Талант художника был у Булгакова от бога. Рто,какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
Р’ начале 20-С… РіРѕРґРѕРІ РёРј был задуман роман "Рнженер СЃ копытом ", РЅРѕ СЃ 1937 РіРѕРґР° РѕРЅ получает РґСЂСѓРіРѕРµ название - "Мастер Рё Маргарита".
Р’СЃРµ, что пережил Булгаков РЅР° своем веку - Рё счастливого, Рё тяжелого, - РІСЃРµ СЃРІРѕРё самые главные мысли Рё открытия, РІСЃСЋ душу Рё весь талант отда- вал РѕРЅ этому роману. "Мастер Рё Маргарита" - творение необыкновенное, невиданное доселе РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературе. Рто какой-то сплав гоголевской сатиры Рё дантовской РїРѕСЌР·РёРё, сплав высокого Рё РЅРёР·РєРѕРіРѕ, смешного Рё лири- ческого.
 Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психо- логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. Рв то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля- ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест- венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В Р’ романе "Мастер Рё Маргарита" царят счастливая СЃРІРѕР±РѕРґР° твор- ческой фантазии Рё одновременно строгость композиционного замысла. РЎР°- тана правит великий бал, Р° вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет СЃРІРѕР№ бессмертный роман. Там прокуратор Рудеи отправляет РЅР° казнь Христа, Р° СЂСЏРґРѕРј, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству- СЋС‚ вполне земные граждане, населяющие Садовые Рё Бронные улицы 20-С…-30-С… РіРѕРґРѕРІ нвшего века. Смех Рё печаль, радость Рё боль перемешаны там воедино, как РІ Р¶РёР·РЅРё, РЅРѕ РІ той высокой степени концентрации, кото- рая доступна лишь сказке, РїРѕСЌРјРµ. "Мастер Рё Маргарита" Рё есть лири- РєРѕ-философская РїРѕСЌРјР° РІ РїСЂРѕР·Рµ Рѕ любви Рё нравственном долге, Рѕ бесчело- вечности зла, РѕР± истинном творчестве, которое всегда является преодо- лением бесчеловечности, порывом Рє свету Рё РґРѕР±СЂСѓ.
 События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи- це появляются Сатана и его свита.
 Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас- тере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна- жения противоречий живой действительности . Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.
 Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра- нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.
РњРёС„ Рѕ Пилате Рё Решуа, воссозданный РІ РєРЅРёРіРµ Мастера, переносит читателя РІ начальную СЌСЂСѓ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ цивилизации человечества, утверждая мысль Рѕ том, что противоборство РґРѕР±СЂР° СЃРѕ злом - вечно, РѕРЅРѕ кроется РІ самих обстоятельствах Р¶РёР·РЅРё, РІ душе человека, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ РЅР° возвышенные РїРѕСЂС‹- РІС‹ Рё порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего РґРЅСЏ.
 Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе- ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи- вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских,майгелей, ни- каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.
В РќРµ РґСЊСЏРІРѕР» страшен автору Рё его любимым героям. Дьявола, РїРѕР¶Р°- луй, для Булгакова действительно РЅРµ существует, как РЅРµ существует Р±Рѕ- гочеловека. Р’ его романе живет иная, глубокая вера РІ исторического че- ловека Рё РІ непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключен внутри человека Рё РЅРµ должен зависеть РѕС‚ религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого РјРѕР¶РЅРѕ легко СѓСЃ- мотреть РІ бесславной гибели начитанного, РЅРѕ бессовестного атеиста, возглавлявшего РњРђРЎРЎРћР›РРў.
 РМастер, главный герой булгаковской РєРЅРёРіРё, создавший роман Рѕ Христе Рё Пилате, тоже далек РѕС‚ религиозности РІ христианском смысле этого слова. РРј написана РЅР° историческом материале РєРЅРёРіР° РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ РїСЃРё- хологической выразительности. Ртот роман Рѕ романе как Р±С‹ фокусирует РІ себе противоречия, которые обязаны решать своей Р¶РёР·РЅСЊСЋ РІСЃРµ последующие поколения людей, каждая мыслящая Рё страдающая личность.
 Мастер РІ романе РЅРµ СЃРјРѕРі одержать победу. Сделав его победите- лем, Булгаков нарушил Р±С‹ законы художественной правды, изменил Р±С‹ СЃРІРѕ- ему чувству реализма. РќРѕ разве пессимизмом веет РѕС‚ финальных страниц РєРЅРёРіРё? РќРµ забудем: РЅР° земле Сѓ Мастера остался ученик, прозревший Рван Понырев, бывший бездомный; РЅР° земле Сѓ Мастера остался роман, которому суждена долгая Р¶РёР·РЅСЊ.
 "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска- зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова- ний знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут ду- мать, много писать.
 "Рукописи не горят", -произносит один из героев романа. Булга- ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.
Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс- тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита- телей во многих странах мира.
 Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу- женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да- леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи- еся в глубинах.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/