков изъявили желание принять крещение. Благодаря его стараниям РІ главном остяцком селении РљРѕРґРµ, РЅР° реке РћР±Рё, РІРѕР·РЅРёРє монастырь, сделавшийся рассадником христианской веры среди остяков. Рљ концу патриаршего периода христианская вера РІ РЎРёР±РёСЂРё распространилась РѕС‚ подошвы Урала РґРѕ РіРѕСЂ Байкальских. РџСЂРё тобольском митрополите Павле (1678-1692) отправлена была РјРёСЃСЃРёСЏ РІ Даурию. Также митрополит Павел очень РјРЅРѕРіРѕ строил. Р’СЃРєРѕСЂРµ РїРѕ прибытии РЅРѕРІРѕРіРѕ архипастыря РІ СЃРІРѕР№ кафедральный РіРѕСЂРѕРґ, постигло Тобольск, обычное РІ те времена, РєРѕРіРґР° РіРѕСЂРѕРґ Рё храмы РІ РЎРёР±РёСЂРё строились деревянные, страшное несчастье. Пожар истребил крепость, построенную всего РґРІР° РіРѕРґР° тому назад, Вознесенскую церковь, 500 РґРѕРјРѕРІ, РІСЃРµ татарские юрты, приказ, Р±РѕСЏСЂСЃРєРёР№ РґРѕРј Рё церковь РЎРІ. Троицы. Новая крепость построена была, вместе СЃ церковью Вознесения РІ башне, РІ 1681 РіРѕРґСѓ. Р’ том Р¶Рµ 1680 РіРѕРґСѓ сгорели РІ Абалаке РґРІРµ деревянные церкви. Преосвященный Павел, РІРёРґСЏ, что деревянные церкви делаются добычей РѕРіРЅСЏ, РїСЂРѕСЃРёР» Государя Рѕ дозволении построить РІ Тобольске кафедральный СЃРѕР±РѕСЂ, Р° РІ Абалаке, ради чудотворной РёРєРѕРЅС‹, церковь – каменные Рё РІ 1680 РіРѕРґСѓ получил дозволение, причем Царь Федор Алексеевич приказал выдать РёР· казны РЅР° построение Тобольского СЃРѕР±РѕСЂР° выдать 700 рублей денег Рё прислать РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ 682 РїСѓРґР° железа.В
Р’Рѕ время преосвященного Павла начали появляться РІ РЎРёР±РёСЂРё раскольники. Р’ ослеплении невежеством, злобой Рё фанатизмом, РѕРЅРё положили начало самосожигательству, первый случай которого был РІ 1679 РіРѕРґСѓ, РІ Тобольском РѕРєСЂСѓРіРµ, РЅР° реке Березовке, РіРґРµ собралось РёР· Тобольска, Верхотурья Рё Тюмени Рё РёС… РѕРєСЂСѓРіРѕРІ раскольников СЃ женами Рё детьми РґРѕ 2700 человек, Рё РІСЃРµ, вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРј наставником тюменским иереем Дометианом, РІ монашеств Доминиилом, сами себя сожгли. Р’ 1682 РіРѕРґСѓ РІ Устяцкой слободе, РЅР° реке РўРѕР±РѕР», педали себя РѕРіРЅСЋ 400 человек стариков Рё старух. Р’ Верхатурском РѕРєСЂСѓРіРµ, РІ деревне Нагормыч, сожглись 100 человек, тут Р¶Рµ РІСЃРєРѕСЂРµ собралось для самосожжения еще 350 человек. Митрополит Павел РЅРµ допустил этого. Р’ 1687 РіРѕРґСѓ РІ Тюменском РѕРєСЂСѓРіРµ, РЅР° речке Тегенке сгорело более 300 человек, РІ том Р¶Рµ РіРѕРґСѓ Рё РІ том Р¶Рµ РѕРєСЂСѓРіРµ, РІ деревне Боровикове, сгорело 150 человек. РќРѕ раскольники РЅРµ только сами себя сжигали, - РѕРЅРё старались наносить страшные вред Рё ненавидимым РёРјРё православным. РћС‚ РїРѕРґР¶РѕРіР° раскольниками РІ 1686 РіРѕРґСѓ, РІ первый день Пасхи, РІ селе Каманке, Тюменского РѕРєСЂСѓРіР°, сгорела церковь СЃ 250 человеками молившихся РІ ней православных. Р’ том Р¶Рµ РіРѕРґСѓ, 25 апреля, РѕС‚ РїРѕРґР¶РѕРіР° теми Р¶Рµ раскольниками, пострадала Тюмень, сгорело РІ ней пять церквей, приказ, гостиный РґРІРѕСЂ Рё РјРЅРѕРіРѕ РґРѕРјРѕРІ. В
РўСЂСѓРґС‹ РїРѕ управлению обширною епархией, заботы Рё огорчения подломили силы Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ маститого митрополита: РЅР° 26 июля 1691 РіРѕРґР° преосвященного Павла внезапно постигла болезнь – паралич, отнялся язык Рё память, правая СЂСѓРєР° Рё РЅРѕРіР°. Р’ таком положении оставался РѕРЅ РґРѕ конца августа того Р¶Рµ РіРѕРґР°, Р° РІ следующем, 1962 РіРѕРґСѓ, РїРѕ указу Государя, вызван РІ РњРѕСЃРєРІСѓ, РєСѓРґР° отправился больной, Рё РїРѕ пути скончался 4 января 1692 РіРѕРґР°.В
Для успешного распространения РІ этом крае христианства, РїРѕ благословению патриарха Роакима, основан был Селенгский монастырь (1681). Р’ апреле 1683 РіРѕРґР° было заложено первое каменное здание – Софийский СЃРѕР±РѕСЂ, прообразом которого явилась церковь Вознесения РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј Кремле. Софийско-Успенский СЃРѕР±РѕСЂ соорудили РІ 1686 РіРѕРґСѓ. Почти одновременно, РІ 1685-1686 годах РІРѕРєСЂСѓРі Софийского РґРІРѕСЂР° построили каменную стену. Р’ ее северной части находился главный РІС…РѕРґ, Святые ворота СЃ Церковью Сергея Радонежского над РЅРёРјРё. РўРѕРіРґР° Р¶Рµ построили Рё колокольню. Жилые Р¶Рµ здания РґРІРѕСЂР° долго оставались деревянными, Р·Р° исключением двухэтажного архиерейского РґРѕРјР°. Р’ 1700 РіРѕРґСѓ РІ бескрайней Тобольской епархии было 160 православных храмов. РќРѕ правильно организованных РјРёСЃСЃРёР№ для проповеди христианства РІ РЎРёР±РёСЂРё РІ этот период РЅРµ было. Язычников, несмотря РЅР° успехи веры Христовой, оставалось еще РјРЅРѕРіРѕ, Рё просвещение РёС… было делом будущего.
Петр 1 был крайне заинтересован РІ обращении инородцев РЎРёР±РёСЂРё, поэтому его внимание привлекла деятельность почти душевнобольного Тобольского митрополита Ргнатия Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ-Корсакого(1692-1701;фактически РґРѕ 1699РіРѕРґР°), РЅР° которого РІ РњРѕСЃРєРІСѓ непрерывно поступали жалобы. Стоит заметить, что митрополит Павел обличал Тобольского воеводу Р±РѕСЏСЂРёРЅР° Андрея Федоровича Нарышкина, который был двоюродным дядей, царствовавшего тогда Царя Петра 1. Злоупотребляя своею властью, воевода СЃ РґСЂСѓР¶РёРЅРѕСЋ творили всевозможные бесчинства: жили распутно, грабили народ Рё РІ особенности инородцев, истязали РёС…. 18 РёСЋРЅСЏ 1700 РіРѕРґР° Петр РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» Киевского митрополита назначить РЅР° РЎРёР±РёСЂСЃРєРёР№ митрополичий престол ученого монаха, «благого, непорочного жития человека, которому Р±С‹ РІ Тобольске быть митрополитом, Рё РјРѕРі Р±С‹ Божиею помощию исподволь РІ Китае, Рё РІ РЎРёР±РёСЂРё РІ слепоте идолослужения Рё РІ прочих неверствиях закоснелых человек приводить РІ познание Рё служение, Рё поклонение истинного Р–РёРІРѕРіРѕ Бога». Р’ помощь этому человеку надо прислать ученых монахов, «которые Р±С‹ могли твердыми святого Евангелия доводами РјРЅРѕРіРёРµ души области темные сатанинские привести РІ свет познания Христа Бога нашего».
После этого 23 марта 1701 РіРѕРґР° малороссийский архимандрит Димитрий Туптало был посвящен РІ митрополита Тобольского Рё РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕРіРѕ. Однако царю так понравился этот образованный человек Рё прекрасный проповедник, что РѕРЅ РЅРµ отпустил его РІ РЎРёР±РёСЂСЊ, Р° сделал митрополитом Ростовским. Следующим кандидатом, предложенным Киевским митрополитом, был архимандрит Филофей Лещинский, который управлял РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ епархией РІ 1702-1711, Р° потом еще раз РІ 1715-1720 годах. Его-то Рё должно назвать основателем РјРёСЃСЃРёРё РІ Западной РЎРёР±РёСЂРё. Трудности миссионерства РІ РЎРёР±РёСЂРё намного превосходили те, СЃ которыми вынуждены были бороться проповедники православия РІ Европейской Р РѕСЃСЃРёРё. Удаленность РѕС‚ главных церковных Рё светских центров столицы затрудняла служебную переписку. Духовенство, подчиненное митрополиту, РЅРµ являло СЃРѕР±РѕР№, как правило, образец нравственности Рё христианских добродетелей, РґР° Рё РЅРµ отличалось образованием. Немногие соглашались добровольно отправиться РІ далекую землю, РіРґРµ условия Р¶РёР·РЅРё духовенства были значительно С…СѓР¶Рµ, чем РІ РґСЂСѓРіРёС… СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… епархиях. РњРЅРѕРіРёРµ священники, диаконы Рё монахи РІ наказание Р·Р° какие-РЅРёР±СѓРґСЊ проступки ссылали РІ РЎРёР±РёСЂСЊ Рё покидали эти края РїСЂРё первой Р¶Рµ возможности. Р’ XVIII веке РІ Святейший РЎРёРЅРѕРґ постоянно приходили жалобы РѕС‚ РЎРёР±РёСЂСЃРєРёС… епархиальных архиереев РЅР° непригодность подчиненного РёРј духовенства. Клирики совершенно РЅРµ знали языков инородцев, РЅРѕ даже знания разговорного языка РЅРµ помогало РІ переводе христианских понятий, которым РЅРµ находилось соответствия РЅРµ только РІ языке, РЅРѕ Рё РІ представлениях инородцев. Разнообразие религиозных исповеданий составляло еще РѕРґРЅСѓ специфическую трудность для РјРёСЃСЃРёРё РІ Западной РЎРёР±РёСЂРё. Народности, находившиеся ранее РїРѕРґ господством татар, частично исповедовали ислам. Между Уралом Рё Енисеем Рё далее РЅР° восток кочевали народы, приверженные самому примитивному шаманизму, который РЅР° СЋРіРµ, РІ Забайкалье, РЅР° монголо-китайской границе, смешивался СЃ Р±СѓРґРґРёР·РјРѕРј-ламаизмом. Миссионеры сталкивались здесь СЃ враждебным отношением населения РєРѕ всему СЂСѓСЃСЃРєРѕРјСѓ. РС… совсем РЅРµ поддерживали местные государственные власти, авторитет которых был РІ XVIII веке ничтожен: российская власть над инородцами РІ удалении РѕС‚ РіРѕСЂРѕРґРѕРІ или крепостей РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях существовала только РЅР° бумаге. РџСЂРё таких условиях РјРёСЃСЃРёСЏ нуждалась РІ сотрудниках, которые были Р±С‹ готовы РЅР° самопожертвование. В
Митрополит Филофей, известный РІ Орловской губернии Свенского монастыря Рё строгий аскет, СЃ большим усердием взялся Р·Р° РјРёСЃСЃРёСЋ РІ РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ епархии. Поначалу РѕРЅ хотел основать славяно-латинскую школу для полготовки миссионеров, РЅРѕ Петр I счел латынь излишней Рё отказал РІ деньгах, возложив финансирование школы РЅР° Тобольскую епархию, средства которой были Рё без того весьма скромными. РўРѕРіРґР° Филофей предложил царю выселить татар-мусульман РёР· епархии Рё ввести смертную казнь для многочисленных староверов, искавших убежище РІ РЎРёР±РёСЂРё, если РѕРЅРё откажутся вернуться РІ Церковь. Миссионерская деятельность, РїРѕ его убеждению, должна активизироваться прежде всего денежными поощрениями Рё льготами РІ налогах. Р’РѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, эти предложения 1702 РіРѕРґР° Рё стали причиной появления упомянутых указов царя Рѕ льготах для новокрещеных, которые действовали затем Рё РІ РЎРёР±РёСЂРё. Филофей управлял своей епархией дважды: РІ 1702-1711 Рё РІ 1715-1720 годах. РњРёСЃСЃРёСЏ первого периода сосредоточилась главным образом РІ области Березова, довольно близко Рє северу РѕС‚ Тобольска, РЅР° Рртыше Рё РћР±Рё. РџРѕ личным указам Петра I РѕС‚ 1 декабря 1705 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 7 РёСЋРЅСЏ 1710 РіРѕРґР° миссионеры обращали РІ православие тамошних остяков, самоедов Рё вогулов, находившихся РїРѕРґ властью шаманов, император повелел сжигать идолов, Р° новокрещеным РІ РІРёРґРµ поощрения выдавать одежду Рё зерно Р·Р° государственный счет. Митрополит Филофей вынашивал еще более грандиозные планы: так, РІ 1702 РіРѕРґСѓ РѕРЅ поставил задачу подготовить РјРёСЃСЃРёСЋ РІ Китае Рё РЅР° Камчатке. Р’ 1709 РіРѕРґСѓ РѕРЅ заболел Рё отправился РЅР° РїРѕРєРѕР№ РІ монастырь, РіРґРµ РїСЂРёРЅСЏР» СЃС…РёРјСѓ РїРѕРґ именем Феодора, однако РґРѕ прибытия РІ середине 1711 РіРѕРґР° своего преемника Роанна Максимовича РѕРЅ продолжал прежнее служение, митрополит Роанн, исполняя указ 1710 РіРѕРґР° РїРѕ усилению миссионерской деятельности, РїСЂРѕСЃРёР» его просвещать инородцев Рё далее. Филофей согласился Рё даже РЅР° РїРѕРєРѕРµ, Рё РІРѕ второй период своего служения отдавал РІСЃРµ силы этой работе. РћРЅ лично ездил Рє остякам РЅР° РћР±СЊ Рё Рртыш, посещал РЅР° СЋРіРµ зырян Рё вогулов, Р° также поселки мусульман Рё татар. Устав РѕС‚ миссионерских трудов, РѕРЅ РІ 1721 РіРѕРґСѓ окончательно оставил архиерейский престол Рё ушел РІ монастырь. РќРѕ Рё здесь РѕРЅ трудился для РјРёСЃСЃРёРё вплоть РґРѕ своей кончины РІ 1727 РіРѕРґСѓ; его главной заботой было укрепление новокрещеных РІ вере Рё окормление РёС…, РѕРЅ строил храмы Рё старался воспитать хорошее духовенство. Р’ РїРѕСЂСѓ его предстоятельства крестили примерно 40000 инородцев разных народностей Западной РЎРёР±РёСЂРё.
Повествуя истории Тобольско-Тюменской епархии необходимо рассказать Рѕ Р¶РёР·РЅРё великого просветителя РЎРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ земли, святителя Роанна, митрополита Тобольского Рё всея РЎРёР±РёСЂРё, чьи мощи РґРѕ сей РїРѕСЂС‹ почивают РїРѕРґ сводами РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРѕРіРѕ СЃРѕР±РѕСЂР°. Святитель Роанн родился РІ декабре 1651 РіРѕРґР° РІ Нежине, Черниговской губернии, Рё принадлежал Рє РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРјСѓ СЂРѕРґСѓ. РЈ отца его Максима Васильковского, жившего РІ Киеве Рё употреблявшего СЃРІРѕРё средства РЅР° украшение храмов Божиих, было семь сыновей, РёР· РєРѕРёС… Роанн был старшим. РћРЅ выделялся РёР· среды СЃРІРѕРёС… братьев особыми духовными дарованиями Рё прилежанием Рє РєРЅРёР¶РЅРѕРјСѓ обучению. Закончил СЃРІРѕРµ образование Роанн РІ Киевской академии – единственной РІ то время РЅР° Р СѓСЃРё школе высшего богословского знания. РџРѕ окончании учения оставлен был РїСЂРё академии учителем, РЅРѕ душа его РѕС‚ юности стремилась Рє Господу. Прослужив восемь лет – СЃ 1668 РїРѕ 1676 РіРѕРґ – РІ академии, Роанн, желая посвятить себя иноческой Р¶РёР·РЅРё, РїСЂРёРЅСЏР» РІ Киево-Печорской Лавре пострижение СЃ именем Роанна, затем был рукоположен РІРѕ иеродиакона Рё иеромонаха, Р·Р° СЃРІРѕР№ выдающийся проповеднический талант получил звание проповедника Рё был затем любившей его монастырской братией избран РЅР° ответственную должность СЌРєРѕРЅРѕРјР° Лавры.
Черниговский архиепископ святой Феодосий Углицкий, зная Роанна Максимовича, как человека строгой подвижнической Р¶РёР·РЅРё, Рё предчувствуя близость своей кончины, вызвал его Рє себе РІ Чернигов Рё РІ половине 1695 РіРѕРґР° посвятил его РІ архимандрита Елецкого монастыря, которым РґРѕ того времени сам управлял, готовя РІ РЅРѕРІРѕРј архимандрите достойного себе преемника РЅР° святительскую кафедру РІ Чернигове. Р’СЃРєРѕСЂРµ (5 февраля 1696 РіРѕРґР°) святитель Феодосий почил Рѕ Господе. Преемником ему народом Рё властями единогласно был избран архимандрит Роанн Максимович, рукоположенный 10 января 1697 РіРѕРґР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ патриархом Андрианом РІ архиепископа Черниговского.
14 лет управлял святитель Роанн Черниговской епархией, снискав себе, как богато одаренному светильнику Христову, благоговейное почитание РѕС‚ паствы. Р’ марте месяце 1712 РіРѕРґР° состоялось назначение архиепископа Черниговского Роанна Максимовича РІ Тобольск СЃ возведением его РІ звание митрополита Тобольского Рё всея РЎРёР±РёСЂРё. Выбор РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ начальства Рё Государя Петра I РїРѕ отречении митрополита Филофея Лещинского РѕС‚ управления Тобольскою епархией остановился РЅР° Черниговском архипастыре Роанне Максимовиче потому, что еще РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 1700 РіРѕРґР° Петр I, желая просветить светом евангелия РЅРµ только СЃРёР±РёСЂСЃРєРёС… язычников, РЅРѕ Рё сопредельные СЃ РЎРёР±РёСЂСЊСЋ неверующие народы, дал указ Рѕ том, чтобы РЅР° РЎРёР±РёСЂСЃРєСѓСЋ митрополию РІРѕР·РІРѕРґРёРјС‹ были РјСѓР¶Рё РЅРµ тоько благочестивые, Р° вместе СЃ тем Рё ученые. Рђ Роанн архиепископ Черниговский, вполне обладал этими качествами, которых Великий Рмператор требовал РѕС‚ кандидатов РІ архипастыри Тобольские: РѕРЅ СЃРёСЏР» Рё добродетелями христианскими, был вполне образованным РїРѕ тогдашнему времени человеком Рё известен был как писатель Рё переводчик назидательных Рё душеполезных сочинений. РљСЂРѕРјРµ того, РѕРЅ умудрен был РІ делах церковного управления, имея СѓР¶Рµ более шестидесяти лет РѕС‚ рождения. Р’Рѕ время Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЂСѓСЃСЃРєРёС… СЃРѕ шведами РѕРЅ предрек Царю Петру Великому полную победу РЅР° врагов. «Благословен РўС‹, РіРѕРІРѕСЂРёР» РѕРЅ Царю, - егда входиши, Рё благословен, егда исходиши: предаст Р±Рѕ Господь Бог враги РўРІРѕРё, сопротивляющиеся Тебе, сокрушены пред лицом РўРІРѕРёРј; путем единым РїСЂРёРґСѓС‚ Рє Тебе Рё седмию путий побегут РѕС‚ лица Твоего».
Святитель Роанн прибыл РІ Тобольск 14 августа 1712 РіРѕРґР° Рё остановился сначала РІ Знаменском монастыре РЅР° берегу реки Рртыша. РќР° РґСЂСѓРіРѕР№ день, РІ праздник Успения Божней Матери, утром, РѕРЅ торжественно СЃ крестным С…РѕРґРѕРј, сопровождаемый многочисленным народом Рё РІРѕР№СЃРєРѕРј, вступил РІ нагорную часть РіРѕСЂРѕРґР° Тобольска, отслужил сначала РЅР° площади молебен Рё, благословив народ, вошел РІ кафедральный СЃРѕР±РѕСЂ Рё совершил Божественную литургию.
РџРѕ словам Григория Новицкого, автора РєРЅРёРіРё «Краткое описание остяцкого народа»: «Митрополит Роанн был усердный ревнитель Рё трудолюбивый желатель благочестия». Рђ неизвестный автор СЂСѓРєРѕРїРёСЃРё СЃРёР±РёСЂСЃРєРѕР№ летописи РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Митрополит Роанн был тих, смирен, благорассудлив, Рѕ бедных сострадателен Рё милостив».
Несмотря РЅР° кратковременное управление Тобольской епархией, Святитель Роанн РјРЅРѕРіРѕ РїРѕРјРѕРі здесь делу умножения святых храмов Божиих Рё особенно делу проповеди света Христого учения среди многочисленных инородцев местного края – РІРѕРіСѓР», остяков Рё татар. Умер великий святитель 10 РёСЋРЅСЏ 1715 РіРѕРґР° Рё был погребен, согласно его желания, РІ придельном СЃРѕР±РѕСЂРЅРѕРј храме РІ честь преподобных Антония Рё Феодосия Печерских, Сѓ северной стороны Успенского СЃРѕР±РѕСЂР°.
Как видно из донесения Святейшему Синоду в 1720 году, Филофей не обольщался статистическими данными о крещеных и очень скептически относился к уверениям в их истинном обращении к православию. Рв самом деле, митрополит Антоний Стаховский (1721-1740) вынужден был в 1727 году доложить Святейшему Синоду о массовых отпадениях в язычество, особенно среди остяков, он также просили расширить систему льгот. Святейший Синод послал в распоряжение Антония 1000 рублей. В указе о 1730 года Святейший Синод рекомендовал отказаться от принуждения при крещении и не привлекать к этой деятельности «жестких и ретивых» миссионеров, необходимо действовать «тихо и мягко». Нельзя не упомянуть и о том, что наряду с профессиональными миссионерами среди местного духовенства Сибири появлялись и отдельные клирики, посвящавшие себя миссионерским трудам по велению души. Они доходили с миссией вплоть до Енисея.
Р’ конце 1749 РіРѕРґР° СЃРІРѕРµ служение РІ Тобольске начал митрополит Сильвестр Головацкий (1749-1755). РЈР¶Рµ РІ Казани, РіРґРµ ему подчинялась Контора новокрещенских дел, РѕРЅ РІРѕР·Р±СѓРґРёР» недовольство СЃРІРѕРёРјРё насильственными методами обращения. Р’ РЎРёР±РёСЂРё РѕРЅ особенно интересовался татарским населением так называемой Барабинской степи. Как Рё РІ Казани, РѕРЅ Рё здесь применял насильственное крещение детей Рё СѓРІРѕР·РёР» РёС… РІ СЂСѓСЃСЃРєРёРµ школы. РР·-Р·Р° жалоб татар РІСЃРєРѕСЂРµ была назначена РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ для расследования, Рё митрополит РІ 1755 РіРѕРґСѓ был переведен РІ Суздаль. Постепенно политика веротерпимости Екатерины II стала проникать Рё РІ РЎРёР±РёСЂСЊ. 20 августа 1769 РіРѕРґР° вышел указ императрицы губернатору РЎРёР±РёСЂРё следить вместе СЃ митрополитом Р·Р° тем, чтобы клирики, действующие РїРѕ своей инициативе, РЅРµ применяли никаких средств насилия. Как Рё РїРѕРІСЃСЋРґСѓ, РІ РЎРёР±РёСЂРё РјРёСЃСЃРёСЏ была прекращена Рё только РІ 30-С… годах XIX века стала опять постепенно развиваться. В
Далее историю Тобольско - Тюменской епархии мы будем отслеживать по истории Тобольской Духовной Семинарии. Основателем предшественницы Тобольской семинарии – славяно-российской школы на архиерейском дворе, первой духовной школы в Сибири всегда почитался просветитель Сибири митрополит Филофей (Лещинский). Ее создание также связано с именем императора Петра I.
Указом Петра I РѕС‚ 9 января 1701 РіРѕРґР° повелевалось: «…Приказному человеку Тобольского Софийского дворца РёР· РґРІРѕСЂСЏРЅ Андрею Городецкого РЅР° Софийском РґРІРѕСЂРµ, или РіРґРµ прилично, построить училище РїРѕРїРѕРІСЃРєРёС…, диаконских Рё церковниковых детей, ребяток учить грамоте, Р° потом словенской грамматике Рё прочим РЅР° словенском языке книгам; Рё катихизис православной веры могли Р±С‹ совершенно знать, Рё удостоятся РІ чин священства, народ учить Рё многочисленных РІ РЎРёР±РёСЂРё иноземцев, неведующих Создателя Господа Бога, приводить РІ познание истинныя веры могли, Рё потому РєРѕ святому крещению искать расширения РґРѕ самого государства Китайского».В
Дело своего предшественника митрополита Филофея РїРѕ развитию школы продолжил святой Митрополит Тобольский Роанн (Максимович) РІРѕ время его пребывания РЅР° Тобольской кафедре СЃ 1711 РїРѕ 1715 РіРѕРґ. РЎ РЅРёРј прибыло несколько человек ученых монахов. Митрополит Роанн РІРЅРѕСЃРёС‚ собственные пожертвования РЅР° содержание школы Рё пишет наставления ученикам.
Открытие школы и преобразование ее в семинарию принадлежит митрополиту Антонию II (Нарожницкому), который прибыл на Тобольскую кафедру 19 февраля 1743 года. Как отметил в рукописной записке по истории семинарии ее ректор архимандрит Михаил (Бурдуков), «Тобольская семинария восприяла свое начало 1743 года, при преосвященном митрополите Антонии Нарожницком, который, как любитель учения, сразу по прибытии учредил школы латинского языка».
За свое шестилетие пребывания на кафедре митрополит Антоний сделал очень много для Семинарии. Он выстроил для нее новое помещение, вызвал из Киева новых учителей, значительно расширил семинарскую библиотеку, приобретая для нее книги из библиотек покойных архипастырей и пожертвовав собственных двадцать семь томов древних церковных писателей на латинском языке, озаботился содержанием учителей и учеников.
Особое внимание дальнейшему развитию семинарии уделял митрополит Сильвестр (1749-1755). Первоначально курс образования в Тобольской семинарии заканчивался обучением в трехгодичном классе риторики.
Постепенно в семинарии были открыты все классы, и с 1764 года она имела их полный состав: аналогии или фары, инфимы, грамматики и синтаксимы, пиитики, риторики, философского и богословского. Богословский класс ввел святой Митрополит Павел II (Конюскевич) (1758-1768), назначив преподавателем в нем архимандрита Михаила (Миткевича), который стал и первым ректором семинарии. Были также и экстраординарные классы: исторический, географический, греческий, татарский, класс высшего красноречия, математический, немецкий, французский, медицинский, рисовальный.
Постепенно Тобольская семинарии становится центром всего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ образования РІ епархии; РІ городах Тюмени, РўСѓСЂРёРЅСЃРєРµ, Ршиме, Березове, Таре, селе Самарове открываются латинские Рё славяно-СЂСѓСЃСЃРєРёРµ школы как подготовительные для поступления РІ семинарию, Р° также семинария играет заметную роль РІ развитии светского образования РІ РЎРёР±РёСЂРё.
Вследствие увеличения количества учащихся преосвященный Варлаам (Петров) (1768-1802) в 1770 году перевел семинарию в Знаменский монастырь в подгорной части города. Архиепископ Варлаам за время своего продолжительного управления епархией оставил значительный след в истории семинарии (тогда в состав семинарии входило и училище). Он был очень сердечен и ласков в обращении с учащимися. Если ему сообщали о каком-нибудь нерадивом семинаристе, то он обычно выносил такое решение: «Обязать подпискою, чтоб учился прилежно и ходил всегда в школу».
Весной 1788 года в Тобольске случился страшный пожар, который повредил и семинарский корпус.
В 1804 году на постройку здания семинарии было выделено 20000 рублей, и указом Святейшего Синода преосвященному Антонию III, преемнику по кафедре архиепископа Варлаама, было предписано приступить к постройке. Преосвященный Антоний, имел намерение построить здание семинарии на мысе Чукман, там, где сейчас стоит памятник Ермаку и располагается городской парк, поскольку местоположение Знаменского монастыря в гигиеническом отношении было неблагоприятным. Составлен был план и начали уже копать рвы и закладывать фундамент. Но в 1806 году преосвященный Антоний был переведен из Тобольска, а прибывший на кафедру архиепископ Амвросий Келембет посчитал расположение Семинарии на мысе Чукман не удобным и приказал приостановит работы.
Святейший Синод указом от 10 декабря 1808 года одобрил решение преосвященного и предписал отремонтировать для семинарии старый монастырский корпус, а также выстроить новое помещение для учителей, учеников, больницу и поварню.
В октябре 1818 года Тобольская духовная семинария была преобразована по «Проекту устава духовных семинарий». Реформа семинарского образования в России была вызвана накопившимися недостатками в организации духовного образования: отсутствием высшего надзора за духовными учебными заведениями, скудностью преподавательских кадров, неопределенностью и смешанностью курсов, господством латыни, материальной необеспеченностью. Тобольская семинария поступила, в соответствии с проводимой реформой, под надзор Правления Московской Духовной академии.
В Семинарии остался 191 человек. Курс семинарского обучения, после реформы, распределен был следующим образом: два года предназначалось для словесных наук с присовокуплением сюда всеобщей истории (словесный класс или риторики), два года – для философских наук с присовокуплением математики и физики (философский) и два года – для богословских наук с присоединением церковной истории (богословский класс). Языки греческий, немецкий и французский преподавались в течение шести лет, а еврейский – в последние четыре года. С 1826 года было введено преподавание татарского языка. Преподавание главных предметов велось на латинском языке и по прежним руководствам. Правлением Академии было разработано расписание и распорядок дня. Преподаватели, в соответствии с новым уставом, должны были иметь академическое образование.
Немало сил отдал обустройству Тобольской семинарии преосвященный Афанасий (1832-1842). «Он выписывал различные книги по богословию, истории, географии, русских и латинских классиков, вносил собственные пожертвования в учебную библиотеку. Не забывал он проявлять заботу о здоровье семинаристов и их внешнем виде, для чего им была введена новая единая форма: взамен прежних носимых всеми семинаристами халатов по специальному распоряжению были пошиты форменные сюртуки, а для зимы и теплые шинели, что считалось в то время роскошью.
С 1840 года Семинария вступила в новый период своего развития, обусловленного проводимой реформой духовных учебных заведений. Новая реформа коснулась главным образом учебной части и заключалась она в увеличении практических богословских предметов при одновременном уменьшении философских дисциплин, из которых были оставлены лишь логика и психология. Преподавание стало осуществляться на русском языке. Преподавание языков французского, немецкого, еврейского и татарского стало факультативным, были введены естественная история, начальные основания медицины и сельское хозяйство. В 1858 году было введено преподавание русского раскола, в 1865 году классы естественной истории и сельского хозяйства были заменены педагогикой.
Р’ Семинарии преподавались СѓСЂРѕРєРё РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃРё Рё Р¶РёРІРѕРїРёСЃРё. Рзвестно, что класс рисования был открыт РїСЂРё Тобольской Духовной Семинарии еще РІ 1800 РіРѕРґСѓ, РЅРѕ просуществовал всего 18 лет. РЎ 1864 РіРѕРґР° занятия РёРєРѕРЅРѕРїРёСЃСЊСЋ становятся регулярными, Рё Рє 1902 РіРѕРґСѓ функционирует СѓР¶Рµ иконописный класс. Р’ семинарии преподавались также практические предметы – начальной медицины (медицинские классы были первоначально открыты РІ 1802 РіРѕРґСѓ) Рё прикладного ремесла (столярные, токарные работы, переплетное дело). Был Рё СѓСЂРѕРє гимнастики.
Семинария РІРѕ РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ историю играла заметную роль РІ просвещении многочисленных народов Тобольского Севера. Так, еще РІ 1801 РіРѕРґСѓ преподаватель семинарии священник РРѕСЃРёС„ Гиганов разрабатывает Рё издает «Грамматику татарского языка», Р° РІ 1804 – «Словарь СЂСѓСЃСЃРєРѕ-татарский». Рто были первые РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи такого СЂРѕРґР° РїРѕСЃРѕР±РёСЏ; татарский язык, начиная СЃ 1818 РіРѕРґР°, изучался РІ семинарии РЅР° регулярной РѕСЃРЅРѕРІРµ. Р’ начале XX века РІ Тобольске было издано несколько РїРѕСЃРѕР±РёР№ РїРѕ изучению татарского языка СЃ миссионерской целью. РџРѕ благословению архиепископа Афанасия (Протопопова) (1832-1842) РЅР° языке северных народов были переведены СЃРёРјРІРѕР» веры, заповеди, молитвы, составлены словари. «В этом деле большая заслуга ученика Тобольской семинарии, Р° затем священника, Луки Вологодского».
Тобольская семинария уверенно вступала в 20 век, который, к сожалению, оказался наполненым бурными и трагическими для России событиями. Нестроения 1905-1907 годов затронули и Тобольскую семинарию. Среди студентов наблюдалось некоторое брожение, подогреваемое людьми, оказавшимися в Семинарии и потом ее покинувшими.
Высшая духовная власть 22 октября 1905 года вынуждена была временно закрыть Семинарию ввиду упорного нежелания воспитанников возобновить самовольно прекращенные занятия. Постепенно, благодаря мудрому руководству наставников, - прежде всего ректора архимандрита Николая – ситуация стабилизировалась.
Заключение
В Сибирь пришла революция…4(17) декабря 1918 года в домовой семинарской церкви был отслужен молебен и дано благословение отряду поручика Лушникова, отправлявшемуся на Север «для ликвидации появившихся красногвардейцев». Тобольская Духовная Семинария продолжала свою жизнь и работу уже недолго. Последний ее выпуск состоялся весной 1919года.
После этого выпуска Семинария была закрыта почти РЅР° 70 лет. Взирая РЅР° историю Тобольско-Тюменской епархии XVII-XVIII века, РјС‹ РІРёРґРёРј, что главной задачей Церкви было просвещение светом разума язычников. Рстория нас учит, заставляя анализировать Рё сопоставлять. Намного ли наш XXI век отличается РѕС‚ времени просвещения РЎРёР±РёСЂРё? РќРµ пропитано ли наше общество неоязычеством? Р РЅРµ приходится ли РІРЅРѕРІСЊ Православной Церкви брать РІ СЂСѓРєРё миссионерский крест?В
Список литературы
Доброклонский А.П. Руководство по истории русской церкви.-М.: Общество любителей церковной истории,1999.
Малицкий Рџ.Р. Руководство РїРѕ истории Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви.-Рњ.: Общество любителей церковной истории,2000.
Смолич Р.Рљ. Рстория Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви.-Рњ.: Рздательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря,1997.
Рощевская Р›.Рџ. Памятники Рё памятные места Тюменской области.- Свердловск, Средне-Уральское РєРЅ. РР·Рґ-РІРѕ,1980.
Знаменский Рџ.Р’. Рстория Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви.-Рњ.: Общество любителей церковной истории,2000.
Тальберг Р“. Рстория Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви.-Рњ: Рздательство Сретенского монастыря,1997.
Житие Святителя Роанна.-Тобольск: Тобольское Епархиальное Братство,1995.
Религия и Церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов.- Тюмень,1992.
Протоиерей Алексей Сидоренко. Краткий очерк истории Тобольской Духовной Семинарии.//Преображение.-2000.-1-8.