Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского Поэзия А.Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века, сама судьба этого человека и поэта глубоко символична.
А.Твардовский вошел в литературу в середине 1920-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм назвал "Путь к социализму".
В его стихах тех лет явно звучит отказ от вековых традиций:
"Вместо этой дедовской плесени
РР· угла будет Ленин глядеть".
Ртогом этого раннего периода стала РїРѕСЌРјР° "Страна Муравия". Ее герой, Никита РњРѕСЂРіСѓРЅРѕРє, мечтавший Рѕ счастье Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј труде РЅР° своей земле, РїРѕРЅСЏР» Рё осознал, что счастье может быть только РІ колхозной Р¶РёР·РЅРё. Читать эти стихи сегодня, РєРѕРіРґР° открылось столько жестокой правды Рѕ коллективизации, уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных Рё трудолюбивых хозяев, страшновато.
Особенно если учесть, что сам Твардовский - сын деревенского кузнеца, родившийся РІ смоленском хуторе Загорье тогда, РєРѕРіРґР° РЅР° отца его, умельца Рё труженика Трифона Гордеевича Твардовского Рё РІСЃСЋ семью нежданно обрушилась беда - РѕРЅРё были раскулачены Рё сосланы РЅР° север. Рћ нелегкой СЃСѓРґСЊР±Рµ этой семьи, СЃСѓРґСЊР±Рµ типичной, постигшей РјРЅРѕРіРёРµ такие Р¶Рµ семьи, РјРѕР¶РЅРѕ узнать сегодня РёР· воспоминаний брата Рђ.Рў.Твардовского Рвана, опубликованных несколько лет назад.
В стихах же сына "кулака" эти трагические мотивы не нашли отражения - он писал так, как в двадцатые и тридцатые годы от него требовали и ожидали, возможно, искренне веря, что на этих путях народ найдет своё счастье.
Поворотными для поэта А.Твардовского стали годы Великой Отечественной войны, которую он прошел фронтовым корреспондентом. В военные годы поэтический голос его приобретает ту силу, ту подлинность переживаний, без которой невозможно настоящее творчество. Стихи А.Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта (см., например, стихотворение "Армейский сапожник"), и лирические взволнованные воспоминания о родной Смоленщине, ограбленной и оскорбленной врагами земле, и стихи, близкие к народной песне, написанные на мотив "Позарастали стежки-дорожки...".
В стихах поэта военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение "Две строчки". Оно навеяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-парнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту незнаменитую войну с Финляндией, что предшествовала Великой Отечественной. Рподвига он не совершил, и война незнаменитая, но жизнь ему была дана единственная - через нее то и постигает художник подлинную трагедию всякой войны, возникает пронзительное по силе лиризма ощущение необратимости потери:
"Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий
Как будто это я лежу..."
Уже после войны, в 1945-46 годах, Тваровский создает, может быть, самое сильное свое произведение о войне - "Я убит подо Ржевом".
Бои под Ржевом были самыми кровопролитными в истории войны, стали ее самой трагической страницей. Все стихотворение - это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый - так судить о живых, так строго требовать от них ответа.
Стихотворение завораживает ритмом СЃРІРѕРёС… анапестов, РѕРЅРѕ довольно велико РїРѕ объему, РЅРѕ прочитывается РЅР° едином дыхании. Знаменательно, что РІ нем несколько раз звучит обращение, восходящее Рє глубоким пластам традиций: традиции древнерусского воинства, традиции христианской. Рто обращение "братья".
В годы войны создана А.Твардовским и самая знаменитая его поэма "Василий Теркин". Его герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. Рвместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский, да и в памятнике Теркину, который нынче решено поставить на смоленской земле, совсем не случайно решено обозначить портретное сходство героя и его создателя).
Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:
"Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
- Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке".
Позднее творчество А.Твардовского, его стихи 50-60-х годов - одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не потеряться на таком фоне. Нельзя хотя бы кратко не сказать о том, что в эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал "Новый мир", который редактировал А.Твардовский, так и вошел в историю литературы как "Новый мир" Твардовского.
Лирический герой его поздней поэзии - это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении "Некогда мне над собой измываться...", где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А.Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года "Жить бы мне соловьем-одиночкой..."
Р РІСЃРµ Р¶Рµ главная, самая больная для поэта тема - тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 1950-60-С… РіРѕРґРѕРІ. Рто Рё память Рѕ погибших РЅР° РІРѕР№РЅРµ. РРј посвящено стихотворение, которое смело РјРѕР¶РЅРѕ назвать РѕРґРЅРѕР№ РёР· вершин СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ лирики XX века:
"Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе -
Остались там и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь -
Речь не о том, но все же, все же, все же..."
Р—Р° закрытым финалом стихотворения - целый РјРёСЂ человеческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться Сѓ людей, чье поколение видело столько страшных Рё жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную. РќРѕ особенно остро переживает РїРѕСЌС‚ те этапы истории, которые перечеркнули Р¶РёР·РЅСЊ его семьи, его родителей. Р’ этом Рё позднее покаяние, Рё осознание личной РІРёРЅС‹, Рё высокое мужество С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°. Ртой теме посвящены такие произведения Рђ.Твардовского, как РїРѕСЌРјР° "РџРѕ праву памяти", цикл стихов "Памяти матери". Р’ этом цикле через СЃСѓРґСЊР±Сѓ матери человек передает СЃСѓРґСЊР±Сѓ целого поколения. Вековой уклад Р¶РёР·РЅРё оказывается разрушенным. Вместо привычного деревенского кладбища - неприютный РїРѕРіРѕСЃС‚ РІ далеких краях, вместо переезда через реку, символа свадьбы, - "иные перевозы", РєРѕРіРґР° людей СЃ "земли СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ края/ Вдаль спровадила РїРѕСЂР°". Р’ РїРѕСЌРјРµ, написанной РІ 1966-69 годах Рё опубликованной впервые РІ нашей стране РІ 1987 РіРѕРґСѓ, РїРѕСЌС‚ размышляет Рѕ СЃСѓРґСЊР±Рµ своего отца, Рѕ трагедии тех, кто СЃ самого рождения был отмечен как "младенец вражеских кровей", "кулацкий сынок". Рти размышления обретают философское звучание, Рё РІСЃСЏ РїРѕСЌРјР° звучит предостережением: "Кто прячет прошлое ревниво,/ РўРѕС‚ РІСЂСЏРґ ли СЃ будущим РІ ладу..." РџРѕСЌР·РёСЏ Рђ.Твардовского - это искусство РІ самом высоком смысле слова. РћРЅР° еще ждет подлинного прочтения Рё понимания.