Р’.Р’.Сапронов, директор Рнститута безопасности жизнедеятельности (сфера образования) фонда РќРРњР‘
 «Выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических ситуациях, и утверждение его в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века» (Н.Н.Моисеев).
Вводная часть
Миропонимание человека, которое складывается РІ результате воспитания РІ семье, традиционного образования Рё воздействия современных средств массовой информации, РЅРµ соответствует тем условиям Р¶РёР·РЅРё, РІ которые погружается общество РІ РЅРѕРІРѕР№, постиндустриальной СЌРїРѕС…Рµ. Представленные РІ данной публикации теоретические обобщения предназначены структурировать знания студентов - будущих специалистов Рё руководителей, необходимые для формирования ноосферного миропонимания Рё сознательного участия РІ предотвращении чрезвычайных ситуаций Рё катастроф. Материал составляет РѕРґРЅСѓ РёР· глав РєСѓСЂСЃР° «Современный комплекс проблем безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для Р’РЈР—РѕРІ. РљСѓСЂСЃ разработан Рё апробирован РЅР° практике РІ процессе деятельности Рнститута безопасности жизнедеятельности Фонда РќРРњР‘.
1. Понятия и определения
Базовые понятия теории безопасности
Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ общей теории безопасности. Хотя РІ завершённом РІРёРґРµ (РІ какой-либо фундаментальной монографии) эта теория ещё РЅРµ оформлена, её основные РїРѕРґС…РѕРґС‹ Рё методы сформированы Рё широко используются для РїСЂРѕРіРЅРѕР·РѕРІ развития опасных ситуаций, качественных Рё количественных оценок мер Рё систем безопасности. РС… разработка осуществлялась РІ процессе обеспечения эффективности Рё безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными Рё экологическими системами, РІ том числе РІ глобальном масштабе.
Необходимое предварительное замечание.
Применяемые при обсуждении реальных проблем понятия и определения имеют строго определённое значение только в рамках теорий, упрощающих сложную действительность, создающих абстрактные схемы, модели этой действительности для решения определённого класса практических задач. Одной из таких схем является теория безопасности. При переходе от теоретических рассуждений к практическим задачам всегда надо иметь в виду и учитывать условность и приближённость применяемых понятий.
Теория безопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.
Объекты исследования в теории безопасности – человек и окружающая его среда.
Понятие человек в общей теории безопасности обобщённое – под ним понимается и любой индивид и общество во всей его иерархической структуре. Таким же обобщённым является понятие окружающая среда - это все её составляющие: природная, социальная, техногенная.
Предмет исследования в теории безопасности - опасности для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности.
Объекты опасности (чаще их называют объектами безопасности) и субъекты безопасности (осуществляющие меры безопасности) – личность и общество как многоуровневая структура.
Важнейшим в теории безопасности служит понятие опасность.
Опасность - явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
К числу жизненно важных интересов человека (личности и общества), как следует из самого определения, в первую очередь, относится, конечно, сама жизнь. Дальше каждый человек может назвать свои «жизненно важные» интересы в различных комбинациях и в различном порядке. Тем не менее, эксперты ООН на основании статистических и теоретических данных отнесли к основным интересам, жизненно важным для каждого человека:
В· Р¶РёР·РЅСЊ, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ;
· благосостояние;
· доступ к информации.
Наряду с понятием опасность используется понятие угроза. Считается, что:
Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность.
Отсутствие опасности, точнее «состояние, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» в словарях определено понятием безопасность. Однако опыт показывает, что обеспечить полное отсутствие опасности невозможно. В связи с этим часто применяют определение, указывающее на безопасность как на надёжную защищённость от опасностей и угроз. Такое определение подчёркивает приемлемость (и неизбежность) опасностей и угроз определённого уровня, при этом как бы само собой подразумевает необходимость защиты объекта. Но в условиях приемлемости уже исходных опасностей защита может и не потребоваться. Поэтому наиболее приемлемой выглядит следующая формулировка:
Безопасность – это состояние отсутствия различного рода опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Безопасность - коренная потребность человека
Рсточниками активности человека являются его потребности.
РРЅРѕРіРґР° рассматривается три основных типа потребностей: материальные, социальные Рё духовные. Однако общепринятой считается более детальная классификация потребностей (Рђ.Маслоу, 1954), представленная РЅР° схеме (СЃРј. СЂРёСЃ.).
Потребности на схеме размещены в иерархическом порядке. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших. Можно сказать, что потребность в социальных связях – в объединении – возникает после удовлетворения потребности в безопасности индивида от очевидных угроз и вызвана стремлением к повышению уровня его безопасности. Тем же стремлением вызвана и потребность в уважении. Она служит основанием для того, чтобы интересы безопасности общества стали личными интересами, что в конечном итоге повышает и безопасность индивида. Наконец, высшей потребностью является духовное развитие личности, опять же позволяющее формировать в сознании высшие – общественные – ценности. Получается, что все потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую поэтому называют коренной.
Понятие безопасности жизнедеятельности
Понятие безопасность связано СЃ широким спектром разнообразных опасностей Рё СѓРіСЂРѕР· для человека. Однако, как было показано РІ материалах первой темы РєСѓСЂСЃР°, новая СЌРїРѕС…Р° охарактеризовалась появлением особых, глобальных опасностей РѕС‚ жизнедеятельности человека. Рто вызвало разработку специального научного направления Рё образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Стало необходимым Рє базовым понятиям теории безопасности прибавить понятия жизнедеятельность Рё безопасность жизнедеятельности.
Жизнедеятельность, вообще-то, свойственна любому живому организму, но применительно к схемам теории безопасности целесообразно иметь в виду жизнедеятельность только человека. Тогда соответствующие определения можно сформулировать так:
Жизнедеятельность – это процесс преобразования человеком вещества, энергии и информации в себе и в окружающей среде.
Безопасность жизнедеятельности – это такое качество жизнедеятельности, при котором она не создаёт опасностей и угроз, способных нанести неприемлемый вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.
Необходимо особо отметить, хотя это и очевидно, что понятие безопасность жизнедеятельности отличается по смыслу от понятий безопасность и безопасность жизни. Оно требует дополнительного анализа, который будет представлен ниже.
2. Безопасность человека как результат жизнедеятельности
Способы обеспечения безопасности
Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.
На приводимой принципиальной схеме, базовой для теории безопасности, изображены способы обеспечения безопасности, используемые человеком.
Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.
Рменно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку РІ полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.
Уровень безопасности
Безопасность человека, обеспечиваемая его жизнедеятельностью, может быть измерена уровнем безопасности. Рнтегрально РѕРЅ характеризуется продолжительностью Р¶РёР·РЅРё.
Наиболее долгое сохранение Р¶РёР·РЅРё, бесспорно, является РѕРґРЅРѕР№ РёР· основных целей жизнедеятельности, несмотря РЅР° то, что философы РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ СЃРїРѕСЂСЏС‚ Рѕ смысле Рё целях Р¶РёР·РЅРё. РќРµ случайно безопасность относится Рє коренным потребностям человека, Р° сохранение Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ учёные называют первым Рё главным жизненным интересом личности. Рсходная, заложенная РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№, продолжительность Р¶РёР·РЅРё РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ каждого РІРёРґР° живых организмов (РІ нашем случае РІРёРґР° Homo sapiens) укорачивается Р·Р° счёт реализации опасностей РѕС‚ окружающей среды. Рменно поэтому реальная продолжительность Р¶РёР·РЅРё, несомненно, будучи зависимой РѕС‚ РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ РІРёРґРѕРІРѕР№ величины, РЅРѕ отличная РѕС‚ неё, характеризует уровень безопасности.
Можно говорить об индивидуальном и общем по сообществу уровнях безопасности. Вообще, говоря о продолжительности жизни, нужно иметь в виду три различных показателя:
· биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;
· индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);
· среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.
Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы (для биосферы), создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важно воспроизводство человеческого рода. Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем вырастить своих потомков до взрослого состояния. После этого данный индивид природе не нужен, поскольку воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разброс возраста воспроизводства положить запас 1,5-2,0 (как делается при проектировании технических объектов), то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет. «Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой для творческой жизнедеятельности личности на благо общества (известно, что люди, занимающиеся творческим трудом, чаще живут долго).
Значительная часть людей РґРѕ биологического предела РЅРµ доживает. РС… индивидуальная продолжительность Р¶РёР·РЅРё укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, РѕС‚ РёС… собственного поведения РІ повседневной Р¶РёР·РЅРё Рё РІ складывающихся опасных ситуациях. РћРґРёРЅ постоянно строит СЃРІРѕРё действия СЃ учётом РёС… последствий для своей безопасности (как «муравей» РІ известной басне Крылова), РґСЂСѓРіРѕР№ бездумно следует СЃРІРѕРёРј сиюминутным желаниям Рё стремлению Рє удовольствиям, Рѕ безопасности РЅРµ заботясь («стрекоза»). Личность, пренебрегающая принципами Р·РґРѕСЂРѕРІРѕРіРѕ образа Р¶РёР·РЅРё, РЅРµ умеющая предвидеть, избегать опасностей, Р° РІ случае необходимости рационально действовать, РЅРµ может надеяться РЅР° продолжительную Р¶РёР·РЅСЊ.
Однако безопасность личности зависит РЅРµ только РѕС‚ её личного поведения, РЅРѕ также РѕС‚ количества Рё силы СѓРіСЂРѕР·, формируемых окружающей средой (РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№, социальной, техногенной). Рђ состояние окружающей среды РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости СЃРІРѕРёС… членов РѕС‚ различного СЂРѕРґР° СѓРіСЂРѕР·, характеризуется средней продолжительностью Р¶РёР·РЅРё РІ сообществе. Рту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности Р¶РёР·РЅРё РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ сообщества. Уровень безопасности сообществ СЃ прогрессом цивилизации РїРѕРєР° что постоянно растёт. Р СЏРґРѕРІРѕРјСѓ жителю древнего Египта, средняя продолжительность Р¶РёР·РЅРё РІ котором была 22 РіРѕРґР°, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря РЅР° максимально «безопасное» РїРѕ тем временам поведение (это РЅРµ относилось Рє жрецам, находившимся РІ особых условиях Рё потому имевшим возможность дожить РґРѕ биологического предела). Живший РїРѕР·Р¶Рµ римлянин Р¶РёР» дольше, поскольку мылся РІ построенной для того бане («термы Каракаллы»), Р° РІРѕРґСѓ РїРёР» РёР· РІРѕРґРѕРїСЂРѕРІРѕРґР° («сработанного рабами Рима»») - РІ отличие РѕС‚ египтянина, который Рё купался Рё РїРёР» РёР· РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё того Р¶Рµ Нила. Р’ наиболее гармонично развитых РЅР° сегодня странах средняя продолжительность Р¶РёР·РЅРё достигла 80 лет (Скандинавия, РЇРїРѕРЅРёСЏ). РџРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, это СѓР¶Рµ тот самый биологический РїРѕСЂРѕРі, практически достижимый предел роста продолжительности Р¶РёР·РЅРё (СЃРј. табл.).
Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.
Если говорить о человечестве в целом, то наиболее впечатляющим является ускоряющийся до настоящего времени рост другого (тесно связанного с первым) показателя уровня безопасности общества – численности населения Земного шара. Как уже упоминалось, до появления первых технологий преобразования окружающей среды (сельского хозяйства), на всей Земле жило около 5 млн. человек. Т. е. 10 тысяч лет назад население всей планеты составляло половину населения сегодняшней Москвы. К началу новой эры (2 тысячи лет назад) людей на Земле стало уже 200-300 млн., что соизмеримо с населением сегодняшней Западной Европы. С прогрессом цивилизации, с увеличением преобразованной среды – техносферы – численность населения планеты стала возрастать всё стремительнее, составляя сегодня уже более 6 млрд. человек. Ещё раз подчеркнём - этот рост есть прямое следствие роста безопасности человека (как вида) вследствие его преобразовательной жизнедеятельности.
Безопасность сообщества и духовное здоровье
Объединение людей – образование социальных связей - повышает безопасность каждого участника этого объединения. Рвозникает общий интерес участников в безопасности образованного сообщества. В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.
Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим. Её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.
Если участники сообщества РІ критических ситуациях РјРѕРіСѓС‚ поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. РњРѕР¶РЅРѕ считать, что такое сообщество Рё его участники РґСѓС…РѕРІРЅРѕ Р·РґРѕСЂРѕРІС‹. Духовное Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ основывается РЅР° потребности человека РІ уважении, РЅРѕ только РІ том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов РІ первые личные интересы. Ртим механизмом являются мораль Рё законы, обеспечивающие почёт Рё привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, Рё – немаловажно – РёС… потомкам.
В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.
3. Проблема безопасности жизнедеятельности
Угрозы от жизнедеятельности
Ртак, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, РЅРѕ жизнедеятельность, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, является источником опасностей.
Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности. Опасности возникают также от собственных действий при защите: например, убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт. К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п. (см. рис. Опасности от жизнедеятельности).
Особенности новой эпохи заставляют обратить главное внимание на опасности от преобразованной среды. До наступления новой эпохи, вследствие стихийного использования метода проб и ошибок, всегда получалось так, что они становились меньше первоначальных. Например, искусственное тепло в современном жилище (против опасности замерзания) после пожароопасных открытых костров в пещерах и угарных печек в избах было заключено в водяные батареи отопления. Опасности остались – прорыв тепломагистралей, несвоевременный завоз топлива в котельные – но они не столь неотразимы, как «дедушка Мороз».
Однако преобразование человеком окружающей среды ведётся всё ускоряющимися темпами. Преобразования становятся всё масштабнее, а времени на пробы остаётся всё меньше. Бывает так, что сама проба создаёт трудно оцениваемую опасность – вспомним первый подрыв атомной бомбы. В результате, опасности от преобразованной среды, а фактически от жизнедеятельности, в новой эпохе становятся не только преобладающими, но глобальными (см. рис. Появление глобальных опасностей от жизнедеятельности).
Достигнуты (Медоуз) Рё превзойдены (Горшков) пределы роста масштабов жизнедеятельности, преобразующей РїСЂРёСЂРѕРґРЅСѓСЋ среду. Возникшие глобальные экологические проблемы обостряют РІСЃРµ остальные проблемы безопасности вследствие РёС… тесной взаимосвязанности (учёные Р РёРјСЃРєРѕРіРѕ клуба). Вспоминая, что расчёты РјРёСЂРѕРІРѕР№ динамики (Форрестер) предвещают неизбежное уменьшение численности населения Земли, Р° это интегральный показатель безопасности человека как РІРёРґР°, приходится констатировать, что жизнедеятельность РІ РЅРѕРІСѓСЋ СЌРїРѕС…Сѓ РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє уменьшению общего СѓСЂРѕРІРЅСЏ безопасности. Рменно это проблему безопасности жизнедеятельности делает главной проблемой XXI века.
Безопасность жизнедеятельности и сценарии будущего
Установить или рассчитать удовлетворительно точный РїСЂРѕРіРЅРѕР· развития человечества невозможно. Рто развитие РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј будет зависеть РѕС‚ характера Рё результатов жизнедеятельности людей. Поэтому РјРѕР¶РЅРѕ говорить лишь Рѕ возможных сценариях будущего, обозначенных исследованиями учёных. РћРЅРё обобщены Рё изображены РЅР° диаграмме вариантами изменения РІРѕ времени численности населения Земного шара (СЃРј. СЂРёСЃ.).
Процесс развития человечества вследствие роста масштабов его преобразовательной жизнедеятельности в настоящее время вошел в зону кризиса (т.1), т.е. в такое состояние, при котором неизбежен резкий, крутой перелом в ходе этого процесса. Далее возможны пять принципиально разных сценариев будущего (вариантов хода процесса).
Если человечество РЅРµ сумеет осуществить идею Р’.Р.Вернадского Рѕ «направляемом развитии», С‚.Рµ. если после настоящего времени (С‚.1) будет продолжаться стихийное (рыночное) развитие РґРѕ достижения предела роста (С‚. 3), то его ждёт РѕРґРЅР° РёР· катастроф:
- в варианте 5-ом – техногенная катастрофа в результате использования мощного технического потенциала человечества при международных конфликтах в бескомпромиссной борьбе за дефицитные ресурсы и право на лучшие условия (типа «ядерной зимы»);
- РІ варианте 4-РѕРј – полная «естественная» гибель, например, РѕС‚ неизвестной Рё неожиданной эпидемии (типа РЎРџРДа);
- в варианте 3-ом - «естественное» и скоротечное сокращение до 0,5 – 1 млрд. также вследствие неожиданной эпидемии или жестокой борьбы за дефицитные ресурсы с уменьшением антропогенной нагрузки на биосферу до пределов, ограниченных способностью к регенерации загрязнений, что тоже можно считать катастрофой для большинства населения.
Рљ сожалению, РїРѕРєР° что РЅРµ только РІ массовом сознании, РЅРѕ Рё практически Сѓ всех политиков сохраняются наивные представления Рѕ том, что РІСЃС‘ как-РЅРёР±СѓРґСЊ образуется, будущее РЅРµ потребует коренной перестройки всех сформировавшихся структур цивилизации – экономических, политических, культурных, религиозных. Рти представления поддерживаются последователями Р”.Р.Менделеева, заявившего РІ начале XX века Рѕ том, что Земля сможет прокормить РґРѕ 8 миллиардов человек, если РЅР° её поверхности выращивать самые урожайные сельскохозяйственные культуры. Современные оптимисты, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· таких Р¶Рµ вычислений, РЅРѕ СЃ учётом результатов «зелёной революции» Рё повышения урожайности сельскохозяйственных культур, называют РІРѕР·РјРѕР¶РЅСѓСЋ численность народонаселения Земли после неизбежной стабилизации РІ 10-12 миллиардов человек. РџСЂРё этом совершенно РЅРµ учитываются пределы устойчивости биосферы Рє «возмущениям» РІ РІРёРґРµ антропогенного давления (например, через распространение искусственных растений Рё животных, РЅРµ участвующих РІ биотической регуляции) Рё её «хозяйственная ёмкость», определяющая способность регенерировать отходы человеческой жизнедеятельности. РџРѕ мнению авторитетных учёных (Р’.Р“.Горшков Рё РґСЂ.), биосфера СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° выдерживать антропогенное давление РЅРµ более 1 миллиарда человек. Давление даже существующих сегодня 6 миллиардов неизбежно ведёт Рє экологической катастрофе. Критическим, РїРѕ-РІРёРґРёРјРѕРјСѓ, будет следующее обстоятельство: наступят ли предвестники биосферной катастрофы, достаточно убедительные для политиков Рё большинства населения, РґРѕ начала необратимых процессов деградации биосферы или Р¶Рµ РѕРЅРё Р±СѓРґСѓС‚ восприняты, РєРѕРіРґР° времени Рё шансов РЅР° предотвращение катастрофы РЅРµ останется.
Чтобы избежать катастрофы, человечеству необходимо заранее, сознательно и ответственно перейти на режим устойчивого развития (т.2), принять за основы жизнедеятельности новые принципы. Самой благоприятной перспективой является вариант 1-ый, связанный с выходом человечества к т.н. астроинженерной деятельности и с «ноокосмическим» развитием цивилизации. Он обещает неограниченный рост потребляемых ресурсов, но требует времени для освоения космического пространства. Несколько ниже представлен анализ возможности такого расширения сферы жизнедеятельности. Однако в пределах ближайших, важнейших для преодоления кризиса, десятилетий этот вариант представляется фантастическим.
Условия самого привлекательного перехода на устойчивое развитие в ограниченных рамках планеты (называемый С.П.Капицей и др. 2-ой вариант - без потерь в общей численности народонаселения) вызывают серьёзные сомнения, и этот путь всё-таки содержит угрозу скатывания на катастрофные варианты 4 и 5.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человечества в обоих привлекательных вариантах 1 и 2 требует опоры на науку и образование, а также создания гражданского общества, готового преодолеть самые серьезные трудности. Поскольку реализация этих вариантов требует времени и самых решительных действий на опережение (которых пока нет), наиболее вероятным можно считать сценарий, промежуточный между вариантами 2 и 3. В этом варианте можно ожидать «полукатастрофы», которая заставит человечество изменить свои цели и ценности, вообще мировоззрение людей.
Таким образом, возможные сценарии будущего делятся на две группы:
1. Катастрофа вследствие непринятия неотложных мер (варианты 3, 4 и 5).
2. Устойчивое развитие по пути, определённому наукой, с кардинальным изменением принципов и характера жизнедеятельности (варианты 1-2, или наиболее вероятный промежуточный вариант).
Возможности расширения сферы жизнедеятельности
Одной из причин современного кризиса является ограничение сферы жизнедеятельности человечества пределами планеты (первая причина, выявленная Вернадским, – достижение технологиями геологической мощности). Достигнуты пределы роста, заданные самой природой планеты: невозобновимые ресурсы, площадь и продуктивность возделываемых земель, способность окружающей среды к регенерации производимых человеком загрязнений.
Р СЏРґ учёных, РІ первую очередь отечественных, рассматривал возможности расширения сферы жизнедеятельности человечества Р·Р° пределы Земли, РІ РљРѕСЃРјРѕСЃ. Рзвестно даже такое направление философской мысли – «русские космисты» (Рќ.Р¤.Фёдоров, Р’.Р.Вернадский, Рљ.Р.Циолковский, Рђ.Р›.Чижевский Рё РґСЂ.).
Смысл учения Вернадского, например, состоит в том, что появление и эволюция человека рассматривается как этап развития биосферы, которая в свою очередь является частью космического единства. Вернадский утверждал, что цивилизация человечества является органической частью Космоса, поэтому «не может прерваться и уничтожиться».
Циолковский видел будущее человечества РІ освоении околоземного РєРѕСЃРјРѕСЃР°, затем солнечной системы, Р° потом Рё дальнего РєРѕСЃРјРѕСЃР°, «расселения РїРѕ всему Млечному Пути. Его идеи Рё работы ещё РІ начале XX века позволили найти ракетно-космическое направление развития техники, которое позволит человеку преодолеть «пределы роста» РЅР° планете ограниченных размеров. Циолковский первым РІ работе В«Рсследование мировых пространств реактивными приборами» (1903 Рі.) научно обосновал реактивный принцип движения, показав, что благодаря ему РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ движение РІ пространстве без среды, С‚.Рµ. РІ РєРѕСЃРјРѕСЃРµ. Р’СЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ принципы движения нуждаются РІ посторонней РѕРїРѕСЂРµ для отталкивания – земле (РїСЂРё С…РѕРґСЊР±Рµ, РїСЂРё движении колёсного транспорта), РІРѕРґРµ (РїСЂРё гребле веслом, РїСЂРё тяге винта), РІРѕР·РґСѓС…Рµ (РїСЂРё взмахе крыльев, РїСЂРё тяге винта). Только реактивное движение РЅРµ нуждается РІ посторонней РѕРїРѕСЂРµ – летящая ракета отталкивается, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, РѕС‚ собственных масс, которые РѕРЅР° выбрасывает РёР· сопла реактивного двигателя. Таким образом, ракета может позволить людям перемещаться РІ безвоздушном, космическом, межпланетном, межзвёздном пространстве. Работы Циолковского поражают СЃРІРѕРёРј провидением всех будущих этапов Рё особенностей освоения РєРѕСЃРјРѕСЃР°, значительная часть которых сегодня СѓР¶Рµ совершилась. Р РѕРЅ первым сформулировал идею Рѕ том, что потребности развития РІ конце концов поставят человечество перед выбором – выжить Рё прийти Рє расцвету, РѕСЃРІРѕРёРІ богатства солнечной энергии Рё завоевав космическое пространство, или погибнуть. РћРЅ писал, что если человечество откажется РѕС‚ освоения космического пространства Рё внеземных ресурсов, то РЅР° Земле его Р¶РґСѓС‚ «грандиозные потрясения, падения комет, больших болидов, перемены климата Рё ещё более страшные события». Рэто сказано РІ начале XX века, задолго РґРѕ осознания глобальных СѓРіСЂРѕР· РґСЂСѓРіРёРјРё учёными.
Тем не менее, как уже упомянуто выше, сегодня есть большое сомнение – успеет ли человечество с освоением космической сферы жизнедеятельности до того, как разразится катастрофа вследствие деградации биосферы от жизнедеятельности человека или его непредсказуемых экспериментов с технологиями геологической мощности (типа ядерных взрывов или применения бактериологического оружия).
Особенности проблем безопасности в новой эпохе
Появление глобальных угроз от жизнедеятельности принципиально изменило постановку проблем безопасности.
До наступления РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рё проблемы безопасности Рё СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ РёС… решения были таковы, что РёС… РјРѕР¶РЅРѕ условно разделить РЅР° РґРІРµ категории. Средний уровень безопасности народа страны обеспечивался общим уровнем развития, Р° также военными Рё административными средствами государства. Рндивидуальный уровень безопасности зависел РѕС‚ личного поведения РІ повседневной Р¶РёР·РЅРё. Для РёРЅРґРёРІРёРґР° безопасность общества (олицетворяемого государством; сегодня эту безопасность называют национальной) становилась важнее личной безопасности только РІ кратковременные периоды чрезвычайных ситуаций (как РёС… называют сегодня) - РІ войнах Р·Р° выживание. Правда, как СѓР¶Рµ упоминалось, цена способности членов общества Рє самопожертвованию была высока Рё обозначалась немедленно: выживали лишь сообщества, РёРЅРґРёРІРёРґС‹ которых проявляли эту способность Рє самопожертвованию РІ критических условиях РІРѕР№РЅ. Рначе сообщество, Р° вместе СЃ РЅРёРј Рё большинство его членов, гибли.
В новой эпохе на планете всё изменилось. Современная жизнедеятельность людей во всех своих проявлениях - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. Комплекс проблем безопасности расширился, стал более взаимосвязанным и приобрел качественно новый характер из-за возникновения новой и непрекращающейся угрозы существованию всего человечества от собственной жизнедеятельности. Фактически, угроза чрезвычайной ситуации в глобальном масштабе стала постоянной. Поэтому впредь действия каждой личности и жизнедеятельность сообществ людей любых уровней должны постоянно удовлетворять требованиям глобальной безопасности.
Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.
Такой же постоянно действующей – вместо периодических войн - стала конкуренция между народами за использование ресурсов для жизнедеятельности. Ведь, если вслед за Вернадским считать, что человечество, взятое в целом, изыщет способы преодолеть современный кризис, то очевидно, что неизбежные ограничения на масштабы и формы жизнедеятельности, на ресурсы и условия существования распределятся неравномерно не только между отдельными людьми, но и между народами. Кроме проблем глобальной безопасности перед каждым народом и его государством встают свои проблемы - как выжить, как обеспечить себе в новой эпохе достойное место в мире?
Проблемы безопасности общества – и национальные и глобальные - касаются каждого человека. Проиллюстрируем это такими выкладками. На основании теории вероятности можно записать, что общая защищённость (вероятность выживания в ближайшие десятилетия новой эпохи) конкретной личности Зобщ определяется произведением
Зобщ = Зинд x Знац x Зглоб,
где Зинд – индивидуальная защищённость (вероятность выживания), как результат «безопасного» поведения личности,
Знац – защищённость народа, нации в новой эпохе,
Зглоб – защищённость человечества в целом, поставленная под вопрос возникновением глобальных угроз.
Предположим, что какая-либо личность сможет безопасным поведением и индивидуальными мерами обеспечить себе индивидуальную защищённость Зинд с вероятностью 1,00 (здоровый образ жизни, экологически чистое питание, коттедж за городом в экологически чистой местности, солидная личная охрана и т.п.). При уровне национальной безопасности Знац = 0,5 (по не самым худшим статистическим прогнозам к 2050 г. население России составит ~80 млн. человек, т.е. около половины сегодняшней численности; кстати, по мнению бывшей премьер-министра Великобритании М.Тэтчер, в условиях интегрированной мировой экономики для России вполне достаточно и 15 млн. населения, что вообще соответствует величине Знац = 0,1) и при глобальной защищённости от катастрофы Зглоб = 0,5 (называемая многими учёными величина) общая защищённость данной личности Зобщ составит по теории вероятности
Зобщ = Зинд x Знац x Зглоб = 1,00 х 0,5 х 0,5 = 0,25 !
Рто означает, что РЅРµ спасёт нашу личность её индивидуальная защищённость РЅРё РѕС‚ глобальной (типа ядерной РІРѕР№РЅС‹), РЅРё РѕС‚ национальной (типа Чернобыля) катастрофы, если РёС… РЅРµ предотвратить. Защитились, Рє примеру, РѕС‚ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёС… бед индивидуально наши соотечественники, переехав РЅР° работу РІ РЎРЁРђ. РќРѕ оказались РІ протараненных террористами домах-башнях 11 сентября 2001 РіРѕРґР°, и…. Сказалась невысокая общая защищённость. Р’РѕС‚ почему каждый человек лично заинтересован как РІ глобальной, так Рё РІ национальной безопасности.
При решении проблем безопасности в новой эпохе необходимо учитывать последствия преобразования человеком окружающей природной среды – появление угроз от созданных им элементов «техносферы». Но и то, что прогресс цивилизации сформировал современные направления развития социальной системы мира:
1. Постоянный рост демократизации общества на всех уровнях с закреплением прав и свобод личности; в демократическом обществе главными интересами являются интересы его большинства.
2. Стремительная информатизация общества с небывалым увеличением скорости и масштабов обмена информацией.
3. Ркономическая интеграция стран РјРёСЂР°, ведущая Рє возрастанию роли транснациональных корпораций Рё Рє приоритету производительности общественного труда РІ исторической конкуренции народов Рё государств.
4. Взаимопроникновение культур вследствие информатизации, возникновение унифицированной культуры вследствие экономической интеграции.
Результаты жизнедеятельности по изменению социальных условий тоже привели к изменению состава угроз личности и обществу, к изменению форм естественной конкуренции между сообществами. Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся в новой эпохе информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами. Военное применение вооружённых сил осталось лишь как завершающее, по-прежнему кратковременное средство подавления особо стойких соперников.
4. Системный анализ проблем безопасности
Системный подход
Рзучение сложных Рё жизненно важных проблем безопасности РІ РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рµ, должно основываться РЅР° качественном анализе, для чего целесообразно применить широко практикуемый РІ науке системный РїРѕРґС…РѕРґ. РџСЂРё системном РїРѕРґС…РѕРґРµ явления, лежащие РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ проблем, рассматриваются как процессы, протекающие РІ определённых системах, состоящих РёР· компонентов.
Понятие система обозначает:
- наличие определенных взаимосвязей между компонентами, совокупно составляющими систему;
- наличие свойств и процессов, присущих именно взаимосвязанной совокупности данных компонентов.
Каждая система, несмотря РЅР° СЃРІРѕСЋ РІРѕР·РјРѕР¶РЅСѓСЋ внутреннюю сложность, является РІ СЃРІРѕСЋ очередь компонентом системы более высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ («матрёшка» систем бесконечна РІ РѕР±Рµ стороны вследствие бесконечности мироздания - РїРѕ крайней мере, РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ современных человеческих знаний). Рзучение процессов Рё РёС… закономерностей РІ соответствующей системе СЃ учетом взаимосвязей Рё взаимозависимости основных, определяющих компонентов позволяет провести удовлетворительное обследование рассматриваемой проблемы, объективно оценить её основные особенности, найти оптимальное решение. Успех системного анализа зависит РѕС‚ выбора системы именно того СѓСЂРѕРІРЅСЏ, который достаточно полно определяет условия для обоснованного решения обследуемой проблемы. Правильно выбранный для анализа уровень системы позволяет исключить РёР· рассмотрения РІСЃРµ сложности систем более высоких уровней, заменив РёС… «окружающей средой». Рто становится возможным тогда, РєРѕРіРґР° динамическое поведение выбранной системы, процессы, РІ ней протекающие, РЅРµ влияют (или влияют незначительно) РЅР° состояние Рё процессы РІ системах более высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Наличие систем более высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ учитывается РЅРµ изменяющими своего характера РІРѕ времени реакциями окружающей среды РЅР° изучаемые процессы РІ выбранной системе (СЃРј. СЂРёСЃ.).
При решении задач безопасности тот компонент системы, защищённость которого рассматривается в анализе, называют объектом безопасности. Активный компонент, обеспечивающий с помощью действий безопасность объекта (меры безопасности), называют субъектом безопасности.
Как упоминалось, многообразная действительность познаётся и отражается в нашем сознании и в наших носителях информации не полностью. Поэтому очень важным является понятие модель.
Модель системы - схематичное отображение выбранной области действительности для анализа, сохраняющее её основные особенности и отбрасывающее те, которые для решения проблемы несущественны.
Упрощённая схема-модель используется для изучения основных закономерностей процессов РІ системе. Рзвестны модели РґРІСѓС… типов: модели физические (предметные) Рё модели идеальные (мысленные). Наибольшее применение имеют сегодня модели идеальные, Рє которым относятся вербальные (словесные), графические Рё математические модели.
Определяющее значение имеют допущения (предварительное разделение особенностей системы на важные и несущественные), используемые при составлении модели. Разработка допущений и составление модели основывается либо на имеющемся опыте, либо на интуиции исследователя. В любом случае, перед использованием результатов моделирования на практике, соответствие допущений поставленным задачам проверяется экспериментом.
Комплекс объектов безопасности
Для анализа безопасности человека и общества используются различные системы, которые соответствуют «взаимовложенным» объектам безопасности (в порядке усложнения):
- РёРЅРґРёРІРёРґ;
- семья;
- РіСЂСѓРїРїР°;
- профессиональный коллектив;
- население региона;
- народ, нация;
- человечество;
- биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).
На схеме (см. рис.) отображены объекты безопасности, соответствующие анализируемым в данном пособии уровням систем: индивидуальному (сюда отнесен и групповой уровень, исходя из того соображения, что группа, как и индивид, не преобразует окружающую среду вне более крупных объединений), профессиональному, национальному и глобальному.
Отметим, что системы высшего уровня, большие масштабами, чем биосфера, серьёзно рассматривать мы пока что не можем - вследствие недостаточности наших знаний и того, что влияние человечества на состояние систем космических масштабов пока практически отсутствует. Воздействие сфер Космоса на системы с объектами безопасности может учитываться как реакция окружающей среды.
Системы для анализа безопасности
До наступления новой эпохи проблемы безопасности рассматривались в рамках социальных и техногенных вопросов. Вся природа считалась окружающей средой, независимой от деятельности сообществ и процессов в изучаемых системах.
Сегодня та часть РїСЂРёСЂРѕРґС‹, которая изменяется процессом жизнедеятельности сообществ Рё определяет условия Р¶РёР·РЅРё (Р° это биосфера Рё её экологические ареалы), РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… задачах безопасности СѓР¶Рµ РЅРµ может считаться независимой окружающей средой, Р° должна быть включена РІ анализируемую систему как компонент. Рто РЅРµ означает, что РїСЂРё решении любых задач безопасности РЅСѓР¶РЅРѕ учитывать природные компоненты. Например, решая задачи обеспечения безопасности фирмы (профессионального коллектива) РѕС‚ конкурентов Рё преступников, РјРѕР¶РЅРѕ Рѕ взаимодействии СЃ окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ средой РЅРµ беспокоиться, РЅРѕ РЅСѓР¶РЅРѕ учитывать, скажем, появление Р·РёРјРѕР№ снежных валов вблизи защитной ограды фирмы. Р’ то Р¶Рµ время, решая задачи производства, нельзя исключать РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ экологии – РІСЂРѕРґРµ СЃР±СЂРѕСЃРѕРІ вредных отходов РІ соседнюю речку.
При разработке модели анализируемой системы безопасности необходимо учитывать все компоненты, изменяющиеся в исследуемом процессе.
Системы для исследования проблем безопасности характеризуются следующими общими особенностями:
· компонентов, изменяющихся в исследуемом процессе и влияющих на него, много;
· объектами и субъектами безопасности являются личность и сообщества различных уровней;
· окружающую среду с постоянными угрозами представляют не изменяющиеся при исследуемом процессе природные, техногенные, социальные составляющие;
· мерами безопасности могут служить действия субъектов в сложившихся опасных и чрезвычайных ситуациях (защита), принципы и характер повседневной жизнедеятельности субъектов (предотвращение).
Для анализа безопасности объектов разного СѓСЂРѕРІРЅСЏ целесообразно использовать разные системы, однако, что исключительно важно, РІ условиях РЅРѕРІРѕР№ СЌРїРѕС…Рё проблемы безопасности всех уровней неразрывно взаимосвязаны. РќР° схеме (СЃРј. СЂРёСЃ. Структура комплекса систем для анализа безопасности) отражены наиболее актуальные СѓСЂРѕРІРЅРё проблем безопасности. Представлена многоуровневая структура систем СЃ рассматриваемыми «взаимовложенными» объектами безопасности. Рта структура является Рё базовой структурой современного комплекса проблем безопасности.
Выбор для конкретного анализа одного из уровней структуры и связей его с другими уровнями зависит от решаемой задачи. Выбранная система дoлжнa привести к решению поставленной задачи, не усложняя его излишне, но и не упуская из вида её современных особенностей, возникающих вследствие взаимосвязей между уровнями.
Примечательно, что если анализ проблем верхних уровней структуры может проводиться без учёта процессов в нижних уровнях (судьба одного человека не влияет на судьбу народа или человечества), то обратная картина сегодня недопустима. При анализе проблемы безопасности индивида нельзя игнорировать проблемы национальной и глобальной безопасности и т.п.; система, выбранная для анализа, должна в той или иной мере включать в себя взаимосвязи с верхними уровнями общей структуры.
Задачи безопасности встают ежедневно перед каждым человеком, каждый человек, становясь работником, должен знать и рассчитывать возможные последствия своих действий, преобразующих среду, чётко представляя себе все процессы в системах с сообществами всех уровней. Вступая в созидательную (или разрушительную?) жизнедеятельность, надо научиться рассматривать себя как субъекта безопасности. Знания каждого человека, необходимые в настоящее время для обеспечения безопасности, должны базироваться на чётких представлениях о процессах, протекающих в сложных системах, включающих большое число природных, социальных, техногенных компонентов, и на осознании своей личной ответственности за результаты своей жизнедеятельности.
Разные модели первой системы (объекты безопасности – РРЅРґРёРІРёРґ, Семья, Группа) РІ неявном РІРёРґРµ присутствуют РїСЂРё изучении безопасности поведения личности Рё РіСЂСѓРїРїС‹ РІ разделах общеобразовательного школьного РєСѓСЂСЃР° «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Модели систем с центральным объектом безопасности Профессиональный коллектив используются при решении задач безопасности профессиональной деятельности. Они изучаются в профессиональных учебных заведениях в разделах дисциплины курсах «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).
Проблемы безопасности объектов следующих уровней отдельными людьми и коллективами непосредственно не решаются, однако, при решении всех задач низших уровней (личных, групповых, профессиональных) их необходимо знать и руководствоваться в своей повседневной жизнедеятельности выработанными обществом мерами безопасности. Важно, чтобы знанием проблем и необходимых мер безопасности общества в новой эпохе руководствовался каждый гражданин в его общественной жизни, хотя бы во время голосования при выборах политиков - лидеров общества.
Модели систем с объектом безопасности Государство (Нация) в окружающей природной, социальной и техногенной среде явно или неявно используются государственными ведомствами и общественными организациями при решении проблем национальной безопасности. Наряду с государством в таких моделях в настоящее время не могут не присутствовать в качестве объектов безопасности личность и общество (включая мировое сообщество). Подобная модель будет рассмотрена в следующей теме данного курса.
Модели систем с объектами безопасности Человечество, Биосфера разрабатываются и применяются учёными и международными организациями при анализе глобальных проблем и выработке международных мер безопасности. Такая система использовалась Д.Форрестером при анализе мировой динамики (МД).
Напомним, что Форрестер рассматривал процессы РІ ограниченной замкнутой системе без связей СЃ окружающей средой. Несмотря РЅР° очевидную ограниченность постановки задачи, РёРј были получены выводы, привлекшие Рє проблеме безопасности развития цивилизации внимание всей РјРёСЂРѕРІРѕР№ общественности. Ртот пример демонстрирует важность выбора оптимальной модели системы для анализа – РјРёРЅРёРјСѓРј сложности РїСЂРё максимуме эффективности.
Намного сложнее модель системы биосфера в исследованиях Горшкова (хотя в явном виде автором она не представлена). В самом первом приближении она изображена на схеме (см. рис. Модель биосферы). В отличие от предыдущего примера, с помощью этой модели изучаются не только антропогенные процессы внутри системы, но и поведение всей системы в целом под естественным внешним воздействием окружающей её среды (Космоса – прежде всего, Солнца). В составе этой системы все компоненты поверхности нашей планеты: атмосфера, гидросфера, литосфера и живое вещество – биота (виды флоры, виды фауны и отдельно человек, преобразующий остальные компоненты системы в своих интересах). Анализ функционирования и устойчивости этой системы позволил научно обосновать взгляды на весь комплекс экологических проблем, входящих определяющим звеном в характеристику сущности новой эпохи развития человечества.
Комплекс субъектов безопасности
Проблемы безопасности характерны тем, что и объектом и субъектом безопасности, если говорить вообще, является человек. При конкретном же анализе оказывается: при том, что в основе и объектов и субъектов находится личность человека, безопасность объектов различного уровня обеспечивается, в основном, субъектами различного рода, поскольку возможности различных субъектов разные.
Решение задач безопасности низших уровней носит характер конкретных действий индивида и группы, вызванных необходимостью защиты в сложившейся опасной ситуации.
Решение проблем национального и глобального уровней включает в себя организованные защитные мероприятия в масштабах данного сообщества (позволяющие индивидам реализовать достигнутый этим сообществом уровень безопасности) и меры предотвращения опасных и чрезвычайных ситуаций (для повышения достигнутого сообществом уровня безопасности). Предотвращение осуществляется с помощью преобразования окружающей среды и «управления» жизнедеятельностью общества, преобразующей окружающую среду и сознание индивидов. Особого внимания в новой эпохе требует преобразование сознания личности и общества в области обеспечения своей безопасности.
На схеме (см. рис.) показано, как способы обеспечения безопасности – защита и предотвращение – распределяются по субъектам и уровням безопасности. «Матрёшка» объектов безопасности и соответствующих систем служит матрицей структуры способов обеспечения безопасности.
5. Условия безопасности жизнедеятельности
Гармония Знания и Веры в миропонимании
РЎСѓРґСЊР±Р°, будущее общества зависит РЅРµ только РѕС‚ организованных мер РїРѕ обеспечению безопасности, РЅРѕ РІ большей степени – РѕС‚ сознания людей, РѕС‚ мировоззрений РёРЅРґРёРІРёРґРѕРІ. Мировоззрения, содержащие систему ценностей Рё цели осмысленной жизнедеятельности личности, Сѓ всех разные. РќРѕ для выживания общества мировоззрения разных людей должны содержать общую составляющую. Рта составляющая, названная Рќ.Рќ.Моисеевым миропониманием, должна носить характер гармоничного сочетания Знаний Рё Веры.
Знания – это отражение в сознании индивида познанной им и обществом части окружающей среды. Под Верой понимается основа представлений индивида о непознанной и безграничной окружающей среде и характер его идеалов. Вера неизбежно присутствует в мировоззрении, даже если его называют «научным», отрицающим религию. «Материалистическое» мировоззрение содержит Веру в законы природы (Кто их установил? Кто поддерживает их исполнение?). Гуманность Веры определяет степень духовного развития личности и общества.
В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знаний и Веры. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты Знания. То догматические материалисты объявляли религию, Веру, опиумом для народа. Современные взгляды общества признают диалектическое единство Знаний и Веры, настаивая на их гармоничном сочетании при формировании общего миропонимания в мировоззрениях людей. Только это может обеспечить уход общества с пути, ведущего к катастрофе, на путь устойчивого развития. Общее миропонимание в условиях достижения цивилизацией пределов роста должно повлечь за собой смену ценностей, целей и направленности жизнедеятельности личности и общества – от максимального удовлетворения бесконечно растущих материальных потребностей к обеспечению необходимой безопасности жизнедеятельности.
Механизм формирования мировоззрения в целом таинствен, поскольку содержит непостижимый (иногда говорят – иррациональный) элемент Веры, но очевидно, что в этом механизме участвуют образование и воспитание.
Культура безопасности
Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности.
Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.
Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания (см. рис. Новая культура безопасности). Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.
Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на рисунке:
Общеобразовательная область ОБЖ и дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):
· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);
· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);
· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);
· Защита учреждений и предприятий в ЧС;
· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).
Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). На рисунке это проиллюстрировано:
Компромисс интересов
При изучении проблем безопасности нельзя обойти вопроса конфликтов между интересами личности, общества и его слоёв, государства и человечества в целом. Каждый из этих субъектов имеет свою цель. Но результат, т.е. степень достижения цели, зависит не только от собственных действий субъекта, но и от действий других субъектов. Стремясь достичь своих целей, субъект должен согласовать свои действия с другими, чем-то поступиться, чтобы действия этих других не оказались направленными против его действий. Компромисс состоит в согласовании своих действий с другими, в необходимости чем-то поступиться. Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между разными народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли.
В общем случае конфликта решения быть не может – не существует стандартного способа согласования несовпадающих интересов различных субъектов. Однако существует класс систем (субъектов), в которых отыскание компромисса принципиально возможно. Положение, когда есть общая цель, Н.Н.Моисеев назвал ситуацией «путешественников в одной лодке», у которых помимо собственных интересов есть ещё один общий – доплыть до берега. Лодка одна, и успех этого общего дела зависит от общих усилий. Значит, имеются предпосылки для компромисса (compromissum – лат., соглашение между различными мнениями, достигнутое путём взаимных уступок). Конечно, надо ещё определить необходимые, устраивающие всех условия, но это вопрос согласования, а не принципиальный.
Компромисс между интересами личности и общества в рамках нации выработан веками и заключается в нормах национальной морали и нравственности – основе существования сообщества. Признание всеми членами сообщества общих норм жизнедеятельности, следование этим нормам, предписывающим в определённых (не обязательно экстремальных) ситуациях предпочитать общественные интересы личным, является главным условием жизнеспособности сообщества. При создании государства компромисс интересов оформляется в виде законов государства, которые обязан выполнять и соблюдать каждый гражданин этого государства.
В новой ситуации на планете очень важно нахождение компромисса между интересами стран, государств и человечества в целом, так как многие страны сегодня не выполняют научно обоснованных рекомендаций ООН по переходу на устойчивое развитие. Причины разные:
- отсталые страны считают несправедливым ограничение их развития по пути, уже пройденному странами развитыми, пути, который обеспечивает современный комфорт населению и современные гарантии национальной безопасности (в виде, например, ядерных «сил сдерживания»),
- развитые страны, финансирующие деятельность ООН, желают формировать её рекомендации по принципу «кто платит – тот и заказывает музыку», а «музыка», по их мнению, должна давать им определённые преимущества. Так появляется понятие «двойного стандарта» – что нельзя развивающимся, то можно им, развитым.
По-видимому, для перехода к обязательности исполнения принимаемых ООН рекомендаций по проблемам глобальной безопасности должно пройти какое-то время, должны произойти настораживающие события, которые изменят общее отношение к этому вопросу (как отмечал ещё в 70-ых годах Форрестер). Сегодня ясно, однако, что только такая обязательность, подкреплённая единством понимания всеми жителями планеты судьбоносности выполнения принимаемых ООН рекомендаций, может в какой-то степени гарантировать дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Так же, как и в случае компромиссов между личностью и сообществом на этническом уровне, в основе компромиссов между государствами недостаточно иметь формальные международные соглашения. Необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы всё население планеты выработало, признало и руководствовалось в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие интересы человека являются жизненно важными?
2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность?
3. В чём заключается разница между понятиями «безопасность», «безопасность жизни», «безопасность жизнедеятельности»?
4. Как человек своей жизнедеятельностью обеспечивает безопасность?
5. Как изменялись уровни безопасности индивида и общества до настоящего времени?
6. Каким образом духовное здоровье сообщества определяет его жизнеспособность?
7. Как возникают угрозы от жизнедеятельности?
8. Каким образом безопасность индивида связана с безопасностью общества?
9. Возможно ли в ближайшее время осуществление идей «русских космистов», касающихся расширения сферы жизнедеятельности человека?
10. Какими представляются возможные сценарии будущего для человечества?
11. В чём заключаются особенности проблем безопасности в новой эпохе?
12. Как характер жизнедеятельности человечества будет влиять на его будущее?
13. В чём заключается системный подход к анализу проблем безопасности?
14. Применительно к каким объектам формируются системы для анализа безопасности?
15. Как различаются системы для анализа проблем безопасности (на примерах)?
16. Какова структура современного комплекса проблем безопасности, выявляемая системным анализом?
17. Что должно быть основой гармонии Знания и Веры в миропонимании?
18. Какой должна стать культура безопасности в новой эпохе?
19. Почему возможен компромисс интересов разнообразных слоёв общества в новой эпохе?
20. Каким образом проблемы глобальной и национальной безопасности касаются в настоящее время каждого человека?