Я никому не сделал в жизни зла.
Н. А. Некрасов
РСЂРѕРЅРёСЏ, РѕС‚ греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный РІ нашей литературной классике прием, используемый поэтами Рё писателями для осмеяния, Р° РІ конечном счете искоренения РїРѕСЂРѕРєРѕРІ общества Рё человека.
В 50-е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильней ирония. В «Современной оде» ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода — хвалебная песнь. Так кому же «поет хвалу» автор?
Не обидишь ты даром и гадины,
Ты помочь и злодею готов,
Рчервонцы твои не украдены
У сирот беззащитных и вдов.
В дружбу к сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху делишек помочь,
Рбез умыслу с ним оставляешь ты
С глазу на глаз красавицу дочь.
Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.
Не спрошу я, откуда явилося,
Что теперь в сундуках твоих есть:
Знаю: с неба к тебе все свалилося
За твою добродетель и честь!..
Украшают тебя добродетели,
До которых другим далеко,
Р— беру небеса во свидетели —
Уважаю тебя глубоко...
РСЂРѕРЅРёСЏ очевидна, ведь если Р±С‹ автор РіРѕРІРѕСЂРёР» РІСЃРµ это серьезно, РѕРЅ Р±С‹ употреблял РїСЂРё этом более подходящее РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке местоимение «вы» Рё РЅРµ был Р±С‹ так беспощадно прямолинеен. «Колыбельная песня» относится Рє этому Р¶Рµ СЂСЏРґСѓ произведений, РіРґРµ СЏРІРЅРѕ виден второй план. РџРѕСЌС‚ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРґРЅРѕ, Р° подразумевает совсем РґСЂСѓРіРѕРµ, Рё читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок «Подражание Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора.
Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю... Подрастешь и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно-зеленый
Рперо возьмешь.
Скажешь: «Я благонамерен,
За добро стою!»
Спи — твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.
Если в первых двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в «антигерои», то в произведении «Нравственный человек» мы слышим самооценку самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека, достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, «безгрешно». Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. А перед читателем разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого «благодетеля» сначала сбежала к любовнику, а потом «слегла в постель и умерла». В дружбе он тоже оказывается «высоконравственным человеком».
Приятель в срок мне долга не представил.
Закон приговорил его в тюрьму.
В ней умер он, не заплатив алтына,
Но я не злюсь... Я долг ему простил того ж числа.
С кем ни общается этот «безгрешный», все погибают, а он в полной уверенности, что
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал зла.
Рто двустишье повторяется РІ стихотворении рефреном, нагнетая авторскую РёСЂРѕРЅРёСЋ, переходящую РІ сарказм. Рќ. Рђ. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. РћРЅ РјРѕРі быть лиричен Рё СЃСѓСЂРѕРІ, трагичен или бесшабашно весел, саркастически Р·РѕР», РЅРѕ всегда РёР·-РїРѕРґ его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие «золотой фонд» нашей великой литературы.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/