Впервые она прозвучала в "Медном всаднике" и "Станционном смотрителе" А. С. Пушкина. Вообще же образ "маленького человека" таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью.
Порой он способен на протест. К бунту "маленького человека" всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть.
Пушкин открыл РІ бедном чиновнике новый драматический характер, Р° Гоголь продолжил развитие этой темы РІ петербургских повестях ("РќРѕСЃ", "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет", "Шинель"). РќРѕ продолжил своеобразно, опираясь РЅР° собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. РџРѕ Гоголю, Петербург - РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, Р° таланты РіРёР±РЅСѓС‚. Рто РіРѕСЂРѕРґ, РіРґРµ, "...РєСЂРѕРјРµ фонаря, РІСЃРµ дышит обманом". Рменно РІ этом страшном, безумном РіРѕСЂРѕРґРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґСЏС‚ удивительные происшествия СЃ чиновником Поприщиным. Рменно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя СЃС…РѕРґСЏС‚ СЃ СѓРјР° или погибают РІ неравной Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ жестокими условиями действительности.
Человек Рё нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ петербургских повестей. РћРґРЅР° РёР· наиболее трагических повестей, несомненно, - "Записки сумасшедшего". Герой произведения -Аксентий Рванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. РћРЅ РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅ, очень беден Рё РЅРё РЅР° что РЅРµ претендует РЎ чувством достоинства РѕРЅ СЃРёРґРёС‚ РІ кабинете директора Рё очинивает перья "его высокопревосходительству", преисполненный величайшего уважения Рє директору. "Р’СЃРµ ученость, такая ученость, что нашему брату Рё приступа нет... Какая важность РІ глазах... РќРµ нашему брату чета!" - отзывается Рѕ директоре Поприщин. РџРѕ его мнению, репутацию человеку создает чин. Рменно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Рванович. Герой РЅРёС‰ РґСѓС…РѕРј, его внутренний РјРёСЂ мелок Рё СѓР±РѕС‚; РЅРѕ РЅРµ посмеяться над РЅРёРј хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, Рё РІ его голову неожиданно западает РІРѕРїСЂРѕСЃ: "Отчего СЏ титулярный советник?" Рё "почему именно титулярный советник?". Поприщин окончательно теряет рассудок Рё поднимает Р±СѓРЅС‚: РІ нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. РћРЅ думает, почему РѕРЅ так бесправен, почему "что есть лучшего РЅР° свете, РІСЃРµ достается или камер-юнкерам, или генералам". РџРѕ мере усиления безумия РІ Поприщине растет чувство человеческого достоинства. Р’ финале повести РѕРЅ, нравственно прозревший, РЅРµ выдерживает: "Нет, СЏ больше РЅРµ имею СЃРёР» терпеть. Боже! что РѕРЅРё делают СЃРѕ РјРЅРѕСЋ!.. Что СЏ сделал РёРј? Р—Р° что РѕРЅРё мучают меня?". Блок заметил, что РІ вопле Поприщина слышен "РєСЂРёРє самого Гоголя".
"Записки сумасшедшего" - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания "маленького человека".
Жертвой Петербурга, жертвой нищеты Рё произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести "Шинель". "РћРЅ был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились Рё наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать РЅР° тех, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ кусаться", - так РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ Башмачкине Гоголь. Автор РЅРµ скрывает ироничной усмешки, РєРѕРіРґР° описывает ограниченность Рё убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: "Р’ РѕРґРЅРѕРј департаменте служил РѕРґРёРЅ чиновник Башмачкин -СЂРѕР±РєРёР№, задавленный СЃСѓРґСЊР±РѕР№ человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич "РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ слова РЅРµ отвечал" Рё вел себя так, "как будто Р±С‹ РЅРёРєРѕРіРѕ Рё РЅРµ было перед РЅРёРј", РєРѕРіРґР° сослуживцы "сыпали РЅР° голову ему бумажки". Р РІРѕС‚ таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись РЅРѕРІРѕР№ шинелью. РџСЂРё этом сила страсти Рё ее предмет несоизмеримы. Р’ этом РёСЂРѕРЅРёСЏ Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено РЅР° высокий пьедестал. РљРѕРіРґР° Акакия Акакиевича ограбили, РѕРЅ РІ порыве отчаяния обратился Рє "значительному лицу". "Значительное лицо" - обобщенный образ представителя власти. Рменно сцена Сѓ генерала СЃ наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию "маленького человека". РР· кабинета "значительного лица" Акакия Акакиевича "вынесли почти без движения". Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, РєРѕРіРґР° бессловесный Рё СЂРѕР±РєРёР№ Башмачкин только РІ предсмертном бреду начинает "сквернохульничать, РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏ самые страшные слова". Ртолько мертвый Акакий Акакиевич способен РЅР° Р±СѓРЅС‚ Рё месть. Привидение, РІ котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели "СЃРѕ всех плеч, РЅРµ разбирая чина Рё звания".
Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в "Шинели" "безжалостное издевательство над человеком". Критик Апполон Григорьев - "любовь общую, мировую, христианскую". А Чернышевский назвал Башмачника "совершенным идиотом".
Как РІ "Записках сумасшедшего" нарушены границы разума Рё безумия, так Рё РІ "Шинели" размыты границы жизни Рё смерти. Р РІ "Записках", Рё РІ "Шинели" РІ конечном итоге РјС‹ РІРёРґРёРј РЅРµ просто "маленького человека", Р° человека вообще. Перед нами люди РѕРґРёРЅРѕРєРёРµ, неуверенные, лишенные надежной РѕРїРѕСЂС‹, нуждающиеся РІ сочувствии. Поэтому РјС‹ РЅРµ можем РЅРё беспощадно судить "маленького человека", РЅРё оправдать его: РѕРЅ вызывает Рё сострадание, Рё насмешку. Рменно так изображает его Гоголь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/