Р®.Р“.Афанасьев, Рђ.Р“.Овчаренко, РЎ.Р›.Раско, Р›.Р.Трутнева
Аварии на железнодорожном транспорте
Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.
Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.
Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.
В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.
К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.
Автомобильные аварии и катастрофы
Причины РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортных происшествий РјРѕРіСѓС‚ быть самые различные. Рто, прежде всего, нарушение правил РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, техническая неисправность автотранспорта, превышение скорости движения, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом, слабая РёС… реакция Рё РґСЂ. Нередко причиной аварий Рё катастроф становится управление автотранспортом лицами РІ нетрезвом состоянии. Рљ серьезным РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортным происшествиям РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ невыполнение правилперевозки опасных РіСЂСѓР·РѕРІ Рё несоблюдение РїСЂРё этом необходимых требований безопасности.
Всем памятен случай, который произошел в 1994 г. в Москве на Дмитровском шоссе, когда бензовоз врезался в стоящий троллейбус. Бензин разлился по мостовой, вспыхнуло пламя. Ужас охватил людей. Многие выскакивали из троллейбуса и бежали как горящие факелы. Другие сгорали здесь же на месте. Погибли пассажиры, ни в чем не повинные люди. А всему виной халатность, пренебрежение элементарными правилами.
Другой причиной дорожных аварий является неудовлетворительное состояние РґРѕСЂРѕРі. РРЅРѕРіРґР° РЅР° проезжей части РјРѕР¶РЅРѕ видеть открытые люки, неогороженные Рё неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих РѕР± опасности знаков. Р’СЃРµ это РІ совокупности РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє огромным потерям.
Только РІ РњРѕСЃРєРІРµ РЅР° дорогах ежегодно погибают РґРѕ 80 детей, это три полных класса. Травмы получают 1000 - целая школа. Р’ Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° РіРѕРґ РїРѕРґ колесами машин Рё РІ дорожных авариях погибают РґРѕ 40 тыс. человек. Рто почти РІ три раза больше, чем Р·Р° девять лет РІРѕР№РЅС‹ РІ Афганистане.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в результате дорожно-транспортных происшествий в Западной Европе ежегодно погибают около 100 тыс. человек и свыше 200 тыс. получают серьезные травмы.
РџСЂРё автокатастрофе главное - своевременно оказать первую РјРµ-дицинскую помощь пострадавшим. Рдолжно быть это сделано РЅРµ позднее 20-30 РјРёРЅ. Рначе будет СѓР¶Рµ РїРѕР·РґРЅРѕ.
Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять РІСЃРµ возможные меры РїРѕ спасению людей, оказанию РёРј самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. Рљ месту происшествия вызываются работники Р“РБДД (ГАР), скорая медицинская техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.
Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.
Для ликвидации последствий аварий с автотранспортом, перевозящим химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные невоенизированные формирования ГО, силы противопожарной службы.
Аварии на водном транспорте
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
К работе по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан, как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
Авиационные аварии и катастрофы
При авиационных авариях происходит разрушение самолета различной степени, при катастрофах имеются человеческие жертвы. А происходит их достаточно много. Так, в 1994 г. в результате почти 20 авиакатастроф в Росси погибло около 400 человек.
К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.
Спасательные Рё аварийные работы РјРѕР¶РЅРѕ разделить РЅР° РґРІР° РІРёРґР°: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Ркипажу для принятия мер, как правило, РЅРµ хватает времени. Р’СЃРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ крайне быстротечно. Ркипаж подает сигнал бедствия Рё приземляется РІ ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются РІСЃРµ входные двери Рё люки, освобождаются РїСЂРѕС…РѕРґС‹ Рє РЅРёРј. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей РЅР° безопасное расстояние.
Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.
Аварии на гидротехнических сооружениях
Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при разрушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений.
Высота и скорость волны прорыва зависят от того, где происходит - в верхнем или нижнем бьефах. Для равнинных районов скорость движения прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, в горных местностях доходит до 100 км/ч.
Значительные участки местности через 15-30 мин. обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территории могут находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
По каждому гидроузлу имеются схемы и карты, где показаны границы затопления и дается характеристика волны прорыва. В этой зоне запрещено строительство жилья и предприятий. Однако в Республике Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областях подобные нарушения начинают приобретать устойчивый характер. Здесь можно ждать очередных чрезвычайных ситуаций с гибелью людей. Так, в 1994 г. дважды прорывались плотины в Башкортостане и Екатеринбургской области, дамбы в Оренбургской. В г. Серово 250 домов и 12 предприятий оказались в зоне затопления.
В случае прорыва плотины для оповещения населения используются все средства: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи. Получив сигнал, надо немедленно эвакуироваться на ближайшие возвышенные участки. В безопасном месте следует находиться до тех пор, пока не спадет вода или будет получено сообщение о том, что опасность миновала.
Аварии РЅР° РђРРЎ
Радиоактивность - совсем РЅРµ РЅРѕРІРѕРµ явление, как РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ считают некоторые, связывая ее СЃРѕ строительством РђРРЎ Рё появлением ядерных боеприпасов. Ррадиоактивность, Рё сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали РЅР° Земле задолго РґРѕ зарождения Р¶РёР·РЅРё.
Однако радиацию как явление человечество открыло всего сто лет тому назад.
В 1896 г. французский ученый Анри Беккерель положил несколько фотопластинок на стол, а сверху накрыл их минералом, содержащим уран. Когда проявил, обнаружил на них следы какого-то излучения. Позже этим явлением заинтересовалась Мария Кюри, молодой ученый-химик, которая ввела в обиход слово "радиоактивность".
Чуть раньше в 1895 г. немецкий физик Вильгельм Рентген открыл лучи, которые и были названы его именем - "рентгеновские".
Ученые стремились разгадать одну из самых волнующих загадок всех времен, стремясь проникнуть в тайны материи. К великому сожалению, последующие их работы привели к созданию в США атомной бомбы (1945 г.) и только потом в СССР- атомной электростанции (1954 г.). Через три года со стапелей сошло первое в мире судно с атомной энергетической установкой - ледокол "Ленин". Сегодня в мире действует большое количество объектов с ядерными установками,вырабатывающими электрическую и тепловую энергию, приводящими в движение надводные и подводные корабли, работающими в научных целях.
Меньше чем Р·Р° полувековую историю развития ядерной энергетики произошли три крупных аварии РЅР° РђРРЎ СЃ тяжелыми последствиями. Первая - РІ 1957 Рі., вторая - РІ 1979 Рі. Рё третья - РІ 1986 Рі. Рђ всего РІ 14 странах РјРёСЂР° произошли более 150 инцидентов Рё аварий различной степени сложности Рё опасности.
Если такая частота катастроф сохранится РІ ближайшем будущем, то это будет означать, что Рє началу XXI века РЅР° РђРРЎ РјРёСЂР°, которых Рє тому времени будет более 500, РІРѕР·РЅРёРєРЅСѓС‚ еще три чрезвычайные ситуации. Следует отметить, что это только РїСЂРѕРіРЅРѕР· Рё поэтому будем надеяться, что РїСЂРё правильной эксплуатации ядерных энергетических установок этого РЅРµ произойдет.
Для аварий РЅР° РђРРЎ характерно следующее: РІРѕ-первых, РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ радиоактивное заражение атмосферы Рё местности легколетучими радионуклидами (Р№РѕРґ, цезий Рё стронций), Р° РІРѕ-вторых, цезий Рё стронций обладают длительными периодами полураспада - РґРѕ 30 лет. РџСЂРё этом значительная часть продуктов деления ядерного топлива находится РІ парообразном Рё аэрозольном состоянии Рё, попадая РІ организм человека, вызывает внутреннее облучение, которое представляет опасность для Р¶РёР·РЅРё. РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё радиоактивном заражении местности РёР· сферы хозяйственной деятельности человека надолго исключаются большие территории как сельскохозяйственного, так Рё промышленного назначения.
Р’ Уиндскейле (Англия) РІ октябре 1957 Рі. РІРѕ время профилактических работ РЅР° РѕРґРЅРѕРј РёР· реакторов РђРРЎ произошел пожар, вызвавший повреждение тепловыделяющих элементов (твелов). РќР° РґРЅРµ реактора Рё РїРѕ сей день лежит около 1700 С‚ ядерного топлива. Р’ атмосферу были выброшены радионуклиды, образовалось облако, часть которого достигла Норвегии, Р° другая двигалась РІ Австрию. Рто была первая авария РІ атомной энергетике, которая коснулась населения. Ее последствия тщательно скрывались. Только РїРѕ истечении 30 лет стали известны некоторые подробности.
В марте 1979 г. на втором блоке атомной электростанции "Три Майл Айленд" в Гаррисберге (США) произошла авария,последствием которой явился выброс радиоактивных веществ в окружающую среду. Почти 10 т расщепляющегося материала из 100 т вышли за пределы активной зоны. Произошел выброс в атмосферу.
Событием века стала чернобыльская катастрофа (26 апреля 1986 г.), результаты которой почувствовали не только в России, на Украине, в Белоруссии, но и в других странах. Следы радиоактивного загрязнения достигли даже Польши, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии и Венгрии.
Рђ почему, собственно РіРѕРІРѕСЂСЏ, произошла эта авария? Летом 1987 Рі. РЅР° СЃСѓРґРµ выяснилось: РЅР° РђРРЎ отсутствовал элементарный РїРѕСЂСЏРґРѕРє трудовой дисциплины Рё была РЅРёР·РєР° ответственность персонала. Даже после взрыва РЅР° энергоблоке РЅРµ была организована радиационная разведка, нужных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ для ее ведения РЅРµ имелось, противогазы Сѓ личного состава отсутствовали. РќРѕ что еще С…СѓР¶Рµ - РЅРµ было информации РѕР± аварии. Ее попросту поначалу скрывали. Население понятия РЅРµ имело Рѕ случившемся. Рвакуация началась лишь спустя 36 часов после аварии. Следует отметить неумелые Рё нерешительные действия персонала РІ чрезвычайной ситуации.
Пришлось проводить огромный объем работ. Только в течение первых двух лет (на апрель 1988 г.) дезактивировано 21 млн. м2 поверхности оборудования, захоронено 500 тыс. м3 грунта, обеззаражено 600 деревень и сел. Свыше 5 млн. человек было охвачено профилактическим медицинским контролем. Для эвакуированных было построено более 21 тыс. домов и 800 объектов социально-бытового и культурного назначения. В кратчайшие сроки было выделено 15 тыс. квартир.
Основные мероприятия по предупреждению аварий
Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку.
Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой.
На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты.
При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.
Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bti.secna.ru/