Гражданская война в постсоветской России
10 лет показательному расстрелу российского парламента осенью 1993 года. Кровавый юбилей вызвал неоднозначную реакцию в общественном мнении. Большинство комментариев сходятся в том, что события октября 1993 года стали национальным позором и национальной трагедией, нанесли колоссальных ущерб стране и останутся в памяти народной как символ преступности и безответственности власти. Тогда в смертельной схватке сошлись две политические группировки, преследовавшие собственные, сугубо корыстные цели, связанные с переделом или захватом собственности и власти. Никто из главных действующих лиц противоборствующих сторон, конечно же, и не думал о лучшем будущем для России, не имел цельной программы ее развития, привлекательной для народа.
На поверхности противостояние политических группировок выглядело как непримиримые противоречия исполнительной и законодательной ветвей власти, сторонников и противников либерально-демократических преобразований в России. Крайнее обострение борьбы, несомненно, спровоцировал президент Ельцин, издав 21 сентября пресловутый указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, что было явным нарушением действующей конституции. Неправомерность его была подтверждена Конституционным судом, решение которого, кстати, до сии пор остается в силе.
Реакция парламента по сути своей была адекватной, но не продуманной и не последовательной. Вполне на законном основании сместив Ельцина с поста президента, парламент допустил роковую ошибку, избрав Руцкого на эту должность и сохранив Хасбулатова во главе Верховного Совета РСФСР. Последующие события подтвердили их полную профнепригодность на роль народных вождей. Они так и остались мелкими руководителями, обозначившими свое верховодство, но реально никак не влиявшими на происходящие процессы. Решив поиграть в революцию, они безрассудно погубили ее, подставили тысячи и тысячи патриотов, которые готовы были жертвовать собой, а многие из них и отдали свои жизни ради свержения антинародного, антироссийского, проамериканского режима Ельцина. Будучи неспособными возглавить восстание против «банды Ельцина», членами которой они состояли, Руцкой и Хазбулатов изначально обрекли его на поражение, во многом подыграли своим палачам, исподволь готовившим кровавую развязку.
4 октября 1993 года российский парламент был расстрелян из танковых пушек и пулеметов. По разным данным от нескольких сотен до нескольких тысяч человек были убиты озверевшими омоновцами (в народе их прозвали «псами демократии»), бейтаровцами, военными. Крематории работали на полную мощь. Сколько людей сожжено в печах до сих пор не известно. Показательный расстрел парламента, по замыслу его устроителей, должен был заставить содрогнуться Россию, побудить население отказаться от самой мысли о сопротивлении. Так и получилось.
Никакой ответной реакции на развязанный террор не произошло. Народ безмолвствовал, наблюдая очередное предательство его интересов армией (первое было в 1991 году), интеллигенцией, под аплодисменты которой шел показательный расстрел парламента. У народа не оказалось вожаков, которые повели бы его за собой против разоблачившей себя в этой схватке нечисти. Более того, какая-то часть народа, находясь в оцепенении от произошедшего, вскоре проголосовала за ельцинскую конституцию, даже не ознакомившись с ее содержанием. С другой стороны, избиратели отказались поддержать на выборах партию Гайдара, члены которой больше всех бесновались и жаждали крови во время октябрьских событий. Думается, что и провал демократов на последних парламентских выборах также является платой им за участие в кровавой бойне в октябре 1993 года.
Преступления такого рода, как расстрел парламента, срока давности не имеют. Остается надеется, что мы все же узнаем правду о тех событиях и что их виновники понесут заслуженную кару за совершенные злодеяния. А пока страдает народ от запущенного ими механизма гражданской войны, охватившей Россию в открытой (Чечня) и скрытой формах (криминальный беспредел).
* * *
Чеченский фронт – без коренных перемен. Федералам так и не удалось переломить ситуацию в свою пользу и взять обстановку в Чечне под свой контроль. Не помогли внешне эффектные политические и законодательные акции вроде принятия конституции Чеченской республики и местных президентских выборов. Наладить нормальную жизнь в республике не удается, несмотря на немалые средства (3,5 млрд. рублей в год), выделяемые на восстановительные работы. Военные и правоохранительные меры также оказались малорезультативными. Гражданская война в самой Чечне имеет многослойный характер: вооруженная борьба идет не только между федералами и чеченскими бандформированиями, но и между различными группировками самих чеченцев.
Правда, за последние четыре года удалось «замочить» какое-то количество чеченских боевиков-бандитов, найти и уничтожить немало схронов, тайников с оружием, боеприпасами и продовольствием, но существенного влияния эти потери бандформирований на обстановку в Чечне и вокруг нее не оказали. У Центральной власти как не было, так и нет воли к победе в Чечне. Остается очевидным, что чеченская война – это «мать родная», прибыльный политический и коммерческий бизнес для слишком многих и в России, и за рубежом.
Чеченская РІРѕР№РЅР° приобрела затяжные формы, РѕРЅР° надолго. Чеченские женщины, СЃСѓРґСЏ РїРѕ демографическим данным, откликнулись РЅР° призыв Дудава рожать как РјРѕР¶РЅРѕ больше «воинов». Сегодня население Чечни СѓР¶Рµ больше, чем его насчитывалось РґРѕ РІРѕР№РЅС‹, даже СЃ учетом убийства Рё выдавливания РёР· республики 300 тыс. СЂСѓСЃСЃРєРёС…. Р’ каждой чеченской семье РІ среднем пять детей. Главари бандформирований возглавляют немалые надежды РЅР° подрастающие поколения «борцов сопротивления», учитывая, что РѕРЅРё воспитываются РІ ненависти Рє Р РѕСЃСЃРёРё. Сами бандформирования, организованные РЅР° тейповой РѕСЃРЅРѕРІРµ, являются весьма живучими Рё пользуются поддержкой населения как РЅР° территории республики, так Рё чеченской диаспоры, распространившейся РїРѕ всей Р РѕСЃСЃРёРё (только РІ РњРѕСЃРєРІРµ проживает РїРѕСЂСЏРґРєР° 120 тыс. чеченцев). Фактически, чеченские бадформирования существуют Р·Р° счет рынков РњРѕСЃРєРІС‹ Рё РґСЂСѓРіРёС… РіРѕСЂРѕРґРѕРІ Р РѕСЃСЃРёРё, нелегальных РґРѕС…РѕРґРѕРІ РѕС‚ нефти, финансовых потоков РёР· РІРЅРµ. Центральной власти РЅРµ удалось ограничить чеченскую РІРѕР№РЅСѓ территорией этой республики. РќРµ помогают РІРѕР№СЃРєР°, спецназ, блокпосты, заграждения, турникеты, проверки. Бандиты находят уязвимые места РІ системе безопасности страны Рё, фактически, владеют инициативой РІ нанесении ударов. Р’ Р·РѕРЅРµ РІРѕР№РЅС‹ оказались Рнгушетия, Дагестан, Юг Р РѕСЃСЃРёРё Рё сама столица Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РњРѕСЃРєРІР°. Рхотя Р±РѕРё СѓР¶Рµ РёРґСѓС‚ Сѓ стен Кремля («Норд-Ост», аэродром Тушино, гостиница «Националь»), чеченская РІРѕР№РЅР° РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ РЅРµ является приоритетной проблемой для высшей власти Р РѕСЃСЃРёРё. Рђ, между тем, регулярно РёРґСѓС‚ СЃРІРѕРґРєРё Рѕ гибели РѕС‚ СЂСѓРє бандитов военнослужащих Рё гражданских лиц РІ Чечне, Рнгушетии, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, РњРѕСЃРєРІРµ Рё РґСЂСѓРіРёС… регионах Р РѕСЃСЃРёРё. РќРµ РїРѕСЂР° ли остановить этот конвейер смерти? РќРѕ кто это может сделать, если власть РЅРµ РІ силах или РЅРµ хочет? Собственно власть Рё породила РєРѕРіРґР°-то чеченскую проблему. Поэтому РѕРґРЅРёРј РёР· главных условий ее решения является смена власти Рё национальной политики РІ целом.
* * *
Прерванный мюзикл в Москве. От «черного октября» 1993-го к «черному октябрю» 2002-го.
23 октября 2002 года примерно в 21:00 в Москве отряд из 41-го чеченского боевика, в который входили и т.н. «черные вдовы», захватил во время представления в Театральном центре на улице Дубровка в заложники зрителей и сценическую группу мюзикла «Норд-ост». Довольно символичным кажется то, что объектом столь дерзкого нападения на сей раз был избран, скажем не мирный провинциальный родильный дом или воинский госпиталь, а один из образчиков западной «массовой культуры» – мюзикл. Кажется только тогда, несмотря на уже ранее имевшие место взрывы на улице Гурьянова, Варшавском шоссе и Тверской, до сознания московских обывателей и столичной «элиты» дошло, что война пришла на улицы самой Москвы. По степени психологического потрясения, это можно было сравнить, разве что с шоком, пережитым уверенными в своей безопасности и самодовольными американцами 11 сентября 2001 года (По данным отечественных социологов, сейчас не менее 91 % россиян считают возможным повторение в России диверсий подобного и даже большего масштаба).
Но сценический фарс, все-таки, даже после такого драматического поворота, продолжал оставаться фарсом. Многие публичные политики не преминули тут же повысить свой «коэффициент общественной известности». Вызволял заложников артист Кобзон – благо так далеко, как Березовскаму за пленными русскими солдатами, большому певцу идти и не требовалось. Неоднократно навещали Театральный центр, с удовольствием позируя телекамерам, и весьма популярные у чеченских сепаратистов господа Немцов и Хакамада. Любопытный факт – столь практичный и экспрессивный общественный деятель, как В.В. Жириновский, почему-то вдруг не воспользовался сложившейся на Дубровке ситуацией для подкрепления своей популярности. Ни разу за все эти дни?!
Р’ ночь СЃ 25 РЅР° 26 октября, РєРѕРіРґР° больше откладывать было СѓР¶Рµ нельзя, состоялся штурм. Рта операция, РїРѕ существу, больше была поголовным уничтожением боевиков, чем спасением самих заложников. Р’СЃРµ боевики, отравленные нервно-паралитическим газом Рё находившиеся РІ бессознательном Рё беспомощном состоянии, были прикончены контрольными выстрелами РІ головы. РљРѕРјСѓ-то было очень надо, чтобы РІ живых РЅРµ осталось РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ бандита, включая РёС… главаря – Бараева. Год спустя начальник РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ службы спасения Александр Шабалов вспоминает: «Я сразу сказал, что большинство погибших здесь РЅР° совести организаторов штурма. РџРѕРєР° РЅРµ проведено расследование Рё РЅРµ названы виновные, РІРёРЅР°, стало быть, РЅР° господах РЁРѕР№РіСѓ Рё Лужккове, потому что РѕРЅРё руководили спасением».
Президент Р Р¤ Р’.Р’. Путин сразу Р¶Рµ РїРѕ окончании штурма РѕР±СЉСЏРІРёР» его «победным» Рё сделал эффектное заявление Рѕ том, что «Россию РЅРµ удалось поставить РЅР° колени». Представитель оперативного штаба, офицер ЦОС ФСБ Ргнатченко, одновременно РЅР° месте заявил представителям РЎРњР РѕР± освобождении РІ Театральном центре всех заложников Рё отсутствии среди РЅРёС… вообще каких Р±С‹ то РЅРё было погибших.
Рнцидент расследовала почему-то РЅРµ Генеральная, Р° Московская прокуратура. Официально Рє сегодняшнему РґРЅСЋ признан факт гибели 130 заложников, однако РїРѕ горячим следам столичный Департамент здравоохранения «проговорился» Рѕ примерно трех сотнях жертв. Как Рё РІ 1993 РіРѕРґСѓ, сомнения РІ народе остались.
Родственники погибших Рё бывшие заложники «Норд-оста» теперь пытаются отстоять СЃРІРѕРё права, добиваются компенсаций «цивилизованными», так сказать, методами, обращаясь РІРѕ всевозможные судебные инстанции. Р РїРѕ сей день РЅРµ умолкают упреки РІ адрес власти РІ том, что РѕРЅР° оказалась РЅРµ СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° защитить Рё спасти людей как РІ том конкретном случае, так Рё РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… последующих Р·Р° РЅРёРј РІ Р РѕСЃСЃРёРё диверсионных актах. Рта критика справедлива. РќРѕ РЅРµ РЅСѓР¶РЅРѕ забывать Рѕ том, что народам, как правило, достаются такие правительства, которых РѕРЅРё сами оказываются достойны. Р’РѕС‚ Рё получается, что спасение утопающих, дело СЂСѓРє самих утопающих.
Разбой на большой дороге
РџРѕ свидетельству заместителя начальника Главного управления уголовного розыска РњР’Р” полковника Юрия Королева, РІ 2002 РіРѕРґСѓ РІ Р Р¤ было совершено 46 246 СѓРіРѕРЅРѕРІ автомобилей. Рто более чем РЅР° 20 % превысило аналогичное «достижение» 2001 РіРѕРґР°. Р’ тоже время раскрываемость этого РІРёРґР° преступлений тоже ощутимо упала – РЅР° 16 %. Р’ прошлом РіРѕРґСѓ ситуация СЃ угонами автотранспорта РЅРµ изменилась РІ лучшую сторону, Р° процент раскрываемости еще более понизился.
Впрочем, опасности, подстерегающие автовладельцев, одними лишь угонами не исчерпываются. Есть еще одна разновидность злоумышленников, которая вполне профессионально научилась промышлять имитацией автоаварий, вымогая затем у «виновников» ДТП «компенсацию» за повреждение автомобилей и причиненный вред здоровью. Ведь, даже специалисту порою трудно определить – произошло ли ДТП по «естественным» причинам или это спровоцированное столкновение.
Первые случаи мошенничеств, связанных СЃ дорожными происшествиями, РІ Р РѕСЃСЃРёРё относятся Рє началу 90-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века. РўРѕРіРґР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ РІ РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРј количестве появились РґРѕСЂРѕРіРёРµ иномарки. РС… состоятельные владельцы чаще всего Рё становились жертвами злоумышленников. Р’СЃСЏРєРёР№ раз аферисты действовали РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ Рё той Р¶Рµ схеме: используются РґРІРµ машины, РѕРґРЅР° РёР· которых играет роль «загонщика», Р° вторая подставляет РїРѕРґ удар левый Р±РѕСЂС‚. После этого мошенникам оставалось только выбить РёР· попавшегося РЅР° РёС… удочку водителя максимальную СЃСѓРјРјСѓ.
К концу 90-х годов в Москве подобным образом промышляли несколько преступных группировок: «подольская», «балашихинская» и «пушкинская». Зафиксировать и доказать такого рода преступление достаточно сложно. В нынешнем году официально зарегистрировано лишь несколько подобных случаев. Один из них произошел не так давно на МКАД: мошенники на двух «Мерседесах» пытались выбить несколько тысяч долларов из владельца старенького «Фольксвагена».
Криминальный бизнес, связанный СЃ дорожными авариями, отнюдь РЅРµ собирается прекращать СЃРІРѕРµ существование Рё быстро адаптируется Рє любым новым условиям. РЈР¶Рµ несколько лет СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРµ страховые компании предлагают РІ качестве услуги автомобилистам так называемую автогражданскую ответственность: РІ случае ДТП застрахованный РІРёРЅРѕРІРЅРёРє аварии расплачивается СЃ потерпевшим РЅРµ РёР· собственного кармана - Р·Р° него это делает компания. Жулики РЅРµ преминули этим воспользоваться. РћРЅРё застраховывают гражданскую ответственность, инсценируют РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРµ происшествие Рё пытаются получить страховое возмещение. Сколько подобных «спектаклей» удалось разыграть, РЅРµ знают РЅРё РІ РњР’Р”, РЅРё РІ страховом бизнесе. Рзвестен всего РѕРґРёРЅ случай, РєРѕРіРґР° представителям РѕРґРЅРѕР№ РёР· крупнейших СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… страховых компаний удалось доказать, что авария инсценирована, Р° предоставленные документы РёР· Р“РБДД - фальшивка.
Дорожно-транспортные происшествия
Р’ позопрошлом РіРѕРґСѓ Р“РБДД РњР’Р” Р Р¤ зарегистрировала 184 365 ДТП (РёР· РЅРёС… 144 – автокатастрофы СЃ РѕСЃРѕР±Рѕ тяжкими последствиями), РІ которых погибло 33 343 Рё было ранено 215 678 человек. Виновниками примерно 114 тыс. ДТП являлись частные автовладельцы. Аварийность РЅР° дорогах РІ 2002 РіРѕРґСѓ возросла РїРѕ сравнению СЃ 2001 РіРѕРґРѕРј РЅР° 12 %, число погибших – РЅР° 7,5 %, раненых – РЅР° 15 %. 71,4 % ДТП произошло РІ городах Рё РґСЂ. населенных пунктах (10 % РёР· пострадавших РІ РЅРёС… погибли). Половина всех ДТП – наезды РЅР° пешеходов, более четверти – столкновения автотранспорта. 43 тыс. ДТП произошло вследствие пренебрежения правилами РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения Рё нарушения скоростного режима; 22 тыс. – алкогольное опьянение Р·Р° рулем; 49 тыс. – РёР·-Р·Р° плохого состояния проезжей части; 3,5 тыс. – РїРѕ причинам технических неисправностей автомобильного транспорта.25 тыс. виновных РІ различных ДТП водителей РЅРµ обладали правом управления автомобилем.
Позапрошлогодняя статистика Р“РБДД отметила существенный СЂРѕСЃС‚ ДТП РІ РњРѕСЃРєРІРµ Рё РџРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІСЊРµ. Согласно ее данным, здесь РїРѕ РІРёРЅРµ водителей произошло 10 826 ДТП. Р’ каждом седьмом случае шофер был нетрезв. Р’ каждом шестом – РЅРµ имел права управления. Пешеходы были виновниками 3 988 ДТП Рё каждый пятый РёР· РЅРёС… был РІ состоянии алкогольного опьянения. Всего Р·Р° 2002 РіРѕРґ РІ столице произошло 9 285 автоаварий, РІ РЅРёС… погибло 1 261(РёР· РЅРёС… 16 детей) Рё было ранено 9 864 человек (1 030 детей). Р’ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ области Р·Р° тот Р¶Рµ период было зарегистрировано 15 530 ДТП, РІ которых погибло 2 986 (75 детей) Рё было травмировано 15 913 человек (1 380 детей). Р РѕСЃС‚ аварийности наблюдался РІ Серпуховском, Мытищинском, Подольском, Орехово-Зуевском Рё Раменском районах РџРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІСЊСЏ.
Самые опасные месяцы для пешеходов (особенно детского возраста) и водителей – август-сентябрь. Самые аварийные дни недели и часы – суббота-воскресенье и 18.00-19.00 соответственно.
Московский метрополитен превращается в зону повышенной опасности
Похоже, те времена, когда Московский метрополитен был гордостью столицы и по праву считался лучшим в мире, уходят в прошлое. Вот только самый краткий перечень наиболее громких ЧП в столичной «подземке» за последние годы:
- 30-31 марта 1994 года в течение 20 часов не Серпуховско-Тимирязевской линии на разных перегонах произошло 3 аварии (20 человек получили травмы разной степени тяжести; 9 из них были госпитализированы);
- 11 июня 1996 года на Серпуховско-Тимирязевской линии между станциями «Тульская» и «Нагатинская» произошел взрыв;
- в июне 2000 года между станциями «Ясенево» и «Теплый Стан» сломался состав. Пассажиров эвакуировали по тоннелю;
- 5 февраля 2002 года на станции «Белорусская» Кольцевой линии прогремел взрыв (9 человек ранены; двое из них были детьми);
- в мае 2002 года строители случайно пробурили свод подземного тоннеля возле станции «Маяковская», из-за чего было остановлено движение;
- 16 июня 2002 года по причине технической неисправности было остановлено движение на Сокольнической линии между станциями «Спортивная и «Юго-Западная». Пассажиров перевозили наземным транспортом.
Крупнейшая за последние годы авария в столичном метрополитене произошла утром 9 июня 2003 г. Она вызвала хаос в работе общественного транспорта почти всего города. На Замоскворецкой линии метро в туннеле между станциями «Новокузнецкая» и «Театральная» у головного вагона электропоезда буквально отвалились колеса. В результате руководство метрополитена было вынуждено на восемь часов перекрыть этот участок ветки. Городские власти оперативно попытались компенсировать транспортное «окно» в метро, пустив по тому же маршруту автобусы. Но ситуацию это не спасло. В тот день на работу опоздало более 100 тыс. москвичей.
По данным столичного управления ГО и ЧС, авария произошла около 6.40. В это время в подземке, к счастью, еще не очень многолюдно, и в самый критический период - сразу после поломки - обошлось без давки. Диспетчерские же службы за несколько минут смогли «развести» находившиеся на маршруте составы так, чтобы они не «застряли» в туннелях. Движение по Замоскворецкой ветке в пределах кольцевой линии было перекрыто - со стороны «Речного вокзала» поезда курсировали только до «Белорусской», а со стороны «Красногвардейской» - до станции «Автозаводская».
В 8.00 по распоряжению правительства Москвы для перевозки пассажиров были пущены 183 автобуса. Они следовали по улицам Тверская-Ямская - Тверская - Охотный ряд - Варварка - Большой Москворецкий мост - Большая Тульская - Автозаводская, от станции метро «Белорусская» до «Автозаводской». Однако заменить остановившуюся подземку не удалось. Людям приходилось буквально штурмовать автобусы, которые, естественно, не способствовали разгрузке и без того переполненных улиц. Кроме того, в несколько раз возрос спрос на услуги такси. В результате уже к 8-9 часам утра город, особенно центральные районы, оказался заблокированным многокилометровыми пробками.
Тем временем пока горожане пытались попасть на работу, аварийные бригады авральными темпами укладывали новый силовой кабель и ремонтировали контактный рельс. Полностью движение поездов по Замоскворецкой линии было восстановлено в тот день к 15.15. По распоряжению первого заместителя мэра в правительстве Москвы Аксенова была создана комиссия для расследования причин аварии. Возглавил ее бывший начальник Московской железной дороги, ныне член совета старейшин при правительстве Москвы Паристый. В состав комиссии вошли представители этого управления, метрополитена, ученые и специалисты.
Уже на следующие сутки аварийная ситуация возникла на «Сокольнической» линии. 10 июня в начале девятого утра, когда тысячи москвичей спешили на работу, на станции метро «Красные ворота» было прервано движение поездов. Причиной остановки стало замыкание в электрораспределительном щите на платформе станции. В результате аварии вестибюль станции заволокло пеленой густого едкого дыма. Сначала даже была версия, что на станции возник пожар, но спасатели, помогавшие эвакуировать пассажиров, никаких очагов возгорания на станции не обнаружили.
Новый перерыв в движении поездов в час пик, как и накануне, вновь отразился на времени приезда пассажиров на работу. «Аварийные» 20 минут вылились в 30-40-минутные опоздания и существенный душевный и моральный дискомфорт пассажиров.
В тот же день на станции метро «Выхино» примерно в 12 часов обвалилась бетонная стена, ограждающая открытые пути, с закрепленными на ней силовыми кобелями.
Рти аварии РЅР° РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј метрополитене РЅРµ РЅР° шутку напугали РјРЅРѕРіРёС… горожан - СѓР¶ очень сильна была аналогия СЃ горящими РїРѕ всей стране школами Рё интернатами.
Вполне очевидно, что в московском метро складывается чрезвычайная ситуация. Аварии происходят тут все чаще, и сотни тысяч горожан, спускаясь в подземку, могут стать жертвами не одних только возможных здесь террористических актов.
Специалисты считают главной причиной разрушения метро - отсутствие денег. Нехитрый экономический анализ свидетельствует, что аварии в подземке вполне закономерны. Начиная с середины девяностых годов вложения в строительство и реконструкцию объектов метрополитена снижались «ударными» темпами, и к 1998 году объем выполненных работ сократился по сравнению с 1995 годом в пять раз. В 2001 году Контрольно-счетная палата отмечала, что состояние метро постепенно ухудшается, значительная часть производственных фондов стареет. В 2000 году доля машин и оборудования со стопроцентным износом составила 27,2 %, и ежегодно она увеличивалась еще на 3%. Вряд ли ситуация изменилась и сегодня. Ведь московское метро по-прежнему остается убыточным: в 2001 году убытки составили 150 млн. руб. и несколько меньше - в 2002 году. Финансы метрополитена - тема настолько закрытая, что вряд ли кто-то сможет квалифицированно оценить эффективность их использования.
В структуре доходов метрополитена доходы от перевозки пассажиров составляют 68,8 %, финансирование из городского бюджета составляет 27,5 %, доходы от коммерческой деятельности - 3,7 %. При этом расходы на заработную плату, оплату электроэнергии, содержание УВД по охране метрополитена, коммунальные услуги и прочее составляют более половины всех отчислений. Работы по капитальному ремонту составляют всего четверть общих расходов, при этом основная часть направляется на ремонт подвижного состава. На ремонт станций, вестибюлей и перегонов, неисправность которых в последнее время и становится причинами аварий, в 2001 году было потрачено всего 1,3 % от общих затрат на капремонт.
Метрополитен частично находится РЅР° РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРј финансировании, часть средств выделяет федеральный бюджет. Ртих денег РЅРµ хватает. РџРѕРјРёРјРѕ строительства новых станций надо обновлять РїРѕРґРІРёР¶РЅРѕР№ состав, ремонтировать эскалаторы. Например, «Сокольническая» ветка построена еще РІ 1935 РіРѕРґСѓ Рё РЅРµ рассчитана РЅР° современные нагрузки. Р’ позопрошлом РіРѕРґСѓ правительство Р Р¤ оценило состояние столичного транспорта, РІ том числе Рё метрополитена, как предкризисное. Результатом этой оценки стала федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы», РєСѓРґР° подпрограммой РІС…РѕРґРёС‚ Рё реформирование РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ общественного транспорта. РћРЅР° реализуется начиная СЃ 2002 РіРѕРґР°. РќРѕ финансирование ее оставляет желать лучшего. Р’ прошлом РіРѕРґСѓ непосредственно РЅР° метрополитен выделили очень незначительную СЃСѓРјРјСѓ - исключительно РЅР° научно-исследовательские работы. Однако, Рё тех 414 миллионов федеральных рублей, которые запланировано перечислить РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ метро РґРѕ 2010 РіРѕРґР°, может оказаться недостаточно.
Аварии не прекратятся и в будущем. Московские власти наверняка станут требовать помощи федерального уровня. Кстати - по действующей Конституции правительство РФ не имеет права вмешиваться в хозяйственные дела регионов.
Еще один вопрос - эффективность использования тех средств, которые у метрополитена все-таки есть. В последнее время москвичи наблюдали помпезные открытия нескольких новых станций: «Бульвар Дмитрия Донского», «Воробьевы горы» и «Парк Победы». Затраты были огромными - только на строительство станции на Поклонной горе в I-ом квартале этого года из московского бюджета был потрачен 1 млрд. руб. А на объекты реконструкции действующих сетей в плане метростроения на 2003-2004 годы (постановление правительства Москвы от 3 декабря 2002 г. № 995-ПП) предусмотрено всего 440 млн. руб.
За безопасность эксплуатации подземки отвечает не только руководство Мосметрополитена. Надзор за деятельностью объектов повышенной опасности должен осуществлять Госгортехнадзор МЧС. Однако в Госгортехнадзоре сетуют на нехватку кадров, а в Главном управлении ГО и ЧС по г. Москве заявляют, что «метрополитен - самостоятельная служба, которая пока справляется со всеми нештатными ситуациями».
Платить за безопасность опять придется самим пассажирам. Бюджетные средства в основном идут на строительство новых станций. Поэтому единственным оставшимся резервом денег для метро являются тарифы на проезд. Однако закрытость финансов московского метро заставляет беспокоиться - действительно ли все средства граждан пойдут на обеспечение их безопасности? До недавнего времени начальник метро Дмитрий Гаев предпочитал расходовать доходы подземки только на техническое перевооружение и замену подвижного состава. Сегодня этого уже недостаточно.
Крах российской гражданской авиации
Перед всяким, кто попытается объективно исследовать проблему обеспечения безопасности полетов, встает вопрос не о том, почему сейчас стали возможными нерпиятные инциденты, а вопрос о том, почему они не случились значительно раньше. После получасовой откровенной беседы с любым пилотом гражданской авиации пропадает всякое желание совершать путешествие с помощью авиатранспорта. Волосы встают дыбом, когда слышишь от опытных, налетавших тысячи часов пилотов, что они, идя на взлет, подчас сами не знают: оторвут ли перегруженную махину от полосы или нет и, чаще всего, взлетают «с последней плиты». Самолеты доходят до конечного пункта иногда «на одних парах» и экипаж знает, что на второй заход у него уже просто не остается ни капли горючего. Рне дай Бог по метеоусловиям быть направленным на запасной аэродром. Ресурс большинства двигателей на пределе, авиапарк, требующий регулярного обслуживания, превращается в металлолом. Авиакомпании едва сводят концы с концами и экономят в первую очередь на безопасности, потому что больше, в общем-то, экономить не на чем. Рв это же самое время разрастаются и покрываются «жирком» наземные службы, все большая доля прибыли от производства авиаперевозок перекочевывает в карманы хозяев наземного сервиса. Рздесь «слуга», как и во многих сферах жизнедеятельности нынешней России, стал «господином» и начинает бойко обирать своего бывшего хозяина.
Технические РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, расследовавшие причины произошедших Р·Р° последние РіРѕРґС‹ авиакатастроф, склонны рассматривать РІ качестве РёС… главной причины С‚. РЅ. «человеческий фактор». Римеют РЅР° это определенные основания. РўСѓ-154 разбился РїРѕРґ Рркутском 3 июля 2001 РіРѕРґР° потому, что экипаж «проспал» СѓРіРѕР» атаки РїСЂРё заходе РЅР° посадку (145 погибших). РР»-86 «Пулковских авиалиний» СЂСѓС…РЅСѓР» 28 июля 2002 РіРѕРґР° РЅР° взлете РІ Шереметьево –1 (14 погибших) РёР·-Р·Р° ошибки пилотов. Равно как Рё вертолет, РЅР° котором отправились 28 апреля 2002 РіРѕРґР° РІ СЃРІРѕР№ последний полет губернатор Красноярского края Александр Лебедь Рё еще 7 человек. РђСЌСЂРѕР±СѓСЃ СЃ тремя сотнями туристов «сел РЅР° Р±СЂСЋС…РѕВ» 22 сентября прошлого РіРѕРґР° РІ аэропорту эмирата Дубай, поскольку экипаж просто забыл (!) выпустить шасси (Рє счастью, никто РёР· пассажиров Рё 16 человек его экипажа тогда РЅРµ РїРѕРіРёР±).
По данным Государственной службы Гражданской авиации (ГСГА), число инцидентов и происшествий, от которых до серьезных аварий остается один шаг, год от года не снижается. В 2001 году в России зарегистрировано 10 авиационных катастроф (погибло 218 человек), 27 авиа-происшествий, 15 чрезвычайных ситуаций и 997 инцидентов. В 2002 году - 7 авиакатастроф, свыше двух десятков происшествий и 985 инцидентов.
Тревожная тенденция сохраняется: ежемесячно происходит более 60 инцидентов. Рсущественная их часть связана все с тем же «человеческим фактором». При санитарной норме в 70 часов летного времени в месяц экипажам многих авиакомпаний приходится летать в полтора-два раза больше. Работа пилотов складывается не только из времени, проведенного в воздухе. Смена начинается за 2 часа до вылета с предполетной подготовки. По завершении рейса - еще двухчасовая планерка с детальным разбором полета. В результате четырехчасовой рейс туда и обратно, к примеру, с туристами в Тунис оборачивается для экипажа 14-часовым рабочим днем.
Если гражданские пилоты западных авиакомпаний после долгого трансконтинентального перелета обязательно отдыхают несколько дней, то российские летчики сейчас, как правило, отправляются в резерв. Фактически это означает рабочее дежурство с готовностью в любой момент вновь сесть за штурвал. То же самое - и с ночными рейсами. Согласно авиационным правилам, после ночного перелета на отдых экипажу дается время, вдвое превышающее продолжительность завершенного полета. На практике же о таком долгом и спокойном сне пилотам приходится только мечтать.
Рта ситуация – РїСЂСЏРјРѕРµ следствие С‚.РЅ. «рыночных реформ», приватизации Рё децентрализации «по Рі-РЅСѓ Чубайсу». Р’ РЎРЎРЎР , РєРѕРіРґР° РЅР° РІСЃСЋ страну была РѕРґРЅР° авиакомпания «Аэрофлот», существовало Рё единое управление техническими Рё бытовыми сферами. Сейчас Р¶Рµ командиру корабля часто приходится самолично договариваться Рѕ заправке лайнера, Рѕ месте ночлега Рё С‚.Рї. Рё С‚.Рґ. РњРЅРѕРіРёРµ авиакомпании СЌРєРѕРЅРѕРјСЏС‚ РЅР° отдыхе экипажей, Рё те нередко укладываются спать РїСЂСЏРјРѕ РЅР° креслах РІ салоне.
Потогонная система, РїСЂРё которой Рё лайнеры, Рё РёС… экипажи работают РЅР° РёР·РЅРѕСЃ - РѕРґРЅР° РёР· гримас уродливого «россиянского» капитализма. Особенно тяжко приходится пилотам РёР· глубинки, которые РІ сезон летних отпусков зарабатывают деньги для СЃРІРѕРёС… многочисленных провинциальных частных карликовых «авиакомпаний» чартерными перевозками РёР· РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… аэропортов РЅР° средиземноморские курорты. РРј постоянно приходиться пилотировать почти без СЃРЅР° Рё отдыха РЅР° голодный желудок Рё Р·Р° более чем СЃРєСЂРѕРјРЅСѓСЋ зарплату технически Рё морально устаревшие самолеты. Для туристических фирм такие чартеры обходятся РјРЅРѕРіРѕ дешевле, чем аренда лайнеров столичных авиакомпаний. Р’ мелких «авиакомпаниях» вообще нет постоянного летного состава: экипажи формируются наспех, так Рё РЅРµ успев, как следует, «слетаться».
То, что «человеческий фактор», наряду с износом отечественного авиапарка, становится одной из главных угроз безопасности полетов, признают и в ГСГА. Весной этого года руководство ГСГА издало сразу несколько ведомственных циркуляров, строго регламентирующих работу летного состава. Один из них ужесточает и требования к организации чартерных рейсов. Но инструкции в нынешней России отнюдь не гарантируют того, что они будут исполняться.
* * *
Кризис российской авиационной промышленности наглядно демонстрирует такое вот сравнение: в СССРза год производилось в среднем 150 гражданских самолетов, сейчас в РФ - 5-6. Произошла полная деградация отрасли. Средний возраст квалифицированных кадров 57 лет. Зарплата «символическая». Самолеты, которые мы сегодня еще делаем, были запущены в серию 15-20 лет назад.
Только Р·Р° последние 2 РіРѕРґР° проблемы авиапрома обсуждались РЅР° заседаниях правительства РЅРµ менее 20 раз. Был создан холдинг, включающий РљР‘ Рльюшина, Р’РђРЎРћ, лизинговую компанию В«Рльюшин Финанс», Национальный резервный банк. Частично уплачены многомиллионные долги Р’РђРЎРћ, объем производства удалось несколько повысить. Очевидно, что если Р РѕСЃСЃРёСЏ РЅРµ сможет выпускать конкурентоспособные гражданские воздушные СЃСѓРґР°, Сѓ нас РЅРµ сохранится Рё военное самолетостроение. Как уверены специалисты, локально существовать Рё развиваться «подотрасль» РЅРµ сможет.
Поддержка авиапрома государством исчисляется мизерными суммами, Р° РІ качестве налогов СЃ авиазаводов РІ казну возвращается гораздо больше. Вместе СЃ тем, РїРѕ данным Счетной палаты, потери федерального бюджета лишь РёР·-Р·Р° освобождения РѕС‚ таможенных пошлин импорта авиационной техники превышают 1,25 млрд. долларов РІ РіРѕРґ. Почти РЅР° такую Р¶Рµ СЃСѓРјРјСѓ наши предприятия лишились заказов. Таким образом, Р РѕСЃСЃРёСЏ косвенно финансирует зарубежные авиаконцерны. Р’ тоже самое время, например, РІ РЎРЁРђ затраты РЅР° научные Рё конструкторские разработки РІ авиакосмической отрасли почти РЅР° 75 % покрываются РёР· госбюджета (20 млрд долларов ежегодно). Производство магистральных самолетов европейского консорциума В«Ррбас» живет Рё Р·Р° счет долгосрочных кредитов (РЅР° 20 лет) правительств Франции, Рспании, Германии, Великобритании (Первая модель аэробуса Рђ-300 полностью финансировалась РёР· бюджетов). Р’ Р РѕСЃСЃРёРё Р¶Рµ, после появления лизинговой компании Рё банка-инвестора, администрация Воронежской области предоставила производству самолетов РЅР° Воронежском авиазаводе налоговые льготы РЅР° СЃСѓРјРјСѓ 2 млрд. 629 РјР» рублей. Рто буквально означает, что Воронежская область предоставила льготы... правительству Р Р¤ - С…РѕР·СЏРёРЅСѓ большей части активов авиакорпорации. Р’ тех Р¶Рµ РЎРЁРђ нет частной собственности РІ авиастроении, РЅРѕ есть госинвестиции, Сѓ нас РІСЃРµ наоборот.
«Мы СѓР¶Рµ давно потеряли Дальний Восток Рё РґСЂСѓРіРёРµ регионы - люди РЅРµ летают, Сѓ РЅРёС… нет денег, - заявил академик, вице-президент Р РђРќ, Александр Некипелов. - Рто нонсенс - граждане страны РЅРµ имеют возможности перемещаться даже внутри своей страны. Правительство обязано всерьез заняться вопросами выплаты населению СЃСѓР±СЃРёРґРёР№ РЅР° авиабилеты… В».
РџРѕ данным Виктора Ливанова, академика Академии транспорта Р Р¤, генерального директора авиакомплекса РёРј. РЎ.Р’. Рльюшина, РѕРґРёРЅ работник СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ авиапрома Р·Р° РіРѕРґ РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ продукции РЅР° 10-30 тыс. долларов, Р° РІ концерне «Боинг» - РЅР° 327 тыс., РІ В«Ррбасе» - 206 тыс. РќР° авиастроительном заводе РІ Тулузе РЅР° СЃР±РѕСЂРєСѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ аэробуса требуется 2 недели. Рђ РР»-96 комплектуют 3 РіРѕРґР°.
В российском авиапроме РФ по состоянию на прошлый год было задействовано примерно около 520 тыс. работников. На авиазаводе в Воронеже из них трудились 11 тыс. человек. ВАСО пытались объявить банкротом трижды и только благодаря стойкости администрации и вмешательству областных властей удалось сохранить его уникальные высокие технологии.
Давно СѓР¶Рµ РЅРµ является секретом факт лоббирования, способствующего проталкиванию РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ рынок импортных самолетов. Р’ тоже время, РЅР° прошедшей недавно РІ Воронеже РїРѕ инициативе Национального инвестиционного совета конференции были приведены наглядные данные Рѕ том, что «Боинги» Рё В«Ррбасы» РЅР° линиях Аэрофлота являются убыточными, Р° РР»-96 – РїРѕ-прежнему прибыльным. Р’ конце этого мероприятия генеральный директор воронежского авиазавода Вячеслав Саликов сказал буквально следующее: «Терпеть дальше РјС‹ РЅРµ сможем. РЇ РЅРµ берусь РІ этих условиях отвечать Р·Р° коллектив - ему РѕР±РёРґРЅРѕ получать мизерную зарплату… В».
Тяжелая болезнь системы здравоохранения
Как утверждает президент Р РђРњРќ академик Валентин РџРѕРєСЂРѕРІСЃРєРёР№, Р·Р° последние 10 лет смертность мужчин работоспособного возраста РІ Р РѕСЃСЃРёРё возросла РЅР° 80 %, половина нынешних 16-летних юношей РЅРµ доживет РґРѕ 60-летнего возраста. Причина такого бедственного положения, РїРѕ его мнению: алкоголизм, плохая экология Рё несовершенство системы здравоохранения. Если РІ 2001 РіРѕРґСѓ РЅР° 1 тысячу населения приходилось 15,6 смертельных РёСЃС…РѕРґРѕРІ РІ результате болезней, то РІ 2002 РіРѕРґСѓ - СѓР¶Рµ 16,3. Уровень смертности вырос Р·Р° счет инфекционных Рё паразитарных болезней (особенно туберкулеза), болезней системы кровообращения, органов дыхания Рё пищеварения. Увеличение числа умерших РІ 2002 РіРѕРґСѓ отмечалось РІ 78 регионах Р РѕСЃСЃРёРё, РІ январе 2003 РіРѕРґР° - РІ 55. Р’ целом РїРѕ стране превышение числа умерших над числом родившихся, как Рё РІ 2001 РіРѕРґСѓ, составило 1,7 раза, причем РІ 24 регионах – 2-3 раза. Общий коэффициент смертности РІ 2002 РіРѕРґСѓ был выше, чем РІ среднем РїРѕ стране, РІ 34 регионах (РІ 2001 РіРѕРґСѓ - РІ 36), причем СѓР¶Рµ РІ 11 РёР· РЅРёС… достигал 2 % Рё более (РІ 2001 РіРѕРґСѓ - РІ 6). Р’ 49 регионах РѕРЅ был РЅРёР¶Рµ среднего СѓСЂРѕРІРЅСЏ РїРѕ Р РѕСЃСЃРёРё РІ целом (РІ 2001 РіРѕРґСѓ - РІ 51), причем РІ 4 РёР· РЅРёС… - РІ 2-4 раза. Р’РѕС‚ десять регионов Р Р¤ СЃ наиболее высоким общим коэффициентом смертности РІ 2002 РіРѕРґСѓ (РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ убывания): Псковская, Тверская, Новгородская, Тульская, Рвановская области, РљРѕРјРё-Пермяцкий РђРћ, Смоленская, Ленинградская, Владимирская Рё Костромская области.
В 2002 году уровень материнской смертности превысил на 30 % тот же показатель 2001 года. По результатам детской диспансеризации у 2/3 подростков - по 3-4 хронических заболевания. В 2001 году среди юношей призывного возраста только 68 % по состоянию здоровья были годны к воинской службе. В стране - 12 миллионов инвалидов (В 1985 году их было 3,9 миллиона).
По уровню финансирования здравоохранение РФ занимает сейчас 85-ое место в мире. Система обязательного медицинского страхования (ОМС) финансируется за счет единого социального налога: 3,4 % от его общей суммы идет на оплату медицинских услуг работающим гражданам, а 0,2 % (по схеме федерального перераспределения) отпускаются на оплату услуг неработающим.
В прошлом году, как утверждает Федеральный фонд ОМС, работодатели выплатили на страхование примерно 77,3 млрд. руб., что на 45 % больше, чем в 2001 году. Т.н. Координационный совет объединений работодателей России считает, что этих средств с лихвой хватает для покрытия расходов на полноценное медицинское обслуживание трудящихся. Однако, никаких положительных изменений в работе больниц и поликлиник за 2002 год не произошло.
Доля РІР·РЅРѕСЃРѕРІ пенсионеров Рё детей, РІ совокупности составляющих около 60 % населения страны, РІ фондах обязательного страхования составляет лишь 33,1 %. Размеры платежей законодательно РЅРµ установлены. Так, например, РІ Самаре РІ прошлом РіРѕРґСѓ РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ неработающего перечисляли 596 СЂСѓР±., Р° РІ Саратове только 1 СЂСѓР±. 70 РєРѕРї – региональные власти нередко расходуют средства РћРњРЎ РЅРµ РЅР° медпомощь, Р° РїРѕ собственному усмотрению. Рто РѕРґРЅР° РёР· причин того, что дефицит РІ системе РћРњРЎ РІ 2002 РіРѕРґСѓ достиг 40 млрд. СЂСѓР±.
Большинство коммерческих фирм Рё «состоятельных граждан» предпочитают сейчас одновременно оплачивать себе как обязательную медицинскую страховку, так Рё добровольную. Обслуживание добровольно застраховавшихся РІ медицинских учреждениях разительно отличается РѕС‚ стандартного РїРѕРґС…РѕРґР° Рє рядовым обладателям обычного полиса РћРњРЎ. Добровольное медицинское страхование сейчас практикуют Рё РґРѕ 90 % работающих РІ Р РѕСЃСЃРёРё иностранных компаний – для РЅРёС… это почти такой Р¶Рµ важный фактор привлечения сотрудников, как заработная плата. Разработчики РЅРѕРІРѕР№ концепции РћРњРЎ заявляют, что Рє 2005 РіРѕРґСѓ каждый желающий (точнее – каждый имеющий такую возможность) сможет отказаться РѕС‚ государственной системы РІ пользу частной – С‚.Рµ. приобрести полис добровольного медицинского страхования. Рђ часть налога, уплаченного Р·Р° РћРњРЎ, обещают вернуть РІ РІРёРґРµ денежной компенсации, размер которой РїРѕРєР° никак РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ определить. Министерство экономического развития Рё торговли выступает Р·Р° 50-процентный вычет РёР· единого социального налога. Министр труда Починок – сторонник компенсации РІ 100 %. Если его предложение будет принято, РІ РѕРґРЅРѕР№ только РњРѕСЃРєРІРµ система РћРњРЎ потеряет 250 тыс. самых богатых СЃРІРѕРёС… налогоплательщиков. Столичный бюджет РћРњРЎ тогда уменьшится более чем РІРґРІРѕРµ. Рто значит, что качество медицинских услуг для социально незащищенных москвичей упадет почти РІ той Р¶Рµ пропорции. Если Р¶Рµ будет РїСЂРёРЅСЏС‚ проект закона «О медицинском страховании граждан РФ», разработанный РІ Минэкономразвития, средства РёР· единого социального налога Р±СѓРґСѓС‚ перераспределяться Рє 2007 РіРѕРґСѓ СѓР¶Рµ РїРѕ РґСЂСѓРіРѕР№ схеме: РЅР° федеральный уровень 1,3 % (вместо нынешних 0,2 %), регионам – 2,7 % (вместо 3,2 %). Вследствие этого, территориальные фонды РћРњРЎ недосчитаются РјРёРЅРёРјСѓРј пятой части Рё без того скромных средств, направляемых РЅР° финансирование регионального здравоохранения.
Косвенным признанием Минздрава РФ в собственном бессилии продолжать борьбу за здоровье народа и еще одним способом перевалить ответственность за это на его же собственные плечи можно считать приказ № 328 от 1 августа 2003 года «Об организации деятельности по направлению граждан РФ на лечение за границей». Согласно ему, формально на лечение за рубежом за государственный счет отныне может претендовать любой российский гражданин. Разумеется, при наличии у него довольно внушительного перечня документов: выписки из истории болезни на русском и английском языках; заключения главного специалиста Минздрава соответствующего профиля о том, что в отношении больного использованы все разрешенные методы лечения и ему показано лечение за границей, так как там имеются дополнительные возможности; заключение соответствующего структурного подразделения Минздрава, которое ведет Реестр разрешенных к применению в РФ медицинских методов лечения, о том, что рекомендуемые дополнительные зарубежные методы у нас в стране не применяются; личное ходатайство руководителя органа управления здравоохранения субъекта Федерации на имя министра здравоохранения РФ. Но даже если тяжелобольному, умирающему человеку и его родственникам (если таковые найдутся) удастся обойти все мыслимые инстанции и собрать все необходимые справки, это еще не избавит их от дальнейших хлопот и унижений. Данный пакет документов необходимо будет представить на рассмотрение чиновникам «от медицины» - спецкомиссии все того же Минздрава, которая и будет дальше решать по своему усмотрению – оплачивать больному лечение за границей или нет.
Фальсификация медицинских препаратов
РџРѕ свидетельству РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· ведущих экспертов Р’РћР—, академика Р РђРњРќ Рђ.Рџ. Арзамасцева, РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј Фармакопейном комитете зарегистрировано РЅР° сегодняшний день РЅРµ менее 17 тыс. наименований лекарств СЃРѕ всего РјРёСЂР°. Причем, счет РѕРґРЅРёС… Рё тех Р¶Рµ препаратов, только сделанных разными фирмами Рё РІ разных странах, РїРѕСЂРѕР№ идет РЅР° сотни. «Рыночники» Рё РІ этом конкретном случае РЅРµ устают твердить: таким образом, дескать, создается конкуренция среди лекарств, которая РІ СЃРІРѕСЋ очередь должна повлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ конкуренцию цен. Рў.Рµ. заново пересказывают СЃРІРѕР№ излюбленный РјРёС„ Рѕ «саморегуляции СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ рынка». РРј как будто ничего РЅРµ известно Рѕ том, что РІ зарубежных странах фармацевтический рынок, как РѕРґРЅР° РёР· РѕСЃРЅРѕРІ национальной безопасности любой страны, обязательно РІ той или РёРЅРѕР№ форме регулируется государством.
В РФ насчитывается около 700 производителей медицинских препаратов и 7 тысяч их официальных оптовых поставщиков, которых проверяют всего 19 фарминспекторов(!). Вряд ли каждая из этих многочисленных компаний проверяется хотя бы раз в несколько лет. Как правило, все внимание Фармацевтической инспекции Минздрава РФ направленно в первую очередь на только что зарегистрированные фирмы в течение первого года их деятельности. Контролировать же остальные, даже крупные компании, просто нет физической возможности. Чего уж говорить про аптеки и передвижные киоски. В одной только Москве более сотни таких «перекати-поле»-палаток на колесах. Регионы крайне неохотно соглашаются ввести у себя должность фарминспектора. Так, в некоторых областях составляет лекарственные заказы для больниц и аптек, плюс проверяет поступившие партии препаратов всего-навсего один провизор. Для сравнения: на Украине государственных фарминспекторов сейчас 600 человек. По словам начальника Фарминспекции РФ Владимира Шипкова, его ведомству вполне хватило бы и пятисот сотрудников.
Еще не так давно в России при выдаче лицензий не требовалось никаких официальных подтверждений, что фирма действительно способна существовать и работать. Возникала масса «виртуальных» компании, торговавших, в основном, поддельными лекарствами. Затем в соответствии с законом «О лекарственных средствах» были введены новые отраслевые стандарты. Чтобы получить сейчас торговую лицензию на медикаменты, нужно обязательно предоставить договор аренды на помещение, которое подходит по санитарным нормам для хранения таблеток и ампул (от 15 до 20 % лекарств теряют свои качества и/или становятся опасными для жизни именно при неправильном хранении). Рглавное - если даже препараты ввезены нелегально, без сертификации и в обход таможенных проверок, проверки складов дают возможность выявить такой товар.
Но скоро выяснилось, что новое положение обойти совсем нетрудно. Фирма получает на руки лицензию и договор аренды тут же расторгает. Начинается торговля препаратами «с колес», распространение подделок. Бумажно-запретительные меры существенно не изменили ситуацию на фармрынке. Действия, которые предпринимает правительство в лекарственной сфере, ведут лишь к повышению цен на подлинные лекарства и, соответственно, к росту количества подделок. Так, пятипроцентный НДС на лекарства, который был введен в прошлом году, «взвинтил» цены в среднем на 15-20 %, а в некоторых регионах – почти наполовину.
Р’ 2002 РіРѕРґСѓ Фармацевтической инспекцией проведено 48 проверок, изъято РёР· торгового оборота более 80 тыс. упаковок поддельных препаратов РЅР° СЃСѓРјРјСѓ РїРѕСЂСЏРґРєР° 7 миллионов рублей. Немногочисленные, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, СЂСЏРґС‹ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Фармацевтической инспекции постарались тщательно проверить РІ прошлом РіРѕРґСѓ хотя Р±С‹ несколько регионов. Только РІ РѕРґРЅРѕРј Алтайском крае контролеры сразу закрыли РґРІРµ СЃ половиной сотни компаний, нелегально торгующих препаратами. Рто самый звучный результат разоблачения фальсификаторов лекарств Р·Р° 10 последних лет. Однако, это чисто формальное торжество законности. РЈ Фарминспекции нет права даже опечатать нелегальный товар. Его просто-напросто РјРѕРіСѓС‚ возвратить поставщику. Рђ если препараты РІСЃРµ Р¶Рµ конфискованы, то РЅРµ существует никаких официальных указаний РЅР° тот счет, что делать СЃ РЅРёРјРё дальше: перерабатывать или уничтожать.
Аннулирование даже большого количества лицензий существенно не отразилось на бизнесе лекарственных махинаторов. У них есть возможность открыть все новые и новые фирмы. Материалы о своей работе Фарминспекция обычно передает в прокуратуру. Однако несет ли ответственность хоть кто-то из преступников, подвергавших опасности жизнь и здоровье людей, остается под большим вопросом. В нынешнем законодательстве вообще нет понятия «фальсифицированное лекарственное средство». Поэтому не установлена и ответственность для фальсификаторов, распространяющих ядовитые подделки.
Собственно, и Фарминспекции нынешний закон не дает практически никаких полномочий. Максимум, что может сейчас делать фарминспектор – отбирать у нарушителей «липовые» лицензий. После чего ничто не мешает тем сразу же вновь обзавестись сходным «бизнесом» (Во Франции, например, фармацевтическая инспекция обладает полицейскими функциями: может наложить штраф или привлечь к уголовной ответственности).
Минздрав РФ несколько раз пытался внести изменения в закон «О лекарственных средствах» и необходимые поправки в Уголовный и Административный кодексы. Но тут же встречал ожесточенное сопротивление со стороны министерств, с которыми эти поправки ему необходимо было согласовать. Так, Минпромнауки выступил решительно против любых формулировок, предложенных Минздравом в определении, что есть фальсификат; МВД заявило, что никогда не сможет доказать преднамеренность в изготовлении подделки; у Минфина не нашлось денег на расширение штата Фарминспекции и т.д. Создается стойкое впечатление, что за спиной каждого сотрудника министерства – его «подшефная группа» с определенными интересами.
В течение первых шести месяцев прошедшего года объем фармацевтического рынка в России достиг 2,3 млрд. долларов. Зарубежные поставщики планируют расширить его уже в самом ближайшем будущем еще, как минимум, в несколько раз. Если в 1999 году на российском рынке фармацевтической рекламы вращалось «всего» 10 млн. долларов, то в 2001 году – более 200 млн. В сфере торговли лекарственными препаратами есть большой соблазн даже для респектабельных участников рынка - использовать определенные финансовые схемы, позволяющие им платить значительно меньше налогов. А российский «черный фармрынок» продолжает прокручивать примерно 450 млн. долларов в год. Представители Минздрава заявляют по телевидению, что, оказывается, бороться с фальсификацией лекарств должны сами покупатели – пусть, мол, они в аптеке внимательнее проверяют степень защиты упаковки и даже учитывают цену проданного им лекарства. По всей вероятности, чиновники и «реформаторы» именно так трактуют тезис о невмешательстве государства в «работу рынка». В то время, как налоговая служба РФ год от года «наращивает мускулы», службы контроля за качеством товаров и услуг день ото дня чахнут и теряют законодательную базу. Чиновничество недвусмысленно дает понять всякого рода дельцам: «Наживайтесь на потребителях любыми способами, не останавливаясь перед прямым обманом. Только потом не забывайте делиться полученной от этого прибылью. Но тут уж не вздумайте нас обманывать».
Комитет Государственной Думы по здравоохранению разработал еще 4 года назад закон «О рекламе медицинских изделий и лекарственных средств». Его основными требованиями были: наличие в телероликах, рекламирующих лекарства, обязательной оговорки «О противопоказаниях и побочных действиях спрашивайте у врача, внимательно ознакомьтесь с инструкцией»; в печатной рекламе – приведение противопоказаний к применению препарата; запрещение использования в рекламе образа «человека в белом халате», ссылок на рекомендации якобы органов здравоохранения, «ведущих» медиков и фармацевтов; указаний на то, что природное, «натуральное» происхождение лекарств автоматически является гарантией их эффективности и безопасности. Государственная Дума закон приняла, а Совет Федерации отклонил. Министерство по антимонопольной политике рекомендовало обоим органам просто внести соответствующие поправки в единый закон «О рекламе». Комитет по здравоохранению подготовил и поправку, но тут началась, длящаяся по сей день, работа над новым рекламным законодательством. Короче говоря, Государственная Дума РФ 3-го созыва рекламный рынок лекарств законодательно так и не отрегулировала.
Рпидемия туберкулеза
Российская Федерация остается в числе 22 стран мира, пораженных эпидемиями туберкулеза. «С чем вступила российская фтизиатрия в новый век? По основным статистическим показателям страна отброшена на уровень 1968—1969 годов», - признал очевидное положение вещей министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко на недавно прошедшем в Москве VII профессиональном форуме фтизиатров.
Туберкулез – РѕРґРЅРѕ РёР· беспощадных «зеркал», отражающих остроту социальных проблем РІ стране. Рпидемия начала СЃРІРѕРµ наступление РІ 1991 РіРѕРґСѓ, Р·Р° десять лет РѕРЅР° выросла более чем РЅР° 100 %. Хотя, Минздрав заверяет, что РІ последние РґРІР° РіРѕРґР° скорость этого зловещего процесса несколько уменьшилась. Если туберкулез удалось хотя Р±С‹ всего лишь остановить (даже РЅРµ повернуть вспять) - то Рё это, РІ наших нынешних условиях, РјРѕР¶РЅРѕ было Р±С‹ считать значительным успехом.
Резко вырос тревожный показатель инфицированности детей: он составляет примерно 2,5 % (при благополучной ситуации эта цифра не превышает 0,1-0,3 %). Остается очень высокой смертность: от туберкулеза у нас умирают столько же больных, сколько в 70-е годы прошлого века. Причины всем видны: низкий уровень жизни, плохое питание, рост алкоголизма и наркомании. Миллионы людей - детей и взрослых по разным причинам лишились крова - и сразу стали уязвимы для туберкулезна. Достаточно сказать, что заболеваемость туберкулезом беженцев и вынужденных переселенцев достигает 700 случаев на 100 тысяч населения (средний показатель по стране - около 86 случаев).
Сохраняются проблемы СЃСѓРіСѓР±Рѕ медицинские, прежде всего - продолжающийся СЂРѕСЃС‚ числа больных СЃ лекарственно устойчивыми формами туберкулеза (ТБМЛУ). РС… СѓР¶Рµ невозможно лечить РїРѕ привычной схеме — микробактерия туберкулеза Сѓ РЅРёС… РЅРµ реагирует РЅР° основные противотуберкулезные лекарства. РЎ ней надо бороться так называемыми препаратами «второго ряда», Р° это очень сложно Рё, главное, РґРѕСЂРѕРіРѕ.
Отдельная проблема - туберкулез в учреждениях уголовно-исполнительной системы. За последние 3-4 года заболеваемость и смертность здесь существенно не возросли, но все равно эти показатели в десятки раз превышают среднероссийские.
Самая тяжелая ситуация по туберкулезу в РФ - в Сибирском федеральном округе. Только за год показатель смертности здесь увеличился на 13 %. Ежегодно регистрируется 10 - 12 случаев смерти от туберкулеза детей. Несмотря на все усилия врачей, на двух излеченных пациентов приходится один умерший. Причины - позднее выявление больных, большое число пациентов с ТБМЛУ.
Кстати - средний возраст специалистов, работающих в этой сфере здравоохранения - пенсионный. Выпускники медицинских ВУЗов не спешат быть фтизиатрами. Помимо всех общих для нынешних российских медработников причин, это связано еще с тем, что вероятность заразиться туберкулезом самому лечащему его врачу всегда остается велика.
Табакокурение
Сегодня РІ Р РѕСЃСЃРёРё РєСѓСЂСЏС‚ около 50 % мужчин Рё 20 % женщин. Р’ прошлом РіРѕРґСѓ потребление сигарет РІ Р РѕСЃСЃРёРё составляло 1931 штуку РЅР° душу населения. Рто более чем РІРґРІРѕРµ превышает среднемировой уровень. Примерно 100 тыс. СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ ежегодно умирают РѕС‚ болезней, связанных СЃ курением. Рак легкого давно занял первое место среди онкологических заболеваний. «Курение сегодня - РѕРґРЅР° РёР· величайших опасностей для человека. Каждые 10 секунд РѕРґРёРЅ человек РІ РјРёСЂРµ умирает РІ результате потребления табака», - формулирует проблему Всемирная организация здравоохранения (Р’РћР—), призвавшая ежегодно РІ конце мая проводить РґРЅРё «отказа РѕС‚ курения». РћС‚ различных болезней, связанных СЃ курением, умирают РЅРµ менее 5 миллионов человек РІ РіРѕРґ. Р’РћР— предупреждает: Рє 2030 РіРѕРґСѓ употребление табака может попасть РІ СЂСЏРґ наиболее распространенных причин смертности.
Онкологи, кардиологи, гинекологи, неврологи и др. специалисты - не устают напоминать своим беспечным ближним о совершенно конкретных опасностях, проникающих в организм с дымом сигареты. В этом дыме - более 4 тыс. химикатов, включая высокотоксичные вещества, вызывающие рак. В России год от года растет число инсультов. Каждые полторы секунды кому-то ставится такой диагноз. Одна из главных причин - гипертония, которую, в свою очередь, провоцируют высокий уровень холестерина в крови и курение. Курение женщин ведет к осложнениям беременности, является причиной астмы у рожденных ими детей.
Число курящих подростков от 13 до 15 лет достигает в мире 14 %. Больше всего курящих детей, по данным ВОЗ, в «развивающихся» странах и в государствах с т.н. «переходной экономикой». В России, если верить статистике, в школе курят примерно 40 % юношей и 30 % девушек. А недавний опрос 15-16-летних москвичей показал: более половины из них вообще не знали о болезнях, связанных с курением. Зато они точно знали, что красиво затянуться дорогой сигаретой - это «классно, отвязно и конкретно круто». Если родители не курят, то дети ежедневно наблюдают этот процесс по TV. Способствует приобщению несовершеннолетних к табаку и наружная реклама на улицах и в метро. Воротилам «рыночной экономики» не до вопросов воспитания здорового поколения, ибо дело касается больших денег. По оценке экспертов, табачная реклама составляет примерно 15 % всей наружной рекламы в России. С распространением в мире мер по ограничению пропаганды табака компании, продвигающие табачную продукцию, сосредоточили усилия на странах с меньшим количеством рекламных табу. Объемы продаж табачных изделий в нашей стране растут примерно на 2 % в год. Запущенный Минздравом РФ на телевидении (после долгой и упорной борьбы) социальный ролик о вреде курения демонстрировался совсем короткий период прошедшего года. К тому же, был абсолютно невыразителен и длится всего пару секунд.
Аборты
Отношение тех или иных наций, человеческих сообществ Рє проблеме абортов определяется, РІ первую очередь, РЅРµ «уровнем Р¶РёР·РЅРёВ» Рё РґСЂСѓРіРёРјРё экономическими показателями, Р° РёС… РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-нравственным климатом, зарядом пассионарности, экспансионизмом, волей Рє Р¶РёР·РЅРё. Как известно, РІ традиционных обществах любые посягательства РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ еще неродившегося плода приравниваются Рє убийству, если РЅРµ законодательно, то, РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае – морально, негласным общественным «договором». «Цивилизованный» Запад хоть Рё декларирует «право женщины распоряжаться СЃРІРѕРёРј телом», РЅРѕ вынужден считаться СЃ сильной многочисленной религиозной Рё общественной оппозицией: РІ Польше католическая церковь добилась принятия Сеймом закона, запрещающего аборты; РёС… неоднократно осуждал Папа Р РёРјСЃРєРёР№; РІ РЎРЁРђ даже имеют место теракты против медицинских учреждений, практикующих искусственное прерывание беременности Рё С‚.Рґ. Думается, РЅРµ будет большим преувеличением сказать, что РІ Р РѕСЃСЃРёРё, Рє сожалению, сложилось РЅР° сегодняшний день едва ли РЅРµ самое избыточно-либеральное РІ РјРёСЂРµ отношение Рє абортам. РС… чудовищно РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРµ количество Сѓ нас давно СѓР¶Рµ привыкли мотивировать материальным Рё бытовым неблагополучием, как Р±С‹ РЅРµ замечая «черных дыр», образовавшихся РІ самом менталитете Р СѓСЃСЃРєРёР№ Цивилизации. Аборты - РЅРµ только РѕРґРёРЅ РёР· факторов, приближающих демографическую катастрофу, РЅРѕ Рё симптом РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ Рё физического вырождения общества, нации, народа.
РџРѕ данным Центра демографии Рё экологии человека Рнститута народно-хозяйственного планированья Р РђРќ, страшный «мировой рекорд» РїРѕ количеству абортов - 5,6 млн. - был поставлен РІ РЎРЎРЎР РІ 1964 РіРѕРґСѓ. Следующий РїРёРє – 4,6 млн. абортов – пришелся РЅР° 1988 РіРѕРґ (причем ему предшествовал РІ 1987 РіРѕРґСѓ довольно ощутимый всплеск рождаемости). Р’ 1999 РіРѕРґСѓ Госкомстат Р Р¤ зафиксировал 2 млн. 197 тыс. абортов. РџРѕ утверждению главного гинеколога Минздрава Р’. Кулакова, лишь 30 % беременностей РІ Р РѕСЃСЃРёРё сейчас заканчиваются родами. Рў.Рµ. пропорция: РѕРґРЅРё СЂРѕРґС‹ – РґРІР° аборта (для сравнения - РІ РЎРЁРђ РѕРЅР° сейчас: РѕРґРёРЅ аборт – трое СЂРѕРґРѕРІ).
Однако, реальность, как обычно, намного ужаснее сухой статистики. Действительное количество абортов (подобно реальному количеству уголовных преступлений) на порядок превосходит официальные цифры. Рвот по каким причинам. Аборт, как известно – операция платная. Анонимный аборт значительно дороже «официального», регистрируемого. В России сейчас образовалось множество «теневых» бизнесов «услуг» и «товаров»: наркотики, «девочки» по вызову, заказные убийства… К этому же «рынку» можно отнести и «абортфишерство». Очень часто анонимные аборты делаются с «выездом на дом» лицами, не имеющими никакого медицинского образования, но за хорошее вознаграждение. По неофициальным данным, в одном только (выбранном наугад), российском регионе - Кузбассе – делается не менее 300 тыс. абортов в год. Представьте, сколько их совершается в целом по стране ежегодно.
В июле прошедшего года в Москве впервые за долгое время был отмечен «всплеск» рождаемости - 300 младенцев, родившихся в течение суток в 30 роддомах. А всю первую неделю июля в каждом родильном доме на свет появлялось в среднем по 7 новых россиян. «Специалисты» из Министерства экономического развития и торговли РФ, узнав об этом, ужасно обрадовались такому факту (впали в эйфорию, приписав его чуть ли не к результатам своей «реформаторской деятельности») и предположили, что в период с 2003-го по 2005 годы рождаемость в России резко пойдет вверх.
Действительно, РІ 2002 РіРѕРґСѓ РІ Р Р¤ появилось РЅР° свет, примерно, РЅР° 130 тыс. младенцев больше РїРѕ сравнению СЃ 2000 РіРѕРґРѕРј. Однако, несмотря РЅР° это, говорить Рѕ «буме рождаемости» сейчас просто глупо: даже после 3 лет роста общее количество новорожденных едва достигло СѓСЂРѕРІРЅСЏ 1993 РіРѕРґР°, расцененного РІ СЃРІРѕРµ время как «катастрофически РЅРёР·РєРёР№В». РљСЂРѕРјРµ того, ежегодно РІ Р РѕСЃСЃРёРё умирает почти РЅР° миллион человек больше, чем рождается. Рта разница сохраняется, поскольку число смертей тоже постоянно растет. Согласно официальным данным, РІ 2000 РіРѕРґСѓ умерло РЅР° 81 тыс. больше, РїРѕ сравнению СЃ 1999 РіРѕРґРѕРј; РІ 2001-млн. – более чем РЅР° 30 тыс. РїРѕ сравнению СЃ 2000 РіРѕРґРѕРј; РІ 2002-Рј - РЅР° 76,5 тыс. больше, чем РІ предшествующем РіРѕРґСѓ. РџСЂРё такой тенденции, если сейчас РІ Р Р¤ (согласно данным последней переписи) проживает 142,9 млн. человек, то РІ 2004 РіРѕРґСѓ останется РЅРµ больше 142,2 млн., Р° РІ 2005-РѕРј (РїРѕ самым оптимистическим подсчетам) -141,6 млн.
Нам уже приходилось писать в нашем журнале № 61 (№1-2 за 2003 год) о том, что до 2007 года в России возможен определённый рост рождаемости. Но этому будет способствовать, главным образом, то, что число русских женщин, появившихся на свет в 1982-1987 гг. несколько больше, чем родившихся в 1975-80 гг. Затем последует новый спад. К 2015 году русская рождаемость может упасть до 0,4 – 0,6 млн. в год (в 1,5 – 2 раза).
Совсем недавно российское правительство решило посодействовать увеличению рождаемости. В частности, медицинскому персоналу родильных домов в очередной раз «символически» повысили заработную плату и попробовали несколько усовершенствовать его график работы и облегчить условия труда. Более существенным шагом стало принятие правительством РФ постановления № 485 от 11 августа 2003 года «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности» (В тоже время, Минздрав решительно отверг законопроект депутата Государственной Думы Александра Чуева об отмене каких бы то ни было соцпоказателей для абортов на всем протяжении беременности). Считается, что ребенок, которому исполнилось со дня зачатия 12 недель, уже имеет все права на жизнь и обрывать его существование без серьезных на то причин преступно. Раньше исключение делалось для женщин, не состоящих в браке; безработных; не имеющих жилья; беженок; инвалидов; многодетных матерей; семей, в которых был ребенок-инвалид; бедняков, у которых доход на одного члена семьи был ниже прожиточного минимума. Даже для разведенных во время беременности. Новый перечень социальных причин для искусственного прерывания беременности сведен к четырем пунктам (за исключением случаев, когда есть медицинские противопоказания):
1. наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав;
2. беременность вследствие изнасилования;
3. пребывание в местах лишения свободы;
4. инвалидность I-II группы у мужа или его смерть во время беременности.
Пока не ясно, будут ли эти меры способствовать повышению рождаемости. Как известно, абортов на поздних сроках беременности делается в России не так уж и много от общего их количества – несколько десятков тысяч в год. Трудно представить себе и судьбу детей, которые родятся на свет благодаря этим изменениям в законодательстве. Прежний «расширенный» список был введен с целью снизить таким вот незамысловатым способом поток детей – потенциальных кандидатов в воспитанники российских детских домов и интернатов, попавших за годы т.н. «реформ» на голодный бюджетный паек. Но не получилось: в 2002 году в России число детей, брошенных своими родителями, составило 700 тыс. – что, кстати, превысило число детей-сирот после Великой Отечественной войны. К сожалению, есть опасения, что ограничения на аборты (мера, сама по себе правильная и необходимая нашему государству) лишь усугубит эту негативную тенденцию в будущем.
Бездомные
Специалисты новосибирского Центра срочной социальной помощи уже много лет внимательно изучают жизнь наиболее обездоленной категории наших сограждан. По оценкам Центра, в Новосибирске и области насчитывается сейчас около 120-130 тыс. «бомжей», занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством (Для сравнения: официальная московская статистика признает существование в самой столице РФ примерно 60 тыс. подобных лиц).
РћРЅРё РЅРµ так СѓР¶ стары Рё немощны: 39 % РІ возрасте 40 - 50 лет, 31 % - РІ возрасте 30 - 40 лет Рё 15,1 % - молодежь РѕС‚ 18 РґРѕ 30 лет. 82,5 % Р±СЂРѕРґСЏРі – мужчины. 78 % - этнические СЂСѓСЃСЃРєРёРµ. Среднестатистический СЂСѓСЃСЃРєРёР№ «бомж» начала XXI века существенно отличается РѕС‚ Р±РѕРјР¶Р° второй половины XX века. Рто СѓР¶Рµ РЅРµ Р±СЂРѕРґСЏРіР° «по убеждению», РЅРµ тунеядец-отщепенец. Сейчас это, скорее - отверженный, РёР·РіРѕР№, РЅРµ сумевший приспособиться Рє С‚.РЅ. «реформам» Рё занять «тепленькое местечко» РІ «новом обществе». Сегодня среди РЅРёС… немало людей СЃ довольно приличным образованием (41,1 % имеют законченное среднее, 18,1 % - среднее специальное, 5,3 % - высшее), СЃ высокой производственной квалификацией Рё опытом работы. Отметим, что, вопреки либеральной демагогии, этот факт РЅРµ стал гарантией РёС… социальной защищенности.
Причиной, побудившей их к бродяжничеству, 36,6 % этих людей называют отсутствие жилья, 21,5 % - отсутствие средств к существованию, 20,3 % - потерю рабочего места. Наводят на размышления и такие данные лишь: лишь 6,3 % «бомжей» бродяжнич