Р. Рђ. Гончаров, РЅР° РјРѕР№ взгляд, является писателем, который быстрее РґСЂСѓРіРёС… РїРѕРЅСЏР» изменения СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ жизни, связанные СЃ проникновением РІ старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель РјРЅРѕРіРѕ путешествовал, Р° потому очень хорошо узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись РІ современной ему Р РѕСЃСЃРёРё. Автор “Обыкновенной истории” сознавал, что разрушение феодального уклада является закономерным следствием всего послепетровского периода развития СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, что деловитость, предприимчивость отозвались РІ Р РѕСЃСЃРёРё, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, развитием промышленности Рё торговли, науки Рё рационализма, СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — гипертрофией бюрократической администрации, тенденцией Рє “выравниванию” личностей, Рє маскировке РёС… единообразием РјСѓРЅРґРёСЂРѕРІ.
Деловой Рё деятельный административно-промышленный Петербург РІ романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей РІ феодальной неподвижности деревне. Р’ деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом Рё ужином, сезоны — полевыми работами, благосостояние — запасами продовольствия. Р’ Петербурге весь день размечен РїРѕ часам, Рё каждому часу соответствуют СЃРІРѕРё труды: занятия РЅР° службе, РЅР° фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визиты, РёРіСЂР° РІ карты. Р. Рђ. Гончаров сумел понять, что Петербург Рё провинция, Р° РІ особенности деревня, — это РґРІРµ социально-культурные системы, РґРІР° органически целостных РјРёСЂР° Рё РІ то же время РґРІРµ исторические стадии состояния общества. Переезжая РёР· деревни РІ РіРѕСЂРѕРґ, Александр Адуев переходит РёР· РѕРґРЅРѕР№ социальной ситуации РІ РґСЂСѓРіСѓСЋ, Рё само значение его личности РІ РЅРѕРІРѕР№ системе отношений оказывается неожиданно Рё разительно новым для него. Р’ своем имении, РІ СЃРІРѕРёС… деревнях Адуев — помещик, “молодой барин” — независимо РѕС‚ СЃРІРѕРёС… личных качеств фигура РЅРµ только значимая, выдающаяся, РЅРѕ уникальная, единственная. Р–РёР·РЅСЊ РІ этой сфере внушает красивому, образованному, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕРјСѓ СЋРЅРѕРјСѓ РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅСѓ мысль, что РѕРЅ “первый РІ мире”, избранник. Присущие молодости Рё неопытности романтическое самосознание, преувеличенное чувство личности, веру РІ СЃРІРѕСЋ избранность Гончаров связал СЃ феодальным укладом, СЃ СЂСѓСЃСЃРєРёРј крепостническим провинциальным бытом. Рменно разоблачение романтизма особенно высоко ценил РІ “Обыкновенной истории” Белинский: “А какую пользу принесет РѕРЅР° обществу!
Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!”
Точно РІ “маленьком зеркале”, РІ первом романе Р. Рђ. Гончарова нашла СЃРІРѕРµ отражение “историческая ломка” — переход РѕС‚ феодального общества СЃ его патриархально-семейным бытом Рё соответствующими идеалами Рє буржуазному укладу. Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное РІ своей неподвижности, раз навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений. Петербург — как образ РЅРѕРІРѕРіРѕ, европеизированного, РЅРѕ РїРѕ СЃРІРѕРёРј формам характерного для СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ государственности буржуазного общества.
Р. Рђ. Гончарову очень важно было нарисовать РІ образе Петрэ. Адуева РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ, хоть еще тогда Рё редкое, совмещение чиновничьей карьеры Рё капиталистического предпринимательства. Р’ этом РѕРЅ видел возможность лаконично Рё выразительно передать суть Петербурга, его историческое значение РІ социальном Рё политическом прогрессе. Р. Рђ. Гончаров РЅРµ был склонен Рє идеализации современного пути развития СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества, Р° тем самым Рё героя, представляющего это развитие. Авторская симпатия РІ романе заменена РґСЂСѓРіРёРј: исторической Рё социальной закономерностью, необходимостью позиции героя. Называя СЃРІРѕР№ роман “Обыкновенной историей”, Р. Рђ. Гончаров СЃ иронией, сочувствием Рё грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего РІ начале своей жизни РЅР° исключительность, Рє современному стереотипу исторически Рё социально предопределено. Приобщившийся Рє требованиям “века” Адуев-РґСЏРґСЏ объясняет провинциальному племяннику “условия игры”, без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь советам Рё требованиям РґСЏРґРё, Александр вынужден РІ конечном счете следовать РёРј, РёР±Рѕ РІ мнениях РґСЏРґРё нет ничего индивидуального — это веления времени. Потеря героем “Обыкновенной истории” РјРЅРѕРіРёС… неоценимых душевных качеств — простодушия, искренности, свежести чувства — сопровождается его ростом, прогрессом, перемещением РІ высшие слои общества Рё РЅРµ просто карьерным, РЅРѕ Рё умственным усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, Р° РЅРµ мнимым повышением его социальной ценности.
Особенность формирования героя Р. Рђ. Гончарова состоит РІ преодолении романтического идеала, приобщении Рє СЃСѓСЂРѕРІРѕР№ деловой жизни. Рстория героя оказывается отражением исторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение Рє труду, стремление Рє успеху, чувство долга РїРѕ отношению Рє делу, избранному РІ качестве профессии, самодисциплина Рё организованность, подчинение рассудку, Р° мысли — конкретным Рё ближайшим целям, чаще всего интересам службы или РґСЂСѓРіРѕР№ трудовой деятельности, — таков идейный, нравственный Рё бытовой комплекс, характеризующий типическую личность петербургского периода, Р° также уклад жизни Рё нравы Петербурга, наиболее “современного” Рё европеизированного РіРѕСЂРѕРґР° Р РѕСЃСЃРёРё середины XIX РІ. Подвергая каждый поступок, каждое желание Рё каждую декларацию племянника СЃСѓРґСѓ логики, проверке житейской практикой Рё критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость Рє фразе Рё постоянно рассматривает слова Рё поступки Александра РЅР° фоне опыта РґСЂСѓРіРёС… людей. РћРЅ приравнивает его РєРѕ всем Рё как Р±С‹ приглашает принять участие РІ соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Даже РѕС‚ искусства РѕРЅ требует высокой профессиональности Рё РЅРµ понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями РґСЏРґРё, РѕРЅ усматривает РІ РЅРёС… обесценивание личности.
Ртак, Р. Рђ. Гончаров отмечает прогрессивные черты РЅРѕРІРѕР№ культуры, РѕРЅ указал Рё РЅР° потери, возникающие РїСЂРё подчинении ее законам всех сфер жизни. РўСѓРїРёРє, Рє которому РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Петр Рванович Адуев, как Рё Сѓ современных деятельных Рё одаренных людей РІ буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что РІСЃРµ личные отношения, РІ том числе Рё семейные, оказываются только придатком Рє “делу” — службе, карьере, предпринимательству Рё денежным интересам.
Адуеву-младшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей. Рок, который толкает его на этот путь (казалось бы, Александр не честолюбец, не алчен, не жаждет денег и может спокойно без особых усилий иметь все жизненные удобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость. В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. Матери Александра — “старосветской” помещице — во сне сын является добровольной жертвой, человеком, бросающимся в омут. Так аллегорически изображается неизбежность, которая должна подвигнуть Россию на вхождение в новые, непривычные и несвойственные ей отношения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/