Почему возникла необходимость вводить изучение интернет-технологий РІ РєСѓСЂСЃРµ информатики средней школы? Специальность вебмастера СЃРѕ временем теряет ореол таинственности, Р° технология сайтостроения выходит РёР· стен лабораторий РЅР° просторы промышленного освоения. Верный признак этого - растущие инвестиции РІ Рнтернет-проекты Рё осознание того, что Веб-сайты РїСЂРёРіРѕРґРЅС‹ РЅРµ только для распространения on-line развлечений, РЅРѕ Рё для серьезной образовательной, научной Рё легальной коммерческой деятельности. Рђ раз так, то Рё РїРѕРґС…РѕРґ Рє изучению интернет-технологий должен быть серьезным.
Для начала необходимо разобраться, РІ каком направлении движутся Рнтернет-технологии Рё разобраться РІ той РєСѓС…РЅРµ, которую используют сегодня разработчики. Выделим несколько интересующих нас современных тенденций:
- РІ вебтехнологиях: какие РіСЂСЏРґСѓС‚ архитектурные РїРѕРґС…РѕРґС‹, программное обеспечение, специальная аппаратура, серверы Рё С‚.Рґ. Описание (декларативный РїРѕРґС…РѕРґ) вебсайтов против РёС… программирования (объектно-ориентированный РїРѕРґС…РѕРґ), как сделать РёР· сайта - рекламного буклета нормальный вебсайт СЃ внешней Рнтернет -, партнерской экстранет - Рё внутренней интранет - частью;
- экономике сайтостроительства: анализ рынков (кто, где и сколько платит за WEB development) и связанный с анализом рынков обзор инвестиционных перспектив отрасли;
- маркетинге вебдизайна и вебпрограмминга: какие аргументы и бизнес-модели используют лидеры отрасли, чтобы организовать поток заказов; - контент (содержание) - происхождение и потребление;
- людских ресурсах отрасли: откуда в отрасль приходят специалисты, куда они из отрасли уходят (если уходят), какие еще в отрасли есть профессии, кроме вебмастер, и кто учит профессионалов, и сколько времени нужно учиться), сколько платят в отрасли разным специалистам и т.д.;
- социальных аспектах: от проблем приватности до проблем соблюдения смежных прав (копирайта) на визуальный дизайн.
Технологии.
Вебсайты это любые программные комплексы, имеющие Рнтернет-интерфейс. Р’ полном соответствии СЃ названием: web site - место РІ паутине. Р’СЃРµ труднее сообразить, какие программные комплексы РЅРµ имеют (или РІ ближайшие РіРѕРґС‹ РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ иметь) этот самый Рнтернет-интерфейс. Поэтому программы становятся вебсайтами, Р° сайтостроительство Рё собственно прикладное программирование становятся неразличимыми. Вебдизайнеры, наконец, займут СЃРІРѕРµ законное место иллюстраторов программистской работы - как книжные С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРё заняли СЃРІРѕРµ место иллюстраторов работы писательской. Гипертекстовых страниц - файлов СѓР¶ практически нет (если Рё есть, то только для заводящих домашние странички любителей). РќР° сегодняшний день наблюдается многоуровневый синтез вебстраниц.
- Первый уровень: сбор необходимой для страницы информации внутри многочисленных информационных систем организации (например, вытаскивание на страницу вебмагазина только тех товарных позиций, которые есть на складе, а также имеющихся цен на товары и необходимых фотографий из базы данных, ведущийся отделом маркетинга).
- Второй уровень - раскладка этой информации внутри шаблонов, фиксирующих текущий дизайн сайта.
- Третий уровень - браузер вытягивает из того же вебсайта картинки (в том числе flash - анимационные).
- Четвертый уровень - браузер вытягивает РёР· РґСЂСѓРіРёС… вебсайтов недостающие части страницы (например, банеры, счетчики, РєСѓСЂСЃС‹ валют). Собственно, если программы становятся вебсайтами, то РІСЃРµ инструменты программирования становятся инструментами вебстроительства. Рто вызов современному программированию, потому, что Сѓ этой отрасли РїРѕ-прежнему нет ответа РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, как РјРЅРѕРіРёРј желающим непрофессионалам построить СЃРІРѕР№ сайт быстро Рё безошибочно писать сложные многопользовательские Рё многозадачные приложения СЃ графическими интерфейсами. Наверняка, история повторится, Рё кончится РІСЃРµ гипертекст-ориентриованным программированием. РќРѕ РІ этой истории Р±СѓРґСѓС‚ написаны Рё новые главы. Так, например, мультимедиа Рё распознавание образов добавляют видео Рё голосовой интерфейсы, теперь вебсайтам необязательно иметь
РРєРѕРЅРѕРјРёРєР°.
Мир утягивается в сеть, причудливо отражаясь миллионами (очень скоро - миллиардами) вебсайтов, и не только отражаясь, но и прирастая ими. Более того, в Сеть не хуже утягиваются и выдуманные миры. Поэтому не хочется приводить отдельные цифры для рынка сайтостроительства: они удовлетворят самых требовательных инвесторов. Да. В сайтостроительство можно вкладываться, только вложения эти не обязательно будут в студии вебдизайна. С одной стороны, программное обеспечение для создания и аппаратура для поддержки сайтов дешевеет на изумленных глазах. С другой стороны, каждый вебсайт становится дешевле, но число сайтов увеличивается стремительней. В эту сайтостроительную лихорадку втягивается все больше и больше людей - и вот уже нельзя отличить сайтостроителя от простого сотрудника. Все больше и больше разработкой вебсайтов будут заниматься просто сотрудники фирмы, получающие за это зарплату. Кроме того, следует отметить, что стоимость годового сопровождения вебсайта и стоимость его начальной разработки примерно равны. А это еще больший кусок рынка. В общем, деньги в отрасли будут.
Маркетинг.
Маркетинг РІ отрасли продолжает развиваться бурными темпами. Р’СЃРµ чаще Рё чаще РЅР° рынке услуги производства Рё "раскрутки" вебсайта объединяются. Если РІС‹ знаете, что РІС‹ построили, то Рё прорекламировать это будет легче. Рти высказывания относятся Рё Рє Рнтернет Рё Рє экстранет сайтам, только называется внутренняя реклама внедрением. Сам маркетинг, как гибкая дисциплина, СѓР¶Рµ начал СЃРІРѕСЋ перестройку, Рё РІ случае Рнтернет-ресурсов РјС‹ чаще слышим РѕР± управлении отношениями РїСЂРё помощи вебсайта, РѕР± опосредованных вебсайтом человеческих коммуникациях.
Контент.
Читатели (покупатели, участники, партнеры, посетители, зрители Рё С‚.Рґ.) вебсайта РІРѕРІСЃРµ РЅРµ ожидают получить РЅР° вебсайте контент. Если вебсайт - это программа, то РѕРЅРё ожидают, что вебсайт выполнит для РЅРёС… ту или РёРЅСѓСЋ функцию (услугу): развеет тоску, ответит РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ или обработает РёС… данные. Понятно, что РЅР° РІСЃРµ случаи Р¶РёР·РЅРё информации РІ памяти РЅРµ напасешься. Представить себе сайт, который тиражировал Р±С‹ плоды умственной деятельности гениальных РІ обыденной Р¶РёР·РЅРё людей практически невозможно, прежде всего, РёР· экономических соображений. Вебсайты, фильтрующие РїРёСЃСЊРјР° посетителей, провоцирующие авторов РЅР° выступления, обойдутся гораздо дешевле, чем вебсайты, публикующие только специально заказанные статьи. Чтобы обеспечивать коммуникационную роль, вебсайту РЅСѓР¶РЅС‹ СѓР¶Рµ РЅРµ столько редакторы, сколько модераторы (ведущие). Рто значит, что литературная компетентность околосайтовых людей будет падать, Р° коммуникационная (умение общаться СЃ людьми) растет. Р’ процесс сайтостроительства начинает включаться новая составляющая weteare (человеческое обеспечение). Нет людей - нет контента.
Люди.
Вебсайт - это маленькая модель мира. Если раньше кирпичики мира творили авторы, а обжигал эти кирпичики и укладывал их в кадку вебсайта один человек - вебмастер, то сейчас промышленный подход к миростроению привел к тому, что вебдизайнер задает стиль, бригада программистов функциональность, системный администратор и бизнес-консультант - общую концепцию, директор по маркетингу - блок партнерских ссылок. Менеджер обеспечивает общую организацию работы. Вероятнее всего, такая структура коллектива в будущем претерпит сильные изменения. Вебсайты будут готовить при помощи программного обеспечения, которое под давлением рынка предоставят программисты. При этом одни программы будут проверять грамматические ошибки, другие проследят за наличием корпоративного художественного стиля, третьи проверят, нет ли утечки коммерческих тайн. Неизменно важным при этом остается только контент (содержание) сайта. Для строительства вебсайтов в ближайшем будущем нужны будут обычные сотрудники обычных фирм, а сайтостроительную работу этих сотрудников помогут объединить программисты. А приходящие раз в год дизайнеры будут им делать красиво.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.infoschool.narod.ru/