Р’ романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак передает СЃРІРѕРµ мироощущение, СЃРІРѕРµ видение событий, потрясших нашу страну РІ начале XX столетия. Рзвестно, что отношение Пастернака Рє революции было противоречивым. Рдеи обновления общественной жизни РѕРЅ принимал, РЅРѕ писатель РЅРµ РјРѕРі РЅРµ видеть, как РѕРЅРё оборачивались своей противоположностью. Так Рё главный герой произведения Юрий Живаго РЅРµ находит ответа РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, как ему жить дальше: что принимать, Р° что нет РІ РЅРѕРІРѕР№ жизни. Р’ описании РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения Рё напряженную внутреннюю Р±РѕСЂСЊР±Сѓ своего поколения.
В романе “Доктор Живаго” Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
Р’ романе отражена жизненная история сравнительно небольшого РєСЂСѓРіР° лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. РС… СЃСѓРґСЊР±С‹ оказываются РїСЂСЏРјРѕ связаны СЃ историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют РІ романе отношения Юрия Живаго СЃ женой Тоней Рё СЃ Ларой. Рскренняя любовь Рє жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, — это РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРµ начало РІ Юрии Живаго. Рђ любовь Рє Ларе сливается СЃ любовью Рє самой жизни, СЃРѕ счастьем существования. Образ Лары — это РѕРґРЅР° РёР· граней, отражающих отношение самого писателя Рє РјРёСЂСѓ.
РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РІРѕРїСЂРѕСЃ, РІРѕРєСЂСѓРі которого движется повествование Рѕ внешней Рё внутренней жизни героев, — это РёС… отношение Рє революции, влияние переломных событий РІ истории страны РЅР° РёС… СЃСѓРґСЊР±С‹. Юрий Живаго РЅРµ был противником революции. РћРЅ понимал, что Сѓ истории СЃРІРѕР№ С…РѕРґ Рё его нельзя нарушить. РќРѕ Юрий Живаго РЅРµ РјРѕРі РЅРµ видеть ужасные последствия такого поворота истории: “Доктор РІСЃРїРѕРјРЅРёР» недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство Рё женоубийство Палых, кровавую колошматину Рё человекоубоину, которой РЅРµ предвиделось конца. Рзуверства белых Рё красных соперничали РїРѕ жестокости, попеременно возрастая РѕРґРЅРѕ РІ ответ РЅР° РґСЂСѓРіРѕРµ, точно РёС… перемножали. РћС‚ РєСЂРѕРІРё тошнило, РѕРЅР° подступала Рє горлу Рё бросалась РІ голову, ею заплывали глаза”. Юрий Живаго РЅРµ воспринимал революцию РІ штыки, РЅРѕ Рё РЅРµ принимал ее. РћРЅ был РіРґРµ-то между “за” Рё “против”.
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище “на земле”. Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла “под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера”.
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. Ржизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но “Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья...” Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам, что РІСЃРµ происходившее РІ те РіРѕРґС‹ РІ Р РѕСЃСЃРёРё, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному С…РѕРґСѓ. Еще РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· первых глав романа Пастернак пишет: “...очнувшись, РјС‹ уже больше РЅРµ вернем утраченной памяти. РњС‹ забудем часть прошлого Рё РЅРµ будем искать небывалому объяснения. Наставший РїРѕСЂСЏРґРѕРє обступит нас СЃ привычностью леса РЅР° горизонте или облаков над головой. РћРЅ окружит нас отовсюду. РќРµ будет ничего другого”. Рти глубоко пророческие слова, РјРЅРµ кажется, как нельзя лучше РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ последствиях тех далеких лет. Отказ РѕС‚ прошлого оборачивается отказом РѕС‚ вечного, РѕС‚ нравственных ценностей. Рэтого нельзя допускать.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/