Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Написаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.
Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...
Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".
РЈ Михаила Булгакова РІ "Мастере Рё Маргарите" печальный РґРѕРј Рё его обитатели выглядят совсем иначе, чем Сѓ Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Рвана Николаевича Бездомного РІ сумасшедшем РґРѕРјРµ. Что РѕРЅ увидел РІРѕРєСЂСѓРі? - "Комнату СЃ белыми стенами, СЃ удивительным ночным столиком РёР· какого-то светлого металла Рё СЃ белой шторой, Р·Р° которой чувствовалось солнце", Р° сам РѕРЅ лежал "РІ чистейшей, РјСЏРіРєРѕР№ Рё СѓРґРѕР±РЅРѕР№ РїСЂСѓР¶РёРЅРѕР№ кровати." РћС‚ всего веет покоем Рё добротой, чувствуется РјРЅРѕРіРѕ РІРѕР·РґСѓС…Р° Рё свежести. Больше всего героя, РґР° Рё нас, читателей, поражает РєРЅРѕРїРєР° Р·РІРѕРЅРєР° около кровати "больного" Рё происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, РЅР° котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° РЅРµ выскочила надпись: "РќСЏРЅСЏ". Надпись "РќСЏРЅСЏ" сменилась надписью "Вызовите доктора". Рван Николаевич нажимает РєРЅРѕРїРєСѓ РЅР° слове "Фельдшерица", Рё "РІ комнату вошла полная симпатичная женщина РІ белом чистом халате Рё сказала Рвану: "Доброе утро".
Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.
Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."
Рти потоки солнечного света, сосновый Р±РѕСЂ - РЅРµ просто сосновый Р±РѕСЂ, Р° "веселый сосновый Р±РѕСЂ", - РіРёРјРЅ Р¶РёР·РЅРё, красоте РґРѕР±СЂСѓ.
- Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."
Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".
Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?
- Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!
Решуа, РїРѕ прозвищу Га-Ноцри, несет любовь РєРѕ всем людям, РѕРЅ РёС… так Рё называет - даже СЃРІРѕРёС… врагов - "люди добрые" .
Рне есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/