Жизнь театра и судьба артиста в пьесах Островского Содержание: Роль театра в представлении литературных произведений
Участие Островского в реальной жизни театра
Разоблачение продажности актёров в пьесах Островского
Внутренняя жизнь театра, взаимоотношения между актёрами
Мнения критиков по поводу пьес Островского
Благородство и сочувствие героев пьес Островского
Разоблачение лицемерия
Заключение
Островский писал для театра. Р’ этом особенность его дарования. Созданные РёРј образы Рё картины Р¶РёР·РЅРё предназначены для сцены. Поэтому так важна речь героев Сѓ Островского, поэтому его произведения так СЏСЂРєРѕ звучат. Недаром Рннокентий Анненский назвал его реалистом-слуховиком. Без постановки РЅР° сцене его произведения были словно Р±С‹ РЅРµ завершены, поэтому так тяжело Островский воспринимал запрещение его пьес театральной цензурой. (Комедию “Свои люди – сочтемся” разрешили поставить РІ театре только через десять лет после того, как РџРѕРіРѕРґРёРЅСѓ удалось ее напечатать РІ журнале.)
С чувством нескрываемого удовлетворения А. Н. Островский писал 3 ноября 1878 года своему другу, артисту Александрийского театра А. Ф. Бурдину: “Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно настроенные ко мне, и все единогласно признали “Бесприданницу” лучшим из всех моих произведений”.
Островский жил “Бесприданницей”, временами только на неё, свою сороковую по счету вещь, устремлял “своё внимание и силы”, желая “отделать” её самым тщательным образом. В сентябре 1878 года он писал оному из своих знакомых: “я работаю над своей пьесой изо всех сил; кажется, выйдет не дурно”.
РЈР¶Рµ через день после премьеры, 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ Островский РјРѕРі узнать, Рё несомненно узнал, РёР· “Русских ведомостей”, как ему удалось “утомить РІСЃСЋ публику вплоть РґРѕ самых наивных зрителей”. РР±Рѕ РѕРЅР° – публика – СЏРІРЅРѕ “переросла” те зрелища, какие РѕРЅ предлагает ей.
В семидесятые годы отношения Островского с критикой, театрами и зрителем становились всё более сложными. Период, когда он пользовался всеобщим признанием, завоёванным им в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов, сменился другим, всё более нараставшим в разных кругах охлаждения к драматургу.
Театральная цензура была более жёсткой, чем литературная. Рто РЅРµ случайно. РџРѕ сути своей театральное искусство демократично, РѕРЅРѕ более РїСЂСЏРјРѕ, чем литература, обращено Рє широкой публике. Островский РІ “Записке Рѕ положении драматического искусства РІ Р РѕСЃСЃРёРё РІ настоящее время” (1881) писал, что "драматическая РїРѕСЌР·РёСЏ ближе Рє народу, чем РґСЂСѓРіРёРµ отрасли литературы. Р’СЃСЏРєРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ произведения пишутся для образованных людей, Р° драмы Рё комедии – для всего народа; драматические писатели должны всегда это помнить, РѕРЅРё должны быть СЏСЃРЅС‹ Рё сильны. Рта близость Рє народу нисколько РЅРµ унижает драматической РїРѕСЌР·РёРё, Р° напротив, удваивает ее силы Рё РЅРµ дает ей опошлиться Рё измельчать". Островский РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РІ своей “Записке” Рѕ том, как расширяется театральная аудитория РІ Р РѕСЃСЃРёРё после 1861 РіРѕРґР°. 0 РЅРѕРІРѕРј, РЅРµ искушенном РІ искусстве зрителе Островский пишет: "Рзящная литература еще скучна для него Рё непонятна, музыка тоже, только театр даёт ему полное удовольствие, там РѕРЅ РїРѕ-детски переживает РІСЃРµ, что РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° сцене, сочувствует РґРѕР±СЂСѓ Рё узнает зло, СЏСЃРЅРѕ представленное”. Для "свежей" публики, писал Островский, "требуется сильный драматизм, крупный РєРѕРјРёР·Рј, вызывающий, откровенный, РіСЂРѕРјРєРёР№ смех, горячие, искренние чувства". Рменно театр, РїРѕ мнению Островского, уходящий СЃРІРѕРёРјРё РєРѕСЂРЅСЏРјРё РІ народный балаган, обладает возможностью РїСЂСЏРјРѕ Рё сильно воздействовать РЅР° души людей. Через РґРІР° СЃ половиной десятилетия Александр Блок, РіРѕРІРѕСЂСЏ Рѕ РїРѕСЌР·РёРё, напишет, что суть ее – РІ главных, "ходячих" истинах, РІ способности донести РёС… РґРѕ сердца читателя, которой обладает театр:
Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
(“Балаган”, 1906)
Огромное значение, которое Островский придавал театру, его мысли о театральном искусстве, о положении театра в России, о судьбе актеров – все это нашло отражение в его пьесах.
Современники воспринимали Островского как продолжателя драматургического искусства Гоголя. Но сразу же была отмечена и новизна его пьес. Уже в 1851 году в статье “Сон по случаю одной комедии” молодой критик Борис Алмазов указал на отличия Островского от Гоголя.
Своеобразие Островского состояло РЅРµ только РІ том, что РѕРЅ изображал РЅРµ РѕРґРЅРёС… лишь притеснителей, РЅРѕ Рё РёС… жертвы, РЅРµ только РІ том, что, как писал Р. Анненский, Гоголь был преимущественно поэтом "зрительных", Р° Островский "слуховых" впечатлений. Своеобразие, РЅРѕРІРёР·РЅР° Островского проявились Рё РІ выборе жизненного материала, РІ предмете изображения – РѕРЅ РѕСЃРІРѕРёР» новые пласты действительности. РћРЅ был первооткрывателем, Колумбом РЅРµ РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь Замоскворечья, – РєРѕРіРѕ только РјС‹ РЅРµ РІРёРґРёРј, чьи голоса РЅРµ слышим РІ произведениях Островского! Рннокентий Анненский писал: "...Рто виртуоз звуковых изображений: купцы, странницы, фабричные Рё учителя латинского языка, татары, цыганки, актеры Рё половые, бары, причетники Рё мелкие чинуши–Островский дал РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ галерею типических речей..."
Актеры, театральная среда – тоже новый жизненный материал, который освоен Островским, – все, что связано с театром, представлялось ему очень важным.
В жизни самого Островского театр играл огромную роль. Он принимал участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил, переписывался. Немало сил он положил, защищая права актеров, добиваясь создания в России театральной школы, собственного репертуара. Артистка Малого театра Н.В. Рыкалова вспоминала: Островский, “ближе познакомившись с труппой, стал у нас своим человеком. Труппа его очень любила. Александр Николаевич был необыкновенно ласков и обходителен со всеми. При царившем тогда крепостном режиме, когда артисту начальство говорило “ты”, когда среди труппы большая ее часть была из крепостных, обхождение Островского казалось всем каким-то откровением. Обычно Александр Николаевич сам ставил свои пьесы... Островский собирал труппу и читал ей пьесу. Читать он умел удивительно мастерски. Все действующие лица выходили у него точно живые...
Островский хорошо знал внутреннюю, скрытую от глаз зрителей, закулисную жизнь театра. Начиная с Леса” (1871), Островский разрабатывает тему театра, создает образы актеров, изображает их судьбы – за этой пьесой следуют “Комик XVII столетия” (1873), “Таланты и поклонники” (1881), “Без вины виноватые” (1883).
Положение актёров в театре, их успех зависели от того, понравятся они или нет богатым зрителям, задающим тон в городе. Ведь провинциальные труппы жили в основном на пожертвования местных меценатов, которые чувствовали себя в театре хозяевами и могли диктовать свои условия. Многие актрисы жили за счет дорогих подарков от состоятельных поклонников.
Актрисе, которая берегла свою честь, нелегко приходилось. В “Талантах и поклонниках” Островский изображает такую жизненную ситуацию. Домна Пантелеевна, мать Саши Негиной сетует: “Нет моей Саше счастья! Содержит себя очень аккуратно, ну и нет того расположения промежду публики: ни подарков каких особенных, ничего такого, как прочим, которые… ежели…”. Нина Смельская которая принимает охотно покровительство богатых поклонников, превращаясь по существу в содержанку, живет гораздо лучше, чувствует себя в театре гораздо увереннее, чем талантливая Негина.
Но несмотря на трудную жизнь, невзгоды и обиды, в изображении Островского, многие люди посвятившие свою жизнь сцене, театру, сохраняют в своей душе доброту и благородство. В первую очередь это трагики, которым на сцене приходится жить в мире высоких страстей.
Разумеется, благородство и душевная щедрость присущи не только у трагиков. Островский показывает, что подлинный талант, бескорыстная любовь к искусству и театру поднимают, возвышают людей. Таковы Нароков, Негина, Кручинина.
Театр РІ изображении Островского живет РїРѕ законам того РјРёСЂР°, который знаком читателю Рё зрителю РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј его пьесам. РўРѕ, как складываются СЃСѓРґСЊР±С‹ артистов, определено нравами, отношениями, обстоятельствами "общей" Р¶РёР·РЅРё. Умение Островского воссоздавать точную, Р¶РёРІСѓСЋ картину времени РІ полной мере проявляется Рё РІ пьесах РѕР± актерах. Рто РњРѕСЃРєРІР° СЌРїРѕС…Рё царя Алексея Михайловича (“Комик XVII столетия”), провинциальный РіРѕСЂРѕРґ, современный Островскому (“Таланты Рё поклонники”, “Без РІРёРЅС‹ виноватые”), РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕРµ поместье (“Лес”).
Общая атмосфера невежества глупости, наглого самоуправства одних и беззащитности других распространяется в пьесах Островского и на жизнь театра, и судьбу актера. Репертуар, заработок, вообще жизнь артиста зависят от новоявленных русских "Медичисов". "...Теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле слова наступает золотой век, Но не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатит – на какого Медичиса нападешь", – говорит в “Бесприданнице” Паратов Робинзону.
Таков покровитель искусств РІ губернском РіРѕСЂРѕРґРµ Бряхимове – РєРЅСЏР·СЊ Дулебов РёРІ пьесы “Таланты Рё поклонники”: "Рто человек РІ высшей степени почтенный... человек СЃ большим РІРєСѓСЃРѕРј, умеющий хорошо пожить, человек, любящий искусство Рё тонко его понимающий, покровитель всех С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ, артистов, Р° преимущественно артисток". Рменно этот меценат организует травлю молодой талантливой актрисы Саши Негиной, которую "пожелал осчастливить своей благосклонностью, Р° РѕРЅР° РЅР° это обиделась". "Да какая тут РѕР±РёРґР°? Р’ чем РѕР±РёРґР°? Дело самое обыкновенное. Р’С‹ РЅРµ знаете РЅРё Р¶РёР·РЅРё, РЅРё порядочного общества... – учит Дулебов Негину. – Честности РѕРґРЅРѕР№ мало: надо быть поумнее Рё поосторожнее, чтобы потом РЅРµ плакать". РНегиной РІСЃРєРѕСЂРµ приходится плакать: РїРѕ воле Дулебова проваливают ее бенефис, РЅРµ возобновляют контракт, выгоняют РёР· театра. Антрепренер знает, как талантлива Негина, РЅРѕ РЅРµ может спорить СЃРѕ столь влиятельным РІ РіРѕСЂРѕРґРµ лицом.
В жизни российского театра, который Островский так хорошо знал, актер был лицом подневольным, находившимся в многократной зависимости. "Тогда было время любимцев, и вся начальническая распорядительность инспектора репертуара заключалась в инструкции главному режиссеру всемерно озабочиваться при составлении репертуара, чтобы любимцы, получающие большую поспектакльную оплату, играли каждый день и по возможности на двух театрах", – писал Островский в “Записке по поводу проекта правил о премиях императорских театров за драматические произведения” (1883).
Даже очень известные актеры, сталкиваясь СЃ интригой, оказывались жертвами начальственного произвола. Островскому пришлось хлопотать РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ юбилея Р.Р’. Самарина. РћРЅ пишет чиновнику Рђ.Рњ. Пчельникову, который, РїРѕ словам современников Островского, "держал СЃРµ6СЏ СЃ артистами, как помещик СЃ дворовыми"; "...Р’ бенефисах Рё юбилейно-бенефисных спектаклях РІСЃРµ места РІ театре принадлежат бенефицианту... теперь Р¶Рµ... РІ выдаче всех записных мест ему отказывают. Как Р¶Рµ это могло случиться, РєРѕРіРґР° РґРѕ продажи билетов РІ кассе, РєСЂРѕРјРµ бенефицианта или распорядителей, распоряжаться РёРјРё никто РЅРµ имел права?" (10 декабря, 1884).
Знаменитая Пелагея Антиповна Стрепетова, замечательная исполнительница роли Катерины в “Грозе”, о которой Островский писал, что "как природный талант, это явление редкое, феноменальное", в 80-е годы из-за преследований бюрократов-чиновников вынуждена была уйти из театра.
В изображении Островского актеры могли оказаться почти нищими, как Несчастливцев и Счастливцев в “Лесе”, униженными, теряющими облик человеческий из-за пьянства, как Робинзон в “Бесприданнице”, как Шмага в “Без вины виноватые”, как Ераст Громилов в “Талантах и поклонниках”, "Мы, артисты, наше место в буфете", – с вызовом и злой иронией говорит Шмага
Боится стать артистом талантливый комик Яков Кочетов – герой пьесы “Комик XVII столетия”. Не только его отец, но и он сам уверен, что это занятие предосудительное, что скоморошество – грех, хуже которого ничего быть не может. Таковы домостроевские представления людей в Москве XVII века. Но и в конце Х1Х века Несчастливцев стыдится своей актерской профессии. "...Я не хочу, братец чтоб она знала, что я актер, да еще провинциальный", – говорит он Счастливцеву и, явившись к Гурмыжской, выдает себя за офицера в отставке.
Презрение к артистам, бесцеремонное обращение с ними, как показывает Островский, вполне естественно в мире предрассудков, темноты, хамского невежества. В такой атмосфере нелегко сохранить чувство человеческого достоинства. Счастливцев, ставший Робинзоном в “Бесприданнице”, готов к унижениям, превратился в шута, которого, как предмет для развлечения, как "вещь", передают, не спрашивая его, от одного хозяина к другому. "Могу его вам дня на два, на три предоставить", – говорит Вожеватову Паратов.
Р’Рѕ внутренней Р¶РёР·РЅРё театра, как ее показывает Островский, РјРЅРѕРіРѕ пошлости, зависти, подсиживания. Р’РѕРєСЂСѓРі Кручининой (“Без РІРёРЅС‹ виноватые”) затевается безобразная интрига, ее плетет актриса РљРѕСЂРёРЅРєРёРЅР° СЃ помощью "первого любовника" Миловзорова, направляемый РёРјРё молодой актер Незнамов публично оскорбляет Кручинину. Рнтриганство, зависть, разврат – РІСЃРµ это РёСЃС…РѕРґРёС‚ обычно РѕС‚ бездарностей.
Островский не раз сталкивался с невежеством и бездарностью актеров, с театральной халтурой, болезненно реагировал на все это. В “3аписке по поводу проекта...” он писал об актрисе Струйской: "Она не умела читать со смыслом, знаки препинания не имели для нее никакой обязательной силы. Что актриса, играющая на императорском театре первые роли, не умеет читать со смыслом, – этому, конечно, не всякий поверит, и я сам бы никогда не поверил, если б не убедился в том собственным опытом... Что бы она ни играла, водевиль или драму, ликует ли она, умирает ли на сцене, – все у нее выходило одинаково... Она была какая-то не живая, ничего не знала, ничего видала в жизни и потому не могла ни понять, ни изобразить никакого типа, никакого характера и играла постоянно себя. А сама она была личность далеко не интересная: холодная, ограниченная, необразованная, она не могла внести на сцену ума и чувства".
Невежество, дилетантизм, безвкусицу, особенно в провинциальном театре, – какой уж там храм искусства – изображает Островский в “Без вины виноватые”. Актер Миловзоров мелок и бездарен, он халтурит, перевирает текст, считая, что публика, которую он презирает, иного и не заслуживает. "Да вот ты каждый день любовников играешь, каждый день в любви объясняешься; много ль у тебя ее, души-то?” – спрашивает Шмага. “Я нахожу, что для здешней публики достаточно, мамочка", – самодовольно отвечает Миловзоров.
Театр, Р¶РёР·РЅСЊ провинциальных актрис РІ конце 70-С… РіРѕРґРѕРІ, примерно РІ то время, РєРѕРіРґР° Островский пишет пьесы РѕР± актерах, показывает Рё Рњ.Р•. Салтыков-Щедрин РІ романе “Господа Головлёвы”. Племянницы Рудушки Любинька Рё РђРЅРЅРёРЅСЊРєР° РёРґСѓС‚ РІ актрисы, спасаясь РѕС‚ головлевской Р¶РёР·РЅРё, РЅРѕ попадают РІ вертеп. РЈ РЅРёС… РЅРµ было РЅРё таланта, РЅРё подготовки, РѕРЅРё РЅРµ обучались актерскому мастерству, РЅРѕ всего этого РЅРµ требовалось РЅР° провинциальной сцене. Р–РёР·РЅСЊ актерок предстает РІ воспоминаниях РђРЅРЅРёРЅСЊРєРё как ад, как кошмар: "Р’РѕС‚ сцена СЃ закопченными, захватанными Рё скользкими РѕС‚ сырости декорациями; РІРѕС‚ Рё РѕРЅР° сама вертится РЅР° сцене, именно только вертится, воображая, что играет... Пьяные Рё драчливые ночи; проезжие помещики, торопливо вынимающие РёР· тощих бумажников зелененькую; хваты-купцы, подбадривающие “актерок” чуть РЅРµ СЃ нагайкой РІ руках". Р Р¶РёР·РЅСЊ закулисная безобразна, Рё то, что разыгрывается РЅР° сцене, безобразно: "...Ргерцогиня Герольштейнская, потрясающая гусарским ментиком, Рё Клеретта РђРЅРіРѕ, РІ подвенечном платье, СЃ разрезом впереди РґРѕ самого РїРѕСЏСЃР°, Рё Прекрасная Елена, СЃ разрезом спереди, сзади Рё СЃРѕ всех Р±РѕРєРѕРІ... Ничего, РєСЂРѕРјРµ бесстыдства Рё наготы... РІРѕС‚ РІ чем прошла Р¶РёР·РЅСЊ!" Рта Р¶РёР·РЅСЊ РґРѕРІРѕРґРёС‚ Любиньку РґРѕ самоубийства.
Совпадения у Щедрина и Островского в изображении провинциального театра естественны – оба они пишут о том, что хорошо знали, пишут правду. Но Щедрин – беспощадный сатирик, он настолько сгущает краски, в изображение становится гротескным, Островский же дает объективную картину жизни, его "темное царство" не беспросветно – не зря Н. Добролюбов писал о "луче света".
Рта особенность Островского была отмечена критиками еще РїСЂРё появлении первых его пьес. "...Умение изображать действительность как РѕРЅР° есть – “математическая верность действительности”, отсутствие РІСЃСЏРєРѕР№ утрировки... Р’СЃРµ это РЅРµ есть отличительные черты РїРѕСЌР·РёРё Гоголя; РІСЃРµ это отличительные черты РЅРѕРІРѕР№ комедии", – писал Р‘. Алмазов РІ статье “Сон РїРѕ случаю РѕРґРЅРѕР№ комедии”. РЈР¶Рµ РІ наше время литературовед Рђ. Скавтымов РІ работе “Белинский Рё драматургия Рђ.Рќ. Островского” отметил, что "самое разительное отличие между пьесами Гоголя Рё Островского состоит РІ том, что Сѓ Гоголя нет жертвы РїРѕСЂРѕРєР°, Р° Сѓ Островского всегда присутствует страдающая жертва РїРѕСЂРѕРєР°... Рзображая РїРѕСЂРѕРє, Островский что-то защищает РѕС‚ него, РєРѕРіРѕ-то ограждает... Тем самым меняется РІСЃРµ наполнение пьесы. Пьеса окрашивается страдающим лиризмом, РІС…РѕРґРёС‚ РІ разработку свежих, морально чистых или поэтических чувств; усилия автора направляются Рє тому, чтобы резко выдвинуть внутреннюю законность, правду Рё РїРѕСЌР·РёСЋ подлинной человечности, угнетаемой Рё изгоняемой РІ обстановке господствующей корысти Рё обмана". РРЅРѕР№, чем Сѓ Гоголя, РїРѕРґС…РѕРґ Островского Рє изображению действительности объясняется, конечно, своеобразием его таланта, "природными" свойствами С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, РЅРѕ Рё (это тоже нельзя упускать) изменившимся временем: возросшим вниманием Рє личности, Рє ее правам, признанием ее ценности.
Р’.Р. Немирович-Данченко РІ РєРЅРёРіРµ “Рождение театра” пишет Рѕ том, что делает пьесы Островского особенно сценичными: "атмосфера РґРѕР±СЂР°", "ясная, твердая симпатия РЅР° стороне обиженных, РЅР° что театральный зал всегда чрезвычайно чуток".
В пьесах о театре и актерах у Островского непременно присутствует образ подлинного артиста и прекрасного человека. В реальной жизни Островский знал много превосходных людей в театральном мире, высоко ценил их, уважал. Большую роль в его жизни сыграла Л. Никулина-Косицкая, блестяще исполнявшая Катерину в “Грозе”. Островский дружил с артистом А. Мартыновым, необычайно высоко ценил Н. Рыбакова, в его пьесах играли Г. Федотова, М. Ермолова; П. Стрепетова.
В пьесе “Без вины виноватые” актриса Елена Кручинина говорит: “Я знаю, что в людях есть много благородства, много любви, самоотверженности". Рсама Отрадина-Кручинина принадлежит к таким прекрасным, благородным людям, она замечательная артистка, умная, значительная, искренняя.
"0, не плачьте; они не стоят ваших слез. Вы белый голубь в черной стае грачей, вот они и клюют вас. Белизна, чистота ваша им обидна", – говорит в “Талантах и поклонниках” Нароков Саше Негиной.
Самый яркий образ благородного актера, созданный Островским, – трагик Несчастливцев в “Лесе”. Островский изображает "живого" человека, с тяжелой судьбой, с грустной жизненной историей. Сильно пьющего Несчастливцева никак нельзя назвать "белым голубем". Но он меняется на протяжении пьесы, сюжетная ситуация дает ему возможность полностью раскрыть лучшие черты его натуры. Если вначале в поведении Несчастливцева проступают присущие провинциальному трагику позёрство, пристрастие к напыщенной декламации (в эти моменты он смешон); если, разыгрывая барина, он попадает в нелепые ситуации, то, поняв, что происходит в имении Гурмыжской, какая дрянь его хозяйка, он принимает горячее участие в судьбе Аксюши, проявляет прекрасные человеческие качества. Обнаруживается, что роль благородного героя для него органична, это действительно его роль – и не только на сцене, но и в жизни.
Заставляя Восьмибратова вернуть Гурмыжской деньги, Несчастливцев разыгрывает спектакль, надевает бутафорские ордена; талантливый актер (не зря он с гордостью вспоминает, что его хвалил "сам Николай Хрисанфыч Рыбаков"), Несчастливцев в этот момент играет с такой силой, с такой верой в то, что зло может быть повержено, что добивается реального, жизненном успеха: Восьмибратов отдает деньги.
Затем, отдавая свои последние деньги Аксюше, устраивая ее счастье, Несчастливцев уже не играет – это не театральный жест, а благородный поступок. Когда в финале пьесы он произносит монолог Карла Моора из “Разбойников” Шиллера, то монолог этот продолжает его собственную яркую гневную речь, слова шиллеровского героя становятся в сущности его словами, наполняются новым, конкретным жизненным содержанием. В его представлении искусство и жизнь неразрывно связаны, актер не лицедей, не притворщик, его искусство основано на подлинных чувствах, подлинных переживаниях, оно не должно иметь ничего общего с притворством и ложью в жизни. В этом смысл реплики, которую бросает Гурмыжской и всей ее компании Несчастливцев: "...Мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы".
Главной комедианткой РІ том жизненном спектакле, который разыгрывается РІ “Лесе”, оказывается Гурмыжская. РћРЅР° выбирает для себя привлекательную, симпатичную роль женщины строгих нравственных правил, щедрой благотворительницы, посвятившей себя добрым делам (“Господа, разве СЏ для себя Р¶РёРІСѓ? Р’СЃРµ, что СЏ имею, РІСЃРµ РјРѕРё деньги принадлежат бедным. РЇ только конторщица Сѓ СЃРІРѕРёС… денег, Р° С…РѕР·СЏРёРЅ РёРј РІСЃСЏРєРёР№ бедный, РІСЃСЏРєРёР№ несчастный" – внушает РѕРЅР° окружающим). РќРѕ РІСЃС‘ это – лицедейство, маска, скрывающая ее подлинное лицо. Гурмыжская обманывает, прикидываясь добросердечной, РѕРЅР° Рё РЅРµ думала что-то делать для РґСЂСѓРіРёС…, РєРѕРјСѓ-РЅРёР±СѓРґСЊ помогать: "РЎ чего это СЏ расчувствовалась! Рграешь-играешь роль, РЅСѓ Рё заиграешься". Гурмыжская РЅРµ только сама играет совершенно чуждую ей роль, РѕРЅР° Рё РґСЂСѓРіРёС… заставляет подыгрывать ей, навязывает РёРј роли, которые должны ее представить РІ самом выгодном свете: Несчастливцеву назначено сыграть роль благодарного, любящего её племянника. Аксюше – роль невесты, Буланову – жениха Аксюши. РќРѕ Аксюша отказывается ломать для нее комедию: "РЇ ведь РЅРµ РїРѕР№РґСѓ Р·Р° него; так Рє чему эта комедия?" Гурмыжская Р¶Рµ, СѓР¶Рµ РЅРµ скрывая, что РѕРЅР° режиссер разыгрываемого спектакля, РіСЂСѓР±Рѕ ставит Аксюшу РЅР° место: “Комедия! Как ты смеешь? Р° хоть Р±С‹ Рё комедия; СЏ тебя кормлю Рё одеваю, Рё заставлю играть комедию".
Комик Счастливцев, который оказался проницательнее трагика Несчастливцева, принявшего сначала на веру спектакль Гурмыжской, раньше его разобрался в реальной ситуации, говорит Несчастливцеву: "Гимназист-то, видно, умнее; он здесь получше вашего роль-то играет... Он-то любовника играет, а вы-то... простака".
Перед зрителем предстает настоящая, без защитной фарисейской маски Гурмыжская – жадная, эгоистичная, лживая, развратная барыня. Спектакль, который она разыгрывала, преследовал низкие, подлые, грязные цели.
Во многих пьесах Островского представлен такой лживый "театр" жизни. Подхалюзин в первой пьесе Островского “Свои люди – сочтемся” разыгрывает роль самого преданного и верного хозяину человека и таким образом добивается своей цели – обманув Большова, сам становится хозяином. Глумов в комедии “На всякого мудреца довольно простоты” строит себе карьеру на сложной игре, надевая то одну, то другую маски. Только случай помешал ему добиться цели в затеянной им интриге. В “Бесприданнице” не только Робинзон, развлекая Вожеватова и Паратова, представляется лордом. Старается выглядеть важным смешной и жалкий Карандышев. Став женихом Ларисы, он "...голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь. Да еще очки надел зачем-то, а никогда их не носил. Кланяется – едва кивает", – рассказывает Вожеватов. Все, что делает Карандышев, – искусственно, все – напоказ: и жалкая лошадь, которую он завел, и ковер с дешевым оружием на стене, и обед, который он устраивает. Паратов человек - расчётливый и бездушный – играет роль горячей, безудержно широкой натуры.
Театр в жизни, импозантные маски рождены стремлением замаскировать, скрыть что-то безнравственное, постыдное, выдать черное за белое. За таким спектаклем обычно – расчет, лицемерие, своекорыстие.
Незнамов в пьесе “Без вины виноватые”, оказавшись жертвой интриги, которую затеяла Коринкина, и поверив, что Кручинина только притворялась доброй и благородной женщиной, с горечью говорит: "Актриса! актриса! так и играй на сцене. Там за хорошее притворство деньги платят. А играть в жизни над простыми, доверчивыми сердцами, которым игра не нужна, которые правды просят... за это казнить надо... нам обмана не нужно! Нам подавай правду, чистую правду!" Герой пьесы тут высказывает очень важную для Островского мысль о театре, о его роли в жизни, о природе и цели актерского искусства. Комедиантству и лицемерию в жизни Островский противопоставляет исполненное правды и искренности искусство на сцене. Настоящий театр, вдохновенная игра артиста всегда нравственны, несут добро, просветляют человека.
Пьесы Островского РѕР± актерах Рё театре, точно отражавшие обстоятельства СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ действительности 70 – 80-С… РіРѕРґРѕРІ прошлого века, содержат мысли РѕР± искусстве, которые Р¶РёРІС‹ Рё сегодня. Рто мысли Рѕ трудной, РїРѕСЂРѕР№ трагической СЃСѓРґСЊР±Рµ подлинного С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєР°, который, реализуясь, тратит, сжигает себя, РѕР± обретаемом РёРј счастье творчества, полной самоотдаче, Рѕ высокой РјРёСЃСЃРёРё искусства, утверждающего РґРѕР±СЂРѕ Рё человечность. Сам Островский выразил себя, раскрыл СЃРІРѕСЋ душу РІ созданных РёРј пьесах, быть может, особенно откровенно РІ пьесах Рѕ театре Рё актерах. РњРЅРѕРіРѕРµ РІ РЅРёС… созвучно тому, что пишет РІ замечательных стихах РїРѕСЌС‚ нашего века:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
Ртут кончается искусство,
Рдышат почва и судьба.
(Б. Пастернак. “0, знал бы я,
что так бывает...”)
Список используемой литературы Лебедев Ю. В. “Русская литература XIX века. Вторая половина” Учебник 10 класса. Б. Костелянцев “Бесприданница А. Н. Островского” Приложение “Литература” №16 1997 г. к газете “Первое сентября”