Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете - история любви Чацкого к Софье.
Действительно, эта история занимает РІ произведении большое место, придавая живость развитию действия. РќРѕ РІСЃРµ Р¶Рµ главное РІ комедии - общественная драма Чацкого. РќР° это указывает Рё заглавие пьесы. Рстория несчастной любви Чацкого Рє Софье Рё история его конфликта СЃ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј дворянством, тесно переплетаясь, соединяются РІ единую линию сюжета. Проследим Р·Р° ее развитием.
Первые сцены, утро в доме Фамусова - экспозиция пьесы. Появляются Софья, Молчалин, Лиза, Фамусов, подготавливается появление Чацкого и Скалозуба, рассказывается о характерах и взаимоотношениях действующих лиц. Движение, развитие сюжета начинается с первого появления Чацкого. Рдо этого Софья отзывалась о Чацком очень холодно, а теперь, когда тот, оживленно перебирая московских знакомых, заодно посмеялся и над Молчалиным, холодность Софьи перешла в раздражение и негодование: "Не человек, змея!" Так Чацкий, сам того не подозревая, восстановил Софью против себя.
Р’СЃРµ происшедшее СЃ РЅРёРј РІ начале пьесы получит РІ дальнейшем СЃРІРѕРµ продолжение Рё развитие: РѕРЅ разочаруется РІ Софье, Р° его насмешливое отношение Рє РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј знакомым вырастет РІ глубокий конфликт СЃ фамусовским обществом. РР· СЃРїРѕСЂР° Чацкого СЃ Фамусовым РІРѕ втором действии комедии СЏСЃРЅРѕ РІРёРґРЅРѕ, что дело тут РЅРµ просто РІ недовольстве РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіРѕРј. Здесь столкнулись РґРІР° мировоззрения. РљСЂРѕРјРµ того, РІРѕ втором Р¶Рµ действии намеки Фамусова РЅР° сватовство Скалозуба Рё РѕР±РјРѕСЂРѕРє Софьи ставят Чацкого перед мучительной загадкой: неужели избранником Софьи может быть Скалозуб или Молчалин? Рђ если это так, то кто Р¶Рµ РёР· РЅРёС…?..
Р’ третьем акте действие становится очень напряженным. Софья недвусмысленно дает понять Чацкому, что его РЅРµ любит, Рё открыто признается РІ любви Рє Молчалину, Рѕ Скалозубе Р¶Рµ РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что это герой РЅРµ ее романа. Кажется, РІРѕС‚ РІСЃРµ Рё выяснилось, РЅРѕ Чацкий Софье РЅРµ верит. Неверие это еще больше укрепляется РІ нем после разговора СЃ Молчалиным, РІ котором тот показывает СЃРІРѕСЋ безнравственность Рё ничтожество. Продолжая СЃРІРѕРё резкие выпады против Молчалина, Чацкий вызывает ненависть Софьи Рє себе, Рё именно РѕРЅР°, сначала случайно, Р° потом Рё намеренно, пускает слух Рѕ сумасшествии Чацкого. Сплетня подхватывается, молниеносно распространяется, Рё Рѕ Чацком начинают говорить РІ прошедшем времени. Рто легко объясняется тем, что РѕРЅ СѓР¶Рµ успел настроить против себя РЅРµ только хозяев, РЅРѕ Рё гостей. Общество РЅРµ может простить Чацкому протеста против его морали.
Так действие достигает высшей точки, кульминации. Развязка наступает в четвертом акте. Чацкий узнает о клевете и тут же наблюдает сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. "Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому!" - это окончательное прозрение. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свой последний монолог и покидает Москву. Оба конфликта приведены к концу: крушение любви становится очевидным, а столкновение с обществом завершается разрывом. Порок не наказан и добродетель не торжествует.
Впрочем, РѕС‚ счастливого финала Грибоедов отказался, отказавшись РѕС‚ пятого акта. Рассуждая Рѕ четкости Рё простоте композиции пьесы, Р’. Кюхельбекер заметил: "Р’ "Горе РѕС‚ СѓРјР°"... РІСЃСЏ завязка состоит РІ противоположности Чацкого прочим лицам; ... тут... нет того, что РІ драматургии называется интригою. Дан Чацкий, даны прочие характеры, РѕРЅРё сведены вместе, Рё показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - Рё только. Рто очень просто, РЅРѕ РІ сей-то простоте - новость, смелость"... Особенность композиции "Горя РѕС‚ СѓРјР°" РІ том, что его отдельные сцены, СЌРїРёР·РѕРґС‹ соединены почти произвольно.
Рнтересно проследить, как СЃ помощью композиции Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого. Сперва Чацкий СЃ разочарованием РІРёРґРёС‚, что его бывший РґСЂСѓРі Платон Михайлович "стал РЅРµ тот" РІ короткий СЃСЂРѕРє; теперь Наталья Дмитриевна СЂСѓРєРѕРІРѕРґРёС‚ каждым его движением Рё хвалит теми Р¶Рµ словами, что РїРѕР·Р¶Рµ Молчалин - шпица: "РњРѕР№ РјСѓР¶ - прелестный РјСѓР¶". Ртак, старый РґСЂСѓРі Чацкого превратился РІ обычного РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ "РјСѓР¶Р° - мальчика, РјСѓР¶Р° - слугу". РќРѕ это еще РЅРµ очень большой удар для Чацкого. Р’СЃРµ Р¶Рµ РЅР° протяжении всего того времени, РєРѕРіРґР° гости съезжаются РЅР° бал, РѕРЅ беседует именно СЃ Платоном Михайловичем. Зато Платон Михайлович потом признает его сумасшедшим, РІ СѓРіРѕРґСѓ жене Рё всем остальным откажется РѕС‚ него. Дальше Грибоедов РІ середине своего пламенного монолога, сначала обращенного Рє Софье, Чацкий оглядывается Рё РІРёРґРёС‚, что Софья ушла, РЅРµ дослушав его, Рё вообще "РІСЃРµ РІ вальсе кружатся СЃ величайшим усердием. Старики разбрелись Рє карточным столам". Р, наконец, особенно остро чувствуется одиночество Чацкого, РєРѕРіРґР° Рє нему РІ РґСЂСѓР·СЊСЏ начинает навязываться Репетилов, заводя "дельный разговор... РїСЂРѕ водевиль". Сама возможность слов Репетилова Рѕ Чацком: "РњС‹ СЃ РЅРёРј... Сѓ нас... РѕРґРЅРё Рё те Р¶Рµ РІРєСѓСЃС‹" Рё снисходительной оценки: "РѕРЅ РЅРµ глуп" показывает, как далек Чацкий РѕС‚ этого общества, если ему СѓР¶Рµ РЅРµ СЃ кем поговорить, РєСЂРѕРјРµ восторженного болтуна Репетилова, которого РѕРЅ просто РЅРµ выносит.
Через всю комедию проходит тема падения и тема глухоты. Фамусов с удовольствием вспоминает, как его дядя Максим Петрович упал три раза подряд, чтобы посмешить государыню Екатерину Алексеевну; падает с лошади Молчалин, затянув поводья; спотыкается, падает при входе и "поспешно оправляется" Репетилов... Все эти эпизоды связаны между собою и перекликаются со словами Чацкого: "Ррастерялся весь, и падал столько раз"... Чацкий тоже падает на колени перед разлюбившей его Софьей.
Так же постоянно и упорно повторяется тема глухоты: Фамусов затыкает уши, чтобы не слышать крамольных речей Чацкого; всеми уважаемый князь Тугоуховский ничего не слышит без рожка; Хрюмина, графиня-бабушка, сама совершенно глухая, ничего не расслышав и все перепутав, назидательно говорит: "Ох! глухота большой порок". Никого и ничего не слышит, увлекшись своими монологами, Чацкий и позже Репетилов. В "Горе от ума" нет ничего лишнего: ни одного ненужного персонажа, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Все эпизодические лица введены автором с определенной целью. Благодаря внесценическим персонажам, которых в комедии множество, расширяются границы дома Фамусова и границы времени.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/