Мотивы лирики Лермонтова РІ романе "Герой нашего времени" Рњ. Р®. Лермонтов - РїРѕСЌС‚ поколения 30-С… РіРѕРґРѕРІ XIX века. "Очевидно, - писал Белинский, - что Лермонтов РїРѕСЌС‚ совсем РґСЂСѓРіРѕР№ СЌРїРѕС…Рё Рё что его РїРѕСЌР·РёСЏ - совсем РЅРѕРІРѕРµ звено РІ цепи исторического развития нашего общества". РРїРѕС…Р° безвременья, политической реакции после восстания декабристов РІ 1825 РіРѕРґСѓ, разочарования РІ прежних идеалах породила такого поэта как Рњ.Р®. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. Ртема эта РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ через РІСЃРµ творчество Лермонтова: СЃ необычайной силой звуча РІ лирике, РІ поэмах, РІ бессмертном романе "Герой нашего времени".
Связь "Героя нашего времени" с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении "Дума":
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем под бременем познанья иль сомненья
В бездействии состарится оно.
Р’ этих строках СѓР¶Рµ высказаны мысли, которые найдут отражение Рё РЅР° страницах романа, ведь главный герой его - Григорий Александрович Печорин - Рё является типичным представителем целого поколения, РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ которого отражаются РІСЃРµ РїРѕСЂРѕРєРё, недостатки, болезни общества той СЌРїРѕС…Рё. РћР± этом сам автор напишет РІ предисловии РєРѕ 2-РјСѓ изданию романа: "Рто портрет, составленный РёР· РїРѕСЂРѕРєРѕРІ всего нашего поколения, РІ полном РёС… развитии".
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов: он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, "жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом".
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения "Рскучно, и грустно..." Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Белой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает: "Любить, но кого же? На время - не стоит труда, а вечно любить невозможно..."
Григорий Печорин относится и к жизни, как к игре, к глупой шутке ("А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка"). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря ("Фаталист", "Тамань").
Размышления Печорина РІ дневнике, который является беспощадным самоанализом Рё саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Рто подтверждают Рё образы-символы, характерные для лирики поэта - Печорин РІ туманную ночь РІ "Тамани" РІРёРґРёС‚ вдалеке белеющий парус ("Парус"); вспоминает Рѕ высоком звездном небе, Рѕ СЃРІСЏР·Рё людей, всего мироздания СЃ Богом ("Выхожу РѕРґРёРЅ СЏ РЅР° РґРѕСЂРѕРіСѓ", "РљРѕРіРґР° волнуется желтеющая РЅРёРІР°"). Только вечная величественная РїСЂРёСЂРѕРґР° успокаивает героя романа, примиряет его СЃ окружающей действительностью. Рменно СЃ этого момента Григории Печорин РјРѕРі Р±С‹ воскликнуть: "Рсчастье СЏ РјРѕРіСѓ постигнуть РЅР° земле, Рё РІ небесах СЏ РІРёР¶Сѓ Р±РѕРіР°".