Человек и история Но все, что было, не забыто,
Не шито – крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
Ртолько правда ко двору.
А. Твардовский
Р’ последнее время РјС‹ чаще Рё чаще обращаемся Рє нашей истории, Рё этот интерес легко РѕР±СЉСЏСЃРЅРёРј, ведь РЅРµ так давно был СЃРЅСЏС‚ СЃ нашей литературы “железный занавес” цензуры, Рё РјС‹, наконец, обрели долгожданную правду. Рто была страшная правда, правда Рѕ бесчисленных репрессиях, унесших миллионы жизней, Рѕ позорных судилищах, Рѕ застенках РќРљР’Р”, РіРґРµ любыми способами выбивали РёР· людей нужные показания, Рѕ тюрьмах Рё лагерях. Рменно эту правду РјС‹ узнавали СЃРѕ страниц произведений Александра Солженицына Рё Варлама Шаламова, Юрия Домбровского Рё Георгия Владимова. Рто те писатели, чья биография была связана СЃ ГУЛАГом – чудовищным порождением Системы.
Для РјРЅРѕРіРёС… РёР· нас Солженицын начинался СЃ “Архипелага Гулага”. Рта РєРЅРёРіР° – исследование самых страшных времен для нашей страны – времен сталинских репрессий. РњС‹ можем проследить РІСЃРµ стадии становления ГУЛАГа: аресты Рё расстрелы Р§Рљ, создание концентрационных лагерей, открытые судебные процессы… РњС‹ узнаем, как развивалась “технология обработки” заключенных РЅР° этапах РІ тюрьмах Рё лагерях , как совершенствовался репрессивный аппарат. РќРѕ если “Архипилаг ГУЛАГ” - это документальное исследование, которое потрясает нас точной статистикой, ужасающими подробностями, то его рассказ “Один день Рвана Денисовича” впечатляет своей художественной глубиной. Перед нами описания РѕРґРЅРѕРіРѕ РґРЅСЏ РѕРґРЅРѕРіРѕ зека РѕС‚ подъема РґРѕ отбоя. РњС‹ как будто окунаемся РІ лагерный быт, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ ценности человеческие как Р±С‹ переворачиваются РІ сознании Рё главным становится только стремление выжить, выжить любой ценой: подработав ли “закосив” ли лишнюю пайку, “подмазавшись” ли Рє начальству Рё тому РїРѕРґРѕР±РЅРѕРµ. Да, РЁСѓС…РѕРІ сохранил РІ себе РёСЃРєСЂСѓ человечности, РЅРѕ скольких его товарищей эта Система сломала, лишила человеческого достоинства!
Р’ РґСЂСѓРіРѕРј произведении Солженицына – романе “В РєСЂСѓРіРµ первом” - РІ центре внимания автора находиться СЃСѓРґСЊР±Р° именно “несломленного” человека. Главный герой – дипломат Рннокентий Володин выдает важную государственную тайну СССРканадскому посольству. Что заставило его пойти РЅР° такой шаг? РћРЅ занимал прекрасное положение, его ожидала блестящая карьера, РЅРѕ СЃРѕ временем Володин чувствует пресыщение бесконечной ложью. Разбирая архивы матери, Володину открывается совершено другая Р РѕСЃСЃРёСЏ. Герой начинает понимать, что его страна жестоко обманута. Рменно поэтому РѕРЅ Р·РІРѕРЅРёС‚ РІ иностранное посольство. Запись телефонного разговора Володина попадает РІ специнститут МГБ – “первый круг” ГУЛАГа, называемый РІ простонародье “шарашкой”. Здесь работают зеки, специально отобранные СЃРѕ всех островов ГУЛАГа. Р’ “шарашке”, несомненно, жить лучше, чем РІ лагере, РЅРѕ над каждым РёР· арестованных РїРѕ-прежнему довлеет СѓРіСЂРѕР·Р° быть отправленным РЅР° этап, получить второй СЃСЂРѕРє. Рти зеки тоже бесправны, РЅРѕ Сѓ этих людей есть возможность заниматься любимой работой Рё размышлять Рѕ несовершенстве РјРёСЂР°. Каждый РёР· зеков, Р±СѓРґСЊ то убежденный РєРѕРјРјСѓРЅРёСЃС‚ Лев Р СѓР±РёРЅ, философ Сологдин, мыслитель Глеб Нержин, РЅРµ ведают настоящей Р¶РёР·РЅРё, отгороженные РѕС‚ нее бетонным забором.
Читая роман, не перестаешь удивляться как дешево стоит наша жизнь. Жизнь Володина, брошенного за решетку, жизнь Нержина, отказавшегося от работы на органы ГБ и отправленного в лагерь, жизнь многих других.
Рменно эту хрупкость человеческой Р¶РёР·РЅРё, ее незначимость РІ общей Системе показывает нам РІ своей трагической РєРЅРёРіРµ “ Калымские рассказы” Варлам Шаламов. Человек РІ лагере, РїРѕ Шаламову, радикально меняется, РІ нем атрофируются РјРЅРѕРіРёРµ, присущие нормальным людям понятия: любовь, чувство долга, совесть, зачистую утрачивается даже витальный рефлекс. Р’СЃРїРѕРјРЅРёРј, Рє примеру, рассказ “Одиночный замер”, РєРѕРіРґР° герой накануне гибели жалеет РЅРµ РѕР± утраченной Р¶РёР·РЅРё, Р° Рѕ несъеденной пайке хлеба. Шаламов показывает, как лагерь ломает человеческую личность, РЅРѕ автор делает это как Р±С‹ РЅРµ СЃРѕ стороны, Р° трагически переживая РІСЃРµ вместе СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё героями. Рзвестно, что Сѓ таких рассказов, как “На представку” Рё “Заклинатель змей” СЏРІРЅРѕ автобиографическая подоплека.
Р’ РјРёСЂРµ лагеря нет никаких правил Рё РЅРѕСЂРј. РћРЅРё упразднены, потому что главное средство Системы – насилие Рё страх. Выйти РёР·-РїРѕРґ РёС… влияния удается РЅРµ всем. Р РІСЃРµ Р¶Рµ есть РѕРЅРё – Личности: Рван РЁСѓС…РѕРІ, майор Пугачев (РёР· рассказа Варлама Шаламова “Последний Р±РѕР№ майора Пугачева”), Георгий Зыбин (РёР· романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей”). РС… РЅРµ удалось сломить, Рё это внушало Рё внушает читателям веру РІ победу над злом.
РљРѕРіРґР°-то Расул Гамзатов писал: “Если ты стреляешь РІ СЃРІРѕРµ прошлое РёР· пистолета, будущее выстрелит РІ тебя РёР· пушки”. Рти слова стоит вспомнить нам, сегодняшним, потому что только осознание нашего прошлого поможет нам РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј возрождении.