Ельницкий Л.А.
Немногие известия римских историков о древнейшем рабовладении по своему характеру весьма мало отличаются от сообщений, касающихся рабства более поздних времен. Между теми и другими сообщениями нельзя уловить существенной разницы, которая бы позволяла ощутить хоть сколько-нибудь конкретность и специфичность упоминаемых в них древнейших фактов. Без этого же сообщения выглядят кальками явлений более поздних, в лучшем случае заслонивших собой древнейшую реальность, а то и вовсе пытавшихся воссоздать ее заново по позднейшим образцам.
Поэтому в новой литературе, даже и не зараженной гиперкритицизмом по отношению к древнейшему римскому рабству, сквозит скептицизм. Например, В.Л. Уэстерман склонен вовсе отрицать факты древнейших восстаний рабов в Риме, приурочиваемых Т. Ливием к концу царской и началу республиканской эпохи1.
Новейшие советские авторы и близкие им по социологической позиции зарубежные ученые хотя и не отрицают рабовладельческого характера древнеримского общества, но существенную социальную роль рабства в Риме признают лишь с IV в., а то и со II в. до н.э., когда страницы Ливиевой истории начинают пестреть сообщениями о больших количествах военнопленных, продаваемых в рабство.
Между тем археологические данные вступают РІ противоречие СЃ упомянутой только что концепцией. Археологические факты, могущие свидетельствовать Рѕ рабстве, появляются РЅР° почве Рталии СѓР¶Рµ РІРѕ II тысячелетии РґРѕ РЅ.СЌ., СЃ тем чтобы приобрести особенно значительную отчетливость РІ СЌРїРѕС…Сѓ расцвета культуры Вилланова. Рљ этому времени (VII–VI РІРІ. РґРѕ РЅ.СЌ.) археологические свидетельства приобретают черты определенного единообразия, позволяющего говорить Рѕ рабстве РІ ту СЌРїРѕС…Сѓ как Рѕ бытовом Рё достаточно распространенном явлении. Р’ VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. возникает Рё распространяется широко РїРѕ Северной Рё Средней Рталии погребальный РѕР±СЂСЏРґ, РїСЂРё котором рабы (или приравниваемые Рє РЅРёРј РїРѕ социальному положению лица, например, женщины как жены или наложницы) сопровождали своего владельца РІ могилу, убитые Рё погребенные РІ качестве ритуального приношения Рё таким образом являвшиеся как Р±С‹ частью могильного инвентаря.
Древнейшие следы этого РѕР±СЂСЏРґР° спорадичны. РћРЅРё встречаются РІ культуре южноиталийских дольменов, хронология которых, Рє сожалению, РЅРµ отличается большой точностью. Р’ камере дольмена РІ Бисчелье, близ Тарента, принадлежащего Рє СЌРїРѕС…Рµ Р±СЂРѕРЅР·С‹, зарегистрировано пять костяков (РёР· РЅРёС… четыре, как кажется, РІ вытянутом положении), сопровождавшихся разнообразными заупокойными дарами. Р’ РґСЂРѕРјРѕСЃРµ Р¶Рµ дольмена обнаружены еще три скелета, лежащие РІ скорченном положении Рё погребенные, следовательно, РїРѕ РѕР±СЂСЏРґСѓ, отличному РѕС‚ наблюденного РІ камере дольмена. Рто обстоятельство свидетельствует РІ первую очередь Рѕ вероятном племенном различии лиц, погребенных РІ камере Рё РІ РґСЂРѕРјРѕСЃРµ дольмена. Социальные Р¶Рµ РёС… различия определяются, может быть, РёС… положением внутри Рё РІРЅРµ погребальной камеры.
Подобные Р¶Рµ археологические наблюдения были произведены Рџ. РћСЂСЃРё РЅР° могильнике Кастеллюччо РІ Сицилии РїСЂРё раскопках камерных РіСЂРѕР±РЅРёС†, относящихся Рє СЌРїРѕС…Рµ развитой Р±СЂРѕРЅР·С‹. Р’РЅРµ этих РіСЂРѕР±РЅРёС†, РІ дромосах или РїСЂРё отсутствии таковых непосредственно перед РІС…РѕРґРѕРј РІ камеру, бывали обнаружены захоронения РІ вытянутом положении, тогда как внутри камер захоронение производилось РІ скорченном или сидячем положении. Погребальный инвентарь этих внекамерных трупоположений подчеркнуто беден Рё состоит РёР· простых глиняных СЃРѕСЃСѓРґРѕРІ Рё каменных РѕСЂСѓРґРёР№. Рти обстоятельства заставили СѓР¶Рµ Рџ. РћСЂСЃРё видеть РІ этих погребениях захоронения представителей зависимого населения. Рту Р¶Рµ точку зрения разделил Рё более РїРѕР·РґРЅРёР№ исследователь этих погребений, Р¤. Дун, распространивший ее также Рё РЅР° упомянутые выше захоронения РІ РґСЂРѕРјРѕСЃРµ дольмена РІ Бисчелье. Совершение ритуальных захоронений рабов именно РІ дромосах родовых усыпальниц, какими являлись, вероятно, дольмены Рё склепы РІ Кастеллюччо, объясняется, РІРёРґРёРјРѕ, РёР· прижизненных бытовых условий этих рабов. Р’Рѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае Сѓ североамериканских индейцев (тлинкитов) РІ большесемейных хижинах рабы занимали самую холодную часть помещения, РїСЂРё РІС…РѕРґРµ.
Микенская Греция знала тот Р¶Рµ РѕР±СЂСЏРґ ритуальных захоронений рабов РІ дромосах родовых усыпальниц. РќР° РљРёРїСЂРµ (РІ Кастросе, близ Лапифа) Рё РІ послемикенское время РѕР±СЂСЏРґ этот прослеживается вплоть РґРѕ VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. Рти микенские Рё РєРёРїСЂСЃРєРёРµ параллели важны РІ том отношении, что РѕРЅРё подкрепляют редкие факты внекамерных Рё дромосных ритуальных захоронений РЅР° италийско-сицилийской почве, которые РІ силу РёС… единичности могли Р±С‹ получить Рё РґСЂСѓРіРѕРµ истолкование. Убедительность Р¶Рµ этих параллелей тем более велика, что, РїРѕРјРёРјРѕ эпических реминисценций РѕР± убийстве троянских пленников РїСЂРё погребении Патрокла, микенское рабство документируется памятниками линейного РїРёСЃСЊРјР° Р’.
Р’ недавнее время среди РјРѕРіРёР», раскопанных РЅР° Рѕ-РІРµ РСЃС…РёСЏ Рё относящихся РєРѕ времени, непосредственно предшествующему началу греческой колонизации РЅР° СЋРіРµ Рталии (С‚.Рµ. Рє VIII–VII РІРІ. РґРѕ РЅ.СЌ.), обнаружены [СЃ.30] погребения, небрежно совершенные РЅР° небольшой глубине Рё лишенные приношений, что побудило открывших РёС… археологов определить РёС… как захоронения рабов.
Р’СЃРµ перечисленные погребения, хотя особенности погребального РѕР±СЂСЏРґР° Рё характер сопровождающего инвентаря указывают РЅР° захоронения РІ РЅРёС… представителей порабощенных слоев италийского населения, РІСЃРµ Р¶Рµ РЅРµ являются бесспорными доказательствами того, что захороненные РїРѕ этому РѕР±СЂСЏРґСѓ лица были рабами людей, лежащих РІ могильных камерах или РІ соседних могилах, Рё погребены РІ качестве заупокойной жертвы. Рзвестную убедительность приобретают РѕРЅРё РЅР° фоне микенских Рё РєРёРїСЂСЃРєРёС… захоронений как РІ силу массовости последних, так Рё вследствие специфичности некоторых РёР· этих внекамерных захоронений (РІСЂРѕРґРµ погребения человека, вооруженного копьем Рё положенного Сѓ самого РїРѕСЂРѕРіР° камеры РІ Кастросе).
Наибольшая степень убедительности италийских захоронений рабов проявляется позднее, РІ пределах распространения культуры Вилланова Рё близко родственных ей культур Северной Рё Средней Рталии.
Характеризующий соответствующие захоронения ритуал выступает СѓР¶Рµ СЃРѕ всей определенностью РЅР° самой ранней стадии культуры Вилланова, Рє которой, несомненно, относятся погребения Сѓ порта Сан Витале РІ Болонье. Среди обнаруженных там захоронений (раскопки 1913–1915 РіРі.) имеется могила, содержащая РґРІР° вытянутых костяка, лежащих СЂСЏРґРѕРј Рё погребенных, безусловно, одновременно. Непосредственно РЅР° черепе РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· скелетов была помещена глиняная погребальная СѓСЂРЅР°, типа классической «урны Вилланова», совершенно соответствовавшая обычным урнам раннего периода некрополя Болоньи. Рзучавший эти погребения Рџ. Дукати истолковал РёС… как погребения РґРІСѓС… рабов, убитых РїСЂРё захоронении для сопровождения РЅР° тот свет лица, пережженные кости которого вместе СЃ приношениями помещены были РІ упомянутой СѓСЂРЅРµ. Дукати насчитывает РЅР° некрополе Сѓ Порта Сан Витале 32 ингумации. Полагая, что РІСЃРµ РѕРЅРё принадлежали рабам, погребенным ритуальным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, РѕРЅ пытается установить РёС… принадлежность Рє местному лигуро-иберийскому племени, которое СЃРѕ времен неолита характеризуется РѕР±СЂСЏРґРѕРј ингумации РёРЅРѕРіРґР° РІ скорченном положении, встреченном также РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· РјРѕРіРёР» некрополя Сѓ Порта Сан Витале. Дукати отмечает подчеркнутую бедность этих трупоположений, РїРѕ большей части РІРѕРІСЃРµ лишенных погребальных приношений, Рё поспешность Рё неаккуратность захоронений, что, РїРѕ его мнению, подтверждает ритуальный характер захоронений, совершенных РЅР° тризне РІ честь РїРѕРєРѕР№РЅРёРєРѕРІ, похороненных РїРѕ РѕР±СЂСЏРґСѓ трупосожжения.
Совершенно такие Р¶Рµ погребения были найдены РЅР° некрополе близ селения Вилланова, относящемся РєРѕ времени РЅРµ ранее чем VI РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. Отсюда следует, что РѕР±СЂСЏРґ ритуальных захоронений бытовал РІ рамках культуры Вилланова РЅР° всем протяжении ее существования РѕС‚ конца VIII РґРѕ VI РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. РќР° некрополе Вилланова, РїРѕ наблюдениям открывшего его Р“. Гоццадини, СѓСЂРЅР° РІ РѕРґРЅРѕРј случае, как Рё РІ Болонье, помещалась непосредственно РЅР° костяке погребенного раба. Некоторые РёР· ритуальных трупоположений, СЃСѓРґСЏ РїРѕ сопровождавшим РёС… украшениям, были женскими. РџРѕ характеру Рё расположению приношений РїСЂРё РѕРґРЅРѕРј РёР· костяков Гоццадини установил сходство этого погребения СЃ РѕРґРЅРёРј РёР· древнелигурийских захоронений Сѓ Арене Кандиде. Некоторые костяки некрополя Вилланова лежали РІ скорченном положении. РЈР¶Рµ Р. Брицио РІ 80-С… годах прошлого века, Р° вслед Р·Р° РЅРёРј Рћ. Монтелиус видели РІ этих погребениях останки представителей местного порабощенного населения – мнение, Рє которому позднее присоединился также Рё Р¤. Дун, привлекший аналогичные захоронения могильника Рсте.
Древневенетские могильники Рсте РІ районе Атесте (культура Рсте развивалась параллельно культуре Вилланова) продолжаются РІРѕ времени вплоть РґРѕ СЂРёРјСЃРєРѕ-республиканской СЌРїРѕС…Рё. Здесь также наряду СЃ трупо-сожжениями РІ глиняных урнах обнаружено некоторое число трупоположений, расположенных СЂСЏРґРѕРј или непосредственно РїРѕРґ СѓСЂРЅРѕР№. Трупоположения эти обычно лишены приношений Рё РїРѕ своему положению относительно СѓСЂРЅ РјРѕРіСѓС‚ рассматриваться сами как своего СЂРѕРґР° могильные приношения. РЈР¶Рµ первый исследователь Рсте, Рђ. Просдочими, видел РІ этих костяках, погребенных ритуальным РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, порабощенных венетами местных лигурийских жителей, подтверждение чему РѕРЅ усматривал РІ том, что РІ некоторых случаях погребенные СѓСЂРЅС‹ помещались между коленями, РЅР° РіСЂСѓРґРё или РЅР° СЃРїРёРЅРµ Сѓ костяков. Р’ РѕРґРЅРѕРј случае костяк лежал РЅР° убитой одновременно СЃ РЅРёРј лошади – вероятно, этот раб РїСЂРё Р¶РёР·РЅРё был РєРѕРЅСЋС…РѕРј. Рљ подчиненному лигурийскому населению эти костяки относят также Дукати Рё Р¤. Дун. Последний отметил, что подобные совместные захоронения рабов РїСЂРё РёС… владельцах прослеживаются РґРѕ самого позднего периода существования культуры Рсте, что указывает РЅР° значительную устойчивость этого РѕР±СЂСЏРґР° РІ Северной Рталии.
К югу от Болоньи, но также при устье р. По, на некрополе Спины, среди погребений обширного греко-этрусского могильника также довольно много ингумаций, стратиграфически связанных с урнами, помещенными или прямо над ними или сбоку, иногда в пределах одной и той же, ограниченной каменными плитами могилы. Поскольку данные о могильнике Спины опубликованы лишь предварительно, относительно его хронологии могут быть высказаны только самые общие соображения, основывающиеся на том, что греческая расписная керамика этого некрополя относится к V–III вв. до н.э.
Сходные наблюдения были сделаны РЅР° некоторых древних некрополях РЈРјР±СЂРёРё, Тосканы Рё Лация. Рнтересен СѓРјР±СЂСЃРєРёР№ некрополь близ Терни, РіРґРµ РѕР±Р° РѕР±СЂСЏРґР° – ингумапия Рё кремация – сосуществуют РЅР° протяжении длительного времени, образуя РёРЅРѕРіРґР° гибридные формы: трупосожжения РІ урнах, погребения РІ плитовых могилах СЃ приношениями, расположенными, как РїСЂРё трупоположении. Р. Стефани, раскапывавший этот некрополь, отмечает несколько случаев СЏРІРЅРѕ совместного захоронения трупосожжений Рё трупоположений. Р’ РѕРґРЅРѕРј Р¶Рµ случае СѓСЂРЅР°, как Рё РїСЂРё описанных ранее совместных захоронениях РЅР° некрополях Болоньи Рё Рсте, стояла РЅР° лежащем РїРѕРґ ней костяке.
В Тоскане на некрополях Вейи, Цере и Вольтерры были сделаны аналогичные наблюдения над могилами, относящимися к эпохе Вилланова. Среди могил, раскопанных в Вейях в 1889 г., отмечаются совместные захоронения урн с остатками кремации и костяков. Опубликовавшая эти данные Дж. Пальм полагает, что наличие двух погребальных обрядов в одной могиле свидетельствует о различном социальном состоянии погребенных. Предположение это подкрепляется, по ее мнению, тем, что некоторые трупоположения не содержат никаких иных приношений, кроме простой керамики, тогда как трупосожжения сопровождаются в ряде случаев металлическими изделиями.
На некрополе Цере Р. Менгарелли отмечает могилы с трупоположениями, по углам которых вырыты углубления для урн. В свете рассмотренных данных эти трупоположения следует рассматривать как ритуальные и по аналогии с другими такими же могилами на некрополях культуры Вилланова их должно отнести к рабам.
На некрополе Вольтерры также наблюдаются два погребальных обряда. Г. Гирардини, исследовавший этот могильник, констатирует, что значительная часть могил с трупоположением содержит погребения женщин, что опять-таки, на наш взгляд, подкрепляет предположение о ритуальном характере некоторых древнейших вольтерранских ингумапий.
Ртрусская археология знает РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ соединение РґРІСѓС… РѕР±СЂСЏРґРѕРІ погребения РЅРµ только РІ примитивных могилах типа Вилланова, РЅРѕ Рё РІ [СЃ.32] палео-этрусских гипогеях, несомненно, принадлежавших представителям этрусской знати. Относящаяся Рє типу древнейших РјРѕРіРёР» a corridoio знаменитая могила Реголини Галасси РІ Цере (VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ.) содержит тройное захоронение – СѓСЂРЅСѓ СЃ прахом мужчины Рё РґРІР° трупоположения: РјСѓР¶СЃРєРѕРµ Рё женское, одновременность которых РІСЂСЏРґ ли может быть подвергнута сомнению. РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ Р¶Рµ РґРІРѕР№РЅРѕРµ захоронение РїРѕ разным обрядам содержит РѕРґРЅР° РёР· древнейших этрусских камерных РјРѕРіРёР» СЃ ложносводчатым перекрытием РІ Казаль Мариттима близ Вольтерры, относящаяся также Рє VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. РћР±Р° эти примера показывают, что РІ Ртрурии РІ начальный период расцвета ее культуры Рё оформления быта ее рабовладельческой аристократии СЃ его пышным погребальным РѕР±СЂСЏРґРѕРј еще сохранялся ритуал, более характерный для предшествующей культурной стадии. РћРЅ исчез РІ более РїРѕР·РґРЅРёРµ времена, РєРѕРіРґР° рабы СѓР¶Рµ РЅРµ сопровождали РіРѕСЃРїРѕРґ РІ могилу РІ принудительном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїРѕ ритуалу, засвидетельствованному для культуры Вилланова.
Некрополь РЅР° территории СЂРёРјСЃРєРѕРіРѕ форума (исследован Дж. Бони Рё Р. Гьерстадом) также содержит либо совместные (РІ РѕРґРЅРѕР№ Рё той Р¶Рµ могиле), либо помещенные впритык Рё стратиграфически неразделимые захоронения РїРѕ РґРІСѓРј обрядам – кремации Рё ингумации. Дж. Бони обратил внимание РЅР° СЃРІСЏР·СЊ между урнами Рё лежащими близ РЅРёС… костяками Рё РЅР° наличие известной разницы РІ составе инвентаря тех Рё РґСЂСѓРіРёС… захоронений.
По антропологическим признакам, равно как и по характеру инвентаря многие трупоположения могут быть определены как женские или детские.
Устойчивое различие в инвентарях кремаций и ингумаций особенно отчетливо показал К. Кромер, обративший внимание на отсутствие при ингумациях глиняных калефатт (жаровен), светильников, столиков-подставок и сосудов с орнаментом a reticulato, характерных для погребений с трупосожжениями. Кромер объяснил это различие могильных инвентарей тем, что обряд трупосожжения принадлежал латинянам, а трупоположения – сабинянам. Однако, принимая во внимание весьма вероятный ритуальный характер ингумации (который позволяет видеть в них рабов или клиентов, убитых и положенных в могилу в составе погребального инвентаря трупосожжения) будет, пожалуй, более правильным толковать отмеченное различие в составе приношений, обнаруженных в могилах того и другого рода, как различие социально-бытового порядка. Постоянное отсутствие некоторых предметов при трупоположениях заставляет думать скорее о более ограниченном, бедном или примитивном быте, хотя, быть может, не следует категорически отвергать и мнение Кромера, поскольку вполне можно допустить, что рабами-клиентами латинян, погребенными на римском форуме, могли быть представители их ближайших соседей, например, сабинян, вольсков, фалисков. Но так как в составе рабов даже столь отдаленной эпохи существования Рима все же закономерно предполагать некоторую разноплеменность, то постоянное отсутствие при ингумациях одних и тех же вещей, сопровождающих, как правило, трупосожжения, по-видимому, свидетельствует больше о социальном характере указанных различий в погребальных инвентарях могил на римском форуме.
К сожалению, исследуемый погребальный обряд, позволяя установить подчиненное положение захороненных насильственным способом людей, мало что говорит о самом характере древнейшего италийского и, в частности, римского рабства. Положение умбров под этрусским владычеством, по отрывочным письменным свидетельствам исторического характера, равно как и положение латинян Аскания, завоеванных этрусским царем Мезенцием, по легендарно-эпическому рассказу, позволяет думать, что в рабство попадали целые племена, как это позднее можно было наблюдать у древних скифов, сарматов и германцев, а еще позже – у североафриканских туарегов.
РќР° ситуле Бенвенути РёР· Рсте, относящейся еще Рє VII РІ. РґРѕ РЅ.СЌ., РјС‹ РІРёРґРёРј изображения РІРѕРёРЅРѕРІ, ведущих Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ пленников, нагруженных ношей. РќР° ситуле делла Чертоза РёР· Болоньи, относящейся, быть может, Рє несколько более позднему времени, чем ситула Бенвенути, изображены наряду СЃ воинами сцены сельскохозяйственных работ Рё выполнение сельским населением натуральных повинностей. РР· сообщений Рѕ привлечении этрусками СѓРјР±СЂРѕРІ Рё дауниев Рє РїРѕС…РѕРґСѓ РЅР° РљСѓРјС‹ РІ конце VI РІ. РґРѕ РЅ.СЌ. РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод, что отношения между этрусками Рё покоренными племенами носили патриархальный характер Рё более напоминали отношения клиентелы, нежели классического рабства. РЎСѓРґСЏ РїРѕ фактам порабощения римлянами бруттиев РІ СЌРїРѕС…Сѓ Пунических РІРѕР№РЅ Рё еще более РїРѕР·РґРЅРёРј фактам использования РІ качестве дедитициев сармато-германцев, искавших РЅР° СЂРёРјСЃРєРѕР№ территории спасения РѕС‚ порабощения СЃРІРѕРёРјРё Р¶Рµ более сильными сородичами, РІ древнейшие времена Р РёРјР° подобные формы патриархально-рабовладельческих отношений имели широкое распространение.
Рименно такие, казалось бы в силу своей примитивности и патриархальности достаточно мягкие, формы рабовладения бывали связаны с практикой ритуального убийства рабов. Римское предание, сообщающее о происхождении гладиаторских игр, подтверждает, что в древнейшем Риме (так же, как, может быть, и в архаической Греции, судя по данным эпоса) рабов убивали на могилах их владельцев. На похоронах Децима Юния Брута впервые рабы были не убиты, а обращены в гладиаторов. Подобный обычай находит подтверждение также и в этнографических данных. У североамериканских тлинкитов в XVIII в., а у квакиютлей еще и в XIX в. двух-трех рабов, принадлежавших племенным вождям или главам больших семей, убивали по смерти их владык, чтобы они им прислуживали в загробном мире. Сцена, по-видимому, именно такого ритуального убийства в присутствии двух жрецов изображена на этрусской погребальной урне VI–V вв. до н.э.
Ртак, рассмотренные археологические данные СЂРёСЃСѓСЋС‚ картину широкого распространения патриархальных форм рабовладения РІ VII–VI РІРІ. РґРѕ РЅ.СЌ. Отмеченные черты погребального РѕР±СЂСЏРґР°, включающего РІ себя ритуальные захоронения рабов РІ РІРёРґРµ трупоположений РїСЂРё трупосожжениях РёС… владельцев, свидетельствуют Рѕ длительном бытовании примитивных форм рабства РІ Рталии. Однако, как правило, РїРѕ мере интенсификации рабства, увеличения хозяйственного значения рабского труда Рё увеличения числа покупных рабов, РёС… убийства для захоронения РІ ритуальных целях прекращаются. Сохраняется лишь обычай погребения отпущенников, Р° РёРЅРѕРіРґР° рабов РІ родовых или семейных усыпальницах, проистекающий, РІРёРґРёРјРѕ, РёР· древнейшего ритуала принудительных рабских захоронений.
Примечания
«Ввиду невероятности значительных количеств рабов в V и в IV вв., традиционные сообщения о восстаниях рабов в Риме в эпоху начальной республики должны быть отвергнуты, как отражения позднейших обстоятельств». – W.L.Westermann. The Slave Systeme of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia, 1955, p. 59. Ссылки на публикации археологических данных, упоминаемых в докладе, читатель найдет в кн.: Л.А. Ельницкий. Возникновение и развитие рабства в Риме. М., 1964, стр. 49 сл.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ancientrome.ru/