Значение творчества Рё идей Р›. Рќ. Толстого РІ развитии СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ общественной Рё философской мысли трудно переоценить. Р’ сознании людей конца XIX — начала XX века Толстой — человек, который своей теорией непротивления злу насилием фактически пересмотрел РјРЅРѕРіРёРµ принципы христианства Рё дал его РЅРѕРІСѓСЋ трактовку, Р° также создал РЅРѕРІСѓСЋ философскую систему. Рђ потому современники Льва Николаевича РЅРµ раз обращались Рє анализу проблем, поставленных Толстым, потому РјС‹ можем говорить Рѕ влиянии идей Толстого РЅР° мировоззрение РјРЅРѕРіРёС… СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей Рё потому фигура Толстого, его СЃСѓРґСЊР±Р° Рё значимость для СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества стала объектом интереса РјРЅРѕРіРёС… мыслителей того времени. РќРµ был тут исключением Рё Р. Рђ. Бунин.
РњРѕР¶РЅРѕ без преувеличения сказать, что Р›. Рќ. Толстой сделался как Р±С‹ “темой жизни” Р. Рђ. Бунина. Рљ его имени Бунин обращается неоднократно, РѕС‚ юношеской РїРѕСЂС‹ РґРѕ конца СЃРІРѕРёС… дней. Наиболее полно СЃРІРѕРµ отношение Рє Р›. Рќ. Толстому Р. Рђ. Бунин сформулировал РІ РєРЅРёРіРµ “Освобождение Толстого”, изданной РІ 1937 РіРѕРґСѓ. Созданию этой книги предшествовали долгие размышления над личностью, творчеством Рё философией Толстого. РњС‹ РЅРµ ошибемся, если скажем, что РєРѕ времени написания произведения Р. Рђ. Бунин СѓР¶Рµ “переболел” идеями толстовства, стадия увлечения прошла. Перед нами предстает зрелый Рё обдуманный анализ истинного значения жизненного пути гения.
“Освобождение Толстого” — РЅРµ СЃРІРѕРґ воспоминаний: документальные свидетельства Рѕ Р¶РёР·РЅРё писателя (РѕС‚ лица самого Бунина, Софьи Андреевны, детей Толстого) приводятся лишь для подтверждения общей Р±СѓРЅРёРЅСЃРєРѕР№ концепции смысла бытия мыслителя. Произведение является скорее религиозно-моралистическим трактатом, РІ котором подводятся итоги Р¶РёР·РЅРё, Рё своего СЂРѕРґР° реквиемом РїРѕ С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєСѓ, РїРѕ философу, выразившему трагедию творца вообще Рё самого Р. Рђ. Бунина РІ частности.
Р. Рђ. Бунин обостренно чувствует дистанцию между СЃРѕР±РѕСЋ Рё Р›. Рќ. Толстым Рё понимает, что сам РЅРµ обладает силой “пророка”, Р° потому величие нравственности Р›. Рќ. Толстого занимает его еще больше. Очерк начинается СЃ цитаты РёР· поучений Будды, Рё РѕС‚ нее Р. Рђ. Бунин РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ параллель между философией Толстого Рё “неподвижными” восточными религиями Рё доказывает, что философские Рё религиозные искания Толстого, подчинившие себе Р¶РёР·РЅСЊ, превратили ее РІ РїРѕРґРІРёРі, придали РѕСЃРѕР±СѓСЋ ценность творчеству писателя, напитав ее духовностью.
Для Р. Рђ. Бунина Р›. Рќ. Толстой — РѕРґРёРЅ РёР· немногих Р·Р° РІСЃСЋ историю человечества людей, кто задумывался над смыслом Р¶РёР·РЅРё Рё подчинил этим идеям РІСЃРµ СЃРІРѕРµ существование. Рђ потому Р›. Рќ. Толстой стоит РІ РѕРґРЅРѕРј СЂСЏРґСѓ СЃ величайшими пророками, святыми, мудрецами. “Однообразие Толстого РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому однообразию, которое свойственно древним священным книгам РРЅРґРёРё, пророкам Рудеи, поучениям Будды, сурам Корана”, — пишет Р. Рђ. Бунин. РќР° протяжении всей Р¶РёР·РЅРё писателя Р›. Рќ. Толстой остается для него создателем абсолютных ценностей РІ сфере искусства Рё мысли. “Мечтать Рѕ счастье видеть его” — РІРѕС‚ тот восторженный лейтмотив, который определяет тональность Р±СѓРЅРёРЅСЃРєРёС… размышлений Рѕ Толстом. Р РІ этом соединяется Рё непогрешимый авторитет С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, Рё восхищение близостью Толстого Рє народу, его взглядами РЅР° человека, РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ Рё РЅР° смерть.
Р’СЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ Р›. Рќ. Толстого Р. Рђ. Бунин делит РЅР° 12 семилетних этапов: 1 — детство, 2 — отрочество, 3 — юность, 4 — служба, 5 — СѓС…РѕРґ СЃРѕ службы, женитьба, начало работы над “Войной Рё миром”, 6 — Р¶РёР·РЅСЊ РІ семье, “Война Рё мир”, 7 — “Анна Каренина”, рождение шестерых детей, 8 — “РСЃРїРѕ- ведь”, “В чем РјРѕСЏ вера”, 9 — РњРѕСЃРєРІР°, рассказы для народа, 10 — отказ РѕС‚ авторских прав РЅР° произведения, 11 — “Воскресение”, 12 — смерть. Жизненный путь мыслителя представляется РїСЂРё этом постоянной Р±РѕСЂСЊР±РѕР№ между чем-то бесконечно великим Рё необузданным, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, Рё СѓР·РєРёРј, телесным — СЃ РґСЂСѓРіРѕР№. Рљ концу Р¶РёР·РЅРё Сѓ Р›. Рќ. Толстого СѓР¶Рµ нет РЅРё града, РЅРё отечества, РЅРё РјРёСЂР°. Остается только “освобождение”, СѓС…РѕРґ, возврат Рє Богу, полное растворение РІ нем. Р’СЃСЋ Р¶РёР·РЅСЊ бившийся над разгадкой тайны смерти, Р. Рђ. Бунин РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ РІ конце концов Рє ее поэтизации. Смерть предстает разрушительницей всех противоречий Рё началом РЅРѕРІРѕРіРѕ, неведомого существования: “Пора проснуться, то есть умереть”. Анализируя смерти героев Р›. Рќ. Толстого, например Андрея Болконского, который РІ последние минуты думает Рѕ любви, Р. Рђ. Бунин создает реквием самому писателю.
Р. Рђ. Бунин РЅРµ может принять ленинского понимания Толстого. Если Ленин РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что “Толстой смешон как РїСЂРѕСЂРѕРє, открывавший новые рецепты спасения человечества”, то Р. Рђ. Бунин именно так Рё только так представляет себе Толстого. Бунину РЅРµ интересно общественное значение творчества писателя, РѕРЅ РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ РјРёРјРѕ социальных противоречий его произведений. Мысль Бунина течет РІРѕ внеисторическом, внесоциальном, космическом русле, РІ “общечеловеческом” контексте Рё подкрепляется постулатами Р±СѓРґРґРёР·РјР°, суждениями Библии Рё записями самого Р›. Рќ. Толстого. Р. Рђ. Бунин пытается вывести законы единой цепи человеческого существования, ничтожно малой частицей которой предстает отдельная личность РІ мириадах людей. Его интересует РІРѕРїСЂРѕСЃ: “Каково происхождение великих?” Р’Рѕ всех чертах Рё манерах Р›. Рќ. Толстого Р. Рђ. Бунин РІРёРґРёС‚ частные проявления “зоологической” личности гения.
Р. Рђ. Бунин часто СѓС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ РїСЂСЏРјРѕР№ авторской оценки звеньев Р¶РёР·РЅРё Р›. Рќ. Толстого, подбирая свидетельства его близких, друзей, РїСЂРёРІРѕРґСЏ высказывания самого Толстого Рё сближая РёС… СЃ цитатами РёР· Библии, поучениями Будды, античных мыслителей. Так постепенно вырисовывается основная тема очерка: Бунин славит Р¶РёР·РЅСЊ Толстого, которая предстает РІ его изображении РЅРµ просто как движение РїРѕ пути “разочарования РІ мирском”, РЅРѕ как безмерное расширение личности, приведшее Рє отказу РѕС‚ всего корыстного, суетного, временного, Рє мучительным усилиям решить “самое главное” — понять смысл существования.
Несомненным достоинством РєРЅРёРіРё являются наблюдения над личностью Р›. Рќ. Толстого, именно РѕРЅРё помогают проследить постоянную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ мыслей Рё чувств. Утверждая существование необъятного РјРёСЂР° С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, Р. Рђ. Бунин показывает, как постепенно включает РІ себя личность Р›. Рќ. Толстого РІСЃРµ СЃРєРѕСЂР±Рё, чаянья Рё радости РјРёСЂР°. Для Р. Рђ. Бунина Р¶РёР·РЅСЊ Р›. Рќ. Толстого — великий РїРѕРґРІРёРі, РіРґРµ главным было расширение личности, отказ РѕС‚ эгоистического существования; сама Р¶Рµ фигура Р›. Рќ. Толстого, РїРѕ его мнению, столь громадна, что сопоставима лишь СЃ Буддой Рё Христом.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/