Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее "бурей в стакане воды", а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.
Рђ если так, то читатель может рассчитывать РЅР° возможные столкновения, перепалки, словесные дуэли. Рто ли РЅРµ смешно: послушать, как бранятся люди? Надо знать, что такое СЂСѓСЃСЃРєРёР№ СѓРј. Рђ если этот СѓРј начнет смеяться, рассыпая направо Рё налево острый Рё едкий сарказм, то пощады РЅРµ будет РЅРёРєРѕРјСѓ. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная Рё страстная. Рђ разве РЅРµ смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, РЅРѕ СѓР¶ никак РЅРµ здраводействующий. Скажите РЅР° милость, зачем РѕРЅ СЃРІРѕРёРјРё беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя РѕРЅР° сразу отказала ему? Почему РѕРЅ РЅРµ желает замечать ее холодности, Р° требует, чтобы РѕРЅР° открыла СЃРІРѕРё сердечные тайны? Какая Р¶Рµ девушка будет исповедоваться перед человеком, СЃ которым три РіРѕРґР° РЅРµ виделась, РґР° который, Рє тому Р¶Рµ, смеется над ее избранником?
Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, а холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! — говорит Фамусов. Чацкий все еще не хочет продолжать споры, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. Рэто будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. Рвот — комедия — слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть. Конечно, если с такой точки зрения рассматривать пьесу, то даже в фигуре, даже в халате или прическе Фамусова можно найти смешное. Фамусов — известный человек в Москве. Он лидер в обществе знатных и обеспеченных людей. А если Фамусов-лидер смешон, то почему бы не быть смешными остальным, нелидерам?
Рто РЅРµ просто пьеса, Р° комедия, теперь РІРѕ всех изданиях "Горя РѕС‚ СѓРјР°" так Рё пишут: "Комедия РІ четырех действиях, РІ стихах". РќРѕ попробуем рассмотреть пьесу СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ точки зрения. Здесь РЅРµ только личная драма, драма неудавшейся любви героя. Р’ Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть РѕРЅ РЅРµ заботится Рѕ том, РјРЅРѕРіРѕ ли людей поверят ему Рё поддержат, зато РѕРЅ убежден РІ искренности СЃРІРѕРёС… слов Рё поэтому сломить его ничто РЅРµ РІ силах. Пусть РѕРЅ РїРѕС…РѕР¶ РЅР° лишнего человека, РѕРґРёРЅРѕРєРѕРіРѕ протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны. Высказав РёС… горячо Рё страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. РћРЅ знает, Р·Р° что воюет. РћРЅ требует места для СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РЅРµ только себе, РЅРѕ Рё своему веку. Его идеал — это СЃРІРѕР±РѕРґР°. Р РЅРµ просто СЃРІРѕР±РѕРґР°, Р° СЃРІРѕР±РѕРґР° РѕС‚ всех цепей рабства, шутовства Рё низкопоклонства. РћРЅ — обличитель лжи. Чацкий РЅРµ РїРѕРЅСЏС‚ Рё почти РѕРґРёРЅРѕРє — РІ этом трагедия самого Чацкого — благородного, СѓРјРЅРѕРіРѕ, честного человека, СЃ чувством собственного достоинства. Р’ этом трагедия всей пьесы. РћРЅ сломлен количеством старой силы. Более того — °н вытолкнут РёР· фамусовского общества.
РќРѕ Чацкий — победитель, Р° РЅРµ побежденный, РёР±Рѕ РІ Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ РјРёСЂРѕРј фа-мусовых остался самим СЃРѕР±РѕР№. РР· всех героев пьесы РѕРЅ наиболее живая личность; натура его сильнее Рё глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, РѕСЃСѓРґРёР» Рё восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, РѕРґРёРЅ РІ поле РЅРµ РІРѕРёРЅ. Да нет Р¶Рµ, РІРѕРёРЅ, если этот РІРѕРёРЅ — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. Рпоэтому Чацкий — жертва. Рто — еще РѕРґРЅРѕ подтверждение того, что пьеса "Горе РѕС‚ СѓРјР°" — трагедия. Так Р¶Рµ, как РІ пьесе переплетается личная драма СЃ общественной, переплетается комедия СЃ трагедией.
РќРѕ как Р±С‹ РЅРё смеялся зритель РІ театре, после того, как РѕРЅ выйдет Р·Р° его пределы, обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без РёСЂРѕРЅРёРё. Обычно исполнители роли Чацкого РЅР° сцене, СѓР¶Рµ СЃРѕ школьной самодеятельности, подражая РґСѓСЂРЅРѕР№ театральной традиции, сверкают глазами Рё картинно заворачиваются РІ плащи, требуя карету. Ртот Р¶Рµ Чацкий непривычен (роль его исполняет Сергей Юрский). Поединок РґРѕР±СЂР° Рё зла идет РЅР° равных. Человеческое обаяние Чацкого: душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться СЃРІРѕРёРј чувствам. Р СЂСЏРґРѕРј СЃ этим человеком — зло. Будничное Рё живучее. Скудость РґСѓС…Р° Рё умение поудобнее устраиваться РІ Р¶РёР·РЅРё, нетерпимость РєРѕ всему свежему Рё непривычному. Постепенно РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ мысль, что СЃ этим злом надо бороться его Р¶Рµ средствами. РљСѓРґР° Чацкому СЃРѕ своей простотой Рё доверчивостью! Ведь Фамусовы, Молчалины Рё Скалозубы Р¶РёРІСѓС‚ Рё сегодня. Если Р±С‹ РёС… РЅРµ осталось РІРѕРІСЃРµ, РЅРµ было Р±С‹ никакого смысла ставить пьесу Грибоедова. Театр РёРј. Горького наполнил пьесу великолепной воинствующей гражданственностью, рожденной нашей битвой Р·Р° душу человека.
РЈРј, человечность, прямота — РІРѕС‚ РѕСЂСѓР¶РёРµ, единственно достойное настоящего человека. РЈРјРѕРј РІ спектакле отличается РЅРµ только Чацкий. РФамусов РЅРµ дурак, Рё Софья совсем РЅРµ глупа, Р° Молчалин так Рё РІРѕРІСЃРµ умен. РќРѕ человек РІРѕ всей своей красоте Рё благородстве — только Чацкий. РќРёР·РєРёР№ поступок Софьи стал явным. Последняя надежда исчезла. Чацкий теряет сознание. РћРЅ падает навзничь, РѕРїСЂРѕРєРёРЅСѓРІ канделябры. Потом встает, сутулясь, через силу. Р’ СЃРїРёРЅРµ чувствуется усталость. Медленно поворачивается. Лицо закрыто длинными, чуть дрогнувшими 186 пальцами. Р СѓРєРё постепенно открывают лоб, глаза, лицо постаревшее Рё поблекшее... РќРµ образумлюсь... виноват. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ тихо Рё как будто СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ. Каждая строчка монолога, кажется, прибавляет ему СЃРёР». Рто монолог-раздумье, монолог-прозрение. Рто — повзросление... РћРЅ РїРѕРЅСЏР», что перед РЅРёРј — его враги РїРѕ РґСѓС…Сѓ. Рничто РёС… РЅРµ может помирить: РЅРё воспоминания детства, РЅРё чувство былой РґСЂСѓР¶Р±С‹. Нет. Чацкий РЅРµ клеймит этих людей Рё РЅРµ проклинает РёС… — РѕРЅ РґРѕ конца понимает. Монолог его спокоен, как может быть СЃРїРѕРєРѕР№РЅР° речь человека, чувствующего СЃРІРѕСЋ правоту Рё силу: — Р’РѕРЅ РёР· РњРѕСЃРєРІС‹! РЎСЋРґР° СЏ больше РЅРµ ездок... РќРё РєСЂРёРєР°, РЅРё экспрессии РІ проявлении СЃРІРѕРёС… чувств: — Карету РјРЅРµ, — вполголоса обращается Чацкий Рє стоящему СЂСЏРґРѕРј лакею. Лакей РЅРµ понимает. — Карету, — еще раз повторяет Чацкий. Устало, немного сутулясь, СѓС…РѕРґРёС‚ Чацкий СЃРѕ сцены, СѓС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ этих людей, чтобы РЅРёРєРѕРіРґР° больше РЅРµ обмануться РёС… мнимым родством Рё мнимым участием.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/