Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и, в противопоставление ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рассмотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к примерам.
Первое, что РјС‹ рассмотрим, — это мотив РѕРіРЅСЏ РІ творчестве Рђ. Рђ. Фета, который является РѕРґРЅРёРј РёР· главных мотивов РІ стихотворениях рассматриваемого нами поэта. РџРѕРґ огнем РјС‹ подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть РѕРіРѕРЅСЊ РІ РїСЂСЏРјРѕРј смысле) Рё звезды, Р° также РІСЃРµ то, что Сѓ нас ассоциируется СЃ мотивом РѕРіРЅСЏ. Ртот мотив РЅРµ случайно столь часто встречается РІ творчестве Афанасия Фета, как СЏ уже упоминала, мотивы складываются РёР· творчества Рё его любовных перипетий. РћРіРѕРЅСЊ РІ жизни Фета оставил темный отпечаток: РѕС‚ РѕРіРЅСЏ погибла его возлюбленная Мария Лазич — РѕРЅР° РїРѕ неосторожности подожгла СЃРІРѕРµ белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что РѕРЅ посвятил большую часть СЃРІРѕРёС… стихотворений такой ужасающей стихии, как РѕРіРѕРЅСЊ.
...Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
РЇ РѕРґРёРЅРѕРє...
В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с “огоньком” — частичкой всего огня, то есть Фет — одинокий маленький человек среди всего человечества. Вторая и четвертая строки стихотворения отличаются от первой и третьей — они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как “о”, “л” и “и”, что означает нежность, печаль, тоску, какие-то мягкие вещи, и в то же время боязнь.
Строки уже из другого стихотворения А. А. Фета (“Весеннее небо глядится...”) рисуют нам похожую картину:
...Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Рсполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок...
Здесь “огонек” представлен маленькой частичкой чего-то большого Рё страшного, РЅРѕ эта частичка скорее нас РЅРµ пугает, Р°, наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие Р·РІСѓРєРё стихотворения — “о”, “е”, “к”, что дает нам право судить Рѕ легких, печальных Рё ленивых действиях. Рто чувство еще более утверждается РІ нашем сознании, РєРѕРіРґР° РјС‹ РІРёРґРёРј слово “скрипка”, ведь РїСЂРё РёРіСЂРµ РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ РѕСЃРѕР±Рѕ хорошо получаются заунывные Рё печальные произведения, Рё, может быть, поэтому Сѓ нас возникает мысль Рѕ чем-то грустном Рё плачущем. Рђ РІ данных строках “скрипка” представлена нам СЃ очень красивым Рё печальным эпитетом: “замирающая”. Р’ этой строфе перед нами предстает картина одиночества (“огонек одинокий”). РќРѕ РєРѕРіРґР° РјС‹ РіРѕРІРѕСЂРёРј Рѕ мотиве РѕРіРЅСЏ, РјС‹ подразумеваем РЅРµ только РѕРіРѕРЅСЊ РІ РІРёРґРµ костра, РЅРѕ Рё РѕРіРѕРЅСЊ свечи, лампы. Мотив свечи Сѓ Рђ. Рђ. Фета связан СЃ гаданием. Рэто РЅРµ случайно. Ведь мерцание свечи представляет СЃРѕР±РѕР№ изображение жизни человека: РїРѕРєР° РіРѕСЂРёС‚ свеча — жив человек. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј слова Базарова РёР· романа Тургенева “Отцы Рё дети” перед смертью: “Дуньте РЅР° умирающую лампаду, пусть РѕРЅР° погаснет”. Смысл этих слов можно понять как то, что Базаров, будучи “умирающей лампадой”, хотел умереть, чтобы дальше РЅРµ мучиться. РќРѕ вернемся Рє стихотворениям Фета:
...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала...
В этих строках огонь окутан таинственной пеленой, ведь все происходит во время гадания, когда сближаются и, может быть, соединяются два мира: мир земной и мир небесный. Для Фета границей этих двух миров является круг, мотив которого не был чужд для поэта. С точки зрения эвфонии в этой строфе преобладают звуки “е”, “з” и “а”, что передает нам нежные, мягкие вещи, а также внезапный страх, вызываемый гаданием.
Рдругое стихотворение, где присутствует мотив свечи, связано с гаданием:
...Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи...
В этом четверостишии таится что-то странное и непознанное. Складываются ощущения скрытости, какого-то ритуала, ведь любое гадание — это ритуал.
С мотивом огня можно соотнести мотив “зари и заката”, которые отождествляют огонь солнца.
...На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я снега блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом...
Рто стихотворение, РІ отличие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС…, пронизано солнечными нитями, Рё РѕРЅРѕ нам уже РЅРµ кажется столь печальным, как описываемые выше примеры. Чувствуется РІ этом отрывке какой-то юношеский задор Рё веселость. Р—РІСѓРє “а”, который РјС‹ встретили РІ этом стихотворении, РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам Рѕ великолепии великого пространства. Самым, пожалуй, загадочным мотивом РѕРіРЅСЏ является мотив луны. Луна, хотя РјРЅРѕРіРёС… РѕРЅР° Рё завораживает, является неблагоприятным явлением РІ жизни любящих РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР° сердец. Если встречаться РїСЂРё луне, то незамедлительно последует расставание. Поэтому образ луны овеян пеленой тайны Рё неведения:
...Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна,
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь...
Рто унылое стихотворение; изобилие “у” РІ последней строке РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам Рѕ СЃРєРѕСЂР±Рё, унынии. Луна сама РїРѕ себе загадочна, Р° РІ данном примере РѕРЅР° “трепетно светит”, что РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ РІ наши сердца еще большую Р±РѕСЏР·РЅСЊ Рё неуверенность РїРѕ отношению Рє ней.
Всем известно, что светлячки связаны с такими мотивами, как огонь, ночь, луна. Они светятся, значит, излучают свет, но и'х свет необычный, они “вырабатывают его “своим телом”:
...Я жду... соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки...
Ркак РІ противопоставление рассмотрим мотив РІРѕРґС‹. Р’РѕРґР° РІ творчестве Фета РЅРµ занимает столь большое место, как РѕРіРѕРЅСЊ. Рздесь хочется упомянуть творчество предшественника — Р¤. Р. Тютчева, Сѓ которого наиболее часто встречаются мотивы РІРѕРґС‹. Творчества Рђ. Рђ. Фета Рё Р¤. Р. Тютчева как Р±С‹ поглощают РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, как поглощают себя РґРІРµ стихии — РѕРіРѕРЅСЊ Рё РІРѕРґР°:
...Нет ответа...
Мелкие волны что-то шепчут с кормою,
Весло недвижимо,
Рна небе ясном высоко сверкает зарница...
Море — это стихия. Но в данном отрывке А. А. Фет хочет представить волны моря как нечто безобидное (“мелкие волны”). С точки зрения эвфонии здесь преобладают звуки “л”, “н”, “е” — это дает право нам думать о вещах личных, нежных и ласковых.
РћРґРёРЅ РёР· интересных мотивов, который РјС‹ встречали РїСЂРё чтении стихотворений Рё Рѕ котором РјС‹ уже говорили, — это мотив гадания Рё РІСЃРµ, что СЃ РЅРёРј связано: двоемирие, свеча, зеркало, ночь (луна). Рти понятия СЂРёСЃСѓСЋС‚ РІ нашем воображении картину, которая скрывает РІ себе РјРЅРѕРіРѕ тайн:
...Няня добрая гадает,
Грустно голову склоня,
Свечка тихо догорает,
Сердце бьется у меня...
На последних строках наше внимание возрастает, и мы уже готовы увидеть судьбу, что же нагадала няня, но тут стихотворение заканчивается, оставляя нас в полном неведении. Может быть, в полном неведении осталось все человечество, так и не узнавшее свою судьбу... Есть один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, — это тема времен года:
...Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом...
Времена РіРѕРґР° можно сопоставить СЃ внутренним РјРёСЂРѕРј героя. Р’ данном примере Фет описывает весну, что дает право судить Рѕ том, что РІ данный момент (то бишь тогда, РєРѕРіРґР° автор писал это стихотворение) душу поэта ничто РЅРµ тревожит. Преобладание Р·РІСѓРєРѕРІ “е” Рё “и” подтверждает этот факт, Сѓ читателя или слушателя возникает чувство ласки Рё нежности. РќРѕ есть такие случаи, РєРѕРіРґР° РІ РѕРґРЅРѕРј стихотворении сменяются осень Рё весна, что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ нам Рѕ резкой смене настроения поэта. Фет, как Рё Р¤. Р. Тютчев, СЃРІРѕРё стихотворения РЅРµ писал, Р° “записывал”. РћРЅ РёС… писал РіРґРµ СѓРіРѕРґРЅРѕ Рё РєРѕРіРґР° СѓРіРѕРґРЅРѕ. Рто, что автор чувствовал РІ тот момент, РєРѕРіРґР° материализовывал СЃРІРѕРё мысли РЅР° бумаге, отражается РІ стихах.
Мотив полета, о котором сейчас пойдет речь, встречается не только в стихотворениях Фета, но и в прозаических произведениях. Например, у Островского в пьесах “Бесприданница” и “Гроза”, где главные героини хотели летать. Но их полет превратился в падение. Мотив полета можно ассоциировать с полетом птиц, пчелы, светлячков и цветов, а также творческий полет самого автора.
Вот строки, в которых содержится мотив полета птицы:
...Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?
С криком летят через док к теплым полям журавли,
Желтые листья шумят, в березнике свищет силища.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...
Рто стихотворение символизирует надежду РЅР° лучшие времена: Рто стихотворение (РІ частности, первые четыре строки) построено РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃРµ, Рё, может быть, этот РІРѕРїСЂРѕСЃ обращен РЅРµ Рє единичному собеседнику, Р° РєРѕ всем людям РЅР° свете. РџСЂРё его чтении Сѓ нас возникает чувство нежности Рё ласки Рё РІ то же время гнев, зависть Рё даже Р±РѕСЏР·РЅСЊ РёР·-Р·Р° преобладания таких Р·РІСѓРєРѕРІ, как “и”, “о” Рё “у”.
Мотив птицы, пчелы и полета является древним мотивом души, например, пингвин символизирует души умерших. У Фета пчела — это смерть. Быть может, это из-за ее неприятного жужжания, которое вызывает у нас неприятные чувства и мысли. Но мед — это символ познания поэзии. Наверное, поэтому нам ба бушки и дедушки советуют все время есть мед, ведь они знают, что он очень полезен. Но вернемся к лирике Фета.
Р’ его творчестве можно встретить СЂСЏРґ стихотворений, посвященных возлюбленной поэта, Марии Лазич. Рто такие стихотворения, как “Alter ego”, “Ты отстрадала, СЏ еще страдаю...”, “Дома снились РјРЅРµ вопли рыданий твоих...”, “Нет, СЏ РЅРµ изменил. До старости глубокой...”, “Старые письма”. РџРѕ РѕРґРЅРёРј только строкам Сѓ нас уже складывается ощущение грусти, СЃРєРѕСЂР±Рё Рё печали. Приведем строки РёР· стихотворения “Alter ego:
...Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
Рхоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить...
“Alter ego” в переводе с латинского означает “второе я”, то есть Фет считает Марию Лазич своей частичкой, своим вторым “я”. В отрывке преобладают звуки “о”, “а”, “л”, что дает нам право сказать, что это стихотворение печальное, в котором видно великолепие и в то же время внезапный страх, страх перед тем, как жить дальше в одиночестве.
Рзавершить наше путешествие по лирике А. А. Фета хотелось бы стихотворением, созданным в духе античной лирики, — это стихотворение “Диана” (мы знаем, что Диана — это богиня охоты).
...Богини девственной округлые черты,
Во всем величии блестящей наготы,
Я видел меж дерев над ясными водами,
С продолговатыми, бесцветными очами
Высоко поднялось открытое чело...
Р’ этих строках перед нами предстает необычный образ “чистой” Р±РѕРіРёРЅРё. Рто стихотворение полно нежных Рё легких вещей. Рђ. Рђ. Фет СЃРјРѕРі передать словами РІСЃСЋ прелесть этой Р±РѕРіРёРЅРё — тонкой, чистой Рё нетронутой...
Нужно отметить, что лирика Афанасия Фета представляет собой уникальное “событие” как той эпохи, в которой жил сам автор, так и эпохи, в которой живем мы — читатели его произведений. Для меня стихи Фета — это маленькие зарисовки из его жизни, в которые ты сам мгновенно проникаешь и переживаешь вместе с автором. Его стихотворения разногран-ны, что доказывается тем количеством и разнообразием мотивов, которые мы рассмотрели. Традиции Фета в дальнейшем продолжат символисты: Блок, Соловьев — это говорит нам о том, что такие стихи всегда затронут сердце читателя.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/