Реферат по биологии ученика 10 “Г” класса Шалупина Александра.
РњРѕСЃРєРІР° 1996
Новорожденный несет РІ себе комплекс генов РЅРµ только СЃРІРѕРёС… родителей,В РЅРѕ Рё РёС… отдаленных предков, то есть имеет СЃРІРѕР№, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают Рё развиваются его индивидуальные качества. Рта программа закономерно Рё гармонично претворяется РІ Р¶РёР·РЅСЊ, если, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма ( обмен веществ, группы крови и др. ), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную ( состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов ( в частности алкоголя и курения ) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.
Передача наследственной информации от родителей к ребенку. В основе передачи наследственных признаков всего живого ( растений, животных и человека ) лежат прежде всего законы наследования, открытые Г. Менделем в 1865 году. Они позволили сформулировать хромосомную теорию наследственности, согласно которой преемственность свойств в ряду поколений определяется преемственностью их хромосом, находящихся в ядре клеток и заключающих в себе всю генетическую информацию.
По современным данным науки, хромосомы ядерного вещества представляют гигантские полимерные молекулы, состоящие из нитей нуклииновых кислот и небольшого количества белка. Каждая пара хромосом имеет определенный набор генов, контролирующих проявление того или иного признака. Химическая природа гена стала известной в последние десятилетия после расшифровки структуры дезоксирибонуклииновой кислоты ( ДНК ) и механизма ее самоудвоения. В состав ДНК входят сахар дезоксирибоза, фосфорная кислота и 4 основания адеин, гуанин, тимин и цитозин. ( рис. 1 )Молекулы ДНК имеют двухнитчатую структуру. Обе параллельно идущие нити свернуты спиралью, а между этими нитями, как ступеньки в винтовой лестнице, расположены основания. При этом аде ин (А)соединяется только с тимином ( Т ), а гуанин ( Г ) только с цитозином ( Ц ). В настоящее время твердо установлено, что вся наследственная информация о признаках растений, животных и человека, все разнообразие живого мира кодируется на нитях ДНК благодаря чередованию этих четырех нуклиотидов. Суть такого кода состоит в том, что каждые три рядом лежащих нуклиотида кодируют определенную аминокислоту и таким образом “ записывается” информация о последовательности аминокислот в белке. Всего известно 20 аминокислот, различные вариации из которых определяют все разнообразие белков в живой материи. С этими белками в свою очередь связано формирование тех или иных особенностейорганизма ( например групповая принадлежность крови, цвет волос и глаз у человека и многие другие свойства ).
Синтез белка на основе генетического кода происходит в цитоплазме клетки. Посредниками между ядром и цитоплазмой являются рибонуклииновые кислоты ( РНК ), значительно меньше по размерам , чем ДНК.Ген представляет собой группу рядом лежащих нуклиотидов, которыми закодирован один белок ( фер мент ), определяющий один признак. Число генов очень велико считают, что у человека их десятки тысяч. Один и тот же ген может оказывать влияние на разви тие ряда признаков, равно как и на формирование единичного признака могут оказывать влияние много генов. Молекулы ДНК, из которых состоят гены, можно увидеть лишь в мощные электронные микроскопы с увиличением в 150-200 тысяч раз в отличие от хромосом, строение которых можно рассмотреть в обычный световой микроскоп.
Каждому виду растений и животных свойствен свой количественный набор хромосом. Каждая клетка человеческого тела содержит 46 хромосом. Но так как в наборе почти все хромосомы представлены парами, то обычно указывается, что в каждую пару из 22 входят одинаковые по величине идентичные хромосомы, 23-я пара так называемых половых хромосом у женщин также состоит из одинаковых хромосом ( ХХ ), а у мужчин ( ХY ). ( рис. 2 )
За воспроизведение в поколениях растений, животных и человека наследственных свойств ответственны 3 эволюционно закрепленных универсальных про цесса: размножение обычных ( соматических ) клеток организма митоз, размно жение половых клеток мейоз и оплодотворение. При митозе происходит простое деление, перед которым количество хромосом в клетке удваивается путем самовоспроизведения. В таком случае перед делением в человечечской клетке обнаруживвается не 46, а 92 хромосомы. Они, как по команде, выстраиваются парами друг против друга в две шеренги и мгновенно расходятся к разным полюсам клетки. Вслед за этим протоплазма путем перешнуровки разделяется на две части и образуются две клетки, в ядрах которых опять содержится по 23 пары хромосомы.
В период оплодотворения мужская гамета сперматозоид сливается с женской гаметой яйцеклеткой, и в образующейся таким образом зиготе вновь будет 46 хромосом 23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары. Деление зиготы и дальнейшее накопление клеточного материала формирующегося эмбриона, а затем плода идет путем митоза. На определенных этапах у формирующегося зародыша появляются специализированные клетки, из которых образуются ткани и органы. Весь процесс развития зародыша и вся дальнейшая жизнедеятельность плода, новорожденного ребенка, взрослого человека происходят на основе наследственной информации при постоянном влиянии условий внешней среды, взаимодействии этих 2-х основных факторов.
Определение пола ребенка. В процессе зачатия половая принадлежность будущего ребенка определяется тем, носителем какой половой хромосомы является сперматозоид Х или Y. В яйцеклетки женщины среди 23 хромосом в норме содержится одна половая Х хромосома. У мужчин к концу мейотического деления образуется не одна половая клетка ( гамета ), как у женщины, а 4 гаметы ( сперматозоида ). При этом половина из них содержит такие же Х-хромосомы, как и яйцеклетки, а половина -Y-хромосомы. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом , несущим Х хромосому, то из образовавшейся зиготы будет развиваться ребенок женского пола. Если же яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с Y хромосомой, то сформируется мальчик. ( рис.3) теоритически вероятность зачатия девочкой или мальчиком практически одинакова. Фактически же оплодотворение сперматозоидами с Y хромосомами встречается чаще, так как они обладают большей подвижностью. Однако развивающийся из оплодотворенного яйца зародыш мальчика менее устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Непроизвольные выкидыши у женщин при зачатии мальчикамибывают чаще, чем при зачатии девочками, и все же мальчиков рождается на 6% больше, чем девочек. Мальчики и после рождения оказываются менее устойчивыми к влияниям внешней среды, чем девочки, и смертность их, особенно в раннем возрасте, выше. В результате к периоду половой зрелости количество юношей и девушек практичеки одинаково.
Наследование признаков родителей. Единицы наследственности гены находятся на хромосомах в строго определенном порядке, а поскольку хромосомы у человека парные, то у каждого индивида имеются 2 копии гена: ген на хромосоме, полученной от матери, и ген на хромосоме, полученной от отца. Если оба гена одинаковы, говорят, что данный индивид “ гомозиготен” , если разные он ”гетерозиготен”. Гены влияющие на проявление того или иного признака, располагаются в одинаковых участках ( локусах ) гомологичных хромосом и называются аллельнымми, или аллелями. При гетерозиготном состоянии один из аллель ных генов является доминантным ( преобладающим ), другой рецессивным. В от ношении признака цвета глаз доминантным является карий цвет, а рецессивным голубой. Рецессивный признак в организме находится в скрытом состоянии и может проявиться только, если ген данного признака будет и на хромосоме от отца и на идентичной хромосоме от матери. Такой характер проявления генов предопределяет и разный механизм проявления наследственных заболеваний, среди которых различают доминантно и рецессивно наследуемые, а так же сцепленные с полом.
Установить, является ли тот или РёРЅРѕР№ признак Сѓ человека доминантным или рецессивным, врачу, антропологу или генетику помогает генеалогический метод исследования ( метод родословных ). Родословная это схема, РЅР° которой условными обозначениями, отмечаются несколько поколений РѕРґРЅРѕР№ семьи. РџСЂРё этом женщины обозначаются кружочком, мужчины квадратиком. (СЂРёСЃ. 4 ). Рзучаемыйпризнак или заболевание указывается определенной Р±СѓРєРІРѕР№ РІ середине РєСЂСѓР¶РєР° или квадратика либо изображается заштрихованным. Родители, РёС… братья Рё сестры располагаются РЅР° РѕРґРЅРѕР№ линии, дети также располагаются РїРѕ горизонтали, РЅРѕ РЅРёР¶Рµ родителей, Р° РёС… дедушки, бабушки выше родителей. Номера поколений РїРѕ старшинству считаются сверху РІРЅРёР·.
При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного или у обоих родителей, а также у дедушки или бабушки. При рецессивном наследовании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вертикали, тогда как рецессивный только по горизонтали.
Есть признаки, наблюдаемые Сѓ лиц определенного пола. Рто означает, что ген, кодирующий такой признак, располагается РЅР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· половых С…СЂРѕРјРѕСЃРѕРј.
Если такой ген локализуется на Х хромосоме, то данный признак будет наблюдаться только у мальчиков, так как у девочек другая такая же Х хромосома может нести ген данного признака с иной характеристикой. У женщин признак, контролируемый Х рецессивным геном, не проявляется, но находится в скрытом со стоянии, и они передают половине своих сыновей. Признаки, закодированные на Y хромосоме, по наследству передаются только мальчикам.
Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребенка.
Каждый человек отличается от другого многочисленными физическими особенностями, которые формируются уже с самого его зарождения и на протяжении всей жизни. Однако с момента появления мужской и женской гамет, а затем при  их слиянии и образовании оплодотвореной клетки зиготы наследственное начало человека может в определенной степени изменяться под влиянием внешнесредовых факторов. При взаимодействии генетических ( наследственных ) и внешнесредовых факторов в детском возрасте формируется большое число индивидуальных признаков человека.
Внешней средой для ребенка являются прежде всего те условия, которые создадут его родители и окружающие его люди, различные климатические, геофи зические и другие факторы. Воздействие среды может существенно изменить характер наследственной информации. Она может реализоваться полностью или частично, от чего будет зависеть выраженность признака. Например, генетически обусловлено, что средняя масса ребенка при рождении составляет 3300-3700 грамм, а рост 49-52 см. Но если во время беременности мать плохо питается или же из крови матери в кровь ребенка поступает недостаточно питательных веществ либо что-то мешает их усвоению, то ребенок может родиться с массой 20002500 г и ростом 4345 см. Такой новорожденный будет незрелым и по некоторым другим признакам. Чтобы способствовать наиболее полной реализации его наследственной информации, родителям и врачам приходится принимать ряд мер, усиливающий рост ребенка.
Весь комплекс признаков, сформировавшийся РІРѕ время взаимодействия наследственных свойств организма генотипа Рё внешнесредовых факторов, назы вается фенотипом. РЎСѓРјРјР° фенотипических признаков составляет РѕСЃРЅРѕРІСѓ конституциональных особенностей ребенка. РўРѕ, что РЅР° характер наследственных признаков РјРѕР¶РЅРѕ влиять факторами внешнесредового воздействия, имеет очень важ РЅРѕРµ значение. Рто позволяет родителям, медицинским работникам, педагогам Рё РґСЂСѓРіРёРј специалистам целенаправленно влиять РЅР° развивающийся организм ребенка, формировать Сѓ него положительные личностные качества, воспитывать физически РёРґСѓС…РѕРІРЅРѕ гармонично развитого человека.
Биологическое и социальное в формировании растущегоорганизма. На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разное, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.
В Р’ настоящее время всем хорошо известен феномен акселерации, то есть рождение детей СЃ большей массой тела, ростом Рё последующим ускоренным развитием РёС… РІ течение всего периода детства. Рто явление отмечалось РІ РЎРЎРЎР РґРѕ “ перестройки” Рё РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… развитых странах. Ученые считают, что РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ этого феномена лежало прежде всего улучшение социальных условий существования человека, возросшая забота Рѕ матери Рё Рѕ ее ребенке, употребление РІ пищу полноценных белков, витаминов Рё РґСЂСѓРіРёС… биологических стимуляторов. Генетический материал, характерный для человека как биологического РІРёРґР°, остался прежним, РЅРѕ меняющиеся социальные условия вынуждают процессы роста и развития работать РІ РёРЅРѕРј ритме. Особенно активно РјРѕР¶РЅРѕ воздействовать на растущий организм ребенка СЃ помощью таких социально управляемых факторов,   как воспитание РІ семье Рё детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры Рё так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое Рё РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ развитие ребенка Рё способствовать коррекции РјРЅРѕРіРёС… дефектов генетического характера.В В В
Р’ С…РѕРґРµ эволюции человека, РІ процессе трудовой деятельности совершенствовалось РЅРµ только его тело, РЅРѕ Рё прежде всего РєРѕСЂР° головного РјРѕР·РіР° Рё центральная нервная система РІ целом. Человеческие особенности головного РјРѕР·РіР° закре плялись РІ генетическом материале Рё передовались РїРѕ наследству. Однако РїСЃРёС…Рё ческое развитие человека как личности Рё сейчас РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишь РІ процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже СЃ самыми “ лучшими” структурными особенностями РјРѕР·РіР° попадает РІ условия изоляции РѕС‚ человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Рто многократно подтверждено РІ случаях, РєРѕРіРґР° дети раннего возраста попадали РІ стаи РґРёРєРёС… животных или подвергались искусстве РЅРЅРѕР№ изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ лишьв окружении РґСЂСѓРіРёС… людей РїСЂРё активном Рё пассивном обучении поведенческим навыкам.
Развитие социального поведения ребенка РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ процессе воспитания. Р’ первые полгода Р¶РёР·РЅРё РІСЃРµ РЅРѕРІРѕРµ РѕРЅ усваивает РІ полном смысле слова СЃ молоком матери. РР±Рѕ пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком Рё имеющие непосредственный повседневный контакт СЃ матерью РІ течение первого года Р¶РёР·РЅРё, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают РІСЃРµ РЅРѕРІРѕРµ, РІ РёС… характере преобладает доброта, cочувствие Рє РґСЂСѓРіРёРј людям. Р’Рѕ втором полугодии Р¶РёР·РЅРё ребенок РІСЃРµ больше интересуется РґСЂСѓРіРёРјРё окружающими его людьми, сохраняя РїРѕ-прежнему привязанность Рє матери.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль пренадлежит окружающим условиям.
Ближайшим социальным окружением, РІ которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. РќРµ следует думать, что влияние микросреды вступает РІ силу, лишь РєРѕРіРґР° ребенок заговорит. РЈР¶Рµ РІ самые первые месяцы характер заботы взрослых Рѕ детях РІ значительной степени определяет РёС… психическое развитие. Упущенное РІ этот период трудно восполнимо РІ дальнейшем. Рзоляция детей РѕС‚ родителей РјРѕ жет привести РїСЂРё ограниченности, дефиците общения СЃ окружающими Рє неблагоприятным изменениям РІ РёС… развитии, Рє возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, РІ которой живет ребенок: занимают ли родители РїРѕ отношению Рє нему единую позицию или разную, проявляют ли РѕРЅРё Рє нему преймущественно строгость Рё требовательность или Р¶Рµ нежность Рё предупредительность РЅРѕСЃСЏС‚ ли РІ семье теплый, дружественный характер или РІ РЅРёС… преобладают официальность холодность Рё С‚.Рї. Замечено, что РІ тех семьях, РіРґРµ родители, РЅРµ проявляя достаточного тепла Рє ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью Рё марализаторством, допускают оскарбления Рё унижения, высмеивание Рё физические наказания Р·Р° промахи Рё неудачи, дети вырастают неуверенными РІ себе, мало инициативными, СЃ заниженной самооценкой Рё притязаниями. Рти качества мешают полноценному развитию ребенка РЅРµ только в дошкольные РіРѕРґС‹, РЅРѕ Рё РІ дальнейшей Р¶РёР·РЅРё.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преймуществ у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход , оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эммоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
Рменно такая семейная микросреда РІ наибольшей степени СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° вызвать Сѓ ребенка “ чувство полной защищенности” ( Рђ. РЎ. Макаренко ), что так важно для его психического Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ. РќР° Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ ребенка Рё развитие Сѓ него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи Рё характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации РІ семье, разводы родителей, воспитание “ единственного” ребенка Рё РґСЂ. Р’ таких семьях дети часто страдают неврозами, С…СѓР¶Рµ учатся, отстают РІ физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям. В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических растройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально экономическая структура общества, система государственных и медецинских профилактических мероприятий. Примером тому служил тот факт, что в бывшем СССРраспространенность нервно-психических болезней примерно в 3 раза была ниже, чем в развитых капиталлистических странах.
Список литературы
Р“. Р. Герасимович, Рњ. Р. Делец, Рњ. Рџ. Дерюгина, Рќ. Рђ. Дисько РЎ. Рџ. Самуэль, Р•. Р’. Малашевич, Рђ. Р›. Петрашкевич, Рќ.Р•. Савченко Р. Рќ. РЈСЃРѕРІ, Рђ. Рљ. Устинович, Р. Рџ. Ховратович, Р. Рђ. Чаховский, Р’. Р¤. Р§РёРіРёСЂСЊ, Р. Рџ. Шамякин “РРќР¦РКЛОПЕДРРЇ МОЛОДОЙ СЕМЬР”   Минск 1987.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://study.online.ks.ua/