Болычева Е. М.
Звуки произносятся во время выдоха. Поток выдыхаемого воздуха является необходимым условием образования звуков.
Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через гортань, в которой находятся голосовые связки. Если связки напряжены и сближены, то выдыхаемый воздух вызовет их колебание, в результате чего возникнет голос, то есть музыкальный звук, тон. Тон обязателен при произношении гласных и звонких согласных.
Если голосовые связки расслаблены и раздвинуты, то воздушная струя не вызовет их колебания и тон не возникнет. Такое положение органов речи присуще произношению глухих согласных.
Произношение согласных обязательно связано СЃ преодолением препятствия, созданного РІ ротовой полости РЅР° пути воздушной струи. Рто препятствие возникает РІ результате сближения органов речи РґРѕ границ щели ([С„], [РІ], [Р·], [С€]) или полной смычки ([Рї], [Рј], [Рґ], [Рє]).
Сближенными или сомкнутыми могут оказаться различные органы: нижняя губа с верхней губой ([п], [м]) или верхними зубами ([ф], [в]), определенные части языка с твердым и мягким нёбом ([з], [д], [ш], [к]). Органы, участвующие в создании преграды, подразделяются на пассивные и активные. Первые остаются неподвижными, вторые совершают определенные движения.
Воздушная струя преодолевает щель или смычку, в результате чего образуется специфический шум. Последний является обязательной составляющей согласного звука. У звонких шум соединяется с тоном, у глухих он оказывается единственным компонентом звука.
При произношении гласных голосовые связки колеблются, а для воздушной струи обеспечен свободный, беспрепятственный проход через ротовую полость. Поэтому гласный звук характеризуется наличием тона и полным отсутствием шума. Специфическое звучание каждого гласного (то, что отличает [и] от [ы] и т. д.) зависит от положения языка и губ.
Движения произносительных органов при образовании звуков называют артикуляцией, а соответствующие им характеристики звуков — артикуляционными характеристиками.
Гласные звуки
Ударные гласные: классификационные признаки
В основу классификации гласных звуков положены признаки, описывающие работу органов речи:
1) движение языка вперед — назад (ряд);
2) движение языка вверх — вниз (подъем);
3) положение губ (лабиализованность).
По признаку ряда гласные подразделяются на три основные группы. При артикуляции гласных переднего ряда ([и], [э]) язык концентрируется в передней части полости рта. При артикуляции гласных заднего ряда ([у], [о]) — в задней. Гласные среднего ряда ([ы], [а]) занимают промежуточную позицию.
Признак подъема описывает положение языка при движении вверх или вниз. Гласные верхнего подъема ([и], [ы], [у]) характеризуются высоким положением языка в полости рта. Артикуляция гласного нижнего подъема ([а]) связана с низким положением языка. Гласным среднего подъема ([э], [о]) отведено место между названными крайними группами.
Гласные [у] и [о] являются лабиализованными (или огубленными), т.к. при их произношении губы вытягиваются вперед и округляются. Остальные гласные произносятся с нейтральным укладом губ и являются нелабиализованными: [и], [ы], [э], [а].
Таблица ударных гласных гласных выглядит следующим образом:
ряд: передний средний задний
подъем:
верхний иґ ыґ э (лабиал.)
средний эґ у (лабиал.)
РЅРёР¶РЅРёР№ Р±
Безударные гласные: классификационные признаки
Р’ безударных слогах произносятся иные, чем РїРѕРґ ударением, Р·РІСѓРєРё. РћРЅРё оказываются более краткими Рё артикулируются СЃ меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Ртак, РІСЃРµ безударные гласные РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј языке являются редуцированными.
Безударные гласные отличаются РѕС‚ ударных Рё количественно, Рё качественно. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, безударные гласные всегда короче ударных (СЃСЂ.: СЃ[Р°]РґС‹Т‘ садыґ — СЃ[Р±]РґРёРє СЃР±РґРёРє, Рї[Рё]лб пилб — Рї[РёТ‘]лит пълит). Рта особенность звучания гласных РІ безударном положении называется количественной редукцией.
С другой стороны, изменяется не только длительность, но и само качество гласных. В этой связи говорят о качественной редукции гласных в безударном положении. В паре с[ъ]довуд садовуд — с[б]дик сбдик безударный [ъ] не просто короче — он отличается от ударного [б].
Любой безударный гласный испытывает количественную и одновременно качественную редукцию. При произношении безударных язык не достигает крайних точек продвижения и стремится занять более нейтральную позицию.
Самым «удобным» РІ этом отношении оказывается Р·РІСѓРє [СЉ]. Рто гласный среднего СЂСЏРґР°, среднего подъема, нелабиализованный: СЃ[СЉ]молёт самолёт, Р±[СЉ]СЂРѕР·РґР± Р±РѕСЂРѕР·РґР°. Артикуляция всех безударных гласных сдвигается РІ сторону «центрального» [СЉ].
При произнесении безударных [ы], [и], [у], [а] сила изменения оказывается не очень существенной: ср. р[ы]ббк рыббк — р[ыґ]ба рыґба, [с’и]нйть синйть — [с’ иґ]ний съний, р[у]кб рукб — р[э]ки рэки, л[а]скбть ласкбть —л[б]сковый лбсковый.. Безударные [ы], [и], [у], [а] можно оставить в тех же клеточках таблицы, что и ударные, несколько сместив их к центру.
Безударный [ь] ([с’ь]невб синева) должен занять промежуточное положение между безударным [и] и «центральным» [ъ].
Звук «ерь» характеризуется как гласный передне-среднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный.
Редукция может быть более сильной и менее сильной. Среди перечисленных безударных гласных звуки [ъ] и [ь] выделяются своей краткостью. Остальные гласные произносятся более отчетливо.
Таблица гласных, дополненная безударными звуками, получает следующий вид:
ряд: передний средний задний
подъем:
верхний иґ ыґ у(лабиал.)у
Рё С‹ Сѓ
СЊ
среднийВ
эґ Ъ у (лабиал.)
РЅРёР¶РЅРёР№ Р°В
Р±
Особенности произношения гласных в безударных позициях (позиционное распределение гласных)
Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий:
1) места по отношению к ударному слогу,
2) положения в абсолютном начале слова,
3) твердости / мягкости предшествующего согласного.
Место по отношению к ударному слогу определяет степень редукции гласных. В фонетике принято называть слоги не по их порядку в слове, а по месту, занимаемому относительно ударного слога. Все безударные слоги делятся на предударные и заударные. Нумерация предударных слогов осуществляется в направлении от ударного слога, то есть справа налево.
В первом предударном слоге возможны четыре гласных — безударные [у], [и], [ы], [а]: н[у]ждб нужда, [ч’и]с ыґчасы, ш[ы]лкб шелка, н[а]чнуй ночной.
В остальных безударных слогах (втором, третьем предударном и в заударных) произносятся сильно редуцированные гласные [ъ], [ь], а также звук [у]. Во втором предударном слоге: д[ъ]мовуй дымовой и домовой, [м’ь]сорэбка мясорубка, [ч’у]дотвурный чудотворный.
В заударных слогах: болут[ъ]м болотом и болотам, нйжн[ъ]й нежный и нежной, си[н’ь]м синим и синем, пу[л’ь]м полем, лушадь[jу] лошадью.
В заударных слогах в абсолютном конце слова наряду со звуками [ъ], [ь] и [у] фиксируется гласный [ы], только очень краткий: нут[ы] ноты, нут[ъ] нота, ну[т’ь] нуте, нут[у] нуту.
Положение в абсолютном начале слова после паузы также влияет на особенности редукции гласных. В этой позиции произносятся звуки [у], [и], [а] независимо от их удаленности от ударного слога: [у]бирбть убирать, [и]кспортёр экспортёр, [а]говбривать оговбривать.
Особенности распределения безударных гласных в слове можно представить в виде таблицы.
В ударном слоге: ударные [э], [иґ], [ыґ], [эґ], [у], [б]
В 1-м предударном слоге,
в абсолютном начале слова: безударные [у], [и], [ы], [а]
Во 2, 3-м предударном слоге,
в заударных слогах: безударные [ъ], [ь], [у] + [ы] (в абс. конце слова)
Твердость / мягкость предшествующего согласного — важный фактор, определяющий возможность появления тех или иных гласных:
1) после твердых могут выступать [у], [ы], [а], [ъ]: [лу]говуй луговой, [лы]сйть лысеть, [ла]рйц ларец, [лъ]шадйй лошадей;
2) после мягких произносятся [у], [и], [ь]: [л’у]бовбться любоваться, [ч’и]рнйть чернеть, [л’ь]дорэб ледоруб;
3) предударные [а] и [ъ] после мягких невозможны: [р’и]дыґ ряды, [п’и]тиґ пяти, [р’ь]довуй рядовой, [п’ь]тилйтка пятилетка;
4) [ъ] после мягких появляется только в возвратном –ся, в окончаниях и формообразующих суффиксах. Подобное произношение является возможным, а не обязательным и связано с задачей передать грамматическую информацию о падеже, числе и т.д.:
получ иґл[с’ъ] получился — у бабэ[с’ь] у бабуси;
кбп[л’ъ] капля — кбп[л’ь] капли;
медвй[д’ъ]м медведям — медвй[д’ь]м медведем;
в ыґса[д’ъ]сь высадясь — в ыґса[д’ь]сь высадись.
Все проанализированные выше особенности произношения гласных относятся к фонетике общеупотребительных знаменательных слов. Союзы, предлоги, частицы, междометия, редкие заимствования могут не подчиняться описанным закономерностям. Они допускают, например, такое произношение гласных неверхнего подъема: спал, н[о] недолго, б[о]б, андбнт[э].
Фонетические чередования гласных. Обозначение безударных гласных на письме
Гласный, принадлежащий определенной морфеме, может в одних словах оказываться ударным, в других безударным. Так, безударный [и] в слове [д’и]шёвый дешёвый соотносится с ударным лабиализованным [у], звучащим в том же корне в слове [д’у]шево дёшево.
Звуки, принадлежащие одной морфеме (корню, приставке, суффиксу, окончанию) и замещающие друг друга в разных фонетических позициях, образуют фонетическое чередование. В приведенном выше примере фиксируется фонетическое чередование [у] // [и].
В русском языке возможны следующие чередования ударных и безударных звуков:
1. [СЌ] // [Сѓ] Р·[СЌ]Р±С‹, Р·[Сѓ]Р±РЅСѓР№: Р·СѓР±С‹, Р·СѓР±РЅРѕР№.
2. [иґ] // [и] // [ь] [п’иґ]шет, [п’и]сбть, [п’ь]саниґна: пишет, писать, писанина.
3. [ыґ] // [ы] // [ъ] ш[ыґ]ре, ш[ы]рук,ш[ъ]рокб: шире, широк, широка.
4. [иґ] // [ыґ] // [и] // [ы] [иґ]гры, с[ыґ]гран, [и]грать, с[ы]грать: игры, сыгран, играть, сыграть.
5. [эґ] // [ы] // [ъ] ш[э]ст, ш[ы]стб, ш[ъ]стовуй: шест, шеста, шестовой.
6. [эґ] // [и] // [ь] [п’эґ]ший, [п’и]шкум, [п’ь]шехуд: пеший, пешком, пешеход.
7. [у] // [а] // [ъ] д[у]мик, д[а]мбшний, д[ъ]мовуй: домик, домашний, домовой.
8. [у] // [и] // [ь] [п’у]стро, [п’и]стр иґть, [п’ь]стротб: пёстро, пестрить, пестрота.
9. [у] // [ы] // [ъ] ш[у]лка, ш[ы]лкб, ш[ъ]лков иґстый: шёлка, шелкб, шелковистый.
10. [б] // [а] // [ъ] тр[б]вка, тр[а]вб, тр[ъ]вянуй: травка, трава, травяной.
11. [б] // [и] // [ь] [п’б]тый, [п’и]тбк, [п’ь]тачук: пятый, пятак, пятачок.
Обратите внимание, что на письме качество безударного звука не обозначается. Факт безударности гласного — это сигнал орфограммы. В корнях слов пешком, пестрить, пятак, произносимых с безударным [и], буква и не пишется. При выборе правильной буквы в этих примерах нужно ориентироваться на ударный вариант произнесения корня: [п’эґ]ший, [п’у]стро, [п’б]тый.
Подобная проверка лежит в основе ведущего принципа русской орфографии — морфематического (точнее говоря, фонематического). Морфема получает такое графическое представление, при котором. позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с сильным вариантом (гласный проверяется ударением, согласный — постановкой перед гласным).
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением, подпадает под действие другого принципа орфографии — традиционного. В словарных словах с[а]ббка, п[’и]чбль, р[’и]б иґна принято писать буквы о, е, я, в примерах типа ум[’и]рлб / ум[’и]рбла — буквы е и и. Последние два примера связаны с действием правил, которые во всех справочниках даются под рубрикой «Чередующиеся гласные в корне». Следует учитывать, что ни о каких фонетических чередованиях в этом случае речь не идет.
Крайне редко безударные гласные обозначаются на письме в соответствии с фонетическим принципом орфографии. Приставка рас-/раз-/рос-/роз- имеет четыре графических варианта, соотносимых с особенностями ее произношения в разных словах, а не с ситуацией проверки: р[а]спэтать распутать, р[а]зрэшить разрушить, р[у]спись роспись при наличии р[у]зыгрыш розыгрыш (именно последний вариант являлся бы проверочным, т.к. в нем гласный стоит под ударением, а согласный — перед гласным).