После смерти РІ 1431 Рі. митрополита грека Фотия, который отстаивал единодержавие РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ великого РєРЅСЏР·СЏ, СЂСѓСЃСЃРєРёРµ церковные иерархи, учитывая пожелание Василия II, "нарекли" РІ митрополиты рязанского епископа РРѕРЅСѓ. Однако константинопольский патриарх РЅРµ утвердил его кандидатуру, РёР±Рѕ еще РґРѕ его прибытия РІ Константинополь поставил РЅР° СЂСѓСЃСЃРєСѓСЋ митрополию смоленского епископа Герасима. Осенью 1433 Рі. Герасим вернулся РёР· Константинополя РІ Смоленск, принадлежавший Великому княжеству Литовскому, Р° РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РЅРµ поехал, "зане РєРЅСЏР·Рё СЂСѓСЃРєРёСЏ воюются Рё секутся Рѕ княжении великом РЅР° Р СѓСЃРєРѕР№ земли".
Р’ 1435 Рі. Герасим, обвиненный РІ измене, РїРѕРіРёР± РІ Смоленске. Рђ РРѕРЅР° РІРѕ второй раз отправился РІ Константинополь РЅР° поставление РІ митрополиты. РќРѕ РІРЅРѕРІСЊ опоздал: еще РґРѕ его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека РСЃРёРґРѕСЂР°, РІРёРґРЅРѕРіРѕ церковного деятеля, широко образованного человека. Р’ апреле 1437 Рі. новый митрополит прибыл РІ РњРѕСЃРєРІСѓ.
Назначение РСЃРёРґРѕСЂР° своей целью ставило обеспечить принятие СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ церковью предполагавшейся православно-католической СѓРЅРёРё. Р’ этот момент Византии угрожала смертельная опасность СЃРѕ стороны Османской империи. Пытаясь спасти остатки своей державы, византийский император вступил РІ переговоры СЃ СЂРёРјСЃРєРёРј папой Рѕ соединении церквей, чтобы затем получить поддержку европейских держав РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ турками. Папа Евгений IV, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, охотно откликнулся РЅР° предложение Византии, рассчитывая укрепить унией престиж папской власти.
Митрополит РСЃРёРґРѕСЂ РїСЂРёРЅСЏР» деятельное участие РІ заключении СѓРЅРёРё, которая была подписана РІРѕ Флоренции РІ 1439 Рі. Папская РєСѓСЂРёСЏ Рё Константинопольская патриархия подписали акт Рѕ принятии православной церковью католических догматов Рё признании СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ папы главой церкви РїСЂРё сохранении православных РѕР±СЂСЏРґРѕРІ РІ богослужении.
РџРѕ пути РёР· Флоренции РІ РњРѕСЃРєРІСѓ РСЃРёРґРѕСЂ разослал пастырское послание РѕР± СѓРЅРёРё РІ польские, литовские Рё СЂСѓСЃСЃРєРёРµ земли. Однако терпимое отношение Рє СѓРЅРёРё РСЃРёРґРѕСЂ встретил только РІ Киеве Рё Смоленске. Весной 1441 Рі. митрополит прибыл РІ РњРѕСЃРєРІСѓ СЃ грамотой РѕС‚ папы Василию Темному. РќРѕ великий РєРЅСЏР·СЊ отказался признать акт Рѕ соединении церквей Рё РѕР±СЉСЏРІРёР» РСЃРёРґРѕСЂР° еретиком. РўРѕС‚ был арестован Рё заточен РІ Р§СѓРґРѕРІ монастырь. Оттуда митрополит бежал сначала РІ Тверь, затем РІ Литву Рё, наконец, РІ Р РёРј.
Рзгнание поставленного Константинополем митрополита Рё неприятие церковной СѓРЅРёРё 1439 Рі. имело важные последствия. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РІ церковных кругах складывалось убеждение, что греки предали православную веру ради СЃРІРѕРёС… корыстных целей, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, личность великого РєРЅСЏР·СЏ РІСЃРµ больше ассоциировалась СЃ образом истинного защитника веры, РѕРїРѕСЂС‹ православия.
Р’ 1448 Рі. СЃРѕР±РѕСЂ высшего духовенства РІ РњРѕСЃРєРІРµ утвердил РЅР° митрополичьем престоле ставленника Василия II РРѕРЅСѓ без санкции константинопольского патриарха. Ртот акт ознаменовал конец зависимости СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ церкви РѕС‚ Византии (автокефалию). Вместе СЃ тем московская митрополия СЃ этого момента оказалась РІ РїСЂСЏРјРѕР№ зависимости РѕС‚ великокняжеской власти.
Церковь и ереси во второй половине XV века
К концу XV столетия положение русской православной церкви оказалось довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне никто уже не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства как оплота самодержавства.
Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из-за обострения социальных противоречий. Протест социальных низов общества чаще всего выражался в религиозной форме. В наиболее крупных русских городах в XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви.
Новый подъем еретического движения произошел РІ конце XV РІ. РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ Рё был связан СЃ деятельностью приехавшего РёР· Литвы РІ 1471 Рі. еврея Скария (отсюда название - ересь жидовствующих, РёР·-Р·Р° схожести СЃ иудаизмом). Рта ересь получила широкое распространение среди низшего РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґР° Геннадий Рё видный церковный деятель, игумен Рё основатель Росифо-Волоколамского монастыря РРѕСЃРёС„ Волоцкий (Рван Санин). РџРѕ имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли.
РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ РєСЂСѓР¶РѕРє еретиков составляли РґСЊСЏРєРё Рё купцы, возглавляемые приближенным Рвана III думным РґСЊСЏРєРѕРј Рваном Курицыным. РћРЅРё выступали Р·Р° усиление великокняжеской власти Рё ограничение церковного землевладения, настаивали РЅР° том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться СЃ Богом. Р’ 1490 Рі. РЅР° церковном СЃРѕР±РѕСЂРµ еретики были осуждены Рё прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы РёР· РњРѕСЃРєРІС‹, Р° РІ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґРµ РёС… подвергли унизительной расправе.
Р’ церковной среде РЅРµ было полного единства РїРѕ отношению Рє еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели РІРѕ главе СЃРѕ старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом РЎРѕСЂСЃРєРёРј. Нестяжатели, например, считали, что СЃ еретиками следует полемизировать, Р° РЅРµ расправляться, Рё что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ Р¶РёР·РЅРё, "нестяжанием" земных богатств Рё владений. Некоторое время Рван III склонен был поддерживать нестяжателей.
РќРѕ РЅР° церковном СЃРѕР±РѕСЂРµ 1503 Рі. воинствующие иосифляне оказали СѓРїРѕСЂРЅРѕРµ сопротивление РІ РІРѕРїСЂРѕСЃРµ РѕР± отказе церкви РѕС‚ землевладения. Рђ СѓР¶Рµ РЅР° следующий РіРѕРґ новый церковный СЃРѕР±РѕСЂ РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂРёР» еретиков Рє смертной казни. РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ РєСЂСѓР¶РѕРє Курицына был уничтожен. Так начал складываться СЃРѕСЋР· светской власти СЃ наиболее ортодоксальной частью церковников РІРѕ главе СЃ Росифом Волоцким, который провозглашал "священство выше царства", Р° устои православия - условием существования самодержавия.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/