Рсторическая тематика интересовала писателя РІРѕ РІСЃРµ времена. РќРµ обошли ее РІ своем творчестве Рё такие выдающиеся мастера, как Рђ.РЎ.Пушкин Рё Рњ.Р®. Лермонтов. Два великих СЂСѓСЃСЃРєРёС… поэта Рё писателя обращались Рє прошлому своей страны, своей Р РѕРґРёРЅС‹ неоднократно.
Рзвестно, что Пушкин занимался исследованием Р¶РёР·РЅРё Рё деятельности Петра 1. Связанные СЃ его именем героические страницы СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории нашли СЃРІРѕРµ отражение РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение РІ прозаической форме историческая повесть "Капитанская дочка". Важно, что великого классика интересуют РЅРµ РѕРґРЅРё исторические события, великие битвы, РЅРѕ Рё Р¶РёР·РЅСЊ обычных людей, живших РІ то время. Пушкин прослеживает, как конкретно время Рё сложившаяся РІ стране ситуация влияет РЅР° Р¶РёР·РЅСЊ людей, РЅР° РёС… СЃСѓРґСЊР±С‹, характер, цели.
Рассмотрим повесть "Капитанская дочка" в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести и долга, совести, "Капитанская дочка" покроена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Построение повести традиционно для исторического произведения.
Рсторические лица выступают РІ романе как статисты, исторические события РІ роли фона развития сюжета. Р’ произведении РјРЅРѕРіРѕ зарисовок, поднимаются РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, актуальные РІ ту СЌРїРѕС…Сѓ, создается колорит конкретного времени. Конечно, "Капитанская дочка" РЅРµ является единственным произведением Пушкина РЅР° историческую тему. Р "Полтаву", Рё "Медный всадник", Рё множество менее крупных РїРѕ форме произведений СЂСѓСЃСЃРєРёР№ классик посвятил истории Р РѕРґРёРЅС‹.
Рсторическая тематика волновала Рё РґСЂСѓРіРѕРіРѕ великого поэта, внесшего огромный вклад РІ развитие РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы. РЈ Лермонтова произведения, посвященные СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ истории, имеют несколько РґСЂСѓРіРѕРµ звучание, чем Сѓ Пушкина. Разочарованный РІ настоящем, молодой РїРѕСЌС‚ Рё гражданин РЅРµ видел РІ окружающей его действительности места подвигам Рё великим свершениям. Даже люди РІ его СЌРїРѕС…Сѓ, РїРѕ мнению поэта, изменились РІ худшую сторону: "Да, были люди РІ наше .время, РЅРµ то, что нынешнее племя: богатыри РЅРµ РІС‹" ("Бородино").
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении "Бородино" по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что "в бездействии состарится оно".
Рстория РІ произведениях Лермонтова тесно перекликается СЃ современностью. Р’ стихотворениях "РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ", "Приветствую тебя воинственный славян" звучит тема утраченной СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РѕС‚ отсутствия которой так страдал РїРѕСЌС‚. Р’ СЃРІРѕРёС… произведениях РїРѕСЌС‚ сравнивает нынешние поколения, которые считает РЅРµ способным РЅР° РїРѕРґРІРёРіРё, СЃ людьми прошлого, "БОГАТЫРЯМР". Богатырями РѕРЅ называет этих людей РЅРµ только Р·Р° физическую силу, РЅРѕ Рё Р·Р° силу РґСѓС…Р°, Р·Р° веру РІ идеалы, Р·.Р° решимость, способность постоять Р·Р° СЂРѕРґРЅСѓСЋ землю ценою собственной Р¶РёР·РЅРё: Ребята! РќРµ РњРѕСЃРєРІР° ль Р·Р° нами? Умремте Р¶ РїРѕРґ РњРѕСЃРєРІРѕР№, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому РјРѕР¶РЅРѕ назвать стихотворение "Два великана". РћРЅРѕ чем-то РїРѕС…РѕР¶Рµ РЅР° сказку, былину. Здесь РІРёРґРЅР° РІСЃСЏ любовь поэта Рє отечеству, его историческому прошлому. Р РѕСЃСЃРёСЏ представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит РѕРґРЅРѕ сравнение-РњРѕСЃРєРІС‹ СЃ великаном "РІ шапке золота литого"! Рћ противнике "старого СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ великана" Лермонтов РіРѕРІРѕСЂРёС‚ СЃ пренебрежением, называя его "трехнедельным удальцом". Ртим произведением РїРѕСЌС‚ как Р±С‹ предупреждает, что РІСЃРµ противники, враги великой Р СѓСЃРё, всегда бывали наказаны Рё что так будет Рё впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над "простыми смертными", которым их наделили многие писатели.
РџСЂРё обращении Рє исторической тематике открылась еще РѕРґРЅР° грань таланта поистине великих СЂСѓСЃСЃРєРёС… классиков. Как мало времени было отпущено Рђ.РЎ. Пушкину Рё Рњ.Р®. Лермонтову, РЅРѕ сколько РѕРЅРё успели сделать! Гордится, поистине гордится Р РѕРґРёРЅР° такими сынами. Дни РёРґСѓС‚, месяцы сменяют РіРѕРґС‹, РіРѕРґС‹ превращаются РІ столетия, Р° имена Пушкина Рё Лермонтова остались РІ истории Р РѕСЃСЃРёРё, Рё как Р±С‹ РЅРё развивалась наша культура, РѕРЅРё РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ Р±СѓРґСѓС‚ забыты! "Евгений Онегин" роман, РІ котором отразился век Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место РІ творчестве Пушкина. Рто его самое РєСЂСѓРїРЅРѕРµ художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние РЅР° СЃСѓРґСЊР±Сѓ всей СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы.
Роман РІ стихах "Евгений Онегин" писался Пушкиным около 8 лет. Рто были РіРѕРґС‹ настоящей творческой зрелости поэта. Р’ 1831 РіРѕРґСѓ роман РІ стихах был окончен Рё РІ 1833 РіРѕРґСѓ вышел РІ свет. РћРЅ охватывает события СЃ 1819 РіРѕРґР° РїРѕ 1825 РіРѕРґ: РѕС‚ заграничных РїРѕС…РѕРґРѕРІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ армии после разгрома Наполеона РґРѕ восстания декабристов. Рто были РіРѕРґС‹ развития СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ общества времени правления царя Александра 1. Р’ романе переплетены история Рё современные поэту события.
Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.
Татьяна сразу полюбила Онегина, Р° РѕРЅ сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших РІ его охлажденной душе. РќРѕ, несмотря РЅР° то, что РѕРЅРё любят РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, РѕРЅРё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ стать счастливыми, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ соединить СЃРІРѕСЋ СЃСѓРґСЊР±Сѓ. Р. виноваты РІ этом РЅРµ какие-РЅРёР±СѓРґСЊ внешние обстоятельства, Р° РёС… собственные ошибки, РёС… неумение найти правильный путь РІ Р¶РёР·РЅРё. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. РќР° простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей СЃ РёС… различной СЃСѓРґСЊР±РѕР№, СЃ РёС… чувствами Рё характерами. РЈ Пушкина РІСЃРµ это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных" показывало СЌРїРѕС…Сѓ...
Какова же главная мысль, главная идея "Евгения Онегина"? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.
Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.
Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян Рё полное безделье помещиков Рё РіРѕСЃРїРѕРґ делали несчастными, коверкали Р¶РёР·РЅСЊ РЅРµ только крепостных рабов, РЅРѕ Рё лучших, наиболее чутких РёР· РґРІРѕСЂСЏРЅ, помещиков. Рти печальные Рё РіРѕСЂСЊРєРёРµ мысли Рѕ тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным РІ последних грустных строках романа.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/