Сочинение.
Как понимают свободу герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
Человек не бывает вполне свободен, потому что его свобода всегда ограничена; к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды.
А. Ривароль
В роман «Мастер и Маргарита» М.Булгаков вложил немало душевных сил.
Создавая своё итоговое произведение, Михаил Афанасьевич до конца своих дней искал лучшее отображение своих замыслов. Он постоянно вносил поправки, вводил новые персонажи, менял название романа для того, чтобы наиболее полно донести до читателя свои морально-философские мироощущения. Булгаков достиг своей цели, так как это подтверждает Г.Лесскис, который пишет в своей статье «Последний роман Булгакова», что «Мастер и Маргарита» - бесспорно, лучшее произведение Булгакова».
Одна из главных идей автора романа – свобода. Та самая возвышенная, идеализированная свобода, о которой мечтало и будет мечтать человечество, которой посвятили свои бессмертные труды гениальные мастера пера и кисти, ради которой проливалась кровь в многочисленных революциях и войнах. Ах, это сладкое слово свобода!
Как же понимают и «чувствуют» свободу герои романа? Возможна, осуществима ли она в той мере, параметры которой видятся обществом в мечтах?
Пожалуй, самой СЏСЂРєРѕР№ Рё самобытной личностью является Решуа Га-Ноцри – прототип библейского РРёСЃСѓСЃР° Христа. Его продают Р·Р° тридцать монет, арестовывают РїРѕ ложному обвинению, истязают Рё, наконец, приговаривают Рє смерти. Р, тем РЅРµ менее, Решуа РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ РІРёРЅРёС‚, РЅРё РЅР° РєРѕРіРѕ РЅРµ «держит Р·СѓР±В». Р’ глубине его глаз искриться никем непостижимая тайна, РєРѕРіРґР° РѕРЅ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Понтию Пилату, что Р¶РёР·РЅСЊ может отнять лишь тот, кто дал её.
Поэтому, несмотря РЅРё РЅР° что, Га-Ноцри считает себя свободным: свободомыслие Рё СЃРІРѕР±РѕРґР° РґСѓС…Р° – это РґРІР° крыла вольной птицы, РЅРё арестовать, РЅРё казнить которую невозможно. Превыше всего Решуа ценит полную внутреннюю СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, исключающую следующие понятия: трусость, злость, РѕР±РёРґР°, зависть, ненависть.
То есть всё то, что свойственно негативному и тёмному.
Рто главное качество Решуа РјС‹ можем наблюдать РІ Мастере. Р’ добровольной изоляции РѕС‚ внешнего РјРёСЂР°, окружённый любовью Рё заботой любимой женщины РѕРЅ создаёт роман, ценность которого заключается, прежде всего, РІ том, что это РїСЂРѕРґСѓРєС‚, плод независимого РѕС‚ РґРѕРіРј, партийно-идеологической ориентации советской литературы того времени творчества, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ полёта
Мельпомены. Только в союзе вдохновения и отсутствия всякого насилия над собой Мастер мог написать свой роман. Для него свобода – это творить то, чего хочется, несмотря ни на какие трудности.
Рменно поэтому время созидания романа для Мастера Рё Маргариты было самым счастливым. Рто было простое человеческое счастье, ощутить которое РѕРЅРё РІРЅРѕРІСЊ хотели сполна, РїРѕРїСЂРѕСЃРёРІ Воланда вернуть РёС… РІ любимый, уютный подвал.
Но всё течёт, всё меняется. Поэтому после всего пережитого им вряд ли пришлось бы испытать прежнее чувство свободы и любви в прежнем помещении, в прежних условиях.
Однако вольнолюбивая натура Маргариты отвергает чувственный, духовный застой. За право жить так, как она хочет, за право любить и быть любимой она отказывается от всего, что, казалось бы, нужно женщине для счастья: щедрый, обожающий её муж, шикарная квартира в престижном доме, деньги. У неё было всё, о чём мечтает женщина, но не было любви, не было ощущения свободы. Поэтому она, не оглядываясь, без сожаления порывает со старой, комфортной, благоустроенной, сытной и красивой жизнью в «золотой клетке», вырывается на волю во имя своего любимого человека, которого «угадала» из тысяч людей.
Рменно РІ праве самостоятельного выбора образа, направления Р¶РёР·РЅРё
Маргарита видит цель и смысл свободного существования. Она сделала свой выбор и ни о чём не жалеет.
В крохотной подвальной квартирке, затерянной в переулках Арбата, два любящих сердца купаются в счастье, щедро наполненном свободой, независимым творчеством и безусловной любовью. РМаргарита, и Мастер ради сохранения свободы и любви готовы принять предложение Воланда, посулившего им полную, недоступную в реальной жизни свободу. «Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там», - не зная радоваться или огорчаться, говорит Мастер.
РРґСЏ РїРѕ направлению Рє вечному РґРѕРјСѓ, дарованному Воландом, слушая струящиеся, как ручей, слова идущей СЂСЏРґРѕРј Маргариты, Мастер чувствовал, что кто-то отпускал его РЅР° СЃРІРѕР±РѕРґСѓ, как сам незадолго РґРѕ этого отпустил РёРј созданного героя. Ртеперь, приближаясь Рє своему вечному РґРѕРјСѓ, обвитому вьющимся виноградом, призывно Рё многообещающе смотрящему венецианским РѕРєРЅРѕРј, Мастер надеется обрести РїРѕРєРѕР№, РїРѕРєРѕР№ Рё ещё раз РїРѕРєРѕР№. РќСѓ что Р¶, весь РіСЂСѓР· пережитого даёт ему право РЅР° эту надежду.
Р Решуа Га-Ноцри, Рё Мастер, Рё Маргарита считают себя вполне свободными. РќРѕ действительно ли РѕРЅРё СЃРІРѕР±РѕРґРЅС‹ РїРѕ-настоящему?
Многовековые размышления наимудрейших умов человечества над понятием
«свобода» пришли к стойкому его определению: свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Прочитав же роман от корки, до корки, мы обнаруживаем, что трио вышеназванных героев не совсем свободно: полной, абсолютной свободы нет и быть не может. Абсолютная свобода – миф, мечта, необходимые человеку в суровой действительности жизни.
Рљ примеру, Решуа несвободен обращаться Рє прокуратору Рудеи РІ соответствии СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё желаниями Рё убеждениями: добрый человек. Крысобой его заставляет, ударив «небрежно Рё легко»: «Римского прокуратора называть - игемон», - принять общепринятое обращение. Таким образом, СЃРІРѕР±РѕРґР° Решуа ограничивается застенками, становясь ограниченной.
Свобода Мастера уязвима также. Критики от литературы безжалостно и хладнокровно втаптывает её в одинаковую серость «советчины». В стенах дома сумасшедших Мастер может смело говорить всё, что желает, но территория этой свободы не выходит за рамки, границы владений профессора Стравинского.
Рмея СЃРІСЏР·РєСѓ ключей, Мастеру легко вырваться РёР· клиники, однако РѕРЅ этого РЅРµ делает. «Я РЅРµ РјРѕРіСѓ удрать отсюда РЅРµ потому, что высоко, Р° потому, что РјРЅРµ удирать некуда», - РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕРЅ своему соседу, прекрасно понимая, что возврата РІ отвергнувший его РјРёСЂ нет.
Мы видим, что и с Маргаритой не всё однозначно. Во-первых, летая над
Москвой и совершая хулиганские проделки, её свободный полёт, дарящий ощущение совершенного освобождения от всего, ограничен временем действия мази из золотой коробочки и прихотью сатаны. Во-вторых, её счастье, любовь и свобода, наконец, находятся в полной зависимости от Мастера. Достаточно вспомнить, как Маргарита постарела за то время, когда Мастер находился в клинике для душевнобольных.
РР· всего вышесказанного следует, что для булгаковских героев СЃРІРѕР±РѕРґР° – СЃРІРѕР±РѕРґР° желания, РґСѓС…Р°, мыли Рё творчества. Р’ этом РёС… право, достойное подражания. РЎРІРѕР±РѕРґР° РёС… частична лишь потому, что той СЃРІРѕР±РѕРґС‹, Рѕ которой мечтает, быть может, каждый человек, нет РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ.
Существует только всегда Рё везде ограниченная либо законами государства, либо моральными критериями СЃРІРѕР±РѕРґР°. Рто так Рё должно быть, это правильно.
РР±Рѕ СЃ воцарением всеобъемлющей СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РєРѕРіРґР° каждый будет делать Рё говорить РІСЃС‘, что ему вздумается, наступит анархия, Рё человечество ждёт трагический конец. Рђ нам это надо?