...Трагический тенор эпохи.
А. Ахматова
Существует такое расхожее представление, что слова “любовь” и “символизм” являются едва ли не абсолютными синонимами. Основанием для такого мнения служит как принадлежность большинства символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей Белый, Константин Бальмонт и другие) к чистым лирикам, главным содержанием творчества которых было отражение в поэзии чувств, и прежде всего любви, так и самая суть символизма как художественного метода.
Не вдаваясь в теорию, скажу, что символист в своих творениях отражает не объективный, а трансформированный, пропущенный через внутреннее видение поэта мир, а это внутреннее видение становится следствием невидимых и таинственных связей с Творцом, Демиургом, Создателем всего сущего. По мнению символистов, эта связь обеспечивает творческим личностям знание замысла Божьего, которого лишены все простые смертные. Знание же это приводит к установлению для слов естественного языка произвольных, понятных только посвященным значений, — по этой черте (слово становится символом) получили свое название и метод, и литературное течение конца XIX — начала XX веков.
В наши дни из всех русских символистов наиболее известен Александр Александрович Блок. Рэто понятно: чтение стихов или прозы символистов требует особого душевного настроя и тяжкой работы души и разума. Но если не лениться, то войдешь в удивительный мир красок и образов, соприкоснешься с ранимой, трепетной душой автора, поймешь, какой напряженной жизнью жила интеллигенция уже далекого для нас XIX века. Рнавсегда, как когда-то Анна Андреевна Ахматова, полюбишь тонкую, изящную и одновременно тревожную и трепетную поэзию А. Блока, в которой “мелодией одной звучат печаль и радость”. По-блоковски органично эти мотивы переплетены в любовной лирике певца Прекрасной Дамы.
Андрей Белый назвал своего гениального РґСЂСѓРіР° Рё соперника “первым поэтом земли русской”. РЎ этим трудно РЅРµ согласиться. Как XIX век был озарен гением Рђ. РЎ. Пушкина, так Рё XX век нельзя представить без трагического голоса Александра Блока. Ртот трагизм явлен РІРѕ всем: РІ воспевании любви Рё неудачах РІ интимной жизни, РІ приверженности символизму Рё РІ сознательном переходе Рє реализму, РІ принятии революции Рё разочаровании РІ ней накануне смерти, РІ страстном обожествлении Р РѕСЃСЃРёРё Рё ощущении собственной РІРёРЅС‹ перед ней. РџСЂРё этом РїРѕСЌС‚ всегда Рё РІРѕ всем остается удивительно цельной личностью, наверное, потому, что слушал жизнь “всем сердцем”. Рсовершенно естественно, что первой это сердце посетила любовь.
Трудно найти в поэзии автора, который не писал бы о любви, не обожествлял бы предмета своего обожания. Любовь — чувство, возвышающее человека, делающее его чище и благороднее — обеспечила блестящий дебют А. Блока в литературе, сразу поставила его на первое место в плеяде русских лириков.
Р’ “Стихах Рѕ Прекрасной Даме”, носящих следы сильного влияния философии Рё РїРѕСЌР·РёРё Владимира Соловьева, Блок придает Рё своей любви, Рё возлюбленной черты божественной избранности. Его лирический герой — раб “Владычицы вселенной”. Бели РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РїРѕСЌР·РёРё Любовь всегда символизировала победу жизни над смертью, то Сѓ Блока любовь — победу над пошлостью, несправедливостью, насилием, переполняющими жизнь. Рменно РІ романтическом РјРёСЂРµ неземной любви находит успокоение лирический герой Блока:
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
Рза церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Лирический герой блаженствует, страдает, испытывая такие сильные чувства, что готов даже принять смерть:
За краткий сон, что нынче снится,
А завтра нет,
Готов и смерти покориться младой поэт.
Кажется, герой живет лишь мечтой о встрече со своим идеалом. Но в то же время он и страшится этой встречи, опасаясь, что приход Прекрасной Дамы в реальный мир изменит “любимые черты”:
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую
Тебя... Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно мне — изменишь облик ты.
Меня поразила одна мысль Владимира Орлова, лучшего знатока творчества А. Блока в отечественном литературоведении. В книге “Гамаюн” он сказал, что за всей туманностью, недосказанностью, символикой “Стихов о Прекрасной Даме” пытливый читатель обнаружит все перипетии развития
любовных отношений Александра Блока и Любови Менделеевой, ставшей женой поэта, но так и не сделавшей его счастливым человеком. Видимо, поэтому и страшится юный поэт, что реальность может быть грубее, приземленнее идеала.
Ртот страх, однако, РЅРµ изменил самого отношения Блока Рє великому чувству. РЇ узнаю РІ его стихах пушкинскую удивительную способность видеть РІ женщине божественное начало. Как Рё певец “гения чистой красоты”, Блок РІРѕР·РЅРѕСЃРёС‚ любимую женщину РЅР° пьедестал Р±РѕРіРёРЅРё:
Так пел ее голос, летящий в купол,
Рлуч сиял на белом плече,
Ркаждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
Мне кажется, что стихотворение “Девушка пела в церковном хоре” можно назвать шедевром мировой любовной лирики, хотя в нем нет еще самой любви, есть лишь ее предчувствие. Но такой и должна быть настоящая любовь, чистая и светлая, какой предстала перед поэтом эта, по-видимому, незнакомая ему хористка.
Однако пора юношеских порывов и мечтаний проходит, рядом с ними обнаруживается реальная, далекая от идеалов жизнь. Горькая действительность (неудачный брак, поражение первой русской революции и наступившая реакция) меняет настроение поэта, его мироощущение. Серость и пошлость обыденной жизни, где
...Среди канав гуляют с дамами
Рспытанные остряки,
преодолевается поэтом с помощью образа прекрасной незнакомки, героини одноименного стихотворения поэта. Для завсегдатаев загородных ресторанов, ищущих “истину в вине”, женщина по-прежнему остается тайной. Она не запачкана ни пошлостью, ни грязью, ни пороками, своим присутствием она поэтизирует обыденность, смиряя сердце, давая утешение душе, сохраняя уже готовую уничтожить себя жизнь:
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то сердце вручено...
В моей душе лежит сокровище,
Рключ поручен только мне!
Женщина создана для любви. Ресли судьба распоряжается иначе, то никто не смеет осудить ее:
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь.
Я очень люблю поэтический цикл “Кармен”, навеянный встречей А. Блока с певицей Андреевой-Дельмас, исполнительницей партии испанской цыганки в опере Визе. В этих стихах перед нами уже не романтическая любовь, а страстное и стихийное чувство, определяющее судьбу лирического героя:
Ты — как отзвук забытого гимна
В моей черной и дикой судьбе.
Меняется возлюбленная: перед нами уже РЅРµ СЃРёРјРІРѕР» возвышенной любви, “золотокудрый” демон, РІ чьем голосе слышится “рокот бурь”. Меняется Рё лирический герой: РёР· СЂРѕР±РєРѕРіРѕ раба Прекрасной Дамы РѕРЅ превращается РІ пылкого возлюбленного. Рнтересна деталь: образ лирического героя явлен РІ РґРІСѓС… ипостасях. Рто Рё РїРѕСЌС‚, который
Глядит на стан ее певучий
Рвидит творческие сны,
но в то же время и возлюбленный Кармен Хозе, чье сердце пронизано мучительной ревностью:
Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...
Однако любовь-страсть не может быть долговечной, она неизбежно заканчивается трагедией разочарования, пресыщения и душевной опустошенности:
Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
Рлететь, чтобы потом упасть.
Когда А. Блок написал поэму “Двенадцать”, его противники яростно язвили, что на смену “Прекрасной Даме” пришла “толстоморденькая” Катька. Я думаю, что Катька олицетворяет женскую судьбу в новых условиях, когда осквернена любовь, осквернена сама жизнь.
Для меня Александр Блок — самый великий поэт XX века, певец тончайших движений человеческой души. Закончить свое сочинение я хотела бы строками из стихотворения А. Ахматовой, написанными на смерть А. Блока:
Принесли мы Смоленской заступнице,
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее, —
Александра, лебедя чистого.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/