Р“.Р. Герасимов
Несмотря РЅР° значительное количество публикаций, касающихся репрессий военных кадров РІРѕ второй половине 30-С… РіРі., тема эта продолжает оставаться актуальной, поскольку РЅРµ нашли однозначного объяснения РЅРё причины репрессий, РЅРё РёС… последствия. РќР° последнее обстоятельство РѕСЃРѕР±Рѕ обращает внимание Рњ.Р.Мельтюхов РІ историографическом исследовании, посвященном данной теме1. Основная причина заключается РІ том, что авторы ограничиваются констатацией тяжести последствий без глубокого сравнительного анализа имеющихся характеристик Рё данных, что РЅРµ позволяет понять действительную степень влияния репрессий РЅР° основные показатели состояния офицерского РєРѕСЂРїСѓСЃР° Р РљРљРђ.
Оценить влияние репрессий на состояние кадров Красной Армии можно, проследив динамику изменения основных параметров, отражающих состояние кадров: насыщенность ими армии, уровень укомплектованности и подготовки, опыт службы в занимаемой должности. Часто причиной предвоенного некомплекта начсостава2 называют сталинские репрессии. Так ли это?
Анализ влияния репрессий на основные показатели состояния командно-начальствующего состава армии не дает основания для подобного утверждения. В 1937 году было репрессировано3 11034 чел. или 8% списочной численности начальствующего состава, в 1938 году - 4523 чел. или 2,5%4. В это же время некомплект начсостава в эти годы достигал 34 тыс. и 39 тыс. соответственно5, т.е. доля репрессированных в некомплекте начсостава составляла 32% и 11%. В последующие годы некомплект вырос и составил в 1940 и 1941 гг. - 60 и 66 тыс., но никаких репрессий в эти годы, как известно, не было, зато было развертывание армии, создание новых формирований, требовавших все больше кадров командиров и начальников.
Конечно, репрессии ударили прежде всего по верхушке армии, выбили высший руководящий состав, только в отношении этой категории можно и нужно говорить о влиянии репрессий на некомплект командно-начальствующего состава, для остальных категорий это влияние было незначительным. Сама постановка вопроса о некомплекте начальствующего состава и его влиянии на боеспособность армии оказывается излишней при сравнении насыщенности начсоставом РККА и европейских армий.
В сравнении с другими армиями, наша армия была самой насыщенной начсоставом. Например, если в 1939 году на 1-го офицера РККА приходилось 6 рядовых, то в вермахте - 29, в английской армии -15, в французской - 22, японской - 196. Отчасти это объясняется тем, что в состав начсостава входили такие категории военнослужащих, которых не было в других армиях, например, политработники.
Произведенный автором пересчет количества начальствующего Рё командного состава Р РљРљРђ, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РЅРѕСЂРј насыщенности офицерами европейских армий: немецкой - 3,2% (самый РЅРёР·РєРёР№ процент) Рё польской - 6,2% (самый высокий), показывает, что несмотря РЅР° постоянно растущий некомплект начсостава, его количество было значительно выше, чем количество офицеров РІ армии Польши. Например, РІ 1924 РіРѕРґСѓ отношение списочной численности начсостава Р РљРљРђ Рє расчетной численности РїРѕ нормам германской армии составляло - 2,6, РїРѕ нормам польской армии - 1,3, РІ 1936 РіРѕРґСѓ - 5,3 Рё 2,7 соответственно, РІ 1939 Рі. - 6,6 Рё 3,4, РІ 1941 РіРѕРґСѓ - 2,6 Рё 1,3. Рными словами: если Р±С‹ доля начсостава РІ Р РљРљРђ была РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ немецкой армии, польской или любой РґСЂСѓРіРѕР№ европейской армии, то РІ ней, несмотря РЅР° огромный некомплект РїРѕ действующим штатам, существовал Р±С‹ переизбыток офицеров. РџСЂРё сравнении реальной численности начсостава Р РљРљРђ СЃ расчетной РїРѕ нормам польской армии этот переизбыток составлял РІ 1924 РіРѕРґСѓ - 12 тыс. чел, РІ 1930 - 28 тыс., РІ 1936 РіРѕРґСѓ - 124 тыс., РІ 1939 РіРѕРґСѓ -253 тыс. Рё РІ 1941 РіРѕРґСѓ - 113 тыс.
В большинстве армий юридический, медицинский, ветеринарный, административный состав не занимал офицерских должностей. Возможно, истоки переизбытка заключаются в том, что в число начальствующего состава были включены нетипичные для других армий категории военнослужащих? Нет, даже если сравнение делать лишь по численности командного состава, то и в этом случае некомплекта не было. Сравнивая списочную численность комсостава РККА с расчетными значениями по польским нормам, появляется избыток кадров. В 1924 году он составлял 5,5 тыс. командиров, в 1930 -11 тыс., в 1936 г. - 28 тыс., в 1939 г. - 17 тыс., и только в 1941 году появляется некомплект в 80 тыс. чел. по нормам польской армии мирного времени, что связано с развертыванием армии военного времени. В свете столь высокой насыщенности РККА начсоставом является спорной и сама постановка проблемы его некомплекта.
Очевидно, что некомплект был во многом искусственным, в его основе лежал не недостаток офицерских кадров, а излишнее количество штатных должностей. Одной из основных причин этого являлось то, что в РККА не было полноценного унтер-офицерского корпуса, с создания которого планировал начать строительство новой армии первый председатель РВСРЛ.Д.Троцкий. Функции унтер-офицеров вынужден был выполнять средний комсостав, отсюда и его многочисленность.
Другая причина большой насыщенности армии начальствующим составом заключается в том, что в 20-30-е гг. большая часть армии строилась по территориально-милиционному принципу, что позволяло ей иметь самый большой коэффициент развертывания, по сравнению с европейскими странами. А это, в свою очередь, предполагало наличие большого количества командных кадров уже в мирное время для развертываемой армии. Как считали авторы аналитической записки в 1933 году, насыщенность комсоставом развернутой Красной Армии была примерно равна германской и царской армии военного времени.8
Следствием репрессий, крайне негативно повлиявшим РЅР° боеспособность Красной РђСЂРјРёРё, часто объявляются связанные СЃ этим перемещения РїРѕ службе. РџСЂРё этом ссылаются РЅР° опубликованный отчет начальника Управления РїРѕ начальствующему составу Р РљРљРђ РќРљРћ РЎРЎРЎР Р‘.Рђ.Щаденко Рѕ работе Р·Р° 1939 РіРѕРґ. Действительно, данные, приводимые РІ отчете, дают всплеск перемещений РІ 1938 Рё 1939 годах. Если РІ 1937 РіРѕРґСѓ продвижение РїРѕ службе получило 23,8% начсостава, то РІ 1938 РіРѕРґСѓ СѓР¶Рµ 59,9%, Р° РІ 1939 - 55,4%. Ртот СЂРѕСЃС‚ обычно обосновывают необходимостью замещения вакансий, образовавшихся РІ результате репрессий. Так ли это РЅР° самом деле?
Как установил автор, в отчете в число .назначенных с продвижением офицеров включены и выпускники академий, училищ и курсов, поскольку в это время для покрытия некомплекта кадров было выпущено в войска огромное количество молодых офицеров (их количество сопоставимо со всеми выпусками вузов за все предшествующие 30-е гг.). Но если выпускников вузов не учитывать, то оказывается, что перемещения в 1937 - 1938 гг. находились на довольно низком уровне - 32% и 44% соответственно и были сопоставимы с перемещениями 1934 года - 31,6%, и даже незначительно уступали предшествующим 1935-1936 гг. - 39% и 45%.9 Таким образом, значительного влияния репрессий на перемещения начальствующего состава по службе не просматривается.
Важнейшим показателем подготовленности кадров является уровень его образования. Архивные данные свидетельствуют о том, что в двадцатые годы шел бурный рост показателей военного образования комсостава. Он происходил за счет увольнения тех, у кого не было военного образования и доподготовки и переподготовки оставшегося в кадрах начсостава, включая бывших царских офицеров. Достаточно высокого уровня военного образования начсостав достигает уже к 1929 году. В 30-е гг. этот уровень постепенно повышается, но уже не столь значительно. В это время прослеживается тенденция незначительного повышения среднего военного образования, получаемого в средней военной школе и академиях, снижение доли начсостава, имеющего за плечами лишь краткосрочные курсы. В предвоенный период число лиц начсостава с ускоренным военным образованием вновь возрастает.
Репрессии не наложили, да и не могли наложить из-за незначительности их масштабов по сравнению с общей массой офицерского корпуса видимого отпечатка на образовательный уровень. Некоторое падение доли офицеров, имеющих среднее военное образование в 1938-1939 гг. объясняется не репрессиями, а значительным притоком в армию офицеров из запаса, из сверхсрочников, и, особенно, офицеров, окончивших курсы младших лейтенантов. В то же время в предвоенные годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению процента офицеров, имеющих академическое образование. В 1941 году этот процент был наивысшим за весь межвоенный период и равнялся 7,1 %. До репрессий, в 1936 году эта цифра составляла 6,6. Проведенные расчеты показывают, что в период репрессий наблюдался устойчивый рост количества начсостава имеющего среднее и высшее военное образование. Так, академическое образование в 1936 году имело 13 тыс. лиц начсостава, в 1939 году - после фактического окончания репрессий - 23 тыс., в 1941 году - 28 тыс. офицеров. Военное образование в объеме военной школы имело соответственно - 125, 156 и 206 тыс. военнослужащих.10
Более важным, является выяснение влияния репрессий на уровень подготовки комсостава. Анализ уровня военного образования комсостава показывает примерно те же тенденции, что мы наблюдали у начсостава в целом. В 30-е гг. 50-70% комсостава имело образование в объеме нормальной школы и 2-6% в объеме академии.11 Процент командиров, окончивших нормальную военную школу достиг максимума в 1936 году (72%), затем идет его резкое снижение за счет притока офицеров с краткосрочной подготовкой в 1938-1939 гг. и вновь некоторое увеличение - в 1941 году.
Колебания доли офицеров командного состава, имеющих академическое образование, происходило в пределах 2-3%. При этом в 1936 году "академиков" было 2,8%, в 1939 - 3,3%, в 1941 году - 2,8%. Подсчет абсолютных цифр показал некоторое снижение образования командного состава. Так, если в 1936 году командиров со средним военным образованием было - 71 тыс., а с высшим - 2,7 тыс., то в 1938 г. соответственно - 66 и 2,1 тыс. чел., в 1939 г. - 58 и 4,0 и в 1941 году -127 и 6,5 тыс.12 Все это говорит о том, что репрессии ударили в основном по образовательному уровню командного состава и меньше - по другим категориям офицеров.
К 1941 году уровень военного образования командного состава был в основном восстановлен, а благодаря широкому развертыванию вузов количество командиров, имеющих высшее и среднее образование значительно выросло, таким образом негативные последствия репрессий к началу войны были в основном нейтрализованы.
Большее влияние РЅР° уровень подготовленности комсостава оказало наводнение его офицерами СЃ краткосрочной подготовкой. РР·-Р·Р° стремительного развертывания армии РёС… доля Рє 1941 РіРѕРґСѓ достигла 39%. РќР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РІР·РІРѕРґ-батальон эти люди определяли боевую подготовку, готовили РІРѕР№СЃРєР° Рє РІРѕР№РЅРµ. Рменно РёС… деятельность, Р° РЅРµ репрессии, РІ значительной степени снизили уровень боевой подготовки РІ войсках.
Больше всего от репрессий пострадал советский генералитет. Как отразились репрессии на образовательном уровне высшего командного состава? Как ни парадоксально, но объективно его уровень вырос. В первой половине 30-е гг. доля лиц этой категории, имеющих высшее военное образование колебалась от 30 до 40%. Перед началом репрессий 29% имело академическое образование, в 1938 году их было уже 38%, а в 1941 году - 52% военачальников имело высшее военное образование.13
Может быть это случайность или фальсификация? Нет. Знакомство автора СЃ архивными документами, отчетными данными кадровых органов РїРѕ арестованным Рё назначенным вместо РЅРёС… военачальникам свидетельствует Рѕ росте академического образования РїРѕ всем основным должностным группам. Например, РІ РїРёРє репрессий, СЃ 1 мая 1937 РіРѕРґР° РїРѕ 15 апреля 1938 РіРѕРґР°, РёР· 3-С… арестованных заместителей Наркома РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ РЅРё РѕРґРёРЅ РЅРµ имел академического образования, 2 РёР· назначенных его имели. РР· командующих войсками РѕРєСЂСѓРіРѕРІ арестовано 3 "академика", назначено - 8; заместители командующих округами: соответственно арестовано 4 СЃ высшим военным образованием, назначено - 6; начальники штабов РѕРєСЂСѓРіРѕРІ - арестованные РЅРµ имели академического образования, 4 РёР· 10 назначенных его имели; командиры РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ - арестовано 12 СЃ высшим военным образованием, назначено 19; начальники штабов РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ - арестовано 14 "академиков", назначено 22. Ртак РїРѕ всем должностям, Р·Р° исключением командиров РґРёРІРёР·РёР№. 33 арестованных РєРѕРјРґРёРІРѕРІ имели академическое образование, Р° среди назначенных таких было только 27. Р’ целом РїРѕ высшему командному составу количество назначенных, имеющих высшее военное образование, превышает число арестованных СЃ аналогичным образованием РЅР° 45%.14
Таким образом, репрессии не снизили образовательный уровень затронутых ими категорий офицеров, они повлияли на уровень образования старших и средних офицеров, которые выдвигались на вышестоящие должности. Архивные данные свидетельствуют о том, что это были, как правило, наиболее высокоподготовленные командиры.
Важной характеристикой представляется опыт исполнения служебных обязанностей в занимаемой должности. Сравнительный анализ сроков пребывания в должности командиров полков, дивизий и корпусов в 30-е - нач.40-х гг. показывает, что наибольший опыт выполнения служебных обязанностей они имели в 1934 году. Наихудшими эти показатели представляются в предвоенное время, но и тогда они были вполне сопоставимы с 1932 годом15- годом организационных мероприятий по развертыванию новых формирований.
Размах оргмероприятий 1941 РіРѕРґР° был неизмеримо шире, что Рё обусловило массовые выдвижения комсостава. РЎРІРѕСЋ негативную лепту внесли Рё репрессии, РЅРѕ РёС… влияние было РЅРµ столь значительно Рё РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј ослабло Р·Р° оставшиеся предвоенные РіРѕРґС‹. Рти выводы подтверждает Рё Р“.Рљ.Р–СѓРєРѕРІ, который РІ СЃРІРѕРёС… мемуарах РІ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ причины недостатка квалифицированных кадров перед РІРѕР№РЅРѕР№ указывал именно большие организационные мероприятия.16
Автором был проведен комплексный анализ изменения характеристик и показателей всех личностей, входивших в состав высших военных коллегиальных органов РККА.17 В них входили наиболее авторитетные военные руководители того времени. По этим органам репрессиями был нанесен сильнейший удар. Военный совет при НКО был почти полностью обновлен в результате репрессий, 40% членов Главного военного совета также было репрессировано. Репрессии снизили некоторые важные показатели входивших в Военный совет при НКО членов. Как считает автор, репрессии выдвинули наверх второй эшелон военачальников гражданской войны, не имевших громкой славы и соответственно не успевших долгое время прослужить на высоких должностях в мирное время, их прохождение службы отличается большим динамизмом. Вместе с тем, и среди них было немало опытных военных руководителей, имевших солидный опыт руководства оперативно-стратегическим войсковым звеном.
Комплексный анализ последствий репрессий для состояния высших военных коллегиальных органов свидетельствует о некотором снижении качества объективных показателей, их характеризовавших. Вместе с тем, он не дает оснований полагать, что это снижение носило катастрофический характер и состав коллегиальных органов после репрессий был в значительной степени хуже, чем до них.
Важнейшей характеристикой военных кадров является наличие у них боевого опыта. Вполне закономерно, что наибольшим боевым опытом командные кадры обладали сразу после окончания гражданской войны. В 1923 году доля комсостава, имеющего боевой опыт, была равна 80%, к 1930 году она упала до 60%, в 1934 и 1938 гг. составляла 23%, а в 1941 году, несмотря на развертывание армии, равнялась 29,5%.18 Военные конфликты второй половины 30-х годов стабилизируют долю командного и начальствующего состава армии, имевшего боевой опыт. В абсолютных цифрах количество прошедших боевые действия, значительно выросло.
Р’ целом боевой опыт командного Рё начальствующего состава РјРѕР¶РЅРѕ оценить как достаточный для армии РјРёСЂРЅРѕРіРѕ времени, РЅРѕ значительно уступающий боевому опыту офицерского состава германского вермахта. Большая работа, проведенная советским высшим военным руководством, позволила создать достаточно подготовленный офицерский РєРѕСЂРїСѓСЃ, способный руководить войсками РІ Р±РѕСЋ Рё выполнять поставленные перед РЅРёРј учебные Рё боевые задачи. Рмеющиеся недостатки РІ подготовке кадров РІ большей степени были обусловлены объективными причинами Рё РІ меньшей степени причинами личностного, субъективного РїРѕСЂСЏРґРєР°.
РџРѕРґРІРѕРґСЏ итог, РјРѕР¶РЅРѕ сделать некоторые выводы. Р’Рѕ-первых, исследование объективных показателей Рё характеристик различных категорий командно-начальствующего состава, проведенное СЃ помощью количественных методов, РЅРµ дает оснований для утверждения Рѕ значительном влиянии репрессий РЅР° состояние военных кадров РІ предвоенный период. Рсключение составляет достаточно тонкий слой высшего командно-начальствующего состава, РІ котором репрессии произвели определенные изменения. Однако его основные объективные показатели были РЅРµ С…СѓР¶Рµ, Р° РїРѕ отдельным показателям лучше, чем Сѓ РёС… репрессированных предшественников.
Во-вторых, анализ большого массива доступных данных показывает, что репрессии не оказали на состояние военных кадров того значительного влияния на уровень подготовки, укомплектования, наличия боевого опыта и опыта руководства частями и соединениями, которое им придается в историографии. К началу войны армии удалось подойти с достаточно высоким образовательным уровнем высшего офицерского состава. Главным недостатком офицерского корпуса перед войной являлась низкая подготовка огромной массы командиров среднего звена. Значительная группа офицеров с невысоким уровнем образования, влившаяся в РККА в предвоенные годы, была неизбежным следствием ее незапланированного развертывания. Опыт прохождения службы в занимаемых должностях был невелик, но, как показывает предшествующий опыт массового развертывания новых формирований, вряд ли он мог быть выше при данной системе подготовки, выдвижения и накопления высших военных кадров.
В-третьих, репрессии не столь сильно повлияли на кадры, как их оценили немецкие военачальники во главе с Гитлером перед войной. Они явно ошиблись, и наша победа убедительное доказательство этого.
Рсследование показало, что нет оснований связывать РІСЃРµ негативные явления РІ предвоенной подготовке кадров исключительно СЃРѕ сталинскими репрессиями, поскольку это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє упрощению проблемы, отвлекает внимание РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… важных причин, негативно повлиявших РЅР° состояние кадров накануне РІРѕР№РЅС‹.
Означает ли это, что репрессии никак не отразились на командных кадрах? Нет, не означает. Вред, нанесенный репрессиями, заключаются не в снижении уровня подготовленности кадров, их некомплекте и недостатке опыта прохождения службы в соответствующих должностях, а в нагнетании атмосферы страха и неуверенности среди командного состава. Оценить влияние этих факторов на состояние офицерского корпуса при помощи существующих методов пока не представляется возможным, а значит нужны новые поиски, новые исследования.
Примечания
1. Рњ.Р.Мельтюхов, РІ частности, пишет: "Комплексное рассмотрение исследований Рѕ репрессиях РІ Красной РђСЂРјРёРё показывает, что широко распространенная версия РѕР± РёС… катастрофических для армии последствиях требует дальнейшего тщательного изучения" (РЎРј. Мельтюхов Рњ.Р. Репрессии РІ Красной РђСЂРјРёРё: итоги новейших исследований //Отечественная история. 1997.- в„–5.-РЎ. 118.).
2. К начальствующему составу в развое время относились командный, политический, административный, юридический, медицинский, ветеринарный, технический .
3. К репрессированным автор относит лиц командно-начальствующего состава, уволенных из РККА за связь "с заговорщиками", арестованных и не восстановленных впоследствии в армии.
4. РГВА.-Ф.4.-Оп.10.-Д. 141.Л.205.
5. РЎРј.: Мельтюхов Рњ.Р. Указ. РЎРѕС‡.- РЎ. 114.
6. Рассчитано по: Карнаухов В.А. Деятельность Коммунистической партии по укреплению экономической и оборонной мощи страны в годы первых пятилеток (1928 - нюнь 1941 гг.) Дис.докт.ист. наук.- М.-1986;
7. Накануне РІРѕР№РЅС‹ //Рзвестия ЦК РљРџРЎРЎ.- 1990.- в„–1.-РЎ.161-210; Советские Вооруженные Силы: Рстория строительства Рњ. - 1978; Сувениров Рћ. Накануне. Рњ.-1993; РГВА.- Р¤.37837.- РћРї.10- Р”.72,95, 141. 7. Рассчитано РїРѕ тем Р¶Рµ источникам.
8. См., например, Комал Ф.Б. Военные кадры накануне войны // Военно-исторический журнал. 1990.- №2-С.24.
9. Рассчитано РїРѕ: РГВА- Р¤.37837.- РћРї. 10.-Р›. 141, Р›.205; Рзвестия ЦК РљРџРЎРЎ. 1990.-в„–1.-РЎ. 188. Р®
10. Расчеты проведены РїРѕ: Военные кадры РІ РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹. Стат.СЃР±.-Рњ.-1964; Рзвестия ЦК РљРџРЎРЎ.- 1990.-в„–5.- РЎ. 197; Нармин Рћ.Рќ. Репрессии против командного, политического Рё начальствующего состава Красной РђСЂРјРёРё РІ 1937 -1941 РіРі.: причины, масштаб Рё последствия. Дис.канд РёСЃС‚. наук.- Рњ.-1993; РГВА.- Р¤.29.-РћРї.46.-Р”.271; Р¤.37837.- РћРї. 10.- Р”.56; РћРї. 11.- Р”. 1; Р¤.4,- On. 14. Р”. 1017; Р”. 1309; Р¤.54.- РћРї.13.-Р”.18; Р¤.33987.- РћРї.3.- Р”.293; Р¤.37837.- РћРї.10.- Р”.95.
11. По мнению автора высокие показатели академического образования в начале 30-х гг. обусловлены тем, что в число лиц с академическим образованием были включены и те, кто закончил курсы при академиях. что конечно не тождественно академическому курсу. Реальный уровень академического образования в эти годы можно определить в 2-3,5%.
12. Рассчитано РїРѕ: Военные кадры РІ РіРѕРґС‹ Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹. Стат. СЃР±.; Нармин Рћ.Рќ. Указ СЃРѕС‡.; РГВА.- Р¤.33987.- РћРї.Р—.-Р”.1357; Р¤.54.- РћРї.13.-Рґ.18; РћРї.3.- Р”.293; Р¤.37837.- РћРї.10.- Р”.141, Р›.205; РћРї 10.- Р”.95; Советские Вооруженные Силы: Рстория строительства. - Рњ.-1978.
13. Рассчитано по: Военные кадры в годы Великой Отечественной войны. Стат. сб.; РГВА Ф.37837.- Оп. 11-Д. 14:Д.1; Оп.10, Д. 140.
14. РГВА-Ф.37837.-Оп. 10, Д. 140.-Л.58.
15. Военные кадры в годы Великой Отечественной войны. Стат. сб.; РГВА Ф.37837. - Оп. 10.-Д. 18, Oп. 11.-Л 135; Ф.4.-Оп. 14.-Д.1011; Ф.54.-Оп. 1.-Д. 1235.
16. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. -Т. 1.-М.-1974.-С.252.
17. В 30-е годы к ним относились: Реввоенсовет СССР(до 1934 г.). Военный совет при Наркоме обороны СССР(1934- 1940 гг.), Главный военный совет (1938-1941 гг.).
18. Военные кадры в годы Великой Отечественной войны. - Стат. сб.- С.58; РГВА.- Ф.33987.- Оп.3.- Д.353.-Л.З;Д.1357.-Л.18.
19. РГВА.-Ф.37837.-Оп.10 -Д.141.-Л.210.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.safety.spbstu.ru