Общие проблемы малой РіСЂСѓРїРїС‹ РІ психологии План Постановка РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Определение малой РіСЂСѓРїРїС‹ Рё ее границы. Классификация малых РіСЂСѓРїРї. Основные направления исследования малых РіСЂСѓРїРї. 1. Постановка РІРѕРїСЂРѕСЃР°. Проблема малой РіСЂСѓРїРїС‹ является традиционной Рё наиболее разработаной проблемой социальной психологии. Рнтерес Рє ней РІРѕР·РЅРёРє после начала обсуждения проблемы общества Рё личности, РІ частности личности Рё среды ее формирования. Малая РіСЂСѓРїРїР° рассматривается как первичная среда, РІ которой личность совершает СЃРІРѕРё первые шаги, через нее человек получает информацию Рѕ внешнем РјРёСЂРµ, организует СЃРІРѕСЋ деятельность. Первоначально исследования проводились РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ влияния простого присутствия РґСЂСѓРіРёС… людей РЅР° деятельность человека, РЅРµ рассматривая факт РёС… взаимодействия. Оказалось, что даже сам факт такого присутствия увеличивает скорость РЅРѕ ухудшает качество действий РёРЅРґРёРІРёРґР°. Данный эффект получил название социальной фацилитации. Р’ СЂСЏРґРµ экспериментов было обнаружено Рё отрицательный эффект, тормозящее воздействие СЃРѕ стороны присутствующих, С‚.Рµ. эффект социальной ингибиции, однако изучение положительного эффекта получило большее распространение.
Далее при изучении совместной деятельности индивидов в малой группе было обнаружено, что при совместной деятельности проблемы решаются более корректно, меньше ошибок, особенно на начальной стадии проекта, большая скорость решения задач.
При дальнейшем изучении был исследованы характеристики группы как таковой, ее структуры, типов взаимодействия индивидов в группе.
2. Определение малой группы и ее границы. Одним из определений малой группы является следующее: “Под малой группой подразумевается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находящаяся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов”.
В этом определении отсутствует конкретные границы группы, т.к. “малая” и “немногочисленная” не могут являться таковыми. Чаще всего границы группы принимают в 2ё 7 членов. Однако по поводу этих цифр существуют разногласия . Некоторые исследователи полагают, что нижней границей группы следует считать не 2 а 3, т.к. в группе из 2 индивидов конфликт по поводу деятельности неизбежно перетекает в межличностный конфликт, присутствие же третьего в группе создает позицию “наблюдателя”, который может решить спор в пользу одной из сторон, будучи сам в него не включен. Верхняя граница 7± 2 аргументируется объемом оперативной памяти, имеющейся у человека, и означает количество предметов, на которых одновременно он может удержать в памяти, либо как максимально возможное число одновременно удерживаемых индивидом контактов, однако в принципе данная граница не была строго подтверждена опытными наблюдениями, исследования с успехом проводились для групп размером до 10-15 человек, некоторые авторы упоминают группу в 30-40 человек применительно к школьным классам. Поэтому, если исходить из того, что изучаемая малая группа должна быть реально существующей, логично устанавливать верхнюю границу по реально существующему верхнему пределу исследуемой группы.
3. Классификация малых РіСЂСѓРїРї. Неоднозначность понятия малой РіСЂСѓРїРїС‹ породила Рё неоднозначность РёС… классификации. Рмеются классификации РїРѕ времени существования, степени тесноты контакта, СЃРїРѕСЃРѕР±Сѓ вхождения РёРЅРґРёРІРёРґР° Рё С‚.Рґ. Распространение получили следующие деления РіСЂСѓРїРї:
первичные и вторичные. формальные и неформальные. группы членства и референтные. a) Под первичными подразумевались группы с наличием непосредственных контактов, однако это отождествляется с определением самой малой группы. Поэтому данная классификация сохраняется лишь из традиции.
b) Рто деление было предложено Р. РњСЌР№Рѕ РїСЂРё проведении С‚.РЅ. Хотторнского эксперимента. РџРѕ РњСЌР№Рѕ РІ формальной РіСЂСѓРїРїРµ четко заданы позиции ее членов, предписанное групповыми нормами, строго распределены роли всех членов РіСЂСѓРїРїС‹, представление РѕР± отношениях РїРѕ вертикали как определяемых системой ролей Рё статусов. Внутри формальной РіСЂСѓРїРїС‹ стихийно складываются неформальные РіСЂСѓРїРїС‹ без предписанных статусов Рё ролей. Р’ реальности РјРЅРѕРіРёРµ формальные РіСЂСѓРїРїС‹ имеют черты неформальных Рё наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальные или неформальные РіСЂСѓРїРїС‹. Вместо этого были ведены понятия формальной Рё неформальной структуры РіСЂСѓРїРїС‹, Рё различаются РЅРµ РіСЂСѓРїРїС‹ Р° характер отношений внутри РЅРёС…. Соответственно данная классификация также РЅРµ является строгой.
c) Введена Р“. Хайменом открывшим феномен референтной РіСЂСѓРїРїС‹. Р’ его экспериментах СЃРѕ студенческими сообществами было обнаружено, что часть членов малых РіСЂСѓРїРї разделяет РЅРѕСЂРјС‹ поведения принятые РІ РґСЂСѓРіРѕР№ РіСЂСѓРїРїРµ, РЅР° которую РѕРЅРё ориентируются. Данная РіСЂСѓРїРїР° была названа референтной. Рсследование данного феномена позволяет решить РІ частности РѕРїСЂРѕСЃ подростковой преступности, однако РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ нет объяснения Рѕ причинах выбора РёРЅРґРёРІРёРґРѕРј той или РёРЅРѕР№ референтной РіСЂСѓРїРїС‹.
4. Основные направления исследования малых групп. Выделяют 3 основных направления в исследовании малых групп:
1) социометрическое.
2) социологическое.
3) школа “групповой динамики”
Социометрическое направление связано с Дж. Морено, выделявшим в обществе 2 структуры отношений :Макроструктуру ( “пространственное ”размещение индивидов в различччных формах жизнедеятельности ) и микроструктуру( психологические отношения индивида с окружающими его людьми) Все конфликты Морено обуславливал несоответствием микро и макроструктур, задача состоит в перестройке макроструктуры в соответствии с микроструктурой.
Социологическое направление связано СЃ Хотторнским экспериментом Р.Майо. После данного эксперимента появилось направление РІ исследовании малых РіСЂСѓРїРї, связаное СЃ анализом каждой РёР· РґРІСѓС… типов структур РІ малых группах(формальных-неформальных), выявление соотношений значения каждой РёР· РЅРёС… РІ системе управления РіСЂСѓРїРїРѕР№.
Школа группой динамики К.Левина связана с изучением психологических и социальных сил, составляющих законы социального поведения.
Все эти подходы не дают целостной программы исследования малых групп, функционирующих в обществе, следовательно исследования в этой области будут продолжатся.
Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология.