Тема “Вишневого сада” — тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы — передовой интеллигенции. В пьесе показана неизбежность ухода с исторической сцены дворянства — уже отжившего, неприспособленного класса. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян — Раневской и Гаева. Они потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева. Привычка жить трудами других, ни о чем не заботясь, сделала Раневскую и Гаева людьми, неприспособленными к какой-либо серьезной деятельности, безвольными и беспомощными.
Раневская, внешне обаятельная, добрая, простая, непосредственная, является олицетворением паразитизма и легкомыслия. Она искренне обеспокоена неустроенностью своей приемной дочери Вари, жалеет верного слугу Фирса, запросто целует после долгой разлуки горничную Дуняшу. Но ее доброта — результат изобилия, созданного не своими руками, следствие привычки тратить деньги, не считая. Раневская эгоистична и отсюда привычна к тому, чтобы все преклонялись перед ее богатством, восхищались ее красотой и выполняли ее прихоти. Ничего не умеющая, ничего не делающая, ни о чем серьезно не думающая (прислуге нечего есть — она устраивает никому не нужный бал), Раневская видит жизнь лишь в праздниках, постоянно меняющихся личных удовольствиях, сердечных увлечениях, в любви, понимаемой ею, видимо, лишь чувственно. С удивлением она говорит Трофимову: “В ваши годы не иметь любовницы?”
Еще меньше привлекательных черт в брате Раневской — Гаеве. Абсолютная праздность, отсутствие серьезных интересов в жизни сделали из него фразера, празднослова. Он произносит напыщенные, но лишенные всякого подлинного чувства речи. Единственный его интерес — бильярд. Гаев по-барски высокомерен и груб с людьми, которых считает ниже себя по положению. Гаев так же безволен, как и его сестра, его чувства еще менее глубоки, чем чувства Раневской.
...Приближается СЃСЂРѕРє продажи заложенного имения. Гаев Рё Раневская растерянно ищут пути спасения, рассчитывая то РЅР° помощь богатой ярославской тетушки, то РЅР° заем РїРѕРґ вексель, РЅРѕ решительно отвергают выход, предложенный Лопахиным: разбить вишневый сад РЅР° участки Рё сдавать РёС… РІ аренду дачникам. Рто средство кажется РёРј недоступным, оскорбительным для РёС… чести Рё фамильных традиций, противоречащим РёС… классовой этике. РџРѕСЌР·РёСЋ вишневого сада Рё РІСЃРµ, что СЃ РЅРёРј было связано, заслоняют требования практического расчета. “Дача Рё дачники — это так пошло, простите”, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Раневская Лопахину. Рти слова РјРѕР¶РЅРѕ трактовать как брезгливо-высокомерные. Однако СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, то, чем был для Раневской вишневый сад, Рё дачники — это действительно несовместимо Рё пошло. Рэтого, Рє сожалению, РЅРµ понять Лопахину — представителю зарождающейся буржуазии (“легкомысленными, неделовыми, странными людьми” называет РѕРЅ Раневскую Рё Гаева),
Лопахин — энергичный, трудолюбивый человек, РїРѕ-своему добрый, умный, РЅРµ лишенный даже некоторого эстетического чувства. Однако РѕРЅ, новый С…РѕР·СЏРёРЅ вишневого сада Рё бывший крепостной Гаевых, — хищник... РЧехов РІРёРґРёС‚, что РЅР° смену “дворянским гнездам” РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ именно такие, как Лопахин. Ресли представителям дворянства РІ пьесе РЅРµ хватает чувства реальности, практичности, то таким, как Лопахин, — СѓРјРЅРѕР№ Рё чуткой души. Рпоэтому автор “не отдает” будущее Р РѕСЃСЃРёРё РІ РёС… СЂСѓРєРё. РС… роль, РїРѕ мнению Чехова, должна быть однозначной: “Вот как РІ смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает РІСЃРµ, что попадается ему РЅР° пути, так Рё ты нужен”, — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Лопахину Трофимов.
Россия будущего в пьесе представлена в образах Пети Трофимова и Ани. Петя Трофимов — представитель так называемой трудовой, передовой интеллигенции, думающей, чувствующей и вместе с тем не лишенной здравого смысла и практичности. Он верит в будущее России, завоеванное трудом, и заражает своей верой Аню — семнадцатилетнюю дочь Раневской. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь...” — говорит Аня матери. По мнению Чехова, Аня и Петя Трофимов — это молодая Россия, Россия будущего, которая придет на смену России Гаевых и Лопахиных.
Как ни удивительно, “Вишневый сад” А.П. Чехова очень созвучен нашему времени. Рсейчас все “ожидают” прихода некой “третьей” силы, которая соединила бы в себе ум, интеллигентность, порядочность и способность к деятельным преобразованиям, отрицая при этом душевное хамство лопахиных и безволие, растерянность людей, подобных Гаеву и Раневской.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/