Р’СЃРµ люди РѕС‚ РїСЂРёСЂРѕРґС‹ стремятся Рє знаниям. Док-РІРѕ: влечение Рє чувственным восприятия. Опыт появляется благодаря памяти. Рђ наука Рё искусство возникают через опыт. Рмеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием. Причина этого РІ том, что опыт - знание единичное, Р° искусство - знание общего. Поэтому если кто-то обладает отвлеченным знанием, Р° опыта РЅРµ имеет Рё познает общее, РЅРѕ содержащегося РІ нем единичного РЅРµ знает, то часто ошибается. Знание Рё понимание относятся больше Рє искусству, чем Рє опыту. Рмеющие опыт знают “что”, РЅРѕ РЅРµ знают “почему”, Р° владеющие искусством знают “почему”. РќРё РѕРґРЅРѕ РёР· чувственных восприятий РјС‹ РЅРµ считаем мудростью.
Т.н. “мудрость” занимается первопричинами и началами и является наукой об определенных началах и причинах.
Причины существующего не бесконечны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. Цель тоже не может идти в бесконечность (что-то ради чего-то - при этом при достижении последнего мы постоянно ищем новый смысл). При этом действительность может меняться в двух направлениях: имеет конец (мальчик-мужчина) и переходит из одного состояния в другое ( воздух-вода). То, “ради чего” - это конечная цель (то ради чего существует другое ).
Р’ начале работы Аристотель задает СЂСЏРґ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ: Рє какому СЂРѕРґСѓ относиться душа Рё что РѕРЅР° такое; состоит ли РѕРЅР° РёР· частей; что сначала нужно исследовать душу или ее части Рё тогда нужно ли исследовать эти части или же РІРёРґС‹ деятельности. Полезно знать РЅРµ только суть вещей для исследования причин свойств сущностей, РЅРѕ наоборот: знание этих свойств способствует познанию ее сути. Душе присуще мышление, РЅРѕ РІСЃРµ состояния души связаны СЃ телом, С‚.Рµ. состояния души. Одушевленное отличается РѕС‚ неодушевленное наличием жизни. Нечто живет Рё тогда, РєРѕРіРґР° Сѓ него наличествует хотя Р±С‹ РѕРґРёРЅ РёР· следующих признаков: СѓРј, ощущение, движение Рё РїРѕРєРѕР№ РІ пространстве, Р° также движение РІ смысле питания, роста Рё упадка = > Рё растения наделены жизнью. Очевидно РѕРЅРё обладают такой силой благодаря которой они РјРѕРіСѓС‚ расти РІ противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, РЅРѕ животное впервые появляется благодаря ощущению. РР· чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей Рё отличается РѕС‚ растительной жизни, способность Рє ощущению, движению Рё размышлению. РЈРј Рё способность Рє умозрению очевидно существуют отдельно РѕС‚ души, тогда как остальные части нет. РћРґРЅРё животные обладают всеми чувствами, РґСЂСѓРіРёРµ только осязанием. РњС‹ познаем благодаря знанию Рё благодаря душе. Знание есть способность Рє познанию. Ощущение бывает РєРѕРіРґР° существо приводится РІ движение Рё что-то испытывает Рё это РїРѕ- РІРёРґРёРјРѕРјСѓ есть некого СЂРѕРґР° превращение. РўРѕ, что РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ мышление Рё разумение РёР· возможности Рє действительности есть РЅРµ обучение. Ощущение можно уподобить деятельности созерцания. Мыслить - это РІРѕ власти самого мыслящего, РєРѕРіРґР° Р±С‹ РѕРЅРѕ захотело помыслить; ощущение же РЅРµ РІ его власти, РёР±Рѕ необходимо чтобы было РЅР° лицо ощущаемое.
Способность Рє ощущение РІ возможности такова, каково уже ощущаемое РІ действительности: РїРѕРєР° РѕРЅР° испытывает воздействие, РѕРЅР° РЅРµ РїРѕРґРѕР±РЅР° ощущаемому, Р° испытав такое воздействие РѕРЅР° уподобляется ощущаемому Рё становиться такой же как РѕРЅРѕ. Чувство - есть способность воспринимать формы ощущаемого без его материи, как РІРѕСЃРє воспринимает отпечаток железа без него самого. Нет никаких РґСЂСѓРіРёС… чувств РєСЂРѕРјРµ зрения, слуха, РѕР±РѕРЅСЏРЅРёСЏ, РІРєСѓСЃР° Рё осязания. Нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ органа чувств, РєСЂРѕРјРµ состоящих РёР· РІРѕРґС‹ Рё РІРѕР·РґСѓС…Р°. РќРѕ нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ органа чувств для восприятия общих свойств - РѕРЅРё воспринимаются каждым чувством превосходящим образом; таковы например движение, РїРѕРєРѕР№, фигура, величина, число. Так число это отрицание непрерывности. Действие воспринимаемого чувством Рё действие чувства тождественны, РЅРѕ бытие РёС… неодинаково (Р·РІСѓРє Рё слух). РР· этого следует, что РѕР±Р° РѕРЅРё, взятые РІ смысле действия, исчезают Рё или сохраняются одновременно. Если голос есть созвучие, Р° голос Рё слух составляют как Р±С‹ РѕРґРЅРѕ Рё то же, созвучие же есть соотношение, то Рё слух есть соотношение. Рў.Рѕ., РІСЃСЏРєРѕРµ ощущение есть определенное соотношение. Каждое чувство обращено РЅР° воспринимаемый предмет, находясь РІ своем органе как таковом, Рё распознает различия РІ воспринимаемом РёРј предмете. РР· этого следует, что РјС‹ воспринимаем посредством чувства. РќРѕ обособленные РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° чувства РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ различать обособленное РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° (например сладкое РѕС‚ белого) Рё это также невозможно РІ разные промежутки времени. Душа обладает 2-РјСЏ признаками: пространственным движением Рё мышлением, способностью различения Рё ощущения. РќРѕ ощущение Рё разумение РЅРµ есть РѕРґРЅРѕ Рё тоже. Р’Рѕ- первых первое свойствен всем животным, Р° второе нет. РќРµ тождественно ощущение Рё мышлению, которое может быть Рё правильным Рё нет. Рта РЅРµ тождественность возникает потому, что первое, если РѕРЅРѕ воспринимается только органами чувств всегда истинно. Воображение есть нечто отличное РѕС‚ ощущения Рё РѕС‚ мышления: РѕРЅРѕ РЅРµ возникает без первого. РќРѕ без воображения невозможно составление суждений. Составление мнений зависит РЅРµ РѕС‚ нас, РёР±Рѕ РѕРЅРѕ бывает ложным или истинным. Есть также различия Рё РІ составлении суждений: познание, мнение, разумение Рё противоположное РёРј. Воображение Рё ощущение РЅРµ =, поскольку второе есть действительность, Р° также потому, что ощущения всегда истинны. РС… этого всего следует, что мнение есть предмет восприятия. РЈРј РЅРµ соединен СЃ телом иначе Р±С‹ РѕРЅ оказался обладающим определенным кач-РІРѕРј Рё был Р±С‹ холодным, теплым Рё С‚.Рї. Душа есть местонахождение форм, РЅРѕ РІСЃСЏ ее часть, Р° только мыслящая ее часть, Рё имеет формы РЅРµ РІ действительности, Р° РІ возможности. РЈРј есть то, что РѕРЅ мыслит, Р° РІ действительности же его нет. Рто РїРѕРґРѕР±РЅРѕ tabula rasa. Душа животных отличается РґРІСѓРјСЏ способностями: различения, которое осуществляется размышлением Рё ощущением Рё способностью приводить РІ пространственное движение. РљСЂРѕРјРµ РЅРёС… есть еще Рё способность Рє стремлению, поскольку РІ разумной части души зарождается воля, Р° РЅРµ РІ основывающейся РЅР° разуме - желание Рё страсть. Если же душа основана РЅР° эти трех частях, то РІ каждой РёР· РЅРёС… будет стремление. Р’ пространственное движение РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ РґРІРµ способности - стремление Рё СѓРј. Движет предмет стремления Рё через него движет размышление, С‚.Рє. предмет стремления есть начало для него. Рў.Рѕ. движущее РѕРґРЅРѕ - стремление. => С‚.Рє. животное обладает способностью стремления РѕРЅРѕ само РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ себя РІ движение. Всему, что живет Рё обладает душой необходимо иметь растительную душу РѕС‚ рождения РґРѕ смерти. Ощущение же РЅРµ является необходим для всех живых существ - его нет Сѓ простотелых Рё Сѓ тех, кто неспособен воспринимать форму без материи. Если нет ощущения, то РЅРё душа РЅ тело РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ существовать. Р’РєСѓСЃ есть своего СЂРѕРґСЏ осязание поскольку РѕРЅРѕ возбуждается пищей, которая, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, есть осязаемое тело. РћР±Р° эти чувства необходимы РІСЃСЏРєРѕРјСѓ животному. Другие же чувства существуют ради блага Рё встречаются РЅРµ Сѓ РІСЃСЏРєРѕРіРѕ животного, поскольку РѕРЅРё нужны только способным передвигаться.В
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/