Ударные эффекты взрывной декомпрессии. Расширение газа внутри тела. Гипоксия. С декомпрессиями связано три вида осложнений. Во-первых, имеются ударные эффекты декомпрессии, при которых пассажир может быть травмирован движением воздушной струи, истекающей из кабины. Во-вторых, имеются осложнения, вызванные фактическим падением давления, происходящим из-за внезапного расширения воздуха внутри кабины и внутри самого тела человека. В-третьих, возникают осложнения, вызванные низким давлением воздуха, самым важным из которых является гипоксия.
Ударные эффекты взрывной декомпрессии. При достаточно большой пробоине в стенке наддутой кабины находящийся поблизости человек может быть травмирован или даже выброшен через пробоину за борт. Термин "выброшен", а не термин "вытянут" используется в силу того, что вакуум не может создать силу, а следовательно, не может вытащить человека из самолета. Первый термин передает характер движения воздушного потока, который выталкивает различные объекты или человека через пробоину. Действительное же выбрасывание человека из самолета - очень редкое происшествие.
При аварии самолета DC-10 человек сидел рядом с окном, когда оно было разрушено взрывом двигательной установки. Хотя пассажир был пристегнут ремнем к креслу, но ремень был слабо закреплен, и пассажира выбросило через образовавшуюся пробоину в окне. В аварии самолета L-1011 двоих детей выбросило через пробоину в проходе между креслами, которая образовалась при взрыве колеса.
Ударный эффект, резко проявляющийся в окрестностях пробоины, носит весьма локализованный характер. Люди, сидевшие примерно в метре от пробоины, по всей вероятности, не испытывали отрицательного воздействия размеров разбитого окна, сквозь пробоину которого шло истечение воздушного потока.
Расширение газа внутри тела. РќР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РјРѕСЂСЏ слой РІРѕР·РґСѓС…Р°, РїРѕРґ которым РјС‹ живем, оказывает давление 100 РєРџР°. Рто также та сила, которая заставляет подниматься столбик житкой ртути РІ вакууме внутри трубки РЅР° высоту 760 РјРј.
Каждый знаком с явлением образования пузырей в бутылке с содовой водой при ее откупоривании. В этих прохладительных напитках газ (углекислый газ) растворен под давлением и под ним же удерживается в плотно закрытой бутылке. Когда пробка снимается, давление внутри бутылки уменьшается, растворенный газ превращается в пузыри и выходит из бутылки.
В повседневной жизни азот и кислород адсорбируются кровью и тканями. Если давление внезапно уменьшится, в различных частях нашего тела могут образоваться газовые пузыри. Если они образуются в полостях, откуда нет выхода, в таких как живот, пазухи, гездо зуба, пространство во внутреннем ухе, то могут причинить значительную боль. Газовые пузыри могут также образовываться внутри тканей, вокруг соединений и суставов, вызывая болевые ощущения, называемые высотными болями в конечностях и суставах.
Р’Рѕ время быстрой декомпрессии РІРѕР·РґСѓС… внутри легких расширяется Рё СЃ силой выходит через СЂРѕС‚ Рё РЅРѕСЃ. Люди РјРѕРіСѓС‚ перенести внезапную декомпрессию РїСЂРё отсутствии отрицательного последствия РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° трахея (путь, РїРѕ которому РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РІРѕР·РґСѓС… РёР· легких РєРѕ рту) будет открыта. Р’ СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕРј состоянии легкое может без труда выдержать внезапное удвоение своего объема. РќРѕ если легкие расширяются слишком быстро, может произойти разрыв оболочки легкого, что позволит воздушным пузырям проникнуть РІ РєСЂРѕРІСЊ через поврежденные стенки кровеносных СЃРѕСЃСѓРґРѕРІ. Рто вызывает явление, получившее название разрыв легкого или воздушная эмболия СЃРѕСЃСѓРґРѕРІ. Разрыв легкого является исключительно редким состоянием. Сообщения Рѕ еденичных случаях такого состояния относятся Рє тем ситуациям, РєРѕРіРґР° люди пытались РІРѕ время декомпрессии задержать дыхание.
Легкие при открытой трахее фактически обладают значительной переносимостью к быстрой или врывной декомпрессии. Добровольцы, подвергшиеся декомпрессии, соответствующей преходу высоты с 2500 до 15000 метров в течении 0,2 с, перенесли ее без травм. Существует весьма незначительная вероятность того, что более жесткая ситуация может сложиться на борту гражданского самолета, которая чревата повреждением легких.
Гипоксия. В принципе воздух состоит из двух газов: азота (79,02%) и кислорода (20,95%). Остальная часть (0,03%) приходится на другие газы, главным образом на углекислый. В общем объеме воздуха водяные пары могут составлять до 4 - 5%. Таким образом, при повышении влажности количество азота и кислорода уменьшается на 1 - 2%. Количество кислорода в воздухе определяется парциальным давлением кислорода (po2).
В сухом воздухе на уровне моря po2 = 20,95% от нормального давления 760 мм ртутного столба или 159,2 мм ртутного столба. Уменьшение po2 в атмосфере может привести к гипоксии. Даже при малых высотах порядка 1500 метров над уровнем моря, где po2 падает со 159,2 мм ртутного столба до 120 мм, человек испытывает небольшое снижение чувствительности к свету - глаза являются одним из самых чувствительных к уменьшению уровня кислорода органов. Обычно, когда вы переходите из ярко освещенной комнаты в темную, вам бывает трудно рассмотреть тускло освещенный предмет. На высоте 1500 метров или выше вам было бы еще труднее распознать предмет, если только вам ранее не приходилось приспосабливаться к пребыванию на этой высоте.
Несмотря РЅР° возможные трудности распознавания слабо освещенных объектов РЅР° относительно малой высоте 1500 метров, было Р±С‹ ошибочно делать РёР· этого вывод, что полет РЅР° такой высоте является непременно опасным. РћРЅ наверняка РЅРµ более опасен, чем езда РЅР° автомобиле РЅР° тех Р¶Рµ высотах РїРѕ РіРѕСЂРЅРѕР№ РґРѕСЂРѕРіРµ РІ Денвере, штат Колорадо, РіРѕСЂРѕРґРµ, расположенном РЅР° высоте 1500 метров над уровнем РјРѕСЂСЏ. РќРѕ даже РїСЂРё столь слабой реакции зрения РѕРЅР° РІСЃРµ Р¶Рµ есть, Р° значит РїСЂРё больших "высотах" РІ кабине реакция может оказаться более серьезной РїРѕ СЃРІРѕРёРј последствиям. Р’РѕС‚ почему давление РІРѕР·РґСѓС…Р° РІ салоне Рё кабине пилота авиалайнера поддерживается РЅР° безопасном СѓСЂРѕРІРЅРµ, даже если самолет может совершить полет РЅР° значительных высотах. Курение Рё распитие алкогольных напитков являются РґРІСѓРјСЏ РґСЂСѓРіРёРјРё факторами, которые РјРѕРіСѓС‚ привести Рє увеличению симптомов РіРёРїРѕРєСЃРёРё РЅР° данной высоте. Вдыхание лишь незначительного количества CO (составной части дыма сигареты) может деактивировать большую часть гемоглобина - компонента РєСЂРѕРІРё, который является носителем кислорода. Физиологическое воздействие внешних условий РЅР° заядлого курильщика РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ РјРѕСЂСЏ может оказаться сопоставимым СЃ воздействием РЅР° некурящего человека внешних условий РЅР° высоте 3700 метров над уровнем РјРѕСЂСЏ. Если "высота" РІ кабине достигнет 1800 - 2400 метров над уровнем РјРѕСЂСЏ, заядлый курильщик будет испытывать симптомы, связанные СЃ высотами большими 3700 метров над уровнем РјРѕСЂСЏ. Рными словами, отрицательное влияние увеличения высоты усугубляется вредным влиянием CO. Аналогичное утверждение РјРѕР¶РЅРѕ отнести Рё Рє сочетанию пагубного воздействия алкогольных напитков СЃ увеличением высоты. Алкоголь замедляет способность клеток усваивать кислород. РќР° большой высоте меньше кислорода Рё, если РІС‹ выпили спиртное, Сѓ вашего организма меньше возможности усвоить имеющийся РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ кислород. Такое состояние может иметь РІ случае декомпрессии фатальные последствия.
"Высота" в кабине является термином, который используется для представления условий высоты, соответствующей определенному давлению. Самолет может лететь на высоте 9000 метров, а "высота" в кабине будет всего 1500 метров, так как давление воздуха внутри удерживается на том же самом уровне, какой был, скажем, в Денвере, штат Колорадо. Пилот регулирует "высоту" в кабине с тем, чтобы она не поднялась выше 2500 метров, даже когда самолет летит на высоте 12000 метров и выше. В аварийной ситуации увеличение "высоты" в кабине до 4500 метров по всей вероятности не представляет опасности, и пассажиры не нуждаются в получении дополнительного кислорода. Но если вы не получаете дополнительный кислород после примерно 10 минут, вы можете начать испытывать некоторые симптомы гипоксии: временное ухудшение памяти, головокружение и головную боль.
На больших высотах тяжесть этих симптомов возрастает так же, как и вероятность потери сознания. При всяком полете реактивного самолета на растоянии, превышающем 300 - 500 километров, летчику, вероятно, придется вести самолет на высоте 9000 метров и выше. Для трансконтинентальных полетов высота 11000 - 13000 метров является обычной. Как правило, на этих высотах "высота" в кабине составляет 1800 - 2400 метров. Если в самолете происходит взрывная декомпрессия на высоте 9000 метров, в этом случае "высота" в кабине поднимется до 9000 метров и по всей вероятности у вас сохранится сознание в течении одной минуты. Если самолет летит выше, и "высота" в кабине поднимается до 12000 метров, у вас сохранится сознание примерно лишь в течении 18 секунд.
Продолжительность эффективного сознания (РџРРЎ) - период времени РѕС‚ начала декомпрессии РґРѕ момента времени, РєРѕРіРґР° выполнение разумного действия становится невозможным. РџСЂРё высоте полета около 12000 метров РџРРЎ составляет примерно 15 секунд. Причина быстрой потери сознания РЅР° больших высотах связана СЃ механизмом проникания кислорода РІ РєСЂРѕРІСЊ. РџСЂРѕС…РѕРґСЏ через ткань небольших мешочков, называемых альвеолами, атмосферный кислород попадает РІ легкие Рё РєСЂРѕРІСЊ благодаря тому, что парциальное давление кислорода РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ выше его значения РІ РєСЂРѕРІРё, поступающей РІ легкие. РљСЂРѕРІСЊ, поступающая РІ легкие, РЅРµ обеднена кислородом, РЅРѕ обычно нормальное парциальное давление РєСЂРѕРІРё, поступающей РІ легкие, РЅРёР¶Рµ, чем po2 РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ. Такая ситуация имеет место РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° будет достигнута высота примерно 10000 метров. Выше этой высоты парциальное давление РЅРёР¶Рµ, чем РІ РєСЂРѕРІРё. Таким образом РєСЂРѕРІСЊ, которая поступает РІ легкие, вместо того, чтобы обогатиться кислородом, РЅР° самом деле теряет его Рё поступает РІ РјРѕР·Рі РїСЂРё меньшем содержании кислорода, чем было РїСЂРё поступлении РІ легкие. Такая обедненная кислородом РєСЂРѕРІСЊ поступает РІ РјРѕР·Рі сидящего или находящегося РІ РїРѕРєРѕРµ человека РІ течении 5 - 6 секунд. Для работающего человека это время еще меньше. РњРѕР·Рі является мощным потребителем кислорода, РЅРѕ обладает весьма РЅРёР·РєРѕР№ накопительной способностью. Р’РѕС‚ почему, РєРѕРіРґР° такая обедненная кислородом РєСЂРѕРІСЊ достигает РјРѕР·РіР°, сознание сохраняется всего лишь несколько секунд.
Материал взят http://acrash.virtualave.net/survive.html