Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две, и отсюда — все рифмы...
Р. Бродский
РРѕСЃРёС„ Бродский — РѕРґРёРЅ РёР· самых молодых нобелевских лауреатов РІ области литературы (удостоен РІ 47 лет). Его творчество РІ течение четверти века пользуется широкой известностью. РћРЅ являлся РЅРµ только признанным лидером русскоязычных поэтов, РЅРѕ Рё РѕРґРЅРѕР№ РёР· самых значительных фигур РІ современной РјРёСЂРѕРІРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё, его произведения переводятся РЅР° РІСЃРµ основные языки РјРёСЂР°.
Жизнь Бродского богата драматическим событиями, неожиданными поворотами, мучительными поисками своего места. Поэт родился и вырос в Ленинграде. С городом на Неве связаны первые шаги в поэзии. В начале шестидесятых годов Анна Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником. Рв дальнейшем именно с ним связывала надежды на новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом. Тема Ленинграда занимает значительное место в раннем творчестве поэта “Стансы”, “Стансы городу”, “Остановка в пустыне”. Характерно начало “Стансов”: Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров Я приду умирать.
Однако и в зрелом творчестве поэта, в произведениях, написанных в эмиграции, время от времени возникает “ленинградская тема”.
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле серых цинковых волн, всегда набегавших по две.
и отсюда — все рифмы, отсюда тот блеклый голос, льющийся между ними, как мокрый волос...
Нередко ленинградская тема передается поэтом косвенными путями. Такая важная для зрелого Бродского имперская тема РІ СЃРІРѕРёС… истоках связана СЃ жизнью РІ бывшей столице Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ империи. Подчеркнутый аполитизм РїРѕСЌР·РёРё Бродского резко диссонировал СЃ принципами официозной литературы, поэта РѕР±РІРёРЅСЏСЋС‚ РІ тунеядстве Рё осуждают РЅР° пять лет ссылки. Хотя Рє этому времени (1964 РіРѕРґ) перу Росифа Александровича принадлежало около ста стихотворений. Через полтора РіРѕРґР° РѕРЅ вернулся РІ Ленинград, РјРЅРѕРіРѕ работал, занимался переводами. Рто оттачивало его поэтическую лексику. РќРѕ официально РѕРЅ РЅРµ признан, стихи РЅРµ печатаются, статьи Рѕ нем самые неопределенные. Р’ 1972 РіРѕРґСѓ Бродский вынужден уехать РІ РЎРЁРђ, РіРґРµ являлся почетным профессором СЂСЏРґР° университетов. Р’ РЎРЁРђ РѕРґРёРЅ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј выходят его поэтические СЃР±РѕСЂРЅРёРєРё: “Стихи Рё поэмы”, “Остановка РІ пустыне”, “В Англии”, “Конец прекрасной эпохи”... Р’ последние РіРѕРґС‹ жизни РРѕСЃРёС„ Бродский РІСЃРµ чаще выступал как англоязычный автор.
Для раннего поэта характерна динамика: движение, дорога, борьба. Она оказывала очищающее воздействие на читателей. Произведения этого периода сравнительно просты по форме. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года. Поэтический мир его как бы застывает, начинают преобладать темы конца, тупика, темноты и одиночества, бессмысленности всякой деятельности: Шей бездну мук, Старайся, перебарщивай в усердьи! Но даже мысль о — как его? — бессмертье есть мысль об одиночестве, мой друг.
В этот период темой творчества поэта становятся любовь исмерть. Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемерным, почти нереальным.
В какую-нибудь будущую ночь ты вновь придешь усталая, худая, и я увижу сына или дочь, еще никак не названных — тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе оставить вас в том царстве теней, безмолвных, перед изгородью дней, владеющих в зависимость от яви, с моей недосягаемостью в ней.
Любовь часто видится как Р±С‹ через РїСЂРёР·РјСѓ смерти, сама же смерть оказывается весьма конкретна, материальна, близка: Рто абсурд, вранье: череп, скелет, РєРѕСЃР°.
Смерть придет, у нее будут твои глаза.
В поэзии Бродского возрождаются философские традиции. Оригинальность философской лирики Бродского проявляется не в рассмотрении той или иной проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном сочетании крайней рассудочности, стремлении к чуть ли не математической точности выражения с максимально напряженной образностью, в результате чего строгие логические построения становятся частью метафорической конструкции, которая является звеном логического развертывания текста. Оксюмороны, соединения противоположностей вообще характерны для зрелого Бродского. Ломая штампы и привычные сочетания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непривычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихотворения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолевающего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-нибудь его слова.
В ковчег птенец не возвратившись, доказует то, что вся вера есть не более, чем почта в один конец.
РЎРІРѕСЋ деятельность РїРѕСЌС‚ сравнивает СЃРѕ строительством Вавилонской башни — башни слов, которая РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ будет достроена. Р’ творчестве Бродского РјС‹ находим парадоксальное соединение экспериментаторства Рё традиционности. Ртот путь, как показала практика, РЅРµ ведет Рє тупику, Р° находит СЃРІРѕРёС… новых приверженцев.
Ранняя смерть поэта прервала его жизненный путь, а не путь его поэзии к сердцам все новых и новых поклонников.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/